Вспомни ученика своего, которого любил ты редкой любовью и освободи меня от терзающей меня лихорадки”. Сказав это, он собрал маленькие веточки, которые верующие разбросали вокруг могилы Святителя в его честь, и, поскольку они были зеленые, вложил их в рот, разжевал и проглотил их сок. В этот день малярия его не беспокоила, а позднее он так окреп здоровьем, что ни разу больше у него не было озноба. Я слышал это из его собственных уст. И нет сомнения, что Тот, Кто воскресил Лазаря, Он силой Своей совершает чудеса и на могилах рабов Своих. Примечания Святитель Галл, последователь святителя Квинтиана (см. гл. 4) на кафедре Клермонской, стал его преемником в 525 году, а умер в 551; поминают его 1 июля. Святитель Галл был родным дядей святителя Григория, братом его отца, его святитель Григорий знал лично, хотя ему было только 13 лет, когда святитель Галл преставился. Король Феодорик (Тьерри I, умер в 534 году) и король Хильдебер (умер в 558 году) были оба сыновьями короля Кловиса и после смерти последнего в 511 году разделили его королевство с двумя другими братьями. Феодорик правил в северной его части (включая Треве или Тир, Кельн и другие части современной Германии), где в VI веке все еще сильным было язычество. Более поздние главы “Жития Отцов” частично описывают христианскую миссионерскую деятельность среди тамошних язычников. Супругой Феодорика была Сувегота, дочь святого короля Сигизмунда (см. “Историю франков”, III, 5). Базилика св. Лаврентия, в которой был погребен свят. Галл, была на небольшом расстоянии от кафедрального собора в Клермоне; очевидно, еще в давние времена была разрушена, и могила свят. Галла утеряна. Эпитафия на смерть Святителя была написана христианским поэтом Фортунатом (Кармина, Ï IV, 4). 7. Святитель Григорий, нетленный чудотворец Лангрский Память 4/17 января († 539) Люди совершенной святости, которых длань Божества вознесла с земли на небо, суть те, что отличаются полной нестяжательностью, обогащены плодами благотворительности, украшены цветами целомудрия, увенчаны венцами мучеников или, наконец, те, чьим главным устремлением было соделать собственные тела храмами, способными принять Духа Святого и вознестись через то на вершины других добродетелей. И потому, став собственными притеснителями, препобеждая пороки в самих себе, подвергая себя мученическим трудам, они с триумфом заканчивают течение своей духовной брани, чего никто не в состоянии соделать без помощи Божией, без защиты щитом и шлемом Божественного споспешествования и чего человек не может достигнуть собственными силами, а относит к славе имени Божия, по слову Апостола: “Хваляйся, о Господе да хвалится” ( 1Кор. 1,31 ). Именно в этом искал блаженный Григорий собственную славу, он, который с высоты сенаторского своего сана снизошел до такого смирения, что, презрев все заботы сего мира, посвятил себя целиком трудам Божиим, храня Господа в сердце своем.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Духом апостолов, духом Христа водился этот святитель, поэтому и слово его стало духоносным, поэтому и народ дал ему редкое звание Златоуста. Евангелие было для него запечатлено не на бумаге, а, говоря его же словами, – «в его собственном сердце». Только совершенный, имеющий полноту Духа Святого, и только по внушению Духа Святого имеет возможность или право стать священнослужителем, – вот что напоминает нам всей своей жизнью великий учитель Церкви Иоанн Златоуст . Апостольское служение не может быть не сопряжено с мученичеством, – вот что хотелось нам подчеркнуть в рассказе о скорбном пути этого святителя. «На епископа должно смотреть, как на самого Господа», – писал святой Игнатий Богоносец . Безусловно, но на епископа – истинного избранника Божия, каким был Иоанн Златоуст . Но безумие смотреть, как на самого Господа, на таких епископов, о которых с горечью писал другой святой, Григорий Богослов , – на тех, «чье звание так часто прикрывало и прикрывает возмутительных нечестивцев, искажающих дух Божий». Труды, переводы которых положены в основу книги: жизнеописание Иоанна Златоуста , сделанное его другом Палладием, роман А. Тьерри «Иоанн Златоуст и императрица Евдоксия», высказывания историков Созомена и Феодорита, протоколы «разбойничьих соборов», осудивших и низвергших Златоуста, и, конечно, слова, письма и послания самого святителя – показывают великого учителя Церкви и время, в которое он жил, на наш взгляд, глубже нежели прежние жизнеописания святителя. Со страниц книги на читателя смотрят как бы два Златоуста: один – суровый и властный, истинный епископ, учитель народа, мужественный защитник Церкви Христовой, другой – мягкий, любящий пастырь, удивительно милосердный, даже к врагам своим. Кроме того, источники, использованные в книге, должны рассеять эйфорию современного человека в отношении христианского государства. Первые столетия, до объявления веры Христовой главенствующей в государстве, принадлежать к Церкви было небезопасно, иногда страшно, и уж во всяком случае, христианство не давало никаких материальных преимуществ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Цель и суть схоластики заключалась в систематизации христианского вероучения и в логическом (в противовес мистическому методу) доказательстве рациональности, присущей вере. Отцы и учители церкви просвещали христиан, обращаясь к их сердцу. Теперь потребовалась еще и школа ума. В истории схоластики выделяют три периода: ранний вв.), зрелый (XIII в.) и поздний вв.). До IX в. развитие западноевропейской философии шло медленно. Основными и немногочисленными центрами культуры и образованности были монастыри, в скрипториях которых хранились и переписывались отдельные античные тексты, и сохранившиеся риторические школы. Существенную роль в распространении античной образованности сыграли ирландские монастырские школы. В обстановке обновления культурной жизни, с XI столетия, началось систематическое и последовательное развитие схоластической философии. Наиболее видными деятелями ранней схоластики были Иоанн Скот Эриугена (ок. 810877), Ансельм Кентерберийский (10331109), Иоанн Росцеллин (ок. 1050 – ок. 1112), Бернар Клервоский (10911153), Пьер Абеляр (10791142), представители Шартрской школы Бернар из Шартра (ум. в 1130), Тьерри из Шартра (ум. между 11501155), Гильом из Конша (ум. в 1154), и Сен-Викторской школы Гуго Сен-Викторский (10961141) и Ришар Сен-Викторский (ум. в 1137). С XI в. прослеживается тенденция противоборства аскетизма и гуманизма, принятия и неприятия мира. Эти споры ведут свое начало из полемики писателей первоначального христианства, в трудах которых по-разному трактовались вопросы мироздания. Творчество двух выдающихся систематизаторов христианского учения периода патристики, Августина Аврелия (354430) и Псевдо-Дионисия в.), ярко отражают те различия, которые существовали между культурой латинского Запада и греческого Востока. Их системы отличаются прежде всего самим подходом к миру. У Псевдо-Дионисия нет такого резкого противопоставления Бога и мира, какое наблюдается у Августина Аврелия . Двигатель августиновой «священной истории» постоянная борьба двух градов, небесного и земного.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zapa...

Проповедь эта, по обыкновению, не только была прочитана самим св. Кириллом, но была, конечно, разослана для прочтения и по всем храмам Александрии и её окрестностей, находящихся в непосредственном ведении александрийской кафедры. Таким образом, все жители Александрии и её окрестностей были предупреждены о нелепости и гибельности нового лжеучения. Но сочинения Нестория из крупных культурных центров проникли скоро и в глухие места; дошли они и до монастырей, которых так много было в Египте. Всюду сочинения эти производили немалый соблазн. 1082 В то время был обычай, что к празднику Пасхи представители от каждого монастыря приходили к своему епископу поздравить его с праздником и фактически, так сказать, засвидетельствовать свое общение с ним. 1083 Прибывшие с этой целью к Пасхе 429 г. в Александрии монахи сообщили св. Кириллу печальную весть о распространении среди монашествующих нового лжеучения. И вот, св. Кирилл вскоре после Пасхи 429 г. 1084 пишет для монахов и, конечно, вообще для всех, не имевших возможности слышать его пасхальную гомилию, довольно пространное „Послание к монахам египетским“. 1085 Правда, Арнобий полагает, что это послание адресовано было и епископам 1086 , но для этого нет достаточных оснований. Быть может, на основании этого мнения Робертсон 1087 и Тьерри 1088 считают это сочинение св. Кирилла пасхальным посланием (по Робертсону – 430 г.), но ни по содержанию, ни по написанию, имеющееся у нас послание к монахам не может принадлежать ни к одному из трех, нами в свое время указанных видов пасхальных посланий. В этом послании нет обычных в пасхальных посланиях хронологических указаний о празднике Пасхи и связанных с нею праздников и Церковных времен. Сверх того, уже в первом своем послании к Несторию сам св. Кирилл называет это сочинение „Посланием к св. монахам“. 1089 Итак, сочинение это вызвано было специально несторианскими волнениями и не было окружным посланием, а назначалось только для египетских монахов или, в крайнем случае, для всего Египта, так как монастыри, конечно, были разбросаны по всей архиепископии.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

808 В сходном смысле толкует указанное место из «Послания к Римлянам» и св. Иоанн Златоуст : «Укажешь ли ты на богатство, славу, телесную красоту, удовольствия, на все прочее, что люди считают великим, – все это только образ, а не действительная вещь, явление, – личина, а не какая-либо сущность. Но ты не сообразуйся с этим, говорит (Апостол), а преобразуйся обновлением ума. Он не сказал: преобразуйся наружно, но преобразуйся по существу, показывая этим, что мир имеет наружный только образ, а добродетели принадлежит не наружный, но истинный, существенный образ, который имеет природную красоту и не нуждается во внешнем украшении и формах, одновременно появляющихся и исчезающих, так как все это исчезает прежде, чем появится» (Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустог о, архиепископа Константинопольского, Избранные творения. Беседы на Послание к Римлянам. M., 1994. С. 752). 809 См., например, наблюдение С. Л. Епифановича относительно мировоззрения преп. Максима Исповедника : «Между аскетикой и сотериологией преп. Максима существует полное и прямое соотношение. Каждый подвижник, по мысли святого отца, как бы представляет собой Христа, божественную сторону которого образует благодать, а человеческую – подражание жизни Спасителя. В силу такого соотношения тайну Воплощения можно созерцать и уяснять при помощи аскетики, и наоборот, аскетику можно построять и развивать на основании тайны Воплощения» ( Епифанович С. Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. M., 1996. С. 134). 811 Например, как бы лоскутным является текст «Слова об исходе души и Страшном Суде», который представляет собой смесь отдельных фрагментов проповеди св. Кирилла и гомилии, приписываемой его дяде Феофилу Александрийскому. Русский перевод этого текста перепечатан в кн.: Тьерри А. Указ. соч. С. 193–205. 815 Ср. характеристику его как проповедника: «Он царит своим величием над всеми житейскими мелочами и дрязгами. Строгий аскет, и в мысли, и в слове, и в деле стоящий на высоте христианской истины, он с горечью смотрит на людской муравейник, где каждый что-то делает, к чему-то стремится, не давая себе ясного отчета в своих действиях и не думая о высших задачах своей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Если же наше заключение относительно 4-й беседы может иметь достоверность, то мы утверждаем, что и первая – о серафимах – произнесена также в Антиохии, ибо характер ее дословно один и тот же, что и в 4-й беседе. Exempli gratia сделаем сравнение. В 1-й беседе: «откуда вижу, что слова мои прилагаются к делу? Из самого настоящего собрания, из того, что вы с усердием посещаете мать всех – церковь , – из этого всенощного и непрерывного стояния» (Бесед. на раз. мест. Св. Писан. т. 1, стр. 188). В 4-й беседе: «посмотри на всенощные священные бдения, соединяющие день с ночью» (ibid 234). Преосвященный Филарет, Архиепископ Черниговский, заканчивая в своем историческом учении об Отцах церкви обозрение творений Златоуста за пресвитерский период его жизни, говорит: «полный желания возвещать хвалу Господу, Златоуст вслед за тем, сейчас после речи по вступлении в сан священства, говорил о серафимах» (ibid. 194). Преосвященный наш Архипастырь не сделал разделения бесед и мы послушно следуем за ним. Сделаем еще несколько замечаний. «Толкование на 8-мь глав книги Пророка Исаии», где и когда написано – достоверно неизвестно, и мы не нашли в самом творении основания для принятия за несомненные – показания Миня. Творение имеет форму исследования текста, тогда как сочинения Златоуста, за время его пресвитерства и епископства, известны только в форме бесед. Беседы Златоуста имеют свою отличительную форму: кроме нравственного приложения, всегда в них бывает и обращение к своим слушателям; нередко сопоставление в связь прежде сказанного и непременно в конце прославление имени Пресвятой Троицы. Ничего подобного не находя в «беседах» на 8-мь глав Пророка Исаии, мы невольно задаемся вопросом: не следует ли это «Толкование» отнести к периоду диаконства Златоуста и присоединить к «обозрению книг Ветхого Завета»? Искали мы подтверждение своей мысли у биографов Златоуста последнего времени и не остались одинокими. Хотя Преосвящ. Филарет относит это «Толкование» к пресвитерскому периоду (т. II, стр. 202), но Фаррар говорит, что оно было написано раньше рукоположения Златоуста в сан пресвитера (стр. 812). Толкование на книгу Пророка Даниила, как тоже не имеющее нравственного приложения в изъяснении Св. Златоуста, мы также охотнее относим к тому периоду деятельности, когда он написал «обозрение книг Ветхого Завета». Минь помечает это «Толкование» в подстрочном примечании своем, на основании мнения Стильтингуса (§ 53) о сочинениях Златоуста, – в разряде сомнительных; но все же относит к Константинопольскому периоду деятельности Златоуста, куда оно относиться ни в каком случае не может. Заметка Тьерри, будто беседы к преступным клирикам и девам Златоуст написал, будучи диаконом, лишена всякого основания. Самая форма речи бесед сразу опровергает это мнение. Мы относим эти беседы положительно к епископскому периоду Златоуста.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Nikolsk...

Лит.: Карбелашвили П. [под псевд. Цхвилоели П.] Евангелие Тбетского храма 1162 г., писанное на пергамене//Иверия. Тифлис, 1900. 229. С. 1-2 (на груз. яз.); Ингороква П. Георгий Мерчуле. Тб., 1954 (на груз. яз.); он же. Краткий обзор истории древнегруз. лит-ры// Он же. Соч. Тб., 1978. Т. 4. С. 241-483 (на груз. яз.); Беридзе В. Архитектура Самцхе XIII-XVI вв. Тб., 1955 (на груз. яз.); Две последние редакции груз. Четвероглава/Исслед.: И. Имнаишвили. Тб., 1979 (на груз. яз.); Шанидзе А. Два чано-менгрельских суффикса в груз. и арм. языках// Он же. Соч. Тб., 1981. Т. 2. С. 24-31 (на груз. яз.); Хоштария Д. Церкви и мон-ри Кларджети. Тб., 2005 (на груз яз.); Джобадзе В. Раннесредневек. груз. мон-ри в историческом Тао, Кларджети и Шавшети. Тб., 2007; Халваши Р. Литературные центры Кларджети//Кларджети. Батуми, 2016. С. 152-158 (на груз. яз.); Шашикадзе З. Кларджети в Османской империи//Кларджети. Батуми, 2016. С. 19-44 (на груз. яз.); Матиташвили Ш. История груз. монашества. Тб., 2017. Т. 1; Мачавариани Е. Опизская златокузнеческая мастерская. Тб., 2018 (на груз. яз.). Г. Чеишвили Архитектура О. расположен на пологом склоне, выровненном высокими субструкциями. Монастырские здания на территории площадью ок. 90×50 м в 1874 г., когда О. посетил полковник Г. Казбек, уже были частично разрушены. Тем не менее комплекс произвел на него сильное впечатление, Казбек сравнил О. с городом. Кафоликон расположен в центре О., его план и пространственная структура относятся ко времени восстановления мон-ря Гуарамом Мампали, церковь была частично перестроена в сер. X в. Казбек отметил разрушение свода зап. рукава кафоликона, Н. и М. Тьерри (1959) - сводов поперечных рукавов и верхних частей стен. После уничтожения памятника в 1965 г. судить об архитектурном облике кафоликона можно по описаниям, чертежам, фотографиям и фрагментам стен. Кафоликон представлял собой здание т. н. полусвободного креста с крестообразным основным объемом и 2 дополнительными помещениями по сторонам алтарной апсиды.

http://pravenc.ru/text/2581431.html

Противная сторона, вследствие выступления против Нестория, сначала смутилась, хотя самый значительный из богословов, бывших на этой стороне, именно Феодорит, несмотря на свое согласие с унией, оставался верен основным положениям антиохийской христологии. Одновременно с этим среди азийских епископов появился целый ряд горячих и ярых защитников антиохийской традиции. В 435 г. 3519 преемником поклонника унии Раввулы эдесского сделался Ива, который уже после заключения унии в своем знаменитом послании к Маре 3520 , сильно порицая анафематизмы Кирилла и кирилловский собор в Ефесе, восхвалял Феодора мопсуецского. В 441 г. или 442 г. после смерти Иоанна на антиохийскую кафедру вошел Домн, человек не менее Ивы преданный антиохийским традициям. В 443 – 47 гг. 3521 тирским епископом сделался комет Ириней, известный друг Нестория, пострадавший в 435 г. за свои религиозные убеждения. Наконец, после кончины Прокла на константинопольской кафедре водворился Флавиан, если и не враг унии, то человек, близко примыкавший к антиохийской партии. Всем этим уже Кирилл был сильно обеспокоен в свое время, почему в союзе с Проклом константинопольским попытался воздействовать на Домна 3522 . Таковы были обстоятельства, когда в 544 г. скончался Кирилл. Преемником его был Диоскор. По основным чертам своего характера Диоскор так сильно походил на ближайших своих предшественников, что при рассмотрении этого ряда епископов, говорит Тьерри, можно подумать, что Египет был излюбленной страною метемпсихоза и под законом Христа, как во времена Кнефа и Озириса. Кирилл был преемником Феофила, а Диоскор – Кирилла, но в этих трех личностях жила как бы одна и та же душа, один и тот же дух – самоуверенного догматизма во мнениях, непоколебимой энергии и настойчивости в действиях, самовластия и властолюбия, те же инстинкты жестокости и корыстолюбия 3523 . Если между ними и было некоторое различие, то оно заключалось в том, что в лице Диоскора все эти общие типические черты александрийских иерархов V века достигли высшей степени развития и выступали в более резких формах и проявлениях. Все они сражались за то, чтобы сделаться владыками Египта и руководителями церкви на востоке 3524 , причем для достижения этой цели опирались на три могущественных фактора – греческое благочестие и монашество, массу низших народов и на дружбу и помощь покровительствовавшего им римского епископа 3525 . Каждый из епископов в ряду александрийских иерархов, начиная с Афанасия, был все ближе к этой цели 3526 . Особенно это надо сказать про Диоскора. Как богослов, он был ниже Кирилла 3527 , но он превосходил его в нахальстве и дерзости своих честолюбивых стремлений. Вступив на престол, он желал разрешить все дело одним facit: восток для ориенталов 3528 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

71. Говорю это, памятуя о том, что когда—то Златоусту пришлось поплатиться за подобные слова. Он сказал их, правда, не о прихожанках, а о священнослужителях: " Алтарь Церкви полон фуриями " . На суде эти его слова стали потом одним из доводов обвинения (см. Тьерри А. Святитель Иоанн Златоуст и императрица Евдоксия. Христианское общество Востока. М., 1884, с. 116). А вот мнение из источника, который я считаю более чем сомнительным (см. главу " Искушение, которое приходит справа " ) но зато для моих из—церковных критиков он авторитетен: " Забыв, а может и не зная, наставление “жена да не отверзает уст своих”, женщины будут пытаться учить в храмах. Ева уже попробовала наставить Адама, только что из этого вышло? Так и теперь будет. Сами не войдут и другим мешать станут. Ты остереги молодых, матушка, остереги! Хуже нет, как эти православные ведьмы в храме. Что только не выдумают, что только не попридумывают! Мню, все выкрутасы их – на приход антихристов. Закрыв истину лавиной всякой глупой обрядности, проще его ждать воцарения. Понимания нет, трепета – нет, только стань, повернись, поклончик… нынешний человек есть земля иссохшая, жаждущая воды живой, слова Божия. А так получается, что слышит он не слова жизни, а черный бред храмовых старух. Уж они—то научат! Эти “сестры” такого напридумывают, что целые труды богословские понадобятся для развенчивания их " учений " . Ты—то уж это знаешь. Вот спрашивают не так давно: " Правда ли, что после причастия надо бежать домой, и только после прихода в дом можно идти в магазин и т.п.? А иначе, говорят, всю благодать теряешь " . Вот ответь, отче, на эту несусветицу! Басня, околесица прямо, но чтобы развенчать ее, нужен труд страниц на тысячу. Благодать Причастия Христу теряется от захода в лавку за хлебом! Каково?! И верят же им, верят. А то еще пуще – дал святой воды просящему – благодать потерял, отдал часть ветвей ивы в Неделю ваий – заболеешь. Стоял в храме, но не дождался целования креста – в храме не был. И вновь же повторюсь – верят им, верят. Проще следовать диким басням тех, кто татями стал в храме, присвоив себе право учить, а не следовать учениям Христовым " (Беседы и наставления старца Антония 4

http://predanie.ru/book/71823-cerkov-v-m...

Речь идет об американской аудиторской компании, обанкротившейся в 2001 г. вследствие грандиозного скандала, связанного с финансовыми махинациями. Имеется в виду Джонни Холлидей. В 1914 г. начальник французского Генштаба Жозеф Жак Жоффр отправил бездарных генералов в Лимож; отсюда глагол limoger – смещать, отстранять, увольнять. Марсель (Массилия) был основан как колония ионического торгового города Фокея в VI веке до н. э. Франсуа Перье (1919–2002) – французский киноактер; Тьерри Ле Люрон (1952–1986) – французский актер-пародист, певец, автор скетчей; Шарль Трене (1913–2001) – известный певец, автор песен; Морис Пиала (1925–2003) – французский кинорежиссер. Даниель Тоскан дю Плантье (1941–2003) – французский продюсер (фильмы Бергмана, Феллини, Тарковского, Пиала, Трюффо); был генеральным директором компании «Гомон», затем президентом «Юнифранс фильм». Жан-Люк Лагардер (1929–2003) – один из самых влиятельных французских предпринимателей, отец Арно Лагардера. Петифуры – печенье, которое обычно подают на приемах и коктейлях. Жюль Ферри (1832–1893) – премьер-министр Франции в 1880–1881, 1883–1885 гг. Принятый 9 декабря 1905 г. во Франции закон об отделении церкви от государства. Лаицизм – здесь: идеология, претендующая на вытеснение других идеологий, своего рода разновидность «гражданской религии» (то есть нечто большее, чем просто политический принцип секуляризации, в силу которого Церковь и религии отделены от государства). «Ni putes ni soumises» (NPNS) (франц.) – женское движение во Франции, организационно оформившееся в апреле 2003 г. Известный художественный критик, главный редактор журнала «Арт-пресс» Катрин Милле в 2004 г. выпустила нашумевшую книгу «Сексуальная жизнь Катрин M.». Рене Буске – бывший глава вишистской полиции. Прокуратура, куда были направлены обвинительные материалы против Буске, вела расследование, однако до суда дело не дошло, поскольку Буске был застрелен на пороге собственного дома. Во французских терминах явно звучит идея порабощения: grille – «сетка» и «решетка», chaîne – «канал» и «цепь».

http://azbyka.ru/fiction/ja-veruju-ja-to...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010