1) РГАДА, ф. 196 (Собр. Ф. Ф. Мазурина), оп. 1, 1071 (л. 59—174 об.) — 50–е годы XV в. Филиграни: Ключи—Брике, 3857 (1440 г.), 3868 (1427—1458 гг.); Гроздь винограда — Брике, 13009 (1453—1456 гг.. 2) ГИМ, собр. А. С. Уварова, 46 (1°) (л. 148—186 об.) — нач. XVI в. Филиграни: Голова быка с перечеркнутым стержнем — Брике, 15251 (1492—1503 гг.); Тиара — Брике, 4895 (1498 г.); Литера Р под цветком — Брике, 8361 (1500—1502 гг.); Кувшин с одной ручкой под крышкой — Брике, 12493 (1510 г.); Ваза — Брике, 2110 (1483—1554 гг.). 3) ГИМ, собр. А. С. Уварова, 483 (1°) (л. 79—108 об., 61 об. — 79)— первая четверть XVI в. Филиграни: Щит с лилией под крестом — Брике, 1562 (1482—1511 гг.); Литера У под крестом — Брике, 9185 (1516 г.). 4) РГБ, ф. 113 (Собр. Иосифо–Волоколамского монастыря), 645 (л. 290—341 об.) — первая четверть XVI в. (почерк Иосифо–Волоко–ламского постриженника Герасима Замыцкого). Филигрань: Литера Р — Брике, 8541 (1516—1528 гг.). 5) РГБ, ф. 310 (Собр. В. М. Ундольского), 1254 (л. 621 об. — 665) — первая четверть XVI в. Филигрань: Литера Р — Брике, 8541 (1516—1528 гг.). 6) РГБ, ф. 247 (Собр. Рогожского кладбища), 182 (л. 24 об. — 121 об.) — 20–е годы XVI в. Филигрань: Щит с литерой F под короной между двух лилий — Брике, 8160 (1526—1528 гг.). 7) ГИМ, собр. Е. В. Барсова, 1417 (л. 261 об. — 317) — 20–е годы XVI b. (после рассказа об основании монастыря на Дубенке в качестве особой главы вставлен текст Проложной редакции). Филигрань: Голова быка — Лауцявичюс, 1467 (1527 г.). 8) РНБ, собр. М. П. Погодина, 871 (л. 10—52) — 30–е годы XVI в. Филигрань: Тиара — Брике, 4969 (1531 г.). 9) РГБ, ф. 310 (Собр. В. М. Ундольского) 374 (л. 1—56 об.) — сер. XVI b. Завершается главой «О Захарьи Бороздин». Филигрань: Сфера под звездой — Брике, 14004 (1553 г.). 10) РГБ, ф. 299 (Собр. Н. С. Тихонравова), 183 (л. 57—96) — сер. XVI b. Филиграни: Литеры RP на таблетке — Лихачев, 4064 (1554 г.); Перчатка под короной с 6 фестонами и сердцем — Брике, 11004 (1552 г.); Кувшин с одной ручкой под короной и розеткой, на тулове две полосы — Брике, 12666 (1547—1555 гг.); Кувшин с двумя ручками и с цветами — Брике, 12892 (1547 г.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2411...

Филигрань: Кувшин с одной ручкой под короной и полумесяцем — Хивуд, 3565 (1611 г.). 23) Санкт–Петербургское отделение Института российской истории РАН, ф. 238 (Коллекция Н. П. Лихачева), оп. 1, 301 (л. 1—47 об.) — 20–е годы XVII в. Филиграни: Гербовый щит под короной — Дианова и Костюхина, 209 (1623 г.), 210 (1626 г.); Кушин с двумя ручками под крестом, на тулове литеры IDB — Гераклитов, 878 (1626 г.), 879 (1629 г.). 24) Научная библиотека Саратовского университета, 382 (л. 42 об. — 89 об.) — 20–е годы XVII в. Филигрань: Кувшин с одной ручкой под полумесяцем, на тулове литеры Т и Н — типа: Дианова («Кувшин»), 256 (1625 г.). 25) РНБ, Q.I.332 (л. 262 об. — 280) — сер. XVII в. Кончается главой «О умножении потребных». Филиграни: Щит с полосой—Дианова и Костюхина, 1048 (1649 г.); Щит с полосой и литерами PI — Дианова и Костюхина , 1044 (1645 г.). 26) ГИМ, собр. А. С. Уварова, 149 (4°) (л. 134—227) — 70–е годы XVII b. Филиграни: Голова шута с 7 бубенцами — Дианова и Костюхина, 455а (1673—1676 гг.); Голова шута с 5 бубенцами, контрамарка PQV — Дианова и Костюхина, 388 (1671 г.); Герб Амстердама—ти–па: Дианова и Костюхина, 138 (1673—1678 гг.). В этот раздел включены списки Жития Сергия Радонежского 4–й Пахомиевской редакции, сочетающие чтения различных видов. Происхождение их объясняется разными причинами. Существуют случаи, когда часть текста переписывается с рукописи Троицкого вида, а другая часть — с Синодального вида. Более сложная ситуация возникает при сверке текстов по спискам, принадлежащим различным видам. 1) РГАДА, ф. 196 (Собр. Ф. Ф. Мазурина), оп. 1, 1071 (л. 59—174 об.) — 50–е годы XV в. Филиграни: Ключи—Брике, 3857 (1440 г.), 3868 (1427—1458 гг.); Гроздь винограда — Брике, 13009 (1453—1456 гг.. 2) ГИМ, собр. А. С. Уварова, 46 (1°) (л. 148—186 об.) — нач. XVI в. Филиграни: Голова быка с перечеркнутым стержнем — Брике, 15251 (1492—1503 гг.); Тиара — Брике, 4895 (1498 г.); Литера Р под цветком — Брике, 8361 (1500—1502 гг.); Кувшин с одной ручкой под крышкой — Брике, 12493 (1510 г.); Ваза — Брике, 2110 (1483—1554 гг.).

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

Едва только архим. Леонид окончил в 1885 г. печатание в „Чтениях Общ. Ист. и Древн. Рос.“ обширного труда по описанию лаврских рукописей, поступивших в 1747 г. в троицкую дух. семинарию, a ныне находящихся в библиотеке московской духовной академии, как в том же 1885 г. приступил еще к несравненно большему труду, именно к составлению „Систематического описания славяно-российских рукописей собрания гр. Л. С. Уварова“, каковое описание и доведено им до конца. Общее количество описанных им рукописей гр. Л. С. Уварова (со включением 750 собрания И.Н. Царского) простирается до 2250 Все издание должно состоять из 4 частей с 12 снимками. Описание разделено на 18 отделов, а именно: I) Св. Писание. II) Толкование св. Писания. III) Писания св. Отцов. IV) Богословие Догматическое. V) Богословие Учительное. VI) Духовно-нравственные сочинения. VII) Полемические сочинения. VIII) Раскольнические сочинения. IX) Право Церковное и Гражданское. X) Богослужебные книги. XI) Нотные Церк. книги и Синодики. XII) Жития святых. Сказания о чудотворных иконах и Иконописные подлинники. XIV) История Церковная и Гражданская. XV) Материалы для истории. XVI) География и путешествия. XVII) Сборники. XVIII) Прочие сочинения не церковного содержания. Перед каждым отделением помещены общие библиографические замечания, касающиеся рукописей сего отдела: 1) Общее число рукописей известного отдела, с разделением по формату: листовых, четвертных и малого формата (так они разделяются в каталоге гр. Уварова); 2) число рукописей в отделе из собрания Царского, Сахарова, Норова; Б) число сочинений по названиям с показаниемъ, к какому веку и сколько списков каждого сочинения принадлежит; 4) перечень рукописей отдела с годами, и 5) число рукописей на пергамине и бомбицине. К каждой части прилагается алфавитный указатель имен и предметов. В 1891 г. вышла 1-я часть, М. в болыш. 4-ку, XVI, 694 стр., заключающая в себе от­делы 1­IX и рукописи с по 662. Описание некоторых рукописей отдела просмотрено и дополнено проф. Л.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Но никаких известий о находках в эти ближайшие годы (о позднейших от 1837 по 1876 г. см. ниже) не было сообщено, по-видимому, нигде. С 1837 г. по 1846 год, а главным образом, в 1846 году в Киеве, около фундаментов и на погосте древней Десятинной церкви, найдены весьма разнообразные и многочисленные древности, к сожалению, частью разошедшиеся по рукам и настолько разбросанные по собраниям, что, видимо, служили предметом дележа для находчиков и властей, хотя находки эти были результатом предпринятой задачи восстановления киевской древности и потому должны были, казалось, иметь право на внимание. Так найдены были 101 : две серебряные гривны (кун) шестиугольной киевской формы; одиннадцать серебряных браслетов из толстого дрота гладких и со спиральной насечкой, подражающей плетению проволочному, и орнаментальною линию на приплюснутых концах; золотые (числом десять) киевского типа серьги (и 4 серебряные) из проволочного кольца, обвитого сканью, с утвержденными промеж скани тремя бусинами, в одной паре – украшенными на подобие жемчужин, сидящих в сканом плетении, в другой паре бусы украшены сканными розетками, а в третьей – бусы сделаны ажурными, из тонкой проволоки; бронзовый складень с изображением вглубь Распятия на лицевой и Богоматери с архангелами и святыми в кругах на оборотной стороне; обломки стеклянных браслетов и пр. Рис. 68. Часть цепи из 10 эмалевых бляшек, из Киева, в Музее Поречья. Важнейшую находку, однако, составляет золотая цепь (рис. 68) из десяти медальонов или бляшек, украшенных эмалевыми изображениями птиц, поступившая в музей графа А. С. Уварова в Поречье; три бляшки, принадлежащие цепи, были найдены особо, но предмет, конечно, составлял часть клада, спрятанного на церковном погосте, – случай, встречающийся и далее (о цепях см. отдел главы). В музее графа А. С. Уварова в Поречье находятся пара золотых (малого размера) сережных подвесок с эмалью киевского типа и происхождения, приобретённые покупкою, но без дальнейших сведений о месте и времени находки.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

28 ноября. Понедельник. Начал чтение лекций в Богословско-Педагогическом институте 598 . Не знаю, что сказать о нем, и что вообще из этого дела выйдет. У нас обедал И. В. Попов , подаривший мне свою обширную диссертацию о блаженном Августине 599 . Он только что из Петрограда, куда ее отвозил. Он виделся с Бенешевичем и передал их негодование по поводу конкуренции, которую, будто бы, мы делаем им с своим журналом «Исторические известия» 600 . Вечер я провел за корректурой статьи «Детство Петра Великого» для «Русской старины». 29 ноября. Вторник. Все утро за корректурой статьи для «Русской старины», которую окончил и отправил. Заканчивал также чтение отчета Львова и составление о нем отзыва. Затем было факультетское заседание, на котором очень долгое время дебатировался вопрос о разрешении принимать к зачету по всеобщей истории семинарий приват-доцента Баллода по египтологии. Протолокшись на месте около часа, решили его в положительном смысле. Вечером заседание ОИДР, на котором Иловайский сделал сообщение об отношениях Екатерины II к императрице Елизавете – по поводу переписки Екатерины с Вильямсом и дела Апраксина 601 . Читал статью, предназначенную, очевидно, для «Кремля» 602 , по корректурным гранкам более часу. Удивительна бодрость этого 85-летнего человека. Была на заседании графиня П. С. Уварова, этим, очевидно, желавшая выказать свое уважение к Иловайскому. Ей тоже лет 80. По окончании чтения, эти старцы, коим в сумме более 160 лет, вступили в спор об отношении России к немцам, о немецких принцессах и немцах при дворе и т. д. Уварова высказывала здравые взгляды на нашу какую-то потребность сгибаться то перед тем, то перед другим, если не перед немцами, то перед англичанами. 30 ноября. Среда. Еще с понедельника я почувствовал боль в горле при глотании. Сегодня она очень усилилась, и я весь день не выходил. Работал над биографией. Вечером у нас Маргарита с приехавшим с фронта мужем. В 11 час. вечера позвонил Г. К. Рахманов с сообщением о предложении Еерманией мира, сделанным торжественно канцлером в Рейхстаге 603 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Православие — Самодержавие — Народность» и лозунги Великой Отечественной войны 1941–1945 годов Часть Первая 22.06.2021 1296 Время на чтение 25 минут Данный обзорный очерк представляет собой свод нескольких моих выступлений в разных аудиториях в 2018–2021 годах. Большая часть текста была прочитана в качестве доклада научному семинару «Традиции исторической мысли» на кафедре источниковедения Исторического факультета МГУ и опубликована в семинарском научном сборнике . Другие фрагменты читались мной в Калязинских или Иринарховских чтениях. Император Николай Первый в австрийском мундире — хранитель Священного Союза Европейских держав. Неизвестный художник. Конец 1840-х годов Уваровская триада По моим наблюдениям, интерес к истории становления отечественной духовно-державной, патриотической идеологии в мipoboй науке и в общественно-политической жизни России за минувшие четверть века значительно возрастает. Наглядно о том свидетельствует серия публикаций и монографий, посвященных державно-политическому литературному наследию и деятельности графа Сергея Семеновича Уварова (25 Августа 1786 года — †4 Сентября 1855 года) на посту Министра Народного Просвещения, а также неоднократные недавние переиздания его трудов . Исследовательская и политологическая интуиция мне подсказывает, что в ближайшие лет десять-пятнадцать такой пристальный интерес не пойдет на спад. В нынешнем — 2021 году исполняется 188 лет со времени появлением в Ноябре 1833 года в деловой переписке с Государем Императором Николаем I Павловичем (25 Июня 1796 года — †18 февраля 1855 года) чеканной формулы С.С. Уварова «Православие — Самодержавие — Народность». Первоначально данная идеологема вроде бы относилась «только» к проблемам собственно народного просвещения: «По вступлению моему с высочайшего Вашего Императорского Величества повеления в должность Министра Народного Просвещения, употребил я, так сказать, заглавным, местом, лозунгом моего управления, следующие выражения: “Народное воспитание должно совершаться в соединенном духе Православия, Самодержавия и Народности”. Вместе с сим, считаю себя обязанным представить Вашему Величеству краткий, но чистосердечный отчет в моих понятиях о важном начале, мною принимаемом в руководство» .

http://ruskline.ru/analitika/2021/06/22/...

Славяно-рус. А. в посл. трети XIX - нач. XX в. выделила характерные типы вещей и эталонные памятники. Начало положили массовые раскопки древнерус. курганов Владимирской земли (А. С. Уваров), «Чёрной могилы» в Чернигове, Гнёздова под Смоленском; исследования Сев.-Зап. Руси Н. Е. Бранденбургом и Л. К. Ивановским (Ст. Ладога, сопки); работы по подготовке III Археологического съезда в Киеве (В. Б. Антонович); труды В. И. Сизова («Курганы Смоленской земли», 1902) и Д. Я. Самоквасова («Могилы Русской земли», 1908). А. А. Спицыным («Расселение древнерусских племен по археологическим данным», 1899) были выделены особенности погребального обряда племенных объединений славян. Одновременно с курганами исследовали древние церковные здания, утварь, погребения, обозначая, т. о., виды памятников языческого и христ. периодов. В посл. трети XIX - нач. XX в. был собран основной массив материалов, работа над к-рым ведется и в наст. время. Свод Б. И. и В. И. Ханенко «Древности Приднепровья и побережья Чёрного моря» (1898-1907), обзор И. И. Толстого и Н. П. Кондакова «Русские древности в памятниках искусства» (с 1889) показали, что славяно-рус. памятники являются своеобразным итогом мн. тысячелетий развития культур в Вост. Европе. Изучались и родственные славянские древности Литвы, Белоруссии и Польши (А. М. Сементовского-Курило, М. Ф. Кусцинского, А.П. Сапунова, Е. П. и К. П. Тышкевичей). В 80-х гг. XIX в. трудами Уварова был заложен фундамент изучения генезиса древнерус. культуры - визант. А., к-рая в дальнейшем развивалась благодаря деятельности Палестинского православного об-ва , Об-ва любителей древностей в Одессе, музея в Херсонесе , Археологического ин-та в К-поле , а также изданию Византийского временника . Бесспорным лидером этого направления А. стал Кондаков, создавший собственный иконографо-типологический метод изучения памятников искусства. В российской А. немаловажное значение имел вост. раздел, изучавший древности тюркских народов ( хазар и др. кочевых народов степей Евразии), финно-угров, соседних с Русью исламских гос-в (Волжской Булгарии, Золотой Орды), народов Сев. Кавказа и Закавказья (см. статьи « Ани », « Марр Н. Я.», « Уварова П. С.»), памятники домусульм. периода Ср. Азии (В. В. Бартольд , Н. И. Веселовский).

http://pravenc.ru/text/76474.html

Все желания его исполнялись в это утро; давалось генеральное сражение, он участвовал в нем; мало того, он был ординарцем при храбрейшем генерале; мало того, он ехал с поручением к Кутузову, а может быть, и к самому государю. Утро было ясное, лошадь под ним была добрая. На душе его было радостно и счастливо. Получив приказание, он пустил лошадь и поскакал вдоль по линии. Сначала он ехал по линии Багратионовых войск, еще не вступавших в дело и стоявших неподвижно; потом он въехал в пространство, занимаемое кавалерией Уварова и здесь заметил уже передвижения и признаки приготовлений к делу; проехав кавалерию Уварова, он уже ясно услыхал звуки пушечной и орудийной стрельбы впереди себя. Стрельба всё усиливалась. В свежем, утреннем воздухе раздавались уже, не как прежде в неравные промежутки, по два, по три выстрела и потом один или два орудийных выстрела, а по скатам гор, впереди Працена, слышались перекаты ружейной пальбы, перебиваемой такими частыми выстрелами из орудий, что иногда несколько пушечных выстрелов уже не отделялись друг от друга, а сливались в один общий гул. Видно было, как по скатам дымки ружей как будто бегали, догоняя друг друга, и как дымы орудий клубились, расплывались и сливались одни с другими. Видны были, по блеску штыков между дымом, двигавшиеся массы пехоты и узкие полосы артиллерии с зелеными ящиками. Ростов на пригорке остановил на минуту лошадь, чтобы рассмотреть то, что делалось; но как он ни напрягал внимание, он ничего не мог ни понять, ни разобрать из того, что делалось: двигались там в дыму какие-то люди, двигались и спереди и сзади какие-то холсты войск; но зачем? кто? куда? нельзя было понять. Вид этот и звуки эти не только не возбуждали в нем какого-нибудь унылого или робкого чувства, но, напротив, придавали ему энергии и решительности. «Ну, еще, еще наддай!» — обращался он мысленно к этим звукам и опять пускался скакать по линии, всё дальше и дальше проникая в область войск, уже вступивших в дело. «Уж как это там будет, не знаю, а всё будет хорошо!» думал Ростов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

В 2020 году отделение сестринского ухода закрыли. Теперь сирот распределяют по другим отделениям и ухаживать за ними некому.  — Насколько я знаю, сейчас дети живут в педиатрических отделениях и очень долго, — рассказывает Елена. — Успевают подхватить различные больничные инфекции. Никто ими не занимается. У нас была игровая комната, свой режим дня, мы гуляли с детьми, спать их укладывали. Сейчас есть только медсестра и врач. Медсестра делает инъекции, врач проводит осмотр. Нам сказали, что нерентабельно держать такое сестринское отделение, если детей можно просто распихать по больницам.   В разных регионах существуют благотворительные фонды, которые по просьбе детского дома или больницы предоставляют нянь сиротам в медицинских учреждениях. Существуют такие фонды на пожертвования. И, конечно, спасти всех одиноких детей в больницах не могут.  «В больнице некому следить» У годовалого Сережи из дома ребенка был порок сердца. Мальчику становилось все хуже. Ему срочно нужна была операция. «Мы получаем квоту и отправляем ребенка на операцию, — рассказывали в доме ребенка. — Но в больнице он очень быстро простужается и его отправляют обратно к нам. В больнице просто некому за ним смотреть, следить, чтобы малыш не простужался». Лада Уварова — Сережа ухудшался и вполне мог умереть без операции, — объясняет Лада Уварова , председатель регионального общественного движения «Петербургские родители». — За малышами, которых готовят к операции, присматривают мамы. Кутают их в пуховые платочки, надевают на ноги шерстяные носки. Следят, чтобы они не простудились. Для Сережи это делать было некому. Фонд «Петербургские родители» выделил для Сережи няню, которая была с мальчиком круглые сутки. Мальчику сделали операцию, сейчас Сережа живет в приемной семье.  То, что некому сопроводить детей на большие, тяжелые операции, после которых нужна долгая реабилитация — еще одна «больничная» проблема сирот. Детские дома просто не могут отправить своего воспитателя с ребенком на несколько месяцев в больницу. В итоге заболевание прогрессирует, и дети становятся глубокими инвалидами или умирают, говорят опрошенные «Правмиром» эксперты.

http://pravmir.ru/upal-vinovata-medsestr...

Проф. Е. Петухов, Материалы и Заметки по истории древней письменности, 65 стр. Ркп. Вол. Б-ки 521, л. 281. 158 Сборник XIV в. б-ки гр. Уварова 1770 (589) (361) л. 49 и об. ср. Вол. Б-ки (М. Д. А.) 576, л. 280. 160 А. И. 1, 267. В одном старинном поучении духовника мы встречаем такой совет духовному сыну, имеющему духовного отца невежду: «аще ли у тебя отец духовной не прозорлив и мало научит тя на правду, а ты сыну сам что от книги разумееши и ты сыне своею мыслию благою подвигнися на истинный путь к богу и от погибельнаго от злаго пути дьяволя возратися». Сборн. XVIII в. Б-ки гр. Уварова 579 (936) л. 70 и об. Отсюда можно видеть, как по нужде нарушался известный нам принцип безусловного руководительства духовника в религиозно-нравственной жизни его чад. 161 Житие издано в Пр. Соб. 1858, III не вполне и неисправно. Поправки к тексту его см. у Буслаева, Историч. очерки русской народной словесности, II, 116–122. Критические замечания о житии в кн. проф. В. О. Ключевского , Жития святых, 52–58 и проф. E. E. Голубинского, История 1, 1, 640–41. 162 Шевырев приписывал преп. Авраамию «слово о небесных силах чего рати создан бысть человек», которое в сборнике Вол. Б-ки 574 озаглавливается именем «преподобнаго отца нашего Авраамия», а в другом 529) приписывается Кириллу Философу. (Лекции по истории русской словесности, ч. 3, стр. 15–16 и прим. 52) Слово издано Розовым в Чт. О. И. и Др 1847 г. 8 Преосв. Филарет (в Обзоре русской дух. литературы) приписывал его митр. Кириллу II. Замечания об этом слове можно читать в Истории преосв. Макария, т. V, 393–405. 163 Разъяснением вопроса о том, кто собственно были враги Авраамия занимались Шевырев, Лекции по ист. р. слов. III, 14; 1 (изд. 2-е) 321–22 и Буслаев, Ист. очерки р. нар. слов. II, 116–118. 164 Литературная производительность древнерусских духовников была, несомненно, значительнее того, насколько можно ее представить на основании принадлежащих им, как авторам, и сохранившихся до сих пор, писаний. Более чем вероятно, что никому иному, как древнерусскому духовнику, надо приписать литературные элементы в древнем чине исповеди, имеющие интерес и исторический: исповедные вопросы духовного отца кающимся и поновления (перечисление грехов самим кающимся), которые вводят в важнейший момент деятельности духовника и отражают его этическое миросозерцание, – пред-исповедные увещания, приглашающие верующего к чистосердечному покаянию и по-исповедные поучения, которыми духовник старался начертать только что покаявшемуся сыну круг нравственных обязанностей христианина.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010