Другими словами, иконографические данные являются дополнительным аргументом в поиске общего источника этих сюжетов. Он может быть найден в иконографии рукописей IX века. В этот постиконоборческий период культ Честного Креста обогатился новым историческим содержанием, особыми символическими и литургическими смыслами. По мнению Н. Тьерри, в эту эпоху «культ Креста как символа сменяется культом реликвии». Это объясняет, почему изображение Святого Креста со свв. Константином и Еленой по сторонам получает распространение только после иконоборчества. Со своей стороны, праздник обретения Главы Иоанна Крестителя также приобретает чисто символический характер. Согласно афонскому императорскому Минологию из монастыря Кутлумуш (XI в.), «она (Глава) разгоняет тучи болезней и еретические ошибки дурных отцов». Мы полагаем, что иконография обретения и прославления двух знаменитых реликвий складывалась в контексте богословских дискуссий, переоценки значения реликвий и их восприятия верующими, которые явились следствием иконоборческого кризиса. Именно поэтому две иконографические темы, весьма разнообразные в деталях, сохранили общую изобразительную структуру. Вероятно, как темы, объединенные общими дидактическими и символическими идеями, они разрабатывались в одних и тех же художественных мастерских византийской столицы, воплощая в иконографии ритуалы празднований, посвященных этим реликвиям. Michele Bacci Relics of the Pharos chapel: a view from the Latin West Although the present paper will focus on the most important shrine of christological mementoes in the Central Middle Ages, i.e. the skevophylakion of the Great Palace, the church of the Theotokos of the Pharos in Constantinople, it is necessary to start with a preliminary remark, just in order to point out how several collections of Christological relics – claiming to reproduce, more or less convincingly, the aura of the most sacred shrines in Jerusalem and the Holy Places – spread throughout Europe from the late 10th through the 13th century; meaningfully, their public veneration was always sponsored by the leading institutions of the continent.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В приложении: 7 . Петров Н. Протоколы заседаний Совета Киевской Академии (17 августа 1879 г.) (1–16). Март 1 . Сильвестр, архимандрит. Из чтений по догматическому богословию [продолжение §§ 94–105] (293–362) 2 . Попов К. Тертуллиан , его теория христианского знания и основные начала богословия [продолжение] (363–394) 3 . Певницкий В. Ориген и его проповеди [продолжение] (395–439) 4 . Линицкий П. Наука и религия. О законах мышления [начало] (440–476). Том 2 Апрель 1 . Иероним, блаженный (в русском переводе). Толкование на книгу Екклезиаст, к Павле и Евстохии. Перевод двух бесед Оригена на книгу Песнь Песней (89–174) 2 . Тумасов Н. Религиозно-общественные учреждения древнего языческого Рима [продолжение] (477–522) 3 . Певницкий В. Ориген и его проповеди [окончание] (523–563) 4 . Попов К. Тертуллиан , его теория христианского знания и основные начала богословия [продолжение] (564–630) 5 . Порфирий (Успенский) , епископ. Проповедники в Греции, Фессалии, Эпире и Македонии (631–678) 6 . Н.И. Петров. Известия церковно-археологического Общества при Киевской Академии (за январь и февраль 1880 г.) (679–692) В приложении: 7 . Расписание испытаний студентам Киевской Духовной Академии за учебный 1879/80 год. (1–8) 8 . Прием воспитанников в Киевскую духовную Академию (1–4) Май 1 . Августин, блаженный , епископ иппонийский (в русском переводе). О граде Божием, книга третья (117–176) 2 . Олесницкий А. Государственная израильская летопись или книги царей херема (3–83) 3 . Попов К. Тертуллиан , его теория христианского знания и основные начала богословия [продолжение] (84–144) 4 . Тьерри А. Несторий и Евтохий, ересиархи V-ro века [продолжение] (145–174) 5 . Н.И. Петров. Известия церковно-археологического Общества при Киевской Академии за март 1980 г. (175–180) Июнь 1 . Иероним, блаженный (в русском переводе). Шесть книг толкований на пророка Иеремию (175–254) 2 . Попов К. Тертуллиан , его теория христианского знания и основные начала богословия [окончание] (181–235) 3 . Петров Н. Киевская искусственная литература XVIII века, преимущественно драматическая [продолжение] (236–272)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Литература: 1 . Святитель Иоанн Златоуст . Письма к диакониссе Олимпиаде. – В кн.: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста , архиепископа Константинопольского. Т. 3, кн. 2, СПб., 1897, с. 565–649. 2 . Тьерри А. Святой Иоанн Златоуст и императрица Евдоксия. Перев. с фр. М., 1884. 3 . Преображенский В., протоиерей. Святые учители веры и благочестия. Июль, М., 1904, с. 377–386. Преподобная дева Евпраксия Египетская подвижница IV века, родилась в Константинополе и была родственницей императора Феодосия Великого (379–395). Ее родители, Антигон и Евпраксия, были целомудренны и благочестивы. После рождения дочери они жили как брат и сестра в духовном союзе согласно заповеди апостола ( 1Кор.7:29–31 ). Будучи весьма богаты, они стали раздавать свое имущество нищим. Прожив три года в браке, Антигон умер; годовалую же сироту Евпраксию взял на воспитание император. В пятилетнем возрасте он обручил ее с одним из сыновей римского сенатора. Через некоторое время мать Евпраксии, желая уйти от соблазнов мирской жизни, покинула столицу и уехала с маленькой дочерью в Египет, где у них оставалось немалое состояние. Египетская Фиваида представляла в то время место высочайших монашеских подвигов. И в женских монастырях жизнь отличалась строгостью. Мать и дочь часто посещали Тавенский монастырь, где жили 130 монахинь. Они вкушали преимущественно хлеб с водой и зелень, никогда не употребляли ни масла, ни вина. Питались они раз в день, иные же через день или несколько дней. Инокини не отдыхали, носили власяницу и обходились без лекарств. Обители они никогда не покидали. В этой обители сердца семилетней Евпраксии коснулась Божия благодать. По внушению Духа Божия, Евпраксия не желала покинуть монастырь. После многих слез и уговоров мать оставила там девочку, вверив ее Христу, любовь и верность Которому святая Евпраксия исповедала с недетской разумностью. На следующий день игумения облекла Евпраксию в ангельский образ. Мать же предалась делам милосердия и, не задумываясь, раздавала свое имение нуждавшимся. Вскоре она отошла к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Но среди этой тьмы непроглядной, скажем опять словами святителя, как яркие светила среди глубокого мрака 915 , сияли души добрые, святые, чистые; – благочестивые мужи и жены, верные правде и любви Христовой с такой силой, энергией и самоотверженностью проповеданные Св. архипастырем. Не велик этот сонм, но ведь не часты и звезды на небе Божием! На высоте тверди небесной мы видим только светила больших величин, а многое множество меньших различить не можем. Так в церкви Константинопольской за время Златоуста мы видим и знаем только самых видных из бывшего тогда сонма святых. А было несомненно и кроме этих единиц, известных нам, несколько и, быть может, много, боголюбезных людей. «Такие богоугодные мужи есть и в городах», свидетельствует святитель, «хотя ты и не подозреваешь их существования» 916 . При всей порочности нравов этого времени, мы знаем, как желание добра, расположение к истине жило в сердцах и в совестях народа к святому архипастырю мученику. Да! Еще было и в этом обществе, погрязшем в пороках, семя святое, еще таилась искра добра. Оканчивая наше обозрение нравственного состояния Константинопольского общества за время Златоуста, мы, оставаясь верны исторической справедливости, не в праве умолчать о столь отрадных явлениях в этой среде, как святые жены – диаконисы. Мы знаем уже их имена, но картина была бы не окончена, если бы ничего более не сказали о них. – Святитель, совершая свой великий подвиг, изнемогал, как Христос в саду Гефсиманском, сознавая всю необъятность современного зла и падал под тяжестью своего креста, как Господь на пути страданий. Но как к Спасителю явился ангел, укрепляющий его, так и святой страдалец – святитель имел утешение в искреннем сознании, что среди нечестивцев, окружающих его, есть истинно благочестивые люди, которые вносили сладостное утешение в жизнь Св. архиерея, как замечает Тьерри о Св. Олимпиаде 917 . Насколько утешительны были эти отрадные явления для Св. архипастыря среди тернистого его пути, среди того мрака страстей людских, царивших в его пастве, уясняют нам его письма из его изгнаннической жизни... «Мы желали бы видеть и обнять твою любезную нам особу», писал Св. Иоанн к Пеанию 918 , «усердно прошу твое благородие как уведомлять нас о своем благоденствии, так и других, кто нас очень любит». «О твоей любви к нам я знал и прежде», писал святитель Пентадии, «видел ее из самых дел твоих... но теперь уверился в ней положительнее. Ты, как орел, поднялась на свойственную тебе высоту свободы. Ты мирно плыла среди этого беснующегося моря. Надейся, что верно и скоро доплывешь и до пристани, в которой ждут тебя многочисленные венцы» 919 .

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Nikolsk...

В течение тысячелетнего существования нашей науки было выпущено много изданий и святоотеческих творений и создалась обширная литература об этих творениях. Для ознакомления с ними необходимы особые библиографические указатели. Таковые дают: 1) Шттиг, 2) продолжение его труда: Даулинг, 3) Эрнест Ричардсон, 4) Альберт Эрхард (католик). Довольно точные библиографические указания помещаются в отмеченных выше курсах патрологии, именно в «Библиотеках» Фабриция и в «Истории древне-церковной литературы» Барденхевера, а также в «Истории византийской литературы» Крумбахера. Печатные издания творений святых отцов Коллекции издания творений святых отцов появились вскоре после изобретения Гутенбергом книгопечатания [(в XV в.)]. Древнейшие из них напечатанные до 1560 г. (называются incunabula – пелёнки). Они тщательно передают рукописи и важны теперь в том отношении, что заменяют собою те из рукописей, которые теперь уже утрачены. К первой половине XVI в. относится средний период изданий. Таковы издания учёных парижских филологов и типографов Роберта († 1559) и Генриха (сына Роберта † 1594) Стефанов, отличающиеся правильностью текста и изяществом печати. Уступают им издания базельских типографов Иоанна († 1527) и (его сына) Иеронима Фробенов, которым помогал учёный гуманист Эразм Роттердамский († 1536). Выдающееся место между ними принадлежит изданиям Бенедиктинской конгрегации св. Мавра; они дают правильный текст и предметные индексы. Из бенедиканцев заслуживают упоминания: Мабильон († 1707), издавший труды католического отца Бернарда Клервосского, Тьерри Рюинар (Thierry Ruinnart, † 1709) – акты мучеников, Монфокон (В. de Montfaucon, † 1762) – свв. Кирилла Иерусалимского , Киприана Карфгенского, Иустина Философа . После бенедиктинцев в деле издания творений святых отцов много потрудились иезуиты: Фронтон дю Дюк († 1624) издавший [труды] свв. Иоанна Златоуста и Иоанна Дамаскина ), Сирмон (J. Sirmond), Дионисий Пето (Petavius; – свт. Епифания Кипрского ) и доминиканцы – Франциск Комбефи (Fr. Combefis, † 1679). Многие учёные издавали не отдельного писателя, а сборники из разных авторов: Auctarium («дополнение»), Analecta, Collectanea [«собрание»], Miscellanea («смесь»), Spicilegium («сборник колосьев»), Thesaurus («Сокровище») и т.п.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

I. Сократ в своей церковной истории (кн. VI, гл. 18) указывает беседу на усекновение главы Иоанна Крестителя. Принадлежит ли она Златоусту? Отвечаем: несомненно! Сравните слова 1-е и 2-е пред отправлением в первую ссылку с этим словом на Иродиаду и вы увидите: те же мысли, те же выражения, то же вдохновение, ту же решимость, то же бесстрашие, ту же силу веры, ту же непоколебимость упования и совершенно одинаковую степень любви к Богу и людям. Почему же не допустить? Не нашлось в греческих подлинниках? Мало ли что затеряно. Из десяти бесед о милостыне мы имеем шесть–семь бесед. Была же речь Златоуста о примирении с Северианом отыскана «по неисповедимой случайности» в старинном латинском переводе (Тьерри, стр. 84)? Может быть, когда-нибудь отыщется где, в неизвестном книгохранилище, и слово на Усекновение, имеющееся у нас на славянском языке. Такое слово, как слово «на Усекновение», конечно, враги, естественно, должны были разорвать на мелкие клочки, бросить, сожечь, развеять по ветру. Это слово для них – правда, колющая глаз, – огонь палящий; это меч, способный пройти до самых сокровенных внутренностей; вот уж именно слово «судительное помышлением и мыслем сердечным». Так может говорить только человек, совсем готовый на смерть. Св. Иоанн и был в таком положении, и он несомненно это слово сказал. Терять больше нечего, все потеряно, и вот, по пословице «дешево не отдамся», страдалец отдал себя дорогою ценой. «Царица – лютый враг Церкви Божией! Получи твое и иди в ад кромешный трястись в нескончаемые веки!» Да! что бы ни писали против этого вдохновенного слова разные патрологи, мы останемся верны вашей матери – Православной церкви, давшей это слово в назидание своим чадам – в своем церковно-учительном «Маргарите». К. Беседа, говоренная Св. Иоанном Златоустом пред кончиною его – перев. И. Иринея (1819 г.) – есть несомненно подложная и если не измышление о. Иринея, то прямо порождение средневековой схоластики, – имеет приступ, изложение и заключение, – выдыхающейся теперь окончательно из наших средних учебных духовных заведений.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Nikolsk...

Отца нашего Иоанна, Архиепископа Константинопольского-Златоустого, составл. священ. В. Лебедевым. М. 1860 г. (Прибав. к Твор. Св. Отц., изд. при М. Д. Акад., т.т. XIV, XV и XVI). 6) Жизнь Св. Иоанна Златоустог о, Архиепископа Константинопольского. М. 1860 г. Архим. Агапита. (Критический отзыв об этих двух сочинениях в журнале «Православ. Обозрение» 1860 г. т. III, стр. 296–299). 7) Св. Иоанн Златоуст в звании чтеца и в сане диакона и пресвитера. Соч. Ив. Малышевского. Киев 1892 г. 8) Св. Иоанн Златоуст и императрица Евдоксия. Соч. А. Тьерри., пер. с франц. изд. Л. Поливанова. М. 1884 г. 9) Св. Иоанн Златоуст . Соч. Ив. Мансветова (ст. в Прав. Обозрен. 1873 г. второе полугодие, стр. 183–209; 809–852). 10) Жизнь Иоанна Златоуста (из соч. J.Jean Chrisostome, considere comme orateur populaire, par Paul Albert – в Труд. К. Д. Ак. 1862 г. т. III, стр. 289–332; 427–485). 11) Житие и жизнь иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста , патриарха Константина града (Слав. четьи-минеи, ноябрь под 13 ч.). 12) Энциклопедический Словарь – изд. под редакц. проф. И. Е. Андреевского. 13) О свободе совести – В. Кипарисова . М. 1863 г. 14) Неделя в Константинополе – проф. Моск. Дух. Академ. А. И. Лебедева. Сергиев. Посад. 1892 г. 15) Реальный словарь классической древности – Фр. Любкер, перев. проф. В. И. Модестова. СПБ. и Москва 1884 г. 16) Третье великое благовестническое путешествие Св. Ап. Павла – Иером. Григория. Серг. Посад. 1892 г. 17) Чтения в обществе любителей духовного просвещения. 1871 г. кн. 11 и 12. 18) Происхождение древне-христианской базилики – И. Покровского , – церковно-археологическое исследование. СПБ. 1880 г. 19) Труды VI Археологического съезда в Одессе. Т. III, 1887 г., ст. Н. П. Кондакова : «Византийские церкви и памятники Константинополя» и отд. соч. Одесса 1887 г. «Изучение религиозно-нравственного характера христианского общества, какого то бы ни было времени, представляет большие трудности. Нравственность и религиозность составляют собою факты не столько внешней, сколько внутренней, сокровенной жизни человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Nikolsk...

А император Феодосий, недостаточно изощренный в богословии, чтобы до конца понять логику христологической полемики, и вынужденный в этом, как и во многих других делах, полагаться на советников (это видно уже по тому, как резко на прямо противоположную изменилась впоследствии его позиция по отношению к разным участникам спора), озабочен был, как и в свое время святой Константин, тем только, чтобы в Церкви водворился мир, главным же виновником возникшего раздора и противостояния он действительно склонен был тогда считать Кирилла Александрийского. Это предубеждение возникло у него и ранее – под влиянием той информации, которая приходила к нему из Египта от его префекта Ореста. «Светские историки, – писал А.В. Карташев, – беспощадные к его церковному значению, рисуют Кирилла в очень мрачных красках как самолюбивого деспота и громителя языческого просвещения руками преданной ему варварской черни. Действительно, Кирилл по положению Александрийского епископа играл роль соправителя области вместе с гражданским губернатором Орестом. Орест был другом языческого просвещения и административным миротворцем среди сталкивающихся элементов населения: язычников и иудеев с христианами, греков с коптами. Между тем монахи и чернь, провозглашавшие своим вождем и владыкой святителя Кирилла, учиняли бунты, погромы и убийства, как, например, известное убийство ученой философессы Ипатии. И хотя за эксцессы толпы епископ не мог отвечать, но морально он был часто на ее стороне. Орест аттестовал его Константинополю как беспокойного администратора» . Святитель Кирилл Александрийский Еще одной причиной, усугубившей недоверие к нему Феодосия уже во времена начавшегося спора, была попытка Кирилла заручиться поддержкой святой Пульхерии в ситуации, когда он не мог полагаться на самого императора. Как писал А. Тьерри, «Кирилл хорошо понимал, что вся эта гордая и высокомерная осанка Нестория в отношении к Кириллу держится… на расположении к нему императора и его двора. Чтобы… поколебать эту опору… Кирилл отправил к императору мемуары, или записку, “О вере” – “Пери пистеос просфонитикос”, в которой, изложив различные неправые мнения о Лице Иисуса Христа, возмущавшие мир Церкви, а в том числе и новое учение, проповедуемое Несторием, в форме выдержек из его сочинений, не называя его, однако, по имени, доказывал явную неправоту его и несогласие с учением Слова Божия, призывая императора содержать и охранять святую истину веры отцов, как основание мира и благоденствия государства, в неизменной чистоте и положить конец религиозным смутам, возмущающим Константинопольскую Церковь.

http://pravoslavie.ru/50314.html

Давид мог бы успокоиться, но вместо того он в третий раз (1207) напал на владения Ласкаря, опустошил область Прусиады, изгоняя ставших на сторону Ласкаря крестьян. Получив от франков помощь людьми и провиантом, он дошел до Никомидии. Ласкарь послал против латинского отряда своего полководца Андроника Гида, который при местечке Трахее истребил франкский отряд в 300 человек; сам Ласкарь ударил на Давида и гнал его до Синопа. Вся область к западу от р. Галиса с городами Ираклией и Амастридой досталась победителю. Давид более не беспокоил Ласкаря, ему пришлось отбиваться от турок, решивших взять Синоп. Крепость была ими взята в 1214 г., и Давид пал при ее защите 47 . Помощь франков Давиду была нарушением перемирия Генриха с Ласкарем, но и латиняне жаловались на грабежи никейского адмирала. Впрочем, между энергичным устроителем империи Генрихом и новым греческим царем в Никее, франками не признанным в таком звании, не могло быть прочного мира. В конце 1206 г. Генрих отправил в Пиги Петра Брашейля с братом своим Евстахием, двумя другими баронами и с 140 лучшими рыцарями. Брашейль занял бывший в руинах Кизик, назначенный ему в лен, укрепил его со стороны перешейка двумя фортами и начал грабить владения Ласкаря. Произошел ряд стычек с переменным успехом. С другой стороны Тьерри де Лос занял свой лен Никомидию, укрепил ее акрополь и соседний «монастырь» св. Софии, откуда нападал на область Никеи, отстоявшую всего на один день пути. Макарий Сен-Менегу выстроил на берегу Никомидийского залива замок Харакс (ныне Херекс), развалины которого существуют и поныне. Гильом де Сане овладел Киосом, у которого вливаются в море воды Никейского озера. Латиняне оцепили Ласкаря со стороны моря и собирались утвердиться прочно, как во Фракии и Пелопоннисе. Царство Ласкаря оказалось в тисках между франками и турками (сельджуками), пробивавшимися и к Черному морю (у Синопа), и к Эгейскому (у Атталии, которую и взяли (1207), одолев Альдобрандино). Ласкарь не мог держаться один и завязал или возобновил сношения с Калоянном Болгарским, разорителем греческой Фракии, который, вероятно, и по собственной инициативе обложил Адрианополь.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

4 . Линицкий П. Наука и религия [продолжение] (273–305) 5 . Петров Н. Известия церковно-археологического Общества при Киевской Академии (за апрель 1880 г.) (306–322) В приложении: 6 . Петров Н. Протоколы заседаний Совета Киевской Академии (17 августа 1879 г.) (33–48) Том 3 Июль 1 . Августин, блаженный , епископ иппонийский (в русском переводе), О граде Божием, книга четвертая (177–232) 2 . Сильвестр, архимандрит. Из чтений по догматическому богословию [продолжение §§ 106–112] (325–389) 3 . Тьерри А. Несторий и Евтохий, ересиархи V-ro века [продолжение] (390–421) 4 . Порфирий (Успенский) , епископ. Проповедники в Фракии, частные, в Константинополе и Андрианополе (422–451) 5 . Петров Н. Известия церковно-археологического Общества при Киевской Академии (за май 1880 г.) (452–460) В приложении: 6 . Петров Н. Протоколы заседаний Совета Киевской Академии (19 октября 1879 г.) (49–80) Август 1 . Иероним, блаженный (в русском переводе). Шесть книг толкований на пророка Иеремию (255–356) 2 . Порфирий (Успенский) , епископ. Проповедники в Фракии, частные, в Константинополе и Андрианополе [продолжение] (461–523) 3 . Шуази. Апостольское предание [продолжение] (524–553) 4 . Петров Н. Киевская искусственная литература XVIII века, преимущественно драматическая [окончание] (554–575) 5 . Смирнов Ф. Описание коллекции древних русских икон, приобретенной церковно-археологическим Обществом [продолжение] (576–583) 6 . Петров Н. Известия церковно-археологического Общества при Киевской Академии (за июнь 1880 г.) (584–588) В приложении: 7 . Петров Н. Протоколы заседаний Совета Киевской Академии (19 октября 1879 г.) (81–128) Сентябрь 1 . Августин, блаженный , епископ иппонийский (в русском переводе), О граде Божием, книга пятая (231–296) 2 . Порфирий (Успенский) , епископ. Проповедники в Болгарии, Молдовлахии и Угорской Руси (1–56) 3 . Линицкий П. Наука и религия [продолжение] (57–95) 4 . Шуази. Апостольское предание [окончание] (96–136) 5 . Фоменко К., свящ. Древняя монолитная колонна на погосте Русского храма в Иерусалиме (137–143)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010