27 февр. 1594 г. в Шартре состоялась коронационная церемония. 6 марта герцог Майенский покинул Париж. 22 марта король во главе 4-тысячного отряда въехал в город через Новые ворота, заранее открытые лигёрским комендантом Парижа Шарлем де Коссе, гр. де Бриссак, которому были обещаны маршальский жезл и солидная пенсия. Парижский прево преподнес Генриху IV ключи от города, находившийся в столице гарнизон испанцев сдался. Король проследовал по традиц. маршруту для торжественных въездов и прибыл на мессу в собор Нотр-Дам. Лигёрам не удалось организовать сколько-нибудь серьезное сопротивление королевским войскам даже в Латинском квартале, который считался «цитаделью» К. л. 118 лигёров, в т. ч. проповедник Жан Буше, были изгнаны, остальным объявлялась амнистия. 22 апр. Парижский парламент и Сорбонна торжественно отменили все постановления, принятые против короля; подчинение ему вновь объявлялось обязательным для всех подданных. Вину за тираноборческую агитацию попытались переложить на иезуитов, воспользовавшись тем, что студент иезуитской коллегии Жан Шатель совершил покушение на короля (в янв. 1595 иезуиты были изгнаны из Франции). Весной 1594 г. были окончены переговоры о сдаче Руана, Гавра, Монтивилье, Понт-Одмера, Труа, Санса, Абвиля, Рьома, Ажена и др. городов, выступавших на стороне К. л. После осады (май-июль 1594) королю сдался Лан, затем Шато-Тьерри, Амьен, выступивший против герц. Ш. д " Омаля, лигёрского губернатора провинции, Бове, Нуайон. К кон. 1594 г. под власть короля перешла Бургундия. Кор. Генрих IV в образе Геркулеса, попирающего гидру, Католическую лигу. Ок. 1600 г. Мастерская худож. Т. Дюбрёйя (Лувр, Париж) Кор. Генрих IV в образе Геркулеса, попирающего гидру, Католическую лигу. Ок. 1600 г. Мастерская худож. Т. Дюбрёйя (Лувр, Париж) «Отвоевывая» королевство, Генрих IV вел боевые действия против К. л. в Провансе, Лангедоке, Бретани. В 1595 г. он объявил войну Испании. В том же году французским дипломатам удалось убедить папу Климента VII снять с Генриха Бурбона отлучение от Церкви, и представители франц.

http://pravenc.ru/text/1683911.html

Заместителем Диоскора был назначен архиепископ Иеруса­лимский Ювеналий. Предстоятелю Антиохийской церкви Домну, которого император Феодосий и Диоскор подозревали в несторианстве, было выказано явное пренебрежение тем, что в пре­зидиуме собора, который располагался на горнем месте храма, он занимал четвертое место. По правую руку от Диоскора вос­седал легат Римского епископа Льва Великого епископ Путеольский Юлий, от которого намеренно отделили другого легата, диа­кона Илария, впоследствии папу; в отличие от главы римской делегации, он знал греческий язык, на котором велась дискус­сия. Следить за ходом соборных деяний Юлию помогал специ­ально посаженный рядом с ним епископ Лидийский Флоренций, свободно владевший обоими языками. Третий легат, посланный в Эфес из Рима, пресвитер Ренат, умер в дороге. В состав рим­ской делегации входил также нотарий Дульциций. Архиепископ Константинопольский святой Флавиан занял в президиуме пятое место. Среди видных участников собора были также Фалассий Кесарийский, Василий Селевкийский , Евсевий Анкирский, Онисифор Иконийский и Евстафий Виритский. Вместе с Диоскором из Египта прибыли на собор 20 епископов и целая толпа параваланов. Церкви Сирии и Палестины представлены были в Эфе­се каждая примерно 15 епископами. Всего в соборе участвова­ло 135 архиереев. Среди полноправных членов собора оказалась, в соответствии с распоряжением императора, и такая колоритная личность, как сирийский монах архимандрит Варсума, или Бар-Саумо, который пришел в Эфес с толпой монахов из монастырей, расположен­ных на границе с Ираном. По, вероятно, гиперболизированной характеристике Тьерри, Варсума «составил шайку, вооружен­ную палками, лопатами, заступами, и во главе ее разорял сосед­ние долины Евфрата, грабил церкви и жег монастыри, которые казались ему недостаточно православными, изгонял или убивал епископов, которых по своему грубому рассуждению принимал за несторианцев... и его имя наводило ужас на Сирию... Случай привел его в Константинополь, император пожелал его видеть, и Евтихий взял его под свое покровительство. Герой несторианских убийств говорил только по-сирийски и не понимал ни сло­ва по-гречески» 695 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Сын творит в многообразии твари, в творческом разноименовании вызываемой из небытия твари, в софийном слове о ней, что и отразилось в многообразии знания и самопознания твари, чёткости и ограниченности её форм. Дух Святой явил Себя в устремлённости твари к своему совершенству, к участию в Славе Божьей, к слиянию несозданной Фаворской Красоты Дух Святой явил Себя в библейском «и вот хорошо весьма» – в полноте бытия. Ибо Он и есть Живое сияние несозданной Красоты и Славы. Дух Утешитель есть Жизнь, Красота и Слава. Вот образец всесовершенства: Основа Бытия – Отец явлен в Слове – Сыне и прекрасен, прославлен в Духе Святом. Говоря словами св. Иоанна Дамаскина , Отец «издревле всё вывел из небытия, созидая Словом, совершенствуя Духом». На языке философии, пользуясь счастливым выражением Тьерри Шартрского, замечательного мыслителя XII века, можно сказать: Бог Отец есть действующая причина (causa efficiens), Бог Сын – формообразующая причина (causa formalis), Бог Дух Святой – конечная причина (causa finalis). Таков образ совершенства, явленный в твари и для твари. Он бесконечно высок, являясь Самим Творцом. «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» ( Мф.5:48 ). Если не относиться к этому страшному и радостному тексту формально-риторически, то это значит, что тварь должна быть творчески свободна, как Отец, должна, как Отец, родить вне свободы Сына и просиять сверх свободы Духом. И этим оправдать и выявить свою софийность, своё богомудрое «начало». Но так и произошло. Вызванная к вознесению из небытия в бытие тварь в самом совершенном взлёте своём оправдала своего Создателя и сама оказалась оправданной от чад своих. «И оправдалась Премудрость от чад своих». Она родила Своего Создателя, Она стала Его другом, Она просияла Духом в славе всесовершенной Красоты. А что ещё впереди! Какая слава! Какая Красота! Велики и несказанны дела и дни Господа, преславен Его труд по воззванию мира из ничего! Повинуясь Отчей свободе, сходит в её бездны Творящее Слово и шесть дней ходит по творческим мытарствам. Настаёт седьмой день упокоения и утешения в эоне Красоты Духа Святого. Премудрость, явленная в мире, блистает вечным совершенством, изливает из Себя Несозданный Свет, и Свет Тот стал жизнью человечества, ибо в нём рождено и воплощено Слово. После мытарств и трудов дней творения Слово упокоилось в недрах Софии-Премудрости. И великое совершенство, великая удача твари явились в том, что Она родила Своего Творца. И возрадовалась в великой праздничной красоте «вся тварь», «Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуются». Это и есть седьмой день – суббота.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/6-dnej...

Упомянем нескольких интеллектуальных лидеров той эпохи: Ансельм, архиепископ Кентерберийский († 1109 г.) — один из основоположников схоластического метода, примирявшего веру и разум на основе понятийного аппарата античных философов (в особенности — Аристотеля). Составил онтологическое доказательство бытия Божиего: из понятия Бога, как Существа Совершенного, вывел реальность Его бытия (т.к. неполнота бытия — несовершенство). Сформулировал юридическую трактовку догмата об Искуплении. В Католицизме — учитель Церкви. Пьер Абеляр († 1142 г.) — магистр Парижской Соборной школы, выдающийся рационалист, «странствующий рыцарь диалектики», которой он лишь однажды изменил ради любви к прекрасной Элоизе. Окончательно отождествил теологию с философией. Был дважды (1121 и 1141 гг.) обвинен в несторианско-пелагианской ереси. Умер на покое в Клюнийском монастыре, оставив откровенные воспоминания «История моих бедствий». Бернар Клервоский († 1153 г.) — отпрыск знаменитого рыцарского рода, прошел суровую школу аскезы в монастыре Сито. В 1115 г. основывает монастырь Клерво и становится строителем Цистерцианского ордена. Пламенный проповедник, церковный политик и выдающийся философ-мистик, он разработал учение о 12 ступенях смирения и четырех степенях любви, с помощью которых душа возносится в сферу Божественной истины. Под его влиянием возникла Сен-Викторская мистическая школа при монастыре св. Виктора, основанного на окраине Парижа Гильомом из Шампо в 1108 г., которая разрабатывала методику созерцания и боролась с рационализмом. Из философов викторианцев известны: Гуго († 1141 г.), Ришар († 1173 г.) и Вальтер (XII в.) Сен-Викторские. Шартрская школа, основанная епископа Фульбертом († 1028 г.), наоборот, развивала умеренный рационализм. В XII в. ее возглавляли: Бернар Шартрский (до 1124 г.), затем — его ученик Жильбер де ла Поррэ (или Порретанус; † 1154 г.), затем — мл. брат Бернара — Тьерри († 1155 г.) — соратник и единомышленник Абеляра. Примыкали: Бернар Турский († 1167 г.) и Гильом из Конша († 1145 г.).Характерной особенностью западной церковности стали духовно-рыцарские ордена, например, такие как Картезианский орден, Цистерцианский орден, Тевтонский о рден, а также Тамплиеры, Кармелиты, Госпитальеры (Иоан ниты), Францисканцы, Доминиканцы, Августинцы и др. Они возникли в связи с главными четырьмя «Крестовыми походами» (1096–1204 гг.).

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

Один – так, другой – иначе, но такими-то людьми теперь наполняется Церковь ”. Прозелиты времени Феодосия ввиду этого едва ли могут быть названы во всем своем количестве, так сказать, доброкачественными прозелитами. И это не было виной Церкви» ( Кипарисов В. О свободе совести. Опыт исследования вопроса в области истории Церкви и государства с I по IX в. Вып. I. M., 1883. С. 290–291). Естественно, были и случаи совершенно противоположного характера. Пример тому – Синесий, единодушно избранный паствой во епископа Птолемаидского: хотя он не был крещенным и не разделял всех пунктов христианского вероучения (к тому же категорически отказался расстаться с любимой женой), Феофил совершил его хиротонию, и ни паства, ни Александрийский архиепископ не пожалели о своем выборе. Синесий был абсолютно искренним, «и его обращение к христианству совершалось именно путем медленного усвоения христианских истин и проникновения ими, без всякой неожиданной и мгновенной аффектации, без быстрого перелома в душе» (Остроумов А. Указ. соч. С. 280). 622 Из литературы на русском языке, особенно переизданной в последнее время, следует отметить прежде всего: Болотов B. В. Лекции. Т. 4. С. 175–236. Строго православным видением отличается популярная (но не в ущерб знанию предмета) книга: Иоанн, епископ Аксайский. История Вселенских Соборов. M., 1995. С. 68–142. К сожалению, этого не скажешь о работе: Карташев A. В. Вселенские Соборы. M., 1994. С. 195–241. Научные достоинства ее весьма скромны, а точность и верность оценок автора очень сомнительны. Не потерял своего значения блестяще и талантливо написанный очерк: Тьерри А. Кирилл Александрийский и Несторий, ересиарх V века (M., 1997). Однако он почему-то переиздан (в некоем издательстве «Путем зерна») весьма странным образом: на титульном листе отсутствует имя автора, но фигурирует только имя переводчика (Д. Поспехова). Публицистическая статья диакона Андрея Кураева, данная здесь в качестве предисловия, явно не соответствует своему назначению. К тому же она страдает, к сожалению, поверхностностью и некомпетентностью суждений.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Об архитектурном облике К. можно судить по памятникам романского и готического периодов (время перестройки более ранних монастырских комплексов). Как правило, обрамление К. имело вид простых аркад, пролеты к-рых могли украшать колонны. Из Жития св. Одилона, аббата Клюни, известно, что в конце жизни он построил в мон-ре еще один К. (ок. 1042). Для его оформления с большим трудом по рекам из отдаленных мест сплавляли мраморные колонны; это строительство дало повод сравнивать св. Одилона с имп. Августом Октавианом Клуатр в аббатстве Сен-Пьер в Муассаке, Франция. Сер. XI в. Клуатр в аббатстве Сен-Пьер в Муассаке, Франция. Сер. XI в. (Vita Sancti Odilonis. Lib. 1. Cap. XI//PL. 142. Col. 905-906). Капители колонн в К. начиная с сер. XI в., особенно в мон-рях Каталонии и юга Франции, богато украшали, размещая зоо- и антропоморфные орнаментальные композиции, в т. ч. с сюжетами из ВЗ и НЗ, а также из житий святых, как, напр., в К. аббатства Сен-Пьер в Муасаке (Лангедок), сер. XI в. На гранях столпов сохранились рельефы с образами апостолов в рост, а также портрет заказчика, аббата Дюрана де Бредона, погребенного перед входом в К. ( Braunfels. 1969. S. 109-110. Abb. 19). Об иконографии скульптурного убранства можно судить также по памятникам письменности, напр. по «Апологии» св. Бернарда Клервоского , обращенной к Гийому, аббату монастыря Сен-Тьерри (Apologia ad Guillelmum. 1127). С поразительной наблюдательностью в ней описана скульптурная декорация К. клюнийского аббатства Сен-Дени, вызвавшая осуждение читателей ( Bernard. Clar. Apologia//PL. 182. Col. 915-916; Mortet, Deschamps. 1929. P. 43; История эстетики. 1962. Т. 1. С. 282-283; Rudolph. 1990. P. 282; Bernard de Clarvaux. 2005. P. 54-55). Сюжеты и мотивы подобной декорации чрезвычайно близки тератологическому орнаменту, который господствовал в европ. искусстве книжной иллюминации в раннем средневековье, получив распространение в Др. Руси, где сохранял устойчивые позиции, напр. в новгородской книжности, вплоть до сер. XV в.

http://pravenc.ru/text/1841516.html

дом, обрушилось, и за этим следовали восклицания и удивление, – все взывали, что только молитва царя спасла от гибели такое множество народа» 2843 . Вполне согласно с непреодолимым желанием царя обратить государство в церковь , советники стремились достигнуть этого путем продолжения церковной политики императора Феодосия Великого 2844 . Уже в 394 г. был от имени Аркадия издан строгий закон, запретивший еретикам богослужение, обучение и церковные организации 2845 . В следующем году были отменены все ранее существовавшие облегчения 2846 и взамен этого узаконено: haereticorum vocabulo continentur, qui vel levi argumento a judicio catholicae religionis et tramite detecti fuerint deviare 2847 . В тесной связи с этим находится образ действий Аркадиева правительства против язычников. После того, как уже в 397 г. в Сирии материал разрушенных храмов был употреблен на проведение или улучшение улиц, мостов, водопроводов и стен 2848 , в 399 г. последовал общий указ без шума (sine turba ac tumultu) разрушить все языческие капища si qua in adris templa sunt 2849 . Пожалуй, важнейшим событием в этом отношении надо признать разрушение Марнейона и семи других храмов в Газе в 401 г. 2850 В стороне от всего этого стоит религиозная политика к иудеям, обусловленная, по-видимому, взятками последних Евтропию. Им были пожалованы подобная епископской юрисдикции подсудность и право убежища 2851 . В истории развития церковно-правительственной власти царствование Аркадия ознаменовалось упорной борьбой Константинополя и Александрии. Опираясь на императора Феодосия Великого, Нектарий на почве 3 канона константинопольского собора 381 г. занял среди иерархов восточной церкви положение, соответствующее в гражданском управлении должности префекта претории. Против этого решительно восстал Феофил александрийский. На личности этого епископа нам необходимо несколько остановиться. Среди своих современников, говорит Амедей Тьерри 2852 , Феофил слыл за одного из величайших богословов, но в то же время и за одного из наиболее злых людей своего

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Рассмотренные на Халкидонском соборе послания монахов выяснили, между прочим, отцам собора и гражданской власти, что правовое положение монашества было в Византии крайне неопределенное. Положение иночества, как отдельного института в церковном строе империи, его отношение к власти епископской не имело в законодательстве соответствующих узаконений. Те отдельные постановления императоров и поместных соборов, какие касались проявлений аскетических стремлений среди христиан, были случайны и отрывочны. В зависимости от такого характера последних стояло разнообразное, не всегда одинаковое, отношение императоров к монахам, с одной стороны, и отсутствие правильной организации внутренней жизни монашеских общин – с другой. Последние, пользуясь своим громадным нравственным влиянием на христианское общество, начали враждебно относиться к церковной иерархии, в её справедливых требованиях видели притеснения; возникли среди них злоупотребления званием инока. 496 Определить место монашеского сословия в христианской церкви, указать, что только истинные монахи могут рассчитывать на уважение, подобающее носителям аскетической идеи и, наконец, канонически установить их отношение к иерархии и миру – эту задачу взял на себя и выполнил четвертый вселенский собор. Из 30 канонов, внесенных этим собором в церковное право христианской церкви, около трети так или иначе относятся к монашескому сословию. Для нас важны, главным образом, те из них, которые определяют место и значение монашества в общецерковной жизни и тем самым отражаются на степени церковно-исторического значения монашества вообще и палестинского – в частности (прав. 4, 18 и 23). В этой стороне деятельности Халкидонского собора можно видеть одно из оснований для того продолжительного и упорного отрицания его вселенского значения, какое проявила большая часть палестинской монашеской общины в течение 451–486 гг. По справедливому замечанию Тьерри, «инициатива канонов, относящихся к монахам, принадлежат светской власти; они задуманы ею в интересах общественного порядка”. 497 В конце шестого соборного заседания имп. Маркиан предложил внимание отцов “некоторые пункты, касающиеся чести собора»; эти пункты, сказал император, «мы представляем вам, почитая приличным, чтобы они были лучше канонически определены вами на соборе, чем установлены нашими законами». 498

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Есть основания полагать, что обе означенные проповеди сказаны Кириллом после вторичного низложения, т. е. после 11 июля. Это, во- первых, переход семи епископов, державших сторону Нестория, на сторону православных и, во-вторых, радостный, бодрый и благодушный тон обеих проповедей. В 4-й беседе св. Кирилл ясно указывает на то и другое. «Сие присутствие св. отцов, говорит он (р. 992), произвело во мне, много огорченном, радость. Ныне исполнилось на вас сладостное слово псалмопевца Давида: «се что добро или что красно, но еже жити братии вкупе“ ( Пс. 132,1 ). В конце же сей беседы он так самоуверенно и торжественно говорит (р. 996): «но довольно и того, что сказано нами против него (Нестория).... А нам пусть выпадет на счастье беречь и почитать единство, быть покорным боголюбезнейшему императору, подчиняться начальствам и властям, благоговейно чтить нераздельную Троицу“... 5-я же проповедь вообще дышит благодушным тоном. Между тем, как присоединение епископов, так и благодушное, исполненное радости, настроение Кирилла были после 11-го июля. Именно у Порфирия Попова в его монографии о Кирилле Александрийском (Приб. к твор. св. оо. т. 13, стр. 277) присоединение семи епископов к православному собору показано под 13-м июля, к каковому дню отнесено им и 3-е заседание Эфесского собора (с папскими легатами). Но так как мы в датах следуем Тьерри («Несторий и Евтихий“...), у которого 3-е заседание помечено 11-м июля, – но о переходе епископов однако вовсе не упомянуто, – то и присоединение епископов относим к 11-му июля; в это же время, конечно, была произнесена и 4– я проповедь. Благодушное же и радостно е настроение у Кирилла могло быть именно после прибытия папских послов и продолжалось приблизительно до 16 июля, к какому времени относятся уже другие проповеди Кирилла, – и настроение его изменяется в виду неблагоприятного взгляда Двора на его и Мемноновы действия, – изменяется, благодаря несправедливым доносам Иоанна Антиохийского, комитов – Кандидиана, Иринея и проч. Радостное же настроение с 11-го до 16 июля было, конечно, от прибытия и единодушного с ним действия папских послов и от присоединения 7-ми епископов.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Ефеская церковь , эта возлюбленная дщерь ап. Иоанна, в V в. далеко была не похожа на ту церковь , которую он рисует в своем апокалипсисе 2902 . Симония там царила всесильно. Все, говорит Тьерри 2903 , там продавалось и покупалось: епископство, пресвитерство, диаконство; дары св. Духа были обложены пошлиной, смотря по тому, что ими приносилось. Испорченность царила в пастве и пастыре. Необходимость избираемому на епископскую кафедру кандидату покупать голоса избирателей порождала со стороны избранного епископа новую необходимость – продавать духовные должности из опасения разорения и себя, и жены, и детей. В начале сентября 399 г. в Константинополе имел место собор по делу, неизвестному истории 2904 . Всех участников было 22 2905 . Главнейшими из них были св. Феотим томский (в Скифии), Аммон адрианопольский (во Фракии), Аравиан анкирский (в Галатии) и, наконец, Антонин ефесский 2906 . Мы не знаем, сколько времени последний был епископом и кому преемствовал, знаем только, что епископат его не принес чести и славы церкви 2907 . Когда названные епископы в воскресение, перед соборным заседанием, вошли в церковь для совершения Евхаристии, Евсевий валентинопольский подал челобитную, адресованную на имя Златоуста, в которой обвинял шесть азийских епископов в симонии, а Антонина ефесского в том, что он купил свой епископский сан и в свою очередь, чтобы возвратить затраченный капитал, продавал должности епископам, которых посвящал: смотря но доходности он обложил таксой все кафедры, на которые он назначал епископов, последние же – в свой черед возмещали издержки через продажу священнических мест и св. тайн; приказал обратить священные сосуды в слитки и подарил это серебро своему сыну; от дверей крещальни похитил мрамор, которым и украсил свою баню; далее он перенес в свой триклиний принадлежавшие церкви колонны; произвел другое хищение, более важное и наглое продажу в свою пользу мыз, завещанных церкви Василиной, матерью императора Юлиана; держит у себя в качестве слуги мальчика, виновного в убийстве, не наложив на него даже епитимии;

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010