Инициатива создания росписей Чарыклы-килисе, по мнению Тьерри, принадлежит представителям самой старой из владетельных анатолийских семей - Мелисенов. Церковь была построена как реликварий, возможно, для частицы Креста Господня, т. к. в иконографическую программу росписи помещены 3 композиции, связанные с темой поклонения Кресту: на зап. стене изображены 3 донатора, поклоняющиеся Кресту в руках седовласого старца, в надписи Крест назван драгоценным; на юж. стене - Крест несет тот же персонаж, идущий к донаторам Феогносту, Леону и Михаилу; на юго-вост. стене, примыкающей к юж. апсиде, под композицией «Сошествие во ад», расположенной в люнете,- фигура того же седовласого старца с Крестом, на коне. Рядом с изображениями Креста - фрагменты молитв донаторов на греч. языке. Самая многочисленная группа донаторов - 7 портретов - сохранилась в Каранлык-килисе: в апсиде, в композиции Деисус, у ног Христа - свящ. Никифор и Вассиан; на юж. стене наоса, по сторонам от арх. Михаила представлены 2 донатора, каждый со свечой в руке; напротив, на сев. стене, рядом с арх. Гавриилом - фрагменты изображения головы молодого человека; в нартексе образы энталматика Иоанна и Генетлия включены в композицию «Отослание апостолов на проповедь». Во фресках 4-колонных храмов получило отражение стилистическое направление в визант. живописи, последовавшее за искусством 2-й четв. XI в.: исчезла монументальность образов, прежде суровый облик святых приобрел более мягкие черты и был наделен повышенной эмоциональностью. Перемены в образной структуре изменили художественный язык: пропорции стали более естественными, конечности - соразмерными, лики - комниновского типа, с характерно изогнутыми носами, разнообразится палитра,- все это отличает росписи 4-колонных храмов от памятников предшествующего периода и ставит их в ряд произведений раннекомниновского искусства. Лит.: Jerphanion G. , de. Les églises rupestres de Cappadoce: Une nouvelle province de l " art byzantine. P., 1925-1942. P. 177-253, 393-430, 455-473; Restle M.

http://pravenc.ru/text/164937.html

«Я не могу исполнить этого, – отвечал спокойно Иоанн. – Я принял эту церковь от самого Бога, моего Спасителя, дабы пещись о спасении народа, и не покину ее». Когда же чиновник настаивал, он прибавил; «Если император хочет этого, пусть принудит меня к тому силою, ибо город принадлежит ему. Насилие будет моим оправданием пред Небом, но никогда не выйду отсюда добровольно». Это передали Аркадию. Что оставалось делать? Увести силой? Аркадий вспомнил о землетрясении, и не решился. И вот он объявил, чтобы Иоанн никуда не выходил из своего дома; патриарх был подвергнут, так сказать, домашнему аресту. Златоуст повиновался. «Но затем, – говорит Тьерри, – он почувствовал угрызения совести. Страстная неделя, во время которой совершались приготовления к св. Пасхе, налагала на епископов особые обязанности, тем более в Великую субботу, которая в древней Церкви так же, как и канун Пятидесятницы, была назначаема для крещения оглашенных. Сам епископ обыкновенно совершал это освящение новообращенных в жизнь христианскую, приготовив их наставлениями в течение всего года. Златоуст знал, что более 3.000 новообращенных должны явиться в Великую субботу к купелям архиепископского храма, дабы принять там святое крещение. По мере того, как приближалось торжественное мгновенье, он все сильнее укорял себя в нарушении святого долга, в бегстве от своего стада, за которое добрый пастырь должен полагать жизнь свою, и, наконец, в уклонении от зла, при чем навлек на себя зло, быть может, еще большее. По зрелом обсуждении, он решился в субботу быть в своей церкви и исполнить там обязанности епископа. И действительно, в Великую субботу, с утра, архиепископ нарушил свой плен, отправился в храм, где тысячи новообращенных, расположившись под галереями, ожидали часа крещения. При его появлении началась обедня», Об этом сообщили Аркадию, который послал за епископами. Те настаивали на удалении и, чтобы успокоить императора, сказали ему, уподобившись еврейским первосвященникам, требовавшим смерти Иисуса и Пилата; «Не бойся, государь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

М. с. имеет богатое декоративное убранство. В интерьере есть элементы рельефной декорации на малых тромпах и в куполе, где от вершины расходятся завершающиеся крупными дисками лучи-нервюры; бровки окон профилированы и украшены орнаментальными мотивами (бусы, треугольники, ложечки, лилии и др.), архивольт главного зап. входа декорирован широким орнаментальным поясом в виде виноградной лозы. Оригинально трактованы бровки вост. окон пастофориев: на южной - переплетающиеся побеги, на северной - сюжетная композиция «Даниил во рву львином». На перемычке юж. входа высечен большой крест в круге; западные и северные входы украшены монументальными изображениями. Композиция зап. портала размещена на 2 уровнях: в тимпане представлены фронтальные изображения архангелов с жезлом и медальон с равноконечным крестом, на перемычке в центре - Христос с предстоящими апостолами Петром и Павлом, по бокам - донаторы Нерсес Камсаракан (слева), еп. Теофил и Давид Сааруни (справа), в молитвенной позе обращены к Спасителю; имена донаторов указаны в строительной надписи. Этот рельеф является наиболее ранним образцом ктиторской композиции в Закавказье; он выполнен в соответствии с визант. иконографической традицией. Фигуры монументальны, пропорции неклассические, детали одеяний точно смоделированы. На перемычке, украшающей сев. вход, присутствуют 3 фигуры: слева светский персонаж, только что спешившийся, справа - духовное лицо с кадилом в руке, рядом с ним - Древо жизни, в центре некая фигура водружает Крест. Данная композиция не находит аналогий в христ. иконографии. Исследователями были выдвинуты различные ее интерпретации. Среди них: траурное шествие (Б. Н. Аракелян), сцена закладки храма (М. Г. Саргсян, С. М. Тер-Нерсесян), акт принятия новой веры (Л. Р. Азарян, Мнацаканян). Согласно новому прочтению, к-рое нашло большое число сторонников, здесь символически представлена сцена торжественного возвращения ок. 630 г. Животворящего Древа Креста Господня из Персии в Иерусалим с образом имп. Ираклия (Н. Тьерри, Донабедян, Маранчи, З. А. Акопян). Рельеф отражает единовременные исторические события, приобретшие общехрист. значимость. Рельефу М. с. аналогичен рельеф из с. Кохб, что может указывать на местное происхождение этой композиции, выполненной в рамках христ. иконографической традиции.

http://pravenc.ru/text/2564266.html

Уже Этьенн в своем издании указал, что эти главы представляют собой часть др. произведения, случайно присоединенную к Д. п., к-рое в действительности заканчивалось 10-й гл. Впосл. неоднократно высказывались предположения, что главы 11-12 составляют позднейшую прибавку и являются фрагментом из неизвестной гомилии к оглашаемым. Относительно авторства этого фрагмента выдвигались различные гипотезы. В сер. XIX в. Бунзен предположил, что фрагмент представляет собой утраченное заключение антигностического трактата сщмч. Ипполита Римского «Опровержение всех ересей» («Философумены»). Предположение было поддержано И. Дрезеке, А. ди Паули, Р. Х. Коннолли. Г. Н. Бонвеч собрал значительное количество свидетельств из параллельных мест в произведениях сщмч. Ипполита, подтверждающих, что главы 11-12 взяты из какого-то утраченного сочинения этого автора, с чем согласился А. фон Гарнак Однако ряд исследователей выступили против таких гипотез, утверждая либо цельность Д. п. вместе с главами 11-12 (Кин, М. Рицци), либо александрийское происхождение этого фрагмента (Дж. Б. Лайтфут , Б. Ф. Уэсткотт ). Л. Барнард полагала, что обе части Д. п.- 2 разных текста одного автора ( Barnard. 1965. S. 137); ее аргумент был поддержан Дж. Тьерри ( Thierry. 1966). Р. Грант разделял мнение К. Боннера о том, что авторство глав 11-12 восходит к свт. Мелитону Сардскому (ABD. T. 2. P. 201), С. Нильсен также видела их малоазийские истоки, однако в качестве возможного автора рассматривала сщмч. Поликарпа Смирнского ( Nielsen. 1970. P. 90). Содержание Д. п. может быть разделено на 4 тематических блока: главы 1-4 представляют собой апологию против язычества и иудаизма; в 5-й и 6-й главах разъясняется место и роль христиан в мире; положительное раскрытие христ. вероучения содержится в главах 7-10; заключительные главы 11-12 - увещательные. Ответы на вопрошания Диогнета, пожелавшего узнать о богопочитании (θεοσβεια) христиан (о Боге, в Которого они веруют, об их религ. обрядах, о презрении мира и смерти, об отвержении эллинских «богов» и иудейского суеверия (δεισιδαιμονα), а также о любви, к-рую они питают друг к другу), предваряются призывом очиститься от всех помыслов, владеющих умом, и соделаться «новым, как бы заново рожденным человеком» (σπερ ξ ρχς καινς νθρωπος), способным воспринимать «новое учение». Т. о., с самого начала подчеркивается необходимость внутреннего сообразия, преображения, без к-рого невозможно восприятие христ. истин (ср.: Theoph. Antioch. Ad Autol. I 2). Отношение к язычеству и иудаизму

http://pravenc.ru/text/Диогнету ...

Южный фасад наиболее парадный. Фронтон читается целиком. Орнаментированы все 7 окон фасада: 6 обрамлены полуциркульными резными наличниками, верхнее окно средней арки - круглым. Над средней аркой выступающей части рукава помещен высокий процветший крест с орнаментом. Южный вход имеет богатый резной 3-уровневый портал с лапидарной надписью. На плоскости стены вырезан геометрический орнамент, обходящий проем вместе с тимпаном, в к-рый включена надпись. Выступающие пилястры состоят из парных жгутов. Капители содержат пальметты, на которые опирается арка с зубчатым орнаментом и горизонтальными отворотами. Поверх проходит еще одна профилированная арка, ее опорой служат кронштейны со сложным орнаментом (Там же. Табл. 9). В нижней части 3-го окна представлен лев, борющийся с драконом, у подножия столбов - водоплавающие птицы (Там же. Табл. 4, 7, 11). Украшения северного фасада значительно уступают южному, фактически декор присутствует только на выступающей части сев. рукава (орнаментированы все 3 окна). Из 8 капителей колоннады 2 капители с волютами восходят к ионическому ордеру и явно навеяны позднеантичными или раннехристианскими образцами, остальные 6 по форме мало связаны с античной архитектурой. Богатым рельефным декором украшены капители и базы (1 м от пола) 4 столбов И., решенных попарно одинаково: восточные - многогранные, западные - сложной формы, имеют пилястры с 4 сторон и крупные валики между ними. Базы 2-частные: нижняя часть гладкая, с горизонтальными валиками, верхняя орнаментирована. В пластике капителей встречаются такие элементы, как горизонтальные валики, жгуты, фестончики, орнаменты, еловые шишки и др. Роспись Интерьер храма был украшен фресками, по всей видимости относящимися к разным периодам ( Привалова. 1996. С. 10-11). Наиболее ранний слой живописи (роспись купола), по мнению Такаишвили и Арамишвили, можно датировать 1-й пол. IX в., временем реставрации храма свт. Саввой. Роспись стен, опираясь на ктиторские надписи, они отнесли ко 2-й пол. X в. (не позднее 966). На пилястре сев. стены зап. рукава сохранились фрагменты надписи, принадлежавшей, очевидно, живописцу: «Закончил совсем... кафолическую церковь в моленье за Баграта». Исследователи предположили, что здесь был упомянут сын куропалата Адарнасе III (958-961) эристав эриставов Баграт († 966), при к-ром был возведен и расписан кафоликон Ошки; в храме остались фрагменты фресок XII в. Г. Чубинашвили и Т. Вирсаладзе опровергли эту т. зр., они писали, что поновление И. в 1032 г. было обширным и коснулось не только фасадов, но и интерьера. Очевидно, в том же году храм был украшен заново, что доказывает стиль росписи. Упомянутого в надписи Баграта они отождествляют с царем Грузии Багратом IV ( Вирсаладзе. 2007. С. 239). Н. Тьерри датировал роспись купола и барабана 2-й пол. Х в. или нач. XI в., зап. рукава - 30-ми гг. XI в., юж. и сев. рукавов - XII в. ( Thierry. 1975. Р. 86-104).

http://pravenc.ru/text/1237981.html

В концепции О. Тьерри, ключевое значение в истории Франции придается вторжению варваров в пределы Римской империи. Завоевание вызвало расовый антагонизм пришельцев и покоренного народа. Современное дворянство произошло от дореволюционной аристократии, а та, в свою очередь, от феодальной знати, корни которой идут от франков Карла Великого – потомков Сигамбров Хлодвига. Этот антагонизм не исчез вследствие языковой ассимиляции, превратившись в классовую борьбу второго и третьего сословий, ставшую движущей силой развития французского общества. И эта борьба, считает Тьерри, еще не завершена: потомки порабощенных галло-римлян с их трудовой моралью и демократической культурой еще не добились полного равенства с наследниками носителей морали завоевателей. Таким образом, у идей Тьерри был актуальный политический акцент. Односторонность Германистской и Романистской теорий преодолевалась учеными, которые в генезисе феодализма видели синтез германских и Римских элементов. Великий немецкий юрист К. Савиньи считал, что германское завоевание не уничтожило «Римский народ», как политическую общность. В городах западной Европы продолжало действовать Римское право, и только в сельской местности утверждалась правовая система, проистекающая из германского народного духа. Немецкий ученый Г. Вайц, признавая германское завоевание существенным фактором формирования феодального общества, не придавал важного значения варварским дружинам. В монографии «История германской конституции» («deutsche verfassungsgeschichte») (1844) он представил основной клеткой германского общества и после расселения в Римских провинциях, общину, с ее вечевой сходкой. При этом, германцы, считал Вайц, не захватили всей земли, но только отдельные ее участки, мирно уживаясь с местным населением. Сложившаяся в Меровингской Галлии практика королевских земельных пожалований, способствовала укреплению крупного землевладения, существовавшего в империи до ее завоевания. Такую же раздачу земли стали затем осуществлять и частные лица, – в результате, древнегерманская политическая организация рухнула и частно-правовые отношения оттеснили публично-правовое, государственное начало.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Основная деятельность американского византиниста и специалиста по армянской и грузинской истории и культуре Роберта Пирпонта Блейка (1886–1950; с 1930 г. – профессор Гарвардского университета) 403 строилась вокруг преподавания греческого языка и истории Византии. Получив грант на путешествия (John Harvard Traveling Fellowship), между 1911 и 1918 гг. он путешествовал по России и, освоив русский, приступил к изучению арабского, сирийского, армянского и грузинского языков. В 1918 г., как представитель Санкт-Петербургского университета, Блейк прибыл в Тбилиси и начал работу над спорными каталогами грузинских рукописей, а затем занимался сравнительным изучением различных древних текстов Библии. Стоя у истоков формирования Тбилисского университета, он вскоре стал его профессором. В 1920 г. Блейк вернулся в США. Он был одним из первых американских ученых, кто всерьез занялся изучением истории Византии 404 . Особого упоминания заслуживает подвижничество Блейка в деле поиска грузинских рукописей в Палестине и на горе Афон. Жан-Мишель Тьерри де Крюссол (р. 1916) на протяжении ряда лет был начальником хирургической клиники Медицинского факультета Парижа, а затем резко поменял жизненные приоритеты и начал проводить целенаправленные исследования в области арменистики. В первую очередь его интересовало армянское искусство. В 1977–1989 гг. Тьерри преподавал армянскую культуру и искусство в Национальном институте восточных языков и культур в Сорбонне, а с 1995 г. – историю искусства христианского Закавказья в Школе высших исследований Сорбонна). Как ведущий специалист в области изучения различных аспектов истории Закавказья, Тьерри был включен Министерством иностранных дел Франции в состав научных миссий в Армению (1977, 1978, 1979, 1981, 1985 гг.), Грузию (1977, 1978, 1979, 1981, 1989 гг.) и Азербайджан (Карабах) (1981 г.). ученый является членом Научно-исследовательского центра истории и культуры Византии, Международной ассоциации армянских исследований, Азиатского общества, информационного центра Армении и Общества армянских исследований.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть Милитаризация Чёрного моря — с чёрного хода Идея «европейского авианосца» возникла не случайно и может иметь зловещее будущее 18.09.2023 333 Время на чтение 9 минут Источник: ФСК Евросоюз может рассмотреть возможность создания собственного авианосца для защиты морских акваторий. Об этом заявил еврокомиссар по вопросам внутреннего рынка Тьерри Бретон в эфире радио Sud Radio. «Это очень важный вопрос, – сказал он, отвечая на просьбу журналиста прокомментировать слухи о возможном строительстве странами ЕС авианосца. — Необходимо задуматься об общей инфраструктуре для защиты морского пространства: нужно, например, защищать Балтийское море, Средиземное море, осуществлять оборону в Атлантическом и в Тихом океанах. Я лично считаю, что это вопрос, который следовало бы вынести на обсуждение…» Бретон напомнил , что в соответствии с доктриной безопасности ЕС существуют так называемые оспариваемые пространства, «для обороны которых необходимо иметь общую стратегию». С учётом того, что Тьерри Бретон является с 2019 года европейским комиссаром по внутреннему рынку, промышленной политике, туризму, цифровым, аудиовизуальным, оборонным и космическим технологиям, не приходится удивляться тому, что именно он выступает с такой масштабной военно-стратегической инициативой. Бретон имеет очень тесные заокеанские связи, которые он приобрел в бытность преподавателем Гарвардского университета. И явно не чужд политики, что и привело его на пост еврокомиссара с уклоном в промышленность, оборону и космос. Помимо всего прочего, он зарекомендовал себя в качестве одного из ведущих генераторов прорывных бизнес-идей в Европе. С учётом такого «портфолио», можно предположить, что функционер подобного калибра слов на ветер бросать не будет. А идея «европейского авианосца» возникла неспроста и не случайно озвучена именно в это время. Не кажется случайным и то, что явно аккуратный на язык Тьерри Бретон вряд ли случайно опустил при перечислении «морских пространств, которые Европа должна защищать», Черноморский бассейн. Такая осторожность понятна, ибо из всего вышеперечисленного именно Чёрное море является сегодня наиболее взрывоопасной акваторией на нашей планете.

http://ruskline.ru/opp/2023/09/18/milita...

Каждая индивидуальная вещь отличается какими-то свойствами и поэтому является субстанцией, а её родовая идея свойств не имеет и поэтому является субсистенцией. Например, конкретное яблоко имеет свойства (красное или желтое, сладкое или кислое и т.п.), а его более общее понятие, «фрукт», свойствами не обладает и поэтому является субсистенцией. Именно субсистенция даёт бытие, придаёт познаваемость этой вещи, а субстанция вещи есть совокупность случайных материальных характеристик предмета. То же самое разделение Жильбер Порретанский делал и в отношении Бога, разделяя в Нём, соответственно, собственно Бога (Deus) и Божество (Deitas). Бог – это субстанция, а Божество – субсистенция. Отличие Бога от тварного мира состоит в том, что в Боге субстанция и субсистенция совпадают. Поэтому свойства Бога являются одновременно и его сущностью (essentia); всемогущество и благость Бога – это не Его свойства (как сладость у яблока), а совпадают с Его сущностью. Поэтому Бог есть собственно бытие, а мы – неполное бытие, являющееся бытием лишь в той мере, в какой Бог наделяет субстанцию субсистенцией, ибо сами субсистенции существуют в Божественном уме. Тьерри Шартрский разрабатывал и развивал некоторые христианские идеи с точки зрения неоплатонизма. Перу Тьерри принадлежит несколько работ, в частности, неоплатоническая «О семи днях и о шести различных творениях» и «Гептатейхон» («Семикнижие» – сборник текстов и пособий, на их основе осуществлялось обучение семи свободным искусствам), в которой впервые привёл переводы логических работ Аристотеля: «Первой аналитики», «Топики» и «О софистических опровержениях». В работе «О семи днях» Тьерри даёт толкование на Шестоднев, стремясь соединить букву Священного Писания с философией Аристотеля и физикой. Он пишет о Боге в категориях аристотелевского учения о четырёх причинах, говоря, что в Боге можно различать собственно Бога-творца как действующую причину, премудрость Бога как формальную причину и благоволение Бога как целевую причину. Бог творит из небытия мир, состоящий из четырёх элементов, которые являют собою материальную причину мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor-Lega/is...

2021 год оказался богатым и на литературные награды: 30 марта в храме Христа Спасителя мне вручили Патриаршую премию имени С.Ф. Аксакова, в Архангельске на книжной ярмарке «Белый июнь» – диплом «Лучшая книга 2020 г.» за книгу «Поморский полк», а в ноябре в издательском отделе патриархии я получил всероссийскую литературную премию им. Д.Н. Мамина-Сибиряка» за сборник рассказов и повестей о животных «Первый бал Пеструхи». В 12 журнала «Литературные знакомства» мой портрет опубликовали на обложке как лауреата года по номинации «Мир прозы». И завершился этот год вручением «Почётной грамоты» Московской городской думы «За литературные заслуги перед городским сообществом», которую 28 декабря я получил из рук председателя Думы А.В. Шапошникова и его заместителя С.В. Орлова. В этом году мою прозу перевели на французский и польский языки. На французском 8 января в Париже в издательстве « Manufacture de livre» выходит моя повесть о жизни снайперов «Девятый» в переводе Тьерри Мариньяка, переводившего на французский прозу Ф. Достоевского, Э. Лимонова, А. Лиханова, поэзию Г. Державина, М. Сосницкой (более 80 книг!), автора 11 романов. А на польском в марте в издательстве «Прекрасный мир» в Гдыне в переводе известной польской писательницы, заслуженного деятеля культуры Польши Малгожаты Мархлевской выходит сборник моих повестей «Три истории о поморской любви». Несмотря на пандемию, всё-таки удалось поездить по стране, представить в библиотеках, университетских и лицейских аудиториях свои книги и журналы, в которых постоянно печатаюсь. Побывал в Тобольске, Тюмени (аж два раза!), в Казани, в Петербурге, в Нижнем Новгороде, в Кирове, в Пскове, в Пушкино горье, в подмосковных Химках, в Смоленске, Геленджике и Адлере. Павел Григорьевич Кренёв (Поздеев) , русский писатель, Москва Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть В России пропавшего грудничка нашли в холодильнике семьи

http://ruskline.ru/news_rl/2022/01/04/po...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010