Хотя к концу XVIII века усилиями наиболее деятельных и энергичных обер-прокуроров делопроизводство синодальной канцелярии и было уже в значительной степени подчинено фактическому контролю представителя прокуратуры в церковном управлении, но при гр. Хвостове нередко случалось, что различные бумаги, присылавшиеся по почте в св. Синод, распечатывались обер-секретарями и докладывались митрополиту Амвросию, а некоторые жалобы на епархиальных архиереев, под влиянием частных писем обвинявшихся лиц к синодальным членам, оставались долгое время без надлежащего рассмотрения или даже совершенно уничтожались. Яковлев решительно восстал против подобных порядков и подал государю доклад, вызвавший высочайшее повеление, чтобы ни одна бумага, поступавшая в св. Синод, не оставалась неизвестной обер-прокурору 606 . Но, отняв у синодальных членов и, в частности, у митрополита Амвросия возможность распоряжаться по своему усмотрению разнообразными бумагами и жалобами, поступавшими в св. Синод, Яковлев далеко еще не обеспечил прокуратуре сильного фактического влияния на самый характер производства и решения дел, возникавших в Синоде по доносам и жалобам пострадавших лиц. Интересно, что и при Яковлеве жалобы на епархиальных архиереев подавались не только на имя обер-прокурора, но также и на имя митрополита Амвросия, обвинявшиеся же лица иногда даже обращались со своими разъяснениями и сообщениями к одному Амвросию. 2 июня 1803 года надворный советник Иван Варваций подал первенствующему синодальному члену жалобу на астраханского архиепископа Платона, обвинив его в своем доносе в различных незаконных поступках, вызванных корыстолюбием и самолюбием архиепископа 607 . В то же время Варваций написал о действиях Платона и обер-прокурору Яковлеву 608 . В непродолжительном времени обер-прокурор получил еще новую жалобу на того же астраханского архиепископа от коллежского асессора Сергея Уварова-Юдина; последний обвинял Платона «в безбожной критике на Св. Писание», в непристойном богослужении, во время которого он нередко позволял себе кричать, сердиться и даже бить руками своих служителей, в пристрастии к горячим напиткам, в частых нескромных пирах, устраивавшихся в архиерейских покоях и продолжавшихся до рассвета, в корыстолюбии, выражавшемся в откупах вод и заключении контрактов, доставлявших ему до 25,000 рублей ежегодного дохода, в жестоком обращении с духовенством. По словам жалобы Уварова-Юдина, архиепископ Платон за малейшую провинность публично наказывал за волосы духовных лиц, ссылал их, без всякого расследования, в различные монастыри и, в пьяном виде, издевался над ними, то и дело перемещал священников и дьяконов из одного прихода в другой, продавал церкви с их имуществом и приказал поставить свой портрет в соборе, в приделе, сделанном им во имя своего ангела 609 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Blagovid...

отец» и проч. Упомянем в заключении о рефератах Н.С. Суворова «Следы католического влияния в древне-русском церковном праве», А.Д. Беляева , рассматривавшего результаты современных археологических исследований в связи с некоторыми из рассказов книги Бытия, и С.А. Белокурова «о времени открытия греко-латинской школы Арсения Грека в Москве в XVIII веке». Выставка предметов древности на съезде представляла значительное разнообразие. Особенной полнотой отличался отдел первобытных древностей. В ряду предметов церковной древности одни относились к области византийского искусства и искусства средневекового, стоящего на рубеже, отделяющем западноевропейское искусство от византийского, другие к категории иконоведения и миниатюры, третьи к архитектуре церковной, резьбе и орнаментике. Богатая коллекция эмалей гр. Уварова заключала в себе превосходные образцы перегородчатой эмали в виде наперстного креста с изображениями четырех Евангелистов и нескольких других крестов, относимых по технике к числу эмалей с приподнятыми полями (cham-plevée). 3олотые бармы в виде ниши из круглых пластинок и две серьги с эмалевыми изображениями птиц, геометрических фигур и трав, составляют одно из лучших произведений византийской эмали, находимых на юге России и относимых к X–XII в. К этой же категории должны быть отнесены недавние находки в Старой Рязани, в числе которых встречается и эмаль (серьги). Впрочем, преобладающее по количеству место в этой последней коллекции принадлежит каменным наперсным крестам, украшенным серебряными наконечниками и драгоценными камнями. Крупную величину в ряду эмалей (cham-plevée) представляли: большой четвероконечный крест из коллекции гр. Уварова с изображениями и Спасителя, символов Евангелистов и ангелов, относимый к XII веку, эмалевый диптих с изображением распятия и несколько образцов писанной западноевропейской эмали. Собственно русская наливная эмаль имела своих представителей в венцах и окладах русских икон и книг, также в цитатах, панагиях, крестах – напрестольных, наперсных и тельниках, в столовой посуде, чернильницах и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

поиск:   разделы   рассылка Виктор Топоров Как подредактировать графа Уварова " Пропаганда базовых ценностей ни в коем случае не должна упереться в пресловутую уваровскую триаду и тем более стать ее повторением " Источник:  Известия Академик Сахаров когда-то мечтал об однопартийной системе с идеологическим диктатом КПСС и о независимой (оппозиционной) прессе как о демократическом противовесе оной. Независимую (от властей) и брехливо, пусть и беззубо, оппозиционную прессу мы создали, однопартийную систему, пусть и с грехом пополам, – тоже, – а вот с идеологическим диктатом как-то не складывается. Меж тем, как справедливо написал в недавней колонке Михаил Хазин, " для того, чтобы не происходило " размывания " ценностной базы общества, чтобы оно сохраняло свою целостность и однородность, мало просто вменить эти ценности с воспитанием, нужно еще иметь институты, которые бы эти ценности защищали. Грубо говоря, любая карьера и успех должны быть связаны с соблюдением ценностной базы, но ни в коем случае с ее нарушением " . Создание управления по общественным проектам в администрации президента, по-видимому, и призвано эту зияющую в коллективном сознании дыру заткнуть – или хотя бы попытаться заткнуть. Понятно, что речь идет о базовых ценностях вне какой бы то ни было идеологической привязки – к коммунизму, капитализму или любому другому – изму. Понятно также, что ценности здесь подразумеваются центристские: левый центр, правый центр, но главное – центр. Трудность в том, что сами по себе эти ценности настолько просты, что, говоря о них, практически неизбежно впадаешь в пошловатый пафос, а то и в кликушество. Вот почему о них и не говорят (а те, кто говорит, слывут именно что кликушами): базовые ценности предполагаются по умолчанию. Глупо ведь объяснять, что любишь родину (и почему ее любишь), веришь в Бога (и почему в него веришь), воздаешь кесарю кесарево (и почему воздаешь) и так далее. Объяснять надо прямо противоположное: что не любишь родину (и почему не любишь ее) – и далее по списку. И это нам как раз объясняют – и брехливо-беззубые СМИ, и их сетевой фан-клуб. Объясняют в одностороннем порядке – потому что противовес таким взглядам не просто предполагается по умолчанию, но и действительно умалчивается. А в результате обществу навязываются заведомо искаженные выводы и ориентиры.

http://religare.ru/2_97504.html

В это время шел бой за овладение батареей Раевского. Врагу удалось захватить ее, но на помощь пришел 35-летний герой – генерал Алексей Петрович Ермолов, будущий покоритель Кавказа. Собрав рассеянные батальоны, он сам увлек их в атаку и опрокинул французов с батареи Раевского. Не зря французы окрестили батарею «роковым редутом». Все поле вокруг нее было завалено горами их трупов. И, тем не менее, положение наших войск с каждым часом ухудшалось. Овладев флешами, Наполеон почти выполнил свою задачу – прорвал русскую оборону в центре. Но потери его были столь велики, что продолжать наступление на север, во фланги группировки, прикрывающей Новую Смоленскую дорогу, сил больше не оставалось. В это время конница генерала Федора Петровича Уварова и казачий корпус генерала Матвея Ивановича Платова совершили головокружительный рейд в тыл врага. Конница Уварова захватила деревню Беззубово, но здесь была остановлена итальянцами. Казакам Платова удалось прорваться дальше и навести панику на левом фланге французов. В итоге Наполеону пришлось перебрасывать сюда силы, наступление в центре было приостановлено на два часа. Кутузов выиграл время для перегруппировки войск. Битва продолжалась. К 5 часам вечера французы, полностью истребив защитников батареи Раевского, наконец овладели этим важнейшим рубежом русской обороны. К вечеру удалось овладеть Утицким курганом и Понятовскому. К этому времени от дыма было уже темно, как ночью, да к тому же и сама ночь надвигалась. Боевые действия пришлось прекратить. Устраиваясь на ночлег, и русские, и европейцы рассчитывали на то, что завтра битва продолжится. Однако Кутузов посчитал, что его задача выполнена, врагу нанесен значительный урон, и утром русские войска начали отступление в сторону Москвы. Именно это отступление по всем военным законам того времени означало, что битву выиграл Наполеон. «Поле битвы досталось врагу», – так говорилось тогда в случае поражения. Бородинское поле утром следующего дня досталось Бонапарту. Французы и их союзники торжествовали победу. Но торжество это было не таким радостным, как после всех предыдущих побед Наполеона. Они, по словам Льва Толстого, «испытывали чувство ужаса перед тем врагом, который, потеряв половину войска, стоял так же грозно в конце, как и в начале сражения. Нравственная сила французской атакующей армии была истощена». Но и физические силы врага были сильно подорваны: из 120 тысяч солдат и офицеров погибло более 58 тысяч. Не только русские, но и европейцы потеряли ровно половину своих войск.

http://pravoslavie.ru/55841.html

по проекту Уварова был составлен и 2 авг. 1874 г. высочайше утвержден устав (опубл.: М., 1874), в к-ром названа цель музея - «служить наглядною историею главных эпох русского государства и содействовать распространению сведений по отечественной истории». Ст. 2 гласила: «В Музее собираются все памятники знаменательных событий отечественной истории. Эти памятники - в подлинниках, копиях или слепках,- расположенные в хронологической последовательности, должны представлять, по возможности, полную картину каждой эпохи, с ее памятниками религии, законодательства, науки и литературы, с предметами искусств, ремесел, промыслов и, вообще, со всеми памятниками бытовой стороны русской жизни, а равно и с предметами военных и морских сил». Для научной обработки памятников каждой эпохи и «удобств пополнения собраний» музей подразделялся на отделы. В просветительских целях в музее предполагалось проводить публичные чтения и лекции «по предметам отечественной истории и древностей». Наряду со штатными сотрудниками в И. м. были и почетные члены (члены имп. фамилии и лица, имевшие перед музеем особые заслуги), члены-учредители, действительные члены, члены-соревнователи и члены-корреспонденты (отнесение к 3 последним группам основывалось на степени денежного или научного участия в делах музея). Положения 1-го устава определили основы деятельности нового музея и впосл. сохранились с некоторыми коррективами. Гр. А. С. Уваров. Портрет. 1885 г. Худож. Н. Е. Рачков. (ГИМ) Глубокие знания Уварова позволили ему верно выбрать те «вехи», к-рые наиболее полно характеризовали бы тот или иной исторический период. Для залов, где представлены экспонаты «доисторической» эпохи, основные мотивы орнамента брали с конкретных археологических предметов: в залах т. н. каменного века 2, 3) широкий лепной карниз и мозаика повторяют орнаменты гончарных изделий неолитической стоянки близ дер. Волосово на Оке; в декоративном решении залов бронзы и железа 4, 5) использованы орнаменты бронзовых топоров, кинжалов и украшений, найденных у с.

http://pravenc.ru/text/1237671.html

Так многозначительны, так полны глубокого смысла художественные произведения, когда они проникнуты творческой силой народной фантазии! Борьбе Правды с Кривдою соответствует в древнейших произведениях западного искусства борьба добродетелей с пороками. В виде центавра, стреляющего из лука (например, на Корсунских вратах Новгородского Софийского собора), изображается, то грех или порок, то сам антихрист. Драка чудовищных зверей, на барельефах или прилепах Димитриевского Собора во Владимире, могла казаться нашим предкам битвой тех лютых зверей, которые снились князю Владимиру. Почитаем излишним входить в сравнение наших духовных стихов и других народных сказаний о Страшном Суде с описанием изображения. Близость в общих основах и мотивах, а вместе с тем и различие, определяемое формой поэтической, с одной стороны, и живописью с другой, уже понятны сами по себе. Для нас гораздо важнее указать в народной поэии еще на один эпизод той же поэмы, который, впрочем, разумеется теперь, как самостоятельное целое. Это именно стих о Лазаре и богатом. В изображении Страшного Суда ему соответствуют два эпизода. В одном: «гора, на горе одр, на одре Лазарь убогий, в головах царь Давид с гуслями, а три ангела наклонились, принимают душу Лазареву». В другом эпизоде: «над огнем одр; на одре лежит богатый, 15. Из лицевой Библии XVII в. Собр. гр. Уварова, 34. 16. Из Лицевой Библии XVII в. и бесы из него душу принимают». Для того, чтоб иметь понятие, как наши предки изображали смерть убогого Лазаря и богатого, здесь предлагаются два снимка с миниатюр из рукописной Лицевой Библии начала XVII в. графа Уварова, в 4-ку, Умирающему Лазарю услаждает слух сам царь Давид игрою на гуслях; смерть грешника сопровождается адской гудьбою бесов. В народных стихах так описывается этот эпизод Страшного Суда: Когда не в силу стало Лазарю горькое житье, взмолился он к Господу, чтоб сослал он по его душу грозных ангелов, несмирных и немилостливых, чтоб вынули они его душеньку сквозь ребер копьем, положили бы ее на борону и понесли бы в огонь, во смолу; потому что намаялась его душенька, на белом, на вольном свету находилася; и нечем ему убогому в рай превзойти, нечем в убожестве душу спасти. Выслушав эту молитву,

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Акты Святейшего Патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве Высшей Церковной Власти в 1917-1943 годах/Составитель М.Е.Губонин. М., 1994. С. 86. Цитируется по: Хвалин А.Ю. Восстановление Монархии ... С. 123. Курсив мой. - Л.Б. Хвалин А.Ю. Восстановление Монархии ... С. 108-111; ссылается на: Вестник Временного Приамурского Правительства. 38, 30 Июня 1922 г. Слово «идеология» неоднократно встречается в указах и завещании М.К.Дитерихса. Так, например, в тексте его завещания объемом около 70 000 знаков или 1,75 печатного листа слово «идеология» и его производные встречаются 74 раза. При этом в подавляющем большинстве случаев словоупотребление в положительном для М.К.Дитерихса контексте - то есть «религиозная идеология», «Самодержавная идеология», «Русская идеология». - Л.Б. Именно этот Святой был изображен на памятной медали участников Земского Собора во Владивостоке. - Л.Б. Петров П.П. От Волги до Тихого океана в рядах белых (1918-1922 годы). Рига, 1930. С. 210. Филимонов Б.Б. Конец Белого Приморья. Роквилль (Сан-Франциско), 1971. С. 63, 117. Цитируется по: Хвалин А.Ю. Восстановление Монархии ... С. 124; ссылается на: Уссурийское Слово. 601, 5 Августа 1922 г. Слова Святителя Филарета (Дроздова), Митрополита Московского и Коломенского. Хвалин А.Ю. Восстановление Монархии ... С. 123. Там же. С. 125. Это сведение о девизе «За Веру, Царя и Отечество!» в пору наполеоновских войн было сообщено автору главным редактором нового полного собрания сочинений Л.Н.Толстого, доктором филологических наук А.В.Гулиным, кандидатская работа которого была посвящена историческим источникам романа «Война и мир». - Л.Б. Видный идеолог Русского Царизма и черносотенного движения начала ХХ столетия Николай Черняев считал, что будто бы на самом деле авторство формулирования этой идеологической триады, ставшей классической, принадлежит Самому Государю Императору Николаю I Павловичу, Который поручил С.С.Уварову составить отчет, посвященный бытованию и перспективе развития названных идеалов на ниве народного просвещении и в общенациональном самосознании подданных Российской Империи. ( Черняев Николай . Мистика, идеалы и поэзия Русского Самодержавия. М., 1998. С. 225-226). И я неоднократно в своих публикациях вслед за Н.Черняевым повторял это утверждение. Однако, как я потом выяснил, в докладе Государю Николаю I от 19 Ноября 1833 года сам С.С.Уваров пишет: «По вступлению моему с высочайшего Вашего Императорского Величества повеления в должность Министра Народного Просвещения, употребил я, так сказать, заглавным, местом, лозунгом - моего управления, следующие выражения: «Народное воспитание должно совершаться в соединенном духе Православия, Самодержавия и Народности», что ясно указывает на «авторство» именно С.С.Уварова ( Выделено мной. - Л.Б. Сергей Уваров Доклады министра народного просвещения С.С.Уварова Императору Николаю I. Публикация М.М.Шевченко.//Река времен. Вып. 1. М.: Эллис Лак; Река времен, 1995. С. 70).

http://ruskline.ru/analitika/2012/02/14/...

Всего 17,584 руб. 14 3 / 4 коп. 1819–1828 гг. Изменение прежнего устава, по идее Уварова, в 1819 г., как известно, состояло в том, что в курсе гимназическом сделаны были значительные сокращения, через исключение из него Технологии, Коммерческих наук, Всеобщей грамматики Эстетики, Психологии, Нравоучения, Политической экономии, Естественного и народного права; а в замен того введены были в гимназический курс Закон Божий, с возложением преподавания его на лиц духовных, и язык греческий, затем распространен был курс Истории и Географии и усилено изучение языков, особенно древних; последние поставлены были в основу гимназического учения. Предписание о реформе гимназий по мысли Уварова пришло в Костромскую Гимназию в то время, когда Директор Грамматин за болезнью был уволен от должности, а новый Директор Бартенев еще не прибыл в Кострому. Несмотря на это, тогдашнее гимназическое начальство живо принялось за исполнение благодетельных предначертаний высшего Начальства и приложение их к делу. В самый день получения предписания 21 февраля 1819 года, в Костромской гимназии был собран Педагогический совет, под председательством исправляющего должность Директора, старшего учителя Светогорского, из учителей Чижева, Красильникова и Грацианского, на котором и порешено: немедленно ввести как в гимназии, так и в училищах чтение книг Нового Завета и снестись с Епархиальным Начальством о снабжении гимназии и училищ лицами духовного звания, могущими объяснять Священное Писание. Вследствие этого отношения Епархиальное Начальство не замедлило назначением и на первых же порах, как видно из документов, во всех светских учебных заведениях Костромской губернии было введено чтение (с объяснением) книг Нового Завета под руководством учителей священнического и диаконского сана. Вскоре прибыл в Кострому и новый Директор Бартенев, человек в высшей степени религиозный и энергичный. На педагогическом совете под его председательством, бывшем 11 мая того же года, к прежнему решению присоединено было то, чтобы воспитанники гимназии собирались в нее получасом раньше, и чтобы ежедневно прочитываема была одна глава из Священного Писания ; за что гимназическое начальство и получало одобрение от Высшего Начальства 19 Июня 1819 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Забрали счастье: горе семьи Дель грозит обернуться бедой для демографии РФ 25.01.2017 682 Время на чтение 6 минут Почти две недели Россия наблюдает развитие беспрецедентной в своей дикости истории о том, как из семьи Михаила и Светланы Дель забрали сразу десять детей. Новости напоминают ситуацию со взятием заложников: представители органов опеки врываются домой, родители дежурят под окнами детских домов. Двое детей возвращаются под опеку бабушки, еще восемь остаются разлученными с семьей. Договор опеки официально расторгнут, громоздкая ювенальная машина не дает задний ход, и оспорить решение теперь можно исключительно через суд. Свой профессиональный и любительский взгляд на проблему не озвучивает в социальных сетях только ленивый. Федеральное агентство новостей узнало мнение действительно компетентных людей в сфере защиты прав детей, в том числе Уполномоченного по правам ребенка в Петербурге Светланы Агапитовой. История со Светланой Дель нарушила право каждой женщины быть матерью У приемной мамы в один день отнимают десятерых детей. Основатель организации «Петербургские родители» Лада Уварова предлагает убрать из этого предложения слово «приемной» и перечитать еще раз: «У мамы в один день отнимают десятерых детей». Сделать это в России позволяет статья 77 Семейного кодекса «Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью» и наделяет соответствующей властью органы опеки и попечительства. Светлана Агапитова приводит примеры действия статьи за последние годы: если раньше в год из семей изымали 200-300 детей, то в последние два года это всего 16 и 17 случаев, причем шести семьям удалось принять меры (доказать здоровую атмосферу в семье, пройти курсы лечения от алкоголизма, устроиться на работу) и вернуть ребенка, пока органы опеки готовили иски. В случае с детьми Михаила и Светланы Дель все произошло молниеносно: воспитатель заявил о синяке на попе малыша, органы опеки и полиция тут же забрали детей. «Вот бы в действительно необходимых ситуациях все было так просто, - с горечью комментирует Лада Уварова, основатель и руководитель волонтерской организации Северо-Запада России «Петербургские родители», которая занимается помощью детям, оставшимся без попечения родителей. - Мы месяцами не можем забрать ребенка из семьи, где его по-настоящему бьют и насилуют, так что действиям и скорости московских коллег мы поразились».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/0...

Забрали счастье: как горе семьи Дель грозит обернуться бедой демографии для РФ РИА Новости/Кирилл Каллиников Детей не может увидеть тот человек, который им по-настоящему нужен, зато незнакомый журналист почему-то имеет право тыкать в ребенка микрофоном, освещать его прожектором и перед камерой спрашивать, бил ли его отец. СМИ жадно смакуют подробности, обыватели обсасывают захваченное наспех камерами: чужой мир выворачивается наизнанку и рушится на наших глазах. «Считается возможным действовать с приемной семьей, как с наемным работником. Где тут интересы детей, кто думает о них? - комментирует Лада Уварова. - Органы опеки продемонстрировали, что не понимают основной ценности ребенка. Отдельным потрясением для всех, конечно, было разглашение диагнозов и тайны усыновления. Мы обнаружили, что за три минуты о тебе расскажут все. Журналисты сейчас упражняются в том, чтобы вызывать недоверие к семье Дель, причем не к простой семье, а приемной и очень известной в мире приемных родителей. Знаете, что сейчас говорят другие люди, воспитывающие приемных детей? Они в шоке, они напуганы. Потому что «если пришли за благополучными и знаменитыми Дель, то нас и того легче разлучить...» Полную беззащитность перед произволом импровизации по 77 статье СК РФ ощущают приемные, кровные семьи и даже молодожены, которые только задумываются о малыше. «Мы сейчас наблюдаем панику среди приемных семей и тех, кто собирается стать приемными родителями, принимаем множество заявлений на сопровождение, - рассказывает Лада Уварова. - Боятся за рваные колготки, за вчерашний суп, за синяки после катания с горки, за недостаточно хорошую одежду. Боятся многодетные, боятся те, кому только предстоит рожать. Семьи переживают шок. Доверие между семьями и представителями государственной власти рушится». Если ситуация, за которой сейчас в ужасе следят миллионы родителей, затянется, она обернется катастрофой для демографической политики нашей страны, считают эксперты. Уже сейчас о своем нежелании рожать и растить ребенка в России после истории Светланы и Михаила Дель объявляют многие и многие пользователи соцсетей. Сколько еще считают так же, но не выносят свои мысли в публичное пространство - сложно представить.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/0...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010