Наиболее известный зарубежный исследователь жизни и мировоззрения С.С. Уварова Цинтия Х. Виттекер так характеризует его: " Глубоко проникнутый идеями, владевшими Европой и Россией на рубеже столетий, Уваров в 1810-е годы разработал универсальную теорию исторического процесса, которая до конца дней служила ему путеводной нитью. По этой теории, история демонстрировала " естественный ход политической свободы " , предначертанный и направляемый Провидением. Господь завещал человечеству христианство с его " великим уроком морального равенства " в залог политической свободы – " последнего и прекраснейшего его дара " . Уваров считал, что лишь достигнув " зрелости " , народы поднимаются до этих вершин " с. 8]. По словам Виттекер, С.С. Уваров считал, что живет " в переходную эпоху, в точке слияния двух миров, умирающего и только нарождающегося " с. 8]. Перед нами совершенно четкий прогрессизм, пусть и окрашенный в некие консервативные тона. Ц.Х. Виттекер подчеркивает, что известная уваровская триада " Православие, самодержавие, народность " служила целям модернизации, осознаваемым как " консервативное обновление " (в терминологии С.С. Уварова – " созревание " ) с. 10]. Модернизация должна была предотвратить революцию с. 10]. У Виттекер читаем: " Уваров полагал своим долгом просвещать Россию – возможно, даже ее монархов – чтобы подвести страну к " порогу гражданства " с. 11]. Андрей Рачинский указывает на переписку Жозефа де Местра с С.С. Уваровым " по вопросам истории греческой и немецкой философии и по вопросам теологии " с. 25], а в личности самого графа отмечает его интерес к " греческим корням франкмасонства " с. 25]. Д.В. Сивакова, отмечая мысли молодого С.С. Уварова о том, что " России не стоит ориентироваться на Европу и ее идеалы, поскольку Старый Свет находится в кризисе и упадке " с. 54], в то же время подчеркивает его прямую зависимость от общего романтического направления той эпохи с. 52–53]. Одной из основных черт романтизма было развитие " национальных идей " , точнее, создание особой мифологии национальной истории.

http://religare.ru/2_116547.html

15 Макарий, архим. Древние кресты в Новгороде, поставленные на поклонение//Известия Императорского Российского Археологического Общества. СПб., 1861. Т. II. С. 84–101. 16 Малышевский Ив. О придорожных крестах//Труды Киевской Духовной Академии. Т. 3. Киев, 1865. Отд. отт. С. 1–106. 18 Сам составитель (А. К. Жизневский) подчеркивая особую роль гр. А. С. Уварова в подготовке этого издания: «Сознавая свою неподготовленность к занятиям археологией, я заявил графу, что намерен ограничиться лишь собиранием древних предметов, предоставляя описание более сведущим людям. И он взял сам на себя этот труд, приступив к составлению статьи о мало известных дотоле тверских памятниках...»/Жизневский А. К. Об отношениях гр. Уварова к Тверскому музею древностей//Незабвенной памяти графа А. С. Уварова. М., 1885. С. 40. Три выпуска каталога «Описание Тверского музея» выходили в период с 1877 г. по 1883 г. За это время граф А. С. Уваров приезжал в Тверь в 1873 и 1877 гг. 19 Жизневский А. К. Описание Тверского музея. М., 1888. Раздел IV. Каменные кресты. С. 35–40. 52, 53. 20 Леопардов Н. А., Чернев Η. П. Сборник снимков с предметов древностей, находящихся в городе Киеве в частных руках. Киев, 1890. Вып 1; 1891, Вып. 2, 3, 4; Каталог украинских древностей коллекции В. В. Тарновского. Киев, 1898. Вып. 1, 2. 23 Об этом подробнее см.: Гнутова С. В., Зотова Е. Я. Каталог коллекции медного литья графа А. С. Уварова//Уваровские чтения – II. Муром, 21–23 апреля 1993 г. М., 1994. С. 33–38. 24 Шляпкин И. А. Древние русские кресты. Кресты Новгородские до XV века, неподвижные и не церковной службы//Записки отд. русской и славянской археологии ИРАО. Т. VII. Вып. 2. СПб., 1907. С. 49–84. Работе И. А. Шляпкина предшествовала статья: А. А. Спицын. Заметки о каменных крестах, преимущественно новгородских//Записки Русского отдела ИРАО. Т. VI. Вып. 1. СПб., 1903. 25 Покровский Η. В. Евангелие в памятниках иконографии. СПб., 1892. Есть переиздание: М.: Прогресс-традиция, 2001. 28 Кондаков Η. П. Ук. соч.//Памятники древнерусской письменности. Т. СПб., 1899. С. 1–47.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

То есть это не некое столкновение двух мировоззрений или идеологий, а просто личный конфликт двух людей, Это еще хуже для Уварова. Пошла мода ставить памятники не настоящим героям, а тем, у кого в народе нет никакой репутации. Потому и на службы ходит только 1 % народа. Русский народ живет своей жизнью и мало реагирует на подобный агитпроп. 5. Вселенная по имени Пушкин Пушкин слишком велик, чтобы втиснуть его в прокрустово ложе какой-либо идеологии. Пушкин был всамделишним искренним Русским патриотом и когда писал " Во глубине Сибирских руд " и оду " Вольность " , и когда писал " Клеветникам России " и " Бородинскую годовщину " . Пожалуй, Пушкин- это самая великая Личность Русской Истории всего XIX века. Не императоры, не полководцы, не министры, а именно он- великий Русский Поэт, Русский Патриот и Русский Провидец, пронзавший своим гениальным взором глубь веков, как назад в прошлое, так и вперёд в будущее. 4. Ответ на 3, Константин В.: То есть это не некое столкновение двух мировоззрений или идеологий, а просто личный конфликт двух людей, Это еще хуже для Уварова. Пошла мода ставить памятники не настоящим героям, а тем, у кого в народе нет никакой репутации. В соответствии с перестроечной шансонеткой: Корнет Оболенский, надеть ордена! Не замечалось даже " ради идеи " - для красивости - что награждение орденом автоматически даёт более высокий чин. 3. Ответ на 2, Русский Сталинист: То есть это не некое столкновение двух мировоззрений или идеологий, а просто личный конфликт двух людей, Это еще хуже для Уварова. Пошла мода ставить памятники не настоящим героям, а тем, у кого в народе нет никакой репутации. 2. На 1 комментарий Хорошо известно, что в определённый период времени между Пушкиным и Уваровым, до этого находившихся в хороших отношениях между собой, произошёл некий конфликт, приведший к крайне резким словам Пушкина о графе в одном частном письме поэта. А как мы знаем, все письма Пушкина читала цензура, и графу было сообщено, что про него написал Пушкин. Отсюда и приведëнные Вами слова Уварова, произнесëнные им после гибели Пушкина. То есть это не некое столкновение двух мировоззрений или идеологий, а просто личный конфликт двух людей, и кто из них двоих был прав, или оба неправы, о том теперь лишь Бог ведает.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/24/bu...

В «Систематическом описании славяно-российских рукописей собрания графа A.C. Уварова» Леонид (Кавелин) выдвинул предположение, что, судя по почерку, издание памятника готовил И.П. Сахаров. Кроме этого, уточняется время хождения – 1701 г., приводятся новые данные об авторе – «видно, что он до монашества был московским священником, по реклу: Лукьянов», а его рассуждения по поводу обрядов восточной церкви «весьма напоминают известное «Прение» Арсения Суханова ». Леонид указывал, что рукопись была «одобрена к печатанию июня 16 дня 1841 года», но почему-то осталась неопубликованной. В ней, как «и в рукописи, изданной в «Русском Архиве», есть тоже пропуски», поэтому «оригинал, с коего сделано это издание, нельзя назвать исправным» 161 . 14. ГИМ. Собр. A.C. Уварова No 13 (1759). «Путешествие в Иерусалим старца Леонтия, в 1700 г.» Рукопись XIX в.; 4° (21,0 х 16,5); 170 л. (II 167 I), два листа в начале рукописи и лист в конце не пронумерованы; скоропись, по определению Леонида, «новейшаго письма». Текст занимает л. 1–165 об., ограничен с обеих сторон полями, тонкими вертикальными линиями от верхнего до нижнего края листа, выполненными чернилами. В рукописи нумерация цифровая, полистовая, проставлена чернилами в верхнем правом углу. Киноварные заголовки и инициалы отсутствуют. Заголовки выделяются в отдельные строки, писаны теми же чернилами и тем же почерком, что и весь текст (см. л. 1, 43 об., 53 об., 59, 63 об., 109 об., 136). Переплет картонный с кожаными уголками и корешком; на корешке переплета в тиснении растительный орнамент с позолотой. На корешке переплета – запись «13»; на внутренней стороне верхней обложки – экслибрис библиотеки A.C. Уварова с вписанным от руки чернилами шифром рукописи – «13». На л. 165 об., ниже последних строк текста, сделана запись: «165 листов» почерком, которым выполнены пометы аналогичного содержания в рукописях из собр. A.C. Уварова No 261 (1757), No 191 (1758). На обороте последнего непронумерованного листа рукописи, в верхнем левом углу, сохранилась карандашная запись в столбик мелкой скорописью с расчетом даты начала путешествия (декабрь 1701 г.) и возвращения паломника на родину (август 1703 г.) за подписью «А. Л-» (арх. Леонид) 162 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С 1848 г. на выделявшиеся казной средства об-во проводило археологические раскопки: под рук. гр. А. С. Уварова в Юж. России (1848), К. Н. Тихонравова во Владимирской губ. (1858), Л. К. Ивановского в Царскосельском, Петергофском, Ямбургском, Гдовском и Лужском уездах и др. (1870-1880). Русское А. о. являлось организатором конкурсов на соискание премий за лучшие исследования и разработку малоизученной и актуальной проблематики в различных областях археологии. Специальная комиссия утверждала тематику конкурсов и сроки предоставления рукописей. Сочинения, получившие премии, публиковались в периодических изданиях об-ва. Первой премией в 1851 г. по инициативе гр. Уварова была отмечена рукопись И. Е. Забелина «О металлическом производстве в России до конца XVI века в отношении к искусствам, художествам и ремеслам». Благодаря конкурсам были осуществлены такие основополагающие труды, как «История русских школ иконописания до конца XVIII века» Д. А. Ровинского (премия 1852), «Систематический обзор главных частей большого дворца по сочинению Константина Багрянородного о церемониях византийского двора» и «Ежедневные приемы византийских царей и праздничные выходы их в храм Св. Софии в IX-X веках» Д. Ф. Беляева (премии 1891). Развитию отечественной науки в немалой степени способствовало присуждение золотых и серебряных медалей за лучшие археологические сочинения. Среди награжденных работ были монографии «О древних христианских надписях в Афинах» архим. Антонина (Капустина) , «История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей» Н. П. Кондакова , работы В. А. Прохорова , Забелина, Ровинского и др. После смерти в 1884 г. гр. Уварова об-во учредило медаль его имени за лучшие сочинения по рус. археологии. Председателями об-ва в разное время были члены имп. фамилии: вел. кн. герцог Максимилиан Лейхтенбергский (1846-1852), вел. кн. Константин Николаевич (1852-1892), вел. кн. Константин Константинович (1892-1915). Членами об-ва являлись известные археологи, историки архитектуры, визант. и древнерус. живописи, историки Церкви: архим. Антонин (Капустин), архим. Леонид (Кавелин) , Ф. И. Буслаев , А. Ф. Бычков, кн. Гагарин и др., действительными членами были Е. В. Барсов , Л. Н. Бенуа, Беляев, П. С. Уварова , Н. В. Султанов , К. Н. Тихонравов и др.

http://pravenc.ru/text/76468.html

2460 Московский археологический институт (МАИ) – платное высшее учебное заведение, основанное в 1907 г. по инициативе Д. Я. Самоквасова, с археологическим и археографическим (архивным) отделением. Директором МАИ являлся А. И. Успенский . Функционировал на частные благотворительные средства, с 1912 г. получал государственное пособие. В 1922 г. вошел в состав ФОН МГУ. 2461 Московское археологическое общество (МАО) основано в 1864 г. по инициативе гр. А. С. Уварова для археологических исследований, главным образом в области славяно-русских древностей и для распространения в России археологических знаний. Общество также занималось охраной памятников и проведением раскопок. МАО существовало на субсидии МНП, членские взносы, продажу собственных изданий и проценты с капитала. По инициативе МАО раз в три года собирались Всероссийские археологические съезды (1869–1911). В 1917 г. председателем МАО являлась графиня П. С. Уварова, товарищем председателя Д. Н. Анучин. В 1922 г. общество было закрыто. 2462 Общество истории и древностей российских при Московском университете (МОИДР) основа­но в 1804 г. с целью изучения и публикации документов по русской истории. Существовало на государственные субсидии и выручку от продажи изданий. В 1917 г. его председателем являлся В. Г. Глазов. Официально закрыто в 1929 г. 2464 Уварова (урожд. кн. Щербатова), графиня Прасковья Сергеевна (1840–1924), археолог, организатор науки, меценат; почетный член ПАН (1894). В 19-летнем возрасте вышла замуж за графа А. С. Уварова, участвовала в создании МАО, а после смерти мужа, с 1884 г. стала бессменным председателем общества, организатором Всероссийских археологических съездов; редактировала и на соб­ственные средства издавала труды МАО. Вела большую и плодотворную деятельность по охране памятников Москвы. Основные труды посвящены археологии Кавказа. В годы гражданской войны эмигрировала в Сербию, где пользовалась денежной поддержкой МИД ЧСР (так называемая русская акция). В последние годы жизни работала над историей МАО.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пашков противодействовал миссии И. Решилова в Малороссии, в 1723–1724 гг., всеми мерами, от возмущения тамошнего населения до насилия и буйства. О положении дела свидетельствует, между прочим, донесение священника Игнатия Петропавловского из Стародуба в правление «Комиссариата раскольных дел», от 24 апреля 1724 г. «Поскольку, – пишется в донесении, – раскольники опять по-прежнему востриумфовали (взяли перевес) с защитником своим комендантом, то отнюдь невозможно никоими мерами взять кого от раскольников, волочащихся по городу, и что касается до них дела востребовать, ибо наших посыльных бьют» 519 . Помимо грубых насилий и явного противодействия церковно-гражданской власти в делах раскольных, вмешательства и препятствия в эту область со стороны отдельных лиц и целых учреждений происходили часто от того, что «раскольные дела» ведались многими учреждениями, духовными и гражданскими до особого распоряжения, по которому дела о раскольниках переданы в «Духовную Коллегию» из «Преображенского Приказа», где они рассматривались. Распоряжение это последовало в первый год деятельности Святейшего Синода, в феврале 1721 г., в предупреждение многих неудобств, остановки в делах и злоупотреблений. Распоряжение это, как и всякая новая мера, не сразу вошло в привычку и действие со стороны заинтересованных в том лиц 520 ; посему являлась необходимость в возбуждении особых дел о случаях вмешательств гражданских властей в не принадлежавшую им сферу. Для примера можно указать на синодальное дело по определению о требовании сатисфакции (удовлетворения) на олонецкого комиссара Ив. Уварова за то, что он насильно и незаконно освободил из оков двух закоренелых и зловредных раскольников, причём освобождение это сопровождалось побоями стряпчего за отказ освободить раскольников 521 . Поступок Уварова совершён через год после распоряжения о передаче раскольных дел в определённое учреждение, когда уже действовал «Духовный Регламент», требовавший предавать анафеме за укрывательство раскольников. Если за укрывательство раскольников полагалось такое строгое, хотя и церковное, наказание, то поступок Уварова относился к уголовным делам, за которые виновные судились как противники царской власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Sinaj...

Например, если ребенок перенес онкологическую операцию, нужно следить, чтобы он не выдернул катетер, кормить его и поить, потому что от химии нет аппетита.  Маленький ребенок после кардиооперации не может быть один, потому что ему нельзя плакать — швы разойдутся.  — Ребенок на ЖКТ-операции не может быть без сопровождающего, — перечисляет дальше Лада Уварова. — Потому что его после операции нужно будет 20 раз в день дробно кормить теплым протертым с ложки. У нас были раньше ситуации, когда наши няни постовые уходили на выходные. Все будни наша няня ребенка дробно с ложки кормила, а в выходные ему просто поставили тарелку макарон и все. «Я читал, это же оперируют» По словам Уваровой, зачастую больницы даже не берут ребенка без сопровождения. — У нас была двухлетняя девочка в сиротском учреждении с краниостенозом, — рассказывает Лада Уварова. — Это раннее сращение костей черепа, у ребенка начинает развиваться повышенное внутричерепное давление. Если ей не сделать операцию, то у нее будет гидроцефалия. В доме ребенка почему-то этой девочке не хотели делать операцию всеми силами души. Они говорили, что ей уже сейчас хорошо, что лучше не бывает. Они даже справку от невролога принесли, что не надо ничего делать, только оставьте ее в покое. Но все-таки мы добились и ее прооперировали. Сопровождала ее и выхаживала после операции наша няня. И девочка ожила. До этого был ребенок, который просто сидел и смотрел внутрь себя, качаясь. А после операции она вдруг увидела мир и стала развиваться, ее взяли в семью. Без операции это был бы тяжелейший инвалид, который умер бы в муках.  Фото: dobroedelo-rostov.ru Но некоторым детям удается сделать операцию уже в подростковом возрасте.  — Была девочка, ей было 18 лет, — продолжает Лада Уварова, — у нее был артрогрипоз врожденный. Ребенок с таким заболеванием — ничем не болеет, но ручки и ножки у него деформированы. Девочка была абсолютно сохранная интеллектуально. Но ее поместили в Дом-интернат для детей инвалидов, где она провела 18 лет — не умела ни читать, ни писать. 

http://pravmir.ru/upal-vinovata-medsestr...

Касательно иконописного стиля рисунков должно заметить, что он отличается еще кое-где изяществом и чистотой лучшей эпохи древне-христианского искусства; отдельные типы замечательны разнообразием мотивов в своих характеристиках. Толковые Подлинники, расположенные по месяцослову, не что иное, как более подробное развитие подписей, взятых из Подлинника лицевого. Чем короче толковый Подлинник, тем древнее его редакция. Такова рукопись Графа Строганова, начала XVII в., в 12 д. листа, о которой будет речь впереди. Краткостью же толкований и малосложностью отличается и мой толковый Подлинник конца XVII в., в 8-ку. К этому же разряду принадлежат из известных мне: еще один Подлинник графа Строганова, XVII в., в 8-ку; графа Уварова, XVII в., в 4-ку, под 495 (Царск. 314) и Палеховского иконописца Долотова, рукопись XVII в., в 4-ку. Впрочем, все эти Подлинники, за исключением Строгановского в 12 д. листа и моего, содержат уже в себе заметные прибавления литературного свойства, о которых будет сказано после, а также осложнены они в описании лиц и событий толкованиями по разным переводам, иногда друг другу противоречащими. 97. Из Лиц. Подл. XVII в. 98. Из Лиц. Подл. XVII в. Уже в XVII в. стала распространяться между иконописцами другая редакция подлинника, расположенная не по месяцослову, а по алфавиту лиц и событий. Таковы подлинники графа Уварова: 496 (Царского 315), XVII в., – из которого приведено уже предисловие; 290 и 291 – начала XVIII в. Переходя к исследованию того, как осложнялся наш подлинник, предварительно замечу, что не буду касаться статей чисто технического содержания, именно: как составлять краски, олифить икону, наводить золою и т. п. Так, в рукописи графа Уварова, 495 (Царск. 314) помещен Указ стенному письму (лист 167 и след.) 360 . Сверх этих технических статей, самое естественное и необходимое осложнение нашего подлинника оказалось в присоединении исторических известий об изображаемых лицах и событиях. Этих исторических подробностей нет ни в моей рукописи, ни в Уваровской, 495 (Царск. 314), ни в других кратких месяцословных подлинниках, но в алфавитных – постоянно через все лица и события проведено историческое объяснение, которое занимает первое место и существенную часть, так что после него не всегда помещается иконописное толкование подобия.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

379 „Опричъ духовнаго дела» игумену все делать по совету со старцами; избирать 12 старцев, духовного жития и благорассудных; им без игумена (а равно и в недостаточном числе) тоже не соборовать, но всем вместе, которые будут в отъезде по монастырским делам; в игумены избирать своих постриженников. 382 По этому списку мной и цитируется; издано не было; пересказы: Филарет, I, 379–381 (19 марта); Коноплев, 76–85; Русск. Фив., 384. – О данной рукописи см. арх. Леонид, Описание р-сей гр. Уварова, II, 489. 383 Житие Стефана Комельского († 1542), редкое в рукописях и оставшееся неизвестным в свое время В. О. Ключевскому , издано X. М. Лопаревым (Пам. Др. Письм., LXXXV), С.-Пб. 1892, по новому списку прф. Н. С. Тихонравова. Это житие не представляет таких черт, какие меня в настоящее время интересуют. Время составления жития неизвестно; рукописи восходят к XVII в. (см. предисловие издателя). Изложения: Филарет, июнь, 72 слл.; Русск. Фив., 385 слл. 385 Н. соч., 85–86. Житие не издано; мне известно главным образом по рукописи М. Син. Б-ки 608, л. 55 слл., по которой и цитирую. Изложения: Филарет, II, 112–120 (19 мая); Рус. Фив., 21 слл.; Коноплев, 85–94 (много выписок из текста жития). 389 „Сердце же хранити елика сила умною молитвою отъ скверныхъ помыслъ, яко же рече, отъ сердца исходятъ noмышлehiя злая, и та суть сквернящая человка. тмже бpamie, аще kiu помыслъ нечистъ отъ общаго врага всхъ нанесется не облнитеся помолитися къ богу прилжно. и постомъ и молитвою, бдhieмъ же и слезами еже на един вскор изгоняти тощно подвизающеся» (л. 89 об.). 391 Чудеса доведены до 1557 г., но „последние приписаны, по-видимому, после»: В. О. Ключевский, 333. Списки редки; мне знаком текст в вышеупомянутой рукописи гр. Уварова, 1247, л. 47–64; не издано; пересказы: Филарет, II, 529; Русск. Фив., 392 слл.; Коноплев, 72 слл. 393 В рукописи гр. Уварова 1247 текст жития сопровождается рисунками, из которых некоторые изображают крестьян, занятых полевыми работами, и преподобного, сидящего в иноческом одеянии и ведущего с ними „духовную беседу». Мне кажется, что данное житие и эти изображения следует отметить, как нечастый в древней Руси пример внимания к простым мирским людям и их обыденным житейским занятиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010