В 1812 г. церковь сильно пострадала от пожара: обрушилась первоначальная трапезная. В 1817-1823 гг. трапезную с двумя приделами – Никольским и Феодосьевским – восстановили в стиле классицизма. Поставленный на подклет двусветный бесстолпный четверик с трехчастной пониженной апсидой, галереей- папертью вдоль северного фасада и крыльцом вытянут с севера на юг. Он перекрыт сомкнутым сводом, который прорезает световой барабан центральной главы, окруженной четырьмя декоративными главами. Стройная группа глав возвышается над двумя рядами кокошников. Две главы выделяют боковые членения апсиды – в них изначально размещались приделы храма, причем северное членение крупнее южного, оно заметно выступает относительно стены четверика и с галереи имеет отдельный вход; главки восстановлены при реставрации. Во внешнем оформлении храма много общего с нарядным убранством стоящих рядом палат. Оба здания, соединенные когда-то каменным переходом, формировали общий парадный двор, украшением которого, вместе с Красным крыльцом палат, было северное крыльцо храма. Оно возведено одновременно с северной папертью, но несколько позднее храма, очевидно, в связи с устройством здесь усыпальницы рода Кирилловых (располагалась под папертью и состояла из нескольких склепов). Богатые по рисунку профилированные наличники на фасадах церкви, парные колонки на углах с раскрепованным над ними карнизом, белый камень, изразцы типичны для стиля середины XVIIb. Уникально выделение северного фасада: крыльцо, центральное окно, акцентированное нарядным убранством наличника, компактность стройного пятиглавия, где средняя глава отличается сложностью обработки, – именно с этой стороны подчеркивают главную ось фасада и придают зданию особую стройность. Интерьер подцерковья, по-видимому, не случайно напоминает одноапсидный храм (в апсиде сохранилось окно, снаружи теперь заложенное): не исключено, что таковой была предшествующая церковь; используя ее остатки при возведении подклета существующего храма, строители (как бывало нередко) могли невольно повторить внутренний абрис древнейшего здания. В подклете при исследованиях были раскрыты значительные остатки стен первоначальной трапезной. Внутри северной паперти на наружной стене главного объема уцелели заложенное теперь окно в наличнике середины XVII в. и богатое оформление входа - перспективный портал с колоннами по сторонам. В интерьере церкви уцелели также фрагменты росписи на своде и карниз, относящиеся к середине XIX в.».

http://sobory.ru/article/?object=02394

http://www.old-churches.ru/ki_087.htm Расположена на северной окраине села, в окружении деревьев. Возведена в 1753году г. на средства князя И.Б. Козловского. В начале 20 в. трапезная значительно перестроена, а к колокольне пристроено с запада крыльцо. К югу от церкви сохранились ворота ограды 2-й пол. 18 в. и слева от них сторожка 1-й пол. 19 века. Все здания сооружены из кирпича и побелены по кладке, поздние пристройки к церкви оштукатурены. В середине 1980-х гг. церковь была полуразрушена. Своеобразный крупный сельский храм, в архитектуре которого традиционализм основной части, явно тяготеющей к формам зодчества 17 - начала 18 века. Сочетается с приемами развитого барокко в колокольне и его стилизацией в пристройках. Несколько архаичный основной объем в виде массивного двухэтажного четверика на подклете с полукруглым алтарем, ранее был завершен граненым куполом с луковичной главкой на тонкой шейке. Четверику противопоставлена стройная трехъярусная колокольня на подклете, ярус звона которой с широкими арками завершен подобием усеченной пирамиды с вогнутыми гранями и оконными проемами в купольном покрытии. Первоначальную композицию нарушает сильно растянутая в ширину трапезная на подклете; полукружья ее боковых приделов (четверть окружности в плане) частично закрыли боковые фасады основного четверика. Выразительное крыльцо колокольни с двумя боковыми лестницами-входами на западном фасаде трактовано как завершенный фронтоном портик с двумя парами колонн и большими арочными проемами. Убранство фасадов храма ориентировано на 17 в., что выражено в несовпадении осей арочных проемов четверика, выступами на углах и между окон, простых карнизах с лентой зубчиков. Нарядность облику здания придают нарышкинскне наличники с полуколонками и различными по рисунку фигурными фронтонами. В барочном декоре колокольни выделяются парные выступы на углах ярусов и обрамления проемов с лучковыми небольшими карнизами над проемами окон. Элементы барокко использованы и в фасадной композиции трапезной. Окна разной формы – лучковые в нижнем этаже, арочные и круглые (второго света) в верхнем. Профилированные изогнутые карнизы-бровки, украшают проемы второго света. Нижний зимний храм перекрыт сомкнутым сводом, высокий четырехлотковыи свод в завершении летнего храма почти полностью утрачен. Три проема ведут в алтарь с полукуполом, один широкий -в трапезную с узкими приделами по сторонам, имеющими крестовые своды. В ряде окон сохранились решетки начала 20 в. с рисунком из кругов, спиралей и мальтийских крестов. Сейчас Благовещенская церковь восстанавливается и является подворьем Ивановского Свято-Введенского монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=41602

Точной даты закрытия храма не известно: предположительно это произошло в 1934 году. Здание было передано академии имени Жуковского, которая располагалась в бывшем Петровском дворце, и превращено в склад мебели и продуктов. Основным разрушениям храм подвергся в 1950-60-е годы, когда были разобраны его ограда и крыльцо, сняты кресты и главы, в помещении храма надстроены вторые ярусы, заложены арки. Колокольню приспособили для устройства подвесного крана. Все деревянные церковные дома были уничтожены, а в кирпичном доме причта разместилась ГАИ районного УВД. На стрелке улиц построили пивной бар. 25 сентября 1991 года, после долгих переговоров, Военно-воздушная академия освободила здание храма и передала его Русской Православной Церкви. Церковь была приписана к приходу святителя Митрофана Воронежского. 29 сентября в нижнем храме впервые за долгие годы состоялась Божественная литургия. Церковное здание было восстановлено под руководством приходского архитектора С. Я. Кузнецова. Храм, приделы и колокольню увенчали золочёные главы. На фасаде были помещены мозаики работы В. И. Антипкина - изображения Московских святителей Филарета и Тихона. Было восстановлено крыльцо, заново устроен белокаменный портал. В честь 2000-летия Рождества Христова на колокольне был установлен новый колокол. Была проделана большая работа над внутренним убранством храма, устроены новые иконостасы. В нижнем этаже отреставрирована стенная роспись, а в куполе верхнего храма сделан мозаичный крест. В верхнем храме и приделах Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы и преподобных Ксенофонта и Марии со чадами выложены гранитные полы. В доме причта была проведена реконструкция и надстроен третий этаж. 13 сентября 1997 года состоялись торжества в честь 150-летия храма. Перед Божественной литургией патриарх Московский и всея Руси Алексий II, архиепископы Истринский Арсений и Солнечногорский Сергий, а также епископ Орехово-Зуевский Алексий освятили полным архиерейским чином все четыре престола возобновлённой церкви.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Благовеще...

Из кн.: Памятники архитектуры Москвы: Замоскворечье.-М.: Искусство, 1994. стр.85-88 После 1918 г. на втором этаже дома разместились Центральные Государственные реставрационные мастерские (ЦГРМ). В 1930 г. работники ЦГРМ добились закрытия храма и в этом же году по просьбе ЦГРМ Моссовет вынес решение о сносе колокольни, затемнявшей окна рабочих помещений. В 1931 г. архитектор Б.Иофан, строитель " Дома на набережной " внес в Моссовет просьбу о сносе храма. В 1932 г. храм начали разбирать, но снесли только колокольню. В 1958 г. здание храма отдали НИИ музееведения. Позже, в 1960-70-х гг., здание храма и палат занял НИИ культуры РСФСР. В 1992 г. храм вернули верующим, богослужения были возобновлены. Существующая ныне церковь построена на месте прежней деревянной Никольской церкви, где уже в 1390 г. значился Никольский на Болоте монастырь, записан как «Великий Чудотворец Николай за Берсеневою решеткою» – то есть, за ночной заставой, за которой наблюдал Берсеня-Беклемишев – от него и закрепилось это название. В 1656-1657 гг. была возведена новая каменная церковь Николая Чудотворца на Берсеневке. Изначально это был четверик с небольшой трапезной и колокольней; старая трапезная примыкает к храму не с запада, как это обычно бывает, а с севера, вход в нее оформлен как массивное крыльцо со столпами-кубышками, арки крыльца украшены «гирьками». С запада был спуск в нижнее помещение храма. Необычайно хорошо «огненное» завершение основного объема рядами кокошников с килевидным верхом. Барабаны пяти глав храма также обрамлены кокошниками. Центральный барабан – световой. Крыльцо изукрашено аркатурой с «дыньками». Богато декорированы, и фасады здания: и наличники окон, и колонки, и широкий фриз, и прочие украшения выполнены в стиле русского узорочья и при всей своей пышности не производят впечатления тяжеловесного излишнего декора, напротив, придают храму праздничный, нарядный вид. В 1775 г. с запада к четверику храма пристроили новую просторную трапезную в стиле классицизм, которая сильно исказила первоначальный облик здания. Сама по себе трапезная – хороший, добротный пример классицизма, но рядом с нарядной узорчатой церковью кажется совсем не соответствующей. Строгие линии трапезной: простые пилястры, ровные, лишенные декора фронтоны, окна без наличников, – резко контрастируют с основным объемом храма. Во время войны 1812 г. храм горел; после пожара был обновлен и освящен заново. В 1820-х гг. была снесена старая колокольня, новая выстроена только в 1854 г.

http://sobory.ru/article/?object=02394

В настоящее время часовня представляет собой прямоугольный в плане объем на низком подклете, перекрытый двухскатной крышей. Продольно-осевая композиция здания включает квадратное в плане молельное помещение, притвор с колокольней наверху и каркасное крыльцо. Все части здания объединены профилированной тесовой обшивкой фасадов «в рустик». Крупная, обитая лемехом глава на широкой шее поставлена вплотную к колокольне. Западный фасад часовни решен в лучших традициях деревянной архитектуры Севера. Двухъярусный восьмерик колокольни поставлен на четверик и перекрыт низким плоским куполом по девяти круглым стойкам звонницы. В южной и северной стенах молитвенного помещения по два раздельных окна, обрамленных простыми наличниками. Фасады декорированы полихромной окраской голубого, зеленого и белого цветов и накладными «сухариками» на подшивке фронтонов. Молитвенное помещение перекрыто каркасным граненым «небом» с сюжетными росписями. Стены внутри отесаны «в круглый угол» и окрашены в белый цвет. Восточная стена была скрыта каркасным иконостасом. Дверной проем в помещение оформлен тремя косяками, соединенными « в ус», вершник зафиксирован заплечиками. Притвор внутри обшит тесом, на северной стороне от входа лестница, ведущая на колокольню. Двери в притвор столярные, створчатые, с филенками. Крыльцо каркасное, обшито в виде тамбура. 15-гранный комплекс каркасного «неба» в молельном помещении включает изображения архангелов, евангелистов, Распятия с предстоящими, преподобного Андрея Критского и мученика Феодора Стратилата. Время создания – последняя четверть 19 в. Роспись выполнена в традициях поздней академической живописи. Конструкция потолка сделана с очень высоким подъемом граней к центральному кругу. Комплекс сохранился в полном составе. Размер четверика «в свету»: 445х485 см. Новый иконостас появился в часовне одновременно с сооружением «неба», т.е. около 1883 г. Иконостас двухъярусной конструкции с заворотами на северную и южную стены. Иконы первого яруса разделены круглыми колоннами на базах. В основании – подзоры с простыми филенками. Конструкция окрашена в желтый, синий и красный цвета.

http://sobory.ru/article/?object=11233

Один из древнейших памятников зодчества, Архангельский собор, по счастью, не получил сильных повреждений. Снарядом повреждена лишь постройка с южной стороны, где помещается соборная палатка, и выбито несколько стекол. Вчера, несмотря на храмовый праздник собора, богослужение в нем не совершалось. В Благовещенском соборе. В Благовещенском соборе артиллерийскими снарядами снесено крыльцо у южной паперти и сильно повреждены стены собора. Внутри собора выбиты стекла и рамы. От сотрясения находившаяся в южной паперти собора очень древняя икона Пименовской Божьей Матери упала на пол и треснула вдоль, а киот с нее и стекло разбиты на мелкие части. Собор Двунадесяти апостолов. Собор Двунадесяти апостолов, бывший крестовой церковью для Патриарха, потерпел очень много от снарядов. В стенах видны в 13 местах большие углубления от снарядов и в 3 местах пробиты стены насквозь. Влетевший в храм в сделанное отверстие в южной стене снаряд произвел большие поломки в иконостасе, повредил распятие, стоявшее у левого клироса, стенопись и иконостас. В алтаре собора также произведены сильные повреждения, выбиты все рамы и стекла. Правое отделение алтаря, где хранятся сосуды со святым миром, уцелело без всяких повреждений. Сильные повреждения замечаются на восточной стене алтаря и в нижнем этаже здания. Один из снарядов попал в келью синодального иеромонаха Варсонофия, находящуюся в верхнем этаже собора, и уничтожил мебель и имущество иеромонаха. Чудов монастырь. Громадные повреждения причинены бомбардировкой Чудову монастырю. Крыльцо с фронтоном и одной из башен разрушено снарядом, в находящейся внизу монастырской лавке снарядом разбито окно и сделана большая брешь; угол митрополичьих покоев сильно поврежден, и в нем виднеется брешь; купола над Алексиевским храмом повреждены, выбиты все рамы и стекла. В Михайловской церкви выбиты рамы и обстреляны стены; монастырские кельи повреждены пулями и снарядами, и в них выбиты все окна. Во время канонады братия во главе с архиепископом Гродненским Михаилом все время усердно молилась в Алексиевской церкви пред мощами святителя Алексия. 2 ноября особенно усилился обстрел и канонада монастыря и было решено перенести мощи святителя в Ермогеновский храм, находящийся под Михайловской церковью. Пули попадали в Алексиевскую церковь все чаще и чаще; были пробиты стекла, поврежден иконостас.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вологда. Собор Софии, Премудрости Божией. Софийский собор Карта и ближайшие объекты Древнейшее каменное здание – Софийский собор - памятник архитектуры XVI века. Его строительство связано с именем Ивана IV Грозного, по приказу которого с 1565 по 1570 гг. в Вологде разворачивается грандиозное строительство кремля-крепости площадью 56 га. В 1570 г. собор в основном был закончен, но затем работы по приказу царя, принявшего падение кирпича со свода при входе его в храм за плохое предзнаменование, были прекращены. Собор простоял неотделанным 17 лет и был освящен уже после смерти Ивана IV. В 1612 г., когда Вологда была сожжена, собор лишился крыши и глав, но уже в 1615-1616 гг. он был отремонтирован, а в 1624-1625 гг. деревянное покрытие глав заменено железным; спустя 27 лет все кровли собора были покрыты железом. В 1635 г. к западному входу пристроили деревянное крыльцо - паперть. За четыре века своего существования Софийский собор подвергался различным переделкам. Наиболее значительными из них являются растеска большинства оконных проемов в конце XVII в., устройство новых глав меньшего размера и четырехскатного покрытия вместо позакомарного. Западное деревянное крыльцо паперти заменено каменным; в 1850 г. пристроены притворы к северному и южному порталам. И все же, несмотря на переделки позднейшего времени, собор сохранил архитектурный облик монументального шестистолпного пятиглавого храма московской школы XVI в. Но в предельной лаконичности его форм, конструктивно-оправданной обработке глади стен фасадов пилястрами - лопатками и профильном обрамлении закомар чувствуется какая-то северная суровость, не свойственная московским храмам того времени. http://www.vologdamuseum.ru/content?id=10 Первая звонница Софийского собора сгорела в Смутное время, вторая - в 1636 году, пожара третьей решили не ждать. В 1654-1659 годах выстроили шатровую восьмигранную каменную колокольню с использованием кирпича, сохранившегося от недостроенного кремля Ивана Грозного. В 1870 году при архиепископе Палладии, впоследствии возглавившем Санкт-Петербургскую епархию, а затем ставшего экзархом грузинской православной церкви, под руководством губернского архитектора В.Н. Шильдкнехта колокольня подверглась реконструкции. Шатровый верх был снят, и восьмерик основания надстроен выше прежнего уровня на 15 саженей. Колокольня стала самой высокой в епархии - 78,5 метров, но на 5 метров ниже Ивана Великого в Москве.

http://sobory.ru/article/?object=00233

Свое логическое завершение этот прием получил в архитектуре Мурома. Примером тому является знаменитый шатер из шестнадцати двойных граней церкви Косьмы и Дамиана (1560-е годы). Поздним декоративным отголоском такого шатра являются шатрики, украшающие крыльцо Благовещенского собора в Благовещенском монастыре Мурома (1664 год), въездные ворота храма Воскресения на Дебре в Костроме (1652 год) и крыльцо храма Святой Троицы в Никитниках (1628-1653 годы). Нельзя не упомянуть, что «звездчатый» шатер, как и другие, уже упомянутые приемы, ведет свое происхождение от собора Покрова на Рву (1555-1561 годы). В этой связи интересно использование этого мотива в декоративно-прикладном искусстве XV века. Примером этому является кадило со «звездчатым» шатровым завершением, выполненное в 1469 году мастером Иваном Фоминым и вложенное дмитровским князем Юрием Васильевичем в Николо-Песношский монастырь. Итак, на основании большого количества родственных элементов в декоративном убранстве и композиции, можно объединить в одну группу четыре храма: Никиты Мученика в Елизарово, Усекновения главы Иоанна Предтечи на Девичьем поле, Рождества Христова в Беседах и Успения в Спасо-Евфимиевом монастыре. Полица церквей в Елизарово и на Девичьем поле украшена кокошниками изящного рисунка (по одной на каждую грань шатра). Грани всех трех шатров выделены при помощи двойного гурта Грани шатров Предтеченского и Никитского шрамов дополнительно подчеркнуты тонкими «стрелами» (этот мотив уже использовали мастера, возводившие собор Покрова на Рву, но там он украшал не шатры, а грани боковых столпов) Различия в деталях декора не очень значительны. Например, ряды кокошников в основании восьмерика Успенского храма уже не включают маленькие кокошнички, да рядов этих только два. «Звездчатая» форма шатра и стрелы на гранях в композиции храма на Девичьем поле заменены некой «пирамидкой кокошников» в нижней части грани Этот мотив можно наблюдать в убранстве некоторых шатровых храмов конца XVI столетия. Например, это церковь Богоявления в Кушалино (1590-е годы).

http://sobory.ru/article/?object=06928

В церковь два входа: с запада и с северо-востока; пред главным входом – плитное крыльцо о 7 ступенях, а около крыльца – панель из плиты; у бокового входа крыльцо в 4 ступени. Церковь внутри и снаружи оштукатурена, выбелена «бочечною» известью, крыша окрашена медянкой. Внутри церкви, на два с половиной аршина от пола, идет, по стенам церкви, карниз темно-коричневого цвета. В куполе, на вогнутом своде – благословляющий Господь Саваоф; на колоннах – 4 евангелиста, работы Крылова, ценою в 150 р. Свод над главным алтарем окрашен лазурью и на нем – медновызолоченные звезды. На восточной стене главного алтаря, в фальшивом окне – икона св. Николая, писанная на железе. Все здание церкви устроено по смешанному византийско-греческому стилю и, с колокольнею, имеет вид продолговатого корабля. Церковь вмещает в себе до 800 человек. Церковь окружена кладбищем, которое обведено валом, канавами и деревянною оградою. Против входа, за дорогою, каменный столб, с кружкою. Членами строительной комиссии, кроме архитектора, причта и старосты, были крестьяне села Мемина: Михаил Григорьев, Григорий Яковлев, Григорий Иванов Лазарев и Григорий Дорофеев. В числе жертвователей, кроме графини Ламберт, полковника Исакова, купцов Семенова и Суконкина, были еще: Григорий Петрович и Анна Федоровна Елисеевы, Алексей Васильевич Вознесенский, Михаил Павлович Пожарский, Иван Федорович Шумилов, Анна Ивановна Черникова, серебряных дел мастер Козма Гаврилович Хархаров. Кроме жертв материалом и работами прихожан, вся постройка стоила около 30 т. р. с. Иконостасы деревянные, устроены по плану архитектора Щурупова, в русском стиле. Длина среднего иконостаса 2 саж., высота, над царскими дверьми, 4 саж. без арш., длина боковых иконостасов 1 саж. 29 верш., высота над царскими дверьми – 2 саж. 1 верш. Иконостасы отделяются 2 большими колоннами. Средний иконостас в 2 яруса, боковые – в один ярус. Иконостасы окрашены белою масляною краской; колонки между иконами разделаны золотом и белилами; над колонками – узорчатые арки, с крестиками. В большой арке главного алтаря написано: «в церквах благословите Бога».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Несколько голосов, задобренных Милославскими, требовали царем Иоанна, но над ними раздались тысячи голосов в пользу Петра. «Один или с братом, он должен царствовать?», спросил Иоаким. Один, было ответом на это. Патриарх вошел во внутренние покои царские и благословил на царство юного Петра, и, предлагая ему скипетр, просил от имени народа принять царство. Петр просил Патриарха предоставить престол старшему брату, но Иоаким сказал, что брат его болен и провозгласил многолетие Петру царю. В тот же день присягнула Петру вся Москва. Когда до Софии дошло имя царя Петра, она вскричала: «Не правда! Не будет так»! Она требовала от Патриарха, чтобы во имя закона возведен был на царство старший брат Иоанн. Патриарх отвечал, что избрание уже совершено. Тогда Милославские обратились к стрельцам, – и в их слободе рекой лилось вино; им читали разные воззвания. Полковники стрелецких полков были уже на стороне Софии. Вдруг, 15-го мая утром, раздался набат и стрельцы собрались к полковой избе. Пока терялись в догадках, что это значит? Является от Милославских посол с вестью, что Иоанн убит. В это время услышали набат и на Иване Великом, так как и в самой Москве распространен был слух о смерти Иоанна. Стрельцы поспешили в Москву и заняли Кремлевскую площадь, среди их слышались крики о выдаче цареубийц, Нарышкиных. Наталье Кирилловне подали мысль вывести на крыльцо пред народ обоих царевичей. Видя Иоанна здоровым и невредимым, стрельцы несколько смутились, но некоторые не верили, что это царевич Иоанн и спрашивали: «это ли Иоанн»? Шум начал стихать. Сильная одушевленная речь боярина Артамона Матвеева подействовала на многих так, что начались просьбы о прощении. Но, в это время, на площади появилось еще несколько бочек вина. А князь Михаил Долгорукий, не любимый стрелецкий начальник, вздумал бранить стрельцов и угрожал им казнями, и этим окончательно испортил дело. Стрельцы вскочили на верх, на крыльцо, где стоял Долгорукий и сбросили его оттуда на копья. Это было началом кровопролития.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010