1280 Но при чтении этого очень убедительного довода в пользу свидетельства Евагрия надо иметь в виду, что слова, поставленные в скобках, принадлежат не св. Кириллу, а переводчику. Без этой же вставки ни в каком случае нельзя видеть здесь доказательства того, что св. Кирилл сам хлопотал о созыве вселенского собора. Здесь говорится только о том, что нужно просить императора и сановников (очевидно, очень привязанных к личности Нестория), не ставить личную дружбу и привязанность к Несторию выше интересов веры и Церкви. Если же мы обратимся к грамоте императора к св. Кириллу, то окончательно убедимся, что до написания этой грамоты св. Кирилл во всяком случае не просил императора о созыве собора. Феодосий II в этой грамоте, между прочим, упрекает Кирилла, что он действует всюду самовольно, единолично, „миновав, говорит император, нас, которые, как тебе известно, очень заботимся о благочестии, и священным лица всех мест, собрание которых могло бы удобно разрешить недоразумения“. Здесь же Феодосий убеждает св. Кирилла „добровольно явиться на собор“ 1281 . Ясно, что император не только не получал от него прошения о созыве собора, но даже опасался, что он добровольно не явится на собор. Поэтому свидетельство Каллиста, что Кирилл первый начал хлопотать о созыве собора, нужно оставить без внимания. Что же касается свидетельства Евагрия, то мы, при нашем хронологическом распределении посланий императора (вопреки Тьерри, Филарету и Болотову), можем с ним согласиться. Если грамота императора к св. Кириллу послана раньше сакры о соборе, то вполне возможно, что св. Кирилл поспешил ответить императору, что он не только не боится приехать на собор, но и сам просит его о скорейшем созыве этого собора. При этом, зная ревность граждан и епископа города Эфеса к славе и чести Богоматери, он, может быть, указал императору на этот город, как на место, наиболее удобное для вселенского собора, перечислив все преимущества его для этой цели. Эта гипотеза разрешает и тот темный вопрос, почему император, благоволивший к Несторию, назначил такое неблагоприятное для него и его учения место собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Олимпиада, потрясенная до глубины души всеми бедствиями Церкви, прилагала все усилия, чтобы смягчить своими заботами тяжесть положения святителя. Трудно передать ее переживания, когда она видела тщетность своих усилий изменить ситуацию, улучшить положение невинного страдальца, несчастных православных, всех понесших несправедливые гонения и уничижения. Олимпиада – сильная в перенесении собственных невзгод – терялась при невозможности помочь своим близким, находящимся в беде. Для нее не было ничего болезненнее того, как видеть попирание своего учителя, наставника, человека, который был для нее выше всех на земле. Преданность Олимпиады своему духовному отцу была необыкновенно велика, но ничего нельзя было изменить. Тьерри так описывает прощание Олимпиады со своим духовным отцом, которое происходило в соборе святой Софии. «Подозвав к себе Олимпиаду, Пентадию, Ампруклу, Сальвину, – тех, кто более других был ему привержен, он сказал им: “Подойдите, дочери мои, и слушайте меня внимательно. Что касается меня самого, чувствую, что все кончено: мой путь совершен; быть может, вы не увидите более лица моего. Даю вам одно только поручение: кто-нибудь возведенный на этот престол с общего согласия без происков и властолюбия, будет моим преемником, покоритесь ему, как бы мне самому, ибо Церковь не может остаться без епископа. Заслужите тем милосердие и поминайте меня в своих молитвах”. Диаконисы, слушая его, бросились к его ногам, обливая их слезами. Тогда, подозвав одного из священников, следовавших за ним, он сказал: “Удали их, чтобы их скорбь не возбудила народ”». Иоанн Златоуст покинул храм святой Софии. «Ангел церкви, – говорит епископ Палладий, как очевидец этой сцены, – удалился с ним». В ночь, когда святитель Иоанн покинул Константинополь, загорелся собор святой Софии, пламя перекинулось и на другие здания, огонь не пощадил ни здание Сената, ни собора с его прекрасными базиликами. Столица погрузилась в один из мрачных периодов своей истории. Но не так на эти события смотрели враги Златоуста: в пожаре они усмотрели дела рук человеческих, а именно, единомышленников и приверженцев низложенного архиепископа. Их хватали, арестовывали, сажали в тюрьмы, пытали. Многие из них скончались от страшных пыток, но причина пожара так и не была выяснена. Не добившись признания от стойких мужчин, власти решили подвергнуть пыткам женщин, надеясь, что они скорее признаются в злоумышленных действиях, и в первую очередь, как наиболее приближенную к изгнанному святителю, схватили Олимпиаду.

http://pravoslavie.ru/31501.html

А Христос? Хотя он родился от Девы, но приходил на брак и принес дар 711 . Указывая на примеры богоугодной жизни Акилы и Прискиллы, которые показывали большее любомудрие, чем живущие в монастырях 712 , великий святитель говорит, что из этого примера можно извлечь ту пользу, чтобы «не осуждать брака и не считать препятствием на пути, ведущем к добродетели, иметь жену, воспитывать детей, управлять домом и заниматься ремеслом» 713 . И апостол Павел брачную жизнь считал состоянием настолько высоким и чистым, что не возбранял находившимся в супружестве «восходить даже на священный престол», то есть не ставил препятствием к пастырскому званию, хотя последнее он считал особенно высоким и важным 714 . Унижавший брачное состояние и недружелюбно относившийся даже к счастливой семье, Св. Отец оставил нам прекрасное описание семейного счастья в беседе XXXXVIII на Книгу Бытия 715 и преподал супругам глубоко поучительные советы, не потерявшие своего значения и для настоящего времени, как ограждать счастье семейного очага при всех жизненных превратностях. В письмах к Олимпиаде, представляющих глубочайший анализ человеческого сердца и, по выражению Тьерри, «беседу двух великих душ, ничего не скрывавших друг от друга» 716 , св. Иоанн Златоуст на вопрос: если девство есть высшее состояние, а стремление к высшему совершенству – цель жизни христианина, то тем самым не заповедуется ли косвенно избирать всем девственную жизнь и, следовательно, воздерживаться от брака? – дает такой ответ: «Девство представляется настолько трудным состоянием, что Иисус Христос, сшедший с небес, чтобы сделать людей ангелами и представить им образец высшей жизни, не решился поставить девство в закон. Поэтому даже мужи, твердые благочестием и славные добродетелями, искали безопасности в жене» 717 . Вывод из сказанного ясен: кто имеет силы свято хранить девство, тот пусть избирает девственную жизнь; для других же лучшим и более безопасным состоянием является брак. Святитель прекрасно уясняет эту мысль: «Ты не можешь быть солнцем? Будь луною.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Grigo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛАФОНТЕН-ДОЗОНЬ Жаклин [франц. Lafontaine-Dosogne Jacqueline] (23.11.1928, Брен-л " Аллё, Бельгия - 21.05.1995, Брюссель), исследователь визант. и восточнохрист. искусства, представитель иконографического метода исследования. Л.-Д. окончила Свободный ун-т Брюсселя (Université libre de Bruxelles), в котором изучала классические языки, историю искусства и археологию, была ученицей Ш. Дельвуа. В 1958 г. принимала участие в работе семинара А. Грабара в Высшей практической школе в Париже (École Pratique des Hautes Études), где представила доклад о фресках храма Фортуны Вирилис в Риме, переработанный и изданный в 1959 г. в виде монографии (Peintures médiévales dans le temple dit de la Fortune Virile à Rome). Тема иконографии Богородичных сюжетов в средневек. искусстве, затронутая в этой работе, была раскрыта Л.-Д. в диссертации (1961) и в кн. «Иконография детства Богородицы в искусстве Византии и Запада» (Iconographie de l " enfance de la Vierge dans l " Empire byzantin et en Occident), вышедшей в Брюсселе в 1964-1965 гг. и переизданной с дополнениями в 1992 г. К этой теме она возвращалась в течение всей жизни. Значение этого труда Л.-Д. сопоставимо, как писала Н. Тьерри, с известной работой Г. Милле ( Millet G. Recherches sur l " iconographie de l " Évangile aux XIVe, XVe et XVIe siècles d " après les monuments de Mistra, de la Macédoine et du Mont Athos. P., 1916). с момента издания книги Л.-Д. были открыты новые памятники и уточнены сведения, приводимые в монографии, но эта работа остается базовым исследованием по теме житийного цикла Пресв. Богородицы в визант. искусстве ( Thierry N. [Рец. на:] Lafontaine-Dosogne J. Iconographie de la Vierge dans l " Empire byzantin et en Occident//REB. 1965. T. 23. N 1. Р. 288-290). В 1958-1966 гг. Л.-Д. работала в Бельгийском национальном фонде содействия научным исследованиям; в 1960-1962 гг. сотрудничала в Центре византиноведческих исследований Дамбартон-Окс (США). С 1967 по 1972 г. являлась научным сотрудником Королевского ин-та культурного наследия (L " Institut royal du Patrimoine artistique). В кон. 50-х - нач. 60-х гг. XX в. путешествовала по территориям, некогда занятым Византийской империей, и странам, находившимся в период средневековья в орбите визант. влияния. Результатом научной экспедиции в район Антиохии (ныне Антакья, Турция) в 1965 г. стала работа «Археологические маршруты Антиохии: Исследование о мон-ре прп. Симеона Столпника Младшего на Дивной горе и об иконографии святого» (Itinéraires archéologiques dans la région d " Antioche: Recherches sur le monastére et sur l " iconographie de S. Syméon Stylite le Jeune), написанная совместно с Б. Оргелем, к-рая помимо детального исследования мон-ря на Дивной горе, иконографии прп. Симеона Столпника Младшего, содержит список археологических памятников близ Антиохии.

http://pravenc.ru/text/2463193.html

Если Вам угодно знать, как я провел праздник, вот краткая повесть: В день Рождества Христова, отслуживши у себя раннюю литургию, я поспешил в Исаакиевский собор на молебен. Оттуда всем собором отправились в Лавру для приветствования старейшего владыки, который на следующий день воздал нам тем же. Остальные дни истекавшего года прошли в обычных приемах и посещениях. Но, между прочим, 29-го ч. я присутствовал утром на торжественном акте в Академии наук, а 30-го вечером посетил Общество Любителей Древней Письменности в доме графа Шереметева. 1884 г. В день Нового года мне предстояло служение литургии в Исаакиевском соборе; но по случаю торжественного приема в этот день при Дворе, мне не удалось служить, а надлежало поспешить к литургии в Придворную церковь , где после литургии, совершенной Придворным духовенством, мы всем Синодом приносили поздравление Царю и прочим Царственным Особам. В день Крещения я опять остался без служения, потому —148— 1884 г. что надобно было являться в Придворную церковь для участия в крестном ходу на реку. Вслед за тем предложен был нам за труды обычный завтрак. После Крещения начались обычные труды по Синоду и занятия домашние, между прочим, по приготовлению к изданию бумаг М. Филатова. Чем дальше, тем более и более открывается новых бумаг и разных драгоценных документов. Труд предстоит мне большой: дал бы только Бог здоровья для успешного совершения этого важного труда. Помолитесь о сем Московским Святителям». 13-го ч. получил я письмо из Киева от профессора дух. академии, моего земляка, Дм. Вас. Поспехова 1835 . Он писал от 9-го числа: «Окончив предпринятое мной издание на русском языке сочинения известного французского писателя А. Тьерри о Нестории и Евтихии, с критическими примечаниями к тексту и значительными дополнениями и переделками в самом тексе, экземпляр этого издания, в двух выпусках, долг имею почтительнейше представить при сем Вашему Высокопреосвященству 1836 . Благоволите, Милостивый Архипастырь, принять от меня, не специалиста, это скудное приношение мое в сокровищницу церковно-исторической литературы нашей со свойственной Вам благосклонностью, как слабое выражение одушевляющих меня чувств высокого почтения и глубокой преданности, с коими, испрашивая Архипастырского вашего благословения, честь имею быть…

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Церковь не преследовала этого обычая, хотя и не одобряла его вполне. Она различала sortes divinatoriae и sortes consultatoriae: различие понятно из самого названия. Обычай гадания по книгам Священного Писания существовал и у нас, как известно из поучения Владимира Мономаха , из Ипатьевской летописи (под 6484 годом, ο Владимире Васильковиче); в одной рукописи XIV века при псалмах находится ряд подстрочных замечаний для объяснения смысла пророчества применительно к вопросам разного рода. (См. статью И. И. Срезневского , Гадальные приписки к пророческим книгам Св. Писания. Сведения и заметки ο малоизвестных и неизвестных памятниках, XXXIV). Обычай пришел к нам из Византии, где гадание по священным книгам было также распространено, как это видно из многих примеров, относящихся между прочим и к XII веку. (см. Cinnam. p. 209, 22 и примечание Дюканжа к этому месту. Интересно, что и к Магометанам перешел тот же самый прием гадания, см. Fleischer, Ueber die Loosbucher der Muhammedaner в Berichte uber die Verhandl. der Kgl. Sachsischen Gesellsch. der Wissenschaften zu Leipzig, Philolog.-Hist. Classe за 1861 год, стр. 24 сл.). Первый известный нам пример двух писанных жребиев-свитков есть сказание ο чуде великомученицы Евфимии. Мы прочитали ο нем в одном из последних рассказов Амедея Тьерри, относящихся к византийской истории (Revue des deux mondes за март и апрель 1872 г., t. 98, p. 69. 507), и потом находим это описание чуда в наших прологах – под 11-м июлем и под 16-м того же месяца. События относятся к Халкидонскому собору против Евтихия при императоре Маркиане. «Приемшу же царство Маркиану, повеле собору быти, иже и собравшеся епископов числом 630, и написаша два свитка, купно православнии же и ересеначальницы. И отверзше раку всехвалныя (Евфимии), и знаменовавше, на персех ея положиша. И по три дни помолившеся, отверзше видеша еретический свиток под ногама святыя, православный же в руку ея держимь». (Печатный пролог 11-го июля). Мы привели в статье один пример того, как важный государственный и военный вопрос решается посредством двух свитков, возложенных на престол церковный.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МРЕНСКИЙ СОБОР [Арм. ], арм. храм в г. Текор (гавар Ширак, обл. Айрарат; ныне Дигор, Турция) в Вел. Армении, в 40 км от Карса. В VII в. эти земли принадлежали нахарарскому роду Камсараканов и куропалату Давиду Сааруни (Сахаруни), к-рый был назначен правителем Армении в 636 г. визант. имп. Ираклием . Согласно сведениям арм. историков Степаноса Таронеци (рубеж X и XI вв.) и Киракоса Гандзакеци (XIII в.), М. с. был возведен между 613 и 639 гг. Из арм. строительной надписи известно, что строительство было завершено в 639 г. при визант. имп. Ираклии. Эта надпись была расположена на зап. фасаде собора, исследована Г. Алишаном, Н. Я. Марром, И. А. Орбели и др. специалистами (в наст. время утрачена). Обмеры и исследование М. с. начал Т. А. Тораманян, продолжили Й. Стржиговский, Н. М. Токарский, Г. Н. Чубинашвили, Ж. М. Тьерри, Т. Скалессе, С. Х. Мнацаканян, С. А. Маилов, П. З. Донабедян, А. Ю. Казарян, К. Маранчи. М. с. представляет собой базилику, слегка вытянутую по оси «запад-восток» (20×29,95 м); его своды и купол опираются на 4 столба, и т. о. общая структура храма близка к крестово-купольному типу. Композиционно М. с. напоминает др. арм. памятники той эпохи: мон-ри Багаван , Одзун, ц. св. Гаяне в Вагаршапате. М. с. имеет 4 входа; 3 по центру западного, северного и южного фасадов и узкий в вост. части юж. фасада. Собор не имеет нартекса; пастофории вписаны в общую композицию и не заходят на вост. стену, алтарная апсида выделяется 5-гранным объемом, в закавказской архитектуре подобный прием встречается редко. Под престолом храма существовала крипта, к-рая использовалась, вероятно, для хранения реликвий. Своды храма на разной высоте опираются на стены и 4 несущих пилона сложной конфигурации, что в совокупности формирует единый объем интерьера. Конструктивный переход от стен к купольному перекрытию создан с помощью 4 крупных тромпов в 1-м ярусе (до барабана) и 8 небольших - во 2-м (вокруг барабана). Невысокий 8-гранный барабан перекрыт куполом шатровой формы. Храм выложен из гладкотесаного красного и черного туфа в технике мидис. На мн. камнях сохранились метки мастеров.

http://pravenc.ru/text/2564266.html

Св. Иоанн Златоуст (Антиохийский период). Соч. аббата Г. Маршаля. Париж 1898 1 В прошлом году исполнилось ровно полторы тысячи лет со времени вступления великого святителя на константинопольский престол (398–1898 г.) и эта знаменательная годовщина послужила поводом для появления нескольких новых сочинений о жизни и деятельности Златоуста. Названная книга принадлежит к числу их. Французская литература, нужно к чести ее сказать, и вообще усердно занималась изучением жизни и трудов великого святителя. Ей именно принадлежит бенедиктическое издание его творений (издание Монфокона в 13 томах 1718–1734 г.; 2-е издание его сделано было в 1839 году книгоиздательством Гома), а аббат Минь, воспользовавшись этим изданием, взял его в свою знаменитую патрологию, которая доселе остается классическим собранием святоотеческой литературы и по которой делается новое русское издание «полного собрания творений св. Иоанна Златоуста », и ей же принадлежит честь, что она первая дала полное собрание творений Златоуста в общедоступном народном издании (Oeuvres completos de St. J. Chrysostome, publies par Guerin, 1887 г., в 11 томах; рядом с ним можно упомянуть еще и о другом издании, в котором параллельно идут греческий и французский тексты – издание абб. Вабелля в 21 т.). Она же дала и несколько обстоятельно обработанных биографий Златоуста, среди которых первое место занимают сочинения аббата Мартэна (помещено в качестве введения в издание Герина и занимает весь его первый том) и аббата Роше (1868 г.). К ним можно присоединить и такие сочинения, как исследования Поля Альбера «Св. Иоанн Златоуст , рассматриваемый, как народный проповедник» (1858) и из новейшего времени соч. Эме Пюша «Св. И. Златоуст и нравы его времени» (1891), переведенное и на русской язык, а также известное и нашим читателям по отдельным очеркам из него, помещавшимся в «Христ. Чтения» за 1896 год. Наконец, всем известны превосходные этюды Амедея Тьерри «Из римской истории V-ro века (1875 г.), где отведено видное место и великому святителю Златоусту.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

1976. С. 166). Во время монгольского владычества Кари оставался в пределах Грузинского царства и был местопребыванием монгольских военачальников. В 1272 г. царь Грузии св. Димитрий II Самопожертвователь пожаловал приближенному к монголам Садуну Манкабердели должность атабага, а затем и Кари (Столетняя летопись//Картлис Цховреба. 2008. С. 382; То же//КЦ. 1959. Т. 2. С. 273). На рубеже XIII и XIV вв. Кари был включен в состав грузинского княжества Самцхе-Саатабаго и перешел под власть грузинского дома Джакели. Грузия потеряла Кари во время походов Тамерлана (1386-1403/04), на рубеже XV и XVI вв. ненадолго отвоевала его. Турки, захватившие город в сер. XVI в., тщательно укрепили крепость и, объединив Карс с соседними санджаками, создали Карсский вилайет (1579). Одновременно были сформированы Чилдырский (Ахалцихский) и Трапезундский вилайеты ( Кятиб Челеби. 1978. С. 138-139). В 1878 г. Карсская обл. по Сан-Стефанскому договору отошла Российской империи; по Карсскому договору 1921 г. вошла в состав Турции. Монастырь Ленамор Из православных архитектурных памятников на территории К. е. известен лишь купольный храм монастыря Ленамор (ныне Ченгели-килисе). Этимология названия, зафиксированного только в надписи, которая находится в тимпане западного входа кафоликона, до конца не ясна. Нек-рые ученые проводят параллели с арм. наименованием селения - Ехегнамор (арм. «мать тростника»). Другие (Б. Кудава, Г. Саитидзе) дают новое прочтение названия - Ленагбир (арм. «горный ручей»). Памятник был описан прав. Евфимием Такаишвили, посетившим Чанглы (Ченгели-килисе) в 1907 г. Инженером-архитектором А. Н. Кальгиным были сделаны чертежи с изображением планов храма и купола, западного фасада, а также 2 разрезов: продольного (показана южная часть) и поперечного (восточная часть) ( Такаишвили. 1991. Вып. 1. С. 381-390; Он же. 1924. Табл. 32-35). В 60-х гг. XX в. здесь побывал Ж. М. Тьерри ( Thierry. 1966. Р. 79-90. Tabl. XXXVII-XLV). Общий облик храма, его пропорции, принцип создания декора, отдельные детали характерны для памятников армянской архитектуры, орнаменты и эпиграфический материал - грузинской.

http://pravenc.ru/text/1681043.html

Члены собора, судившие патр. Никона, дали такой отзыв о нем: «Зане аще и господин Никон в прочих внешних вещех и во отречении своем погреши, яко человек, но в догматах благочестивыя и православные веры бе благочестивейший и прав, и во апостольских и отеческих преданиях восточные церкве бе зело ревнитель» (История Макария XII, стр. 363). Иисус Христос называл ап. Петра сатаною ( Мф.16:23 ), иудеям говорил: «вы отца вашего диавола есте» ( Ин.8:44 ). Примеры неосторожных выражений в запальчивости знает история вселенских соборов: «Когда Аттик, архиепископ Константинопольский, внес имя Иоанна (Златоустого) в церковные помянники, Кирилл (Александрийский) писал ему: прикажи вычеркнуть имя Иоанна из списка епископов. Если это (т. е. вносить имя Златоуста в помянники) позволительно, то позволительно внести и имя предателя Иуды в число имен апостольских» ( История всел. соб. А. Лебедева в. 2, стр. 132; изд. 1876 г. ). А блаж. Феодорит писал о Кирилле Александрийском и о третьем вселенском соборе: «Наконец, поздно и насилу умер злой человек... надобно приказать обществу носильщиков умерших положить какой-нибудь величайший и тяжелейший камень на гробницу, чтобы он опять сюда не пришел и снова не стал доказывать не твердые мнения... Послание Феодорита к Андрею епископу Самосатскому. Все это послание исполнено самых страшных хулений на третий вселенский собор; в нем сторона православных этого собора описывается как злодеи; сторона несторианская, как страждущая за истину и веру» (там же стр. 158–159). А между тем Феодорит почитается блаженным отцом церкви. В соч. Тьерри « Иоанн Златоуст и имп. Евдоксия» стр. 423–431: – Феофил Александрийский называл Иоанна Златоуста иудой, диаволом, подобным сатане. В «Правосл. Путеводителе» за 1903 г., стр. 467: «Такого зловредного человека (попа Масляева) не токмо не нужно было пускать в оные места, но даже и в Галацах он не на пользу. Он, что собирал под видом на галацкую церковь , то ни одной копейки не дал церкви. Такого варвара нужно бы считать горше Ария и Иуды предателя» (из письма Фомина в митрополию; Переписка 3, 290).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010