Ему было 29 лет. С великою ревностью исполнял он обеты послушания, находясь в постоянной молитве, трудах и посте. Особенно старался он соблюдать безмолвие; в храме он не только не говорил, но и не отвечал на вопросы, так что некоторые в посмешище называли его немым. Однажды настоятель монастыря, стоя за обедней в алтаре, упомянул о Георгии одному полковнику, которому захотелось видеть его, и по просьбе гостя, настоятель послал за Георгием, отправлявшим в то время послушание у свечного ящика; затем объяснил ему, что полковник хочет с ним познакомиться. Но послушник упал в ноги своему начальнику и со слезами сказал: «Прости меня, отче. Я пришел сюда плакать о грехах моих. В святилище Божием, одержимый страхом, я не осмеливаюсь говорить праздное на вред душе моей». Один старый монах, который не знал еще Георгия, встретив его, спросил, может ли он нарубить ему дров. Георгий немедленно взял топор, сказал только, – благословите, – и принялся за работу. Но непривычное дело не спорилось. Монах слышал долго звук топора, а выйдя на крыльцо, увидал, что дров почти еще нет. Посмотрев еще на Георгия, монах догадался и сказал: «Ты, видно, из дворян, что не умеешь владеть топором; уморился понапрасну. Оставь». Георгий поклонился в пояс и пошел к себе. С первым ударом колокола, поспешая в церковь и с горящим сердцем стоя во время службы, Георгий скорбел, когда некоторые из присутствующих своею рассеянностью мешали ему углубиться. Со слезами просил он у Бога, когда возвращался в келью, исправить нерадивых. Эти обстоятельства навели его на мысль перейти в другое место. Не решаясь открыться никому в монастыре, Георгий пошел к отцу Иоанну, Елецкому священнику, которого многие уважали. Скрывая свои добродетели, о, Иоанн носил подвиг юродства – служил часто молебны в ночное время и со звоном, жил в чулане, ночевал в притворе. Отец Иоанн, раньше не видавший Георгия, выбежал к нему на крыльцо и сказал: «А я, брат, сейчас только отслужил молебен со звоном Пресвятой Богородице. Она не велит монахам давать наставления, особенно, смущенным и хотящим оставить свой монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Денисова (председатель), А.П. Галактионова и Г.С. Гордеева. Часть икон, изъятых из казанских храмов, составила основу отдела древнерусского искусства в Казанском губернском музее (ныне Национальный музей республики Татарстан) из ризницы Благовещенского собора в музей забрали 85 предметов, уцелевших после разорения собора в первые годы советской власти. В 1920 власти позволили в соборе служить обновленцам, но в 1925 году снова закрыли храм и передали музейному отделу. В 1921 некоторое время еще действовала домовая церковь во имя свтт. Гурия, Варсонофия и Германа Казанских бывшего архиерейского дома, В 1922 уничтожили колокольню. Несколько позднее разломали построенное по проекту архитектора Фомы Петонди крыльцо, ведущее в храм, так что дверь в собор еще долгое время находилась на 3 метра выше земли. В конце ноября 1923 архимандрит Питирим (Крылов), настоятель Благовещенского собора, был арестован и сослан на 3 года в Соловецкий лагерь. В мае 1929 Казгорсовет просил Президиум ТЦИКа разрешить разбор закрытых церквей, в том числе Благовещенского собора. Через месяц, учитывая острую нужду в строительных материалах Президиум ТЦИК разрешил Горсовету разобрать часть зданий кафедрального собора, к чему дал распоряжение приступить уже 27 июня 1929. Несмотря на то, что Государственная Академия Истории Материальной Культуры изучив состояние храма с 23 июня по 14 июля 1929 нашла состояние кафедрального собора удовлетворительным, секретным постановлением от 26 ноября 1929 за 1107/с по вопросу разбора собора, Президиум ТЦИК и НКВД не увидели «необходимости в особом постановлении Президиума, так как церковь давно уже закрыта особым постановлением ТЦИК, и вопрос о разборе является лишь вытекающим из бывшего постановления о ликвидации». В начале марта 1932 ускоренными темпами начали ломать церковное крыльцо и разбирать на кирпич то, что осталось от колокольни. Но сам собор чудом уцелел. Вскоре в церкви разместили Госархив ТАССР, устроив внутри четыре яруса деревянных перекрытий. В подвальном храме, служившем некрополем казанских архиереев устроили овощехранилище, в келье святителя Гурия устроили сторожку.

http://sobory.ru/article/?object=02525

Москва. Церковь Троицы Живоначальной в Останкине. По образцу церкви в 1868-1871 гг. архитектором Н.Л. Бенуа построена церковь Тихвинской иконы Божией Матери в с. Высокое Смоленской области Карта и ближайшие объекты Церковь Троицы Живоначальной в усадьбе Останкино: история, архитектура, аналоги Возведение храма шло поэтапно В 1677 году князь Михаил Яковлевич Черкасский, бывший в то время владельцем усадьбы Останкино, женился на дочери богатого боярина Якова Николаевича Одоевского В честь этого события было решено выстроить в усадьбе большой каменный храм вместо деревянной Троицкой церкви, существовавшей здесь с середины XVI века. Челобитная князя о постройке церкви датируется 15 сентября 1677 года. На первом этапе были возведены основные объемы: самого храма и двух боковых приделов, заложены галерея и три крыльца. 8 февраля 1683 года произошло освящение северного Тихвинского придела, 1 августа 1691 года – южного придела во имя св. Александра Свирского. Главный престол во имя Живоначальной Троицы освятили 3 июня 1692 года, а немного позже, на втором этапе, завершилось строительство галереи и крылец. Третий этап – возведение над западным крыльцом нарядной колокольни Колокольня Троицкого храма первоначально была увенчана шатром. Между 1739 и 1754 годом изящный шатер был заменен на иное – двухъярусное завершение. Своим внешним видом оно напоминало надвратное сооружение храмового комплекса в Толчковской слободе Ярославля. Возможно, новые владельцы усадьбы (в 1743 году она перешла во владение графа Бориса Петровича Шереметьева в качестве приданого его супруги – княжны Варвары Алексеевны Черкасской), решили обновить завершение колокольни, когда шатер обветшал. С течением времени новое завершение колокольни, крыльца и галереи храма постепенно приходили в негодность, и их разбирали. Довольно долго останкинская церковь стояла в несколько «разоренном» виде. До 1878 года колокольня, южное крыльцо и паперть не имели никаких завершений В 1878-1880 годы была проведена полная реставрация храма. Работами руководил известный архитектор и реставратор – Николай Васильевич Султанов – знаток русского искусства и архитектуры. Помогал ему архитектор Н.В. Серебряков. Николай Султанов констатировал плачевное состояние церкви и многочисленные поздние переделки в ее архитектуре и интерьере Он предложил вернуть колокольне шатровое завершение, восстановить южное крыльцо, паперть и некоторые обветшалые наличники и фрагменты изразечного убранства В ходе работы над проектом архитектор тщательно изучил все известные аналоги московской и ярославской архитектуры и выполнил все необходимые чертежи. К 1880 году работы по ремонту храма были завершены.

http://sobory.ru/article/?object=03622

«Двадцатистенный» план предопределил весьма существенную особенность архитектурного образа Преображенской церкви – центричность и высотность композиции. Крыльцо церкви просторное, широкое, парадное, с двумя лестничными маршами. Нижние площадки перекрыты двухскатными кровлями, лежащими на резных столбах, а верхняя покоится на кронштейнах из мощных бревен. Вместе с лестничными маршами она покрыта общей крышей, благодаря которой все крыльцо обретает законченность и цельность композиции. Пятигранный портал с широкими массивными косяками и тяжелыми дверными створками – вход в церковь. За ним низкая, темная галерея-сени. Против главного входа с крыльца почти такая же дверь с порталом, ведущая в центральный восьмерик – основное помещение церкви. По контрасту с низкой галереей церковь выглядит светлой, высокой, торжественной. Над головой – «небо» - многогранный пирамидальный потолок. Конструктивной основой «неба» служит жесткий каркас, состоящий из радиально направленных наклонных балок, собранных в центре вокруг прочного замкового кольца. Треугольные просветы между ними были заполнены щитами-иконами, безвозвратно утраченными в годы Великой Отечественной войны, сохранились лишь обрамлявшие их узкие доски-тябла. Сам каркас «неба» и роспись балок сохранились подлинные: по белому фону орнаменты растительных мотивов – красные, желтые, синие, зеленые. Орнамент ни на одной из шестнадцати балок не повторяется. Иконостас выполнен в середине 18 века. От более раннего убранства сохранилось лишь несколько икон. По типу Преображенская церковь – это «летний» или «холодный» храм. В ней служили лишь в особо торжественных случаях, да и то лишь в течении короткого северного лета. Ее сруб сложен «насухо» без прокладки пазов мхом и паклей; у нее нет зимних рам и двойных дверей, утепленного пола и потолка. Литература: Ополовников А.В. Русский Север. М.: Стройиздат, 1977. Путеводитель Мир вокруг нас. Карелия. М.: ИД «Симон-пресс», 2003 Кижский погост — одно из древнейших русских поселений Заонежья — сохранил до наших дней две церкви, принадлежащие к числу наиболее значительных созданий русского деревянного зодчества.

http://sobory.ru/article/?object=05875

Паперть. Это слово, по словам священника В. Михайловског о, есть измененное парапет – крытое завешенное место (от греч. παραπετζω – покрываю, занавешиваю) Так называется крытое крыльцо, ведущее (чрез притвор) в церковь . Это крыльцо или сени греки называют внешним притвором. В первые времена христианства паперть была местом, где стояли первого разряда кающиеся (см. это сл.). Параклисис (греч.) – просьба, усердное моление и еще утешение. Этим именем принято называть канон молебный к Пресвятой Богородице, поемый во всякой скорби душевной и обстоянии. Параэкклисиа или придел. В церквах, где имеется не один, а два или более освященных престолов, средний зовется главным, а остальные – параэкклисиями (греч.), прибавленными, приделанными церквами, приделами. Параэкклисиарх (от греч. слов παρ при и κκλησιρχος – начальник церкви) церковнослужитель, который служит при начальнике церкви. Обязанности его – звон к Богослужению, возжигание елея и свечей, приготовление кадила, хождение со свечою во время ходов и прочие услуги священнослужителям, которые в наших церквах выполняются пономарем. (Слов. свящ. В. Михайловског о). Паремия (греч. παρομον – из слов παρ – при и ομος – путь.) пословица, притча, слово, сказанное при пути. В нашем церковно-богослужебном языке паремиями называются чтения из ветхого, а иногда из нового завета, полагаемые в праздничные и великопостные вечерни после прокимна, также в великопостные дни на 6 часе, в великий четверток на 1 часе, в великий пяток на часах, в навечерии Рождества Христова и Богоявления на царских часах и на молебне в день Рождества Христова. Все эти чтения называются паремиями потому, что они большею частию заимствуются из книг Соломоновых, которые попреимуществу суть паремии притчи, пословицы. Пастырь – иерей, священник, так как он, по долгу своему, обязан питать, растить, заботиться о здоровье душевном и охранять от хищных волков (еретиков и лжеучителей) свое духовное стадо – прихожан. Пасха – слово, взятое из евр. и греками измененное и в таком виде перешедшее к нам.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Его главки не имеют под собой постаментов, а поставлены непосредственно на кровле. Другие девятиглавые церкви этого района, как правило, увенчаны (или были увенчаны) шатром и восьмью главками вокруг него: Ильинская церковь в Чухчерьме (1657 год), Сретенская церковь (1688 год) в селе Заостровье близ Архангельска. В этих двух случаях главки тоже установлены прямо на кровле, что свидетельствует о некоторой преемственности между храмами XVII и XVIII веков, хотя мастер, создавший Богоявленскую церковь, не повторил буквально ни их завершение, ни завершение храма в Кижах. Главки церкви Лядинского погоста сохранили нарядное покрытие лемехом. Оно замечательно гармонирует с резными завершениями полиц, покрывающих грани кровли. К сожалению, изначальная поверхность храма скрыта позднейшей обшивкой тесом, но и ее попытались несколько «облагородить». Так, углы восьмерика получили декоративное оформление, а небольшие повалы восьмерика и четверика решены в виде фигурных карнизов (для создания иллюзии они соответствующим образом окрашены). Все эти новшества незначительно исказили первоначальную строгую прелесть храма, но и привнесли некую новую ноту в звучание его облика. Отдельного упоминания заслуживают алтарный выступ и крыльцо, примыкающее с запада к трапезной. Алтарь отличает очень сложная композиция. Он имеет три выступа и одиннадцать (!) граней. Средняя – пятигранная его часть выступает дальше, чем две боковых – трехгранных. Средняя часть алтаря покрыта бочкой, боковые же имеют двускатное перекрытие Такой облик может свидетельствовать о существовавших некогда приделах храма, или выделенных боковых частях алтаря: жертвеннике и диаконнике, что для деревянного зодчества было явлением довольно редким. Весьма своеобразно выглядит западное крыльцо Высокая лестница-всход окружена гульбищем и закрыта небольшой по высоте, но сложной по конструкции кровлей на четырнадцати резных столбиках. К двускатному перекрытию как бы добавлены спереди еще три грани. Все это сооружение обрамляет пятигранная полица с очень большим выносом.

http://sobory.ru/article/?object=06027

Бодэ А.Б., Дионисьева Г.Е. Историко-архитектурные обследования Сретено-Михайловской церкви в урочище Красная Ляга Цит. по  http://www.niitag.ru/info/doc/?374 Сретено-Михайловская церковь в бывшей деревне Красная Ляга Каргопольского района – один из самых выдающихся памятников деревянного зодчества. Это своего рода знаковый объект, отражающий всю трагичность сегодняшней жизни Севера и шире – всей российской провинции. Исчезло поселение, земля не используется, люди ушли – и только древняя церковь упрямо возвышается к небу. Посещение Красной Ляги никого не оставляет равнодушным. Место завораживающее: церковь одиноко стоит посредине поля, окаймленного дальним лесом, от деревни не осталось и следа. Здесь ощущается молчаливое, освобожденное от житейской суеты предстояние Богу. Какой духовной и физической силой обладали люди, построившие столь грандиозный храм на относительно небольшом сельском погосте! А ведь в XVII веке рядом стояла еще одна шатровая церковь Рождества Богородицы, предназначенная для служб в зимнее время. В прошлом Красноляжский приход включал окрестные деревни Кучепалду, Максимовскую и Часовенскую. По данным середины XIX в. в Красной Ляге было 30 дворов, в которых проживал 191 человек. В деревне Кучепалда жило 469 человек, в Максимовской – 148 человек, в Часовенской – 9 человек. Сейчас постоянно здесь не живет никто. По архитектурному решению Сретено-Михайловская церковь представляет собой архаичный тип – восьмерик с двумя прирубами с востока и запада. Над алтарем – бочка, восьмерик завершается шатром. За историю своего существования церковь перестраивалась не менее трех раз. Первоначально церковь имела галерею-паперть, огибавшую здание с трех сторон. На северной и южной стене восьмерика были дверные проемы, следы которых читаются до сих пор. На галерею вели два высоких крыльца – западное и южное. В середине XIX века галерею за ветхостью удалили, соответственно переделали вход в здание, убрав лестницу внутрь притвора, а снаружи сделав низкое крыльцо. К исходу XIX века назрела необходимость капитального ремонта церкви, что и было осуществлено в 1894 – 1895 годах. Здание было разобрано и под него сделан белокаменный ленточный фундамент. Церковь была вновь собрана в основном из старого материала, поэтому форма и высота срубов практически не изменилась. Появилась дощатая обшивка, новые окна, крыльцо, но прежней осталась высота шатра, бочка алтаря, сохранилось немало интересных деталей, относящихся к XVII веку.

http://sobory.ru/article/?object=00291

В 1765-1766 гг. весь погост обнесен с трех сторон каменной оградой с двумя воротами, а в 1811 г. построена последняя, западная часть ограды с еще одними воротами. В 1902-1903 гг. гражданским инженером И.В. Брюхановым сооружена новая трапезная храма в псевдорусском стиле и сторожка в северо-западном углу ограды. В 1950-1960-х гг. при реставрации храма КСНРПМ воссоздана прежняя трапезная, восстановлены покрытие глав храма и южное крыльцо (арх. И.Ш. Шевелев, Л.С. Васильев). В 1970-х гг. проводилась реставрация ограды с воротами (арх. К.Г. Тороп). Главным зданием ансамбля является церковь Иоанна Богослова — прекрасный образец костромского посадского храма XVII в., двустолпного пятиглавого и трехапсидного, с трапезной и шатровой колокольней. Он сооружен из кирпича с известковой обмазкой Кубический двусветный четверик с четырехскатным покрытием и крыльцом с юга увенчан сдвинутыми к центру луковичными главами на цилиндрических барабанах (центральный световой). Низкая алтарная часть с полукружиями апсид и прямоугольная в плане трапезная слегка сужены. Вертикальной доминантой служит стройная колокольня из двух четвериков и восьмерика, который несет ярус звона с арками на круглых столбах и высокий шатер с маленькой главкой. Убранство фасадов построено на контрасте сравнительно скупо оформленных фасадов и отдельных трактованных подчеркнуто нарядно деталей. На углах куба — широкие лопатки, в завершении — простой карниз с поребриком и три ложных закомары с каждой из сторон. Однако наличники окон выдержаны в стиле пышного узорочья, с наборными колонками, мелким кирпичным орнаментом и килевидными кокошниками различной формы. Аналогичны и перспективные порталы с дыньками у колонок и прочим декором. Еще более нарядны ярусы колокольни с различными нишками, колонками с перехватами, вставками из зеленых сюжетных изразцов и четырьмя рядами слухов в шатре. Киот над проемом входа колокольни выделен живописной вставкой (композиция “Отечество”). Южное крыльцо сочетает формы XVII в. (пучки из трех колонок, карниз типа “пилы”, ширинки и тройная аркада на коротких столбиках) с подлинно барочными элементами (фигурный портал и криволинейная, сложного рисунка лестница). В интерьере два столба в центре с подпружными арками между ними и стенами несут три коробовых свода по линии восток-запад. В центре между столбами средний свод прорезан световым кольцом центрального барабана главы.

http://sobory.ru/article/?object=00648

Введенская церковь, единственная из одношатровых церквей Смоленской области, свидетельствует, что и здесь в былое время жила форма шатровых завершений в деревянном зодчестве. ...Введенская церковь была построена между 1554 и 1585 годами. Архитектурные формы храма могут только служить подтверждением этого. Храм, находящийся во втором этаже, или стоящий " на подклетях " , наподобие своего деревянного прототипа, представляет из себя в плане квадрат, переходящий в восьмигранник, на котором возвышается каменный шатёр, несущий шлемообразную главку на восьмигранном барабане. С восточной стороны к основному четверику примыкает одноабсидный полукруглый алтарь, с западной обширный корпус старой трапезной с папертью,... к которой примыкало громадное крыльцо. ...Так как церковь за ветхостью и ненадобностью была упразднена в 1904 году, то в ней ни иконостаса, ни икон, ни утвари не имеется. В алтаре стоит только один престол. ...В описи 1763 года говорится, что в храме в то время были " царские врата старинные сквозные за слюдою и вызолочены " . ...Шатёр увенчивается шлемообразной главкой на восьмигранном барабане со щелеобразными заложенными, а быть может, и просто декоративными окошечками. ...Форма покрытия шатрового храма шлемовидной главкой - весьма редкая и ценная в нашем зодчестве " . " Вход в трапезную и церковь был с северной стороны через паперть, к которой примыкало громадное крыльцо, отломанное в 1909 году. Нужды в этом крыльце для монастыря уже не было, т.к. и самая церковь, и помещение трапезной давно заброшены за ветхостью; зимой заносятся снегом и оставлены на разрушение, т.к. монастырь, имея с 1904 года тёплый зимний храм, в виде южного придела к собору, очевидно " не нуждается " в этой церкви. Необыкновенно большая паперть, бывшая раньше открытой на каменных столбах, теперь приспособлена под жильё, причём пролёты между столбами заделали кирпичом, устроив в них окна... Дверь в противоположной крыльцу стене ведёт в помещение старой трапезы, переделанной и до такой степени обезображенной, что только после обследования можно установить первоначальный вид её. Обширное помещение трапезной... было покрыто сводами, опиравшимся на столб посреди её. В настоящее время своды не существуют... Освещалась трапеза восьмью окнами, большинство коих сохранилось в мало повреждённом виде. При указанной переделке и приспособлении под жильё помещение, лишённое сводов, разделили по высоте на два этажа, а в стенах над древними окнами и рядом с ними пробили несколько новых окон " .

http://sobory.ru/article/?object=11063

После сего он выпивал чашку или две (и никогда не более трех) чая и принимался писать письмо к кому-нибудь или читать отеческую книгу. С этого времени начинался старцем прием общий для всех, имевших до него какую-либо нужду, духовную или вещественную. Вот окончилась в монастыре ранняя обедня, и начинает время от времени раздаваться звон привратного колокольчика. Хибарки при старцевой келлии для принятия женского пола поначалу еще не было. «Батюшка! – докладывает келейник. – Там у ворот болховские женщины идут в обратный путь и желают принять ваше благословение. Да вот дали два пузырька – одна просит маслица, а другая – святой водицы». Старец оставляет только что начатое письмо, выходит к воротам, преподает благословение отходящим, оделяет их на дорогу знаками своего отеческого внимания: крестиками, образками, поясками... Едва успел он возвратиться в келлию, как опять раздается звонок: «Батюшка! Монахиня N. монастыря совсем готова к отъезду, ожидает только ответных писем, которые вы хотели послать с нею». Письма готовятся, запечатываются; и старец сам выходит к воротам вручить письма; дает вместе с тем отъезжающей просфору, несколько порций скитского хлеба... Возвратившись, старец опять пишет письмо или читает книгу, отрываясь непрестанно для беседы с приходящими братиями. Опять зовут на крыльцо: «Какой-то больной Христом Богом заклинает выйти к нему, хоть на минутку, – приплелся за несколько сот верст принять благословение...» и т. д. Выходы эти старца на крыльцо и далее к воротам бывали не только летом, но и в зимнее время. Старец наскоро, легко одевшись, и в башмаках на босу ногу, выходил к посетителям. В это время в его башмаки иногда засыпался снег. И он спокойно, при удобном случае, тут же скидал их с ног и снег вытряхал. При слабости сил телесных, старец, как передавали скитские монахи-старожилы, простуды не боялся. Около 11 часов дня, по окончании в монастыре поздней обедни, когда в скиту, по обыкновению, ударяли в колокол к трапезе, старец вместе с другими скитянами шел на обед. После трапезы он запирался в своей келлии на полчаса или, много, на час. И это было единственное, в течение целого дня, свободное у него время для отдыха, ничем не развлекаемого чтения, письма, мысли... Но лишь только скрипнет, бывало, дверь, старец немедленно выходил из своего затвора или спрашивал: «Кто там?» И снова начиналась та же деятельность. Спустя час или два ходил он, изредка по немощи и ездил, на гостиницу, где уже его ждали многие десятки, а по великим праздникам и постам и целые сотни народа всех сословий, обоих полов и всех возрастов, из разных городов и селений со своими нуждами духовными и житейскими.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010