В типографии Свято-Троице-Сергиевой лавры был издан «Ирмологий нотного пения» (19042) по собственному напеву лавры под ред. архим. Аарона (Казанского) . Состав издателей и изд-в, занимавшихся публикацией духовно-муз. сочинений, был неоднороден: наряду с большими профессиональными предприятиями имелось огромное количество небольших печатен, типографий, издававших небольшим тиражом отдельные духовно-муз. сочинения. Среди наиболее популярных были типографии и печатни В. Гроссе (Москва), И. И. Чоколова (Киев), Г. Г. Шмидта (С.-Петербург), И. П. Гаврилова (Москва). Литография В. Гроссе, одна из основных в Москве, издавала сборники духовно-муз. сочинений Кастальского, «Духовно-музыкальные сочинения и переложения» свящ. Димитрия Аллеманова (1905), а также сочинения Бортнянского, Архангельского, А. Д. Городцова , иером. Нафанаила (Бачкало) (Песнопения Божественной литургии. и др. Типография Г. Г. Шмидта печатала издания Придворной певческой капеллы, среди к-рых были «Пение при всенощном бдении древних напевов» для 4-голосного смешанного хора (СПб., 1901), «Обиход нотного церковного пения» (1901-1909. Ч. 1-4), «Ирмосы воскресные» греческого напева (1913), а также различные сборники, напр. «Духовно-музыкальные сочинения и переложения» иером. Виссариона (Уварова) (19122), нек-рые выпуски «Исторической хрестоматии церковного пения» под ред. Гольтисона («Духовно-музыкальные сочинения» Дегтярёва), сборники духовно-муз. сочинений Архангельского (изд. 1891, 1896, 1905), песнопения Азеева, Балакирева, сборники Н. И. Бахметева, Бортнянского, Гречанинова, С. И. Давыдова . Среди публикаций нотопечатни И. П. Гаврилова наиболее примечательно издание духовно-муз. сочинений и переложений иером. ТСЛ Нафанаила (Бачкало) (Песнопения всенощного бдения. М., 1911; Песнопения заупокойных служб. 1912, и др.). Многие издатели печатали ноты за счет пожертвований меценатов. Напр., т. н. морозовский «Круг церковного древнего знаменного пения» был напечатан в 1884 г. на средства потомственного почетного гражданина А. И. Морозова (см. в ст. Морозовы ) в типографии В. С. Балашёва в С.-Петербурге.

http://pravenc.ru/text/293876.html

2544       Лашкарев П.А. Киевская архитектура века//Тр. Третьего археологического съезда в России… Т. I. Κ., 1878. С. 263–282; Раппопорт П.А. Основные итоги и проблемы изучения зодчества Древней Руси//Древнерусское искусство: Художественная культура X – первой половины XIII в. M., 1988. C. 7–12. 2548       3алы 5-я и 6-я археологической выставки, устроенной Имп. Моск. археологическим обществом в память своего первого двадцатипятилетия: Собрание церковных древностей Николая Михайловича Постникова. M., 1890. 2549       Материалы по вопросу о сохранении древних памятников, собранные Имп. Моск. археологическим обществом. M., 1911. 2550       Трутовский В.К. Список изданий Имп. Моск. археологического общества за 50 лет его деятельности с указанием содержания. M., 1915. 2551       Редин Е.К. П.С. Уварова (к 20-летию ее председательства в Имп. Московском археологическом обществе)//Сб. Харьк. историко-филолог. об-ва. Т. XVI. Харьков, 1905. С. 1–8 (отд. оттиск); Анучин Д. Графиня Прасковья Сергеевна Уварова в ее служении науке о древностях на посту председателя Имп. Московского археологического общества//Сб. ст. в честь графини П.С. Уваровой. M., 1916. C. Соболевский А.И. П.С. Уварова: 1840–1924. Некролог//Изв. Рос. академии наук. 1925. VI серия, 6–8. С. 141–144; Калитинский А. Гр. П.С. Уварова//Seminarium Kondakovianum. 1927. Т. I. С. 304–306. 2552       Уварова Я.С., Бороздин И.Н. (ред.). Имп. Московское археологическое общество в первое 50летие его существования (1864–1914). Т. 2. M., 1915. Первый том не был издан. 2553       Уварова изучила на Кавказе 102 христианских памятника – больше, чем все остальные участники экспедиций МАО: Уварова П.С. Христианские памятники. M., 1894. (Материалы по археологии Кавказа. Т. 4). С. 190. Будучи почетным иностранным членом Национального общества французских антикваров, Уварова опубликовала краткий обзор развития археологии в России, первую информацию такого рода для западного читателя: La Comtesse Ovuaroff. Aperçu sommaire du développement des sciences archéologiques en Russie: Extrait du Recueil de Mémoires publiés par la Société des Antiquaires de France à l’occasion de son centenaire. R, 1904.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Семья Уваровых тратила много личных средств на работу МАО, поддерживала стипендиями болгарских и сербских археологов. Библиотека и огромные частные коллекции, собранные двумя поколениями семьи, по завещанию Уварова были переданы в Российский исторический музей в Москве. Деятельность Прасковьи Сергеевны Уваровой (1840–1924) – еще одно типичное явление пореформенной эпохи, когда возникла проблема женской эмансипации («женский вопрос»). Уварова помогала мужу, начиная с их первого путешествия за границу; после его смерти она была единодушно избрана председателем МАО и руководила обществом с большой энергией до конца его существования. Она успешно продолжила организацию съездов, издание трудов Общества и работ A.C. Уварова 2551 . Она же стала и первым историком Общества: в 1915 г., в трудных условиях войны и политической нестабильности, Уварова издает первый том, посвященный юбилею МАО, который содержит биографический словарь его членов, список их трудов и многие другие сведения 2552 . Собственные научные интересы П.С. Уваровой были связаны с христианскими памятниками Кавказа, она была редактором всех томов «Материалов по археологии Кавказа». Во время своих путешествий Уварова выявила, обследовала и опубликовала множество памятников в Абхазии, Шавшетии, Хевсуретии, Сванетии: церкви и их архитектурный декор, иконы из серебра и бронзы и другие предметы 2553 . Уварова закончила свои дни в изгнании, в Сербии, где написала мемуары, в которых предстает как настоящий историк 2554 . Общество любителей древней письменности. Основанное в 1877 г. 2555 Общество любителей древней письменности (ОЛДП), которое позже добавило к своему названию «и искусства», сыграло важную роль в изучении русской средневековой художественной культуры. Инициатором его создания и первым председателем был Павел Петрович Вяземский (1820–1888), сын знаменитого поэта и писателя Петра Андреевича Вяземского. В начале своей деятельности Общество было кружком петербургских аристократов: археолог и художник, вице-президент Академии художеств граф Сергей Дмитриевич Шереметев (1844–1918), его брат Александр Дмитриевич Шереметев (1859–1931), князь Григорий Григорьевич Гагарин (1810–1893), граф A.A. Бобринский и граф С.Г. Строганов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

вступ. ст. и коммент.: В.С. Парсамов, С.В. Удалов ; пер. В.С. Парсамова. М. : РОССПЭН, 2010. С. 5–55. 24. Полякова М.А., Фролов А.И. Ревнители московских древностей : Алексей Сергеевич Уваров. 1825– 1884; Прасковья Сергеевна Уварова. 1840–1924// Краеведы Москвы. (Историки и знатоки Москвы) : Сборник : в 3 кн./сост.: Л.В. Иванов, С.О. Шмидт. М. : Книжный сад, 1995. Кн. 2. С. 48–64. 25. Попов А. Пиры и братчины//Архив историкоюридических сведений, относящихся до России, издаваемый Николаем Калачовым. М., 1854. Кн. 2. Пол. 2. С. 19–41. 26. Проскурина В.Ю. Мифы империи: литература и власть в эпоху Екатерины II. М. : Новое лит. обозрение, 2006. 322 с. 27. Рачинский А. Большая " семья " Жозефа де Местра в России//Тетради по консерватизму. М., 2017. 1. С. 21–31. 27а.Седов В.В. К вопросу о жертвоприношениях в Древнем Новгороде//КСИА. М., 1957. Вып. 68. 28. Сивакова Д.В. Истоки философско-мифологической концепции графа С.С. Уварова//Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. М., 2015. 3. С. 52–57. 29. Смолич И.К. История Русской церкви 1700–1917// История Русской церкви. М. : Изд-во Спасо-Преображ. Валаам. монастыря, 1996. Кн. 8. Ч. 1. 798 с. 30. Соловьев С.М. Братчины//Русская беседа, 1856. Т. IV. М., 1856. С. 108–117. 31. Спицын А.А. Свод летописных известий о Вятском крае. Вятка : Губерн. типогр., 1883. 44 с. 32. Терновская О.А., Толстой Н.И. Братчина// Славянские древности : Этнолингвистический словарь/под ред. Н.И. Толстого. М., 1995. Т. I. С. 256–257. 33. Уваров А.С. Меряне и их быт по курганным раскопкам : Исслед. гр. А.С. Уварова. М. : Синод. типогр., 1872. 217 с. 1 л. карт. 34. Уваров С.С. Избранные труды/сост., авт. вступ. ст. и коммент. В.С. Парсамов, С.В. Удалов ; авт. пер. В.С. Парсамов. М. : РОССПЭН, 2010. 719 с. 35. Уваров С.С. Циркулярное предложение г. управляющего Министерством народного просвещения начальствам учебных округов, о вступлении в управление министерством// Журнал Министерства народного просвещения. 1834. Ч. 1. 1. С. XLIX–L (Отд. 2. " Министерские

http://religare.ru/2_116547.html

268 Во вступлении к Житию Михаила Клопского, по рукоп. гр. А. С. Уварова, 429 (Царск. 133). Л. 267. 270 В том же житии Михаила Клопского и по той же рукописи графа Уварова, лист 314 об. – 315: «Слышах бо некогда книгу прочитаему Тройского пленения, в ней же многия похвалы плетены Еллином, от Омира же и Овидия; и аще убо единыя ради буйственныя храбрости толиких похвал сподобишася, яко не заглажанне памяти их долго временьством преходных лет; но аще и храбр Еркул, но в нечестия глубины погружашеся, и тварь паче Творца почиташе; тако же и Ахилл и тройского царя Приама сынове вси Еллины суще и от Еллин похваляеми, толики прелестныя сея славы сподобишася: кольми паче мы должны похваляти же и почитати святых и преблаженных и великих нашей (sic) чудоделателей, иже толику победу на враги показавшу (sic) и толику благодать от Бога приемше, яко не токмо человеком, но аггелом сих почитающим и славящим. Мы же ли сих чудес презрим не проповедуеми!» 274 По рукописному Муромскому Житейнику XVII в., в библиотеке автора, а также по Синодальному Сборнику XVII в., в 4-ку, 850, Лист 739 и след., и по другому Муромскому Житейнику, Рук. XVII в. Графа Уварова, в 4-ку, 425 (Царск. 129). Лист 133 и след. 276 По рукописному Житейнику Муромскому, XVII в., принадлежащему автору, и по другому Графа Уварова, XVII в., в 4-ку, 425 (Царск. 129). Лист 101 и след. 277 В чем просил он прощения, по рукописям остается неизвестным. Вероятно, сам священник осуждал Юлианию за отсутствие ее в церкви во время жестокой стужи. 278 В рукописи: спона, то-есть препятствие, разумеется, к спасению: искушение в бедах и напастях. 282 «Довольно Богу моляшеся; и мужа своего настави тоже творити: якоже великий апостол Павел глаголет: что веси, жено, аще мужа спасеши». Лист 108 обор. Читать далее Источник: Сочинения по археологии и истории искусства/Соч. Ф.И. Буслаева. - Т. 1-3. - 1908-./Т. 2: Исторические очерки русской народной словесности и искусства. - Санкт-Петербург : Тип. Имп. Академии наук, - 1910. - 455, c. : ил.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Сия церковь заложена в 1837 году, 25 июля, а выстроена в 1842, 1 сентября, попечением и иждивением сыновей покойного новоторжского 1-й гильдии купца Никиты Уварова с присовокуплением некоторой церковной суммы. В иконостасе иконы, устроенные усердием купца Никиты Уварова и его сыновей в 1841 году: Входа Господа в Иерусалим, Воскресения Христова, Рождества Христова, Похвалы Божией Матери, Введения, в арке иконостаса – Нерукотворный образ Спасителя в ризе, в левом приделе – св. Николая, Митрофана Воронежского. Лампада при главном алтаре у иконы Входа Господа в Иерусалим медная посеребрянная с 31 шандалом – по завещанию Никиты и Марии Уваровых, которое исполнено детьми их лета 1842 сентября 15 дня. Ими же устроены лампады: у Воскресения Христова – с 16 шандалами, перед Рождеством Христовым – с 16 шандалами, перед иконой Похвалы Божией Матери – с 24 шандалами. Перед иконой Введения – с 16 шандалами, перед иконой Рождества Богородицы – с 16 шандалами. В левом приделе перед иконой св. Николая с 16 шандалами. Колокольня в три яруса, в третьем ярусе 11 медных колоколов: 1) 325 пудов 31 фунт. Надпись: «Во славу Бога Единасущнаго, славимаго в Троице, с благословения Его Высокопреосвященства Григория Архиепископа Тверскаго, колокол сей завещан сделать в Новоторжский Преображенский собор на вновь устроенную колокольню с теплым храмом во имя Входа Господа в Иерусалим, того же собора строителем и церковным старостою Никитою Никифоровым Уваровым, но по кончине его последовавшей 1841 г. сентября 16 дня, в 7 часов утра, завещание после него исполнено супругою его Мариею Михайловою Уваровою с детьми их при протоиерее Феодоре Иоаннове Лисицыне и церковном старосте Стефане Никитине Уварове.  Колокол слит в Твери 1842 года февраля 24 дня на заводе тверских купцов Ивана и Михаила Стефановых Капустиных». Вес других колоколов: 2) 104 пуда, отлит 15 марта 1779 года, 3) 63 пуда, 10 фунтов, 4) 31 пуд, 13 фунтов, 5) 26 пудов, 30 фунтов, 6) 10 пудов, 12 фунтов, 7) 3 пуда, 17 фунтов, 8) 2 пуда, 20 фунтов, 9) 2 пудов, 10) 1 пуд 2 фунта, 11) 24 фунта. Библиотека: 1) Евангелие в большой лист 1834 г. в деревянных досках, обложенных серебряным окладом с финифтью – от Стефана Уварова. 2) Евангелие в большой лист 1791 г. в серебряном окладе с позолотой – от Григория Хрыпова. 3) Евангелие в лист в серебряном окладе с позолотой с надписью «лето … 7172 (1664) построил сие Евангелие архимандрит Иоасаф Новоторжец в град Торжок в соборную церковь Преображения Спасова». 4) Евангелие в осьмую долю листа 1845 г. – от купца Чернышова. Другие пожертвования и вклады: Крест серебряный позлащенный малый – от купца Александра Чернышова, потир серебряный без пробы с финифтью в 1751 году от протопопа Марка Иванова, кадила серебряные 84 пробы – от Стефана Уварова.

http://sobory.ru/article/?object=01141

(...графиня Олсуфьева, граф Кутайсов, княгиня Уварова... – Олсуфьева Александра Андреевна (урожд. Миклашевская, 04.08.1846–06.02.1929) – графиня, гофмейстерина Двора Великой княгини Елизаветы Феодоровны, жена графа А.В. Олсуфьева. Являлась попечительницей Голицынской школы Московского благотворительного общества. См.: Адрес-календарь... на 1903 г. 1903. С. 72, 1063. Граф Кутайсов Павел Ипполитович (1839–05.07.1911) – государственный деятель, генерал от инфантерии. Происходил из дворян Московской губернии. Окончил школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, затем Николаевское инженерное училище (1855); назначенв главный штаб Кавказской армии. В 1854–1855 гг. участвовал в севастопольской кампании, затем – в кавказской кампании 1861–1864 гг. С 1864 г. подполковник. С 1866 г. полковник по особым поручениям при Е. И. В., главнокомандующем Кавказской армией. С 1870 г. военный атташе в Лондоне. В 1873–1880 гг. нижегородский губернатор. С 1882 г. начальник Варшавского жандармского округа. С 1884 г. член Совета министра внутренних дел. С 1896 г. сенатор. С 24.05.1903 г. по 01.01.1906 г. иркутский генерал-губернатор. С 1904 г. член Государственного совета, почетный опекун. Весной 1905 г. по повелению Императора Николая II разрабатывал проект «Положения» об учреждении земств в Сибири. Подробнее о нем см.: Государственный совет. С. 37–38. Уварова Прасковья Сергеевна (урожд. кн. Щербатова, 28.03.1840–30.06.1924) – графиня, фрейлина Императрицы Марии Феодоровны, известный археолог, жена графа А.С. Уварова. С 1885 г. председатель Императорского Московского археологического общества. Организатор Всероссийских археологических съездов (начиная с VII); редактор и издатель трудов Московского археологического общества. Автор мемуаров и многочисленных научных трудов, большая часть которых по археологии Кавказа. В годы Гражданской войны эмигрировала в Сербию. Последние годы жизни посвятила истории Московского археологического общества. См.: Уварова П.С. Кавказ: Путевые заметки. В 3 т. М., 1887–1904; Она же. Былое: Давно прошедшие счастливые дни/Подгот. текста и писем, коммент. Н.Б. Стрижовой. М., 2005.)

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

На корешке переплета зеленого цвета золотом вытиснено: «191», «Путешествие старца Леонтия» и вензель графа A.C. Уварова «АУ». На внутренней стороне верхней обложки – экслибрис библиотеки графа Уварова со вписанным от руки чернилами шифром рукописи: «191». На обороте первого непронумерованного листа в начале рукописи сохранился ее старый номер – «No 84». На л. 1, ниже названия произведения, сделана запись цензором в связи с готовившимся изданием списка: «Печатать позволяется. С тем, чтобы по отпечатании представлено было в цензурный комитет узаконенное число экземпляров. С. Петербург, июня 16 дня 1841 года. Цензор (И. Кирсанов?)». Подпись цензора идет по полям всех листов рукописи, его же запись читается на л. 175 об. после текста произведения: «Позволяется. Цензор (Кирсанов?). 15 июня 1841». На л. 1 об. – запись к предполагавшейся публикации списка неизвестного издателя: «Старец Леонтий, родом калужанин, начал путешествие свое из Москвы в 1700 году. Кто он такой? Я не мог отыскать известий. Для издания текста его путевых записок был принят список, доставшийся мне из библиотеки Лаптева, писанный новым письмом. Почитаю необходимым сказать здесь, что из путевых записок его я выпустил все разсуждения о догматах веры и мнения его (о) церковных восточных обрядах. Все, что выпущено мною, ни мало не входит в состав моего издания. Из его записок помещены очерки исторические, топографические и этнографические, сообразные плану моего издания. Все прочее, выпущенное мною, представляю для издания другим, если это будет нужно». В тексте рукописи имеются карандашные пометы и правка, касающаяся в основном орфографии, пунктуации и стиля; отдельные фрагменты текста зачеркнуты черным и красным карандашами. Эти исправления, видимо, были сделаны тем, кто готовил список «Хождения» к публикации. На л. I запись об объеме рукописи – «175 листов», сделанная тем же почерком, что и аналогичная запись в рукописи ГИМ. Собр. A.C. Уварова No 261 (1757). На л. II находится неразборчивая запись: «Г-на графа Толстаго... хождение во Еросалим (троицкого ?)...». На л. II об. мелким почерком сделаны карандашные пометы о датировке путешествия Иоанна Лукьянова, упомянуты 1700 и 1703 гг.; под почти стершимися записями можно разобрать подпись «А. Л-» (арх. Леонид).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преступников в новых арендаторах опознал сосед, который и сообщил об этом в РОВД Уссурийска. В ходе короткого боя никто из боевиков не пострадал, легкие ранения получили двое сотрудников милиции. Затем началась длительная осада с участием ОМОНа и спецназа. Что происходило в это время у самих осажденных, «РР» рассказала адвокат одного из бандитов Татьяна Уварова, которая после ареста успела поговорить с ним лично: — Они решили живыми не сдаваться. Но кончили жизнь само­убийством только двое: Андрей Сухорада и Александр Сладких. По их просьбе это было заснято на телефон, следствие располагает видеозаписью. Владимир Илютиков и Саша Ковтун застрелиться не смогли. Тогда они решили по обоюдному согласию убить друг друга, но ни у того, ни у другого рука не поднялась. Первым к милиции вышел Илютиков. Чтобы уговорить сдаться последнего «партизана», Александра Ковтуна, к осажденному дому привезли его мать Татьяну и брата Вадима и их адвоката Татьяну Уварову. Они согласились участвовать в переговорах при условии, что по Александру не будет открыт огонь на поражение. Юрист Уварова когда-то проходила курсы по пресечению суицида и знает, как уговорить человека, находящегося в пограничном состоянии, принять единственно правильное решение. — Главное было вселить в него уверенность, что его ждет справедливый суд, — говорит Татьяна Уварова. — Поэтому я первым делом добилась от полковника Мамеда Терчиева гарантий, что мне в дальнейшем не будут препятствовать в осуществлении защиты моего клиента. Он дал слово офицера и повторил его в присутствии Саши, когда тот вышел на балкон для переговоров. Но уже вечером того же дня я убедилась, что это была обычная милицейская хитрость. Прорываться к своему клиенту мне пришлось с боем — сначала передо мной просто захлопнули дверь. Сейчас, насколько я знаю, Сашу хотят переместить в пресс-хату, где люди обычно сознаются во всем, что было и чего не было. Я, конечно, понимаю эмоции оперов, но слово офицера все-таки надо держать, иначе в следующий раз никто сдаваться не будет и придется рисковать жизнями своих сотрудников.

http://pravmir.ru/malenkaya-grazhdanskay...

П.А. Уварова однажды так опасно заболела, что лечившие ее три доктора уже приговорили ее к смерти. Зная по слухам отца Илариона, но не имея возможности лично видеться с ним, она письмом просила его святых молитв, через которые надеялась получить от Господа облегчение болезни. Старец дал ей совет не лечиться[ 4]. Прошло после того довольно времени, но болезнь не проходила. Собрав последние силы, больная поехала сама к отцу Илариону. При первом свидании он дал ей сочинение святителя Тихона Задонского - «Христос грешную душу к Себе призывает» и велел прочитать. Со вниманием прочитав эти умилительные изречения, больная почувствовала в душе отраду и мир душевный. Затем отец Иларион оставил ее погостить в Троекурове, поместив в келлии одной из живших при нем послушниц. Однако послушница эта, опасаясь принять к себе едва живую гостью, сказала об этом старцу, но он успокоил ее, сказав: «Не бойся, Бог даст, все пройдет; пусть только кушает монашескую пищу». И действительно, вскоре по молитвам угодника Божия Уварова оправилась от болезни и прожила около трех лет в Троекурове в чужих келлиях. Но потом она чем-то смутилась в духе и собралась было совсем уехать домой, не сказавши даже об этом старцу. Прозорливый старец предупредил ее намерение, передав ей через своего келейника: «Если ты совсем уедешь отсюда, то нигде не будет тебе места. Здесь оставайся. Ведь у меня со временем монастырь будет». Так, по молитвам и благословению угодника Божия, Уварова и осталась на жительство в Троекурове, а по времени и пострижена была в мантию с именем Поликсении. Впрочем, если угодник Божий отец Иларион, как показывают эти примеры, и определял некоторых безусловно оставаться на постоянное жительство в Троекурове, то единственно по извещению о сем от Господа, для душевной пользы оставляемых им лиц. В противном случае он не оставлял жить при себе даже людей самых близких к нему и весьма нравственных; руководить же их в духовной жизни - вразумлять, смирять, укреплять веру в Промысл Божий, обучать беспрекословному послушанию не переставал, так как и сами они, сознавая для себя в том нужду и великую пользу, издалека посещали его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2352...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010