www.heraldicum.ru …В старинных переписных книгах Прионежья первая запись о существовании в поселении " на Щелейце " церкви Дмитрия Солунского датирована 1583 годом. О внешнем виде предшественниц нынешнего храма остаётся только догадываться. Церковь, обновлённая реплика которой дошла до наших дней, была построена в 1783 году. В 1834 году бревенчатые стены храма и колокольни были укрыты тесовой обшивкой, разобрано крыльцо, ведущее в храм, а колокольня с церковью объединены громоздким переходом-трапезной, существенно исказившей облик памятника. В 1868 год все шесть глав и бочки покрыты железом. В таком виде архитектурный ансамбль-двойка простоял более века – до 1972 года, когда были начаты исследования и обмеры для составления проекта будущей реставрации уникальной многоглавой церкви. Работами руководил Марк Иванович Коляда. Реставрация продолжалась до 1978 года, в её ходе были сняты обшивка и железо, полностью перебраны главки вместе с журавцами, укреплены барабаны и бочки, заменена кровля и восстановлено демонтированное в 1834 году двухвсходное западное крыльцо. Практически заново отстроена колокольня, возобновлён её искаженный нижний четверик, разобран переход-трапезная, вместо которого воссоздан крытый воздушный помост между колокольней и крыльцом. Все элементы восстанавливались по сохранившимся следам и врубкам, что сводило к минимуму вероятность несоответствия оригиналу. К сожалению, реставрационные работы в 1970-х гг. осуществлялись плотниками, не обладавшими необходимыми профессиональными навыками – халтура при работе с деревом аукнулась уже через два десятилетия. Храм стоит на берегу, сырость и ветры вкупе с недобросовестно выполненной гидроизоляцией привели к протечкам кровли, древний сруб, в семидесятые годы не подновлявшийся, начал усиленно гнить и зарастать грибком, а главы могли попросту рухнуть в любой момент, ибо вместе со сгнившими бочками держались на честном слове. К началу 2010-х гг. тот же Марк Коляда вновь забил тревогу, но решение вопроса застопорилось в силу отсутствия средств и необходимости прохождения множества бюрократических процедур.

http://sobory.ru/article/?object=00135

Северная стена храма «утоплена» в стене Никольской башни Южная – обращена к спуску на нижнюю площадку монастыря – печально известный «Кровавый путь». По преданию, здесь, перед воротами обители, государь Иоанн IV Грозный в 1570 году убил игумена Корнилия, позже прославленного в лике священномучеников. По этой дороге братия несла тело убитого к пещерам – месту погребения иноков. Есть и другая версия происхождения этого мрачного названия – по сторонам дороги издревле изобильно рос красный шалфей, известный своими целебными свойствами. Особенно живописен силуэт Никольской церкви с западной стороны. Некогда с этой стороны находилась стена, непосредственно соединяющая церковь с Тюремной башней и замыкающая «острог». Возле притвора эта стена служила основанием для двухпролетной звонницы, имеющей удивительно красивый и гармоничный силуэт. Внизу под звонницей к стене пристроили высокое крыльцо, служащее для входа в церковь на высоком подклете. С двух сторон оно украшено широкими открытыми проемами. «Малая» звонница Псково-Печерского монастыря заслуживает особенного упоминания. В XVI –начале XVIII века крыльцо Никольского храма заслоняла стена Острога. В более позднее время стену разобрали, и ее участок сохранился только под звонницей. Подобный тип звонниц – с двумя пролетами, на самостоятельном основании, но примыкающих к храму, появился в псковском зодчестве примерно в середине XVI века. Они известны преимущественно по архитектуре монастырей. Примерами этому могут служить звонницы Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря и собора Рождества Иоанна Предтечи Иоанновского монастыря (отреставрирована в старых формах в 1948 году). Звонницы Мирожского и Печерского монастырей сравнивали уже в начале ХХ столетия Действительно, обе они имеют два пролета наверху и основание в виде плоской стены. Только в первом случае проемы для колоколов расположены в два ряда (нижний ряд прорезает стену), а во втором – в один. Верхняя часть всех трех звонниц тоже очень характерна – это три массивных столпа с выемками для очепных валов (колокола на таких звонницах были предназначены для раскачивания с земли при помощи специальных шестов – очепов), с полукруглыми арками между ними, увенчанными живописными фронтончиками-городками. У городских храмов Пскова такое же завершение мы видим (вживую, или на реконструкциях) у звонниц храмов Похвалы Пресвятой Богородицы (1462 год) на Романовской (Романихе) улице (упразднена в 1787 году) и святителя Николая со Усохи (1535 год). Звонницы аналогичного рисунка, что в наши дни возвышаются над притворами церквей Петра и Павла с Буя (1540 год), Покрова и Рождества Пресвятой Богородицы от Пролома (1581-1582 годы), Святой Троицы в Доможирке (1558 год), Вознесения Господня (Старое Вознесение, 1550-е годы), были восстановлены на основе приведенных выше примеров.

http://sobory.ru/article/?object=01977

8 . От церкви Преображения Господня и святых ворот к югу двухэтажный флигель, с архиерейскими и настоятельскими кельями, простирающийся до самой юго-западной башни, длиной в 21 сажень с каменным крыльцом на монастырь. В верхнем его этаже сверх архиерейский и настоятельских келий, находятся пять небольших братских и монастырская аптека. От гостиных архиерейских комнат до упомянутой башни утверждена на столбах деревянная галерея. Между архиерейскими покоями и самой башней еще две братских келии. В нижнем этаже 9 братских келий и два покоя, из коих один назначен для столярной работы, а другой для хранения квасоваренной посуды. В самой башне 4 кельи для проходящих и прачечное послушание, а пространный верх оной назначен для сушения белья. 9 . По другую сторону святых ворот, к северу, братский флигель, также двухэтажный, на 11 саженях, называвшийся прежде до настоятеля Пахомия, казначейским; в нем 16 келий с тремя кладовыми. Как этот, так и вышеозначенный флигель, первоначально построены между 1685 и 1700 годами. Между этим флигелем и Сретенской церковью до больничного флигеля дощатый забор с воротами же, от чего образуется род дворика длиной на 12 сажень, в котором ставятся церковные дрова. Тут же в средине башни монастырская кузница. 10 . Больничный флигель, простирающийся вместе с церковью, от средней до северо-западной башни и занимающий пространство 25 сажень в длину. В нем 16 келий с сенями и двумя деревянными крыльцами. 111 . На южной стороне монастыря в расстоянии 7 сажень от юго-западной башни, обширная двухэтажная братская трапеза, внутри расписанная, с поварней, тремя кельями и службами. Для входа имеет каменное крыльцо с парадной лестницей; такое же крыльцо для входа и в поварню. В нижнем этаже пекарня; при ней комната для поклажи хлебов, чулан, квасоварня и две келии; тут же три холодных погреба. 12 К восточной стороне трапезного корпуса примкнут братский флигель с 8 кельями и деревянным крыльцом; длинной в 10 сажень. Длина обоих сих зданий 32 сажени. 13 . В юго-восточной башне палатка для хранения садовых плодов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Соответственно устройству в первом этаже было расположение покоев и наверху. В верхней трапезе было изображение Воскресения Господня с силами небесными. Рядом с верхней трапезой – первая архиерейская келья в 2 окна и вторая – наугольная – в 5 окон. Из первой кельи направо выход в сени, а из сеней выходные двери на переходы, с слуховым над дверьми окном. В сенях по левую сторону уборная в одно окно. Из наугольных келий был выход в «архиерейские» сени, где были устроены деревянные (вторые) уборные. Здесь же была лестница, соединяющая оба этажа. В этих сенях в верхнем этаж было одно окно в 60 стекол. В верхней келье были: Распятие с предстоящими Богоматерью и «прочими святыми», Пресвятая Богородица с Превечным Младенцем и великомученицею Екатериной, Пресвятая Богоматерь с Превечным Младенцем и Иосифом Обручником и Иоанном Предтече, святый Никодим, – все на полотне; картина в красных, по краям золоченых рамах, – 2 бота с флагами; картина – «всякие рыбы». Во всех этих палатах 12 столов больных, средних и малых – четвероугольных и 1 круглый дубовый «с полами на петлях железных». В «переходах» «против верхнего и нижнего жилья» и первой линии поставлены меж столпами резные из белого камня балясы – 53 цельных и 20 половинчатых. В первом этаже на переходах был обыкновенный потолок, а во втором кирпичные раскрашенные своды. Между первою и второю линиями было крыльцо из плитного камня о 8-и ступенях 1793 . Из архиерейских верхних и нижних сеней двери вели во «вторую линию», то есть во второй монастырский корпус, – в поварни. Вторая линия начиналась поварнями об одно окно. В первом этаже в поварне был очаг на фундаменте. Из поварни направо двери на переходы; над дверьми слуховое окно в две окончины по 8-и стекол. Подле дверей – окно обыкновенное, в 60 стекол. Из поварни налево двери в наугольную келью. В наугольной келье, 5 окон, печь на железных ножках белых образцов, между окошечными откосами под каждым окном по деревянной скамье Из кельи выход в первые сени. Из сеней налево двери на кирпичное крыльцо, с слуховым над ними окном в две окончины по 9-и стекол, направо – двери в уборную, с слуховым над ними окном в две окончины по 6-и стекол. В уборной одно окно в 60 стекол.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

По заднему фасу алтаря, 1) подделать кирпичем к контрофорсам отбитые части извести и обвести их карнизными поясками, исправить починкой по всем выгибам и столбам цоколь, все верхние карнизы и фронтоны, где кирпичем, где камнем, сообразно тому, какого рода будут найдены существующие остатки. Со стороны теремного дворца: 1) сломать два крыльца, 2) вынуть два ряда белого камня и заделать их места кирпичем и в том числе 15 выступов – всего – 10 погонных саженей, 3) обделать наружную каменную дверь и восстановить вновь бывшие под оными базы и колонны, 4) обделать вновь карнизы над каменными пилястрами с исправлением камнем отбитых углов, 5) сделать к двум входам крыльца со ступенями, 6) исправить обломанные верхние карнизы. Со стороны Москвы реки: 1) сломать наружное крыльцо, 2) выломать из арок вновь заделанные 6 окон с их колончатыми наличниками, 3) вынуть два ряда белого камня и подделать их кирпичем, на протяжении 11 погонных саженей, 4) подделать кирпичем две пилястры с каменными цоколями в два ряда на подобие существующих, 5) обделать каменные карнизы на столбах и в промежутках шириною – до 4-х вершков и мелких в три вершка – около 5 саженей с исправлением отбитых углов и карнизов, 6) сделать вновь каменные карнизы с острагалью и раскреповками – шириною до 8 вершков – всего 2 погонных сажени, 7) обделать кирпичем два окна с наличниками, 8) выломанные места у арок заделать и исправить, 9) произвести также исправление отбитых верхних карнизов и фронтонов, 10) устроить новое крыльцо из белого камня со ступенями. По внутренности церкви: 1) подделать отбитые для образов пилястры с их каменными базами и с исправлением прочих около столбов поврежденных баз вставкой частей из белого камня, 2) в паперти, над лестницей, подделать кирпичем выбитые два столба из под свода – один в один кирпич, а другой – в два кирпича, 3) выломать две каменные стены с украшениями их из белого камня и дверьми, 4) исправить на паперти существующие базы вставкой новых кусков, 5) исправить внутреннюю главную и боковую двери подделкой баз и отчисткой наличников их от извести, 6) подделать карниз около столбов паперти и галлереи, что ныне теплая церковь , с их острогалью всего шириной около 8 вершков, 7) обделать каменные базы и исправить отбитые и поврежденные части их, 8) сломать одну большую печь и часть новой стены около печи и две небольшие печи в алтаре и в верхнем этаже, 9) исправить свод церкви, столбы и все без исключения во всех частях оной седины и осадки проборкой и заделкой кирпичем, а также исправить в верхнем этаже разные кирпичные повреждения, 10) вынуть существующие оконные переплеты с их мест и сделать новые двойные сосновые с колодами, окраской их на масле, со стеклами и приборами к форточкам – всего разной величины рам 35, 11) снять старый существующий пол в церкви, паперти и галереи и пределах, всего 69 квадр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Оба прируба – и притвор и алтарь – перекрыты бочками с очень плавными и гармоничными боковыми изгибами. Особого упоминания заслуживает крыльцо у западного притвора. Такое крыльцо – на срубе - украшало западный вход Никольской церкви в Панилове, храма Архангела Михаила Юромско-Великодворского погоста (1685 год), а в более позднее время – Вознесенской церкви села Конецгорье (1752 год), Флоро-Лаврского храма села Ростовское (1755 год) и некоторых других. Особенностью именно Георгиевского храма Вершинского погоста стала венчающая его бочка с пологими кровлями и полицами на резных столбиках, перекрывающими лестницы по обе стороны от крыльца. Бочка и перекрытия как бы повторяют форму бочки над притвором и вторит перекрытию галереи, что создает исключительно богатый и нарядный рисунок форм. Галерея и покрытие крыльца едва не были утрачены. Их восстановили уже в музее «Малые Карелы» благодаря усилиям реставраторов Из внутреннего убранства музейные сотрудники воссоздали резной старинный иконостас Библиография: Церковно-историческое и статистическое описание церквей Сольвычегодского уезда Вологодской епархии. 1854 год. Цит. по: ВЕВ. 1875. С. 211; ИИАК. Пг, 1915. Вып. 61. С.: 25-26. Цит. по: Крохин В.А. Система построения формы в древнерусском деревянном зодчестве XVI-XVIII веков. С.: 197-246//Вопросы охраны, реставрации и пропаганды памятников истории и культуры. М., 1976. Вып.4. С.: 204 Уникальные памятники архитектуры в собрании Архангельского государственного музея «Малые Корелы». Архангельск, 2004. С.: 19 Забелло С., Иванов В., Максимов П. Русское деревянное зодчество. М., 1942. С.: 91 Красовский М.В. История русской архитектуры: Деревянное зодчество. Пг., 1911. С.: 268, 269 Грабарь И.Э. История русского искусства. Спб., 1910. Т.1. С.: 359, 363, 370 Ополовников А.В. Сокровища Русского Севера. М., 1989. С.: 200 Георгиевская церковь построена в 1672 году на Николаевском Вершинском погосте, расположенном на правом берегу реки Верхней Тоймы (правого притока Северной Двины) в Вершинской волости Сольвычегодского уезда Вологодской губернии (ныне - д. Гора Верхнетоемского района Архангельской области), в 21 км к северо-востоку от райцентра (п. Верхняя Тойма) и в 311 км на юго-восток от музея " Малые Корелы " .

http://sobory.ru/article/?object=06047

Служение в храме совершалось до 1932 г., когда при безбожном режиме храм закрыли, колокола сбросили и устроили в церкви склад зерна. Во время Великой Отечественной войны в 1941 г. служение в храме возобновилось. Старожилы рассказывают, что так как священство было расстреляно или выслано в Сибирь, в 15 верстах от Ображеевки, в поселке Воронеж, нашли 90-летнего священника, которого возводили на высокое крыльцо Свято-Михайловского храма под руки. С возобновлением гонений на Церковь в годы правления Никиты Хрущева храм хотели разобрать для строительства школы в соседнем селе Коротченово, разломали крыльцо, из которого сделали пристройку к клубу, и два пролета ограждения вокруг церкви. Прихожанам удалось отстоять храм от дальнейшего разрушения. Но что не удалось сделать безбожной власти, сделало время. Храм находился в аварийном состоянии. Благодаря настоятелю, который пришел в храм старостой, церковь начала возрождаться. С 1995 г., за десятилетие священнического служения в храме, его настоятелем протоиереем Василием сделано очень много. Эту работу оценили как прихожане, так и правящий архиерей Конотопской епархии Преосвященнейший Иннокентий, Епископ Конотопский и Глуховский, который в 2005 г. на праздновании 170-летия храма за труды и старания по его восстановлению наградил настоятеля митрой. Каменная церковь с деревянной колокольней находится на равнинной местности в центре села посреди большой площади. Территория окружена каменным из кирпича орнаментируемым ограждением с триарковыми входными вратами. Еще одни врата, одноарочные, находятся с юго-восточной стороны. У кутьи храмной территории стоит одноэтажный каменный церковный дом, который не составляет историко-архитектурной ценности. Композиционно видовая роль комплекса зданий как архитектурной доминанты в застройке села значительно ослаблена высокими деревьями, которые растут во дворе. Михайловская деревянная церковь в с. Ображеевке известна с 1781 г. В 1835-1839 гг. на ее месте была построена каменная однобанная церковь в переходных стилевых формах от позднего (так называемого Николаевского) классицизма к эклектике. Вскоре первобытная каменная баня разрушилась и церковь где-то в середине XIX ст. (точная дата не выяснена) увенчали деревянным восьмериком.

http://sobory.ru/article/?object=53083

Никольская церковь Летняя Никольская церковь расположена в восточной части погоста. Высота Никольской церкви десять сажень, в ширину — пять, в длину по фундаменту с папертью и алтарем — девять с половиною сажени. Церковь построена на иждивение крестьян. Согласно Описи Ворзогорского прихода 1808 года старая церковь святителя Николая Чудотворца была шатровой с главой «чешучатой» и крестом, вышиной 10 сажень, обита тесом. В 1824 году церковь была «поправлена»: алтарь «построен новый в три полукружия», кровля на церкви и алтаре деревянные, с западной стороны «для входу в паперть крыльцо деревянное», над которым «крышка на два ската», двери «створные деревянные повешенные на крюках и петлях железных». В 1840-х годах перекрыта крыша, обшита тесом и выкрашена белилами на масле. В 1872 году вновь выкрашена белилами, в 1876 году иконостас вызолочен, святые иконы «поновлены», заменена крыша, в 1877 году крыша окрашена чернетью на масле, внутри стены и потолок обиты «новою прочною парусиной». Бочковое покрытие апсиды в советское время было заменено на вальмовую с переломом крышу. С северной стороны примыкает пономарня, вынесенная за линию бокового фасада. Храм, паперть, пономарня рублены в «обло», на апсиде и притворе — в «лапу». На фасаде на повалах храма и апсиде сохранились городчатые подзоры, на западном щипце паперти — глухие резные причелины с поясами крупных накладных зубцов. Главы обшиты ромбовидным лемехом. Введенская церковь Теплая на подклете Введенская церковь с примыкающей к апсиде с северной стороны пономарней с односкатной крышей (пономарня построена в конце XIX века) расположена в юго-западной части погоста. Церковь во Имя Введения пресвятой Богородицы построена на иждивение прихожан, размерами: в вышину — десять сажень, в ширину — пять сажень, в длину по фундаменту с трапезной и алтарем — шестнадцать сажень, с северной стороны «крыльцо деревянное и над оным крышка на два ската», в трапезе одна кирпичная печка. Церковь рублена в «обло», на пономарне — в «лапу». Четверик храма завершается четырехскатной тесовой с полицами крышей, апсида покрыта бочкой с прямоугольным выступом на восточном фасаде. Данные о покраске церкви: в 1836 году обшита тесом и главки выкрашены охрой на шеях, в 1868 году вторично окрашена охрою на масле, а главы зеленью «усердием прихожан». На фасаде нет декора. В церкви было две четырехугольные голландские печи на паперти. Индивидуальной особенностью постройки является «усложненное объемно-пространственное решение алтарной части». В Описи имуществ и угодий церквей Ворзогорского прихода указано: «на том месте прежде церковь была». Архивные данные свидетельствуют о том, что Никольская и Введенская церкви были шестиглавыми: «На нем шесть глав обиты чешуею деревянною». На самой церкви было пять глав и одна глава на алтаре. Это подтверждают и другие более поздние архивные сведения.

http://sobory.ru/article/?object=15269

Мартирием в 6706 (1192) году. В 1804 году Архимандритом Моисеем в верхнем этаже стена западная каменная местами выломана и устроены столпы, с той же стороны в верхнем и нижнем этажах пристроена паперть каменная длиной от востока к западу 4 сажени, шириной 5 саженей и 1 аршин и украшена живописью. Того же года старое крыльцо разломано и вместо оного устроено крыльцо внутри церкви при входе в оную с западной стороны. Длина этой церкви в верхнем и нижнем этаже с вновь пристроенною папертью от горнего места до западной стены 10 саженей и ¾ аршина, а ширина 5 саженей и 1 аршин. Вышина же 10 саженей. В том же 1804 году в северо-западном углу в верхнем этаже этой церкви устроена палатка для хранения ризницы, длиной и шириной 2½ сажени. В этой Преображенской церкви находился в южной стороне алтаря придел во имя священномученика Антипы, но в 1795 году перенесён в Сретенскую церковь . А на том самом месте устроена арка для мощей святых, перенесённых из Новгорода в 1807 году. Мощи сии хранятся в особенном серебряном позолоченном ковчеге, помещённом в футляре кипарисного дерева, обложенном красным деревом. Над этим ковчегом – балдахин на резных золочёных червонным золотом столпах. Балдахин этот со всех сторон украшен разной дорогой парчой. Всё оное украшение над мощами стоит около 1.000 рублей и устроено тщанием Архимандрита Моисея . В нижнем этаже оной церкви до 1803 года находились разные монастырские службы; но в этом году устроена церковь во имя Пр. Варлаама Хутынского и Нила Столбенского. В 1808 году церковь эта возобновлена, пол кирпичный перебран, стены оштукатурены и обиты от пола досками, вся церковь раскрашена, престол поновлён, и в том же году освящена во имя Казанской Божьей Матери. Церковь крыша тёсом, а глава на ней до 1786 года была деревянная чешуйчатая, но в этом году устроена глава на железных дугах, обита Англинской жестью и позолочена. Крест железный золочёный. О построении этой Спасо-Преображенской церкви на образе всех святых находится следующая надпись: «В лето Боголюбивый Архиепископ Мартирий Новгородский заложил церковь каменную Святого Преображения в Русе.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

По данным дендрохронологического анализа храм был построен после 1713/1714 гг. Крестообразный план церкви образован центральным восьмистенным срубом с четырьмя двухъярусными пристройками-прирубами, обращенными по сторонам света. С двух сторон к нефу примыкает трапезная, к которой с запада пристроено крыльцо с двумя лестничными всходами. Церковь Преображения, чей центральный купол достигает 37 метровой высоты, является уникальным примером многоярусных, многоглавых и целостных построек (шедевром многоярусного, многоглавого и цельного здания). Центральный объем церкви, сформированный тремя восьмигранными срубами, завершается крышами в форме «бочек» (кровли, верхняя часть которых по форме напоминает горизонтальный цилиндр, и скаты которых сходятся вверху, образуя остроконечный конек) Над центральным объёмом, покрытым тремя восьмигранными срубами, зодчие установили бочки (кровли с завершением наподобие цилиндра, установленного в горизонтальном положении и верхней поверхностью, сходящейся в остроконечный конек), увенчанными 22 луковичными главками. Внутри, под сводом так называемого «неба» — потолка в форме усечённой пирамиды — расположен позолоченный деревянный иконостас с 102 иконами 17–18 веков. Зимняя церковь Покрова Богородицы имеет более простую композицию и относится к церквям «корабельного типа». Построенная в 1764 г. церковь относится к типу «восьмерик на четверике» Ее нарядное девятиглавие является уникальным для русской деревянной архитектуры. Подобный конструктивный тип церквей обычно завершался шатром. Корона из восьми главок окружает центральную главу, которая расположена на высоте 27 метров, что придает центральному прямоугольному пространству церкви более статичный вид. С восточной стороны в пятигранной апсиде расположен алтарь. С запада пристроено длинное крыльцо с одним лестничным всходом. Композиция 30-ти метровой колокольни решена по традиционной схеме — «восьмерик на четверике», с высоким, в 2/3 высоты сруба, четвериком. Над восьмериком устроена звонница с девятью столбами, поддерживающими шатер, увенчанный лемеховой главкой с крестом.

http://sobory.ru/article/?object=03082

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010