Сближая повествование святого Луки с повествованием святого Матфея, ясно, что спор, возникший среди апостолов, возбужден был вопросом, который мать апостолов Иакова и Иоанна предложила Иисусу Христу ради своих детей. Она просила для них двух первых мест в Его царстве. Иисус Христос положительно не говорит ей того, что Он отдал уже первое место Петру. А этот ответ был бы очень естественным и даже необходимым, если бы святой Петр в самом деле был облечен высшею властью. Десять апостолов пришли в негодование по поводу честолюбивого вопроса, который Иаков и Иоанн предложили при посредстве своей матери; Иисус Христос немедленно преподает наставление, которое мы привели и которое непосредственно предшествует тексту, на котором римские богословы думают основать свою систему ( Мф.20:20 и след.). На основании указанного контекста уже можно оценить силу их предполагаемого доказательства. Папы приводят в пользу свою еще следующее место Евангелия святого Иоанна (21:15 и след.): «Иисус сказал Петру: «Симон Ионин! любишь ли ты меня больше, нежели они?» Он отвечал Ему: «так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя». – Иисус сказал: «паси агнцев Моих». Еще говорит ему в другой раз: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня?» Петр говорит Ему: «так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя». – Иисус говорит ему: «паси овец Моих». Говорит ему в третий раз: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня?» Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня и сказал Ему: «Господи! Ты все знаешь! Ты знаешь, что я люблю Тебя». Иисус говорит ему: «паси овец Моих». На основании этого текста римские богословы рассуждают следующим образом: «Иисус Христос поручил святому Петру, в обширном смысле, заботу пасти агнцев и овец; но агнцы суть верующие, а овцы суть пастыри; следовательно Петр, и в лице его преемники его, получили высшую власть над пастырями и верующими». Чтобы рассуждение это было правильным, надобно было бы доказать, что: 1) служение, вверенное Петру, не было вверено и другим пастырям Церкви; что 2) агнцы означают верующих, а овцы – пастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Св. Петр знает одного только верховного начальника пастырей, Иисуса Христа. Что же касается его самого, то он есть лишь сотоварищ пастырей по священству; он не говорит ни о своем первенстве, ни о своем верховенстве. Он не превозносится над остальными пастырями Церкви; напротив, он обращается к ним как к братьям своим и равным ему, ссылаясь, при сообщении своих советов, только на качество свидетеля страданий Иисуса Христа и своей будущей славы, которая ему была открыта на Фаворе. Во всех книгах Священного Писания мы не встретим ни одного текста относительно занимающего нас предмета, где бы Иисус Христос не был признаваем единственным главою всей Церкви и где бы вся церковь не была признаваема единою и тождественною, составленною из верующих, равно как и из пастырей. Эти пастыри получили от Иисуса Христа необходимую власть для надлежащего управления Церковью . Этого нельзя оспаривать. Равным образом нельзя отвергать и того, что власть, дарованная апостолам, была передана их законным преемникам; ибо Церковь и общество пастырей, по учению Иисуса Христа, должны продолжаться во все века. Прежде оставления земли, Иисус Христос сказал своим апостолам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.23:1220 ). Таким образом, Иисус Христос непрестанно пребывает с обществом пастырей Церкви. Именно им Он сказал в лице апостолов: «Слушающий вас, Меня слушает; отвергающий вас, Меня отвергаете. Именно им также Он сказал: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин.20:2223 ). Эту власть, дарованную апостолам всем вообще, Иисус Христос обещал и святому Петру в частности, и в тех же самых выражениях. Вот одно из доказательств, приводимых папами в защиту своей теории о власти – особенной и высшей, полученной ап. Петром от Иисуса Христа, и от него переходящей к ним; но они не замечают, что эта власть дарована всем, что она была обещана ап. Петру не лично, но всем апостолам в его лице. Таково замечание святого Киприана и большинства отцов Церкви. Но папы приводят еще другие тексты в защиту этой теории. Мы рассмотрим их. Вот первый:

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Священник: „ Многомилостивый Владыка, Господи Иисусе Христе Боже наш, по молитвам Всепречистой Владычицы нашей Богородицы и Вечнодевы Марии, силою Многочтимого и Животворящего Креста , по ходатайству честных, небесных бесплотных Сил великого славного Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, святых славных и всехвальных Апостолов, святых славных и победоносных мучеников, преподобных и Богоносных отцов наших, святых отцов наших и вселенских великих учителей и святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, святого отца нашего, Мирлнкийского Архиепископа Николая Чудотворца, святых равноапостольных славянских учителей Кирилла и Мефодия, святого равноапостольного великого князя Владимира, святых отцов наших всей России чудотворцев: Михаила, Петра, Алексия, Ионный Филиппа, святых и праведных богоотцов–Иоакима и Анны, (святых дня и храма) и всех святых Твоих, сделай нашу молитву благоприятной, даруй нам оставление прегрешений наших, покрой нас покровом крыльев Твоих, удали от нас всякого врага и противника; умиротвори, Господи, жизнь нашу; будь милостив к нам и ко всему миру Твоему и спаси души наши, как Благий и Человеколюбец». Народ: «Аминь». Поются стихиры на стиховне с припевами стихов: в субботу — 1 стих: «Господь царствует; Он облечен величием». 2. «Потому вселенная тверда, не подвигнется». 3. «Дому Твоему, Господи, принадлежит святость на долгие дни». (Пс. 92; 1–5). В будни же — 1 стих: «К Тебе возвожу очи мои, Живущий на небесах. Вот, как очи рабов обращены на руку господ их, как очи рабы — на руку госпожи ее, так очи наши к Господу Богу нашему, доколе Он помилует нас». 2. «Помили нас, Господи, помилуй нас; ибо довольно мы насыщены презрением. Довольно насыщена душа наша поношением от надменных и уничижением от гордых». (Пс. 122; 1–4). «Слава и ныне»; богородичен… и поется молитва Симеона Богоприимца: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты приготовил пред лицем всех народов, Свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля». (Лук. 2; 29–32). Трисвятое, «Пресвятая Троица…» и «Отче наш…» (стр.. 4). Священник: «Ибо Твое есть царство и и слава, Отца и Сына и Святого Духа ныне и всегда и во веки веков».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=781...

«Священство, – отмечается в другом догматическом документе «Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной», – именуемое таинством, заповедано апостолам от Христа. Посвящение производилось чрез возложение рук их и до ныне производится по преемству епископов, наследовавших апостолам для раздаяния Божественных таин и попечения о человеческом спасении, как сказал апостол: «Итак, каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих ( 1Кор. 4, 1 ). Сия должность заключает в себе две принадлежности. Во первых, силу и власть разрешать грехи человеков, ибо о сем сказано: «Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе ( Мф. 18, 18 ) . Во вторых, власть и силу учить: « Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа ( Мф. 28, 19 ) . Итак, Христос послал апостолов на проповедь , а апостолы, рукоположившие других, послали их на то же дело, как явствует из слов святого Луки: «Тогда возложили руки на их и они приняли Духа Святого ( Деян. 8, 17 . Также: «Когда они служили Господу(то есть, когда приносили бескровную жертву Богу) и постились Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому я призвал их. Тогда они совершили пост и молитву, и, возложив на них руки, отпустили их ( Деян. 13, 2, 3 ) . И Павел говорит: «Рук ни на кого не возлагай поспешно ( 1Тим.5:22 ) . По сему рукоположению и преемству, никогда не прерывающемуся, те только имеют власть наставлять, в спасительном учении, кои посланы на сие дело, а которые не посланы и не избраны на сие, те ни под каким видом не должны приступать к нему, по словам апостола Павла: «И как проповедовать, если не будут посланы? ( Рим.10:15 )» 34 . Происходит это так. Епископ возлагает руку на главу рукополагаемого, причем при епископской хиротонии это происходит более торжественно: первенствующий архиерей возлагает «десницу» на рукополагаемого, а другие архиереи правые руки возлагают на его голову, а левыми поддерживают лежащее на его голове евангелие. Затем епископ возвещает об избрании, назначении и определении к рукоположению в степень, приглашает всю церковь помолиться, чтобы совершилось таинство, и возглашает:

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

Симон же сказал: «От господа было мне свидетельство, я сам слышал о тебе это из пречистых уст святого его образа, потому и молю тебя — как о своих черноризцах, так и обо мне, грешном, помолись, и о сыне моем Георгии, и до последних рода моего». Святой же, обещавши ему это, сказал: «Не о них единых молюсь я, но и обо всех, любящих это святое место ради меня». Тогда Симон поклонился до земли и сказал: «Не уйду, отче, от тебя, если писанием своим не удостоверишь меня». Преподобный же, побуждаемый любовью к нему, написал такую молитву: «Во имя отца и сына и святого духа», что и доныне вкладывают умершим в руку. И с тех пор утвердился обычай класть такое письмо с умершим, прежде же никто не делал этого на Руси. Написано же было и это в молитве: «Помяни меня, господи, когда придешь во царствие твое, чтобы воздать каждому по делам его, тогда, владыка, и рабов своих, Симона и Георгия, сподоби справа от тебя стать, в славе твоей, и слышать благой твой глас: «Придите, благословенные отцом моим, наследуйте уготованное вам царство от создания мира». И попросил Симон: «Прибавь к этому, отче, чтобы отпустились грехи родителям моим и ближним моим». Феодосии же, воздев руки к небу, сказал: «Да благословит тебя господь от Сиона, и да узрите вы благодать Иерусалима во все дни жизни вашей и до последнего в роду вашем!» Симон же принял молитву и благословение от святого как некую драгоценность и дар великий. Тот, кто прежде был варягом, теперь же благодатью Христовой стал христианином, просвещенный святым отцом нашим Феодосием; оставил он латинское заблуждение и истинно уверовал в господа нашего Иисуса Христа со всем домом своим, около трех тысяч душ, и со всеми священниками своими, ради чудес бывших от святых Антония и Феодосия. Этот Симон был первым погребен в той церкви. С тех пор сын его, Георгий, великую любовь имел к святому тому месту. Этого Георгия послал Владимир Мономах в Суздальскую землю и поручил ему сына своего, Георгия. Спустя много лет сел Георгий Владимирович в Киеве; тысяцкому же своему Георгию, как отцу родному, поручил область Суздальскую.

http://sedmitza.ru/lib/text/438026/

Сравнительно легко писать о полководце, философе или о политике, поскольку их деятельность проходит на глазах у людей. Другое дело — святой, ибо он живет по принципу: «у тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе. И когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят на сомнищах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, который втайне» (Мф 6:3-6). Жизнь святого проходит при наглухо запертых дверях: добрые дела он совершает так, чтобы их не видели, молится у себя в келье и постится, как заповедано в Евангелии, так, что его окружающие не обращают на это никакого внимания, — в противном случае он уже не святой. Среди первых русских святых в нашей истории заметное место занимает князь Игорь Ольгович (умер в 1147 году), получивший великокняжеский стол от своего брата Всеволода и менее чем через две недели после этого смещенный с него Изяславом, попавший в темницу и затем убитый. В последний год жизни он в качестве заключенного перемешался из монастыря в монастырь и, возможно, был пострижен в монахи. Других фактов источники не сообщают, и тем не менее киевляне в первые же годы после смерти князя-неудачника начинают почитать его как святого. Одним из свидетельств является и то, что его младший брат, Святослав, называет именем покойного князя Игоря своего родившегося на Пасху в 1151 году сына, будущего героя «Слова о полку Игореве». Как политик Игорь Ольгович в историю не вошел, но зато ни Ярослав Мудрый, ни Владимир Мономах, ни Всеволод Большое Гнездо, которые были, казалось бы, того достойны, не были прославлены как святые. Конечно, Игорь был убит, погиб, подобно Борису, Глебу или Андрею Боголюбскому, как мученик и страстотерпец, но в летописях упомянуто множество погибших мученически князей, не причисленных к лику святых. К тому же князь Игорь почитается не как мученик, а как блаженный, то есть не в силу мученической кончины, а за свое житие. В чем проявлялась святость его жития, мы не знаем, но это скорее правило, чем исключение: жизнь святого проходит «втайне», а в результате подвиг его становится известен всем. В этом один из главных парадоксов святости.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

Таков исторический корень эсхатологической идеи отпадения, которую впрочем можно проследить и еще дальше. —46— В 2Пар.29:19 и 33:19 словом ποστασα, евр. , названо идолослужение при царях Ахазе и Манассии, выразившееся при Ахазе в закрытии врат дома Господня и кощунственном надругательстве над священными сосудами, и при обоих царях – в принесении жертв богам языческим на высотах. У прор. Иер.2:19 словом ποστασα, евр. , названо отступничество иудейского народа от служения истинному Богу, выразившееся в его служении ассирийским и египетским богам: «Накажет тебя нечестие твоё и отступничество (ποστασα) твоё обличит тебя; итак познай и размысли, как худо и горько то, что ты оставил Господа Бога твоего, говорит Господь Бог твой». У пр. Даниила ποστασα имеет смысл также религиозный. В Дан.8:23 Даниил говорит, что в конце царствования четырех царей восстанет в лице Антиоха Епифана враг священной жертвы, «когда отступники исполнят меру беззаконий своих», т. е. доведут до конца своё отпадение, под которым разумеется отпадение от святого завета Божия. В Дан.11:30 о том же враге святого завета мы читаем: «и озлобится он на святой завет и исполнит своё намерение и опять войдет в соглашение с отступниками святого завета», которые в ст. 32 названы безбожниками, нечестивыми, в противоположность «разумным» в Дан.12:3 . У пр. Осии в Ос.14:2 ποστασα, евр. означает отпадение Израильского народа от Иеговы: «Обратись, Израиль, к Господу Богу твоему, ибо ты упал от нечестия твоего». Таким образом в Ветхом Завете ποστασα употребляется в смысле религиозном. Но если мы примем во внимание то обстоятельство, что святой завет с Богом стремился урегулировать не только религиозно-нравственную, но и гражданско-общественную жизнь евреев, то не будет противоречием ветхозаветной библейской мысли понимать ποστασα в смысле религиозно-политическом. А если мы вспомним, что и ап. Павел смотрит на власть, как на выражение Божественного миропорядка, то понимание ποστασα в смысле религиозно-политическом не будет противоречить новозаветным библейским представлениям.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Утром, когда, по повелению царя, пришли за Петром, то все удивились, что с ним сделалось. 350 Ирод, в ярости, судил стражей, велел их казнить и отправился в Кесарию. Он раздражен был на Тирян и Сидонян и хотел наказать их, но они покорились, а потому призвал к суду своему только одних уполномоченных. В назначенный день Ирод явился во всем царском величии, сел на возвышенном месте и говорил к ним. «Это голос Бога, а не человека!» восклицал народ. Упоенный лестью Ирод, действительно считал себя почти Богом, но вдруг Ангел Господень поразил его и он, будучи изъеден червями, умер. 351 Человек этот, издевавшийся над Иисусом, по законам вечной премудрости должен был умереть постыдно, среди своей гордыни. С прекращением же жизни его, прекратилось гонение и Церковь продолжала распространяться. 352 Варнава и Савл на Кипре. Савл меняет имя на Павла Варнава и Савл, выполнив в Иерусалиме то, 353 что им было препоручено, возвратились в Антиохию и привели с собой Иоанна прозванного Марком, племянника Варнавы. 354 Пророки и учители, бывшие во главе этой Церкви были тогда: (в 46 г.) Варнава, Симеон, называемый Нигер, Луций из Киринеи, Манаил совоспитанник Ирода четверовластника, и Савл. Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: «Отделите мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их». Тогда, совершив пост и молитву, они возложили на них руки и отпустили. Бог, избрал сих двух Апостолов, которым уже сообщил дары Духа Святого, однако Ему благоугодно было, чтобы Церковь в лице представителей своих возложила на них руки, сопровождая внешнее действие постом и молитвою. Пост, при самом начале Церкви был уже в обычае и считался средством благоугождения Богу. Неизвестны подробности действия трех пророков и учителей, возлагавших руки на Варнаву и Савла. 355 Оба апостола, 356 под водительством Духа Святого, пошли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр. Прибывши же, в Саламину, столицу острова, они проповедовали слово Божие в синагогах Иудейских. Иоанн Марк содействовал им. Они прошли весь остров до Пафа, где нашли волхва и лжепророка, иудеянина Элима Вариисуса, который был близок к римскому проконсулу Сергию Павлу правителю острова. Сергий Павл был муж разумный и желал слышать Варнаву и Савла, но волхв Элима тому противился, употребляя все старания отвратить проконсула от веры. Но Савл, изменивший имя свое на имя Павла, сопротивлялся влиянию волхва, и однажды, исполнившись Духа Святого и устремив на него взор, сказал: «О исполненный всякого коварства и злобы, сын диавола, враг всякой правды! Перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних? И ныне се рука Господня на тебе: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени». Вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал вожатого. Чудо это было в присутствии проконсула, который был до того поражен, что уверовал, дивясь учению Господню.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

138. " Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых, и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей; но в законе Господа воля Его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет " . 139. В этой заботливости о достойном погребении усопших братий, очевидно, сказывается искреннее желание загладить грехи прежнего образа жизни. 140. Один из обычных способов искушения. " Сатана нередко покушался прельстить меня златом, — говорит святой Антоний, — златом, которое для того и приносил, чтобы или обольстить мои глаза или осквернить мои руки " . Жизнеописание святого Антония/Сост. св. Афанасием. 30, 40. 141. Свидетельство глубокой христианской древности о молебствиях на полях! 142. Основателем манихейства признается Манес, родом вавилонянин, живший в III веке. Его заблуждения произошли от смешения древней персидской религии Зороастра с христианскими понятиями. Основные положения манихейства: 1) признание двух вечных царств света и тьмы; 2) борьба между ними; 3) происхождение мира из смешения света и тьмы; 4) необходимость освобождения частиц света из области тьмы; 5) это совершается при помощи Христа и Святого Духа; 6) признание в человеке двух душ: доброй и злой, и т.п. 143. Знамения, подобные описанному, нередко встречались в истории Церкви Божией. См., например, 36 гл. " Луга Духовного " в новом переводе. Подобное же знамение произошло в Киеве при обращении русских в христианство. " История христианства в России до равноапостольного князя Владимира " . Преосв. Макария. 265. Спб., 1846. Припомним также обращение зырян святым Стефаном Пермским. См. также в издании Миня Patrolog. cursus compl., XXI. Series latina, p. 426, прим. 3. 144. Память преподобного Ануфа или Анувия — 5 июня. Он удостоился дивных видений. В состоянии духовного восторга все существо подвижника преображалось, как бы отрешаясь от уз плоти — от всего земного, и входило как бы в соприкосновение с высшим духовным миром. В таком состоянии у некоторых подвижников замечалось просияние лица, как бы луч солнечный озарял его. В видениях ему открывались тайны мира духовного. См. прим. к гл. 51 " Луга Духовного " в новом переводе. О каком гонении говорит подвижник Ануф, решить трудно; вероятно, о гонении Юлиана Отступника.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/956/...

162. Итак, из чего составлено существо человека? Наше естество трехсоставно: человек – носитель духа, которым определяется наше отношение к истине; обиталищем духа является душа, которая есть средоточие сил для управления жизнью и распоряжения телом; и наконец – тело , которое, будучи в подчинении у души, или служит духу или сообщает свои хотения душе. «Ибо живущие по плоти, о плотском помышляют, а живущие по духу – о духовном» ( Puм. VIII, 5 ) «...поступайте по духу, и вы не будете исполнять вождилений плоти. Ибо плоть желает противного духу» ( Гaл. V, 16, 17 ). 163. Что значить понимать духовно какую бы то ни было мысль или какое нибудь жизненное положение? Духовное разумение состоит в том, чтобы применять к явлению жизни суждение, которому мы научены Божественным Откровением. «Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия« ( 1Кор. 11,11 ). »Душа наша потому называется душою, что она дышет духом Божиим, т.е. она так называется от Духа животворящаго» (Свят. Иоанн Кроншт. «Моя жизнь во Христе», т. II, стр. 364). 164. Значит ли это, что дух человека соприкасается с Духом животворящим? Да, дух по своей природе должен быть обращен к Богу и получает благодатные дары от Бога. Потому что Бог одарил духом человеческую душу при ея сотворении. «Светилник Господень – дух человека, испытывающий все глубины сердца« ( Прит. ХХ, 27 ). »Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» ( 1Фec. V, 22, 23 ). 165. Каким путем дух удостаивается посещения Духа Божия? Чрез поклонение Богу «в духе и истине» ( Uoah. IV, 24 ). Посредством Сына Божия, Который есть Истина ( Uoah. XIV, 6; XVII, 17 ). Сей Истине свойствен Дух Истины ( Uoah. XV, 26 ), Который от Отца исходит. Приятие нашим духом Истины есть приятие Святого Духа. Там присутствует Дух Истины, где действует Святая Истина, и наоборот: где действует Святой Дух, там обильнее явление Истины ( Uoah. XVI, 14 ). Потому наш дух не может войти в общение с Богом помимо Христа, и Христа познать без посредства Святого Духа (по Еп. Игнатию Брянч. «Аскетич. пропов.», т. III, стр. 222).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010