Две соседние церкви – Алексеевская и Благовещенская устроены одинаково: обе на высоком подклете, трехапсидные, пятиглавые, бесстолпные, с глухой стеной, отделяющей церкви от алтарей с проемами для алтарных врат и между алтарями и арочным проемом с ракой для мощей свт. Алексия, но с отдельными входами для мужчин и женщин. Полы в обоих храмах были выстланы чугунной лещадью. Из церкви свт. Алексия три прохода вели в квадратную обширную трапезную, а оттуда в разгрузочную внутреннюю паперть, сообщающуюся с Андреевской церковью, с братской монастырской трапезной в торце комплекса, окна которой выходили в проход между Царской и Сенатской площадями против церкви Двенадцати Апостолов. Лестница с нижней папертью, выходившая в помещения первого этажа и к главному входу в комплекс с Царской или Ивановской площади, вела на парадное «крыльцо на двух столбах одинаких и двух тройных, при оных 4 жестяные трубы со змейками для сбегу с кровли воды; крыша крыльца железная; сверх оной две дуги железные, наверху дуг яблоко медное позлащенное, сверх яблока звезда с крестом. Крыльцо имело длины 5 саж. 12 арш., ширины 4 саж. 5 четвертей. Это старое крыльцо при митр. Платоне было построено в нескладном готическом стиле, как существует и доныне». Это красочное описание И. Е. Забелиным старого крыльца и в то же время критическое по отношению к грамотной, деликатной и все же чужеродной пристройке М. Ф. Казакова 1780 г. соответствовало представлениям современников о необходимости художественного единства ансамбля, даже состоящего из разновременных построек. Пожалуй, соответствует и сейчас. Из Благовещенского храма вел один проход в трапезную, аналогичную и параллельную соседней трапезной церкви свт. Алексия, несколько уменьшенную за счет небольшого помещения с лестницей в нижний этаж и с проходом в тамбур, выводящий на наружную галерею и в палату, смежную с братской трапезной, где происходила раздача кушаний. Так как Благовещенский храм предназначался только для женщин, то с нижнего этажа, куда вела упомянутая лестница, был выход на главную входную паперть и на крыльцо. Под трапезными Благовещенской и Алексеевской церквей проходил главный служебный арочный проезд на территорию монастыря, закрываемый снаружи железными створными воротами с караульной палаткой при них. Под всеми этими помещениями, на нижнем этаже, находились «житенные» и «капустные» палаты, погреба, истопничная и другие хозяйственные помещения.

http://sobory.ru/article/?object=45848

В начале 1940-х годов Крутицкое подворье выглядело крайне запущенным. Успенский собор к тому врремени был лишён крестов на главках, иконописные изображения на стенах сильно повреждены, штукатурка местами совершенно осыпалась. Переходы, соединяющие дворец митрополитов с Успенским собором, подпирались деревянными столбами, очевидно, ввиду опасности обрушения стен. Во дворе, рядом со старинными строениями, развешивали бельё, что говорило о существовании на подворье жилого фонда. Страшное зрелище стал представлять храм Воскресения, обезображенный до неузнаваемости и перестроенный под трёхэтажный жилой дом, через 15 лет своего существования при большевиках. Лишь после окончания Великой Отечественной войны, - в 1947 году по постановлению Комитета по делам архитектуры при Совете Министров СССР было начато составление проекта реставрации Крутицкого дворца. Эти работы возглавил выдающийся деятель русской культуры советского времени, российский исследователь и реставратор памятников архитектуры Пётр Дмитриевич Барановский. Реставрационные работы под руководством П.Д. Барановского начались на Крутицах в 1948 году и продолжались почти полвека. За это время была проведена капитальная реставрация крутицких переходов, реконструировано северное крыльцо и аркада северной галереи собора, набережные палаты, теремок и Святые врата. При реставрации митрополичьих палат было восстановлено архитектурное убранство окон первого и второго этажей, реконструировано т. н. " красное крыльцо " , относящееся, по мнению П. Д. Барановского, ко времени Петра Великого. В реконструированное крыльцо храма вложены кирпичи с датой изготовления - 1949 год. Их можно видеть и сегодня при обозрения памятника. В 1965 году власти приняли решение о создании " Всероссийского добровольного общества охраны памятников истории и культуры " (ВООПИиК), в организации которого Пётр Дмитриевич принимал непосредственное участие. В середине 1960-х годов Успенский собор был передан Обществу охраны памятников, в 1968 году здесь разместился филателистический отдел Главкниги. Храм Петра и Павла некоторое время использовался как клуб. В 1966 году Крутицкий дворец был признан объектом, подлежащим музейному использованию. В 80-е годы ХХ века в соборе всё ещё находились экспериментальные специальные научно-реставрационные производственные мастерские Общества охраны памятников (ВООПИиК).

http://sobory.ru/article/?object=02788

«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии». Выпуск девятый. СПб., 1884 г., в типографии Департамента Уделов. С. 71-73 В первой половине XVI в. в Ново-Медведском монастыре воздвигли каменный Николаевский собор. Храм с некоторыми последующими изменениями сохранился до наших дней. Первоначальный его облик реконструирован архитектором Ольгой Гусевой при изучении собора в 1980-х гг. Строили его Новгородские мастера в лучших традициях новгородской храмовой архитектуры. Своды храма с открытым сквозным куполом опираются на 4 плитных столба. Алталь полукруглый с двумя окнами, имеет два боковых отделения, в правом из которых была ризница, в левом – жертвенник. Фонарь на сводах сквозной, на нем декоративный карниз в виде пятиугольников и одна луковицеобразная глава. В 1711 г. на средства новоладожского купца Барсукова к Никольскому храму с севера был пристроен придел во имя Успения Пресвятой Богородицы. В это же время была изменена форма крыши. Позже, в начале XIX в., с западной стороны было пристроено крытое крыльцо в традициях московской архитектуры. Оно имеет 13 плитных ступеней, ограждено стенами и соединяется с теремообразным входом на 4-х фигурных столбах. Окна в соборе первоначально были узкие, но для лучшего освещения храма в 1812 г. были растесаны. Также для увеличения внутренней площади были растесаны кирпичные столбы притвора. Еще одна, последняя переделка собора, была произведена в 1892 г. и заключалась в том, что в подклете, где раньше находились кладовые, был устроен третий придел во имя св. пророка Осии, Андрея Критского и праведного Лазаря. Придел был сооружен в память о чудесном избавлении от смертельной опасности императорской семьи 17 октября 1888 г. в Борках. С монастырских времен главной святыней Никольского собора был чудотворный образ святителя Николая, размещенный с наружной стороны на восточной стене храма над алтарной апсидой, на высоте 4-х саженей (ок. 8 м). Святой был изображен в рост с мечом в правой руке и храмом в левой, по так называемому в иконографии типу «Никола Можайский». Перед образом горела неугасимая лампада. . В 1870-х гг. к образу была пристроена винтовая чугунная лестница, завершающаяся широким балконом. Балкон с помощью 4-х чугунных столбов упирается в каменное плитное крыльцо. Архитектор этого изящного сооружения, предположительно, М.А. Щурупов. В 1859 г. образ Николая Чудотворца был одет в серебряную ризу с позолоченым венцом, работы известного ювелира Ф.А. Верховцева. Именно в таком виде запечатлел его известный русский фотограф С.М. Прокудин-Горский, путешествующий по Мариинской водной системе в 1909 г. Балкон, лестница, крыльцо и кружка для сбора денег сохранилась до наших дней, а сама икона бесследно пропала в годы атеизма.

http://sobory.ru/article/?object=03541

Фасады собора очень простые, нерасчленённые. Наличники только мимикрируют под узорочье XVII века: при ближайшем рассмотрении видно, что это чистая " геометрия " . Маленькие окошки подклета, утопленые в нишах, - и вовсе без наличников. Помимо окон, белые плоскости фасадов оживляют карнизы с ложными закомарами над ними - вот и всё. Намёк на архитектуру узорочья так и остался лишь намёком. Апсиды нижнего (зимнего) храма предельно аскетичны: почти ничего, кроме конструктива. Наличники-рамки и карниз не сразу и разглядишь, только межапсидные полуколонки оживляют простейшую постройку. У алтарной части летнего храма и полуколонки, и карнизы, и в особенности наличники куда более затейливы. В целом конструкция " апсида на апсиде " достаточно громоздка, но отвечает задаче гороховецких зодчих, стремившихся к усложнёнию храма в плане. Довольно изящно выглядит крылечко с лестницей с южной стороны. Крыльцо довольно тяжело: в Москве или, скажем, в Ярославле в это время старались строить легче - с шатриками, дыньками и гирьками... Но это - тоже гороховецкая изюминка. Вместо ажурных колонок свод поддерживают массивные параллелепипеды столбов-пилонов. Арка простая, декор бесхистростный. Ведущая от крыльца галерея не повисает в воздухе, а опирается на массивный всего с одним окошком подклет. Круто поднимающееся вверх крыльцо Троице-Никольского собора ведёт нас в притвор, откуда, чтобы попасть в собственно храм, нужно повернуть направо - и всё из-за нестандартной планировки церковного здания, когда крыльцо пристроено к притвору с юго-запада перпендикулярно южному фасаду (а северо-западный угол, соответственно, занимает колокольня). Войдя в летний Троицкий храм, останавливаешься, поражённый обилием света. Ещё бы - по пять окон в два яруса в северной и южной стенах, благодаря чему солнце буквально заливает собор ослепительными лучами! Этот эффект ещё более усиливается за счёт того, что стены сейчас не расписаны, а покрыты побелкой. В верхнем ряду окон по два, в нижнем - по три, они широкие и расположены близко к полу, что как бы фокусирует лучи света внизу, направляя их на молящихся.

http://sobory.ru/article/?object=04959

Галерея покоилась на рубленом основании, прикрепленном к основному срубу своеобразными деревянными замками. Необычной деталью является бревенчатое ограждение галереи, за счет чего она имела мощный и неприступный вид. На подавляющем большинстве традиционных деревянных построек ограждения галерей выполнены из досок, забранных между столбами-опорами, или из балясника. Покрытие галереи Преображенской часовни представляло собой массивную рубленую конструкцию, опиравшуюся на четыре гладких столба. Оно было сделано вровень с покрытием основного сруба. Звонница была сделана в традиционных для деревянной архитектуры формах и не отличалась какими-либо особенностями. На фотографии хорошо просматриваются ее детали: резной подзор, типичный для заонежских построек, конструкции яруса звона, резные пики кровельных досок. К галерее примыкало большое крыльцо, крышу которого несли четыре резных столба. На фотографии можно разглядеть и одну сохранившуюся резную причелину. Судя по примыканию конструкций крыльца к столбам галереи, крыльцо было пристроено позднее. Действительно можно заметить некоторое стилистическое несоответствие галереи и крыльца. Вполне возможно, на этапе, когда была пристроена галерея со звонницей, крыльцо было иным. На старых фотографиях на коньке кровли основного сруба заметен след от утраченной главки. Этот след указывает, что главка была на тонкой шее (примерно в толщину бревна). Крупную главку, стоящую на тонкой шее, имела звонница. Она была покрыта железом и, судя по старой фотографии, это было сделано сразу при ее устройстве, т.е. она не имела первоначального лемехового покрытия. Учитывая отмеченное сходство в устройстве главок, можно предположить, что главка на коньке часовни не первоначальная, а была поставлена вместе с возведением звонницы. Преображенская часовня, несмотря на свою удаленность от жилья, очень почитаема и внутри вся заставлена иконами и завешена полотенцами-«заветами», принесенными сюда для избавления от болезни или иного несчастья. В конце 1990-х гг. в виду крайне аварийного состояния памятника были разобраны остатки галереи и упавшей звонницы, на самой часовне была сделана консервационная кровля. Современное состояние часовни вновь аварийное. Восточная стена настолько поражена гнилью, что начала обрушиваться. Положение спасли поставленные в 2013 г. сжимы бревен, но и они не продлят жизнь памятнику, если не принять более радикальных мер по его сохранению.

http://sobory.ru/article/?object=28563

Алтарь, церковь и трапеза были длиною 6 сажень, поперек 3 сажени с полуаршином. Окон было в церкви 12 и в главе 4, мерою в вышину по 3 арш., поперек по полуаршину, с железными решетками. Церковь была крыта лещадьми. В алтаре и церкви было 4 столба каменных. В церковь вели 3 двери железных. Подле церкви было крыльцо, которое вело к Грановитой палате, с перилами, длиною 5 арш., поперек – 3 аршина, выстланное лещадьми каменными и «ступенным» камнем. К церкви же примыкала теплая трапеза, по направлению к патриаршему крыльцу, длиною 14 арш., поперек – 4 арш., со сводом и печью ценинною. В трапезе было 7 окон, вышиною по пол-2 аршина, шириною по аршину, пол дубовый – косящетый. Из этой трапезы каменное крыльцо вело к Успенскому собору. Длина крыльца была пол-3 сажени, поперек – пол-3 аршина 448 . У крыльца и паперти было 4 деревянных двери, и на крыльцо выходило окно с железною решеткою. Из трапезы же вела к Екатерининской церкви каменная всхожая лестница, длиною пол-5 саженей, поперек – пол-3 аршина, устланная каменною лещадью и ступенным камнем. У этой лестницы было 3 окна с железными решетками и дверь железная створчатая. (Заб. Матер. Ч.1:1307). Внутри церкви кресчатые своды опираются на четыре четырехгранных столба с дуговыми перемычками, коими они соединяются один с другим (Снег. 161 стр.). Что касается до внутреннего украшения церкви, то из описи, составленной в 1723 г., узнаем, что иконостас в ней был четырехярусный. Местные иконы по правую сторону царских врат – Положение ризы Пресвятой Богородицы – в окладе басемном золоченом, с ожерельем и с венцами сканными золочеными; образ Владимирской Божией Матери «в чудесех», с венцом чеканным среброзолоченым и с алмазами и яхонтами. По левую сторону царских дверей – образ Живоначальной Троицы с тремя резными венцами. Деисусы в трех ярусах были – апостолы, 12 праздников и пророки – в окладах и венцах серебряных басемных. Кроме того, в церкви еще было 32 образа окладных – шести и осьми листовых и 5 неокладных 449 . В алтаре и церкви было стенное письмо 450 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

IX. Хозяйственная часть Брюсов дом. – Гагаринский дом. – Помещение в Москве. – Караул и прислуга. – Комиссар. – Денежная часть. – Участие в торжествах и трапезы. I Отданный под помещение Синода дом покойного генерал-лейтенанта Романа Виллимовича Брюса, первого петербургского обер-коменданта, находился на «городском острову», т. е. на нынешней Петербургской стороне, – на берегу Невы, занимая второе дворовое место от церкви Святой Троицы по направлению к Карповке 2107 . Дом был деревянный, состоял из десяти светлиц. Самою обширною была третья светлица, по счету от прихожей, в четыре окна. Две светлицы, прихожая и четвертая, имели по три окна, десятая – одно, а все остальные – по два. В прихожей, считавшейся по описи первою светлицей, стены и потолок были обиты черным холстом. В четвертой и шестой стены были покрыты шпалерами, во всех остальных светлицах, кроме десятой, стены были обиты холстом; потолок во всех светлицах тоже был обит холстом. В первых трех светлицах, в пятой и в шестой было по одной «обращатой зеленой» печи; в четвертой светлице печь была «цениная травчатая», в восьмой – «цениная белая», у задних сеней; в седьмой и десятой светлицах печи были кирпичные, в девятой – «комель» кирпичный. Против первых четырех светлиц были, как отмечено в описи, «спальни и каморки». Из пятой был выход в сени, а из сеней во двор. Десятая светлица, называвшаяся и каморкою, была расположена против передних сеней, которые вели в прихожую. В сени вело крыльцо, у которого стояло два стеклянных фонаря на столбах; «кругом крыльца» были балясы. Крыльцо, при входе «с улицы», было «на правой руке». «По левой руке тоже было крыльцо с двумя фонарями на столбах и балясами. Оно вело наверх, где еще была светлица в два окна и сени, тоже в два окна, холодные, без печей. «При светлицах» была поварня, в одно окно, с печью и кирпичным очагом, четыре нужника. «Хоромы» крыты были черепицею, а снаружи «обиты досками и выкрашены». Все дверные и оконные наличники, а также и двери были «столярной работы», все «окончины» стеклянные 2108 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Часовня представляет собой шатровый храм с одной апсидой, верхняя часть которой украшена декоративной главкой. Западное крыльцо часовни оканчивается шатровым крыльцом. Стиль архитектуры часовни напоминает невысокую шатровую колокольню, богато украшенную кирпичным декором, характерным для русской архитектуры конца XVII в. Шатёр покрыт серой керамической плиткой, имитирующей древний лемех. Резной дубовый иконостас для часовни был выполнен по рисунку Н.И. Поздеева, иконы для него заказали палех­скому мастеру Федору Галанову. Часовня была освящена в честь небесных патронов членов царской семьи: князя Александра Невского, Марии Магдалины, Николая Чудотворца, Георгия Победоносца, Архистратига Михаила, преподобной Ксении, княгини Ольги и пророка Осии; в обиходе её называют часовней Александра Невского. В дальнейшем ежегодно 17 октября к часовне подходил крестный ход из Успенского собора с образом Николая Чудотворца из Николо-Бабаевского монастыря. Когда точно часовню закрыли - неизвестно. Есть данные, что в 1929 г. в ней ещё проводились службы. Позже было разобрано крыльцо. В последующие годы в часовне находились магазин «Пчеловодство», мастерская химчистки и крашения. В конце 1970-х г.г., когда рядом начали строить трехэтажное здание ярославского обкома партии, часовню вообще собирались снести. Однако ярославским архитекторам и градозащитникам удалось отстоять памятник. В 1982-1984 г.г. была проведена реконструкция, в ходе которой крыльцо восстановлено в прежних формах. Недолго в часовне даже был устроен выставочный зал Ярославского художественного музея. В июне - сентябре 2002 г. ее интерьер был расписан бригадой мастеров школы «Ярославская икона» под руководством действительного члена Российской академии художеств Николая Александровича Мухина, а 6 декабря владыка Кирилл, двумя месяцами ранее (7 октября) назначенный епископом Ярославским и Ростовским, освятил её. В настоящее время часовня относится к Кирилло-Афанасиевскому монастырю. Рутман Т.А. Храмы и святыни Ярославля. – Ярославль: Изд. А. Рутман, 2008.

http://sobory.ru/article/?object=00581

Сегодня в Нелазском сохранились два храма – деревянная Успенская церковь, построенная в 1694 году и каменная церковь в честь святого Архистратига Михаила, 1895 года постройки, ныне пребывающая в бесхозном состоянии. Ранее рядом с двумя этими церквами стояла колокольня, разрушенная в ХХ веке. Основной объём Успенского храма составлен из четырех прямоугольных срубов, одинаковых по размеру и крытых большими бочками. Эти клети прирублены к центральному высокому четверику, на который поставлена крещатая бочка с небольшим пятиглавием. Храм, стоящий на высоком подклете, имеет крытую висячую галерею и одновсходное крыльцо. Как и многие древние деревянные постройки, Успенская церковь дошла до нас не в первоначальном виде. На основании архивных документов можно проследить изменения конструкции и внешнего облика церкви на протяжении последних веков. До середины XIX века церковь сохраняла первоначальный облик, то есть не была обшита тёсом, а внешние углы прирубов были рублены «в обло», внутренние – «в лапу». Главки и бочки были покрыты лемехом. Раньше церковь имела двухвсходное крыльцо «на отлёте», ведущее на галерею. В 1853 году постройка была обшита тёсом, стены выкрашены белой краской - дань моде, уподоблять деревянные постройки каменным. В 1855 году под храм подведён каменный фундамент, в связи с этим было вынуто три нижних венца брёвен. При этом было заменено крыльцо. Бочки и главки покрыли железом. В 1908 году галерею обшили тёсом. После революции Успенская церковь была закрыта. В храме был устроен склад. В 1960 году постановлением Совета Министров РСФСР 1327 от 30 августа Успенская церковь была принята на государственную охрану как памятник градостроительства и архитектуры всесоюзного значения. В 1994 году, к 300-летию храма, были проведены реставрационные работы и косметический ремонт. С 2008 года церковь передана на баланс Дирекции по охране и использованию культурного наследия Вологодской области. В 2010 году старая железная обшивка кровли была заменена на металлопласт. Тогда также заменили некоторые внутренние прогнившие деревянные конструкции. В 2019 году подготовлена научно-проектная документация на проведение реставрационных работ, которая не предусматривает восстановление первоначального облика храма. Планируется выполнить комплексную реставрацию с сохранением наслоений середины XIX — начала XX веков.

http://sobory.ru/article/?object=00243

864 Сенник была холодная горница или клеть, которая служила почивальнею новобрачным. При описании свадьбы Царя Михаила Феодоровича с Евдокиею Стрешневой так изображается сенник: «А в сеннике на всех четырех стенах по иконе с низанными за стенками с парадными. Да над дверьми внутри и с надворья и над окны в сеннике поставлены были кресты золотые с мощами. А у постели в головах положены были два сголовенца, а на них шапки Государевы, а в ногах положен ковер, да одеяло, да шуба соболья и покрыто простынею, а как несли в сенник постели Государские и в то время несли пред постелью два образа Рождество Христово, да Рождество Богородицы, да крест воздвизательный и поставили у постели в головах; да в сеннике ж у Государя в головах поставили образ Пресвятой Богородицы со младенцем, письмо чудотворца Петра. А постелю слали в сеннике Боярин Федор Иванов Карпов, да Лукьян Стефанович Стрешнев, и дружки и свахи и спальники, которые живут у Государя в комнате, на снопах ржаных, вшед в сенник на левой стороне. А постлали под постелю тридевять снопов ржаных, а на верх того семь перин и бумажников и сголовей бархатных и камчатных и атласных, и покрыли одеялом». 865 Красное крыльцо Главным и торжественным входом во дворец с южной стороны служит крыльцо, которое, как и в Китае у Императорского дворца парадное крыльцо 866 , с XVI века называлось красным и передним. 867 Издревле оно имело деревянную гонтовую кровлю с шатрами; в 1685 году Князь Василий Голицын устроил над ним медную позолоченную кровлю на железных стропилах, от коей оно слыло золотым. 868 По указу Великих Государей, в 1686 году, рещик Григорий Иванов сделал из Белого камня трех львов и двух орлов, 869 кои доныне видны на этом крыльце. Под ним были какие то печюры, где работали иконописцы. 870 Когда сгорела на Красном крыльце медная кровля в пожар 1737 года, с тех пор оно оставалось открытым. Лестница, называвшаяся красною, 871 состоит из 43 каменных ступеней, разделенных тремя отдыхами. При входах на него устроены с восточной и южной стороны два каменные портика с арками и фронтонами, на коих высечены из Белого камня двуглавые орлы на оба лица.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010