Епархиальное начальство постоянно относилось в палаты государственных имуществ Виленскую, Гродненскую и Ковенскую, о присылке следующих от них доходов, но эта переписка не имела желаемого успеха; а с того времени, как доходы сии предписано палатам вносить в местные казначейства, епархиальное начальство не имеет даже возможности следить за самым ходом этого производства, и зависит совершенно от произвола палат в том, что им угодно доставить на часть духовенства. Об отвращении этого беспорядка относился я к предместнику вашего сиятельства, от 31 марта 1846 и 14 декабря 1851 годов за 3204 и 13021, а представлял Святейшему Синоду, от 21 ноября 1847, 23 июля 1850 и 22 марта 1854 годов за 13994,7359 и 3057, – но и сии представления не имели удовлетворительных последствий. Я полагаю, что в благоустроенной России по одной только Литовской епархии есть причты и духовные лица, которых штатное жалованье и пенсионы (личное вознаграждение назначено пожизненно) не обеспечены правильным производством, а зависят от произвола ведомств, независимых от духовного начальства. Потому долгом поставляю обратиться к вашему сиятельству с покорнейшею просьбою о посредстве вашем к устранению означенного выше весьма чувствительного по Литовской епархии недостатка. Просьба эта заключается в следующем: во-первых, чтобы дополнительное и полное жалованье для 35 причтов Литовской епархии, отнесённое ныне на счёт доходов от имений, поступивших в ведение палат государственных имуществ Виленской, Гродненской и Ковенской, в числе 3.619 руб. 52 коп. серебром, выдавалось тем причтам на будущее время из государственного казначейства, подобно всем другим причтам, и ассигновалось уже в полном количестве по ежегодным общим расписаниям на жалованье причтам Литовской епархии; во-вторых, чтобы таким же образом обеспечено было, по общему штатному расписанию, ежегодное производство Виленской Николаевской церкви положенных для неё на ремонт 525 руб. серебром; в-третьих, чтобы тем же общим штатным расписанием, или в виде прибавочной, ассигновано было ежегодно из общих сумм личное вознаграждение назначенное шести духовным, по ведомости показанным (седьмой, протопресвитер Тупальскй, уже скончался), в числе 1.280 руб. 70 коп. серебром; в-четвёртых, чтобы не полученные в течение 11 лет сказанными 35-ю причтами, Никольскою церковью, и 6-ю духовными, пользующимися личным вознаграждением, деньги в числе 22.318 руб. 87½ коп. серебром были ныне же отпущены из общих сумм духовного ведомства, для справедливого тех мест и лиц за прошлое время удовлетворения; в-пятых, чтобы за тем уже доход, долженствующий поступать от палат государственных имуществ, за означенные выше 87 церковных имений с 1.570 душами мужеского пола крестьян, был вносим на будущее время в хозяйственное управление при Святейшем Синоде, непосредственно ли из местных казначейств, или через консисторию.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Святейший Синод, приступив к образованию конференции во вновь открытой Казанской духовной академии, избрал Ваше Преосвященство почётным членом сего учёного сословия. По поручению Святейшего Синода, сообщая о сем вам, Милостивый Государь и Архипастырь, с совершенным почтением и преданностью имею честь быть Вашего Преосвященства покорнейшим слугою граф Протасов. Sub Arspicatissimo Regimine Avgustissimi ас Potentissimi Imperatoris NICOLAI PRIMI Totius Russiae Avtocratoris Kazanensis Ecclesiasticae Academiae Conyentus, pro potestate sibi concessa, Dominum Dominum Josephum, Archiepiscopum Lithuanensem, ob splendidissima exquisitae eruditionis nec non sincerrimi orthodoxiam sustinendi atque promorendi ardentis studii specimina, pro suo Socio honoris gratia Solenni hoc Diplomate declarat, honoremque ei ac privillegia, concessa, decrevisse ac contulisse publice testatnr. A. D. MDCCCXLV die 27. Jannuarii. Vladimir Archiepiscopus Kazanensis. Rector Academiae Archimandrita Gregorius. Seminarii Kazanensis Rector Archimandrita Clemens. Academiae Inspector, Professor, Archimandrita Seraphim. 13 Ab actis Academiae, Professor Demetrius Gussew. (М. II.) 89. Копия указа из Св. Синода, от 23 октября 1844 года за 2482, с признательностью за пожертвование 1,500 руб. сереб. в пользу Попечительства о бедных духовного звания Литовской епархии Указ Его Императорского Величества Самодержца Всероссийского, из Святейшего Правительствующего Синода, Преосвященному Иосифу, архиепископу Литовскому и Виленскому, Свято-Троицкого Виленского монастыря архимандриту и кавалеру. По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали два рапорта: 1-й Вашего Преосвященства, от 6 минувшего сентября за 1538, и 2-й Литовской духовной консистории, от того же числа за 9581, о пожертвовании вами 1,500 руб. сер. в пользу Попечительства о бедных духовного звания Литовской епархии. Приказали: Святейший Синод, в пожертвовании Вашего Преосвященства из своей собственности 1,500 руб. сер. в пользу Попечительства о бедных духовного звания Литовской епархии усматривая действие, происходящее от известной вашей благопопечительности о благе вверенной вам паствы, поставляет долгом изъявить за оное признательность; о чём и послать к вам указ.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

IV)  К епархии Полоцкого Греко-Униатского архиепископа причислить: 1. смежные с Белоруссией поветы Минской губернии: Дисненский, Борисовский, Игуменский, Бобруйский, Речицкий, Мозырский, 2. прилегающее к последним двум поветам в Волынской губернии Овручский, а в Киевской Радомысльский, и 3. сопредельный же с Белоруссией в Курляндской губернии Зельбургский округ, где находится шесть церквей Греко-Униатских; Литовскую же Греко-Униатскую епархию составить из Гродненской и Виленской губерний, Белостокской области и Греко-Униатских церквей северных поветов Волынской губернии. О церквах сего вероисповедания, находящихся в других поветах сей губернии, а равно и в Киевской и в других, Греко-Униатская духовная коллегия имеет сделать особое подробное положение, дабы начальство каждой епархии с точностью знало круг своего ведомства; сия коллегия имеет также постановить правила для передачи дел из существовавших доныне Греко-Униатских консисторий Луцкой и Виленской по принадлежности в консистории Литовскую или Белорусскую, и представить на рассмотрение Главного Управления Духовных дел Иностранных исповеданий о назначении викарных епископов по епархиям. Все находящиеся в обеих Греко-Униатских епархиях базилианские монастыри подчиняются местным епархиальным начальствам и консисториям. Провинциалы базилианские не иначе могут делать распоряжения по управлению вверенными их ведению обителями, и производить визитацию оных, как с ведома и разрешения сих начальств. Настоятели монастырей назначаются и сменяются с утверждения Греко-Униатской духовной коллегии. V)  В каждой епархии, кроме семинарии и училищ при кафедральных соборах, учредить низшие духовные училища в базилианских монастырях, имеющих достаточные для сего фундуши, о чём и будет дано особое повеление Главноуправляющему Духовными делами Иностранных исповеданий, на основании мнения, Греко-Униатским департаментом представленного. VI)  На содержание семинарии с предположенными при них двумя низшими духовными училищами, на учреждение в Полоцке духовной академии, и на прибавочные по штатам консистории расходы, заимствовать способы от следующих фундушей, остающихся без назначения, или доходами своими превышающих настоящие потребности оного:

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

XIII. Затем семинарские суммы Луцкой и Брестской епархий причислить к общим капиталам. XIV. Многие священники по своей бедности не в состоянии содержать детей на своём иждивении в семинариях и духовных училищах; то назначить во всех четырёх семинариях определительное число учеников на семинарском содержании, а именно: в Полоцкой и Брестской по 50, а Луцкой и Виленской по 30, да кроме того по 20 учеников во всяком, к сим четырём семинариям присовокуплённом низшем духовном училище – достаточного же состояния священников обязать посылать детей своих на науки в духовные училища и семинарии на собственном иждивении. XV. Внутреннее образование Полоцкой семинарии оставить кроме предыдущего пункта на прежнем основании и правилах, для оной коллегией в 1822 году составленных, бывшему министру духовных дел и Н.П. князю А.Н. Голицыну тогда же на утверждение представленных; каковые правила распространить и на прочие три семинарии. XVI. Из совокупления (подобно Полоцкой епархии) семинарийских и кафедральных фундушей с архиерейскими, могут происходить разные неудобства и запутанности; то оные фундуши во всех четырёх епархиях подчинить особому управлению под ближайшим надзором, а даже ответственностью местных архиереев и под отчётом, ежегодно коллегии доставляться имеющим. XVII. Одно духовное училище в епархии было бы невыгодным, и по тесноте и по отдалённому пути, для священников обременительному; то, в силу Высочайшего указа от 9 октября сего года, назначить во всякой епархии кроме имеющихся при семинариях по несколько низших духовных училищ при монастырях, а именно: Полоцкой : в Витебском, Толочинском и Пустынском; Луцкой : в Почаевском и Мелецком; Брестской : в Кобрынском, Супрасльском, Лавришевском, Лещинском и Суховицком; Виленской : в Борунском, Ляденском и Раковском. XVIII. При всяком из сих училищ содержать на монастырском иждивении от 10 до 20 учеников из детей бедных священнослужителей, епархиальным начальством определяемых, а по скудости какого-либо монастырского фундуша назначать вспомоществование от других достаточнейших монастырей, таковых училищ не содержащих.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

416 Православному духовенству, проходящему чрев Острые ворота, во время католического богослужения в часовне, приходится нередко подвергаться со стороны фанатичной массы глумлениям, состоящим в насмешках и даже оплеваниях. 417 Нужно заметить, что сам пр. Иосиф находился с этим епископом в хороших отношениях и отзывался о нем пред графом Протасовым с одобрительной стороны. 418 В 1847 пр. Иосиф жаловался на это проживание ксендзов по докам помещиков самому генерал-губернатору и просил его вытребовать от управлявшего епархией католического прелата Жилинского список приписных и дворовых каплиц, при которых положено состоять особым священникам, и список этот передать в уездные земские полиции для наблюдения. Записки митрополита Иосифа, т. 3, 413–414. 421 Наша брошюра. «Некоторые черты деятельности митрополита Макария по управлению Литовской епархией», стр. 17. 422 Далее архиепископу Алексию пришлось жаловаться гражданскому начальству на ксендза Машкевича за венчание им в костеле с католиком девицы, которой было отказано в её просьбе исповедовать латинство, и при том еще без надлежащих документов. 423 Г. Владимиров. «О положении православия», стр. 62–63. Муравьев и Кауфман, осознавая вес вред, приносимый сими братствами, поднимали было вопрос об уничтожении их, но они сами были скоро отозваны, а братства эти остаются и доселе. 424 Пример Виленского епископа Гриневецкого, открыто и упорно отказывавшегося исполнять законное требование правительства и, за то, сосланного в Ярославль, вызвал не мало себе подражателей в лице ксендзов. 425 В этом отношении на первом месте должна быть поставлена Ковенская губерния, а за тем Виленская, и, наконец, уже Гродненская. 429 В 1865 году, по поводу присоединении ксендза священником, без ведома епархиального начальства, было воспрещено это на будущее время. 430 Насколько вообще ксендзы в это время были неискренны в мотивах своих побуждений к присоединению к православию, видно, например, из обращения ксендза Бернацкого, который, если верить сообщению священника Свислочской церкви, присоединился к православию потому, что был замешан в польском мятеже, а после, сделавшись становым приставом, никогда со всею семьей не посещал церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

По сим важным причинам долгом поставляю обратиться к вашему сиятельству и покорнейше просить посредства вашего: 1) чтобы священники древлеправославных и вновь воссоединённых епархий могли взаимно поручать один другому удовлетворение духовными требами своих прихожан по местному положению ближайших от того или другого священника; 2) чтобы прихожане, как вновь воссоединённые, так и древлеправославные, по их ли прошению, или по ближайшему взаимному усмотрению и сношению местных архиереев, могли быть присоединяемы приходом к ближайшим от них приходским церквам, без различия, принадлежат ли сии церкви к ведомству древлеправославных или вновь воссоединённых епархий. Имею честь быть. Г. Виленскому военному губернатору князю Долгорукову, от 16 мая за 439, о сопровождении гражданскими чиновниками преосвященного Иосифа, при осмотре им церквей Литовской епархии, в положенные сроки Получив Высочайшее Его Императорского Величества соизволение на посещение нынешним летом управляемой мною Литовской епархии, я отправляюсь в конце сего мая месяца на Витебск и Полоцк; из Полоцка я проеду через Дисну, Вилейку, Минск, а в Жировицах надеюсь быть в конце наступающего июня месяца. По пути я намерен видеть подчинённое мне духовенство, и для сего назначу ему некоторые пункты и время собрания. Соблюдение этих сроков требует с моей стороны исправности, и я покорнейше прошу благосклонного распоряжения вашего сиятельства, чтобы для устранения излишних в путешествии моём затруднений сопровождали меня местные гражданские чиновники. По другим местам епархии я отправлюсь уже после некоторого пребывания в Жировицах. Долгом моим будет засвидетельствовать лично моё почтение вашему сиятельству, во время ли объезда вами подведомых губерний, или в Вильно, на обратном пути в С.-Петербург; имею честь быть. Белорусско-литовской коллегии, от 17 мая за 444, с препровождением для хранения, впредь до востребования, денег 2,835 р. 95 к. ас. и 1 рубля сер., вырученных от лучших церквей за утварь и книги Со времени последней закупки для Литовской епархии церковной утвари и богослужебных книг, выручаемы были консисторией за сию утварь и книги постепенно деньги от лучших церквей. Таковых денег доставлено ко мне консисторией Литовскою:

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

При указе, от 31 истекшего августа за 13595, Святейший Правительствующий Синод, препроводив ко мне две выписки из ведомостей о суммах, отпускаемых на штатное содержание и вспомоществование для причтов Литовской епархии, сверх штатов, назначенных ныне для причтов сельских церквей, требует от меня о сих причтах особого донесения, с точным означением: а) действительного наименования их, б) вошли ли они или не вошли в утверждённые ныне штаты, в) следует ли или не следует прекращать производство им прежнего содержания и по каким уважениям. Во исполнение такового указа, долгом поставляю донести Святейшему Синоду: Во-первых. Для уездных городов Виленской губернии, показанных в одной из помянутых ведомостей, именно: Ковно, Новоалександровска, Вилкомира, Ошмян, Свенцян, Россиен, Поневежа, Тельш и Шавль, а также для заштатного города той же губернии Видз, назначены по моему представлению Святейшим Синодом новые причты со штатным содержанием в 1840 и 1841 годах. Сии 10 причтов не вошли в новые штаты, назначенные ныне для сельских причтов Литовской епархии; и как в тех местах нет совершенно других Православных церквей, то они и должны оставаться при прежних штатах, по тем важным причинам, для коих они учреждены. Во-вторых. Церкви, Симеоновская в городе Бресте и Троицкая в городе Дрогичине, поступили в ведомство Литовской от Минской епархии в 1840 году; и кроме штатных сумм, отпускаемых из казны, поименованных в ведомостях, при указе Святейшего Синода приложенных, именно: для первой 114 руб. 27 коп., а для второй 134 руб. 80 коп. и 142 руб. 80 коп. серебром, пользуются другими доходами, превышающими меру штатного положения ныне изданных штатов для сельских причтов Литовской епархии. Обе сии церкви не вошли в сии последние штаты, подобно другим церквам, от Минской епархии в Литовскую перечисленным и по ведомости, при указе Святейшего Синода присланной, не показанным, именно: в городах Гродно, Слониме, Лиде, Волковыске, Пружанах и Кобрине, Гродненской губернии, – и в городах Белостоке и Соколке, Белостокской области. Все сии церкви с их причтами нужно оставить при прежнем их содержании и окладах, как потому, что причты сии было бы несправедливо переводить на низшие оклады, так и потому, что находящиеся в тех местах древлеправославные прихожане и причётники ещё не довольно приготовлены, чтобы можно было их соединять в одни приходы с имеющимися в большей части тех городов воссоединёнными приходами. Со временем я полагаю воссоединённые приходы, получившие ныне штатное положение в городах Белостоке, Дрогичине, Бресте, Кобрине, Пружанах, Слониме и Лиде, соединить с находящимися там древлеправославнымн приходами. Тогда долгом моим будет представить Святейшему Синоду и об изменении штатного положения для всех помянутых церквей, от Минской епархии поступивших; но до этого нужно ещё обождать несколько лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Постепенно в руках у историка стал накапливаться обширный архивный материал. Зачастую он выходил за хронологические рамки исследования и поэтому не вся масса документов могла быть целиком включена в сочинение. Между тем возникало желание ввести собранные исторические материалы в научный оборот. С этой целью С.Г. Рункевич обратился в редакцию «Минских Епархиальных Ведомостей» с предложением начать в них публикацию документов, касающихся истории Минской архиепископии, причем материалы брался предоставлять бесплатно, без всякого гонорара 107 . Тогдашний редактор «Ведомостей», инспектор Минской духовной семинарии А.И. Черницын 108 , охотно откликнулся на предложение С.Г. Рункевича . С декабря 1891 года в «Минских Епархиальных Ведомостях» началось печатание присылаемых С.Г. Рункевичем документов под общим заглавием «Материалы для истории Минской епархии». В предисловии к публикации молодой историк писал: «Тринадцатого апреля 1893 года исполнится только столетие со дня учреждения Минской епархии, а между тем и за этот, сравнительно недолгий, период своего существования Минская епархия представляет такое богатство исторической жизни, что в этом отношении едва ли может сравниться с нею какая-либо другая из российских епархий, кроме разве Киевской. Довольно сказать, что Минская епархия успела выделить из себя такие три громадные епархии, как Волынская, Подольская и Литовская; кроме того, ее части отошли к епархиям: Киевской, Екатеринославской, Подольской и др. Таким образом, история Минской епархии тесно связана с церковной историей всего западнорусского края. Между тем, для истории Минской епархии, собственно в ее нынешних пределах, сделано очень мало, а это в то время, когда для отошедших от нее окраин сделано довольно значительно. В Вильне, том за томом, выходят в свет «Акты Виленской Археографической Комиссии» и «Археографический Сборник»; в Киеве – «Архив юго-западной России»; в Витебске – «Витебская Старина»: во всех этих исторических сборниках местной церковной истории отведено видное место. Кроме того, на страницах киевских, литовских, волынских и других епархиальных ведомостей то и дело появляются различные исторические документы – то в целом виде, то в большей или меньшей обработке. Только в Минске местной истории как-то несчастливилось. После издания в 1848 году «Собрания древних грамот и актов городов в Минской губернии» в Минске не было обнародовано в печати из исторических документов почти ничего, так что в чужеместных изданиях можно найти гораздо более материалов для минской истории, нежели в изданиях минских» 109 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Самое заведывание редактированием Литовских епархиальных ведомостей одним лицом, обремененным другими разнообразными и сложными занятиями, не могло, конечно, не отразиться неблагоприятно, хотя бы, например, в отношении к делу такой великой важности, как печатания в епархиальных ведомостях историко-статистического описания церквей и приходов Литовской епархии, первая мысль о составлении коего принадлежала митрополиту Иосифу, поручившему это дело ректору Литовской семинарии архимандриту Филарету. Когда же последний, сделавшись викарием, отказался от возложенного на него поручения, пр. Иосиф пришел к такому убеждению, что неудобно возлагать такое важное дело на одно лице, по изменчивости положения оного, и потому поручил оное правлению семинарии, под непосредственным руководством и распоряжением ректора семинарии. 123 И пока редакция епархиальных ведомостей находилась при семинарии, на страницах Литовских епархиальных ведомостей появилось много ценных исторических материалов, относящихся к описанию монастырей и церквей епархии. Когда же редакция перешла к единоличному редактору, то оказалось, что уже составленное в 1886 году, по предписанию архиепископа Алексия, по указанному плану, духовенством Литовской епархии подробное историко-статистическое описание своих церквей и приходов, в видах издания оного к предстоявшему в 1889 году пятидесятилетнему юбилею со времени воссоединения униатов с православною церковью, и по настоящее время лежит без движения, так как о. редактор, принявший на себя труд посему изданию, не приступил к оному, за неимением, конечно, даже одного времени, и рукописные описания церквей и приходов епархии продолжают храниться в консисторском шкафе. 124 7 О митрополите Иосифе смог, подроб. у Киприановича «Жизнь Иосифа Семашки, митрополита Литовского и Виленского», 1893 год, Вильна; и нашу книгу «Высокопреосвященный И. Семашко, митрополит Литовский и Виленский», 1889 год, Вильна 8 В то время, как самая личность митрополита Иосифа одними писателями представляется в идеальном свете, у пр. Порфирия Успенского находим о нем такой отзыв, сделанный после личного свидания его с пр. Иосифом в 1841 году «Архиепископ Иосиф кажется не столько умен, на сколько хитр, не столько любочестив, насколько честолюбив. У него хвост лисий, а зубы волчьи.» Книга моего бытия, т. 1., стр. 5.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Вследствие сего, лица, принявшие православие и вновь, по каким-либо особым побуждениям, уклонившиеся из православия в латинство, 505 легко обходили это ограничение тем, что получали от ксендзов свои крестные и иногда брачные метрики, без пометки о присоединении их к православию, и, на основании сих метрик, выдавали себя за католиков, исполняли требы у ксендзов в костелах и даже получали из некоторых учреждений документы на жительство в разных местах и на перевод из одного сословия в другое, например, из крестьян в мещане. Между тем, по мнению Литовской духовной консистории, 506 подобное уклонение из православия в иноверие было бы значительно затруднено, если бы церковные причты, присоединяя иноверцев к православию, требовали от них крестные метрики и, в надлежащих случаях, о бракосочетании и, если бы, кроме исключения принявших православие из костельных списков, были делаемы в костельных метрических книгах, подлинной и копиевой против актов о крещении и, где следовало, о бракосочетании присоединившихся, пометки об их присоединении, с точным указанием времени, места присоединения и имени данного (иной раз) присоединившемуся, и если бы ксендзы, при выдаче метрик, по требованию ли самого присоединившегося, или же учреждений, вносили пометку о присоединении в выдаваемые свидетельства. Руководствуясь сим соображением, Литовская духовная консистория нашла нужным, с одной стороны, предписать духовенству епархии на будущее время строго держаться, при присоединении иноверцев, указанных мер предосторожности против возможности скрытия ими своей принадлежности к православной церкви, 507 а с другой – обратиться с просьбою в Виленскую и Телышевскую римско-католические консистории о том, чтобы они сделали нужное распоряжение о надлежащем записывании ксендзами в метрики пометок о присоединении к православию известных лиц. Что касается соблюдения предосторожности в отношении возможности смешения имен в документах тех из римско-католиков, которым, при присоединении их к православию, переменялись имена, то консистория Литовская еще в 1875 году предписала духовенству епархии, чтобы оно по церковным документам, например, исповедным росписям, брачным обыскам, таковые лица писало с именами православными, а прежнее имя писало бы вслед за именем православным и в скобах, для избежания затруднений при выдаче документов и в других случаях.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010