Иосифом, епископом Ковенским. Между тем, священники епархии, привыкшие к бесконтрольному разделу земли и доходов с причетниками, конечно, остались недовольны новыми правилами, находя, с одной стороны, что, вместо прекращения раздоров и неудовольствий в духовенстве, они еще в большей степени возбудят оные, и с другой, что они, будучи чрезвычайно тягостны для священников, поведут-де к разорению их хозяйства и представят много трудностей, неодолимых при выполнении. Посему на епархиальном съезде, состоявшемся в феврале 1870 года, депутаты оного просили пр. Макария приостановить исполнение указа консистории, дабы на благочиннических съездах проектировать раздел земли, равно справедливый и безобидный, как для священников, так и псаломщиков. К сожалению, пр. Макарий, хотя и нашел постановление о сем съезда ни на чем не основанным, тогда как распоряжение епархиального начальства было вызвано «многочисленными вопиющими жалобами причетников епархии на свою горькую долю и тем соображением, что отныне псаломщиками имеют быть окончившие полный курс семинарского учения, которые уже не могут довольствоваться тем скудным наделом земли, каким доныне пользовались бывшие причетники», однако, согласился с желанием съезда приостановить исполнение указа с тем, впрочем, условием, чтобы духовенство епархии на первом же благочинническом съезде в том же 1870 года занялось решением итого вопроса и составлением такого проекта раздела земли между членами причтов, при участии псаломщиков, чтобы он был безобиден для последних. Как и следовало ожидать, на благочиннических съездах вопрос этот был разрешен далеко не везде одинаково. Впрочем, состоявшееся определение св. Синода относительно порядка раздела земли и доходов между членами различного состава причтов дало возможность Литовскому епархиальному начальству устранить само духовенство епархии от разрешения животрепещущего вопроса, предписав ему руководствоваться и в этом случае определением высшего духовного начальства, хотя, и после сего, взаимные неудовольствия членов причта из-за раздела земли и доходов далеко не везде прекратились Это засвидетельствовал в 1873 году пр. Иосиф, епископ Ковенский, который, после обозрения церквей некоторых уездов Виленской губернии, писал, что материальное положение духовенства было удовлетворительно, но пользование землею, где более 33 десятин, неравномерно между членами причтов, почему некоторые псаломщики жаловались, что священники им не выдают большей части земли, а последние, в свое оправдание, ссылались на неполучение официального распоряжения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Но, во всяком случае, трудно было ожидать, чтобы это официальное распоряжение генерал-губернатора могло существенным образом повлиять на установление надлежащих отношений между чиновниками и духовенством, и потому взаимные неудовольствия между ними продолжались и после. Так, уже в том же 1869 году, в котором происходила указанная переписка между представителем православного духовенства в Литовской епархии и генерал-губернатором, последовало неприятное и соблазнительное пререкание между Виленским полицейским управлением и Литовской консисторией. Дело состояло в том, что полицейское управление препроводило в консисторию для увещания некоего дворянина Иванова, обвинявшегося в покушении на самоубийство, причем, как причину, по которой он хотел лишить себя жизни, выставило то, что он принял православие. Но консистория не осталась в долгу пред полицейским управлением. Возвратив Иванова в это управление с препроводительной бумагой, в которой указывалось на то, что сей дворянин, по выслушивании в присутствии консистории духовных увещаний и вразумлений, обнаружил причину своего злого намерения лишить себя жизни, проявившегося не вследствие того, что он пришел в сознание превосходства латинского исповедания пред православием , которое он принял, но вследствие крайней нищеты, превратностей житейских и не спокойствий от столкновения с полицейской властью, в руках которой он в настоящее время находится. Как на доказательство ненадлежащих отношений между чиновниками и духовенством, можно указать еще на следующие случаи. В 1871 году судебный следователь совершенно неосновательно жаловался на священника Пашкевича благочинному за уклонение его от привода к присяге католиков, по православному обряду, упуская из виду, что, по каноническому праву римской церкви, таковая присяга не считается важною, и консистория оправдала священника. 213 Не признала также консистория виновным Долгиновского священника Калинового, по жалобе на него самого генерал губернатора Потапова, за то, что он, во время пожара в местечке, не оказал никакой помощи погорельцам и неохотно принял участие в комитете, образованном для помощи погорельцам чиновником генерал губернатора. 214

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Существование Греко-Униатской коллегии ещё полезно и потому, что можно будет оную употребить для искоренения из униатского обряда некоторых слишком резких для Греко-Российской Церкви нововведений; например, торжественного праздника священномученика Иосафата, воспоминания папы, а может быть исключения из символа партикулы и сына. Между тем, существование коллегии не воспретит Святейшему Синоду делать и непосредственные предписания прежде архиереям, а после и консисториям Греко-Униатским – сии предписания, если особенно пользоваться вначале благоприятными случаями, будут для них лестны и нечувствительно приведут коллегию в совершенное забвение. Она тогда, выбытием или обращением членов к другому назначению, сама собою закроется, и Святейший Синод станет управлять беспрепятственно Греко-Униатскими епархиями наравне с Греко-Российскими. После сего останутся уже к исполнению только частные меры. Униаты, составляющие две нынешние епархии, рассеяны по десяти губерниям, из коих в шести имеются епархии Греко-Российские. Можно будет, ещё и при существовании Греко-Униатской коллегии, подчинить постепенно Униатские церкви сим шести епархиям, оставив только сначала на воле духовенства относиться к Униатским архиереям в нуждах совершенно духовных, именно: за великим миром и посвящением в духовный сан. Отдалённость, ласковое обхождение православных духовных начальств и другие, совокупно с сим действующие преобразовательные меры, заставят их самих вскоре отказаться от сего права. Таким образом, половина Униатов отойдёт в ведение Греко-Российских архиереев: Екатеринославского, Киевского, Подольского, Волынского, Минского и Могилёвского; обе же Униатские епархии останутся в своих естественных пределах – Полоцкая для Витебской и Курляндской, а Литовская для Гродненской и Виленской губерний, а также Белостокской области. Тогда уже и сии две епархии можно будет включить в число Греко-Российских, назначив к ним архиереев православных, или униатских, к Греко-Российской Церкви совершенно присоединившихся, и вместе с сим подчинить им Греко-Российские церкви, в пределах сих двух епархий имеющиеся.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Говоря о тех мерах, какие принимало духовное начальство в Литовской епархии с целью ослабления в жизни народа разных недостатков религиозно-нравственного свойства, считаем нужным упомянуть о возникших, было, в конце пятидесятых годов обществах трезвости. Появление этих обществ среди православного населения епархии объясняется, но нашему мнению, ничем иным, как подражанием католикам. У последних эти общества трезвости возникли в конце пятидесятых годов, с папского благословения, в Виленской, Ковенской и Гродненской губернии. Видимая цель сих обществ была благая – уничтожение пьянства в народе. Главными деятелями в обществе были духовные лица, особенно два епископа Виленский – Красинский и Ковенский – Волончевский. Общества имели свои права, объявление которых было публично произведено во всех костелах и монастырях означенных губерний, причем народу было объявлено, чтобы он безусловно повиновался приказаниям своего духовенства, а, в противном случае, угрожалось ему папскими проклятиями и вечным мучением в загробной жизни. Сами правила были составлены настолько искусно и хитро, что касались не одного только порока пьянства, а обнимали всю жизнь и деятельность католика и подчиняли его в сем отношении абсолютному контролю католического духовенства, которое и направляло эту деятельность в ту или другую сторону, по своему усмотрению, а всего больше – против русского правительства. 672 Между тем, и православное духовенство, как бы в противовес католическому духовенству, стало заводить во многих местах, на сходных началах, общества трезвости, за что и получило в 1860 году от митрополита Иосифа благодарность. Впрочем, эти общества трезвости не стояли на твердой почве, по крайней мере, среди православного населения и существовали во многих местах более на бумаге, чем в действительности. Правда некоторые благочинные, как например, Высоко-Литовский, донесли Литовскому епархиальному начальству, что в их благочиниях число лиц из прихожан, записавшихся в общество трезвости, было очень значительно, однако, многие благочинные откровенно указали на тот факт, что даже некоторые из причетников не сдержали своего обещания не пить вино, а из прихожан лишь одна треть прекратила пить водку. Молодечненский же благочинный положительно заявил, что число воздерживавшихся в 1859 году от употребления водки значительно сократилось к 1860 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

#ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть В Литовской епархии снова неспокойно Священнослужители епархии опубликовали обращение в связи с намерением некоторых собратьев перейти в Константинопольский патриархат Редакция РНЛ   14:13 15.06.2022 2131 Время на чтение 3 минуты Фото: orthodoxy.lt Священнослужители Православной Церкви Литвы осудили действия вставших на путь раскола собратьев и заявили о своей полной поддержке правящего архиерея — митрополита Виленского и Литовского Иннокентия, «осудившего войну и агрессию», сообщает сайт Литовской епархии. «Происходящие события повергают нас в скорбь. С одной стороны, это война, беспощадно вошедшая в каждую душу. С другой — раскол Православной Церкви Литвы, организованный группой священнослужителей и мирян, задумавших, пользуясь удобным случаем, осуществить переход в Константинопольский Патриархат. Эти люди распространяют клевету на архиереев Православной Церкви Литвы и на своих собратьев, обманывая общественность, соблазняя прихожан, угрожая разрушением нашей миролюбивой, законопослушной и доброжелательной православной общины», — говорится в обращении, под которым подписался 61 священнослужитель.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/06/15/v_...

296 В 1870 Литовское епархиальное начальство воспретило духовенству злоупотребление эпигимистами-приихожанами, состоявшее в том, что священники удерживали в своих домах лиц, предаваемых, по распоряжению сего начальства, церковному покаянию при своих церквах, употребляя их безмездно на работы по своему хозяйству и удаляя их, таким образом, от своих семейств и занятия собственным хозяйством, тогда как назначаемая им эпитимия состоять должна была из усердного посещения церкви и отлучения, на определенное время, от причащения св. Таин. 297 Сама обстановка, при которой иногда поступают в пользу духовенства, действительно, доброхотные пожертвования, производит неприятное впечатление на нового человека, нося на себе отпечаток униатского суеверия. Мы испытали это на себе, при виде, как в одной из сельских церквей Виленской губернии, в воскресный день, во время утрени, крестьянин, выпустив из мешка поросенка, старался гнать его к алтарю, причем поросенок издавал пронзительный визг до тех пор, пока сторож не поймал его и не отнес в дом священника. 298 Один священник Литовской епархии на наш вопрос, почему он не приглашает псаломщика к совершению крещения младенцев, ответил, что делает это, не желая обременять его лишним трудом, при незначительном вознаграждении, которое приходилось бы на его долю. 299 Необеспеченность заштатных псаломщиков заставляла их иногда наниматься за ничтожную плату к еврею в пастухи, как, например, это было замечено в Белавичском приходе в 1895 году. 301 В 1851 году пр. Иосифом был представлен в св. Синод проект обеспечения пенсией заштатных священников Литовской епархии, оказавших по службе особенные заслуги. Но, так как этот проект создавал исключительное, привилегированное положение духовенства сей епархии, сравнительно с другими, и требовал от правительства не малых расходов, то он остался без исполнения. Записки митрополита Иосифа, т. 2, 514–516. 302 Устав сей вспомогательной кассы утвержден св. Синодом в конце 1897 года. В силу оного, в первые пять лет действия сей кассы должен существовать взнос и на единовременное пособие семействам умерших священников – по 1 рублю и псаломщиков по 30 копеек, по прежнему порядку. Литовские епархиальные ведомости, 1898 год, 8.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

de an 1830 p. 188). Так-то не здоровится Русским в руках Немцев и Папы! Неверно сказано и о львовской епархии. В львовской архиепископии в 1836 г. 356,839 душ принадлежало латинству, а все народонаселение епархии простиралось до 2,156,406 душ (Зубрицкий, Повесть о Червонной Руси стр. 57. Москва 1845 г.). Верное 1) в отношении к русским униатам заключалось в следующем: а) в 1795 г. униатская консистория оставалась только при луцком епископе, – епархии минская, полоцкая, митрополия виленская, были закрыты, число монастырей уменьшено, униатское духовенство подчинено было ведению Римской Коллегии; б) в 1798 г. предназначены были полоцкая архиепископия для белорусских униатов, брестская епископия – в губерниях литовской и минской, для волынских униатов оставлен луцкий епископ; в) в 1805 г. отделен был в Римской Коллегий особый департамент для униатских дел и назначен президентом сего департамента – полоцкий архиепископ; составлены штаты трех униатских консисторий; г) в 1808 г. приведено в исполнение предположение о трех епархиях униатских, а в 1809 г. восстановлена униатская митрополия. (Собр. Зак. указы 17391. 18503. 20053. 21467. 23482. Слч. о Соф. Соб. стр. 277.); 2) в отношении к латинянам: а) указ 1773 г. янв. 10 д. оставил в Казани на службе польских конфедератов, принявших православие, тогда как они приговорены были к ссылке в Сибирь. б) Указа 1781–83 г. предоставили пленным Полякам, принимающим православие, избрать род жизни, освободив от плена. (Собр. Зак. указы 13935. 15198. 15263. 15282). 187 Собр. Зак. указы 17879, 20748, 20,837 и 38, 20903 и 916, 21400, 22226, 22659. Теперь уже и паписты бранят своего митрополита Сестренцевича за властолюбие. Браня, что он в могилевской епархии целые 8000 униатов с 24 церквами зараз превратил было в латинян: но народ бросил и латинян, и унию, и перешел в православие (Zeitschrift für Theologie, von Hug. 6. В. 2. Hef. 8. 421). Чьим же духом дышал Сестренцевич? Зачем не бранили в свое время других прелатов, которые делали еще хуже? Теперь видать, что делали плохо, но – уже поздно.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Рапортом, от 16 сентября минувшего года за 1699, доносил я Святейшему Синоду, что по случаю Высочайшего соизволения викарию Литовской епархии преосвященному Михаилу посетить С.-Петербург и другие места, поручил я другому викарию той же епархии, преосвященному Платону, отправиться в Жировицы и, впредь до дальнейшего моего распоряжения, принять в своё ведение епархиальные дела на том же точно основании, на котором поручены они были преосвященному Михаилу. Получив ныне донесение, что преосвященный сей возвратился из путешествия в Жировицы в 15-й день истекшего января месяца, я поставил ему в обязанность вступить в управление делами, которые возложены на него прежними моими распоряжениями, а за сим разрешил преосвященного Платона возвратиться в Вильно, где пребывание его не менее нужно и полезно на поприще служения Церкви. О чём долгом поставляю донести Святейшему Синоду. Святейшему Правительствующему Синоду, от 9 февраля за 212, с просьбою о разрешении передачи для Литовского кафедрального собора ризницы, принадлежавшей бывшим Униатским митрополитам С упразднением в 1828 году бывшей Греко-униатской Виленской, так называвшейся митрополичьей епархии, вместе с митрополитальным архивом перевезена в С.-Петербург в бывшую Греко-униатскую коллегию и ризница, тамошним митрополитам принадлежавшая. Ризница эта частью поступила к покойному митрополиту Иосафату Булгаку, частью внесена в ризничную опись Церкви, состоящей в доме бывшей Белорусско-литовской коллегии. Первая часть этой ризницы, вместе с ризницею бывшей Брестской, что ныне Литовская, епархии, взятою из Жировиц покойным митрополитом Булгаком при выезде на жительство в С.-Петербург, а также с ризницею, Высочайше пожалованною ему, митрополиту, – после его смерти в 1838 году передана мне и находится ныне в ведении эконома Литовского архиерейского дома архимандрита Антония. Всей ризнице сей, поступившей ко мне после смерти митрополита Иосафата, представляя при сём подробную опись, долгом поставляю просить разрешения Святейшего Синода, куда обратить таковую ризницу, и не благоугодно ли будет назначить её для кафедрального собора Литовской епархии, весьма скудного в сём отношении.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

С другой стороны, каждая из сих последних епархий ограничена пределами одной губернии, имеет приходы более сжатые, удобные к наблюдению. Напротив, 459 приходов Литовской епархии разбросаны на пространстве трёх губерний, и прихожане рассеяны среди Римских Католиков на больших расстояниях от своих священников. Следовательно, требуется от сих священников более труда и более бдительности, нежели по другим епархиям. Естественно, что средства, могущие обеспечить духовенство других епархий, недостаточны для того, чтобы иметь в Литовской епархии священников, соответствующих местным потребностям своими способностями и надёжностью. К несчастью, никоторые из нынешних средств содержания духовенства имеют весьма вредное впечатление на Православных прихожан, особенно там, где они перемешаны между преобладающим Римско-католическим народонаселением. Таково обеспечение духовенства от прихожан квартирами, отоплением и обработкой земли. Тогда как Римские Католики свободны от всякого взноса на эти потребности, расселённые между ними Православные подвергаются на сие взысканию довольно значительному по их состоянию. Отсюда неблагонамеренные внушения и укоризны со стороны иноверцев. Отсюда скорбные чувства и охлаждение к собственной вере воссоединённых к Православию прихожан. Из прописанного выше, кажется, очевидна необходимость: с одной стороны улучшить содержание священников Литовской епархии, с другой освободить или, по крайней мере, облегчить Православных прихожан от означенных выше поборов, особенно в таких местностях, где Римские Католики решительно преобладают над Православными. К местностям сего рода относятся по Литовской епархии все церкви Виленской и Ковенской губернии, а в Гродненской губернии по уздам Гродненскому, Волковыскому, Сокольскому, Белостокскому и Бельскому. Прочие узды сей губернии, то есть Брестский, Кобринский, Пружанский и Слонимский, по сжатому в них Православному населению и по сравнительной малочисленности Римлян, могут быть отнесены к тем же средствам, как и прочие западные епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Сущность этого проекта заключалась в применении к унии некоторых реформ, за коими представлялась со временем возможность воссоединения ее с православием . Для ведения этого дела был назначен статс-секретарь Блудов, со званием главноуправляющего духовными делами иностранных вероисповеданий, и это управление было отделено от министерства просвещения. Таким образом, весь ход этого дела основан был на проекте Семашко и на представлениях коллегии, душой которой был он. Принятые по этому случаю меры заключались в следующем: Прежде всего, последовало Высочайшее повеление о переименовании 2-го департамента римско-католической коллегии в греко-унитскую коллегию 49 , а другим повелением, особенно важным, состоявшимся по представлению коллегии, последовало 50 подчинение монахов епархиальному ведомству, упразднение излишних базилианских монастырей и заведение на счет монастырских фундушей семинарии для Брестской епархии 51 , а также и общеобразовательных уездных духовных училищ с целью подготовления учеников к семинариям. Вслед за тем для увеличения эдукационного фундуша были упразднены две унитские малые епархии: Луцкая и Виленская, так что из четырех епархий унитских составились две: Литовская, которой епархиальное управление помещалось в местечке Жировицах, Гродненской губернии, Слонимского уезда (прежнее управление Брестской епархии), и Белорусская, которой управление епархиальное по-прежнему было в Полоцке. В 1827 году я был командирован из коллегии для основания литовской семинарии в Жировицах, в звании ректора семинарии. Огромно каменное монастырское строение послужило удобным помещением для семинаристов. При семинарии решено было устроить и одно из предложенных низших (уездных) духовных училищ. Архиереями были: Литовской епархии митрополит Булгак, а Белорусской епархии Иаков Мартусевич (Красовский уже не был в живых). Митрополит Булгак, как председатель греко-унитской коллегии, постоянно жил в Петербурге, а Литовской епархией управлял, по поручению Булгака, в звании официала, Антоний Тупальский, товарищ по воспитанию покойного полоцкого архиепископа Красовского.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/yu...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010