409 В этих словах ясно выражены и побудительные причины, и цель, коими руководилось правительство при закрытии двух униатских епархий. Сокращая число епархий, правительство сокращало также и число самых деятельных и влиятельных противников его дела, какими были тогдашние униатские епископы; с другой стороны, растягивая две униатские епархии на десять губерний, от Вильны до Одессы, оно затрудняло этим сношения униатской паствы со своими пастырями и заставляло её по необходимости прибегать для удовлетворения своих духовных нужд к православным пастырям, а также парализовало и делало невозможным влияние униатских епископов на свою паству. Но правительству мало было того, чтобы редел строй его противников, ему нужны были и пособники в исполнении его планов; а потому оно, воспользовавшись болезнью одного из униатских викариев, Льва Яворовского, отправившегося для своего излечения заграницу, возвело в викария белорусской греко-униатской епархии епископа Мстиславского, старшего заседателя униатской коллегии, Иосифа Семашку, которого направление было хорошо ему известно. 412 Счастье благоприятствовало правительству: в промежуток времени от 1829 по 1833 год не осталось ни одного из враждебных ему четырех униатских епископов: в 1831 г. умерли Сероцинский и Головня, а в 1833 г. Мартусевич и Яворовский. 413 Смерть последних совершенно развязала руки правительству и оно немедленно приступило к новому преобразованию униатских епархий, без сомнения, с целью скорейшего осуществления своего плана: воссоединить униатов с православною церковью. 2-го апреля 1833 года Семашко сделан самостоятельным литовским епископом, а митрополит Булгак переведен в Полоцк, с наименованием архиепископом полоцким. 414 В том же году (11-го декабря) назначены были новые викарные для униатских епархий: для полоцкой Василий Лужинский , для литовской Иоасафат Жарский, с наименованием епископа пинского, и Антоний Зубко, с титулом епископа брестского. 415 Все эти три лица находились на стороне правительства и были, по выражению Блудова, «не только надежные делатели в пользу православия, но и оплот от перехода униатов в латинский обряд, в случае совершенного прекращения иерархического управления греко-униатской церкви». 416 Самое перемещение униатских архиереев из одного места в другое, перемена кафедр – полоцкой на место виленской, виленской на место полоцкой – было не пустым, бесцельным передвижением, игрою в названия и титулы, но имело смысл и значение, было плодом глубоко обдуманного плана. Для литовско-виленской епархии, где элемент униатско-католический лежал сплошною массою, где униатов считалось целою сотнею тысяч более полоцкой, требовался архиерей с большею энергией, с более юными силами и с более живою ревностью, нежели какими обладал престарелый униатский митрополит Булгак, и вот его назначают в полоцкую епархию, а Иосифа переводят в виленскую. 417 «Для Литвы, писал Блудов, где нужно более осторожности, продолжительнейших и больших усилий, назначен епископ Иосиф Семашко ». 418

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Само собою разумеется, что на покрытие расходов по означенному выше штату для девяти городских церквей Виленской губернии должны быть обращены и оклады, назначенные Св. Синодом для причтов, определённых уже к некоторым из тех церквей; но об окладах сих я не имею ещё точных сведений, по не доставлению из Полоцкой консистории дел, к тем церквам относящихся, а между тем в канцелярии Св. Синода должны по сему предмету находиться полные сведения. Что касается духовенства, долженствующего быть назначенным к помянутым девяти церквам, то я, с Божиею помощью, надеюсь приискать людей соответствующих своему назначению по вверенной мне Литовской епархии, как скоро разрешён будет отпуск окладов, по прописанному выше предположению. 56. Список с предложения, данного Литовской консистории, от 4 августа 1840 года за 1001, о приступлении к назначению Православных причтов в уездные города Виленской губернии Его Императорское Величество, по всеподданнейшему докладу г-на синодального обер-прокурора, в 20-й день истекшего июля, Высочайше утвердить соизволил определение Св. Синода, коим, согласно с моим представлением, предположено приступить ныне к следующим распоряжениям по предмету обеспечения уездных городов Виленской губернии церковными причтами: 1) Во все уездные города Виленской губернии определить Православные причты в следующем составе: а) к находящемуся уже в городе Ковно священнику с причтом назначить ещё одного священника, диакона и просвирню; б) к строящейся в Новоалександровске церкви определить, сверх существующего штата, пономаря и просвирню; в) в Вилкомир определить двух священников, двух причётников и просвирню; г) в шести прочих городах: Ошмяне, Свенцянах, Россиенах, Поневеже, Тельшах и Шавлях, состоять по одному священнику, по два причётника и по одной просвирне. 2) Им на содержание положить следующие оклады: 9-ти священникам по 300 руб. сер., вторым священникам в Ковне и Вилкомире по 250 руб. сер., диакону Ковенской церкви 180 руб. сер., 9-ти дьячкам по 100 руб. сер., пономарям по 80 руб. сер. и просвирням по 50 руб. сер. Сверх того, назначить на церковные потребы по 25 руб. сер. ежегодно, на каждый из упомянутых городов.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Впрочем, еще более обостренные отношения между окружными училищными съездами и администрацией училища существовали до последнего времени по округу Виленского духовного училища и которые послужили ближайшим поводом к оставлению своих должностей несколькими смотрителями сего училища, хотя, впрочем, и не без вины со стороны их. Всего чаще нежелательные отношения между училищной администрацией и училищными съездами возникали на почве экономической, когда училищное начальство требовало, по тем или другим основаниям, увеличения училищного бюджета, а духовенство округа не хотело соглашаться на это, или же, если и соглашалось, то с тем, чтобы суммы на эти расходы были даны св. Синодом. 111 Так, при обсуждении сметы в 11444 руб. на содержание Виленского духовного училища в 1872 году депутаты съезда сего округа согласились внести от себя только 2 тыс. руб. и отвечать за них, если не из местных каких-либо средств, то из собственного жалования, отказываясь в то же время от взноса остальных денег, на том основании, что якобы условия быта собственно духовенства, в течение последних 10 лет, заметно, изменились к худшему, по причине чрезмерного возвышения цен на рабочие руки, разорительно влияющего на хозяйство, главную статью обеспечения духовенства, особенно и – с отменою отработки причтовых участков земли прихожанами и отнесением ремонта и снабжения отоплением причтовых домов и строений на обязанность самих причтов, а также с увеличением взносов и пожертвований на разные предметы и нужды, вызываемые обстоятельствами епархии, падающими, по преимуществу, на личные средства священников. 112 Ссылаясь в тоже время на другие епархии, духовенство указывало на то, что взнос в них на училища, по новым уставам и штатам, возложен почти всецело на церковные капиталы, достигающие значительных размеров, тогда как в Литовской епархии, особенно по Виленской и Ковенской губернии, церковные капиталы весьма незначительны, иной раз до 10 руб., и нет, де, возможности увеличить их при грошовых взносах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Когда от Минской епархии были отделены новые епархии, преосвященный Виктор неофициально простирал свое влияние на те монастыри и церкви, которые после второго раздела Польши недолго оставались вне границ Российской Империи – в Литве. После подавления польского мятежа, поднятого поляками во главе с генералом Косцюшкой, и третьего раздела Польши, Россия получила громадное пространство земли в Литве. 14 декабря 1795 года из вновь присоединенных областей образованы были два новых наместничества или губернии – Виленская и Слонимская. Виленскую губернию составили одиннадцать городов: Вильно – губ. гор., Ошмяны, Свенцяны, Видзы, Вилькомир, Поневеж, Шавли, Тельш, Россиены, Ковно и Троки. Слонимскую губернию составили города: Слоним (губерн.) Новогрудек, Лида, Гродно, Волковиск, Пружаны, Брест, и Кобрин. 1100 Как видно, две новые губернии тянулись довольно широкой полосой по всей западной русской границе до Балтийского моря, севернее р. Немана. Кстати заметить, эта русская западная пограничная полоса новых владений тогда же продолжилась к северу до Рижского залива присоединением к России Курляндии. В том же 1795 г. Курляндия составила особую Курляндскую губернию из девяти городов: Митава (губ.), Бауск, Фридрихштадт, Якобшат, Тукум, Виндава, Голдинген, Газенпот и Либава. 1101 На обширном пространстве двух губерний – Виленской и Слонимской, по словам С. Г. Рункевича , не было и десятка православных церквей. Эти немногие церкви разбросаны были по всем углам новоприсоединенного литовского края. С. Г. Рункевич даже не знает, был-ли особый указ, формально вводивший православные литовские церкви в ведение преосвященного Виктора, или они вошли сами собой. 1102 Между тем митрополит Евгений (Болховитинов) положительно говорит, что в виду малочисленности церквей и городов некогда самой большой Минской епархии, к ней были присоединены две новые губернии – Виленская и Слонимская, образованные 14 декабря 1795 г. 1103 Литовские области, в составе двух губерний, значительно увеличили территорию Минской епархии, она снова стала одной из обширнейших епархий, хотя число церквей в ней после воссоединений 1795 и 1796 гг. не перешло за двести. 1104

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

1842 Михаилу, епископу Брестскому, викарию Литовской епархии, от 8 января за 28, о распоряжениях по отношению покойного Виленского епископа Клонгевича о неправильном будто бы присоединении Католиков к Православию На отношении его, от 29 истекшего декабря за 1342, с представлением отношения к нему Виленского Римско-католического епископа Клонгевича о предполагаемых сим последним мерах для руководства при исключении лиц, присоединившихся к Православию из Римско-католических списков, – собственною его высокопреосвященства рукою записано: Возвращаю вашему преосвященству отношение покойного Клонгевича. В нём есть некоторые довольно определённые обвинения против наших священников. Подобные пункты не худо бы вам отправить в выписках конфиденциально соответственным нашим благочинным и потребовать объяснений против взводимых обвинений на подчинённых им священников. В случае, если которое-либо из обвинений окажется сверх чаяния справедливыми то ваше преосвященство не оставите воздержать виновных от противозаконных действий, да и внушите им осторожность относительно присоединения иноверцев к Православию; в случае же несправедливости обвинений, не худо будет тогда поставить это на вид преемнику Клонгевича по управлению Виленскою епархией. На прочее же ваше преосвященство не оставите отвечать тому же преемнику: 1) что ни законы, ни достоинство Православной Церкви не дозволяют, чтобы Римско-католическое духовенство допущено было к проверке действий духовенства Православного, а потому и епархиальное начальство Литовской епархии никогда не допустит, дабы присоединение к Православию лиц Римско-католического исповедания, последовавшее законно и со взятием надлежащих подписок от присоединившихся, могло быть предметом таковой проверки и рассмотрения со стороны означенного Римско-католического духовенства, и 2) что другие дела между Православным и Латинским духовенством могли бы, разумеется, по большей части прекращаться миролюбивыми и беспристрастными сношениями епархиальных начальств, чего Литовское епархиальное начальство не отклоняло и не отклоняет, но, судя по неприязненному расположению и действиям Римско-католического духовенства относительно Православных и духу отношений Виленского Римско-католического епархиального начальства, для подобного окончания дел к сожалению ещё время не наступило. Г. обер-прокурору Святейшего Синода графу Протасову, от 19 января за 77, со сведениями о содержании, получаемом преосвященным Иосифом, викарным епископом Михаилом, членами консистории, священнослужителями кафедрального собора и начальниками монастырей

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

На безымянном донесении, от 4 января за 30, о взятках, делаемых Лидским благочинным Бреном с подчинённого ему духовенства, – собственною его высокопреосвященства рукою записано: По епархии Литовской каждый священник, слава Богу, может жаловаться на своего благочинного и получить удовлетворение, если жалоба справедлива. Посему, настоящее донесение, безымянное, тайно подброшенное, будто от духовенства Лидского благочиния писанное, обнаруживающее, во всяком случае, какого-либо низкого интригана-наветчика, тем более заслуживает, чтобы на него обратить внимание. Предлагаю консистории вытребовать в Жировицы протоиерея Брена и, руководствуясь его указаниями, открыть писавшего и подбросившего сие донесение: из почерка самого донесения, из почерка надписи на конверте при сём прилагаемом, мною собственноручно помеченном, в котором находилось донесение, а также из печати, в целости на том конверте находящейся, с буквами на ней X. I. В. Наместнику Виленского Троицкого монастыря Арсению, от 5 марта за 557, об очистке домов, назначенных для особенного помещения по духовному ведомству Принадлежащие Виленскому Святотроицкому монастырю три дома, Цырковский, Прокшинский и Кондратовичевский, предназначаются для особенного помещения по духовному ведомству. Как, по существующему в Вильно обыкновению об очистке наемных квартир, жильцы и владетели домов предваряют себя взаимно за 6 недель до назначенного срока, то поставляю вам в обязанность, отец игумен: 1) всем жильцам Прокшинского и Цырковского домов объявить немедленно, чтобы они к 23 дню наступающего апреля месяца очистили занимаемые в тех домах квартиры; 2) квартиры в доме Кондратовичевском отдавать внаём не более как на один год с означенного срока. Эконому Литовского архиерейского дома архимандриту Антонию, от 5 марта за 558, о вызове его в Жировицы для сделания описи ризнице, отделяемой для Виленского кафедрального собора, и для устройства форменной одежды на певчих С предстоящим перемещением в Вильно из Жировиц епархиального управления, кафедрального штата и архиерейского дома, и с переведением в Жировицы из Бытеня штата второклассного монастыря, настоит надобность отделить для Виленского кафедрального собора часть ризницы, находящейся ныне в Жировицах.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Иосиф не только не согласился с этим мнением, но даже положил такую строгую резолюцию: «священники подчиняются тому или другому благочинному не по их желанию и прошению, но по усмотрению епархиального начальства, и потому просьба причта Юрбургской церкви о перечислении оной к Виленскому благочинию заслуживает скорее взыскания, нежели удовлетворения, тем более, что церкви Ковенского и Россиенского уездов назначены в состав Ковенского благочиния по Высочайше утвержденному положению св. Синода». Точно также было отказано священнику Старокрасносельской церкви Радошковичского благочиния Клодницкому в 1841 в его просьбе о перечислении его церкви к Молодечненскому благочинию, вследствие якобы притеснений от местного благочинного Сцепуры, на том основании, что дело это касается его самого лично, а не церкви и прихожан. Избрание благочинных во все время управления Литовской епархией пр. Иосифа принадлежало епархиальному начальству. Но пр. Макарий в скором времени, по вступлении на Литовскую кафедру, признавая, с одной стороны, на основании опыта в его прежней епархии, выборное начало на должность благочинных, их помощников и депутатов, наиболее благонадежным, 77 а с другой стороны – принимая во внимание желание самого духовенства Литовской епархии, не раз уже выраженное ему при обозрении им епархии, 78 предоставил избрание благочинных, их помощников и депутатов, самому духовенству, посредством закрытой баллотировки, через каждые 4 года. Дли избрания сих лиц в каждом благочинии должны были собираться все священно-церковнослужители, без всякого исключения, а те из них, которые не могли по какой-либо уважительной причине явиться лично в общее собрание, имели право уполномочивать других лиц, одного ними сана, для подачи их голоса. Распорядителем такого общего собрания духовенства в каждом благочинническом округе являлся местный духовник, который определял, по предварительном соглашении с духовенством своего округа, и извещал, где и в какое число первой половины октября месяца быть общему собранию духовенства и заправлял самым ходом выборов, рапортуя о том епархиальному преосвященному и представляя ему самые выборные листы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Уже в первые дни управления Литовской епархией представился преосв. Макарию благоприятный повод к введению выборного начала здесь, вследствие подачи прошения Виленским благочинным об увольнении его от должности благочинного. Тогда же архипастырской резолюцией Виленскому духовенству разрешено было самому избрать из своей среды благочинного, под наблюдением депутата 1452 . Не смотря на то, что при этом первом опыте осуществления выборного начала в Литовской епархии, по недоразумению, или намеренно, была допущена нелегальность, однако же достаточно было заявления со стороны некоторых членов приходского духовенства преосв. Макарию, во время обозрения им церквей епархии летом того же 1869 года, чтобы он, сам расположенный к тому, допустил выборное начало при назначении благочинных в Литве, как он это прежде сделал в Харьковской епархии. 18 августа 1869 года преосв. Макарий дал предложение Литовской духовной консистории, в котором, – «признавая, на основании опыта в своей прежней епархии, выборное начало наиболее благонадежным при назначении на должности о. о. благочинных, их помощников и депутатов, а с другой стороны, имея в виду желание самого духовенства Литовской епархии, не раз уже выраженное ему, особенно при обозрении им епархии», – делал распоряжение о введении этого начала в Литовской епархии, с соблюдением особых правил, которые тут же и излагались им. Главнейшие из этих правил состояли в следующем. Избрание всех вышеозначенных должностных лиц по всей Литовской епархии должно было производиться одновременно (в первой половине октября) и повторяться через каждые четыре года. В выборах имели право и обязаны были принимать участие все штатные священно и церковнослужители округа без всякого исключения. Те, которые не могли, по уважительным причинам, явиться в собрание, имели право передавать свой голос другим правоспособным членам собрания. Голоса подавались закрытою баллотировкой. Выборы должны были происходить, под руководством духовника округа, непременно в церкви. Перед выборами должны были служиться молебствия 1453 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

С переходом же монастырских и костельных зданий, а следовательно, и богаделен в ведение православных причтов, означенные источники содержания прекратились, призреваемые почти все разбрелись, богадельни закрылись, а богаделенные дома, по усмотрению новых хозяев, получили другое назначение. Наглядной иллюстрацией к сему сообщению могло послужить действительное положение призрения бедных в епархии, которое выражалось в числе богаделен и средствах содержания их. Так, в 1875 году богадельни находились в Ошмянском уезде при церквах Беницкой, Сморгонской – Преображенской и Св. Михайловской, при Михаловщизненской, Кревской – св. Троицкой, Юратишской, Трабской, Воложинской – св. Иосифовской и Константино-Елененской, Довбенской, Словенской, Дубинской и, наконец, Забрезской. В Беницах богадельня была отстроена попечительством приходским в 1873 году на церковной земле, и призреваемые пользовались небольшим огородом, подаянием от прихожан и 7 руб. 50 коп. процента с капитала в 150 руб., завещанного одним помещиком. При Сморгонских обеих церквах было по дому на церковной земле, где жили в одном 4, а в другом – 5 нищих, пользуясь подаянием от прихожан. При Михаловщизненской церкви существовал также дом для нищих на церковной земле, в котором находились только 2 человека призреваемых на подаяния от прихожан. При Кревской – св. Троицкой церкви богадельня, находившаяся на церковной земле, с 1875 года обратилась в помещение для псаломщика, равно как и в Юратишском приходе. При Трабской церкви, в доме, находившемся на церковной земле, жил один нищий; при Воложинских обеих церквах находилось по дому, из коих в одном находилось 4 нищих, а в другом 6. При церквах в приходах Довбенском, Словенском, Дубинском и Забрезском, в домах, на церковной земле, жило в первом приходе 2 нищих, при втором – 4, третьем – 2 и последнем – 4. При всех этих церквах дома были устроены на церковной земле прихожанами, при заботливости причтов, причем призреваемые содержались на доброхотные подаяния. В Вильне богадельня находилась при Виленском кафедральном соборе, на кладбище, в устроенном для того доме, где жили призреваемые женщины, получавшие определенное содержание и пользовавшиеся подаянием. В Виленском уезде находилась только одна богадельня при Шумской церкви на 4 нищих, живших на доброхотные подаяния. По Вилейскому уезду богадельня была при Молодечненской церкви, Марковской и Радошковичской, из коих в первой было 3 нищих, во второй – 1 и в третьей – 2. Все они жили, частью, собственным трудом; частью, доброхотным подаянием прихожан хлебом, мясом и деньгами – в праздничные дни. По Дисненскому уезду богадельня была лишь при одной Дисненской – Воскресенской церкви на 4 женщин, живших на доброхотные подаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Г) Согласно указаниям Церковной истории и многочисленным каноническим определениям (например IV Всел. Соб. 17-е пр.; VI Всел. Соб. 38-е пр.), при решении вопроса о том, где должны быть митрополии, должно руководиться, во-первых, гражданским делением государства (древние диоцезы, нынешние генерал-губернаторства и подобные им административные единицы), а во-вторых – сравнительной древностью и авторитетом епископии. По нужде, как было и прежде, так могут быть сделаны и теперь некоторые отступления. Сообразуясь с такой точкой зрения, деление российской Церкви на округа можно предположить в таком виде: 1) Митрополия Московская 90 включающая в себя епархии коренного великорусского центра: Московскую, Владимирскую, Рязанскую, Ярославскую, Тверскую, Костромскую, Калужскую, Тульскую, Курскую, Орловскую и Смоленскую. 2) Митрополия Киевская 91 обнимающая епископии с малорусским (преимущественно) населением: Киевскую, Черниговскую, Полтавскую, Харьковскую, Подольскую, Волынскую и Воронежскую. 3) Митрополия С.-Петербургская 92 , обнимающая северо-запад и север европейской России со включением Финляндии (по малочисленности её православного элемента), т. е. епархии: С.-Петербургскую, Новгородскую, Псковскую, Олонецкую, Рижскую, Архангельскую, Вологодскую и Финляндскую. 4) Митрополия Новороссийская (Одесса), включающая в свой район край степной европейской России, т. е. епархии: Херсонско-Одесскую, Таврическую, Екатеринославскую, Кишиневскую и Донскую. 5) Митрополия Виленская с губерниями Белорусско-Литовского края и русской Польши, которая, подобно Финляндии, имеет особого генерал-губернатора, но по тем же соображениям не имеет основания для особой митрополии. Сюда должны войти епархии: Литовско-Виленская, Полоцко-Витебская, Гродненская, Минская, Могилевская, Варшавская и Холмская. 6) Митрополия Кавказская в приблизительном объёме нынешнего экзархата, т. е. епископий: Карталинско-Кахетинской, Гурийско-Мингрельской, Имеретинской, Сухумской (Горийской, Алавердской) и Владикавказской.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010