Точное определение о Святом Духе дано II-м Вселенским Константинопольским Собором, составленным из 150-ти св. Отцев в 381-м году . Послание Софрония, патриарха Иерусалимскаго, одобренное VI-м Вселенским Собором, говорить: «Верую и во единого Духа Святаго, вечно от Бога и Отца исходящого и признаваемого Светом и Богом». 151. Что обозначает наименование Духа Святого в Символе – Господом животворящим? Святой Дух назван Господом, как истинный Бог ; так и Сын Божий назван Господом, так и Отец. Божеское имя присвоено Святому Духу и в Писании: «.. для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому . . Ты солгал не человеку, а Богу» ( Дeяh. V, 3, 4 ). Животворящим Святой Дух назван потому, что подлинная жизнь есть жизнь духовно оживотворенная, ее дает Бог – Святой Дух, вместе со Отцем и Сыном : " Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие« ( Uoah. III, 5 ). 152. Почему Символ Веры указывает и Православная Церковь учит, что Святой Дух «исходит от Отца», но не от Отца и Сына, как учат некоторыя неправославный вероисповедания? Потому что Господь Иисус Христос, открывший нам святую истину во всем, сказал ученикам истину о Святом Духе в точных словах : " Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне« ( Uoah. XV, 26 ). II-й Вселенский Собор, трудившийся в период благого единства Церкви, выразил ея единый голос установлением 8-го члена Символа Веры о Святом Духе. А III-й Вселенский Собор в 431-м году «седьмым правилом» вынес запрещение составлять иной, новый символ веры , этим решительно подтверждая истину Символа «Никео-Цареградскаго». 153. Какия изречения Священного Писания могут служить основой для веры в единосущность Святого Духа с другими Лицами Святой Троицы? «Идите, научите все народы, крестящс их во имя Отца и Сына и Святого Духа« ( Mф. XXVIII, 19 ). »Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога Отца и общение Святого Духа со всеми вами. Аминь» ( 2Kop. XIII, 13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

147. Не открыты ли нам хоть некоторые признаки близости пришествия Христова? Некоторые признаки мы знаем из Слова Божия, именно: уменьшение между людьми веры и любви; умножение всяческих пороков человеческих и стихийных бедствий; просвещение всех народов светом Евангелия; появление антихриста. 148. Кто такой антихрист? Воплощение зла, сперва тайнаго, а затем насильственнаго. Писание указывает на два вида этого зла; 1) дух антихристов , который начинается с отрицания Воплощения Сына Божия и тайно сеет в человечестве зло посредством разновидного обмана; этот дух уже появился, когда проповедывали апостолы и с веками возрастая, всецело охватит жизнь мира; это будет признаком времен последних, предшествующих концу и Последнему Суду; 2) наконец появится сам антихрист , исполнитель воли сатаны, личность, собравшая в себе все, противобожеское; сперва лживыми посулами, даже совершением чудес, а потом насилием, антихрист придет к единовластию, которое обратить к истреблению христианства. Но »Господь Иисус Христос убьет его духом уст Своих«. ( I Uoah. IV, 3; II, 18 ; 2Фec. II, 8–10 ). § 44. Разбор восьмого члена символа 149. Что провозглашаете 8-й член Православного Символа Веры ? Провозглашает: «(Я верую) и в Духа Святаго, животворящого Господа, Который исходить от Отца, Ему покланяются и Его прославляют совместно и наравне со Отцем и Сыном, Он говорил через пророков ». Православное учение о Святом Духе, внушенное Священным Писанием, утверждает и показывает, что Святой Дух есть третие живое Лицо Триединого Бога, отличное от Отца и Сына, но не есть безликая сила Божия, ни тем паче, сила, Богом сотворенная . Особенно противоречащим Слову Божию является мудрование, будто Святой Дух есть только благодатное одушевление верующого человека. 150. На чем основана вера православных во Святого Духа и кем дано Церкви верное о Святом Духе учение? Наша вера во Святого Духа основана на указаниях Священного Писания, наприм .: " ...но что дано будет вам в тот час, то и говорите: ибо не вы будете говорить, но Дух Святый» ( Mk. XIII, 11 ); «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» ( Uoah. III, 6 ); «...и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь...» ( Лyk. III, 22 ), «Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии» ( Puм. VIII, 16 ). Эти изречения указывают на ипостасное значение Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

157. Как выражено в Писании, что Святой Дух говорил через пророков, а после Христа – через апостолов? " Ибо никогда пророчество не было произнесено по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» ( 2Nem. I, 21 ). Пророкам было открыто, «что не им самим, а нам служило то, что было ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес» ( 1Nem. I, 12 ). 158. Являлся ли Святой Дух во образе телесном? При Крещении Спасителя, в знамении открывшейся Троицы, Святой Дух был опознан св. Иоанном Крестителем в голубе, слетевшем ко Христу ( Mk. I, 10 ). Святый Дух сошел видимо: на Божию Матерь и Апостолов в Пятидесятницу, приняв образ засиявших языков пламени над каждым из участников собрания ( Дeяh. II, 3 ). 159. Если Сын Божий запечатлен в нас живым вочеловечившимся образом, то какнм образом может быть в нас запечатлен Святой Дух? Святой Дух является и познается Его действием. В священной истории действия Святого Духа проявлялись: а) в в древнем даре Боговдохновенного Пророчества; б) в Богоматеринстве Пресвятой Девы Марии; в) в Пятидесятницу – в открывшемся даре Апостолов вдохновенно проповедывать; г) в проповеди Апостолов на различных, дотоле им неведомых языках; д) в сверхчеловеческой силе мучеников, подвергнутых мучениям за Христа; е) в сохранении от искажений истин Священного Предания; ж) в соблюдении Церковью Божественной истины з) в ниспослании Даров Духа, т. е. духовных совершенств достойным верующим; и) в Божественной помощи духовно трудящимся – собрать в себе плоды своего духа. Кроме того действие св. Духа проявляется в Таинствах Церкви . 160. Всякий ли христианин может сподобиться действия в нем Святого Духа? Да. Через подвиг молитвы, приходом к Таинствам, терпеливым усвоением Христовых заповедей. «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благия давать детям вашим, насколько более Отец Небесный даст Духа Святого просящему у Него» ( Лyk. XI, 13 ). «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас» ( 1Kop. III, 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

    Народ: «Господи, помилуй» (40 раз).    «Еще молимся о сохранении нашего города (села) и этого святого храма (обители), и всякого города и страны от голода, истребления, землетрясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобной войны; чтобы благий и человеколюбивый Бог наш был милостив и снисходителен к нам, отклонил всякий гнев, надвигающийся на нас, избавил нас от заслуженного нами Своего праведного наказания и помиловал нас».     Народ: «Господи, помилуй» (40 раз).     Диакон: «Еще молимся, чтобы Господь Бог услышал голос молений нас грешных и помиловал нас».     Народ: «Господи, помилуй» (трижды).     Священник: «Услышь нас, Боже, Спаситель наш, упование всех концов земли и находящихся в море далеко, и милостив будь, Владыка, милостив к нам грешным и помилуй нас, Ибо Ты — Милостивый и Человеколюбивый Бог, и Тебе воссылаем славу, Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и всегда и во веки веков».     Народ: «Аминь».     Священник: «Мир всем».     Народ: «И в твоей душе да будет мир».     Диакон: «Головы наши пред Господом преклоним».     Народ: «Тебе, Господи».     Священник: «Многомилостивый Владыка, Господи Иисусе Христе Боже наш, по молитвам Всепречистой Владычицы нашей Богородицы и Вечнодевы Марии, силою Многочтимого и Животворящего Креста, по ходатайству честных, небесных бесплотных Сил великого славного Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, святых славных и всехвальных Апостолов, святых славных и победоносных мучеников, преподобных и Богоносных отцов наших, святых отцов наших и вселенских великих учителей и святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, святого отца нашего, Мирликийского Архиепископа Николая Чудотворца, святых равноапостольных славянских учителей Кирилла и Мефодия, святого равноапостольного великого князя Владимира, святых отцов наших всей России чудотворцев: Михаила, Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, святых и праведных богоотцов — Иоакима и Анны, (святых дня и храма) и всех святых Твоих, сделай нашу молитву благоприятной, даруй нам оставление прегрешений наших, покрой нас покровом крыльев Твоих, удали от нас всякого врага и противника; умиротвори, Господи, жизнь нашу; будь милостив к нам и ко всему миру Твоему и спаси души наши, как Благий и Человеколюбец».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Симон же сказал: «От Господа было мне свидетельство, я сам слышал о тебе это из пречистых уст святого Его образа, потому и молю тебя — как о своих черноризцах, так и обо мне, грешном, помолись, и о сыне моем Георгии, и до последних рода моего». Святой же, обещавши ему это, сказал: «Не о них единых молюсь я, но и обо всех, любящих это святое место ради меня». Тогда Симон поклонился до земли и сказал: «Не уйду, отче, от тебя, если писанием своим не удостоверишь меня».    Преподобный же, побуждаемый любовью к нему, написал такую молитву: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», что и доныне вкладывают умершим в руку. И с тех пор утвердился обычай класть такое письмо с умершим, прежде же никто не делал этого на Руси. Написано же было и это в молитве: «Помяни меня, Господи, когда придешь во Царствие Твое, чтобы воздать каждому по делам его, тогда, владыка, и рабов своих, Симона и Георгия, сподоби справа от тебя стать, в славе твоей, и слышать благой твой глас: «Придите, благословенные Отцом моим, наследуйте уготованное вам Царство от создания мира».    И попросил Симон: «Прибавь к этому, отче, чтобы отпустились грехи родителям моим и ближним моим». Феодосий же, воздев руки к небу, сказал: «Да благословит тебя Господь от Сиона, и да узрите вы благодать Иерусалима во все дни жизни вашей и до последнего в роду вашем!» Симон же принял молитву и благословение от святого как некую драгоценность и дар великий. Тот, кто прежде был варягом, теперь же благодатью Христовой стал христианином, просвещенный святым отцом нашим Феодосием; оставил он латинское заблуждение и истинно уверовал в Господа нашего Иисуса Христа со всем домом своим, около трех тысяч душ, и со всеми священниками своими, ради чудес бывших от святых Антония и Феодосия. Этот Симон был первым погребен в той церкви. С тех пор сын его, Георгий, великую любовь имел к святому тому месту. Этого Георгия послал Владимир Мономах в Суздальскую землю и поручил ему сына своего, Георгия. Спустя много лет сел Георгий Владимирович в Киеве; тысяцкому же своему Георгию, как отцу родному, поручил область Суздальскую.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Важными конструктивными элементами знаковой системы фряжской иконы становятся и другие «вещи». На холуйской иконе Ивана Афанасьева «Великие князья Владимирские чудотворцы» (илл. 123) особое значение имеют атрибуты царского достоинства корона на голове св. Александра Невского, которая повторяется вместе с его гербовым вензелем на чепраке коня, горностаевый королевский плащ, в который облачен св. Глеб, царские одежды Георгия Всеволодовича и Андрея Боголюбского. Все эти элементы могут служить иллюстрацией к истории костюма. К тому же Александр Невский представлен на коне и с мечом в руке, что усваивает всей композиции идею святости как силы и могущественного влияния. Скорее, это портрет царя, а не святого. Общий силуэт св. Александра и обращенные к нему жесты святых Глеба, Георгия Всеволодовича, Андрея Боголюбского и мученика Авраамия лишь подчеркивают репрезентативность фигуры одного из главных святых Российской империи. Икона, кстати, интересно сопоставима с распространившимися в ремесленном искусстве Палеха XIX в. изображениями св. Георгия, имеющими в основе композиции конный парадный портрет (см., например: Князева, ИП, 1994, илл. 101). На рубеже XVII–XVIII веков на иконах меняется способ бытия вещей. Стол, накрытый Авраамом для явившихся ему трех ангелов, включил предметы, которые иконописец мог видеть в придворном быту: ложки и нож, кувшин, кружку и стакан. «И поспешил Авраам к Сарре и сказал ей: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы... И взял масла и молока и теленка приготовленного и поставил перед ними; а сам стоял подле них под деревом» ( Быm. XVIII; 6:8 ). К этому описанию мастер добавил морковь и символические гроздья винограда; живущий в сакральном пространстве «натюрморт». В иконе св. Димитрия Ростовского важнейшим атрибутом святого является библиотека епископа. Изображение модели на фоне полки с книгами – черта «постренессансного» портрета. В данном случае она говорит о значении писательского труда в жизни святого, которая сразу приобретает черты биографии.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Верующие, избегая преследований, оставили Иерусалим, и чтобы избавиться от власти первосвященника и Синедриона, рассеялись по Иудеи и Самарии, став там проповедниками Христовыми. Апостолы одни только остались в Иерусалиме. Симон – отец всех будущих ересей Диакон Филипп 299 пошел в Самарию проповедуя там Иисуса Христа. Многочисленные чудеса подтверждали истину слова его. Народ внимал единодушно тому, что он говорил и приводил к нему больных и одержимых нечистыми духами, ибо они из многих выходили с великим воплем, а многие расслабленные и хромые исцелялись. И была радость великая в том городе. Находился же там некто именем Симон, который пред тем волховал и изумлял народ самарийский, выдавая себя за кого-то великого. Ему внимали все, от малого до большого, говоря: «сей есть великая сила Божия». Симон волхованиями своими давно уже отнял у многих рассудок, но успехи его прекратились с того времени, как диакон Филипп пришел в Самарию возвещать царство Божье. Мужчины и женщины крестились во имя Иисуса Христа. Уверовал и сам Симон, и крестившись, не отходил от Филиппа; а видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся. Апостолы наблюдали из Иерусалима за всем христианским обществом, составляя все вместе как бы высшую власть на управление паствы Христовой. Услышав же, что Самаряне приняли слово Божие, Апостолы послали к ним Петра и Иоанна, 300 которые, пришедши помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого, ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда оба Апостола возложили руки на них и они приняли Духа Святого. Из этого видно, что с самых первых дней Церкви уже существовало священнодействие на преподание Святого Духа, что действие это состояло в возложении рук с молитвой и что диакон Филипп не взирая на святость его и совершаемые через него чудеса, не имел права совершать этого священнодействия. С самого первого времени, в Церкви были внешние священнодействия, на сообщение божественной благодати, и действия эти имели своих особенных священнослужителей. Церковь , общество духовное, но вместе с тем и внешнее как составленное из человеков, всегда достигала духовной цели своей, через средства, подлежавшие чувствам. Однако всегда все понимали, что благодать сообщается не самим священнодействием, ни служителями Церкви, которые их совершают, но что священнодействие и служитель Церкви, совершающий оное, только видимые орудия того внутреннего действия, которым Сам Бог сообщает благодать Свою тем, кто, участвуя в священнодействии, оказывается достойным сей благодати. 301 А также в Церкви никогда не сомневались, что Бог властен сообщать дары Свои прямо, без всякого посредства священнодействий; не менее того священнодействия эти, считались всегда, обычными способами сообщения божественной благодати. События сверхестественные, нисколько не доказывают того, чтобы Иисус Христос не установил бы средств обыкновенных.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Все три иерархические степени, на которые указывает Апостол Павел, исходят от Духа Святого, а потому все они Божественного установления. В первой Апостолы (но под этим именем Павел обозначает не только двунадесятых, но также и всех, кто получил от них или непосредственно от Бога, как сам Павел, полномочие учреждать Церкви и управлять ими); во второй степени пророки, которые, хотя не имели власти апостольской, но содействовали к учреждению и управлению Церквей, наконец в третьей – учители, определенные в каждую Церковь , чтобы проповедью своей поддерживать божественное учение, принятое от Апостолов и пророков. Пророки и учители не имели пастырской власти в церквах: она принадлежала только Апостолам и тем, кому они ее вверяли. 442 В собраниях верующих правом говорить и учить пользовались не одни только пастыри. Верующие, которые чувствовали в себе на то влечение Духа Божия, и даже женщины, нередко говорили тогда в церковных собраниях; но случалось также, что слишком многие желали говорить или объяснять. Ап. Павел дает Коринфянам советы, которые достаточно объясняют нам сверхестественный характер собраний первоначальных христиан. «Когда вы сходитесь, 443 и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование – все сие да будет к назиданию. Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или, много, трое, и то порознь, а один изъясняй. Если же не будет истолкователя, то молчи в Церкви, а говори себе и Богу. И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают. Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи, ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение». Впрочем, женщинам не следовало говорить в Церкви. 444 Дар языков был весьма частым последствием сообщения Святого Духа; он был необходим для евангельской проповеди у всех народов. Но говорящий был только отголоском неба и часто сам не понимал того, что говорил, так что если кто из верующих начинал говорить в Церкви на иностранном язык, то никто его не понимал, кроме жителей той страны, где язык этот был природным и нужен был истолкователь, получивший от Святого Духа дар разумения того языка.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

И Феодосий, побуждаемый любовью к нему, пишет так: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», – даже и доныне влагают умер // шим л. 4 в руку такую молитву. И с тех пор утвердился обычай класть такое письмо с умершим, прежде же никто не делал этого на Руси. Пишет же Феодосий и эту молитву: «Помяни меня, Господи, когда придешь во царствие чтобы воздать каждому по делам его, тогда, Владыко, рабов своих, Симона и Георгия, в славе своей сподоби справа от тебя стать и слышать благой твоей глас: «Придите, благословенные Отцом моим, наследуйте уготованное вам И еще попросил Симон: «Отче, пусть отпустятся грехи родителям моим и ближним моим». Феодосий же воздел руки к небу и промолвил: «Да благословит Господь от Сиона, узрите вы благодать Иерусалима во все дни жизни вашей и до последних рода Симон же принял молитву и благословение от святого и, как некий бисер многоценный, дар. Прежде был варягом, ныне благодатью Христовой стал христианином, просвещенный святым отцом нашим Феодосием; оставил он латинскую ересь, истинно уверовал в Господа нашего Иисуса Христа со всем домом своим, около трех тысяч душ, со всеми священниками своими, ради чудес // л. 4 об. святых отцов Антония и Феодосия. Этот же Симон был первым погребен в той церкви. С тех пор его сын Георгий имел великую любовь к святому тому месту. Этого Георгия послал Владимир Мономах в Суздальскую землю, поручив ему сына своего Георгия. Спустя много лет Георгий Владимирович стал княжить в а тысяцкому своему Георгию, как отцу, передал в управление всю землю Суздальскую. Захотел же этот сын Симона оковать гроб святого Феодосия, что и сделал. Послал Георгий одного из подручных бояр своих, по имени Василий, и дал ему пятьсот гривен серебра и пятьдесят гривен золота. И Василий, взяв деньги, нехотя отправился в путь, проклиная жизнь свою и день рождения своего, и мысленно говорил: «Что это задумал старейшина наш столько богатства погубить? Какая награда ожидает его за то, что он окует гроб мертвеца? Но что даром получено, то даром и брошено! Горе же мне одному, не смевшему ослушаться! Чего ради я дом мой оставляю и кого ради иду в путь этот //

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Она есть Соборная, или вселенская или кафолическая, то есть она, по свойству своему, не есть местная, народная и временная, как например иудейская синагога, но все народы, во все времена, призваны к участию в ней и она сохраняет во всей полноте откровенное учение, – без сокращений и прибавлений; Она есть Апостольская, то есть ведет свое начало от Апостолов и исповедует учения, переданные Апостолами согласно наставлениям Иисуса Христа. Христианская Церковь , с самого ее основания, управлялась священством, а именно Священством Самого Иисуса Христа, переданным начально от Него Апостолам и избранным ученикам, а от них уже и другим. Сам Иисус Христос установил христианское священство и обозначил его обязанности следующими словами: «Дана Мне всякая власть на небе и на земли. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам: и се Я с вами во все дни до скончания века». (Ев. от Мф. 28:18–20 ). Итак, Иисус Христос пребудет постоянно со священством, которое в Нем имеет свое начало и должно продолжиться до конца мира, – при своей обязанности учить и крестить. Сверх того, на священство возложено – отпускать грехи. Иисус Христос, дунув на Апостолов, сказал им: «приимите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». (Ев. от Ин. 20:22,23 ). По установлении же таинства Святого Причащения, Он сказал Апостолам: «сие творите в Мое воспоминание». (Ев. от Лк. 22:19 ). Учить, совершать таинства, отправлять Богослужение – таковы обязанности священства, с которым, как и с Церковью, Иисус Христос пребудет до скончания века. Способ сообщения священства, употреблявшийся Апостолами, состоял в возложении рук, сопровождаемом определенными молитвами. Апостол Павел говорит ученику своему Тимофею, облеченному им во священство: «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству, с возложением рук священства». ( 1Тим. 4:14 ). «Напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе чрез мое рукоположение». ( 2Тим. 1:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010