Смогири. Церковь Николая Чудотворца и Георгия Победоносца. Николо-Георгиевская церковь Карта и ближайшие объекты Николо-Георгиевская церковь построена в 1894 г. на средства генерал-лейтенанта Ф.С. Ракеева (похоронен в церкви). Верхний престол в честь святителя Николая, нижний - во имя великомученика Георгия Победоносца. Действует. Кладка кирпичных стен лицевая. Бесстолпный одноглавый храм типичен для русского стиля, композиция двухэтажного здания очень живописна и во многом следует зодчеству 17 в. Высокий четверик увенчан главой с круглым световым барабаном на четырехгранном постаменте (глава не сохр.). Алтарь трехапсидный, крупная полукруглая средняя апсида завершена главкой на глухой шее. Короткие прямоугольные пристройки по бокам четверика и удлиненная трапезная (все с крутыми двускатными кровлями по фронтонам) придают композиции крестообразность. Асимметрию вносят трехъярусная четырехгранная колокольня и выдвинутое к северу крыльцо с открытыми арками на четырех столбах (прежде завершалось шатром). Лестница на ползучих арках соединяет его с тамбуром перед верхним входом в трапезную. Декор здания включает пучки полуколонок и лопатки с ширинками. Основной объем завершен аркатурно-колончатым фризом, поясом поребрика и ширинок, зубчатым карнизом. Широко использованы также полукруглые и килевидные кокошники, двойные арочки и треугольные фронтоны. Помещения храма в обоих этажах перекрыты коробовыми сводами с конхами в апсидах, а крыльцо с лестницей и яруса колокольни - крестовыми. Лишь над центральной частью во втором этаже поднимается сомкнутый свод со срезанными углами, опирающийся на мощные угловые пилоны и увенчанный барабаном главы. В лотках сделаны по два арочных оконных проема, выходящих в наружную аркатуру вверху четверика. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Смоленская область. Москва, «Наука», 2001 г. Смогири – дер., Присельское муниципальное образование, Кардымовский район, православная церковь – памятник архитектуры XIX в. Согласно списку населенных мест Смоленской губернии (1859 г.).

http://sobory.ru/article/?object=00852

В отдаленной части старого Мурома, на берегу Оки, стоит пара храмов – Воскресенский собор (1658 г.) и Введенская церковь (1659 г.). Это храмы Воскресенского женского монастыря, о времени основания которого не сохранилось никаких сведений. Известно лишь, что в XVII веке он уже существовал, и, по-видимому, достаточно давно, так как был весьма небедным и обустроенным. Упоминается он впервые в 1566 г., в описи, датированной началом XVII века, там указаны две деревянные церкви, колокольня, келья настоятельницы и 21 келья сестер; монастырские постройки были обнесены деревянной стеной. Перечисленное в монастырской описи того времени убранство храмов богатое, с множеством икон в ценных окладах, церковных книг и прочей утвари. Жертвователями и ктиторами монастыря значатся муромские купцы Семен Семенович Черкасов и его братья. Из преданий известно, что монастырь был основан на месте, где стоял загородный дворец Петра и Февронии. И сейчас несколько ниже монастыря сохранился святой источник Петра и Февронии. Позднее это место стало называться Кожевенной слободой. В середине XVII века те же покровители монастыря братья Черкасовы пожертвовали деньги на возведение двух новых каменных храмов в обители взамен обветшавших деревянных. Воскресенский собор - массивное здание, в основе которого поставлен высокий четверик. Стены его богато украшены резными наличниками, карнизами, килевидными закомарами - тут не обошлось без влияния построенных незадолго до этого храмов Троицкого Муромского монастыря и Благовещенского Муромского монастыря. Пять широких барабанов обведены кокошниками и увенчаны луковичными главками. С запада к храму пристроена трапезная, а к ней - крытая галерея с арочными окнами и резное крыльцо с шатром; такое же крыльцо украшает северный вход в храм. Спустя год рядом с Воскресенским был выстроен и новый теплый Введенский храм с колокольней. Это невысокая «зимняя» церковь с длинной трапезной, восьмискатной кровлей и одной главкой. Она почти совсем теряется рядом со своей пышной шатровой колокольней, которая издалека кажется пристроенной не к Введенской церкви, а к Воскресенскому собору. Такой эффект усиливается еще и сходством убранства собора и колокольни.

http://sobory.ru/article/?object=00631

Построена церковь была из хорошего смолистого леса. Успенская церковь была образцом традиционного народного зодчества с элементами классицизма. Храм осевой композиции, состоял из 4-х частей: пятигранная апсида; основная часть - прямоугольный сруб, накрытый четырехскатной крышей; переходное помещение между притвором и основной частью; притвор, а над ним двухъярусная квадратной формы четвериковая колокольня с четырехскатной крышей. Был еще крыльцо столбовой конструкции с балюстрадой. Храм стоял на каменном фундаменте, а крыша был накрыт листовым железом. Стены горизонтально обшиты досками. Ниже карниза здание окаймовывала резная оборка, а окна были отделаны наличниками. Было еще крыльцо столбовой конструкции с балюстрадой. Однако в 1969 году храм был уничтожен. Цекровь была уникальным произведением народного зодчества, проявлением таланта его создателей. Внутри, в резном иконостасе, было 11 древних икон, в том числе знаменитая икона Матери Божьей. Известна информация об одном их настоятелей прихода. Путято Петр Александрович - иерей, 1903 г. рождения. Год ареста - 1937.08.06. Приговор - 10 лет заключения в концлагерь. Погиб в концлагере. 12 сентября 2017 года епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин совершил чин на основание церкви и водружение креста в строящемся храме в честь иконы Успения Божией Матери в а.г. Блужа. Владыка также совершил закладку камня и памятной капсулы в основание храма. http://www.gorka.by/?p=39542; http://old.talka.info/bluzha.html; http://sobornevsky.by/; http://kuz3.pstbi.ccas.ru/bin/nkws.exe/ Урочище Блужье (Блужа), окруженное со всех сторон лесом, расположено в Игуменском уезде при небольшой, не имеющей названия речке и Ландварово-Роменской железной дороге; от губернского города отстоит в 85 верстах, от уездного – в 46 верстах. Вблизи Блужье находится несколько больших курганов. В районе прихода, в урочище Серафине, находится приходский римско-католический костел. В документах 1754 г., выданных на владение церковною землею помещиком Тросько, упоминается о существовании Косьмо-Дамиановской церкви, но о времени построения ее ни по документам, ни по преданию сведений не сохранилось.

http://sobory.ru/article/?object=39149

На следующий день поехал юный царь навестить митрополита в Новоспасской обители. Ходил слух, что духовник государев и еще многие бояре благомыслящие сказали государю молодому, что-де сгорела Москва от волшебства злодеев неких. После того, как говорили в народе, стал ходить юный царь Иоанн во власянице монашеской, стал крепко каяться и каждый день на службы церковные ходить… В то утро вышел юный царь на крыльцо свое, на крыльцо дворца Воробьевского, без обычного множества бояр придворных… Были с молодым царем только Алексей Адашев да неведомый доселе священник, старец Сильвестр. Вышли они в ту пору, когда еще, как говорилось, и птица, и человек утренний сон довершали… Полнейшая тишина стояла на дворе царском: ни холопов крикливых не было слышно, ни другой челяди дворцовой… Стал царь Иоанн на крыльце своем, стал и дивится: такая-то кругом тишина, что на душе у него благостно стало… Подметил старец Сильвестр на лице государевом улыбку кроткую и сказал ему голосом своим добрым: - Что, царь-государь, чай, привольно вздохнуть тебе в этакой тиши-благодати? - Верно слово твое, отец святой, — ответил ему молодой царь. — Отродясь не приходилось мне такой тишины благодатной слышать; всегда-то кругом меня сотни бояр да холопьев возились… Не было минутки вздохнуть одному привольно! - А чай, скучновато тебе, государь, теперь, когда удалился от той сутолоки мятежной? - Нет, отец святой, великую отраду ощущаю я в душе своей, не слыша шума и говора обычных ближних моих. - Значит, не гневаешься ты, государь, на совет слуги твоего? - Нет, благодарю тебя, отец святой, за то, что дал ты мне познать истинный покой! И знай, что никогда не вернусь я к прежнему своему величию надоедливому и беспокойному. Сошел молодой царь с крыльца своего на двор, оглянулся кругом и вздохнул облегченно. - Экая благодать! Ну, пойдемте, други мои, в храм Божий; помолимся о спасении душ наших за прегрешения наши. Молча последовали за молодым царем оба новые любимца. Недалеко им идти было: дворцовая церковь царская тут же на дворе стояла… Следуя за царем, крестился старец Сильвестр большим крестом и поднимал к небу взор благодарный; молодой Алексей Адашев даже и креститься забыл — непрерывно следил он очами своими за юным государем, и улыбка светлая играла на устах его… Близко они уже были к самой паперти церковной, и тут вдруг случилась встреча нежданная… Показался из-за угла боярин Захарьин и дорогу преградил царю юному с его спутниками.

http://azbyka.ru/fiction/carskij-duxovni...

Утром старик, покормив Полкана, спустил его с цепи, чтобы пес побегал во дворе. Это была крупная свирепая собака, вроде московской сторожевой. Время близилось к полудню, когда старик возился у печки, приготовляя себе обед. Вдруг он услышал бешеный лай Полкана. Выглянув в окно, дед увидел стоящую на дороге машину, а у калитки трех крепких мордатых парней, которых облаивал Полкан, не пуская во двор. Старик, выйдя на крыльцо, приказал Полкану молчать. Тот продолжал скалиться и рычать на незваных гостей. - Дед, — крикнул один из приезжих, — у тебя есть продажные иконы? Мы купим, или поменяем на новые. У тебя старые иконы? - Я сам старый, и иконы у меня старые. - Потемневшие? - Да, маленько есть. - Так продай их нам! Мы тебе хорошо заплатим. - У меня продажных икон нет. Могу продать мешок картошки. - На хрена нам твоя картошка?.. Мы хорошо заплатим и еще водки дадим. - Нет, и не уговаривайте. - Пока мы с тобой по-хорошему говорим, но можем и по-плохому. Убери своего кобеля, а то пристрелим его. Ты вынеси хотя бы на крыльцо одну икону, покажи нам. Может, твои иконы и разговора не стоят. - Сейчас вынесу! Старик вошел в избу, закрыв дверь. Вскоре она немного приоткрылась и покупателей стали нащупывать вороненые стволы охотничьего ружья. - Эй, ребята! Не сердите старого солдата. Убирайтесь отсюдова! Если убьете собаку, я буду стрелять. Уж двоих-то уложу наверняка. Гости всполошились и спрятались за машину. - Да ты чо, дед, обалдел?! Да мы просто спросили. Не хочешь продавать — не надо. Молись себе на здоровье. Один из парней махнул рукой: - Да кляп с ним, с этим бешеным дедом. Еще и впрямь начнет стрелять. Одичал здесь в лесу, черт старый. Поехали в другое место. Они сели в машину, хлопнули дверцами, и автомобиль, взревев, скрылся из вида. Все чаще и чаще с севера прилетал холодный ветер-листодер. Дороги стали звонкими и твердыми, а по краям рек и озер наросли тонкие льдинки. В декабре на промерзшую землю основательно лег снег, и в означенный день старик стал запрягать в сани мерина, чтобы ехать на станцию, встречать старуху. Он выехал еще до света. Сани легко скользили по снежному первопутку, и в полдень он легко добрался до вокзала. Поезд из Питера прошел уже полтора часа назад. В зале ожидания он увидел свою старуху, клушей сидевшую на узлах и чемоданах. Старик молча перетаскал узлы и чемоданы в камеру хранения и вместе со старухой поехал в церковь. Привязав лошадь к церковному забору, вошли вместе в храм. В воздухе плавал синий кадильный дым, пономарь гасил свечки и лампадки, служба только что отошла, и народ расходился по домам. Над золотыми крестами куполов кружились и кричали галки, старухи кормили стаю голубей, на паперти нищие тянули руки и трясли пустыми консервными банками. Кроме нищих во дворе сидела свора бездомных голодных собак. Старик с супругой подошли к батюшке под благословение. Тот радостно встретил старых знакомых:

http://azbyka.ru/fiction/pticy-nebesnye/

Церковь блгв. кн. Александра Невского (1914-1915, строитель - инженер-архит. П. Никитин; восстановлена в 2003, принадлежит ЭАПЦ) в р-не Карлова Тарту - наиболее выразительный сохранившийся образец неорусского стиля в странах Балтии и единственный пример обращения к нему Л. В стилистике модерна преломлены мотивы московской и псковской архитектуры; отмечалось, что храм построен в «стиле старинных русских (суздальских) церквей XVII в.». Сложная объемно-пространственная композиция сооружения, напоминающего древнерусские белокаменные постройки, симметрична и отличается устремленностью ввысь. Это подчеркнуто расположением храма на высоком подцерковье и повышенным размещением оконных проемов на плоскости стен, оформленных ступенчато расположенными валиками. Трехступенчатую композицию, сформированную вокруг близкого в плане к квадрату центрального ядра храма, образуют треугольные фронтоны, завершающие фасады боковых трансептов (1-й ярус) и повышенного основного четверика (2-й ярус), а также вторящий их очертаниям центральный шатер. Каждый фронтон и шатер увенчаны луковичной главкой на круглом барабане. Алтарная часть представляет собой протяженный прямоугольный объем в 7 осей, чуть более низкий, чем боковые трансепты, с выступающей полуциркульной в плане центральной частью в 3 оси. Одноярусный притвор продолжает с запада крыльцо с сенью, завершенное луковичной главкой на звоннице-постаменте. Полуциркульные окна заключены в рамочные наличники, 3-частные окна боковых ризалитов разделены столбиками с дыньками, крыльцо украшают столбы с кубышками, при этом основную эстетическую нагрузку несут нерасчлененные плоскости стен. Священник церкви Антоний Лаар придавал постройке особое значение. В записке, поданной 10 апр. 1916 г. обер-прокурору Синода, он высказал свою т. зр.: «...православие перестало привлекать и осталось чуждым большинству народа», немцы, в первую очередь через проповедь лютеранства, сделали германизм «высшим идеалом эстонцев». Первым средством возвращения эстонцев в Православие и укрепления национально-гос. интересов России автор считал храмостроительство ( [Лаар Антоний, свящ.]. «Добрые люди...» (воззвание). Юрьев, 1914. С. 1). Нижний Покровский придел освящен 27 мая 1914 г., главный престол храма - единственный, освященный еп. сщмч. Платоном (Кульбушем) 21 апр. 1918 г. Придел нижнего храма был освящен во имя прп. Серафима Саровского (1914), верхнего - во имя равноап. кнг. Ольги (1915) и сщмч. Исидора Юрьевского.

http://pravenc.ru/text/2110891.html

Трапезная - обширная, квадратная в плане, одностблпная палата с четырьмя крестовыми сводами, имеющими на стенах двойные распалубки. Из девяти окон трапезной два (в северо-западном углу) сохранились со времени постройки, а остальные семь вновь восстановлены в 1989-1990 годах. Интерьер трапезной - самый ранний из сохранившихся в подлинном виде на Русском Севере в постройках подобного типа. Подклет трапезной (также с крестовыми сводами, но без распалубок) использовался как " хлебня " и теплый погреб. Наружный вид трапезной и церкви Благовещения прост: стены, расчлененные лопатками, прорезаны нишами окон, три из которых (одно на восточной стене и два угловых на северной и западной) сохранили подлинные наличники в виде тонких валиков с арочками и бусинами. Между ярусами проходит тяга несложного профиля. Примыкавшая к трапезной столовая палата с цилиндрическим сводом и двумя окнами использовалась для хранения хлеба, медной, оловянной, деревянной посуды, скатертей. " И с той полаты два входа вниз с лесницами каменными, один под церковь в зимний погреб, другой под ту полату в хлебодар " . На каменное крыльцо паперти вели с трех сторон лестницы, а с крыльца - одна на паперть. " Над папертью и над крыльцом и лестницами своды каменные " , - сообщается в книге записей расходов за 1851-1878 годы. Первоначально крыша на церкви Благовещения была деревянная ( " на церкви... кровля делана каморами, крыта тесом " , " на трапези и на паперти и над крыльцом кровли крыты тесом просто " ). Глава и крест были обиты или " опояны " белым железом, но уже с 1747 года упоминается о главе, обитой осиновой чешуей. В 1794-1797 годах паперть и трапеза связываются железными связями, покрытие церкви изменено на четырехскатное, а глава барабана приобретает сложную барочную форму, и на ней устанавливается новый металлический крест, существующий и по сей день. Кроме того, было сломано крыльцо, а вместо него возведены каменные переходы между папертями собора и трапезной, заложены окна барабана и проемы для колоколов под закомарами.

http://sobory.ru/article/?object=00501

После окончания строительства Троицкого храма в середине XVII века близ него был возведён и каменный патриарший двор. Окрестности Голенищева были богаты глиной, поэтому у Воробьёвых круч были устроены три печи для выделки кирпича... Патриарший двор при церкви был устроен весьма богато и основательно. Сохранилось его описание, составленное в 1701 году. Вот что там было: красное крыльцо и сени, за ними палаты - скатертная, дворянская, певческая, посельского старосты, казенная - все только на первом этаже. Затем была лестница на второй этаж, где были устроены патриаршие хоромы, предварявшиеся сенями. Тут были и столовая, и крестовая палаты, келья патриарха и заднее крыльцо. Наверху, над вторым этажом, располагался терем с моленным углом и верхней кельей, а надо всем этим - чердак. Близ патриршего дома была выстроена приказничья изба с сенями и верхним теремом, поварня, хлебная, баня, сарай, конюшня и денник, сушило и погреб. За каменной оградой патриаршего двора были разбиты два плодовых сада с яблонями, вишнями, грушами, кустами смородины. За садами - обустроены пруды, из которых рыба подавалась к столу патриархов. В 1649 году " в селе Троицком (село уже именуется по названию церкви) Государь Алексей Михайлович изволил кушать у патриарха Иосифа " . Вокруг села были богатые охотничьи угодья, и царь любил охотиться в этих местах. Голенищево продолжало быть резиденцией всех патриархов в досинодальный период, а уже с 1700 года это село поступает в ведение Святейшего Синода. В 1729-1730 годах был краткий период, когда село принадлежало фавориту императора Петра III Ивану Алексеевичу Долгорукову, после его ссылки в Берёзов, всё имущество у опальных Долгоруковых было отнято в пользу казны, а село Голенищево вновь вернулось в ведение Синода. В XVIII веке в Голенищеве было учреждено фабричное производство. Часть земель уже принадлежала полотняному фабриканту Василию Чурашеву. В период Отечественной войны 1812 года село было захвачено войсками императора Наполеона. Храм был осквернён, не избегнув участи других русских храмов.

http://sobory.ru/article/?object=02279

По благословящей грамоте митрополита Ростовского и Ярославского Ионы от 2 августа 1653 года Никита Ревякин начинает строительство каменного холодного храма Архистратига Михаила. «1653 г. Въ Устюге Великомъ, въ Архангельскомъ монастыре, построена каменная церковь, во имя собора Архистратига Михаила, холодная, на томъ же месте, на которомъ была сгоревшая деревянная церковь; внутоь оныя два предела: отъ полудня – Входъ во Иерусалимъ, а отъ севера – николаю Чудотворцу. Строилъ оную церковь гостиной сотни Никифоръ Федоровъ сынъ Ревякинъ своимъ Строительство закончилось в 1656 году. Построенный храм практически без изменений дошел до наших дней. В основании храма лег равноконечный византийский крест. Главный квадрат храма увенчан пятью куполами на барабанах. Купола деревянные обитые белым железом. Своды храма опираются на две пары четырехгранных столбов. В одном корпусе с храмом шатровая колокольня. Переходами храм соединен с теплой Введенской церковью и трапезной. Алтарь разделен на три полукруглых части. В центральном более вытянутом полукружии находился главный алтарь Архангела Михаила, а по сторонам придельных храмов. С северной стороны – во имя Святителя Николая Мирликийского, а с южной – Вход Господень в Иерусалим. Пол во всем соборе из серых каменных плит. С трех сторон храма, кроме восточной, крытая паперть. Стены паперти были расписаны изображениями из истории Православной церкви. При пробных расчистках в 1975 году на галерее-паперти были обнаружены часть композиции «Троица» и фрагмент фигуры святого конца XVII века. Под храмом, алтарем и папертью находилось одиннадцать палаток. С западной стороны крытое крыльцо, кроме этого в храме имелись еще два входа - с севера и юга. Западное крыльцо собора вело на галерею, куда выходят три портала, обрамленные колонками и архивольтами. Главный иконостас храма крашеный, местами позолоченный и посеребренный, в четыре яруса. В первом ярусе иконостаса: храмовый образ Собор Архангела Михаила; образ Пресвятой Богородицы Одигитрии; образ Спаса Нерукотворенного.

http://sobory.ru/article/?object=00247

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010