Церковь не имеет внушительных размеров. С момента возведения она имела две главы: главную и расположенную над приделом во имя Кирилла-Белозерского. Одна из рукописей имела запись о том, что имел место быть придел во имя Николая Чудотворца. Церковь Иоанна Предтечи – это традиционно исполненный четырехстопный храм, имеющий три апсиды; средокрестие приближено к юго-восточной стороне, именно поэтому на фасадах, расположенных сбоку, северо-западное членение значительно расширено за счет членения на юго-востоке. В храме просматривается влияние ордерной архитектуры – проблески итальянской моды, которые дошли даже до этих отдаленных мест, хотя и с запозданием и некоторым искажением. В интерьере хорошо заметно членение. Подпружные арки слегка опущены ниже сводов. Примененные крестовые своды особенно характерны для архитектуры Москвы, появившиеся под влиянием итальянцев и отобразившиеся лишь в перекрытии западной части креста. Верхнее обустройство церкви осталось традиционным. Храм имеет завершение на подобие Ферапонтовского собора, но своды не такие ступенчатые. Вторая главка имеет расположение на юго-востоке. Основной барабан, согласно местной традиции, украшен толстой полосой узорчатого орнамента. Первоначальный облик храма тщательно скрыт, а воссоздать его можно по ряду некоторых письменных источников и небольшого количества изображений. Именно эти источники могут поведать о и переделках, проведенных в церкви. Первым описанием является опись 1601 года, которая повествует о том, что храм имеет два верха, а звонница располагается на шести столпах. В описи 1668 года представлено уже гораздо большее количество информации: «Главы и кресты спаяны по чешуе при помощи белого золота и были покрыты тесом». Здесь же находится описание двух деревянных папертей на южном и западном фасадах. На иконе, датирующейся 1741 годом, изображение церкви представлено двуглавым при четырехстолпной крыше. В описи 1773 года имеется запись о наличии деревянных крылец на южном и северном фасадах, а на западном входе находилось каменное крыльцо, по бокам которого располагались деревянные столбы. Есть предположение, что именно такое крыльцо изображено на карте монастыря, относящейся к 1786 году. Здесь же представлено описание контрфорсов-«быков», которые сохранились до сегодняшнего времени на западном и южном углах церкви, что нельзя сказать о крыльцах.

http://sobory.ru/article/?object=05143

Своеобразие архитектурно-планировочной структуры церкви заключается прежде всего в композиционно свободной постановке шатра, смещённого к западу относительно поперечной оси симметрии. При этом положение шатрового столпа не соответствует структуре плана: восьмерик поставлен не только над самой церковью, но и над частью алтаря. Из четырёх окон трапезной три обращены на юг. Их расположение типично для большинства древнейших памятников: два одинаковых маленьких окна симметрично прорублены по сторонам третьего, которое немного больше их и расположено выше. Ещё одно маленькое окно есть в северной стене. Любопытна конструкция окон. Единственная рама со слюдой крепилась не на петлях, а с помощью маленьких клинышков, свободно вставлявшихся в пазы по сторонам окон. Ассиметрия поперечных осей шатра и четверика зрительно разъединяет их объёмы, нарушая традиционную последовательность нарастания высоты здания. Большие подклеты подчёркивают массивность нижней части церкви. Сруб Никольского храма имеет повал, представляющий собой расширение верхней части путём постепенного выпуска наружу венцов, образующих подобие бревенчатого карниза. Повал служит основанием шатровых и скатных крыш. Создавая большой свес крыши над стенами, он защищает их от дождевой воды. Главка церкви имеет традиционную луковичную форму. Крыта лемехом - кровельным материалом в виде небольших деревянных пластин. Концы лемеховых пластин заострены в виде ступенчатого клина, часто называемого также городчатым. Под вершиной треугольного фронтона можно видеть вертикальную деревянную доску - так называемое полотенце. Когда-то Никольская церковь представляла собой комплекс, который включал в себя, помимо важнейших и обязательных частей всякого храма - наоса и алтаря, трапезную, келарскую, паперть и крыльцо. В настоящее время келарская, паперть и крыльцо утрачены. Журнал " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2015 г. Предполагается, что Троицкая Муезерская пустынь возникла в 1573 году и первым храмом, построенным здесь, на Троицком острове, был не Никольский, а в честь Святой и Живоначальной Троицы.

http://sobory.ru/article/?object=09386

Красная (Грязная) Сельга. Часовня Казанской иконы Божией Матери. Деревянная часовня. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Освящена в честь: Казанской иконы Божией Матери Архитектурный стиль: Клетские храмы Год постройки:1780. Адрес: Респ. Карелия, Медвежьегорский р-н, ур. Красная (Грязная) Сельга Координаты: 62.388522, 34.809223 Проезд: Дороги с севера заросли, с юга от дороги Леликозеро - Селецкое реально по поперечной лесовозке (развилка на N62.3328; E34.9196) подобраться на расстояние броска, но оптимальна следующая схема: Перед Кажмой свернуть направо, через 5,2 км свернуть на У-образной развилке налево, обогнуть с ЮВ Мягрозеро ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Дороги с севера заросли, с юга от дороги Леликозеро - Селецкое реально по поперечной лесовозке (развилка на N62.3328; E34.9196) подобраться на расстояние броска, но оптимальна следующая схема: Перед Кажмой свернуть направо, через 5,2 км свернуть на У-образной развилке налево, обогнуть с ЮВ Мягрозеро, на мягрозерской развилке (8,1 км от поворота) налево, через 3,2 км на карасозерской развилке направо, еще через 3,3 км (сразу за мостом через Муну) налево, затем в начале вырубки на развилке выбрать правую дорогу, по ней можно доехать до точки N62.40165; E34.80909. От нее строго на юг ровно 1,5 км до часовни (сначала вырубка, затем лесом, перед урочищем начинаются характерные открытые участки с вывалами камней). Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В срок с 15 по 23 августа 2015 года в ходе экспедиции «Заонежье» были проведено обследование часовни Казанской иконы Божией Матери в ур. Красная Сельга Медвежьегорского района Республики Карелия. У часовни выгнили 3-4 венца крыльца, из-за этого крыльцо наклонилось. Если крыльцо будет наклоняться дальше, то может потянуть за собой южную стену часовни. В южной стене выгнило полностью третье сверху бревно, частично выгнило первое сверху бревно. Верхнее центральное бревно крыши частично выгнило - нет выступа для козырька. Выгнило одно из бревен основы под звонницей, поэтому наклонилась звонница.

http://sobory.ru/article/?object=27336

Надевай теперь мантию, читай свою записку. Кого же ты осуждала! Мы – иезуиты, стало быть и ты иезуитка, ведь и ты в монастырь пошла. Ты послушай: здесь есть один иеромонах о. Игнатий, – знаешь ты его или нет? высокий, худощавый такой? Он про себя рассказывал: когда еще был в мире, терпеть не мог монахов, никогда не принимал и очень бранил всех вообще монахов. А один раз случилось, что отказавши одному монаху-сборщику, он выжидал его в воротах и, долго не видя его, смекнул, что монах на заднее крыльцо пробрался к матери его, которая всегда принимала монахов. Он бросился на заднее крыльцо выгнать монаха, который, строго на него посмотревши, погрозил пальцем и сказал: «Сам в монастыре будешь». 0[тец] Иг[натий] рассказывает: «Точно он словами этими вложил в меня желание пойти в монастырь»... Читай дальше. Зачем же ты затаила этот помысл? почему не открыла? Ступай. Да, будешь ходить к нему. Сними мантию, посиди около Божией Матери. [Исповедь] 11 сентября 1879 года Если бы тебя потребовали к Царю и ты вместо того, чтобы внимать Ему, стала бы представлять в себе разные образы – не осталась ли бы виновною перед Ним? Бог есть Дух вечный, всемогущий, вездесущий, неизменяемый, необъятный, непостижимый... Изобразить Его мы не можем. Мы оскорбляем величие Его, если в каком бы то ни было виде представляем себе Бога. Поклоняться Ему мы должны в духе и истине. Мы должны знать, что почитаем не иконы, но святых, на иконах изображенных. Человек состоит из тела и души, и потому, когда мы призываем Бога или святых, должны внимать словам молитвы, если же представляем себе в воображении св[ятые] иконы, мы погрешаем. Иконы служат только для чувственных глаз наших, чтобы удобнее было удалить рассеянность, ум и сердце устремить на призывание Бога или святых, на иконе изображенных, в душе же внимать словам молитвы. Мы не знаем, когда и как бывают приняты наши молитвы. Я взял книгу почитать, и так хорошо открылось, что оставил до тебя. Читай! «Кто ближе всех предстоят пред Господом? Апостолы и девственники. Грешники, восчувствовав и раскаявшись в своих прегрешениях, такую милость получают от Господа, что равняются девственникам и сподобляются вместе с апостолами и девственниками занять первое место у Христа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=105...

В начале января 1876 года житель Санкт-Петербурга А. М. Р. препроводил на имя настоятеля скита игумена Анатолия письмо такого содержания: „Совершенно случайно пришлось мне в минувшем году прочитать книгу о чудотворной иконе Богоматери, именуемой Черниговскою, в пещерном храме Гефсиманского скита находящейся. Благоговейно и чистосердечно признал я все творимые Ею чудеса и исцеления за милосердие к грешному человечеству, усердно молящемуся Ее святому лику и просящему Ее защиты и милостей. В это самое время сын мой держал экзамен для поступления в высшее учебное заведение, и, как видно было по началу, довольно неудачно. Тогда я поручил ему с усердием прочитывать молитву к Пресвятой Богородице, написанную в этой книге. И что же? Сын мой после того, как исполнил этот совет, начал сдавать экзамены удачнее и сдал их вообще хорошо, так что поступил в заведение“. Затем, изливая чувство благоговения пред милостью Богоматери, г. Р. приложил при письме несколько денег, и присоединил просьбу отпеть пред чудотворною иконою Богоматери, именуемой Черниговской, в пещерном храме Гефсиманского скита, „молебен о здравии отрока Николая и о ниспослании на него твердости духа и разума к преуспеянию в науках“, и прислать что-либо в знак благословения сему отроку. Вскоре после сего, от 19-го февраля получено было письмо на имя игумена Гефсиманского скита Анатолия, в котором помещик Тверской губернии, Калязинского уезда, Н. К. писал следующее: „18 сентября 1875 года я был чудесно спасен от неминуемой смерти предстательством Божией Матери. В пасмурную осеннюю ночь, возвратившись из близлежащего села Троицы Нерли, куда я ездил для исправления некоторых домашних дел, почему-то мне вздумалось (чего со мной никогда не случалось) войти в дом чрез переднее крыльцо, которое всегда было заперто. Проводник мой (мальчик лет 16-ти), привязав вожжи к нижней части тарантаса, завернул лошадей опять к воротам и ушел в дом сказать, чтобы отперли крыльцо, а я, против обыкновения, не выходя из тарантаса, остался ждать.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/skazanie...

В нынешнем своем виде церковь св. Георгия представляет собой органичный синтез строений XVI и XVII веков. К XVI столетию принадлежит вся центральная часть храма: средняя клеть с главкой, крытой лемехом, алтарь и парный к нему западный прируб Все они завершены двускатным перекрытием довольно редкого вида - «клинчатым». Сейчас одним не многих сохранившихся примеров его, кроме Юксовского храма, можно назвать Васильевскую церковь 1824 года в Чухчерьме (Онежский район Архангельской области). Обычно довольно резкий силуэт подобной кровли над центральной клетью смягчен двумя уступами. Они придали мягкую живописность очертаниям церкви, сохранив ее устремленность ввысь, подчеркнутую упругими и округлыми линиями повалов Если мы зайдем в храм, то станет хорошо видна сложная конструкция такого перекрытия. Его основу составляют не стропила, а рубленные из бревен щипцы западной и восточной стен (напоминающие тромпы), соединенные горизонтальными бревнами. Благодаря этому приему, крыша составляет как бы единое целое со стенами и может достигать значительной высоты Во время реставраций 1970-х годов и 1993 года удалось выявить еще одну интересную подробность. Не подлежит сомнению, что первоначально храм окружала невысокая крытая консольная галерея с покрытием на резных столбах и односходным крыльцом. В 1632 году эту галерею, крыльцо, подклет и нижние венцы всех трех клетей заменил новый цельный сруб с односкатной кровлей, охватывающий более «древнюю» центральную часть с трех сторон. Реставраторы отмечали, что: «в результате этих работ площадь собственно церкви увеличилась почти в четыре раза (74 квадратных метра) и образовалась трапезная площадью 40 квадратных метров» Очень украсило церковь новое крыльцо с двумя всходами, каждый на три рундука, под тесовыми скатами крыши на опорах-балясинах, с нарядным полотенцем и причелинами. В 1877 году все объемы старинного храма обшили тесом К счастью, сдели это достаточно осторожно и не нанесли существенного ущерба облику церкви. Кроме неповторимой красоты рубленых стен в Георгиевском храме сохранилось несколько свидетельств его древнего обихода. В первую очередь, это старинный трехъярусный тябловый иконостас. Во всяком случае, до 1942 года, в нем можно оставались и потемневшие от времени иконы св. Георгия и Иоанна Крестителя с чашей После расширения церкви в западной ее части поставили массивные столбы с великолепной резьбой. С XVI столетия сохранились «косящатые» окна и потолок.

http://sobory.ru/article/?object=00108

Всё было тихо и спокойно в городе и в нашем доме, как вдруг последовало событие, которое не само по себе, а по впечатлению, произведенному им на всех без исключения, заставило и меня принять участие в общем волнении. В один прекрасный осенний день, это было воскресенье или какой-нибудь праздник, мы возвращались от обедни из приходской церкви Успения божией матери, и лишь только успели взойти на высокое наше крыльцо, как вдруг в народе, возвращающемся от обедни, послышалось какое-то движение и говор. По улице во весь дух проскакал губернаторский ординарец-казак и остановился у церкви; всем встречающимся по дороге верховой кричал: «Ступайте назад в церковь, присягать новому императору!» Народ, шедший врассыпную, приостановился, собрался в кучки, пошел назад и, беспрестанно усиливаясь встречными людьми, уже густою толпою воротился в церковь. Не успели мы получить известия от кого-то из бегущих мимо, что «государыня скончалась», как раздался в соборе колокольный звон и, подхваченный другими десятью приходами, разлился по всему городу. Отец и мать были очень поражены. Отец даже заплакал, а мать» тоже со слезами на глазах, перекрестилась и сказала: «Царство ей небесное». Я был глубоко поражен, сам не зная отчего. Весь дом сбежался к нам на крыльцо, на лицах всех было написано смущение и горесть; идущий по улице народ плакал. Прибежал, запыхавшись, какой-то приказный из Верхнего земского суда и сказал отцу, чтоб он ехал присягать в собор. Отец поспешно оделся и уехал. Мы с матерью и сестрицей, которая была также чем-то изумлена, вошли в спальную. Мать помолилась богу, села на кресла и грустно задумалась. Мы с сестрицей сидели против нее на стуле и молча, пристально на нее смотрели. Наконец мать обратила на нас внимание и стала говорить с нами, то есть, собственно, со мною, потому что сестра была еще мала и не могла понимать ее слов, даже скоро ушла в детскую к своей няне. Применяясь к моему ребячьему возрасту, мать объяснила мне, что государыня Екатерина Алексеевна была умная и добрая, царствовала долго, старалась, чтоб всем было хорошо жить, чтоб все учились, что она умела выбирать хороших людей, храбрых генералов, и что в ее царствование соседи нас не обижали, и что наши солдаты при ней побеждали всех и прославились.

http://azbyka.ru/fiction/detskie-gody-ba...

План останкинского храма довольно сложен: крытая галерея окружает с трех сторон основной объем, с юга и севера к нему примыкают приделы, а три входа оформлены в виде нарядных крылец. Колокольня с западной стороны существенно ниже самой церкви. В московской архитектуре этого времени существует пример столь сложной композиции – это церковь Святой Троицы в Никитниках (1628-1653 годы). Оба храма имеют план, вытянутый по оси восток-запад, боковые приделы, почти одинаково украшенные крыльца. Оба они перекрыты сомкнутым сводом, украшенным распространенной в московском зодчестве этого времени «горкой» кокошников, и некоторое сходство в декоре колоколен. Однако храм в Никитниках не имеет галереи, колокольня его примыкает к трапезной, но не по оси восток-запад, а с северо-западного угла, как это было принято в ярославской архитектуре (кстати, ее и возводили по заказу ярославского купца Григория Леонтьевича Никитникова). Более близкий аналог композиции – храм иконы Знамения Божией Матери в селе Марково (Бронницкий уезд под Москвой) 1690 года, возведенный Павлом Потехиным. Существенное особенность Троицкого храма в Останкино – расположение колокольни над западным крыльцом. Такое решение было известно в московском зодчестве. Например, ее можно сравнить с колокольнями храмов Рождества Пресвятой Богородицы в Поярково (1670-е годы) и Воскресения в Кадашах (1690-е годы). Как и у колокольни в Поярково, нижний ярус – открытое аркадами с трех сторон крыльцо – представляет собой западный вход в храм. Над его перекрытием возведен небольшой четверик, на котором покоится восьмерик (тоже небольшой высоты) и проемы звона. Декоративное убранство храма Живоначальной Троицы в Останкино отличается изысканной, даже утонченной пышностью. Можно сказать, что на нем нет ни одного участка поверхности, не украшенного сложным декором. Одна из его составляющих – это широкие нарядные карнизы. Они подчеркивают переход от куба основного объема к сводам, а в архитектуре колокольни отделяют нижний ярус – крыльцо – от верхних ярусов и продолжаются на галерее паперти, объединяя колокольню и храм в единое композиционное целое. Похожий прием использован в декоре храма Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках (1653 год): декоративный «пояс» отделяет основной объем придела во имя иконы Божией Матери «Неопалимая купина» от сводов. Кстати, придел, как и останкинский храм, перекрыт сомкнутым сводом с «горкой» кокошников. Такой же прием использован и в архитектуре храма свт. Николая в Пыжах (1686, колокольня - около 1695 года) и Рождества Пресвятой Богородицы в Поярково (1670-е годы).

http://sobory.ru/article/?object=03622

Самуил Маскевич в 1611 году насчитывал в соборе 30 приделов, из коих все нижние были обращены Поляками в конюшни, а серебряная рака над мощами бл. Василия оборвана. Может быть, по воспоминанию об этих, существовавших некогда в нижнем этаже собора, церквах, сюда же вниз под своды собора в конце XVII в. были перенесены с соседней с собором Красной Площади некоторой церкви (о них см. ниже). Не в нижние ли церкви ведут (на рисунке Олеария 1636 г.) двери, сделанные в нижних этажах некоторых приделов, напр. теперешнего Адрияновского (тогдашнего Киприяновского), Входо-Иерусалимского, Александра Свирского ? Над последней дверью сделано даже крыльцо, вполне подобное соседнему, с которого идет ход в верхний собор. Вторые этажи собора на высоте своего первого яруса, кажется, позднее были тоже соединены перемычками, на которых была положена крыша, защищавшая внутренние проходы между храмами. Кругом главного Покровского храма снаружи на высоте второго яруса верхнего этажа шла галерея, крыша которой покоилась на столбах. Шатровидный верх из кирпича на этом храме был украшен разноцветными поливными изразцами. Какие первоначально были главы на всех девяти храмах собора неизвестно; но в 1588 г. они были покрыты луженым железом, сделаны разнообразной формы. Вокруг купола Покровского храма над теремками (кружалами) возвышалось 8 главок или башенок, отломанных в 1784 году. Первоначальный вид нижнего этажа собора также был не таков, как теперь: составлявшие этот этаж столбы, нижние этажи храмов, кольцеобразно расположенные, соединены были между собою (как сказано было выше) только арками, под которыми были проходы. Уже впоследствии в разное время наружние арки были заложены, благодаря чему и образовалась нынешняя сплошная стена нижнего этажа собора. Входы на верх, в приделы собора, были, судя по древним рисункам, с северо-западной и юго-западной сторон, в виде наружных лестниц 4 , (с юго-восточной стороны, как будто, был внутренний ход, наружное крыльцо коего примыкало к нижнему этажу Никольского придела; на рисунке здесь, в этом этаже, начинается широкая лестница, ведущая вверх).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Городец. Часовня Трифона Городецкого. Часовня преподобномученика Трифона Городецкого, Лужского чудотворца Деревянная часовня. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Освящена в честь: Трифона Городецкого Год постройки:1950. Архитектор:А.М. Казанский Адрес: Ленинградская область, Лужский район, деревня Городец Координаты: 58.537022, 29.807702 Проезд:часовня находится позади Успенской церкви. Комплекс расположен на возвышенном месте у моста через р. Рыбинку на трассе Санкт-Петербург - Псков (Е-95, М-20) Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Архимандрит Трифон был настоятелем, а возможно и основателем Городецкого монастыря («Гремячей пустыни»). Он погиб за веру около 1592 г. во время литовских войн. Легенда гласит, что когда «литовские люди» подошли к церкви, братия разбежалась по лесам, а св. Трифон посчитал невозможным прервать службу. Литовцы порубили его саблями. Вернувшиеся монахи омыли тело настоятеля водой из источника и останки мгновенно срослись, остались только красные рубцы. С тех пор стали происходить исцеления у раки преподобного. Св. Трифон почитается как местночтимый святой – его прославлению помешала революция. Рака с телом преподобного находилась в подцерковье деревянного Георгиевского храма. Этот храм неоднократно перестраивался, был закрыт в 1930 году, в конце 1950-х или начале 1960-х годов толи сгорела, толи была разобрана. Тогда же по проекту епархиального архитектора А.М. Казанского над усыпальницей архимандрита Трифона была возведена часовня. Часовня квадратная в плане, бревенчатая, с четырехскатной крышей и маленькой главкой. Со стороны лицевого фасада находилось два прямоугольных окна и крыльцо с навесом. В ходе только что оконченного ремонта, часовня была обшита и покрашена, окна и дверь стали иметь арочное завершение, а крыльцо убрано, также изменена форма главки. Под ракою, на могиле подвижника имеется плита высеченной надписью: «Боже премилосердный призри дух Священноархимандрита Трифона, пострадавшего во время нахождения Литовскаго. Сей камень воздвигнут усердием И.О. 1812 год». С противоположной стороны дороги у моста находится святой источник. Паломники обращаются к св. Трифону за исцелением от болезней, часто от болезни ног, страждущие обходят часовню босиком, берут песок от часовни. 

http://sobory.ru/article/?object=09579

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010