Храм срублен зимой 1550 года в лиственничных лесах вотчины князей Ушатых под Угличем из толстых полуаршинных бревен лиственницы, стесанных внутри, затем вместе с прочими деревянными строениями города доставлен в Свияжск плотами весной 1551 года и поставлен за один день воинами князя П.С. Серебряного-Оболенского. Она на 163 года старше знаменитой Преображенской церкви в Кижах. Храм Троицы Живоначальной был освящен 17 мая 1551 года — в день Святой Троицы. Основные переделки датированы второй половиной XVII века, когда на территории давно закрытого Троице-Сергиевского монастря с разрешения Синода разместился Иоанно-Предтеченский монастырь. В 1819 году к храму Троицы Живоначальной были пристроены крыльца с колоннами, а в 1821 году церковь поставили на кирпичный цоколь, бревенчатые стены обшили тесом и покрасили масляной краской. Интерьер был сильно искажён в советское время — вывезены иконы XVI — XVII веков, однако сама конструкция резного иконостаса сохранилась. Что касается позднейших искажений ее облика, произошедших в основном в XIX веке, то ей повезло куда меньше, чем кижскому деревянному погосту. Весь верх её, первоначально шатровый, был заменен плоской железной кровлей с железным же куполом. Когда-то вся устремленная к небу — подобно знаменитой деревянной шатровой церкви в карельской Кондопоге, — она словно бы «приземлилась» и стала раза в полтора ниже, чем была… Когда-то ее высота, судя по сохранившимся старинным рисункам, не уступала ее длине — а длина составляла 10 саженей (21,3 м). Другое искажение состоит в том, что бревенчатый срубный храм полностью покрыли тесом и покрасили краской: то серой, то зеленой, то голубой становилась эта церковь в разные годы, по мере того, как очередная краска тускнела и облезала. Это «омолодило» храм сразу века на три. Впрочем, кижские церкви в XIX веке тоже были обиты тесом. При реставрации тесовое покрытие сняли. В настоящее время храму Троицы Живоначальной возвращен его первоначальный облик. Особенность интерьера Троицкой церкви, ещё усиливающая её сходство с деревенской избой – это длинные лавки, стоящие вдоль стен. Стоящие, видимо, изначально. Они ещё в старину были намертво прибиты к полу и таким образом стали неотъемлемой частью интерьера. Две лавки были прибиты даже в алтаре. В древнерусских церквах обычно и стояли такие скамьи, чтобы уставшие от стояния могли немного отдохнуть. Кажется, что вообще всё в этой церкви – деревянное. Даже семисвечник в алтаре, и тот стоял – деревянный. Единственное, что выделяется из этого царства брёвен, тёса и дощатой резьбы – потемневшее от старости висячее медное паникадило. Главным украшением церкви был, конечно, иконостас - также деревянный и первоначально 4-ярусный. Узоры иконостаса сохранились лишь частично, часть накладной резьбы обломана, но видно, что он выполнен в стиле украинского барокко.

http://sobory.ru/article/?object=07033

В 1879 году Лукинская церковь была приписана к Успенской, а по Указу Святейшего Синода от 11 декабря 1907 года вновь стала самостоятельной. Состояла она в 5 классе, в соответствии с которым штат причта: священник, дьячок и пономарь. После 1907 года в церкви служили священник и псаломщик. В 1909 году священник получал от казны 300 рублей. Пашенной земли и покосов церковь не имела. Приход расстилался от города в одну сторону на 12-15 верст, а поперек на 8. На 1789 год он состоял из 100 дворов, в них проживало мужчин 434, а всего 1456 душ. В 1914 году приход составляли жители города и 26 деревень, всего 1012 мужчин и 1011 женщин. Причем в деревнях Арапы и Дреча были построены деревянные приходские часовни, но прибыли от них церкви не было никакой. В Лукинской церкви находились древние иконы: преподобного Сергия, Радонежского чудотворца, святого апостола Луки, Успения Божией Матери и святого мученика Уара. Здесь же хранился синодик и рукописная служба святому апостолу Луке. Церковной утвари, облачения для священнослужителей, книг имелось в достаточном количестве. Закрыли церковь не позднее 1930-х годов, а в 1941 году, в начале войны, она сгорела. По форме Лукинская церковь представляла собой распространенный тип зданий в русской церковной архитектуре XVIII века, в эпоху барокко – «восьмерик на четверике». Двусветный четверик опочецкого храма завершался двумя убывающими по габаритам восьмериками. Поэтому здание имело большую высоту при довольно компактном плане. Такая конструкция придает устремленность ввысь и динамизм. Венчали церковь деревянная глава, обитая белой жестью, и покрытый листовым железом купол (в конце XVIII века был окрашен зеленой краской). Крыша крыта тесом в накладку. Над притвором находилась деревянная колокольня, построенная по тому же типу – «восьмерик на четверике». В конце XIX века на колокольне было пять колоколов, самый большой весил 20 пудов 24 фунта (это почти 336 кг). Иконостас в Лукинской церкви был пятирядным. Согласно описи 1802 года, сделан он «чистой столярной работы с дорожником от части и резьбою и карнизом гладким», «…святые образа написаны художеством живописным». Царские врата с резьбой и позолотой («гладкие места вызолочены, а прочие окрашены зеленой краской») с образами Благовещенья Пресвятой Богородицы и архангела Гавриила, «внизу оных четыре евангелиста в рамах круглых позлащенных». В правой стороне иконостаса образа Христа Спасителя, архистратига Михаила и святого апостола евангелиста Луки (храмовый образ), святителя Иоанна Златоуста и святой великомученицы Параскевы (в рамах «позлащенных»). «По левую сторону царских дверей образ Божьей Матери с младенцем в раме позлащенной. Перед ним паникадило медное висячее с тремя цепочками. Подле оного образа северные двери, на которых образ архангела Гавриила». И далее – святителя Николая и святого великомученика Власия.

http://sobory.ru/article/?object=40292

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня В Пантелеймоновском монастыре два главных хра­ма         В Пантелеймоновском монастыре два главных хра­ма   В Пантелеймоновском монастыре два главных хра­ма, не считая множества мелких церквей, рассеянных по всему монастырю. Нижний храм — самый старый, собор­ный, во имя святого Пантелеймона, построен по типу всех остальных афонских храмов. До передачи монастыря все­цело во владение русских монахов он был греческим. И теперь еще служба в нем совершается на двух языках — на церковнославянском и на греческом.   Другой храм — верхний собор — находится в самом верхнем этаже глав­ного монастырского корпуса, в котором живет игумен, и построен вполне по образцу русских храмов, сравнитель­но в недавнее время. Это — громадный светлый храм, из окон которого открывается беспредельный вид на море и на два словно призрачных, туманных, торчащих из воды глыбастых каменных островка. В этом храме служба со­вершается только на церковнославянском языке.   Вообще же в монастыре ежедневно совершается до десяти литур­гий в разных церквах...   Я решил простоять вечерню в нижнем храме, а пока, в ожидании службы, стал рассматривать чистый, мощен­ный каменными плитами двор, где росли и цвели олеандры, а также было несколько апельсиновых деревьев с малень­кими, зелененькими, недавно завязавшимися плодами.   Мое внимание привлекло большое деревянное било, висевшее у трапезной, и рядом с ним — железное, круг­лое, похожее скорее на обруч железнодорожного колеса. В эти била совершается благовест к службе: сначала бьют в деревянное ручное било, потом в деревянное висячее, после него в железное, и, наконец, ударяет большой ты­сячепудовый колокол на колокольне.   Давно я не слыхал настоящего русского звона. И ког­да ударил этот тяжелый колокол, всколыхнул знойный воздух, огласил своим зычным звоном горы и море — я почувствовал, что за великая красота кроется в русском звоне. Медный гул потрясал воздух.   Густой-густой, зыч­ный, он, казалось, проникал в самую душу. Торжествен­ный звон, звон, действительно подобающий Божиему хра­му, звон священный, единственно-мощный... Долго гудел колокол. И со всех сторон стали сходиться в храм мона­хи в черных складчатых, развевающихся при ходьбе ман­тиях, в своих войлочных камилавках, покрытых наметкой.     Святая Гора Афон,    И.А. Гарднер, Афон Впечатления и воспоминания. К оглавлению...   Комментарии Всего комментариев: 1 2014/11/09, 12:45:34 СПАСИБО за прекрасную экскурсию .Спаси ГОСПОДИ Добавить комментарий: Подписка на новости и обновления При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать активную ссылку http://www.isihazm.ru (В связи с вопросами наших читателей оповещаем, что Монах Симеон Афонский ни в интернете, ни в каких сайтах участие не принимает. Он пребывает в затворе, не принимает посетителей, не имеет страниц в соц.сетях. С Богом!) Монастырь Дивеево

http://isihazm.ru/1/?id=2050

На этот раз люди были уже вооружены топорами, копьями, кольями и другими орудиями. Приблизившись к дому, жрец крикнул скрипучим, но сильным голосом: «Повеление великого князя – отдать отрока в жертву Перуну. Боги возлюбили сына твоего и требуют его к себе». Феодор возмутился, но сдержал гнев свой. Он решил обратиться к народу как можно добрее, чтобы зародить в них семя правды Христовой. «Славные киевляне, – начал он, подбирая русские слова, – ваш князь один из мудрых князей, и вы его достойны, но худо то, что жрецы обманывают вас и заставляют кланяться бездушным идолам, которые, как вы и сами видите, не едят, не пьют, не ходят, не говорят». Толпа загудела, как растревоженный улей. «Один есть Бог Истинный – Иисус Христос, – повысив голос, продолжал Феодор, – Он сотворил небо и землю. Он призывает и вас к Себе, чтобы дать вам не только временную, но и вечную жизнь. А ваши боги – идолы бездушные. Слышно, что сам ваш мудрый князь Владимир перестал верить им...» Киевляне слушали, пока святой Феодор говорил им о Боге, сотворившем небо и землю, а когда они услышали о своем любимом князе, что он будто перестал верить богам, народ закричал, заволновался. «Он не только поносит наших богов, – закричал жрец, – но и клевещет на нашего князя. Смерть им!» Этого было достаточно, чтобы зажечь дикую ярость в киевлянах. «Смерть! Смерть им!» – ревела многотысячная толпа. Люди кинулись к столбам, на которых было построено крыльцо. Застучали яростно топоры. Столбы были быстро подрублены. Крыльцо пошатнулось, затрещало и рухнуло на землю… Святые мученики погибли под обломками. ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК ЕВСТРАТИЙ Святой Евстратий умер как Христос Спаситель. Его распяли и пронзили копьем в ребро. Он был как жертва святая за землю русскую. Христос Спаситель распялся за весь мир, а святой Евстратий пострадал за родную русскую землю. В 1096 году половцы взяли Киев, разграбили и сожгли киевский монастырь. Много киевлян было убито, много взяли в плен. В числе последних был и монах Евстратий. Половцы были язычники, но они не мучили русских христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

3Цар.7:3 .  И настлан был помост из кедра над бревнами на сорока пяти столбах, по пятнадцати в ряд. 3Цар.7:4 .  Оконных косяков было три ряда; и три ряда окон, окно против окна. Крыша здания состояла из кедровых балок, опиравшихся на каменных стенах. Здание было трехэтажное; каждый этаж имел боковые комнаты; евр. целаот (ср. 3Цар.6:5–6 ; Иез.41:6 ). 3Цар.7:5 .  И все двери и дверные косяки были четырехугольные, и окно против окна, в три ряда. Все двери и дверные косяки были четвероугольны. LXX: θυρματα κα α χραι τετργωναι, слав.: «вся двери и камары четвероуголны». О величине комнат не говорится. В целом рассматриваемый дворец представлял нередко и теперь встречающийся на востоке архитектурный тип: двор в середине и галерея с колоннадой кругом. 3Цар.7:6 .  И притвор из столбов сделал он длиною в пятьдесят локтей, шириною в тридцать локтей, и пред ними крыльцо, и столбы, и порог пред ними. 3Цар.7:7 .  Еще притвор с престолом, с которого он судил, притвор для судилища сделал он и покрыл все полы кедром. К центральному зданию «дома леса Ливанскаго» примыкало «другое четырехугольное здание в 30 локтей ширины, которое на противоположном конце своем имело чертог, украшенный низкими и толстыми колоннами. Тут находился прекрасный трон, на котором восседал царь во время судебных разбирательств» (И. Флав. Иудейские Древн. VIII, 5, 2). Вероятно, «притвор (LXX: αιλμ, слав.: «елам», Vulg.: porticus) из столбов» (ст. 6) и «притвор с престолом» составляли одно здание, причем первый был как бы общей приемной, а второй – собственной тронной залой (описание трона Соломона в 3Цар.10:18–20 ). По талмудическому преданию, упомянутые в этом описании 12 львов были подвижные и могли поднимать царя со ступени на ступень, когда он хотел взойти на трон; и самое седалище было снабжено механическими фигурами других животных: орел, напр., возлагал на голову воссевшего царя венец, а голубь подавал ему свитки закона (ср. блаженного Феодорита, вопр. 26). 3Цар.7:8 .  В доме, где он жил, другой двор позади притвора был такого же устройства. И в доме дочери фараоновой, которую взял за себя Соломон, он сделал такой же притвор.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Брат, потушив свечу, заснул. Но я даже не мог раздеться, лег не раздеваясь и, как только тоже дунул на свечу и на миг забылся, тотчас же увидел себя в зале – и в диком ужасе очнулся. Я сел и с бьющимся сердцем стал смотреть в темноту, слушать малейший шорох. Все было необыкновенно, страшно тихо, – слышалось только отдаленное, невнятное чтение в зале… Я сделал над собой крайнее усилие, скинул ноги с дивана, распахнул дверь кабинета, на цыпочках перебежал темный коридор и прильнул ухом к двери, под которой светилось из зала. – Господь царствует, он облечен величием, облечен Господь могуществом, – негромко, деревянно и поспешно говорил за дверью дьячок. – Возвышают реки, Господи, возвышают реки голос свой, возвышают реки волны свои… В начале ты основал землю, и небеса – дело рук твоих… Они погибнут, а ты пребудешь, и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, ты переменишь их… Да будет Господу слава вовеки, да веселится Господь о делах своих! Дрожь восторженных слез охватила меня, я пошел поспешно по темному коридору в темную заднюю прихожую и на заднее крыльцо. Я обошел дом и остановился среди двора. Было темно и как-то особенно, как бывает только ранней весной, чисто, свежо, тихо. Земля подмерзла, была тугая. Какое-то тончайшее и чистейшее дыхание чуть серебрилось между землей и чистым звездным небом. В тишине, вдали, мерно и глухо шумела в долине весенняя река. Я посмотрел в темноту за долину, на противоположную гору, – там, в доме Виганда, одиноко краснел, светился поздний огонек. – Это она не спит, – подумал я. «Возвышают реки голос свой, возвышают реки волны свои», – подумал я, и огонек лучисто задрожал у меня в глазах от новых слез – слез счастья, любви, надежд и какой-то исступленной, ликующей нежности. Книга третья I Та страшная весенняя ночь в Васильевском памятна мне тем более, что она была накануне похорон. Я заснул в эту ночь лишь под утро. Я не в силах был вернуться в дом сразу, – слишком зловеще темнели в звездном свете его очертания и чернела возле крыльца крышка гроба… Я ушел в поле, долго шел в темноте куда глаза глядят… Вернулся я, когда на востоке уже белело и по всему селу пели петухи, прокрался в дом тем же задним ходом и тотчас заснул.

http://azbyka.ru/fiction/zhizn-arseneva/

Передняя комната была комната проходная. Из нее можно было попасть во все части дома. Была в ней дверь, которая вела в известный нам внутренний двор; шли из нее лестницы, по которым входили в верхние этажи и на крышу. О лестницах упоминается при описании устройства Иерусалимского храма. „По круглым лестницам всходили в средний ярус, а от среднего в третий ( 3Цар. 6:8 ). Кругом внутреннего двора были расположены отдельные комнаты, имеющие один выход на внутренний двор и совершенно отдельные одна от другого, так что для того, чтобы попасть из одной комнаты в другую, надобно было сперва выйти на внутренний двор, Такое же устройство комнат было на втором и следующих этажах. Каждая комната имела один выход в галерею, идущую около этих этажей. Один путешественник (Букингам), рассказывая о Багдаде, пишет: здешние дома состоят: а) из ряда комнат, выходящих на двор, находящийся в середине. Это для того, чтобы днем находить на дворе убежище от зноя; б) из открытых террас, где обедают и ночуют. Эти террасы разделяются иногда на разные отделения, из которых каждое имеет свою лестницу и образует как бы отдельную комнату. Какие комнаты какое имели назначение у евреев, об этом ничего нельзя сказать. По всей вероятности комнаты, предназначенные для женщин, находились если не на кровле, то в задней части дома, подобно тому, как в шатре женщины занимали заднее отделение шатра. Впрочем, подобно тому, как в кочевой период своей жизни богатые евреи устрояли для своих жен особые, отдельные шатры, так и впоследствии цари еврейские и богатые евреи устрояли для своих жен особые дома. Такой дом, например, устроил Соломон для своей первой жены, дочери Фараона. „И притвор (в своем доме) из столбов сделал он (Соломон) длиною в 50 локтей, шириною в 30 локтей и перед ними крыльцо, и столбы, и порог перед ними. И в доме дочери Фараоновой, которую взял за себя Соломон, он сделал такой же притвор“. ( 3Цар.7: 8 ). При дворе Артаксеркса, в Сузах, было даже нечто в роде гарема, где жены царя жили под надзором Галея, царского евнуха, стража жен ( Эсф. 2: 3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

Пилат поставил на это крыльцо Иисуса Христа, истерзанного и облитого кровью в терновом венце и сказал евреям: «вот я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем вины». Должно быть, сам Пилат почувствовал жалость, смотря на Иисуса, и сказал, указывая на Него народу: «вот человек» (т. е. посмотрите, как Он измучен и поруган). Но не таковы были враги Спасителя, чтобы чувствовать жалость к Иисусу Христу. Как лютые звери, увидевши кровь, становятся еще лютее, так и еврейские начальники и слуги их, увидевши измученного Иисуса, еще с большею злобою закричали: «распни Его, на крест Его!» – «Возьмите Его вы и распните, а я не нахожу в Нем вины» – сказал Пилат. Враги Христовы ответили, что он, Пилат, должен судить Иисуса Христа по их закону, а не потому, как он сам думает о Иисусе Христе: «по нашему закону Он заслужил смерть, потому что выдал Себя за Сына Божия», – сказали они. Испугался Пилат от этих слов, в первый раз услышал он теперь, что Иисус называет Себя Сыном Божиим. Только что перед этим жена прислала сказать ему: «не делай ничего этому праведнику, потому что я ныне во сне много пострадала за Него». Да и сам он прежде слыхал об Иисусе Христе, о Его дивных чудесах. Поэтому подумал он, что Иисус Христос, в самом деле, может быть не простой человек, позвал Его опять в свои палаты, чтобы допросить Его. «Откуда Ты?» – спросил он Иисуса Христа; но Христос не дал ему ответа. «Как! Ты мне не отвечаешь? разве не знаешь, что в моей власти распять Тебя и в моей власти отпустить Тебя?» – сказал Пилат. Тогда Христос ответил ему: «надо Мною ты не имел бы никакой власти, если бы не было дано тебе свыше» (т. е. если бы Бог не попустил тебе судить Меня). Услышавши такой ответ, Пилат еще больше убоялся гнева Божия, если осудит на смерть невинного, да еще не простого человека и решился защитить Его. Опять вышел он с Иисусом Христом к народу, но враги Христовы догадавшись, что Пилат хочет отпустить Христа, стали уже грозить ему. Они сказали: «если ты отпустишь Его (Иисуса Христа), то ты недруг царю; кто себя называет царем, тот противник царю», – это значит, мы донесем на тебя царю нашему, что ты потакаешь тому, кто себя выдает за царя, изменник царю, а тогда евреи были под властью чужеземного царя или кесаря Римского; Пилат же был его наместником или правителем еврейской земли, от него поставленным.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevcov...

После таких истязаний Пилат опять вывел на крыльцо И. Христа, истерзанного и. облитого кровью, в терновом венце, и сказал иудеям: «Вот я вывожу Его к вам, чтоб вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины.» Должно быть сам Пилат почувствовал жалость, смотря на Иисуса, и сказал, указывая на Него народу: «Посмотрите на этого Человека! (т. е. как Он измучен и поруган).» Но не таковы были враги И. Христа, чтобы чувствовать жалость к Нему. Увидавши измученного И. Христа, иудейские начальники и слуги их еще с большею злобою закричали: «Распни Его! На крест Его.» – «Возьмите Его вы сами и распните, а я не нахожу в Нем вины,» – сказал Пилат. Враги Христовы ответили ему, что он, Пилат, должен судить И. Христа по их закону, а не так, как он сам думает об И. Христе: «По нашему закону Он заслужил смерть, потому что выдал Себя за Сына Божия,» – сказали они. Испугался, Пилат от этих слов: в первый раз он услышал теперь, что Иисус называет Себя Сыном Божиим. Только что перед этим жена Пилата прислала сказать ему: «Не делай ничего этому Праведнику, потому что я ныне во сне много пострадала за Него. Да и сам Пилат прежде слыхал о дивных чудесах И. Христа, а потому и подумал, что И. Христос в самом деле может быть, не простой человек, – позвал Его опять в свои палаты, чтоб допросить Его. «Откуда Ты?» – спросил он И. Христа; но Спаситель не дал ему ответа. «Как! Ты мне не отвечаешь. Да разве не знаешь, что в моей власти распять Тебя или отпустить Тебя?» – сказал Пилат. Тогда Христос ответил ему: «Надо Мною ты не имел бы никакой власти, если бы не было дано тебе это свыше» (т. е. если бы Бог не попустил тебе судить Меня). После такого ответа Пилат еще больше убоялся гнева Божия, если осудить на смерть неповинного ни в чем, да еще не простого Человека, и решился защитить И. Христа. Опять Он вышел с И. Христом к народу. Враги же Христовы, догадавшись, что Пилат хочет отпустить Иисуса, стали уже грозить правителю своему; они сказали: «Если ты отпустишь Его (И. Христа), то ты не друг царев; кто себя выдает за царя, тот противник нашему царю.» Это значит: мы донесем на тебя царю, который поставил тебя управлять нами, что ты потакаешь человеку, присвоившему себе царскую власть, – изменнику царскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevcov...

При входе низкое крыльцо из белого мрамора, с перилами, по обеим сторонам большие серебряные подсвечники со свечами. Войдя в часовню, мы находимся в преддверии Гроба Господня. Гроб Господень есть каменный вертеп, которого отверстие было завалено камнем. «И положил Его в новом своем гробе, который высек он в камне; и привалив большой камень к двери гроба, удалился». Так говорит святой евангелист Матфей ( Мф 27:60 ). В Евангелии святого Иоанна сказано: «Близь же места того, где Он был распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто положен не был» ( Ин 19:41 ). Это объясняет близость Голгофы от места погребения Спасителя. Преддверие заключает то место, где Ангел Господень был виден сидящим на отваленном от гроба камне; оставшийся обломок от этого камня вделан в большую мраморную вазу; она служит престолом при совершении литургий и освещена 15-ю драгоценными лампадами. Обломок камня – такого же известкового кряжа, как и скала Голгофы. По обычаю иудеев, тела усопших обвивались полотном и полагались в вертепе на высеченном в стене пологе. Таков есть гроб Спасителя. Входя в пещеру, должно нагнуться всею головою; длина пещеры есть то пространство, которое может занять простертое тело усопшего. Промежуток между пологом и стеною вертепа в полтора шага. По измерению г-на Воробьева, площадь вертепа составляет квадратную сажень. Каменный полог, на котором было возложено Пресвятое тело Иисуса, облечен белым мрамором. Верхняя доска переломлена надвое. Тридцать шесть золотых и серебряных лампад, спущенных со свода, горят день и ночь во гробе Иисуса и испаряются сквозь небольшие отверстия купола. Стена, прилежащая к Гробу Господню, украшена мозаическою картиною Воскресения; небольшой, но выразительный образ Пресвятой Богородицы висит на стене против входа. Свежие цветы наполняют благоуханьем воздух. Драгоценнейшие эссенции ароматических вод, а еще чаще слезы грешного человечества беспрестанно орошают трехдневное смертное ложе Искупителя мира. Не должно воображать, будто бы гробовой вертеп Спасителя находился на этом месте так одинок, как он теперь; он входил в общий состав каменистого хребта этого места и примыкал к другим гробовым пещерам; гробы Никодима и Иосифа Аримафейского находились возле; они теперь вошли в стену храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010