Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВИССАРИОН (2.01.1403 (?), Трапезунд - 18.11.1472, Равенна), митр. Никейский (К-польский Патриархат), кард. и титулярный лат. Патриарх К-поля, греч. писатель, гуманист, активный сторонник унии. Род. в многодетной семье среднего достатка. В крещении Василий (или Иоанн?). В Трапезунде обучался под рук. митр. Досифея, к-рый при отъезде в К-поль (1416) взял его с собой, определив в обучение к известному визант. интеллектуалу Иоанну Хортазмену . 30 янв. 1423 г. был пострижен в монахи, приняв имя в честь мч. Виссариона Египетского . Через 2 года имя В. встречается среди учеников ритора и грамматика Мануила Хрисококка, где вместе с ним обучались итал. гуманист Франческо Филельфо, убежденный латинофил Константин Ласкарис и Иоанн Аргиропул . Здесь у В. пробудился интерес к итал . культуре и зап. гуманизму; к этому времени относится начало его лит. творчества. В К-поле В. был рукоположен во диакона (кон. 1425) и иерея (1430/31), в 1436 г. стал игуменом столичного мон-ря св. Василия. Будучи близок к придворным кругам, В. активно участвовал в политической жизни империи. В 1426-1427 гг. он был направлен с дипломатическими поручениями на родину в Трапезунд; его участие в переговорах между имп. Иоанном VIII Палеологом и трапезундским имп. Алексеем IV Василием Великим Комнином о союзе против турок свидетельствует о его возросшем влиянии при дворе. С 1431 г. неск. лет жил в Мистре, изучая философию Платона и др. науки под рук. Георгия Гемиста Плифона ; здесь В. глубже познакомился с лат. культурой, окунулся в атмосферу зап. влияний и религ. терпимости к латинянам. В 1434-1435 гг. В. принял активное участие в подготовке Собора по объединению Церквей. За большие заслуги в этом деле по настоянию имп. Иоанна VIII он получил сан митрополита Никеи (нояб. 1437); в следующем году он был назначен также проэдром (управляющим епископом) Сардской кафедры. Эти назначения были призваны повысить авторитет одного из главных сторонников унии. На Ферраро-Флорентийском Соборе (1438-1439) В., возглавлявший латинофильское крыло визант. делегации, играл одну из ключевых ролей и вел ожесточенную полемику с митр. Эфесским свт. Марком Евгеником и др. противниками унии. Большое значение в ходе догматико-полемической борьбы на Соборе имели его речи на открытии Собора в Ферраре (8 окт. 1438) и догматическая к Флорентийскому Собору (13 апр. 1439). Однако Флорентийская уния, подписанная греч. стороной благодаря усилиям В., не была принята подавляющим большинством духовенства и народа Византии. После возвращения на родину В. был обвинен в измене Православию и в мае 1440 г. навсегда покинул Византию, переселившись в Италию.

http://pravenc.ru/text/158772.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСИДОР (ок. 1380-1390, Монемвасия на Пелопоннесе - 27.04.1463, Рим), митр. Киевский (1436-1443), кардинал и лат. патриарх К-польский (1459-1463). Биография О национальности И. в источниках и научной литературе высказывались различные мнения: русские источники называют его итальянцем, славянином, огречившимся болгарином, в лат. и греч. текстах И. назван «природным греком» (обзор мнений см.: Шпаков. Государство и Церковь. С. 34-35). Первоначальное образование, вероятно, И. получил в интеллектуальном центре Пелопоннеса - Мистре, бывшей значительным центром в Византийской империи по переписке рукописей (возможно, здесь сформировался красивый характерный почерк И.). Ок. 1403-1405 гг. И. перебрался в К-поль, возможно, учился у философа и ритора Мануила Хрисолора . В последние годы пребывания в столице империи И. стал близок к имп. Мануилу II Палеологу , поскольку уже в 1409 г. правитель поручил И. ответственное задание - переписать составленную императором речь (эпитафию) на смерть его брата Феодора Палеолога и в 1411 г.- торжественно произнести ее в день памяти царского родственника. Осенью 1410 - весной 1411 г. И. вернулся в Монемвасию и в монастыре арх. Михаила и всех ангелов принял монашество. Возможно, И. нек-рое время посещал философский лекторий Георгия Гемиста Плифона - именно этим можно объяснить особое отношение И. к философии Платона и пренебрежение трудами Аристотеля . В философской школе Плифона И. мог познакомиться с буд. митрополитами Виссарионом Никейским и свт. Марком Евгеником , митр. Эфесским. В 20-х гг. XV в. И. неск. раз произносил в честь имп. Иоанна VIII Палеолога энкомии и панегирики, что может свидетельствовать о его неофиц. статусе панегириста. В 1428-1429 гг. в связи со спором митрополитов Коринфского и Монемвасийского о церковной принадлежности п-ова Майны (Мани) И. было поручено составить 2 записки об истории этой общины и представить их императору. Спор был решен в пользу Монемвасийского архиерея. В 30-х гг. XV в. И. стал игуменом монастыря св. Димитрия в К-поле, находившегося под патронатом Палеологов.

http://pravenc.ru/text/674888.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ [Иоанн Плусиадин; греч. Ιωσφ πσκοπος Μεθνης, Ιωννης Πλουσιαδηνς] (ок. 1429, дер. Плусиада близ Кандии (ныне Ираклио), о-в Крит - 9.08.1500, г. Мефона (ныне Метони), п-ов Пелопоннес), греко-католич. еп. Мефонский, греч. богослов, мелург, муз. теоретик. Дата рождения И. определяется согласно его свидетельству, что ко времени проведения Ферраро-Флорентийского Собора ему еще не было 10 лет (PG. 159. Col. 1017). Его отец Георгий тоже был мелургом: в автографе Иоанна - Матиматарии 1469 г. (Sinait. gr. 1234) - сохранилась ремарка: «...сочинение кир Георгия Плусиадина, моего отца» (Fol. 381). Иоанн получил хорошее образование (изучал древнегреческий и латинский языки и богословие). Вероятно, неск. лет был иноком в мон-ре Одигон в К-поле, жил в столице до ее падения в 1453 г., затем вернулся на о-в Крит. Сначала выступал против унии с католич. Церковью, но позднее изменил т. зр. и стал одним из 12 греческих священников, официально поддержавших унию. В целом И. имел репутацию сторонника унии и филокатолика. До 1455 г. Иоанн был рукоположен во священника (сам себя называл пресвитером). В 1461 г. совершил поездку в Венецию. Между 1463 и 1470 гг. кард. Виссарион , митр. Никейский и титулярный лат. патриарх К-поля, возвел Иоанна в чин начальника церквей (ρχων τν κκλησιν), между 1466 и 1467 гг.- ипо-протоиерея (πο-πρωτοπαπς), 28 янв. 1470 г.- протоиерея (πρωτοπαπς). Затем Иоанн покинул Крит и, вероятно, переехал в Венецию. Информация о его деятельности в 1474-1481 гг. в источниках отсутствует, возможно, он переживал трудные времена. Занимался копированием рукописей и писал сочинения. В 1481 г. засвидетельствовано его пребывание на Крите в качестве клирика ц. Христа Главы в Кандии (подворье Екатерины великомученицы монастыря на Синае ). Не позднее 1492 г. он был поставлен епископом построенного венецианцами г. Мефоны с наречением имени Иосиф. В 1497 г. возвратился в Венецию. В 1498 г. он читал Евангелие по-гречески на рождественской папской мессе в Риме. Когда в 1499 г. И. вновь вернулся на Крит, вспыхнула турецко-венецианская война, и он отправился в Мефону, чтобы поддержать свою паству. По свидетельству М. Санудо, в ходе военных действий «греческий епископ Мефоны, с крестом в руках, был убит турками» ( Sanudo M. I diarii. Venezia, 1881. Vol. 6. P. 68). Ф. Корнелиус таким же образом описал гибель Андреа Фалько, лат. еп. Мефоны ( Cornelius [Cornaro] F. Catharus Dalmatiae civitas in ecclesiastico & civili statu historico documentis illustrata. Patavii, 1759. P. 144 sq.), однако большинство исследователей считают, что это сообщение относится к гибели И.

http://pravenc.ru/text/578483.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН ЕВГЕНИК [греч. Ιωννης Εγενικς] (ок. 1400, К-поль - после 1456), визант. писатель и церковный деятель, младший брат и сподвижник свт. Марка Евгеника , митр. Эфесского. Род. в происходившей из Трапезунда семье известного гимнографа и руководителя одной из школ диакона, затем сакеллия ц. Св. Софии Георгия. Рано осиротел, воспитывался у брата в К-поле; посещал знаменитую школу Иосифа Вриенния , затем отправился в Мистру , где его учителем был Георгий Гемист Плифон , а ближайшим другом - Виссарион Никейский. Стал патриаршим нотарием, с 1435 г.- диакон и номофилакс. Был тесно связан с Георгием Схоларием (впосл. патриарх К-польский Геннадий), с визант. правящими и знатными семействами Палеологов , Великих Комнинов , Асанов, Гавров , Филантропинов, с князьями Феодоро (Мангупа) и др., мн. представителям к-рых посвятил монодии и эпитафии. Участник Ферраро-Флорентийского Собора , покинувший Феррару в сент. 1438 г. из-за нежелания участвовать в заключении унии. Корабль, на к-ром возвращался И. Е., попал в страшную бурю в Адриатике, и он едва спасся, перезимовал в Анконе и возвратился в К-поль в мае 1439 г. В столице не скрывал антиуниат. взглядов, за что подвергся опале со стороны патриарха Митрофана II. В 1440 г. отправился на Пелопоннес, деспоты к-рого подарили ему дер. Петрина близ Мистры. В 1446-1450 гг. жил в К-поле. Настойчиво добивался отвержения унии и покинул город в результате гонений. Посещал Афины и Трапезунд, император и митрополит к-рого не приняли унию. После 1450 г. управлял делами Лакедемонской митрополии. Точно не установлено, был ли И. Е. свидетелем взятия османами визант. столицы, но в 1453 г. он написал монодию «На падение Великого Города». С. П. Карпов Сочинения Лит. наследие И. Е. обширно. На сегодняшний день известно собрание из 32 писем и 87 сочинений И. Е., написанных в разных жанрах: это богословские трактаты, гимнография, гомилии, речи, экфрасисы (описания), монодии, эпитафии, метрические стихи. Значительная часть произведений И. Е. не издана (роспись сочинений И. Е. см. в: P é trid è s. 1910; Stiernon. 1974).

http://pravenc.ru/text/471171.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ III МАММА МАММА (ок. 1400, К-поль? - 1459, Рим), патриарх К-польский (1443-1450). Потомок знатных визант. фамилий Мелиссинов и Стратигопулов. Ок. 1420 г. принял монашеский постриг; в 1437 г. стал духовником визант. имп. Иоанна VIII; с янв. 1439 г. вел. протосинкелл, принимал деятельное участие в Ферраро-Флорентийском Соборе в качестве представителя патриарха Филофея Александрийского, поддерживал политику Иоанна VIII по заключению унии с Римско-католической Церковью с целью получения Византией помощи от Запада в борьбе с турками. Вместе с митр. Виссарионом Никейским выступал против Марка Эфесского. Написал «Апологию против исповедания Марка Эфесского» и Ответ на окружное послание того же Марка, в к-рых доказывал, что определения Ферраро-Флорентийского Собора согласуются с учением отцов Церкви; использовал аргументацию, сходную с аргументацией в сочинениях к-польского патриарха Иоанна XI Векка (1275-1282). Г. М. считается автором постановления Ферраро-Флорентийского Собора и имп. послания в Александрию, к-рые он отвез по завершении Собора. В 1443 г., после смерти патриарха Митрофана, Г. М. был избран патриархом К-поля при поддержке императора. В то же время в «Истории» Георгия Сфрандзи указано, что Г. М. стал патриархом летом 1445 г. О времени Патриаршества Г. М. почти ничего не известно. До смерти имп. Иоанна VIII в 1448 г. он пользовался его покровительством, однако затем его политическое влияние в визант. обществе пошатнулось. Его пролат. позиция вызывала резкое неприятие большинства клира К-польского Патриархата и визант. общества. Подвергнувшись нападкам, Г. М. покинул К-поль и 12 окт. 1450 г. прибыл в Морею (порт Корон). Здесь он также не нашел поддержки и в кон. авг. 1451 г. переехал в Рим, где был принят папой Николаем V. Не согласившись отречься от престола, Г. М. в Риме продолжал носить патриарший титул, став титулярным лат. патриархом К-поля. До 1453 г. папа вел переписку с визант. имп. Константином XI о признании Византией прав Г. М. и выдвигал его возвращение на престол К-поля как одно из условий военной помощи Запада Византии. В 1451-1459 гг. окормлял греч. паству во владениях Венеции.

http://pravenc.ru/text/166695.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОЛИМПИОДОР АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ [Греч. Ολυμπιδωρος] (кон. V - 1-я пол. VI в.), диакон, писатель, экзегет. Большая часть сохранившихся произведений О. А. посвящена экзегезе книг ВЗ. Одно из немногочисленных сведений биографического характера имеется в рукописи Vat. Barber. gr. 549 (IX-X вв.), содержащей текст Комментария О. А. на Книгу прор. Иеремии (CPG, N 7455; PG. 93. Col. 628-725). В манускрипте сделана приписка, согласно к-рой О. А. был рукоположен во диакона патриархом Александрийским Иоанном III (II) Никиотом (505/6-516), выступавшим против решений Вселенского IV Собора . Сам О. А., впрочем, занимал прохалкидонскую богословскую позицию. Прп. Анастасий Синаит в соч. «Против монофизитов» (CPG, N 7745) приводит цитату из Слов против Севира , патриарха Антиохийского, написанных О. А. (CPG, N 7459; PG. 89. Col. 725-761). Он также называет О. А. «великим философом» и «Александрийским диаконом» ( Anast. Sin. Contra Monophysitas//PG. 89. Col. 1189). Наиболее известное произведение О. А.- Комментарий на книгу Екклесиаста («Олимпиодора буквальные толкования на Екклесиаста»; Ολυμπιοδρου πομνματα ες τν Εκκλησιαστν κατ λξιν; CPG, N 7454; изд.: PG. 93. Col. 477-628; Boli. 2004. S. 1-106), к-рый сохранился во мн. рукописях XII-XVII вв. Самой ранней из них является рукопись Marc. gr. 22, принадлежавшая племяннику Мануила Хрисолора († 1415) Иоанну, а затем Виссариону , митр. Никейскому († 1472). Рукопись включает также ряд др. экзегетических сочинений, среди них - «Катену на Екклесиаста», составленную Прокопием Газским (CPG, N 7433; изд.: Procopii Gazaei Catena in Ecclesiasten.../Ed. A. Leanza. Turnhout, 1978. P. 1-51. (CCSG; 4)), причем ее текст записан на полях Комментария О. А. (соответственно Fol. 67v - 83r и Fol. 68r - 107v). Анализ этого последнего толкования показывает, что оно не является оригинальным сочинением, но представляет собой компилятивный сборник в форме катен, хотя в тексте и отсутствуют леммы (имен толкователей в форме род. падежа), характерные для катен. Ранее в лит-ре указывалось на то, что О. А. лишь несколько расширил и дополнил «Катену на Екклесиаста» Прокопия (см.: Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 416), однако в 80-90-х гг. XX в. не был сделан вывод об обратном влиянии: это Прокопий Газский опирался на сборник О. А. В катенарной традиции; сохранился и написанный последним Комментарий на Книгу Иова (CPG, N 7453; PG. 93. Col. 13-469; Hagedorn, Hagedorn. 1984; Iidem. 1994, 1997; подробнее см. в ст. Катены).

http://pravenc.ru/text/2578333.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АПОСТОЛИС [Апостолиос; греч. Αποστλης, Αποστλιος] Михаил (ок. 1420, К-поль - † после 1474 или 1486, Крит), учитель, писатель, переписчик греч. рукописей. Учился в К-поле у Иоанна Аргиропула , затем нек-рое время был учителем в Музеоне при мон-ре св. Петра. Вероятно, как ученик Георгия Гемиста Плифона А. разделял его увлечение неоплатонизмом. В 1449 г. был обвинен в почитании языческих богов и вынужден написать письмо с оправданиями имп. Константину XI Палеологу . Активно поддерживал унию Церквей. При взятии К-поля турками (1453) А. попал в плен, но вскоре был освобожден. Уехал сначала в Италию, а потом обосновался на Крите, где преподавал и основал рукописную мастерскую. Поддерживал постоянные связи с гуманистическими кругами Италии; кард. Виссарион Никейский поручил ему разыскание старых греч. рукописей для своей б-ки, и А. сделал копии (хотя бы частично) ок. 115 манускриптов. К богословским сочинениям А. относятся диалог о Св. Троице (Μενξενος περ Τριδος), а также «Речь об исхождении Св. Духа», в защиту католич. догмата Filioque . А. также написал трактаты в защиту Платона, о методе преподавания греч. языка итальянцам, риторические произведения, в частности надгробное слово Виссариону Никейскому и «Речь о Греции и Европе» (после 1453). А. вел интенсивную переписку и составил значительное собрание пословиц, позже дополненное его сыном Арсением Монемвасийским . Соч.: Collectio paroemiarum/Ed. E. L. von Leutsch//Corpus paroemiographorum Graecorum. Gött., 1851. Hildesheim, 1958r. Vol. 2. P. 233-744. Лит.: Salaville S. Apostolios ou Apostolis//DHGE. T. 3. Col. 1030-1035; Wittek M. Pour une étude du scriptorium de Michel Apostoles et consorts//Scriptorium. 1953. T. 7. Р. 290-297; Geanakoplos D. Greek Scholars in Venice. Camb., 1962. P. 73-110; Πατρινλης Χ. Γ. Αποστλης Μιχαλ//ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 1163-1164; Frangedaki A. On the 15th Century Cryptochristianity: a Letter to Georges Amoiroutzes from Michael Apostolis//BMGS. 1984/1985. T. 9. P. 221-224; Gremet A. F. van. Ο Μιχαλ Αποστλης ς δσκαλος τν λληνικν//Ελληνικ. 1987. Τ. 37. Σ. 141-145. А. В. Занемонец Рубрики: Ключевые слова: АРСЕНИЙ МОНЕМВАСИЙСКИЙ (в миру Аристовул Апостолис (Апостолиос, Апостолидис);ок. 1468-1535), митр., греческий ученый и переписчик рукописей АЛКУИН (ок. 730-804), англосакс. ученый-энциклопедист, богослов, педагог эпохи Каролингского возрождения АССЕМАНИ семья маронитов, из кот. вышли ученые и богословы Иосиф Симон А. (1687-1768), Стефан Эводий А., еп. Апамеи (1707-1782), Иосиф Алоизий А., проф. (1710-1782) БОСКО Джованни (1815 - 1888), свящ., основатель салезианского ордена, св. католич. Церкви (пам. зап. 31 янв.)

http://pravenc.ru/text/75718.html

Греч. делегация на Собор, в состав к-рой входил и Эфесский предстоятель, покинула К-поль в кон. нояб. 1437 г., но прибыла в Венецию лишь 8 февр. 1438 г. 28 февр. она отправилась оттуда в Феррару, где оказалась 4 марта. По предложению кард. Джулиано Чезарини, к-рый пригласил М. Е. на ужин вместе с его братом номофилаксом Иоанном Евгеником и митр. Дорофеем Митилинским, М. Е. написал сочинение о церковном единстве. Кард. Дж. Чезарини передал его имп. Иоанну VIII Палеологу , который разгневался на Марка за остроту нек-рых высказанных им положений среди обвинений, выдвинутых против зап. христиан. Только под воздействием митр. Никейского Виссариона имп. Иоанн VIII воздержался от к.-л. санкций по отношению к Эфесскому митрополиту. Для обсуждения спорных вопросов была образована смешанная богословская комиссия, в к-рую вошли по 10 человек от каждой из двух сторон; вместе с Виссарионом, митр. Никейским, М. Е. стал офиц. представителем греч. части комиссии. Ее 1-е заседание состоялось в храме св. Франциска и было открыто речью кард. Дж. Чезарини, призвавшего присутствовавших не жалеть сил для достижения единства. С ответной речью от греков выступили М. Е. и митр. Виссарион. Лишь на 3-м заседании кард. Дж. Чезарини представил список спорных вопросов, к-рые, по мнению лат. делегации, требовали обсуждения; таковыми были вопросы об исхождении Св. Духа, о пресном хлебе, о чистилище и о первенстве папы. Действуя согласно принятому ранее решению императора, М. Е. исключил 1-й пункт и доложил Иоанну VIII об остальных. В итоге было решено обсуждать сначала вопрос о чистилище. На заседании 4 июня кард. Дж. Чезарини изложил учение о чистилище, после чего М. Е. заметил, что, по всей видимости, в этом вопросе мало что разделяло обе Церкви. По решению императора офиц. ответ греков был составлен из 2 записок, подготовленных М. Е. и митр. Виссарионом соответственно, и оглашен последним 14 июня 1438 г. Затем последовали письменные возражения Хуана де Торквемады . По желанию зап. стороны еще до 30 июня М. Е. подготовил письменное изложение воззрений греч. Церкви о доле, ожидающей души умерших, а также ответил на доводы Торквемады. М. Е. принял участие в бурных спорах 16 и 17 июля внутри греч. делегации. В итоге ею было одобрено заявление, согласно которому души праведников одновременно «достигают и не достигают» небесного блаженства, т. е. достигают его в неполной мере.

http://pravenc.ru/text/2562254.html

Центральная фигура православного сопротивления Унии, будущий патриарх Константинопольский, крупнейший православный богослов XV века свт . Геннадий Схоларий также пишет об этом: «На [Флорентийском] соборе присутствовали патриаршие местоблюстители, но они были связаны грамотами [от своих поручителей] и клятвой: допускть объединение только при сохранении древних [установлений], если же латиняне будут упорно настаивать на своей прибавке [к Символу] – возвращаться, ни в чем им не уступая. И хотя местоблюстители все устроили, как им самим заблагорассудилось, вопреки воле тех, кто их послал, сами патриархи остались при своем прежнем суждении, а своим « " почтеннейшим представителям»» они воздали по заслугам за отеческий догмат – и воздают до сих пор». Схоларий отмечает, что нарушение представителями Восточных патриархов воли своих поручителей лишало собор права называться Вселенским: «Но даже вместе с латинянами этих трех или четырех виновников всего произошедшего, которые до сих пор хранят верность [флорентийским] определениям, нельзя назвать Вселенским собором, поскольку они во всем действовали вопреки воле патриархов, представителями которых являлись» 9 . Высочайшее значение каждого местоблюстителя для вселенского статуса собора признавал и митр. Никейский (будущий кардинал) Виссарион, на тот момент уже склонявшийся к унии. Когда митрополиты Антоний Гераклейский (бывший, как мы помним, представителем Александрийского патриарха) и Марк Эфесский (представитель Антиохийского патриарха) предприняли попытку уехать из Феррары, считая дальнейшее продолжение собора бессмысленным, Виссарион высказал мнение, что их отсутствие лишит собор вселенского авторитета: «Я узнал, что митрополит Ираклийский уехал вместе со всем своим здешним имуществом, также и митрополит Эфесский и номофилак. Если они ушли, то Собор уже закончился, поскольку они оба – местоблюстители, и при их отсутствии оставшиеся здесь ничего не смогут сделать» 10 . Отметим, что у обоих патриархов было по два представителя, однако, по-видимому, равнозначной подписи патриарха считалась только подпись обоих назначенных им местоблюстителей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Αργυροπολεια. Αθναι, 1910. Σ. 48-67 [ Иоанн Аргиропул. Утешительное слово имп. Константину XI на смерть его матери]; idem. Παλαιολγεια κα Πελοποννησιακ. Αθναι, 1912. Τ. 1. Σ. 62-66 [ Иоанн Евгеник. Утешительное слово], 117-122 [ Иоанн Евгеник. Утешительное слово Константину XI Палеологу], 123-134 [Речь к имп. Константину XI Палеологу]; 1924. Τ. 2. Σ. 40-51 [ Геннадий Схоларий. Утешительное слово имп. Константину XI на кончину его матери]; 1926. Τ. 3. Σ. 132-199 [ Исидор, митр. Киевский. Панегирик Мануилу II и Иоанну VIII Палеологам], 200-221 [Энкомий Мануилу II и Иоанну VIII Палеологу], 266-280 [ Георгий Гемист Плифон. Монодия], 281-283 [ Виссарион, митр. Никейский. Стих на облачение в монашеские ризы при принятии пострига царей Мануила II и Елены]; 1930. Τ. 4. Σ. 239-240 [аргировул Фомы Палеолога], 510 [ Геннадий Схоларий. Хронография]; Gennade Scholarios. Œuvres complètes/Ed. L. Petit, X. A. Sidéridès, M. Jugie. P., 1936. T. 4; Τωμαδκης Ν. Β. Η ν τ Πατμιακ κδικι 287 μικρ χρονογραφα//ΕΕΒΣ. 1955. Τ. 25. Σ. 28-37; Georgios Sphrantzes. Memorii, 1401-1477/Ed. V. Grecu. Bucur., 1966; Schreiner P. Die byzantinischen Kleinchroniken. W., 1975. Bd. 1; Mioni Е. Una inedita cronaca bizantina (dal cod. Marc. gr. 595)//RSBS. 1981. T. 1. P. 71-88; Critobuli Imbriotae Historiae/Ed. D. R. Reinsch. B., 1983. Лит.: Мошин В. Крст царице Jeлehe, кнеза Драгаша//Уметнички преглед. Београд, 1937/1938. Год 1. Бр. 6. С. 136-137; Papadopulos A. Th. Versuch einer Genealogie der Palaiologen, 1259-1453: Thes. diss. Münch., 1938. N 84, 90-98; Д. Jeдuha buзahmujcka царица 1939. 30. С. 1-23; он же. buзahmujcka царица. Београд, 2004; Janin. Églises et monastères. 19642. P. 324-326, 421-429; Barker J. Manuel II Palaeologus (1391-1425). New Brunswick, 1969; Schreiner P. Chronologische Untersuchungen zur Familie Kaiser Manuels II//BZ. 1969/1970. Bd. 63. S. 285-299; Д., Палавестра А., Д. Родословне таблице и грбови српских дuhacmuja и властеле. Београд, 1991. С. 75-77; Μακρυστθης Σ., πρωτοπρ. Η Αγα Υπομον: Ιστορα, σματικ κολουθα κα παρακλητικς κανν. Αθνα, 19993; PLP, N 21366; Αγαθγγελος, π. Θαναρου. Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 2006. Τ. 5: Μος. Σ. 449-450; М. М. buзahmujcka царица: Прича о cpnckoj принцези koja je шест дeцehja седела на престолу и била мajka дbojuцe источно-римских царева. Београд, 2010. Э. П. А. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/673771.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010