Совершив преднамеренный в нынешнем году обзор части вверенной моему управлению епархии, я с душевным удовольствием видел всюду во всех отношениях особенные против прежнего успехи и постоянное направление к лучшему. В местах собрания духовенства я нашёл преимущественно порядок по благочиниям: Скидельскому, Каменецкому, Брестскому и Полескому, неисправность же оказалась только по благочинию Бельскому, вероятно, по болезни тамошнего благочинного. Предлагаю консистории дать о сём знать всем благочинным, объявив при том в особенности мою признательность благочинным Скидельскому, Каменецкому, Брестскому и Полескому. Управляющему Виленской палатою государственных имуществ Веприцкому, от 16 июля за 2003, об обмежевании Тринопольских и Болтупских земель, поступающих архиерейскому дому и Святодухову монастырю По силе 383 статьи Х тома свода законов, архиерейскому дому следует отводить земли по 60 десятин. По Высочайшей воле, изображённой в указе Святейшего Синода, от 5 июля 1835 года, Православным монастырям следует наделять земли от 100 до 150 десятин и более, – об исполнении сей Высочайшей воли предписано палатам государственных имуществ, от 18 июля 1844 года, как о том уведомил граф Киселёв г. синодального обер-прокурора; да при том сия Высочайшая воля вошла уже в свод законов в примечание к статье 383 межевых законов. Сверх сего, по силе статей 1363 и 1364 –VIII тома свода законов, положено отделять Православным монастырям, где возможность позволит, из казённых лесных дач участки от 50 до 150 десятин, смотря по изобилию лесов. Таким образом, Виленскому архиерейскому дому и Святодухову монастырю следует земли 210 десятин и более, если окажется возможность, да участок лесной от 50 до 150 десятин. В отношении Виленской палаты государственных имуществ, от 31 октября 1845 года за 13138, в Литовскую консисторию последовавшем, прописано распоряжение министерства государственных имуществ, по которому поступила уже к архиерейскому дому и Виленскому Святодухову монастырю часть земель имения Болтупье в числе 93 десятин и велено отвести остальные земли и угодья, следующие тому дому и монастырю. Предписанием г. министра государственных имуществ, от 14 июня сего 1846 года за 1642, той же Виленской палате данным, поставлено ей в обязанность сдать архиерейскому дому и Святодухову монастырю все земли имения упразднённого Тринопольского монастыря, коих считается 98 десятин под пашнею, лугами, лесом, рекою, и неудобных.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

И по справке, Приказали: Святейший Синод, принимая в уважение, что Ваше Преосвященство, при обозрении воссоединённых епархий, обратив просвещённое внимание своё на все части епархиального управления, сделали распоряжения, внушения и замечания, клонящиеся к устройству как административного управления, так и воспитания духовного юношества, и ко благу Православной паствы, полагает: за таковое ревностное, вполне соответствующее видам высшего духовного начальства, исполнение возложенного на вас поручения, объявить вам совершенную признательность; о чём и дать знать Вашему Преосвященству указом. Ноября 30 дня 1845 года. За обер-секретаря Фёдор Яковлев. За секретаря Яков Михалевич. Коллежский секретарь Пётр Иванов. 94. Отношение обер-прокурора Св. Синода, от 24 июля 1846 года за 5665, с Высочайшим одобрением по случаю конфиденциального отношения из Жировиц, от 6 того ж июля за 1896 Преосвященнейший Владыко, Милостивый Государь и Архипастырь. Конфиденциальное отношение Вашего Преосвященства из Жировиц, от 6 сего июля за 1896, я имел счастье представлять Государю Императору в подлиннике, и Его Императорское Величество на всеподданнейшем докладе моём по сему предмету соизволил написать собственною рукою: «весьма утешительно». Вменяя себе в удовольствие уведомить о сем вас, Милостивый Государь и Архипастырь, с совершенным почтением и преданностью имею честь быть Вашего Преосвященства покорнейшим слугою Граф Протасов. 95. Отношение Виленского военного губернатора, от 1846 года за 7612, о назначении почётным членом Виленского Человеколюбивого Общества Ваше Высокопреосвященство, Милостивый Государь. По Высочайше утверждённому 8 апреля сего года положению о Виленском Человеколюбивом Обществе, Православный архиепископ в Вильне назначен, в числе других лиц, непременным почётным членом сего общества. Считая долгом о сем Ваше Высокопреосвященство уведомить, имею честь быть с отличным почтением и совершенною преданностью Милостивый Государь, Вашего Высокопреосвященства покорнейший слуга Фёдор Миркович. 96. Отношение обер-прокурора Св. Синода, от 4 апреля 1847 года за 2494, о возведении в звание члена Святейшего Синода Преосвященнейший Владыко, Милостивый Государь и Архипастырь. Государь Император Именным указом, данным в 1-й день сего апреля Святейшему Синоду, Высочайше соизволил возвести Ваше Преосвященство в звание члена Святейшего Синода. Поспешая уведомить вас, Милостивый Государь и Архипастырь, о таковой Монаршей милости, от искреннего сердца приношу поздравление с сим новым знаком Августейшего благоволения к отличным заслугам вашим Православной Церкви и Отечеству. С совершенным почтением и преданностью имею честь быть Вашего Преосвященства покорнейшим слугою граф Протасов. 97. Отношение обер-прокурора Св. Синода, от 4 апреля 1847 года за 2495, которым по случаю возведения в члены Св. Синода объявлено, что Государь Император признаёт необходимо нужным пребывание преосвященного Иосифа во вверенной ему Литовской епархии

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

#lx_718112 #lx_718112 .lx_home_button #lx_718112 .lx_home_button svg #lx_718112 .lx_home_button svg path #lx_718112 .lx_home_button:hover #lx_718112 #lx_718112 .lx_close_button #lx_718112 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_718112 .lx_no_click #lx_718112[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Шантаж Священноначалия Русской Церкви Митрополит Виленский и Литовский Иннокентий осудил действия России, Патриарха Кирилла и выступил в поддержку Украины Редакция РНЛ   17:01 18.03.2022 2388 Время на чтение 3 минуты Фото: ru.wikipedia.org Вчера митрополит Виленский и Литовский Иннокентий выступил с обращением в связи с событиями на Украине , сообщает официальный сайт Виленско-Литовской епархии Русской Православной Церкви. Среди прочего, он заявил, что «позиция Православной Церкви в Литве неизменна – мы решительно осуждаем войну России против Украины и молим Бога о ее скорейшем прекращении. Как вы, наверное, уже успели заметить, у нас c Патриархом Кириллом разные политические взгляды и восприятие текущих событий. Его политические высказывания по поводу войны в Украине – это его личное мнение. Мы в Литве с этим не согласны».

http://ruskline.ru/politnews/2022/03/18/...

Здесь вновь обращаются к своему любимому доказательству, что Католики Могилёвской епархии по огромному оной пространству и так уже лишены нужных духовных пособий к надлежащему религиозному и нравственному образованию. Сему-то именно и пособится посредством упразднения сей епархии – ибо 237 церквей, оную составляющих, по предположенному присоединению их к соседним епархиям, несравненно ближе будут находиться от местопребывания епархиальных начальств, нежели ныне от города Могилёва, за исключением только 25 церквей Могилёвской губернии, к Минской епархии причисленных, коих отдалённость от епархиального города несколько увеличится. Следовательно, здесь выигрыш для 212 церквей против 25 – и правительство очистит губернии, Русскими заселённые, от вредного влияния особого Римско-Католического епархиального начальства, можно сказать по всей справедливости, не только без вреда, но ещё с существенною выгодою для самих Римлян. Но, добавляет папское министерство, епископы, коим предположено подчинить оные церкви, имеют уже свои прежние и не будут в состоянии заняться новыми. Всё же для них сие будет удобнее, чем для Могилёвских епископов – ибо, кроме того, что означенные церкви будут для них в гораздо ближайшем расстоянии, нежели от Могилева, ещё надобно заметить, что епископы: Каменецкий, Луцкий и Минский, с присоединением церквей Могилёвской епархии, будут иметь в своём ведомстве всего: первый 95, второй 126, третий около 110 церквей; так что всякий из них с меньшим трудом будет в состоянии управлять сими церквами, нежели Могилёвский 237-ю, на огромном пространстве разбросанными – для церквей же, присоединяемым, к Виленской епархии, которая больше Могилёвской, учреждается особый суфраган. Последнее доказательство отыскали в попечении св. престола о благоденствии Греко-Униатов – ибо, говорят, с уничтожением Могилёвской епархии, уничтожатся две семинарии оной, отчего со временем Латинские церкви лишатся своих пастырей, а Греко-Униатское население почувствует важные невыгоды в их духовных нуждах.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Еще меньше могло быть пользы, а скорее вреда, от тех учителей, которые принадлежали к римско-католическому исповеданию и которых было не мало по училищам. Из жалобы того же управляющего палатою Государственных Имуществ и в том же 1858 году митрополиту Иосифу на окончившего курс семинарии Окулича за то, что он часто отлучался из училища и заменял себя католиком и, вообще, плохо занимался, видно, что сами православные учителя искали себе иногда помощи у поляков-католиков в своих школьных занятиях. Насколько велик был контингент лиц католического исповедания среди учительского персонала в Виленском учебном округе ко времени прибытия Муравьева в край, видно из того, что в 1863 году из числа учителей гимназий, прогимназий, уездных и приходских училищ, православных было лишь 115, а католиков 271 и 60 человек других исповеданий. 655 На это обратил свое внимание М. Н. Муравьев, вступив в управление краем, и вместе с попечителем округа Корниловым стал призывать из Великороссии на учительские должности, главным образом, семинаристов из высшего и среднего отделения, которым были предоставлены многие преимущества но службе и из которых многие после поступили во священники в Литовской епархии. Вместе с тем, от 19 октября 1864 года он предложил всем губернаторам края лично в подробно осмотреть свои губернии и, при сем, обратить особенное внимание на городские и сельские школы, соответствуют ли они, при настоящем своем устройстве, или личном составе наставников, предположенной правительством цели, и особенно наблюсти, чтобы народные училища там, где нет к тому особенных препятствий, находились непременно под ближайшим наблюдением местного православного духовенства и чтобы в школах отнюдь не было допускаемо обучение польскому языку и чтобы, вообще, были приняты все меры к прекращению польской пропаганды и к утверждению в крае русской народности. 656 Нельзя также не указать на весьма целесообразное распоряжение Муравьева от 9 января 1864 года относительно того, чтобы помещения для сельских волостных правлений, а также сельских училищ, устраивались близ приходских церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

А для того, чтобы религиозно-нравственное воспитание не ограничивалось только школою и церковью, но продолжалось постоянно и в семейных домах, как для детей, так и для взрослых, для этого советом в 1886–1887 учебном году было признано полезным усилить распространение, в возможно большем количестве, между крестьянскими семействами назидательных книг для чтения не только религиозно-нравственного содержания, но и русско-исторических и, независимо от сего, предположено было издать на средства братства сборник для народного чтения. В видах же привлечения детей иноверцев в церковно-приходские школы и сокращения тайных польских школ, св. Синод, по ходатайству преосвященных западного края, разрешил в 1887 году епархиальным училищным советам допускать к испытаниям на льготу по воинской повинности всех учеников церковно-приходских школ, без различия исповеданий. Для большего же ознакомления крестьян с успехами обучения детей в церковных школах, Виленский училищный совет предложил настоятелям церквей приглашать к годичным испытаниям родителей учащихся и, для придания этим испытаниям большей торжественности, также мировых посредников, становых приставов, учителей соседних народных училищ, волостных старшин и писарей, сельских старост п, вообще, более или менее влиятельных среди сельского населения лиц. Всех школ церковно-приходских в Литовской епархии за 1887 год было 146 и 646 школ грамотности, в коих обучалось 13948 мальчиков и 1618 девочек, в числе коих было 1176 мальчиков-католиков и 65 девочек, 45 мальчиков и 5 девочек старообрядцев, 34 мальчика и 24 девочки еврейского закона, 3 мальчика – лютеранского и 5 мальчиков из магометан. Между тем, с 1887 года материальное состояние церковно-приходских школ улучшилось, так как было ассигновано из земских сумм трех губерний в пособие им по 10 тысяч рублей в год. Благодаря сему, училищный совет в самом же начале 1887 года из 146 школ, именовавшихся дотоле церковно-приходскими, утвердил таковое название только за 51 школою. Всего школ было в этом году 68, из коих три – двуклассных. Вновь открылось 82 школы грамотности и закрылось 72, причем главною причиною сего обстоятельства был отказ крестьян от содержания учителей, или же назначение ими крайне скудного вознаграждения за учение, а 24 школы закрылись, вследствие перехода учителей в ближайшие церковно-приходские школы, или в народные училища, для продолжения обучения. В сем году, как и в предшествующем, не было открыто совсем школ в благочинии Шумском и Трокском, в виду того, что малочисленное здесь православное население было частью рассеяно среди католиков, враждебно относившихся к православной церкви и церковной школе, а частью потому, что оно имело у себя по близости народные училища, в которых и обучало своих детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Обстоятельные сведения о современном отношении католического населения к православному в Литовской епархии дает отчет пр. Алексия о состоянии оной за 1889 год, в котором с несомненною твердостью устанавливается тот, указанный нами, факт, что латинское население в своем отношении к православному духовенству и народу руководится постоянно советами и внушениями ксендзов, хотя и не везде одинаково. Так, чаще встречается враждебность к православию в городах, 436 нежели в деревнях, и из последних там, где католики живут сплошнее и где более политиканствующих вместе с ксендзами Панов и шляхты, все еще не теряющих мечты на восстановление католической Польши. Оттого и еще от большей темноты и невежества, усердно поддерживаемого вместе с отчуждением от русской школы, между жмудинами в Ковенской губернии латинское население фанатичнее, чем в Виленской, а в этой, сравнительно более фанатично, чем в Гродненской, где и латинян сравнительно с православными меньше, и русской грамотности больше. 437 Справедливость указания пр. Алексия на Ковенскую губернию, как населенную более фанатичными католиками, подтвердилась, например, в 1893 году, когда в м. Кроже жмудины, собравшиеся огромною толпою, оказали сопротивление закрытию монастырского костела. А в другом селении они ночью увезли весь камень, приготовленный для фундамента ново строимой православной церкви. 438 Указание же на то, что население местечек и помещичьих имений, или фольварков, отличается особенною фанатичностью по отношению к православию, находим, как в рапорте благочинного Волковысского Куцевича пр. Макарию относительно состояния вверенного ему благочиния за первую половину 1869 году, так и во всеподданнейшем отчете г. обер-прокурора св. Синода за 1891 год. Куцевич констатировал тот факт, что население местечек видит в римско-католицизме привилегированное исповедание господ и вообще высших сословий, а на православие смотрит, как на религию крестьян, а г. обер-прокурор св. Синода заметил в своем отчете, что прислуга помещиков, поляков и вообще шляхты, чем невежественнее, тем озлобленнее и фанатичнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Тем не менее, требование высшего начальника края было исполнено: коп. поменяли местом со Слонимским священником С., бывшим в распре с благочинным Соловьевичем; Р., перевели к Раковичской церкви, Лидского уезда, З. – к Самогрудской, а остальным было предложено в скором времени поменяться местами с другими священниками. 219 Это перемещение произвело глубокое впечатление на духовенство Литовской епархии, так как внушало опасение чуть не каждому священнику быть переведенным к другому месту, под каким-либо благовидным предлогом, по требованию гражданской власти. Это же, между прочим, перемещение послужило причиною того, что духовенство сей епархии с именем Потапова и доселе сохраняет воспоминание, как о своем гонителе, хотя, как мы сказали, само духовенство отчасти было не без вины в таком недружелюбном отношении к нему сего генерал-губернатора. К сожалению, и в последующее время, уже после времен управления северо-западным краем Потапова, при его преемниках, взаимные отношения между чиновниками и духовенством не могут быть названы надлежащими, и опять, по вине, как чиновников, так и духовенства. Чиновники, например, иногда допускали себе вторжение в область дел, подлежавших епархиальному начальству, как это было в 1876 году, когда сам св. Синод, нашедши, что Гродненский губернский прокурор, сделавший от себя предложение консистории Литовской, по поводу дела о взаимных неудовольствиях между священником Ральцевичем и учителем народного училища Кубаркою, поступил вопреки ст. 2 Устава духовных консисторий, по которой консистория подведомственна одному Синоду, и не подлежаще принял на себя надзор за учреждением духовного ведомства, поручил обер-прокурору св. Синода сообщить министру юстиции об указанных неправильных действиях Гродненского губернского прокурора. 220 С другой стороны, уже в последние годы, пр. Алексию приходилось то отклонять ходатайство, по просьбе духовных лиц, пред светской властью относительно предметов, ведению духовной власти не подлежавших, как, например, просьбу Виленского благочинного и священника сего благочинии Д.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

3) представлять мне за сим, по мере открывающейся надобности, о назначении к помянутым учительским должностям тех из местных священно и церковнослужителей, которые окажутся способными, а в недостатке таковых – о перемещении туда способных священно и церковнослужителей от других церквей. Святейшему Правительствующему Синоду, от 8 сентября за 1228, с расписанием штатных сумм для монастырей, по новоприсланной форме Во исполнение указа из Святейшего Синода, от 31 минувшего июля за 11838, представил я при рапорте, от 20 августа за 1099, расписание сумм, следующих на содержание монастырей Литовской епархии. Ныне, при отношении г. синодального обер-прокурора генерал-адъютанта графа Протасова, от 21 истекшего августа за 5213, получил я форму, по которой для единообразия должно быть составлено означенное расписание. Вследствие сего, спешу представить при сём Святейшему Синоду новое расписание сумм, на содержание монастырей предназначенных, составленное по сказанной присланной мне форме. Оно, в сущности, сообразно прежде представленному мною расписанию, но, по мнению моему, прежнее расписание гораздо было бы удобнее в применении представляемого мною ныне. Сие последнее расписанию недовольно определяет личные оклады, более всего производящее недоумений и неудовольствий; а за то прочие статьи расходов разделены на слишком мелкие подразделения, чтобы оные можно было соблюдать без запутанности по отчётности. Расписание штатных сумм для мужских монастырей Литовской епархии Название монастырей Название лиц и предметов Число лиц Им жалованья в год одному Рубли серебром Для первоклассных монастырей: Виленского Святотроицкого, Виленского Святодухова и Пожайского Архимандрит, ему на жалованье и стол Наместник Братии Прибавочных казначею, ризничему, а равно прочим, исправляющим старшие должности по монастырю, всего На содержание братии: иеромонахов, иеродиаконов и послушников пищею На церковные потребности На письмоводство На отопление и освещение братских келий На ремонт монастыря и ризницы

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Московские епархиальные ведомости. 2007. 11-12 Московские епархиальные ведомости. 2007. 11-12 Бюджет Е. в. включал оплату работы цензора, обычно назначаемого из городских клириков, и выплаты гонораров авторам статей. Злободневные полемические заметки, др. статьи, выходившие за пределы программы издания, как правило, не оплачивались. Для мн. епархий Е. в. оставались единственным местным церковным журналом. Подписка на издание была обязательной для всех приходов епархии, в зависимости от их числа тираж Е. в. составлял от неск. сот до 1-1,5 тыс. экз. Если в епархии еще не было своих Е. в., в ней временно могло распространяться издание одной из соседних епархий. Напр., в 1863-1879 гг. единственные в Сибири «Иркутские ЕВ» распространялись в неск. епархиях и помещали офиц. документы и др. материалы, касающиеся этих епархий. Если в издающей Е. в. епархии не было своей ДС, в них регулярно помещались сведения о семинарии, в к-рой обучались дети клириков и причетников этой епархии. С революционными потрясениями 1905-1907 гг. были связаны попытки некоторых редакторов или новообразованных редакционных комитетов преобразовать Е. в. в «церковно-общественные» издания, что иногда приводило к их переименованиям. Так появились «Саратовский духовный вестник» (сент. 1905 - март 1913), «Православная Подолия: Орган духовенства Подольской епархии» (1906-1917), «Таврический церковно-общественный вестник» (в 1906-1917 выходил вместо неофиц. части «Таврических ЕВ»), «Нижегородский церковно-общественный вестник» (1906-1918), «Енисейский церковный вестник: Еженедельный церковно-общественный журнал» (янв. 1907 - июль 1908), «Калужский церковно-общественный вестник» (февр. 1907 - 1918), «Вестник Виленского православного Свято-Духовского братства» (в 1907-1916 выходил вместо неофиц. части «Литовских ЕВ», в 1907-1908 - также вместо неофиц. части «Гродненских епархиальных ведомостей» ), «Вера и жизнь: Журнал Черниговской епархии» (1912-1917), газ. «Черниговский церковно-общественный вестник» (1914-1917). В 1915 г. в связи с эвакуацией учреждений из оккупированных зап. областей перестали издавать «Гродненские ЕВ»; «Рижские ЕВ» выходили в Ярославле (1915) и Н. Новгороде (1915-1917), «Варшавский епархиальный листок» и «Холмская церковная жизнь» (1915-1917), а также «Литовские ЕВ» (1916) - в Москве, «Минские епархиальные ведомости» - в Рязани (1915-1917).

http://pravenc.ru/text/190001.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010