Впрочем, Сам Господь Иисус Христос глаголет о себе: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец» ( Апок.1:8 ), т. е. всего творения, всего что происходило, что происходит и что после произойдет, ядро и сущность, дух и жизнь всех письмен, составляющих книгу Натуры и Библию. И святой Петр Апостол говорит верным: «Будьте всегда готовы всякому требующему у вас отчета в вашем уповании дать ответ с кротостью и уважением» ( 1Пет.3:15 ). Апостол Павел также говорит ученику своему Тимофею: «Я знаю в кого верую», и прибавляет: «держись начертания здравого учения, которое ты от меня слышал с верой и любовью во Христе Иисусе» ( 2Тим.1:12 −13). Эти, и подобные им изречения Богодухновенных служителей Слова, побуждают всякого христианина испытывать самого себя в вере ли он ( 2Кор.8:5 ), и чему учит вера истинная, о которой все верные воспевают в церковных собраниях, восклицая: «видехом свет истинный, прияхом Духа небесного, обретохом веру истинную», побуждают всех нас, чтобы мы исследовали самих себя, вникая в себя и учение, которое по благочестию, составляемое здравыми словами Господа Иисуса Христа ( 1Тим.4:16, 4:3 ). Дабы всякому во время свое, получить от Духа Святого такое же, исполненное радостей вечности извещение в сердце, какое имел в себе Апостол Павел, когда писал: «меня уже приносят в жертву и время моего отшествия наступило. Подвиг добрый я совершил, поприще кончил, веру сохранил. А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в оный день; и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его» ( 2Тим.4:7 −8). Трудившийся в составлении Алфавита Библии имеет, во-первых, сам нужду в этом пособии, чтобы часто, и притом в краткое время, обозревать весь круг учения христианской религии, изложенного словами Духа Святого ( 1Кор. 2:13 ). Потом служение братиям во Христе требовало этого труда, а когда Господь помог кончить это дело служения, тогда памяти сердца представилась матерь единодержавной России, царствующий град Москва; и тотчас: «Ей! Ей!» выговорилось в сердце.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Все вместе сели пить чай, вся семья: вот и третья пачка печенья пригодилась! Впоследствии отец Петр принял постриг с именем Никиты, стал архимандритом и старцем, был духовником Псково-Печерского монастыря и служил в митре, как и предсказывал отец Серафим. Духовное завещание Святого Преподобного Серафима Вырицкого «От Меня это было» Думал ли ты когда-либо, что все, касающееся тебя касается одинаково и Меня? Ибо касающееся тебя касается зеницы Моего ока. Ты дорог в очах Моих, многоценен, и Я возлюбил тебя и потому для Меня составляет особую отраду воспитывать тебя. Твоя немощь нуждается в Моей силе и безопасность твоя заключается в том, чтобы дать Мне возможность бороться за тебя. Если ты находишься в трудных обстоятельствах, среди людей, которые тебя не понимают, которые не считаются с тем, что тебе приятно и которые тебя угнетают, то помни – ОТ МЕНЯ ЭТО БЫЛО. Я – Бог , располагающий всеми обстоятельствами. Ты не случайно оказался на твоем месте, это то самое место, которое Я тебе назначил. Не просил ли ты, чтобы Я научил тебя смирению? Так вот смотри: Я поставил тебя как раз в ту среду, в ту школу, где этот урок изучается. Находишься ли ты в нужде и тебе трудно сводить концы с концами? Помни всегда – ОТ МЕНЯ ЭТО БЫЛО. Ибо Я располагаю всем твоим материальным достатком. Я хочу, чтобы ты прибегал ко Мне и был бы в зависимости от Меня. Мои запасы неистощимы. Я хочу, чтобы ты убеждался в верности Моей и Моих обетований. Да не будет того, чтобы тебе могли сказать о нужде твоей: «Вы не верили Господу Богу вашему» ( Втор. 8,13–13 ). Переживаешь ли ты ночи скорбей? Ты разлучен с близкими и дорогими твоими? Помни – ОТ МЕНЯ ЭТО БЫЛО. Я – Муж скорбей, изведавший многие искушения. Я допустил их к тебе, чтобы ты обратился ко Мне и во Мне мог найти утешение вечное. Обманулся ли ты в друге своем, в ком-нибудь, кому ты открыл сердце свое? Помни – ОТ МЕНЯ ЭТО БЫЛО. Я допустил этому разочарованию коснуться тебя, чтобы ты познал, что лучший друг твой есть Господь. Я хочу, чтобы ты все приносил ко Мне и все говорил бы Мне в молитве твоей.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

Второе стихотворение Владимира Соловьева, на сей раз рождественское во вполне календарном смысле слова, ибо датированное самым кануном Рождества, притом посвященное другу философа (который позднее напишет о нем книгу), – еще дальше, однако, от настроения благостной и благополучной идиллии: может быть, это самое суровое рождественское стихотворение за все столетия христианской веры. Перспектива, в которой здесь предстает история христианства, трагична, более того, катастрофична: да, все поругано, увы, ничто не сбереглось. Взгляд поэта не отвращается от того, что Гейне когда-то назвал «проклятыми вопросами». Мы ощущаем приближение самых последних, самых тяжелых раздумий Влад. Соловьева – об антихристе, о кощунственном искажении самого святого, о представляющейся рассудку страшно очевидной внешней неудаче самого дела Христова. Доказательство истины Божией ведется от противного: не благо, но боль совести, ясно свидетельствующей о зле как зле, сильнее всех сомнений, – она удостоверяет, что предмет веры все-таки не есть благочестивая иллюзия. Но присутствие Бога в нашей жизни реально постольку, поскольку это победа над тем, кого Евангелие от Иоанна именует князем мира сего, ибо Царство Божие и власть князя мира сего радикально несовместимы. Прощаясь с учениками перед Голгофой, Христос говорил о грядущем пришествии Духа Святого: «Он, придя, обличит мир о грехе, и о правде, и о суде: о грехе, что не веруют в Меня, и о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидят Меня; о суде же, что князь мира сего осужден» ( Ин. 16:8–11 ). Этот текст явственно предполагается не только последней строкой, содержащей прямую отсылку к нему, но и всем составом стихотворения в целом, ориентированным именно на острые мистические антитезы Евангелия от Иоанна (например, Ин. 1:5 : «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» – где «не объяла» можно также понять как «не постигла»). Все разделяется строго надвое – тьма и непостижимый, недостижимый для нее свет, ложь, отторгающая от себя истину и отторгаемая ею. Здесь открывается не утешение, но ориентир во тьме: вековечная грань между добром и злом. Ночь на Рождество

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Геннадий 2 июня 2012, 18:44 Господь сказал: " И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его: ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир " , " Если меня гнали, будут гнать и вас... " (Евангелие от Иоанна). Но ранее " Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах " . В принципе получается, что если проповедуешь Господом Богом Иисуса Христа и исполняешь заповеди его, то лучший критерий правильности твоего пути - хула и гонения. Но разве разумно обижаться на наших благодетелей - хулителей и гонителей, ведь они совершенно бескорыстно экзаменуют нас в праведности. Наверное надо любить еще больше и благославлять их. Мне представляется возможным ввести чин благославления наших: врагов, и гонителей. хулителей не Бога Отца, Сына и Святого Духа, а православных христиан за веру в Бога Отца, Сына и Святого Духа). При того обороте у Церкви появиться больше времени Благовествование. Раба Божья надежда 2 июня 2012, 06:08 Спасибо Вам, о. Владимир!!! Очень полезная и ВАЖНАЯ статья!!!! Людмила 1 июня 2012, 20:22 Хороший материал. А главное - полезный. Жаль не дойдет до широких масс.Те газеты, которые перечисляет автор, скоро канут в Лету. Как и телеканалы, насаждающие моральную грязь, бездуховность, отсутствие совести у людей.Эти все: НТВ, " Дождь и прочая ерунда, они для мало образованных людей или тех, кто страдает расстройством психики. Все пройдет, Бог хоть и милосерден, но и беспощаден в своем суде. Дмитрий 1 июня 2012, 16:26 Аминь! (к последним словам) татьяна 1 июня 2012, 12:38 Спасибо! Максим 1 июня 2012, 12:07 Спаси Господи. Всегда интересно читать статьи воцерковленных профессионалов. Никита 1 июня 2012, 08:27 О том как формируются манипулированные обсуждения в социальных сетях есть интересное профессиональное исследование Игоря Ашманова (он недавно был на диванчике у о.Дмитрия Смирнова) http://www.roem.ru/2012/05/16/newsology48064/

http://pravoslavie.ru/53932.html

«Господин мой! ничего нет сильнее обличений совести и ничего нет дерзновенней ея одобрений» (Св. Максим Исповедник на допросе). 84. Когда и как два естества Иисуса Христа, Божеское и человеческое, пришли в соединение? Божеское и человеческое естества Иисуса Христа были уже в соединении при зачатии Девы Марии, что явилось после Ея ответа Архангелу Гавриилу: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» ... ( Лyk. I, 38 ). Когда Пречистая Богоматерь родила Младенца, то в Нем уже пребывали Бог и человек . Поэтому Пресвятая достойно наречена Богородицей. 85. Кто была Пресвятая Дева Мария? 1) Она была той Девою, о Которой предсказывали в Священном Писании св. пророки. 2) Она происходила из семени праведно верующого патриарха Авраама и пророка царя Давида, от которых надлежало, по обетованию Божию, произойти Спасителю. 3) Она была посвящена Богу с детства, а в юности, дала обет девства, что навсегда сохранила. 4) Пречистая жила при Иерусалимском храме, предаваясь молитве, трудам и богомыслию; такою жизнью и смирением она достигла превысшей святости. 5) Дева Мария была Богом удостоена Благовестия о Ея великочудесном зачатии от сошествия на Нее Святого Духа и о предстоящем рождении Ею Спасителя мира. 6) Ради охранения Пресвятой Девы, по Промыслу Божию, Ее обручили праведному старцу Иосифу того же племени Авраамова и Давидова. 7) Действием Святого Духа, безмужно, в Деве Марии соткался святой плод и Она родила Богочеловека. 86. Какие тексты Писания и Предания все это утверждают? 1 . " Итак Сам Господь даст вам знамение: се Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Еммануил, что значит – с нами Бог« ( Uc. VII, 14 ; Mф. I, 23 ). 2 . " И благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» ( Быm. XXII, 18 ). Обещание св. пророку Давиду см. Uc. IX, 7 и 2 Царств VII, 12, 28 и 29. 3 . «По Божественному изволению я имею чистую, доблестную по душе Отроковицу, приими и введи Ее в храм Зиждителя» (Канон предпраздн. Введения, песнь 8, троп. 1). Историческия данныя сообщают, что по достижении девического возраста Дева Мария пребывала в здании для дев, посвятивших свою жизнь Богу и давших обет безбрачия.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Если теперь мы молимся: «да приидет Царствие Твое», то выражаем этим такое желание: «Царю Небесный, Душе Истины! Прииде и вселися в ны» – исполни сердца наши и зажги в них огонь Твоей Божественной любви! Таким образом, мы просим здесь Небесного Отца, чтобы Он, по бесконечной Своей милости, сжалился над нашей немощью и бессилием, и Сам дал нам Своего Духа Святого, чтобы Евангелие Его Царствия нашло путь в сердца наши, преодолев всякое сопротивление со стороны страстей наших, чтобы мы, познав свою слабость в борьбе с грехом, пробудили себя к вере в Его слово и спасительную силу Его благодати и, таким образом, сделались истинными чадами и наследниками Его Царствия и своей благочестивой жизнью прославляли Его имя. Если с такими мыслями и чувствами произносишь ты, христианин, эти слова: «да приидет Царствие Твое», то смело можешь надеяться, что молитва Твоя истинная, что она дойдет до слуха Отца Небесного и что Царство Его придет, наверное. Смотри только, чтобы тебе самому не оказаться лжецом в твоей молитве. Старайся больше оставлять места Святому Духу в твоем сердце, чтобы Он беспрепятственно мог сделать в нем свое дело и, не прилепляясь к миру, ищи «прежде Царства Божия и правды Его» ( Мф.6:33 ). Затем помни, что не ты один нуждаешься в Царствии Божием и утешительном пришествии Его Святого Духа и не о себе только молишься ты, когда говоришь «да приидет Царствие Твое» к нам. В нем нуждаются и другие, ты просишь его и для других. Отверзай двери твоего сердца для всех: и для тех, которые живут близ тебя, и для тех, которые еще далеко от Царства Божия блуждают во всех странах мира. Не забывай, что христианская миссия для тебя не постороннее дело, и что ты должен содействовать тому, чтобы имя Божие сделалось известным и язычникам и во всех концах мира проповедуемо было Его слово, «исполнилось время и приблизилось Царствие Божие, покайтесь и веруйте в Евангелие» ( Мк.1:15 ). Нет сомнения, что оно, это Царствие Божие, как мы сказали уже, придет и без нашей молитвы, но оно должно приближаться и через нас, через нашу молитву, через нашу любовь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Земная Церковь – воздвигнутый Господом мысленный дом для наших душ, который соединен с Церковью Небесной. 164. Что сказал Христос при создании Своей Церкви? – «И Я говорю тебе: ты Петр, и на семь камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Mф. XVI, 18 ). Древне-греческое слово «петра» значит – скала, «петрос» – камень. Господь назвал апостола Симона Ионина скалою веры, когда он исповедал, что Иисус есть Сын Божий. Таким образом основа Церкви есть вера в истину Боговоплощения . В состав Церкви входят не иные, но именно так верующие. 165. Тогда, что значит веровать в Церковь ? Мы веруем в Церковь подобно тому, как веруем в Божий Промысел, устрояющий наше спасение. Веруем в Церковь потому, что: 1) Главою Церкви является Сам Христос; 2) действием Святого Духа Церковь преисполнена Христовой благодати; 3) члены Церкви получают от Нея освящение Таинствами и в Ней утверждаются в истинной вере, что ведет их ко спасению. Со времен апостольских христиане знали, что уверовать во Христа значить присоединиться к Церкви. Так и апостол Павел поступил в Дамаске после своего обращения от иудейства к вере Христовой. ( Дeяh. IX, 18 ). 166. Что мы находим в Священном Писании о Главе Церкви, о воздействии на Церковь Святого Духа и о спасительности пребывания в лоне Церкви для христианина? " Ибо Христос для того и умер и воскрес, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми» ( Puм. XIV, 9 ). ». . И все покорил под ноги Его и поставил Его выше всею, главою Церкви» ( Eф. I, 22 ). " Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братья, что Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению« ( 2Фec. II, 13 ). 167. Чем Церковь отлична от всех других обществ в том, что касается ея членов? Отлична тем, что умершие продолжают быть членами Церкви в невидимом мире, чего не может быть в мирских сообществах. Умерший отходит душею от своего тела, но не от Церкви, которая распространяется и на небесный мир. Часть видимая, как и небесная, суть два крыла единой Церкви, составляя единый нераздельный организм, живущий одним Духом Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем ( Еф. 6, 4 ). Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери. Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей ( Притч. 29, 15, 18 ). К изложенному житию святого князя Глеба, взятому из творений преосвященного Филарета Черниговского , считаем нелишним при­бавить описание случая из жизни архимандрита Антония. В «Православном Обозрении» за 1879 год была помещена биогра­фия наместника Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Антония; в коей, между прочим, было упомянуто, что отец наместник, живши еще в миру, сомневался в нетлении святых мощей и был убежден в их исти­не мощами святого князя Глеба, почивающего во Владимирском соборе. Случай этот в биографии упомянут лишь мимоходом; но я слышал о нем подробно от самого покойного отца наместника лично, и рассказ его кажется мне так интересен, что я нахожу нелишним его обнародо­вать. Передам его словами самого отца наместника, которые я вскоре же после беседы с ним записал. «Бывши еще в миру, – так рассказывал отец наместник, – жил я в имении князя Грузинского, селе Лыскове Нижегородской губер­нии. Имея небольшое понятие в медицине, я занимался там лече­нием домашних князя и окрестных жителей. В числе моих пациен­тов были и раскольники, которых в нашем селе было очень много, по большей части богатые люди. Однажды, когда я был у одного из них, разговор наш коснулся разностей их обрядов с нашею Цер­ковью. Раскольник, разумеется, оправдывал свои обряды и обвинял нашу Церковь в отступлении от православия и в принятии новшины; а я, как умел, защищал нашу Церковь и в доказательство ее право­славия указывал ему на множество нетленных мощей, находящихся в нашей Церкви. Эх! Андрей Гаврилович! – ответил мне раскольник, – да видали ли вы сами нетленные мощи? Поверьте мне, это все монахи для доходов выдумали; ведь ни одних нет мощей и в вашей Церкви, а так только поставят гробницу, да накроют пеленою, а то, пожалуй, и положат что- нибудь наподобие мощей, да и говорят, что тут нетленные мощи! Ну, вестимо, простой народ верит, а монахи да попы доходы обирают.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

И крестился он в Иордане от Иоанна, показав обновление новым людям. Когда же он крестился, отверзлись небеса, и Дух сошел в образе голубином, и голос сказал: «Вот сын мой возлюбленный, его же благоизволил». И посылал он учеников своих проповедывать царствие небесное и покаяние для оставления грехов. И собирался исполнить пророчество, и начал проповедывать о том, как подобает сыну человеческому пострадать, быть распяту и в третий день воскреснуть. Когда же учил он в церкви, архиереи исполнились зависти и хотели убить его и, схватив его, повели к правителю Пилату. Пилат же, дознавшись, что без вины его ему передали, захотел его отпустить. Они же сказали ему: «Если отпустишь этого, то не будешь другом Цесарю». Тогда Пилат приказал, чтобы его распяли. Они же, взяв Иисуса, повели на лобное место, и тут распяли его. Настала тьма по всей земле от шестого часа и до девятого, и в девятом часу испустил дух Иисус. Церковная завеса разодралась надвое, востали мертвые многие, которым повелел войти в рай. Сняли его с креста, положили его в гроб, и печатями запечатали гроб евреи, приставили стражу, сказав: «Как бы не украли ученики его». Он же воскрес на третий день. Воскреснув из мертвых, явился он ученикам своим и сказал им: «Идите ко всем народам и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». Пробыл он с ними сорок дней, приходя к ним после своего воскресения. Когда прошло сорок дней, повелел им идти на гору Елеонскую. И тут явился им и, благословив их, сказал: «Будьте в граде Иерусалиме, пока не пришлю вам обетование Отца моего». И, когда возносился на небо, поклонились ему ученики. И возвратились в Иерусалим, и были всегда в церкви. По прошествии пятидесяти дней сошел Дух Святой на апостолов. А когда приняли обетование Святого Духа, то разошлись по вселенной, уча и крестя водою». Владимир же спросил философа: «Почему родился он от жены, был распят на дереве и крестился водою?» Философ же ответил ему: «Того ради, что вначале род человеческий женою согрешил: дьявол прельстил Адама Евою, и лишился тот рая; так и Бог отомстил дьяволу : через жену была первоначальная победа дьявола, из-за жены первоначально был изгнан Адам из рая; так же через жену воплотился Бог и повелел войти в рай верным.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И мы должны объединить Русский народ, чтобы он не ушел из ограды Церкви искать другого объединения. Вот мы составили Собор Церковный, сильный и мощный. И этот Собор должен изыскивать и наметить путь объединения Православных Русских людей около Церкви Христовой. Этим путем объединения должно стать Братство Святой Христовой Руси имени Святого Владимира. Надо принять этот идеал, вложить его в умы и сердца и с верой осуществить. Тогда Братство действительно станет истинным нашим Центром, к которому мы придем не только сами, но и привлечем всех близких нам, подготовляя себя и друг друга к служению на спасение нашего святого Отечества для прославления и возвеличения значения нашей Православной Истинной Христовой Церкви на земле, а души наши приготовим к вечности. Человеческая слава и лилия. (Легенда о лилии) 485 «И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут? Не трудятся, не прядут. Но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них». Мф.6: 28–29 Древний мир превыше всех земнородных [чтит] иудейского царя Соломона. И действительно, царь Соломон прославил великою славою народ свой, он победил всех своих врагов, он был славен своим умом, прозорливостью и правосудием. Он прославился как мудрый царь вдохновенный поэт и философ. Его царский двор блистал великолепием и ослепительной роскошью. Во всем мире не было властителя, блиставшего такой славой, как царь Соломон, сын царя и пророка Давида. Из пустынной Аравии приехала в Иерусалим царица Савская, чтобы подивиться неслыханной славой царя Соломона. Когда вошла царица Савская в зал пышного дворца Соломонова, то она была ослеплена необыкновенной роскошью: Соломон сидел на богато украшенном троне из слоновой кости, усыпанном драгоценными камнями. По сторонам трона стояли золотые изваяния львов. Трон окружала блестящая свита царских телохранителей. Сам царь Соломон сиял красотой и был одет в златотканые пурпуровые одежды. Полуденное солнце Палестины своими лучами заполняло тронный зал, где стены, потолок и пол – все играло драгоценным блеском алмазов и других камней, коими был украшен весь зал.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010