Отношением, от 17 сего января за 344, ваше сиятельство требуете доставить по приложенной форме сведения о содержании, получаемом мною, а также преосвященным Михаилом, епископом Брестским, и членами духовной консистории, священнослужителями кафедрального собора и начальниками монастырей Литовской епархии. Требуемые вашим сиятельством сведения по Литовской епархии не могут быть с точностью подведены под форму, приложенную при отношении вашем, посему я долгом считаю представить оные здесь в следующих пунктах: 1) На моё содержание предназначены следующие статьи: а) 1.200 руб. ассиг. в год столовых, из государственного казначейства, по Высочайшему повелению, изъяснённому в отношении бывшего министра духовных дел и народного просвещения Шишкова к покойному митрополиту Иосафату Булгаку, от 17 декабря 1827 года за 2002; б) по именному Высочайшему указу, данному Правительствующему Сенату во 2 день апреля 1833 года, недвижимый фундуш бывших Брестских епископов, состоящий из 500 душ крестьян и находящийся ныне в арендном содержании с получением от арендаторов чистого дохода 2.648 рублей серебром; в) по тому же именному указу 3.000 руб. ассиг. из государственного казначейства Брестскому епископу производившихся; г) по Высочайшему именному указу Правительствующему Сенату, от 2 марта 1838 года, 2.250 руб. ассиг. из государственного казначейства штатного жалованья по должности председателя Белорусско-литовской коллегии; д) по Высочайшему соизволению, изъяснённому в отношении ко мне вашего сиятельства, от 18 апреля 1839 года за 326, 6.000 руб. ассиг. пожизненного пенсиона из государственного казначейства; и е) по указу Святейшего Синода, от 17 апреля 1840 года за 4155, назначено мне (и будущим по мне) иметь кафедру в Вильно и именоваться священно-архимандритом Святотроицкого Виленского монастыря – имение сего монастыря доставляет от арендатора чистого дохода 7.000 руб. сер., следовательно, третья часть, мне причитающаяся, состоит из 2.333 руб. сер.; что же касается дохода от монастырских домов и капиталов, то таковой никак не может быть ныне определён, так как дела по сей части были в заметном расстройстве и приводятся в порядок только с поступления монастыря в моё ведомство. А всё содержание моё по означенным статьям состоит из 5.981 руб. сер., да из 12.450 руб. ассигн., кроме третьей части дохода от домов и капиталов Виленского Святотроицкого монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Однако же Римский двор не мог не чувствовать, что, рано или поздно, в Вильно или в Могилёве должно будет поставить архиепископа, которого и без его согласия назовут митрополитом – и вот что придумали для охранения выгод папского престола. Они утверждают, что власть над всеми Католиками Российской Империи не принадлежит существенно архиепископской кафедре и может быть от оной отделена без нарушения архиепископского достоинства; а как Вильно слишком (по их мнению) отдалён от центра Католицизма в России, то и полагают нужным сохранить власть над всеми Католиками в России кафедре Могилёвской, или другой, выгоднее Виленской в помянутом отношении расположенной; а Виленской архиепископской кафедре оставить только власть обыкновенную в пределах собственной епархии, и власть митрополитскую над своими суфраганами. Это – верх искусства. В самом деле, звание архиепископа, как сказано выше, есть почётное и не соединено ни с какими существенными правами, отличающими их от прочих епископов; власть же митрополитская, соединённая с папской, смотря по обстоятельствам и домогательствам, уделяется в большей или меньшей обширности всяким, епископам ли или архиепископам, по усмотрению пап, под названием власти доверенной (potestas delegata). Итак, Римский престол, достигнув своих предположений, усилить в России Католицизм блеском учреждённого в столице оного, Вильно, архиепископского достоинства, без всякого для себя предосуждения; ибо сущность митрополичьей власти будет по-прежнему зависеть от его мановения и возложится на стороннего епископа. Если при том председателем коллегии будет третий епископ; то опасная для Рима власть, бывшая отчасти в руках Сестренцевича, разделится натрое и так уравновесится, что всякий из сих трёх иерархов будет в состоянии противодействовать мерам правительства наравне с покойным Сестренцевичем, тогда как отдельные их покушения против видов Римского двора не имели бы никакой силы и взаимно бы уничтожались. Обезопасив себя таким образом от митрополичьей власти, папское министерство не с меньшею решительностью противится предположению правительства об уничтожении Могилёвской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

662 Из этого становится очевидным, насколько сомнительна была цифра, показывавшая число церковно-приходских школ, открытых при м. Иосифе. 663 Не этим ли сокращением числа церковно-приходских школ объясняется появление сообщения в 26 Литовских епархиальных ведомостей за 1873 год, перепечатанного из Русского Мира, в котором отмечалось более чем равнодушное отношение духовенства Гродненской губернии к образованию детей, из боязни, что крестьяне, сделавшись грамотными, менее будут расположены к церкви и менее будут заботиться о поддерживании приходского духовенства и, вообще, об удовлетворении приходских нужд. 667 Сведения, сообщаемые при сем, о церковно-приходских школах с 1884 года, излагаются, главным образом, на основании годичных отчетов Виленского епархиального училищного совета.  670 О нём пр. Филарет, бывший епископ Ковенский, дал в 1858 году весьма похвальный отзыв, указав на то, что он отличался примерною набожностью, хорошо учил народ в церкви и воспитывал своих детей, читал полезные книги, выписывая их на свои средства, и обращал на себя внимание ученым пчеловодством и пользовался уважением и доверием не только своих прихожан, но и окрестных жителей. 671 Нет сомнения, что духовенству придется много потрудиться в этом деле, так как еще многие, из крестьян упорствующих, враждебно настроены против школ церковно-приходских. Наглядною иллюстрацией сего может служить факт, имевший место в 1886 году г. в деревне Клепачах, Белостокского уезда, где крестьяне обратились к учителю церковно-приходской школы, только что открытой, с просьбою учить детей их в до обеденное время по-русски, а после – по-польски, причем поселяне обещали посылать тогда не только мальчиков, во и девочек. Дело окончилось тем, что учителю, не согласившемуся на просьбу крестьян, пришлось закрыть школу, за неимением учеников. 677 Сведения о деятельности Виленского братства, главным образом, заимствованы из братских отчетов за разные годы. 680 Братство же, в последние годы, устроило от себя бесплатные религиозно-нравственные чтения со световыми картинами на предместьях Вильны, – Снипишках и Новом Свете. 

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

О том же говорил и архиепископ Винницкий и Брацлавский (вскоре после Собра переведенный на Полтавско-Кременчугскую кафедру, ныне митрополит) Феодосий (Дикун). Сказанное владыкой Феодосием тем более впечатляло, что сам он еще недавно также был ревностным сторонником идеи автокефалии. Внезапный перевод его с «горячей» Ивано-Франковской кафедры на Винницкую, откуда Филаретом на покой был отправлен за несогласие с курсом на «самостийность» митрополит Агафангел (Саввин) (ныне митрополит Одесский и Измаильский), позволил архиепископу Феодосию пересмотреть свою позицию и стать в ряды противников обретения автокефалии на данном этапе Призывал даровать автокефалию УПЦ и Ровенский владыка Ириней, в епархии которого, по его словам, до 90% всех клириков высказались за самостийность. «Кто ответит перед Богом за народ, который окажется в безблагодатной автокефалии?»спрашивал архиепископ Ириней В то же время далеко не все западно-украинские архиереи выступили в поддержку идеи автокефалии, подтвердив тем самым, что предположение о том, что автокефалия может спасти Православие на Западе Украины, далеко не столь очевидно, как пытались это доказать епископы Львовский и Волынский. Так, епископ Черновицкий и Буковинский (ныне архиепископ) Онуфрий (Березовский) отмечал, что от встреч со многими автокефалистами и униатами вынес впечатление, что большинство из них изменило Церкви только по причине нежелания находиться под началом митрополита Филарета Другой активный защитник православного единства епископ Тернопольский и Кременецкий Сергий (Генсицкий) однозначно ответил на вопрос, почему, оказавшись в одинаково тяжелых условиях, одни западные епархии были практически уничтожены расколом и унией, а другие смогли сохранить Православие от разгрома: «Если пастырь стоит как столп среди житейского океана, то с ним спасается и его паства». Владыка Сергий отметил: «По собственному опыту могу сказать: можно служить, можно жить, можно действовать даже в тех страшных условиях, в которых мы оказались в Галиции. Одна из причин автокефального раскола в том, что ушедшие в него пастыри служили не ради истины, а ради своих земных интересов» Один из наиболее приверженных демократическим веяниям архиереев архиепископ Виленский и Литовский Хризостом (Мартишкин) также первоначально, по его собственному выражению, «горячо поддерживал эту идею» то есть автокефалию. Однако, в своем выступлении на Соборе он указал на то, что самостоятельность, дарованная Украинской Церкви в 1990 году, за полтора года дала только отрицательные результаты, ни в малой степени не повлияв на уврачевание раскола. Вину за возникновение раскола и реанимацию унии на Западе Украины, за нестроения в УПЦ и антиканонические прещения, которым подверглись ее епископы и клирики, владыка Хризостом возложил на митрополита Филарета. «Сегодня дарование автокефалии не приведет к единству, а будет лишь поражением Православия и расколом,»подытожил архиепископ Виленский свое выступление

http://sedmitza.ru/lib/text/440073/

За сим долгом поставляю просить покорнейше ваше сиятельство о сделании и с вашей стороны надлежащего распоряжения, чтобы местные гражданские начальства приняли участие в немедленной высылке упомянутых выше священников к назначенным для них причётническим местам, во сколько таковое участие окажется нужным, и чтобы за поведением их на новом местожительстве учреждён был надзор со стороны гражданской власти. Виленскому военному губернатору князю Долгорукову, от 12 июня за 421, с мнением по жалобе крестьян Виленского базилианского монастыря на притеснения дворового управления От 23 мая за 1872, ваше сиятельство препроводили на моё рассмотрение распоряжение просьбу фундушевых крестьян Виленского базилианского монастыря. Жалобы, в сём прошении заключающиеся, слишком общи, чтобы можно было иметь понятие о претерпеваемых, будто означенными крестьянами, притеснениях от управителя имения Шишки, а тем более, чтобы удостовериться о действительности оных. Посему я требовал от настоятеля монастыря Босяцкого нужного по означенному прошению объяснения; а между тем предписал ему прекратить немедленно всякие со стороны управителя Шишки злоупотребления, если таковые действительно допускаются, и вместе наблюсти, чтобы подавшие прошение крестьяне ни малейшее за сие не претерпели притеснения. По полученным ныне мною от настоятеля Босяцкого объяснениям, я не могу считать основательным упомянутое выше прошение; и едва ли монастырское начальство не более виновно в послаблении, чем в угнетении фундушевых крестьян. Впрочем, из сих же объяснений видно, что по распоряжению вашего сиятельства производится уже формальное дело касательно фундушевых крестьян: а, следовательно, я должен полагаться совершенно на открытие сим образом истины и поступление с виновными по законам, и засим всякое распоряжение по сему предмету с моей стороны уже было бы ныне излишним. Литовской духовной консистории от 18 июля за 432, о подвержении ведзьмянского священника Горбацевича назначенной ему коллегией епитимии за непринятие Московского служебника

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

1) исполнение по журналам делать с утверждения преосвященного Платона; 2) протоколы об утверждения старост, по делам метрическим, а равно по требованиям правительственных мест и лиц, не терпящим отлагательства, подносить на утверждение его же, преосвященного викария; 3) постановления по прочим делам, в особенности касающимся внутреннего епархиального управления и устройства, отправлять ко мне в Витебск, Могилёв, Минск, а после в Жировицы соображаясь с указанными выше числами до возвращения моего в Вильно; 4) таким же образом отправлять ко мне и конверты, на моё имя из почты поступающие; и 5) обо всём прописанном выше дать знать всем благочинным и настоятелям монастырей. Литовской консистории, от 20 мая за 1278, о назначении жалованья причётникам Виленского кафедрального собора По штату Виленского Николаевского кафедрального собора 1844 года, положено 1.000 руб. серебром на церковную прислугу, сторожам, звонарям, а также и на просфирню. Соображаясь с потребностями кафедрального собора и с изданными уже для городских церквей штатами, равно имея в виду, что причётники кафедральные, находясь непосредственно под надзором епархиального начальства, могут легче других показать свои достоинства и тем самым получать высшие места по собору или по епархии, – я назначаю на будущее время по кафедральному собору: 1) двух причётников с жалованьем по 80 руб., двух с жалованьем по 100 руб. и двух с жалованьем по 120 руб. в год, а всего на 600 руб. серебром; 2) просфирню с жалованьем в год по 80 руб., с тем, чтобы место сие занимала всегда вдова, знающая в совершенстве изготовлять просфоры, и обучала сему искусству других просфирен по епархии; 3) 6 сторожей и звонарей, с жалованьем в год по условию от 40 до 60 руб. серебром, с тем, чтобы сторожами сими возмещаться не только по собору, но и по домам, к нему принадлежащим; 4) из остающейся за сим, равно от могущих быть вакансий, суммы выдавать с моего утверждения прибавочные оклады в виде награждения причётникам и сторожам, отличившимся способностями, усердием, трудолюбием и долговременною службою.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Римско-католический священник Антоний Петкевич, уроженец нынешней Ковенской губернии, в 1845 году изъявил желание присоединиться к Православной Церкви, был тогда продержан и испытан чрез несколько месяцев при архиерейском доме в Жировицах, присоединён по разрешению Святейшего Синода с оставлением в священническом сане и определён на священническое место при Ковенском Александроневском соборе. С того времени, о духовном сем отзывались всегда отлично преосвященные викарии Литовской епархии Ковенские епископы Платон, Евсевий и Филарет – он удостоен был постепенно разных наград и в последний раз наперсного креста. В 1852 году, местный генерал-губернатор и попечитель учебного округа генерал-адъютант Бибиков, узнав, что священник Петкевич знает самогитский и литовский языки, и не имея никого, кому бы поручить цензуру книг, печатаемых на сем языке, с согласия моего, возложил на него частное рассматривание таковых книг. Он исправлял строго и добросовестно в течение пяти лет обязанность эту; но, разумеется, не мог не возбудить нерасположения к себе Римско-католического духовенства, по ведомству коего почти исключительно печатаются книги на означенных языках. Новые начальства, по своим видам, устранили священника Петкевича от вышеуказанной обязанности в 1857 году, с денежным единовременным награждением. Полезна или вредна эта мера – судить не моё дело. Частью для устранения Петкевича от неприятных в Ковне последствий сего распоряжения, частью по естественному ходу его службы, прошлою осенью перемещён он на открывшуюся священническую вакансию при Виленском кафедральном соборе и вслед затем в ноябре месяце, с моего утверждения, назначен консисторией законоучителем в один из женских здешних частных пансионов, содержимый Веригами, где находится семь воспитанниц Православного исповедания, а также в училище, имеющееся при Виленском воспитательном доме «Иисус-Младенец». Но в декабре месяце получено консисторией из канцелярии попечителя Виленского учебного округа уведомление о следующей резолюции г-на попечителя: «так как, на основании Высочайшего повеления, изъяснённого в предложении г-на товарища министра народного просвещения, от 9 июня 1857 года за 5266, законоучители назначаются высшим духовным ведомством с согласия учебного начальства, а я о согласии моём на это спрашиваем не был и дать его, по известным мне причинам, не могу: то и не нахожу возможным принять сделанного духовным начальством назначения». На докладе мне о сем консистории написана мною от 14 декабря следующая резолюция: «в сообщении канцелярии его превосходительства г-на попечителя учебного округа не значатся причины, для которых не последовало согласия на назначение священника Антония Петкевича – почему и не нахожу я справедливым отменять это назначение».

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

XVIII. Симбирская губ. 1. Канадей, 2. Такай, 3. Котиков, 4. Сенгилей, 5. Ардатов, 6. Шешкеев (из Пенз. губ.). Города Саранск и Инсар из Пензенской губ. вошли в Симбирскую губернию. XIX. Смоленская губ.: 1. Духовщина, 2. Красный, 3. Ельня. XX. Тамбовская губ.: 1. Спасск, 2. Усмань, 3. Елатьма, из бывшей Пензенской губ., заштатный – 4. Керенск, 5. Верх. Ломов, 6. Чембар и уездный город Нижний Ломов. XXI. Тверская губ.: 1. Калязин, 2. Корчева, 3. Красный Холм, 4. Весьегоньск. XXII. Тобольская губ.: 1. Омск, 2. Ачинск, 3. Каинск, из Колыванской губ., заштатный – 4. Колывань, 5. Бийск, уездные города Кузнецк, Семипалатинск, Красноярск XXIII. Тульская губ.: 1. Богородицк, 2. Чернь, 3. Крапивна. Село Богородицкое в ½ версте от нынешнего уездного г. Богородицка, где стоял упраздненный город, отдано графу Бобринскому (свеклосахарный завод). XXIV. Уфимская губ., переименованная в Оренбургскую: 1. Губернский город – Уфа, уездные города – Бирск, Мензелинск, Бугульма, Стерлитамак, Челяба, Троицк, Оренбург, Бузулук, Верхоуральск, за штатом: 1. Бугуруслан, 2. Белебей и 3. Сергиевск. XXV. Ярославская губ.: 1. Петровск, 2. Борисоглебск. II. Города, оставшиеся за штатом в губерниях, преимущественно малороссийских и западнорусских, изменивших свой состав, а некоторые из губерний изменили свое наименование во время деления губерний при императоре Павле Петровиче 1796 г. (там же, лл. 39–46 об.) I. Белорусская губ. (вместо Полоцкой и Могилевской) заштатные города из Полоцкой: 1. Дриза, 2. Режица, 3. Сураж. 4. Лепель, из Могилевской, 5. Старобыхов, 6. Бабиновичи, 7. Копись, 8. Климовичи. II. Волынская губ. заштатные города из Волынской: 1. Лобуть, 2. Домбровица, 3. Чуднов; из Подольской: 4. Базилия, 5. Ямполь. III. Воронежская губ.: 1. Ливенск. IV. Курляндская губ.: 1. Бауск, 2. Фридрихштадт, 3. Якобштадт, 4. Виндава, 5. Газенпот, 6. Либава. V. Литовская губ. (вместо Виленской и Слонимской), из Виленской:1. Завилейка, 2. Троцк, 3. Браслав, 4. Ошмяны, 5. Упицк, 6. Вилькомир, 7. Россиен; из Слонимской: 8. Слоним, 9. Волковиск и 10. Лидск.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Они, конечно, понимали, что принятие московских служебников есть шаг к православию, но они знали, что это еще не самое православие, которое виделось им в туманной дали. Когда белое духовенство изъявило подписками желание общего присоединения к православию, то подобные подписки потребовались и от монахов. Со времени подчинения монахов епархиальному начальству, слагавшемуся тогда большей частью из лиц, происходивших из белого духовенства, энергических и по тогдашнему времени высокообразованных, снискавших себе авторитет, монахи старались сближаться с белым духовенством, что не могло не действовать на изменение образа их мыслей. Впрочем, тогдашние монахи, как предназначаемые для учительских должностей в светских училищах, бывших прежде в ведении монастырей, более занимались светскими науками, нежели богословскими тонкостями и не были фанатиками, а некоторые учились богословским наукам вместе с учениками главной семинарии, приходя из Виленского базилианского монастыря, центра базилианского просвещения, светского и духовного. Когда светские школы были отняты у монастырей, то более способные монахи, еще не достигшие высших монастырских должностей, были назначаемы в учителя духовных унитских уездных училищ и даже семинарий и таким образом все более и более сближались с бедным духовенством и входили в виды епархиального начальства. Отказались от православия в Литовской епархии только три иеромонаха и два архимандрита, долго жившие в Вильне, занимая там высшие должности, и сдружившиеся с профессорами Виленского университета и польскими патриотами. Из них один престарелый архимандрит, живший в разных монастырях на покое, был безвреден, а три иеромонаха и один архимандрит были удалены от должностей и препровождены на жительство в великороссийские губернии, с назначением им приличного содержания. От монахинь, называвшихся базилианками, не требовались подписки о присоединении их к православию. Которые исповедовались и причащались у своих православных духовников, те считались православными.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/yu...

Тем не менее, в последнее время духовенство, наконец, пришло к убеждению в необходимости иметь хорошие свечи в церкви, вследствие чего, хотя проект духовенства об устройстве своего свечного завода в Вильне в 1895 году и не осуществился, за недостатком денег на то, но, зато, вместо маленькой лавочки при братстве, был открыт центральный склад для продажи свечей в церкви с 17-ю отделениями по епархии. Точно также, благодаря деятельности Св. Духовского братства, найдено было в 1883 году полезным учредить, для распространения в народе книг и брошюр религиозно-нравственного содержания, склады центральные в каждом благочинии и приходские при каждой церкви, причем, для приобретения в эти склады книг и для поддержания достаточного запаса оных, от каждой церкви положено было вносить на первый раз по 8 рублей, а, затем, нужное для сего количество денег. 684 Но, отмечая, вообще, плодотворную деятельность Виленского Св. Духовского братства для церкви православной и русской народности в северо-западном крае, мы, однако же, не можем скрыть и того, что оно в конце шестидесятых и начале семидесятых годов заметно отклонилось, было, в некоторых своих предприятиях от прямой своей задачи и своего устава, преследуя коммерческие цели, хотя иногда и со вредом материальным для своего скромного бюджета. К числу подобного рода предприятий братства нужно отнести прежде всего открытие им со второго же года своего существования ссудо-сберегательных касс в новоприсоединённых приходах Виленской и Ковенской губерний, в числе более 10, с затратою на устройство их до 3 тысяч рублей. Правда, совет братства, при этом, по-видимому, преследовал чисто благотворительную цель, оказание кредита крестьянам, особенно в летнее время, 685 и через то освобождение их от ига евреев, ссужавших им деньги на весьма тяжелых условиях. Но действия братства в сем отношении, с одной стороны, были не предусмотрены уставом братства, а с другой стороны – повели к расстройству материальных средств братства, так как оказалось, что крестьяне, разобрав кассовые суммы, нисколько не заботились об их возвращении, причем, с переменою священников в приходах, где была заведена касса, терялась и самая память о ней. 686 Имея в виду подобные случаи, совет братства на заседании своем 6 августа 1876 года признал за лучшее удерживаться впредь от выдачи денег в ссуду, сознавшись при сем в том, что в уставе братства не было «ясного указании на это», и что, следовательно, совет братства доселе действовал произвольно. 687 Еще менее соответствовало уставу и достоинству братства принятие им на себя адвокатуры, с получением в свою пользу известного процента со взыскиваемого капитала. Так, из протоколов совета братства за 1872 года видно, что оно получило 108 рублей процентов с капитала в 1300 рублей с процентом, взысканного, по его ходатайству, с помещика Снитки в пользу священника Иказненской церкви Котлинского.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010