Шевченко М.М. Доклады министра народного просвещения С.С. Уварова Императору Николаю I//Река времен. Кн. 1. М., 1995; Зорин А.Л. Идеология «Православия — Самодержавия — Народности» и ее немецкие источники//В раздумьях о России. Сб. статей. М., 1996; Зорин А.Л. Идеология «православия—самодержавия—народности»: опыт реконструкции//Новое литературное обозрение. 1997. 26; Виттекер Ц.Х. Граф Сергей Семенович Уваров и его время. СПб., 1999; Виттекер Ц.Х. Граф Сергей Семенович Уваров и его время/Е.О. Ларионова; пер. с англ. Н.Л. Лужецкой. М.: Академический проект, 1999. 352 с.; Вортман Ричард «Официальная народность» и национальный миф российской монархии XIX века//РОССИЯ/RUSSIA. Вып. 3 (11): Культурные практики в идеологической перспективе. Россия, XVIII — начало XX века. М.: ОГИ, 1999. С. 233–244; Фролов Э.Д. Граф Сергей Семёнович Уваров и академический классицизм//Петербургская Академия наук в истории академий мира. К 275-летию Академии наук. Материалы международной конференции. СПб.: Санкт-Петербургский научный центр Российской Академии наук,1999. Т. II. С. 275—285; Зорин А.Л. «Кормя двуглавого орла…» М.: Новое литературное обозрение, 2001; Шевченко М.М. Конец одного Величия: Власть, образование и печатное слово в Императорской России на пороге Освободительных реформ. М.: Три квадрата, 2003. 268 с.; Уортман Р.С. Сценарии власти: мифы и церемонии русской монархии: В 2 т. М.: ОГИ, 2004; Миллер А.И. Империя Романовых и национализм: эссе по методологии исторического исследования. М.: Новое литературное обозрение, 2006. 241 с.; Дегтярёва М.И. «Лучше быть якобинцом, чем фейяном»: Жозеф де Местр и Сергей Семёнович Уваров//Вопросы философии. 2006. 7. С. 105–112; Миллер А.И. Триада графа Уварова. Стенограмма лекции 5 Марта 2007 года в клубе Bilingua//Полит.ру. 11.04.2007 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://polit.ru/article/2007/04/11/uvarov/; Максимов С.Т. Национальный характер//Русские воинские традиции. М.: Вече, 2010. 317 с.; Уваров С.С. Избранные труды/сост., авт. вступ. статьи и коммент. В.С. Парсамов, С.В. Удалов; авт. пер. В.С. Парсамов. М.: РОССПЭН, 2010. 719 с.; Пайпс Р. Сергей Семенович Уваров. Жизнеописание/пер. с англ. А. Захарова. М.: Содружество «Посев», 2013. 84 с.; Уваров С.С. Государственные основы/сост., предисл. и коммент. В.Б. Трофимовой. М.: Институт русской цивилизации, 2014. 600 с.; Уваров С.С. Православие. Самодержавие. Народность. М., 2016. 489 с.; Шевченко М.М. С.С. Уваров. Политический портрет//Тетради по консерватизму: Альманах. 2018. 1. С. 27—50; Холмогоров Е.С. Русификация русских. Граф Уваров и третий русский национализм//Тетради по консерватизму: Альманах. 2018. 1. С. 86—123. Данный перечень книг и статей отнюдь не претендует на исчерпывающую полноту, однако и такая неполная библиография наглядно свидетельствует об определенной тенденции.

http://ruskline.ru/analitika/2021/06/22/...

Это, Сардис, " Окна Овертона " . Потому что те, кто стоит за Добрыниным и Сардисом, перешли в наступление. 14. Ответ на 13., Hyuga: Елена, Киселёва я не слушаю и не смотрю, не вызывает он у меня доверия, но ежели он действительно губки и брови красит, то тогда сомнений более нет. Которые во грехе, они стараются наряжаться в яркие патриотические одежды и произносят яркие вроде бы патриотические слова для прикрытия своей греховности. Про грех графа Уварова помните? А уж как будто бы образцовый человек.Давно у меня по работе был один знакомый, очень даже приятный собеседник, но чуточку странный - холостой, вышивать любил, почему-то у друга какого-то подолгу пропадал при наличии своего угла. Я говорил своей супруге: подозрительно, потому что ладно бы у подруги, а то у друга. Я понимаю, что с другом можно и вечер поговорить и даже (по русски говоря) нажраться прилично, но на другой вечер надо уже к подругам. Приятный он был собеседник, партийный, но потихонечку стал от нас отдаляться. Каждому своё.А вообще это тема сложная и как-то надо определить им рамки поведения и не должны они работать в школе и быть на эстраде и не навязывать остальным свои содомкие ценности. А так пусть живут. По мне бы лучше в Голландии. Нет, сказано забрасывать камнями. 13. Ответ на 7., РодЕлена: Елена, Киселёва я не слушаю и не смотрю, не вызывает он у меня доверия, но ежели он действительно губки и брови красит, то тогда сомнений более нет. Которые во грехе, они стараются наряжаться в яркие патриотические одежды и произносят яркие вроде бы патриотические слова для прикрытия своей греховности. Про грех графа Уварова помните? А уж как будто бы образцовый человек. Давно у меня по работе был один знакомый, очень даже приятный собеседник, но чуточку странный - холостой, вышивать любил, почему-то у друга какого-то подолгу пропадал при наличии своего угла. Я говорил своей супруге: подозрительно, потому что ладно бы у подруги, а то у друга. Я понимаю, что с другом можно и вечер поговорить и даже (по русски говоря) нажраться прилично, но на другой вечер надо уже к подругам. Приятный он был собеседник, партийный, но потихонечку стал от нас отдаляться. Каждому своё. А вообще это тема сложная и как-то надо определить им рамки поведения и не должны они работать в школе и быть на эстраде и не навязывать остальным свои содомкие ценности. А так пусть живут. По мне бы лучше в Голландии.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/07/01/do...

1542 Kraus, Taf. XXVII. Одержимый скован цепью; ср. изображение на равеннском авории V-VI вв. R. de Fleury, pl. XLII, 3. Martigny, p. 240. Kraus. R. E., II, 857, Fig. 495. Garrucci, CDLVI. 1547 ρμηνεα, σ. 126, §217; cf. §182: Иисус Христос возлагает руку на больного, из уст которого выпадает как будто рыбная чешуя. 1549 Aringhi. R. S., t. 1, p. 315, 323, 329, 333, 427, 541,623; t. II, p. 75, 331, 399. Buonarotti, Osservaz., tav. IX, 1–2. De Rossi, R. S., t. II, tav. XVI. Garrucci, tav. VII, 2; XXIII, 1; XLV, 3; CCCXVIII, 1; CCCLXVII, 2; CCCLXIX, 3; CCCLXXII, 3; CCCLXXIV, 3; CCCLXXV, 3; CCCLXXVI, 1–3; CCCLXXVIII, 3; CDXXXVIII, 3–5; CDXLVIII, 1, 11; CDLII, 1; CDLV. Vetri ornati, tav. VIII, 2–3. R. de Fleury, pl. XLIII, LI-LII. Martigny, p. 578. Kraus, R. E., I, 604, Fig. 211. Smith-Cheetham., Dict., p. 201. Фрикен, Римск. катак., II, 230, фиг. 24. Ficker passim. Визант. альбом гр. А.С. Уварова, табл. 1. 1551 Aringhi, II, p. 66–67. R. de Fleury, I, p. 273–274; pl. LI, 4, 6. Martigny, p. 652–653. Еп. Христофор, стр. 63–64. Garrucci, XLIII. 1552 Аринги (II, 66) и еп. Христофор (92) склонны видеть здесь воскрешение Лазаря; но для этого нет оснований. 1556 Ciampini, II, tab. XXVI, 1. Garrucci, CCXLVIII, 1. R. de Fleury, LII, 4. Подраж. кн. Гагарина, pl. XII. 1558 R. de Fleury, pl. XLIII, 5. Визант. альбом гр. A.C. Уварова, табл. XIX (рис. точнее, чем у Р. де Флери). 1565 На тех же святцах подобное изображение помещено под 1 числом Августа (Происхождение честных древ честного и животвор. креста. Ср. Строганов, лицевой подлинник): золотой бассейн; перед ним ангел с крестом; по сторонам лежат и стоят на коленях больные. Вверху деисус. Нет никакого сомнения в том, что это Вифезда. Явилась она здесь потому, что в празднике 1 Августа сперва в Константинополе, а потом и в других местах совершалось водоосвящение и крестные ходы, с которыми соединены были воспоминания о повальных болезнях, нередко посещавших Константинополь в это время (Прот. Дебольский, Дни богослуж., I, 104. Еп. Сергий, Агиология, II, 222–223. И.Д. Мансветов , Типик, 238). Отсюда до настоящего времени на малом водоосвящении читается Евангелие о Вифезде. На иконе XVIII в. того же собрания (без дан прозрачный намек на церемонию водоосвящения 1 Августа: ангел, стоя перед купелью, держит восьмиконечный крест над своей головой; по сторонам стоят святители; но иконописец, изготовлявший икону, не понял значения купели в оригинале, с которого копировал, и принял ее за силоамскую купель, обозначив в надписи: «сия есть силоамская купель, имущи у себя пять притвор» (признак Вифезды!!) и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ЖУРНАЛ МИНИСТЕРСТВА НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ» (ЖМНП), офиц. издание Мин-ва народного просвещения, выходившее в 1834-1917 гг. ежемесячно (всего было опубл. 434 части, каждая включала неск. номеров). Мин-во народного просвещения начало выпускать свой печатный орган на основании Предварительных правил народного просвещения 1803 г. по инициативе министра П. В. Завадовского . В 1803-1819 гг. издавалось «Периодическое сочинение о успехах народного просвещения», в 1821-1824 гг.- «Журнал Департамента народного просвещения», в 1825, 1827 и 1829 гг.- «Записки, издаваемые от Департамента народного просвещения». ЖМНП был основан в 1834 г. по инициативе министра народного просвещения гр. С. С. Уварова . Печатался в типографии С.-Петербургской АН. Редакторами журнала были К. С. Сербинович (1834-1856), А. В. Никитенко (1856-1860), К. Д. Ушинский (1860-1861), Ю. С. Рехневский (1862-1867), И. Д. Галанин (1867), А. И. Георгиевский (1868-1870), Е. М. Феоктистов (1871-1882), Л. Н. Майков (1883-1890), В. Г. Васильевский (1891-1899), Э. Л. Радлов (1899-1917), П. И. Лебедев-Полянский (1917). В 1-м номере в программной статье (1834. 1. С. I-IV) сообщалось, что «наставляемое повелениями монарха, неусыпно пекущегося о пользе Богом врученной ему страны, министерство вменяет себе в прямой и священный долг давать, по мысли и сердцу его, полезное направление читателям своего Журнала, да удовлетворится истинных сынов Отечества справедливое желание знать, каким образом они могут лучше содействовать высоким намерениям Отца России». В этом же номере было опубликовано циркулярное предложение Уварова от 21 марта 1834 г. «начальствам учебных округов о вступлении в управление министерством», в к-ром провозглашалась идеологическая триада: «Общая наша обязанность состоит в том, чтобы народное образование... совершалось в соединенном духе Православия, Самодержавия и народности» (Там же. С. XLIX-L). По воспоминаниям сотрудника ЖМНП А. В. Старчевского, Уваров сам разработал план издания, его структуру, пригласил сотрудников из профессоров ун-тов, учителей гимназий и проч., установил суммы гонораров за статьи ( Старчевский А. В. Восп. старого литератора//ИВ. 1888. 10. С. 110).

http://pravenc.ru/text/182367.html

690 Сборники Волок. Б-ки XVI в. 566, л. 73 и об.; 576, л. 279 и об. Вот еще данные относительно духовников потаковников. «Да иди человече, поищи себе отця по своему хотенью и по сердцу и такого потаковника, якоже хощеши». Р. И. Б. VI 2 , 844. «Изыска собе отца духовного потаковника» – вар. «отца потаковщика». Слово о мытарствах. Сухомлинов, Рукоп. гр. Уварова, II, 115; ср. Калайдозич, Памятники росс. словесности XII в., 98. «Подобает... изыскати отца духовного добра... а не потаковника (вар. не потакалника)».Домострой, изд. А. С. Орлова, стр. 12; изд. Яковлева, 12. «Хотяй же каятися не ищи иерея потаковника отца». Сборник XVI в. Волок. Б-ки 566, л. 75 об. «Прияхом бо научение обычая чревоработными учители, имже бо чрево пагуба, потаковници лихоимником, сами преступающе добытка ради святыя заповеди». Слово Григория Богослова по Сборнику XV в. Моск. Син. Б-ки Акад. А. П. Соболевский, Два русских поучения с именем Григория. Изв. Отд. Р, Яз, и Слов. XII (1907), I. 696 Поучение св. Евсевия. Сборник XIV–XV в. Б-ки гр. Уварова 1770, л, 49; ср. Солов. Кормч. 1493 г., л. 5. 704 Повесть напечатана в Пам. стар. р. лит. I, 195 –197. Другие списки: А. Бычков, Опис. Сборн. И. II. Б. I, 273–4. И. А. Бычков, Каталог рукоп. Буслаева, 184, 230; Викторов, Опис. ркп, Беляева, 15; Кунцевич, История царства Казанского, 318– 319, По мнению Сиповского Рус. повести XVII–XVIII в., стр. XXXVII–VIII, Повесть о свящ. Тимофее – легенда. – Она имеет такое продолжение. В Казани Тимофей сделался воеводой. После одной битвы с русскими он отпустил вперед свой отряд и, едучи весом один, вспомнил свой грех, «и нача пети умильно красный стих любимый пречистой Богородице «О тебе радуется». Его услышал русский отрок, бежавший из казанского плена и скрывавшийся в это время в кустах. Тимофей хотел убить вышедшего к нему отрока, но тот выпросил себе жизнь под условием, что добудет изменнику и отступнику у князя и митрополита прощение и позволение вернуться на родину. Но вернуться Тимофей не успел и помер под Казанью на глазах отрока, привезшего ему прощение.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

7 февр. 1862 г. женился на Е. С. Поповой. До 1862 г. К. имел широкий круг общения, в т. ч. с земляками (объединение, сложившееся в С.-Петербурге вокруг ж. «Основа»), посещал кружок «вертепников», был знаком с Н. Г. Чернышевским и его семьей, посещал их дом. В 1862 г. К. был арестован по подозрению в противоправительственной деятельности (по делу о «сношении с лондонскими пропагандистами»). Поводом послужила беседа К. с В. И. Кельсиевым, эмигрантом, связанным с А. И. Герценом, приехавшим в Россию по поддельному паспорту, и его единомышленниками. По воспоминаниям современников, возможно, К. получил от Кельсиева неск. изданных за границей материалов по истории раскола, прислав ему также редкую книгу с подписью. Встреча запомнилась Кельсиеву, в связи с чем он, вернувшись в Лондон, в письме к третьему лицу счел уместным послать поклон К. Письмо было перехвачено охранкой, К. арестован, переведен в С.-Петербург и заключен в крепость. Допрос состоялся после полугодового ожидания. Обнаружилась бессодержательность обвинения, и в нач. февр. 1863 г. К. освободили. Время, проведенное в тюрьме, подорвало его здоровье, впосл. открылся туберкулез. Не принимая участия в активной политике, К. продолжал печататься в «Книжном вестнике», ж. «Основа», помогал А. А. Хованскому в издании «Филологических записок» в Воронеже: высылал свои статьи, редактировал программу журнала; состоял в переписке с И. И. Срезневским и А. А. Куником, к-рые старались поддержать его и устроить его судьбу. Срезневский советовал К. скорее писать магистерскую и докторскую диссертации. Основные силы К. сосредоточил на научной работе, в т. ч. археологии. Заручившись поддержкой гр. А. С. Уварова , К. включился в работу по подготовке основания Московского археологического об-ва (МАО). К., а также Погодин, Буслаев, И. Е. Забелин и А. Н. Афанасьев фактически определили идейно-методологическую основу МАО, суть к-рой была представлена теоретическими установками его председателя Уварова - 1-го рус. ученого, создавшего развернутую систему общетеоретических положений в археологии.

http://pravenc.ru/text/2458897.html

Основание Московского археологического общества было главным делом его жизни. Он определил основные принципы его работы и оставался его председателем до конца своих дней. МАО создало крупный центр в Москве, параллельный по отношению к петербургской Археологической комиссии и во многом с нею несходный. Общество было открыто людям всех сословий и опиралось на общественность не только в столицах, но и на местах. На первом заседании Общества 3 ноября 1864 г. Уваров сформулировал свою главную идею: «уничтожить общественное равнодушие» к русским древностям, вызвать «всеобщее и живое участие в русской археологии» 2539 . И это удалось: вряд ли какое-нибудь другое учреждение в России смогло бы в таких широких масштабах организовать энергию и профессиональных археологов, и всех тех, кто хотел участвовать в интеллектуальном, общественном и патриотическом движении по изучению, охране, спасению, пропаганде памятников отечественной истории. В Общество входили не только все крупные русские историки и археологи – в списке его членов мы видим и знаменитые имена европейских антиковедов, археологов, искусствоведов, историков раннего христианства, византинистов: Теодор Моммзен, Саломон Рейнак, Джованни Баттиста де Росси, Эрнест Ренан, Йозеф Стриговский, Луи Дюшен, Карл Крумбахер, Франц Миклошич и многие другие 2540 . Одной из самых удачных инициатив Уварова была организация всероссийских археологических съездов, которые проходили каждые три года в разных городах 2541 . Уваров хорошо понимал, что съезды были «проявлением потребностей эпохи» 2542 . Первый съезд состоялся в Москве в 1869 г., второй – в 1871 г. в Петербурге, третий – в Киеве (1874), четвертый – в Казани (1877), пятый – в Тифлисе (1881), шестой – в Одессе (1884), седьмой – в Ярославле (1887), восьмой – в 1890 г. снова в Москве, девятый – в Вильно (1893), десятый – в Риге (1896), одиннадцатый – в 1899 г. вновь в Киеве, двенадцатый – в Харькове (1902), тринадцатый – в Екатеринославе (1905), четырнадцатый – в Чернигове (1908), пятнадцатый – в Новгороде (1911). Шестнадцатый съезд, во Пскове в 1914 г., был подготовлен, но началась Первая мировая война, а затем и революции, которые положили конец этому замечательному явлению русской археологии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сверх сего Его Высокопреосвященство просит гг. Наставников к 4 или 5-му мая представит ему в кратком виде ответы на следующие вопросы: 1) Как смотрит каждый Наставник на преподаваемый им предмет? Предлагая в такой форме вопрос, Его Высокопреосвященство желает иметь конспект чтений в кратком виде. 2) Успевает ли Наставник прочесть всю свою науку? Давая такой вопрос, Его Высокопреосвященство изъяснил, что нет нужды усиливаться говорить, что наука прочитывается во всем ее объеме, если предмет слишком обширен. Обстоятельная обработка отдельной части науки может быть более оценена, нежели старание передать всю науку в кратких и сухих очерках. 3) С какими руководствами и пособиями Наставник знакомит студентов? 4) Не признает ли кто-либо из Наставников необходимым изменить как-нибудь постановку своей науки? т.е. не считает ли, напр., нужным присоединить к своей науке какую-нибудь другую, не находит ли нужным читать ее не в том курсе, в котором читает, а в другом, не чувствует ли нужды иметь при себе приват-доцента и т. под. Инспектор, профессор С. Смирнов . Сообщил П. Каптерев. 949 Время написания письма не означено, но несомненно, оно относится к промежутку времени от 17 июля до 2 октября 1852 г., так как в письме упоми­нается о биографии кн. Д. М. Пожарского, опубликованной С. К. Смирновым в 1852 г. по цензурному разрешению от 17 июля, и говорится о приложении к этой биографии, «которое скоро напечатается», а разрешение цензуры на напечатание этого приложения последовало 2 октября. – 1852 год был временем возбуждения особенного интереса ко всему, что так или иначе связано с памятью князя Д. М. По­жарского. Незадолго пред тем «Великие князья Николай и Михаил Николаевичи во время пребывания своего в Суздале пожертвовали значительную сумму для сооружения приличного памятника на том месте, где, по монастырскому преданию, погребен был князь Д. М. Пожарский. Вследствие сего министром внутренних дел поручено было сделать все возможные разыскания» (Барсукова, Н. «Жизнь и труды Μ. П. Погодина», кн. 12, стр. 43). В феврале 1852 г. после раскопок гр. А. С. Уварова установлено место погребения князя Пожарского и 24 числа над найденным прахом его совершена была торжественная панихида. Погодин явился витийственным описателем этих событий (ibid., 46–51.) Ввиду этого и историкам естественно было в этом году заняться научными изысканиями о Пожарском. За­нимался ими Погодин (см. следующее примеч.), занялся и С. К. Смирнов. Ре­зультатом занятий последнего и явилась «Биография кн. Д. М. Пожарского». Когда в 1885 г. в Суздале освящали надгробную часовню-памятник кн. Д. М. По­жарскому, – торжествовавшие вспомнили «ученый труд» С. К-ча. пили за его здоровье и послали ему приветственную телеграмму (см. ее у И. И. Корсунского : «Протоиерей С. К. Смирнов». М. 1889, с. 56–57, прим. 74). – Прот. С. Страхов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Собираем материал для «Словаря русской старины», 2458 да и вообще дело не стоит, а двигается. Очень раскрутился Археологический институт, 2459 но положение его не из прочных. Московский закрыт, 2460 как Московское археологическое общество 2461 и Московское общество истории и древностей. 2462 Судьба Русского археологического общества 2463 еще не ясна. Где гр. Уварова 2464 ? Если в Праге, то скажите ей при свидании, что я шлю ей сыновний и братский поцелуй. Я очень часто ее вспоминаю и думаю о ней; что все наши потери пред ее утратами? Дай Бог ей здравствовать и увидеть счастливые дни. Позвольте и Вас крепко поцеловать. Напишите. Всякими письмами меня порадуете. Я был бы готов написать и всякому русскому, кому мог бы быть полезным. Ваш А. Спицын Сообщите свой адрес. ЛАПНП. Фонд Η. П. Кондакова. Автограф. 32 Η. П. Кондаков – С. А. Жебелеву Praha. III. Mala Strana. Palac Schönborn [не позднее середины декабря 1923 г.] 2465 Дорогой Сергей Александрович, На Ваше последнее письмо от 12 августа вот только когда отвечаю – в первый день начавшихся здесь университетских вакаций. Но поверьте: ежедневно видел Ваше письмо и не имел духа писать. И не писал никому этою осенью, ниже Миннсу, который все еще переводит краткую книгу о «Русской иконе». Главная причина того в том, что я все это время, помимо всяких лекций, писал то сочинение о роли варваров-кочевников, готов, славян в преобразовании греко-римского мира в новый «называемый европейский». Написал большой трактат о византийском дворе и варваризации его одежд и переносе бывших варварских одежд в Западную Европу. О том же и о Русской иконе читал публичные лекции и еще буду читать в январе. Читал privatissime 2466 по средневековой культуре и по чешскому народному орнаменту дочери президента Масарика, 2467 заводящей кустарные мастерские. Как видите, дела было много. Вы, конечно, понимаете, что публично читал я поневоле: здесь факультет чешского университета определил продолжить мои курсы еще на год и пожелал послушать часть их в публичных чтениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В московском Новодевичьем монастыре совершена лития по графу А.С. Уварову — основателю Исторического музея 3 июня 2008 г. 10:31 Поминальная служба на восстановленном месте захоронения основателя Исторического музея графа А.С. Уварова в Новодевичьем монастыре состоялась 2 июня. Архиепископ Можайский Григорий совершил литию в памятный для Государственного Исторического музея (ГИМ) день — 125 лет назад музей был построен и, после освящения его митрополитом Московским Иоанникием, принял своих первых посетителей. К этой знаменательной дате были приурочены памятные мероприятия в Новодевичьем монастыре у надгробия графа Алексея Сергеевича Уварова (1828-1884) — видного ученого, археолога, общественного деятеля, сыгравшего решающую роль в основании и открытии Российского Исторического музея. После кончины А.С. Уварова над его могилой был сооружен мраморный мавзолей, разрушенный в 20-30-е гг. ХХ века. Стараниями Государственного Исторического музея к 125-летнему юбилею надгробие было приведено в порядок, на оставшемся фундаменте возведен гранитный постамент с распятием и плита с именем графа, благоустроена окружающая территория. Открывая церемонию, директор ГИМ Александр Шкурко сказал: «В этот день мы решили принести дань уважения графу А.С. Уварову — фактически первому директору нашего музея, заслуги которого в его создании трудно переоценить». Выступавший отметил, что церемония проводится 2 июня — в день церковного поминовения святителя Алексия, митрополита Московского, небесного покровителя графа Уварова, «и это тоже во славу этого замечательного человека». Заместитель директора ГИМ Владимир Егоров напомнил основные вехи биографии А.С. Уварова, отец которого, будучи министром народного просвещения при Николае I, стал «автором единственной существующей в нашей истории национальной идеи» («Самодержавие, Православие, народность» — Ред. ). В. Егоров отметил особые заслуги А.С. Уварова в развитии отечественной археологии: так, в окрестностях Суздаля молодой ученый раскопал за два сезона более 7 тыс. курганов, и, хотя качество этих раскопок вызывает справедливую критику, «этот рекорд не был никем побит». Безусловной заслугой графа Уварова считается обретение места захоронения князя Дмитрия Пожарского у стен Спасо-Евфимиевского монастыря в Суздале, где было восстановлено его надгробие — разрушенное в советские годы и вновь восстанавливаемое в наши дни.

http://patriarchia.ru/db/text/415537.htm...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010