Однако, владетелям Арты пришлось вести постоянную борьбу с визант. императорами, с Душаном сербским и, наконец, с турками, которым, не смотря на сильную поддержку Венеции, удалось захватить город в 1449 г. 392 Народное движение в Албании выставило своим героем Скандерберга, но вскоре вся эта страна досталась в руки турок (1467 г.), а затем и мусульманство нашло здесь благоприятную почву 393 . В 1688 г. венецианцы, под начальством Морозини, отняли Арту у турок. В 1797 г. она была занята французами, а затем янинским пашой Али. Взятый же Рангосом, город снова отнят был турками, которые в 1822 г. жестоко бились здесь с греками. В 1854 г. город объявил свою независимость, но снова потерпел поражение. По Берлинскому трактату Арта досталась грекам и состоит ныне главным городом номархи. Таким образом, г.Арта представляется весьма бойким культурным центром и не один Максим Грек является в нем замечательным деятелем своей эпохи. В XVI в. здесь славился проповедями Дамаскин Студит, родом солунец, митроп. навиактский и артский 394 . Отсюда же происходил родом из знатной фамилии Захария Герган, учившийся в Германии, в отечестве лютеранства – Виттенберге (1622), также впоследствии митр. навиактский и артский, возведенный в этот сан по воле и определению патр. Кирилла Лукариса 395 . Современник последнего (р. 1498), Иоанн Зигомала, известный как участник в делах констант. церкви, как преподаватель высшей школы и по своей переписке с немецкими учеными, которую продолжал его сын Феодосий, слушал высшие курсы в Падуе 396 . И Максим Грек , в свою очередь, свидетельствует, что прежде в Греции «весьма процветали внешние учения и достигли своей высоты», но в последние времена «эллинские науки угасли и дошли до последнего издыхания» 397 . Вот причина, почему и он должен был искать знаний вне пределов своего отечества. По-видимому, вначале Максим Грек (в мире Макарий) получил домашнее образование (не смотря на важность пункта, артская средняя школа была открыта лишь в 1661 г. 398 ); а так как отец его (Мануил) состоял «воеводой» в той же Арте 399 , и оба родителя (мать носила имя Ирины) называются «философами» и были людьми с значительными средствами, то вполне естественно, что они постарались дать единственному сыну приличное образование 400 . 270 Герцберг, 89, 172, 215, 266, 320, 355, 365, телесн. наказания, 203; оскопл. 203; ослепление и др. (см. ниже). О влиянии варваров (Хр.Чт. 1880, JJ, c. 177– 178) 271 Язычество продолжало в Восточной империи держаться до IX в; только с VII в вводится в употребление греческая команда в войске; еще в полов. XII в. в Константинополе насчитывалось до 60000 латинян, преимущественно итальянских купцов (Герцберг, Ист. Византии, 64, 88, 94, 95, 305–306). Византийские греки предпочитали называть себя «ромеями». Алексея I Комнена можно считать первым императором Востока, который был вполне грек (Финлей, 410)

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН ЕВГЕНИК [греч. Ιωννης Εγενικς] (ок. 1400, К-поль - после 1456), визант. писатель и церковный деятель, младший брат и сподвижник свт. Марка Евгеника , митр. Эфесского. Род. в происходившей из Трапезунда семье известного гимнографа и руководителя одной из школ диакона, затем сакеллия ц. Св. Софии Георгия. Рано осиротел, воспитывался у брата в К-поле; посещал знаменитую школу Иосифа Вриенния , затем отправился в Мистру , где его учителем был Георгий Гемист Плифон , а ближайшим другом - Виссарион Никейский. Стал патриаршим нотарием, с 1435 г.- диакон и номофилакс. Был тесно связан с Георгием Схоларием (впосл. патриарх К-польский Геннадий), с визант. правящими и знатными семействами Палеологов , Великих Комнинов , Асанов, Гавров , Филантропинов, с князьями Феодоро (Мангупа) и др., мн. представителям к-рых посвятил монодии и эпитафии. Участник Ферраро-Флорентийского Собора , покинувший Феррару в сент. 1438 г. из-за нежелания участвовать в заключении унии. Корабль, на к-ром возвращался И. Е., попал в страшную бурю в Адриатике, и он едва спасся, перезимовал в Анконе и возвратился в К-поль в мае 1439 г. В столице не скрывал антиуниат. взглядов, за что подвергся опале со стороны патриарха Митрофана II. В 1440 г. отправился на Пелопоннес, деспоты к-рого подарили ему дер. Петрина близ Мистры. В 1446-1450 гг. жил в К-поле. Настойчиво добивался отвержения унии и покинул город в результате гонений. Посещал Афины и Трапезунд, император и митрополит к-рого не приняли унию. После 1450 г. управлял делами Лакедемонской митрополии. Точно не установлено, был ли И. Е. свидетелем взятия османами визант. столицы, но в 1453 г. он написал монодию «На падение Великого Города». С. П. Карпов Сочинения Лит. наследие И. Е. обширно. На сегодняшний день известно собрание из 32 писем и 87 сочинений И. Е., написанных в разных жанрах: это богословские трактаты, гимнография, гомилии, речи, экфрасисы (описания), монодии, эпитафии, метрические стихи. Значительная часть произведений И. Е. не издана (роспись сочинений И. Е. см. в: P é trid è s. 1910; Stiernon. 1974).

http://pravenc.ru/text/471171.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АПОСТОЛИС [Апостолиос; греч. Αποστλης, Αποστλιος] Михаил (ок. 1420, К-поль - † после 1474 или 1486, Крит), учитель, писатель, переписчик греч. рукописей. Учился в К-поле у Иоанна Аргиропула , затем нек-рое время был учителем в Музеоне при мон-ре св. Петра. Вероятно, как ученик Георгия Гемиста Плифона А. разделял его увлечение неоплатонизмом. В 1449 г. был обвинен в почитании языческих богов и вынужден написать письмо с оправданиями имп. Константину XI Палеологу . Активно поддерживал унию Церквей. При взятии К-поля турками (1453) А. попал в плен, но вскоре был освобожден. Уехал сначала в Италию, а потом обосновался на Крите, где преподавал и основал рукописную мастерскую. Поддерживал постоянные связи с гуманистическими кругами Италии; кард. Виссарион Никейский поручил ему разыскание старых греч. рукописей для своей б-ки, и А. сделал копии (хотя бы частично) ок. 115 манускриптов. К богословским сочинениям А. относятся диалог о Св. Троице (Μενξενος περ Τριδος), а также «Речь об исхождении Св. Духа», в защиту католич. догмата Filioque . А. также написал трактаты в защиту Платона, о методе преподавания греч. языка итальянцам, риторические произведения, в частности надгробное слово Виссариону Никейскому и «Речь о Греции и Европе» (после 1453). А. вел интенсивную переписку и составил значительное собрание пословиц, позже дополненное его сыном Арсением Монемвасийским . Соч.: Collectio paroemiarum/Ed. E. L. von Leutsch//Corpus paroemiographorum Graecorum. Gött., 1851. Hildesheim, 1958r. Vol. 2. P. 233-744. Лит.: Salaville S. Apostolios ou Apostolis//DHGE. T. 3. Col. 1030-1035; Wittek M. Pour une étude du scriptorium de Michel Apostoles et consorts//Scriptorium. 1953. T. 7. Р. 290-297; Geanakoplos D. Greek Scholars in Venice. Camb., 1962. P. 73-110; Πατρινλης Χ. Γ. Αποστλης Μιχαλ//ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 1163-1164; Frangedaki A. On the 15th Century Cryptochristianity: a Letter to Georges Amoiroutzes from Michael Apostolis//BMGS. 1984/1985. T. 9. P. 221-224; Gremet A. F. van. Ο Μιχαλ Αποστλης ς δσκαλος τν λληνικν//Ελληνικ. 1987. Τ. 37. Σ. 141-145. А. В. Занемонец Рубрики: Ключевые слова: АРСЕНИЙ МОНЕМВАСИЙСКИЙ (в миру Аристовул Апостолис (Апостолиос, Апостолидис);ок. 1468-1535), митр., греческий ученый и переписчик рукописей АЛКУИН (ок. 730-804), англосакс. ученый-энциклопедист, богослов, педагог эпохи Каролингского возрождения АССЕМАНИ семья маронитов, из кот. вышли ученые и богословы Иосиф Симон А. (1687-1768), Стефан Эводий А., еп. Апамеи (1707-1782), Иосиф Алоизий А., проф. (1710-1782) БОСКО Джованни (1815 - 1888), свящ., основатель салезианского ордена, св. католич. Церкви (пам. зап. 31 янв.)

http://pravenc.ru/text/75718.html

В окт. 1437 г. И. П. возглавил визант. делегацию, к-рая отправилась в Италию на Собор. В состав делегации входило до 800 чел. Среди них - 20 архиереев, в т. ч. патриарх К-польский Иосиф II, митрополиты Марк Евгеник Эфесский, Виссарион Никейский, Антоний Ираклийский, Исидор Московский, еп. Авраамий Суздальский, 3 монаха со Св. Горы Афон, монахи - представители патриархов Александрии, Антиохии и Иерусалима, представители Валахии и Грузии, клирики ведомства Великой ц., чиновники имп. канцелярии, в т. ч. протосинкелл Георгий Мелиссин, секретарь И. П. Георгий Схоларий (см. Геннадий II Схоларий ), Георгий Гемист Плифон , Иоанн Аргиропул , брат И. П. деспот Димитрий. Собор в Ферраре был открыт 8 янв. 1438 г. Визант. делегация прибыла в нач. апр. 9 апр. состоялась 1-я совместная сессия в присутствии И. П., папы Евгения и патриарха Иосифа. В ходе длительных заседаний подробно рассматривались все богословские и литургические разногласия православных и католиков; большинство разногласий были расценены как несущественные препятствия для церковного единства. На заседании 8 окт. 1438 г. было решено обсуждать проблему Filioque ; участникам Собора она представлялась наиболее важным вопросом, к-рый должен быть решен перед заключением унии. В янв. 1439 г. из-за угрозы распространения чумы Собор был перенесен во Флоренцию. На Соборе И. П. выступал как один из наиболее последовательных сторонников заключения соглашения с католиками, оказывал давление на своих архиереев, добиваясь их согласия, не обращал внимания на уступки, к-рые приходилось делать визант. делегации ради соглашения. 10 июня 1439 г. умер патриарх Иосиф, поддерживавший И. П. и смирявший мн. членов делегации. 5 июля 1439 г. соглашение было достигнуто. Оно предполагало признание греками Filioque, примата папской церковной власти и католич. учения о чистилище. В то же время сохранялись все прежние права и привилегии вост. патриархов и архиереев, признавались законными традиции причащения как на опресноках, так и на греч. квасном хлебе. Однако смерть патриарха Иосифа, а также условия заключенного соглашения вызвали раскол среди византийцев: митр. Марк Евгеник и неск. др. церковных деятелей отказались его подписать. Деспот Димитрий также не принял унии и покинул Флоренцию после Собора вместе с Георгием Схоларием и Плифоном. В 1442 г. патриархи Александрии, Антиохии и Иерусалима выступили на Соборе с осуждением унии и отказались ее принимать. В Византии большинство общества выступило против унии; пролат. партия И. П. оказалась в изоляции. Ряд архиереев отказались от предложений И. П. занять К-польский Патриарший престол.

http://pravenc.ru/text/469766.html

После этого сказал, что авторитет Церкви Рима был принят всей кафолической Церковью Христовой и всеми отцами, и всегда следовали ее учению… Из этого видно, что когда возникает какое-либо сомнение веры, Римский архиерей должен его прояснить; и как он учил, все Соборы и вся Церковь должны следовать этой правде... 74 Конечно, эти позиции о превосходстве папского авторитета перед авторитетом Вселенских соборов невозможно было поддержать на реформаторском соборе в Базеле и нельзя было не дать им ответа на соборе во Ферраре-Флоренции. Митрополит Никейский Виссарион подчеркнул, что учить народы – это долг всех епископов Церкви, но не является обязательным условием веры: так принято, что каждый соблюдает общие догматы , представляет общую веру как может и как желает. Когда, разумеется, не утверждает общее ученье или символ, но представляет общую веру. И принято, чтобы каждый поступал так. Именно этому, блаженнейшему Агафону и другим епископам подобает учить народы… 75 Посему проявляется со всей ясностью противопоставление двух тенденций в толковании источников, касающихся соответствующих экклезиологических предпосылок. В этом духе понимается и различный подход к вопросу восстановления единства Церкви на Востоке и на Западе в течение четырех веков, прошедших со времени великого раскола (1054 г.) до созыва собора во Ферраре-Флоренции (1439 г.). Согласно критериям Востока – для того, чтобы устранить раскол и восстановить единство Церкви было необходимо созвать Вселенский собор, на котором участвовали бы Церкви Востока и Запада и обсудили бы вместе существующие богословские различия, всегда в соответствии с духом семи Вселенских Соборов первого тысячелетия. На основе этих критериев оценивалась любая частная инициатива к воссоединению, предпринимаемая византийским императором или папским престолом, поэтому всегда провозглашали необходимость созвать Вселенский собор для решения проблем, существующих между Востоком и Западом. Каноническая теория Запада о превосходстве авторитета папы над Вселенским собором, наоборот, ограничивала не только значение, но и необходимость восстановить церковное единство на Вселенском соборе, так как для любого богословского согласия по спорным богословским вопросам был достаточен превосходный папский авторитет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Такая дифференциация стала особо ощутимой во время работ собора во Ферраре-Флоренции, несмотря на тот факт, что вопрос папского первенства не обсуждался обстоятельно на нем. В самом деле, в то время как представители Западной Церкви связывали папскую власть с лицом верховного архиерея, т.е. с епископом Рима, представители Восточной Церкви оценивали папскую власть на основе привилегий Римской Церкви, т.е. папского престола. Нельзя сказать, что этот элемент не имел никакого отношения к духу дебатов на соборе, так как выражает с последовательностью различие двух традиций в понимании папской власти и ее отношения к функционированию соборного института. Таким образом, Восток толковал папскую власть с помощью канонических привилегий первого престола в институте Пятиглавия (Пентархии) патриархов, а Запад толковал ту же власть с помощью теории папского первенства, имеющего место в отношении епископа Рима к телу епископов Церкви во Вселенной. В первом толковании подчеркивается верховность авторитета Вселенского собора над авторитетом каждого из пяти патриарших престолов; во втором толковании выделяется верховность папского авторитета над авторитетом Вселенского собора, которое понимается как равнодействующая коллективного авторитета тела епископов Церкви. В этом духе понимается заявление митрополита Никейского Виссариона: ибо если Римская Церковь и имеет силу, то во всяком случае меньше Вселенского Собора и всей Церкви. 4. Собор во Ферраре-Флоренции состоялся в период серьезных противоречий и противостояний по поводу истинного понимания и выражения авторитета в Церкви Запада. Восточная Церковь всегда рассматривала папский авторитет в канонических рамках соборного сознания и предания до раскола, которое выдвигалось в качестве критерия для определения состава и работы объединенного собора во Ферраре-Флоренции. Внутренняя диалектика канонической теории Запада ушла на второй план перед соборным противостоянием традиций Востока и Запада. Итак, внутреннее диалектическое противостояние канонической теории Запада об отношении папского авторитета к авторитету Вселенского собора было нейтрализованно самым участием Церкви Востока на униатском соборе во Ферраре-Флоренции, потому что применение канонических критериев соборной традиции в момент его созыва считалось de facto признанием превосходства авторитета Вселенского собора над папским.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Те, кто причастны Св.Духа знают это из опыта. Те же, кто не желают Ему следовать, пусть отправляются в Ватикан, как когда-то по-честному поступил еп. Никейский Виссарион. 69 Узловым звеном всего текста является именно этот вывод, который автор в силу необходимости разъясняет. Говорит, значит, что аргументы за примат чисто богословские, и они имеют место на всех уровнях богословия, т.е. в триадологии, христологии и экклесиологии. Таким образом примат возведен на богословский уровень экклесиологии, т.к. он ведь базируется на «один и многие», а этим проникнуто сплошь все богословие (см. сноску 45). Здесь еще раз нужно пояснить, что принцип «один и многие» Зизиулас применяет лукаво играя словами, т.к. образ существования Св.Троицы не имеет никакого отношения к отношениям по-энергии Бога и мира. Здесь мы имеем дело с применением ловушки соименности, «омонимии», что прямо приводит к ереси: «…из-за омонимии ошибки берегитесь» (прп.Максим Исп., К Фалассию, 43). Далее высказывается положение, что первенство якобы существует и в жизни Св.Троицы, раз Отец есть причина Троического существования Лиц, – не говорит, что только Сына и Св.Духа, но и самого себя, – и Отец есть тот «один», из которого источается по благоволению вся божественная деятельность и энергия. Это уже невероятная богословская песнь. Зизиулас тут говорит, что по благоволению только Отца существуют остальные нетварные энергии. Т.е. устанавливается некая иерархия нетварных энергий, а благоволение Отца еретическим образом выставляется как ипостасная энергия Отца, и таким образом выходит, что благоволение не есть природная и общая энергия Св.Троицы. Смешивается икономия Св.Троицы и богословие Ее внутреннего существования. Смешивается обнаружение Св.Троицы на уровнях творения, со способом существования самой Св.Троицы. У автора получается, что благоволение – это ипостасная энергия Отца, а другие божественные энергии принадлежат другим Лицам, может быть и всем трем, но не благоволение, т.к. оно принадлежит только Отцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Ziziulas...

Среди них - Бернардо Росселлино, Андреа дель Кастаньо, Пьеро делла Франческа и др. Роспись капеллы, которая впоследствии стала называться Капеллой Николая V (Cappella Niccolina), в Апостольском дворце Н. поручил Фра Анджелико ; с ним работали также Беноццо Гоццоли и др. художники. Не все римляне оценили труды папы по возрождению города, некоторые видели в папской деятельности наступление на городские права и свободы. За ограничение светской власти папы выступал Стефано Поркари. Сначала Н. действовал по отношению к нему так же, как и во многих др. случаях, пытаясь добиться соглашения: Поркари был назначен наместником пров. Кампанья и Мариттима. Однако тот продолжал вести антипапскую деятельность, призывая покончить с тиранией понтифика. По папскому приказу Поркари отправили в Болонью, под надзор кард. Виссариона, бывш. митр. Никейского, которого Н. 27 февр. 1450 г. назначил папским легатом в Болонье, Романье и Марке. В кон. дек. 1452 г. или в самом нач. янв. 1453 г. Поркари тайно покинул Болонью и вновь приехал в Рим, где со своими родственниками и сторонниками организовал заговор против папы. Заговорщики были выданы властям. 9 янв. 1453 г. Поркари повесили; позднее состоялись казни и др. участников заговора. В современных событию описаниях действия папы оправдывались тем, что его власть обеспечивала Риму истинную свободу и благоденствие, а Поркари сравнивали с врагом свободы Катилиной. Одним из главных увлечений Н. было собирание книг. После смерти папы осталось крупнейшее книжное собрание того времени (ок. 6 тыс. книг, в т. ч. 1,2 тыс. произведений античных классиков). Получив хорошее гуманистическое образование, он был знатоком как средневековой, так и античной литературы. Заняв Папский престол, Н. привлек к работе по переводу и распространению средневек. и античных сочинений мн. известных литераторов того времени, хорошо оплачивая их труды. В Риме работали итальянские гуманисты, Лоренцо Валла , Пьер Кандидо Дечембрио, Альберти, Манетти. Эрудита и католического богослова Николая Кузанского Н.

http://pravenc.ru/text/2566088.html

1456 г. Худож. С. ди Пьетро (Национальная пинакотека, Сиена) В ночь с 24 на 25 марта 1455 г. умер папа Николай V . На конклав собрались 15 кардиналов, еще 6 не успели прибыть в Рим. Решение о преемнике Николая V принималось в спешке из-за напряженной внешне- и внутриполитической обстановки: после взятия К-поля османским султаном Мехмедом II Завоевателем (1453) ожидали вторжение турецких войск в Италию, а в Риме после смерти папы начались волнения, вызванные противоборством влиятельных семейств города - Колонна и Орсини. Из участников конклава 7 кардиналов были итальянцами, часть из них поддерживала семейство Колонна, а др. часть - Орсини. Сложившиеся партии были примерно равны по силам, что способствовало выбору компромиссного кандидата. Сначала в качестве кандидата на Папский престол рассматривался митр. Виссарион Никейский, но он не сумел набрать нужного количества голосов. Затем была предложена кандидатура Альфонсо де Борха, к-рый был избран папой Римским во многом благодаря своему авторитету в Римской курии, тесным связям с кор. Альфонсо V Арагонским, ставшим к тому времени королем Неаполитанским, и отчасти преклонному возрасту (на момент избрания Альфонсо де Борха было 76 лет). Из-за угрозы уличных столкновений между Колонна и Орсини папская коронация была отложена и состоялась только 20 апр. 1455 г. Тем не менее в день проведения торжественной церемонии в городе начались беспорядки. Прервав церемонию интронизации в Латеранском дворце, папа неожиданно для восставших вернулся в Ватикан и сумел прекратить начавшиеся там столкновения. Папа Римский Каллист III возводит Энео Сильвио Пикколомини в достоинство кардинала. Роспись Б-ки Пикколомини в кафедральном соборе Сиены. Ок. 1505 г. Худож. Пинтуриккио Папа Римский Каллист III возводит Энео Сильвио Пикколомини в достоинство кардинала. Роспись Б-ки Пикколомини в кафедральном соборе Сиены. Ок. 1505 г. Худож. Пинтуриккио Основным направлением деятельности К. стала борьба с турками и организация нового крестового похода.

http://pravenc.ru/text/1320105.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОЛИМПИОДОР АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ [Греч. Ολυμπιδωρος] (кон. V - 1-я пол. VI в.), диакон, писатель, экзегет. Большая часть сохранившихся произведений О. А. посвящена экзегезе книг ВЗ. Одно из немногочисленных сведений биографического характера имеется в рукописи Vat. Barber. gr. 549 (IX-X вв.), содержащей текст Комментария О. А. на Книгу прор. Иеремии (CPG, N 7455; PG. 93. Col. 628-725). В манускрипте сделана приписка, согласно к-рой О. А. был рукоположен во диакона патриархом Александрийским Иоанном III (II) Никиотом (505/6-516), выступавшим против решений Вселенского IV Собора . Сам О. А., впрочем, занимал прохалкидонскую богословскую позицию. Прп. Анастасий Синаит в соч. «Против монофизитов» (CPG, N 7745) приводит цитату из Слов против Севира , патриарха Антиохийского, написанных О. А. (CPG, N 7459; PG. 89. Col. 725-761). Он также называет О. А. «великим философом» и «Александрийским диаконом» ( Anast. Sin. Contra Monophysitas//PG. 89. Col. 1189). Наиболее известное произведение О. А.- Комментарий на книгу Екклесиаста («Олимпиодора буквальные толкования на Екклесиаста»; Ολυμπιοδρου πομνματα ες τν Εκκλησιαστν κατ λξιν; CPG, N 7454; изд.: PG. 93. Col. 477-628; Boli. 2004. S. 1-106), к-рый сохранился во мн. рукописях XII-XVII вв. Самой ранней из них является рукопись Marc. gr. 22, принадлежавшая племяннику Мануила Хрисолора († 1415) Иоанну, а затем Виссариону , митр. Никейскому († 1472). Рукопись включает также ряд др. экзегетических сочинений, среди них - «Катену на Екклесиаста», составленную Прокопием Газским (CPG, N 7433; изд.: Procopii Gazaei Catena in Ecclesiasten.../Ed. A. Leanza. Turnhout, 1978. P. 1-51. (CCSG; 4)), причем ее текст записан на полях Комментария О. А. (соответственно Fol. 67v - 83r и Fol. 68r - 107v). Анализ этого последнего толкования показывает, что оно не является оригинальным сочинением, но представляет собой компилятивный сборник в форме катен, хотя в тексте и отсутствуют леммы (имен толкователей в форме род. падежа), характерные для катен. Ранее в лит-ре указывалось на то, что О. А. лишь несколько расширил и дополнил «Катену на Екклесиаста» Прокопия (см.: Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 416), однако в 80-90-х гг. XX в. не был сделан вывод об обратном влиянии: это Прокопий Газский опирался на сборник О. А. В катенарной традиции; сохранился и написанный последним Комментарий на Книгу Иова (CPG, N 7453; PG. 93. Col. 13-469; Hagedorn, Hagedorn. 1984; Iidem. 1994, 1997; подробнее см. в ст. Катены).

http://pravenc.ru/text/2578333.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010