Впрочем, если будет решено праздновать означенный день по нашим церквам, то по крайней мере будет время к тому подготовить духовенство, и бывшее ныне при кафедральном соборе богослужение будет для сего лучшим средством. Я намерен пробыть в Жировицах до августа месяца, может быть, до 10-го числа, а тогда уже отправиться на Белосток и Гродно обратно в Вильно. Жировицы есть истинное сердце епархии – сюда стекается духовенство со всех концов епархии как за детьми, в училищах находящимися, так и по делам – и я буду в состоянии действовать здесь на умы гораздо удобнее, чем во время разъездов. Сверх того, нужно мне здесь заняться семинарией; нужно также дать соответственное настоящим обстоятельствам направление по делам консистории; самое посвящение и приготовление 600 антиминсов потребует немаловажного времени. Притом, я теперь обременён и письменными делами более, чем когда-нибудь, и мне нужно с ними справиться. Сколько ни думаю, а всегда на той мысли останавливаюсь, что нужно оставить в Жировицах и семинарию и консисторию. Здесь настоящий центр епархии, и место сие почти не подвержено влиянию Римлян. В Вильне, напротив, как юношество, так и духовенство подвергалось бы важным искушениям, нравственным, религиозным и политическим – да притом заставлять духовенство отправляться с детьми и по делам в Вильно, за двести, триста и четыреста вёрст, так сказать, вне епархии, значило бы разорять оное. По моим соображениям, лучше всего учредить в Вильне другое присутствие консистории, по примеру консисторий в обеих столицах, и между обоими присутствиями разделить дела по местному удобству. По затруднительности дел Виленской губернии, консистория для ней одной не будет излишня – да кто знает, не пригодится ли она, даст Бог, со временем и для особой Виленской епархии? Графу Протасову, 27 июня 1840 г. 768 (конфиденциально). Я просил Ваше Сиятельство о назначении мне в Вильно, из излишнего теперь для Белоруссии Полоцкого кафедрального штата, регента Кутузова и от 5 до 10 певчих и, по внушению Вашему, писал о том официально от 5 истекшего мая к преосвященному Василию за 479, а к Вашему Сиятельству за 480. Преосвященный Василий отвечал мне от 16 мая, что он не может мне дать певчих, не желая разлучать их с родственниками, и что от регента потребовал чрез консисторию, желает ли он отправиться в Вильно.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

2, 476. Это распоряжение Литовской духовной консистории, между прочим, доказывает то, что духовенство православное не всегда вело надлежащим образом документы, касающиеся до присоединившихся в православие римско-католиков, и потому давало католическому духовенству справедливые поводы жаловаться на него. Это видно, например, из отношения в 1865 году Виленского губернатора к Литовскому епархиальному начальству, в котором указывалось на то, что католические ксендзы, будучи обвиняемы в преподавании духовных треб лицам, присоединившимся к православию, а также детям от смешанных браков, оправдывали себя тем, что особенно в последние два года не велись списки тем лицам из католического исповедания, которые бракосочетались с православными. – Посему, губернатор просил консисторию вменить в обязанность православному духовенству Виленской губернии своевременно уведомлять католическое духовенство о каждом лице, присоединившемся из католицизма в православие, а также о всяком лице католического исповедания, вступившем в брак с лицом православного исповедания. Между тем, консистория, по-видимому, оскорбившись этим отношением гражданской власти, вместо того, чтобы, согласно указанному замечанию Виленского губернатора, предписать духовенству аккуратнее вести списки лицам, присоединившимся из католичества в православие и вступившим в смешанные браки, сделала только не соответствовавшее делу распоряжение через благочинных, а именно, чтобы они немедленно справились и донесли, нет ли в приходах вверенных им церквей таких смешанных по вероисповеданию супружеств, которые, будучи венчаны в течение последних двух лет, крестили детей своих в латинской вере и в воспитании оных поступали против своих пред брачных обязательств, и, если окажутся, то указать ксендзов, которыми неподлежаще совершено их крещение, и обо всем прочем, нужном к уличению виновных в их противозаконных поступках, а также, нет ли совратившихся в латинство из православия и выдавших подписки на непоколебимое в нем пребывание, и, если окажутся таковые, то, где удовлетворяются духовными требами, и кто виновен в отвлечении их от православия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Синодом молебствия в память воссоединения. Список с рапорта Святейшему Синоду от 10 июня 1840 за с мнением на счёт учреждения Православных причтов по уездным городам Виленской губернии. Список с предложения, данного Литовской консистории, от 4 августа 1840 за о приступлении к назначению Православных причтов в уездные города Виленской губернии. Список с предложения, данного Литовской консистории, от 13 августа 1840 за о поручении осмотра церквей Литовской епархии избранным духовным сановникам. Тетрадь с черновыми отношениями и письмами: от 2, 5, 7, 8, 10, 17, 23 и 27 июня; 5 июля; 12 августа; 2, 9, 17 и 32 сентября 1840; 1, 13, 28 мая; 1, 12, 13, 14 июня; 8, 14, 28 июля; 7, 14, 30 августа; 6 и 10 сентября 1841 года. Черновое письмо к архимандриту Леонтию Скибовскому, о причислении к Волынской епархии воссоединённых церквей тамошней губернии. Черновое письмо к преосвященному Минскому Антонию от 1 февраля 1841, по случаю поданной им просьбы об увольнении на покой. Замечания от 4 декабря 1841, на проект штатов архиерейских, кафедральных и монастырских, Православных и Латинских. и Две записки, из которых первая от 15 октября 1841, на счёт взятия в казну духовных населённых имений. Записка от 28 декабря 1841, на счёт предположенного было оставления в Латинстве совращённых Униатов. Тетрадь с черновыми отношениями и письмами: от 3, 8, 20, 22, 25 июня; 9, 16 июля; 27 августа; 3, 24 сентября; 10, 23 октября; 18 декабря 1842; 26 февраля; 4, 28 марта; 9, 22, 27, 29 мая и 12 июня 1843 года. Тетрадь с черновыми отношениями и письмами: от 12, 26 июня; 5, 11, 27 июля; 1, 26, 28 августа; 11 сентября 1843; 7, 10 мая и 11 июня 1844 года. Два письма Филарета, митрополита Московского, от 2 июня 1844 за и 7 января 1845, по поводу конфиденциального к нему отзыва Иосифа, архиепископа Литовского, от 7 мая 1844 за о личных своих обстоятельствах. За исключением 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 27, 28, 29, 30, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 67; все остальные приложения, здесь поименованные, писаны вчерне или набело собственною рукою митрополита Иосифа. Читать далее Источник: Записки Иосифа, митрополита литовского/Изданные Академией наук по завещанию автора : Т. 1-3. - Санкт-Петербург : Тип. Акад. наук, 1883./Т. 1. - VIII, 745 с., 1 л. фронт. (портр.), 1 л. ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Ошмянского благочиния: 1) Борунской, 2) Виленской Николаевской, 3) Кревской, 4) Спяглянской, 5) Николаевской, 6) Лоской, 7) Дубинской, 8) Груздовской, 9) Ганутской; Белостокской области, в Белостоцком, Бельском и Дрогицком благочиниях: 1) Клещелевской приписной, 2) соборно-Бельской, 3) Чижевской, 4) Пасынковской, 5) Лосинской, 6) Гродзиской, 7) Семятыцкой; Луцкого благочиния: 1) Боголюбской, 2) Воротниовской, 3) Кнерутской, 4) Залавецкой, 5) Пянской, 6) Свищевской, 7) Бокоемской, 8) Смордеровской, 9) Войницкой, 10) Пиратинской, 11) Берегской; Ратненского благочиния: 1) Замшанской, 2) Выдраницкой. Таким образом, устроены вновь по правилам Греко-восточной Церкви иконостасы и престолы в 226 приходских Греко-униатских церквах Литовской епархии. Как же в епархии сей имелось прежних церквей, снабжённых иконостасами, 103; да из числа 800 церквей около 200 предполагается к упразднению: то предстоит необходимость устроить иконостасы ещё в 270 церквах Литовской епархии; и церкви сии, будучи из самых беднейших, не представляют возможности скорого успеха в сем отношении. Между тем я надеюсь, что, сверх показанного выше числа, многие ещё церкви в течение нынешнего года будут снабжены иконостасами. Некоторые благочинные, лично мною возбуждённые, особенную оказали ревность в устройстве подведомственных им церквей, так что снабжено иконостасами много и таких церквей, который мною для сего ещё не были назначены, а напротив, во многих из назначенных мною церквей ещё не устроено иконостасов, так как годичный срок, определённый для устройства оных, истёк только для церквей, по Гродненской губернии состоящих, а для церквей, по губерниям Минской и Виленской, а также по Белостокской области состоящих, кончится ещё в половине наступающего ноября месяца; и тогда только можно будет знать определительно число церквей, снабжённых иконостасами, в исполнение прописанных выше моих распоряжений. О чём всём долгом считаю оной коллегии донести. В Греко-униатскую духовную коллегию, от 6 октября за 665 с именною росписью монашествующих Литовской епархии

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Но во власти Литовского архиепископа всегда может найтись средство заставить обращаться быстрее механизм той машины, которая называется консисторской канцелярией. Необходимо также для ускорения хода дел предоставить Брестскому викарию более самостоятельности по делам Гродненской губернии. Между тем, против отделения Гродненской губернии в церковном отношении от Виленского архиепископа, можно указать 1) на то, что духовенство Гродненской губернии но прежнему тяготело бы к Вильне, в которой помещается и духовная семинария и женское духовное училище, 2) что, при том большом числе железных дорог, которые построены в Гродненской губернии и соединяют ее с Вильною, доступ для духовенства даже самых отдаленных уездов Гродненской губернии в сношениях с епархиальным управлением не может быть особенно затруднительным, 3) что учреждение отдельной епархии и отдельной консистории с духовно-учебными заведениями потребовало бы от правительства весьма больших денежных расходов, при гадательной только целесообразности оных, особенно в виду того, что, при сохраняющемся объединении действий гражданской и военной власти в трех губерниях северо-западного края в лице Виленского генерал-губернатора, важно сохранить оное объединение и в церковном отношении в лице Виленского архиепископа. 20 Ставим его первым по времени существования оного, так как оно было открыто еще до воссоединения униатов, называясь «Пинским», а с 1840 переименовано в Брестское. 21 В одном из писем своих к обер-прокурору св. Синода, графу Протасову, митрополит Иосиф отзывался о пр. Антонии, как человеке честном и прямодушном, помогавшем ому более других по униатскому делу, но в то же время находил, что он был более способен действовать под распоряжением другого, нежели самостоятельно, и был несколько мечтателен и не любил срочной правильной работы особенно. Записки митрополита Иосифа, т. 1, 141. 22 В одном из писем своих к графу Протасову пр. Иосиф писал: «пр. Игнатий, кажется, полюбился всем. Он не с высокими способностями, но имеет качества истинно святительские.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

В сем же году, присоединившийся из латинства в православие князь Эдмунд Огинский просил совет братства о заступничестве и содействии к получению им наследства от умершего брата, причем соглашался дать в пользу братства 5% с наследуемого наследства, и совет принял на себя, предварительно возбуждения дела о сем, собрание сведений через исправников Ново-Александровского и Дисненского относительно имущества умершей сестры просителя и его брата, а также и о том, где это имущество находилось. Точно также в 1873 году совет братства возбудил ходатайство пред Виленским управлением Государственных Имуществ о взыскании 100 руб. с Лесничего Попова в пользу священника Ильской церкви Корниловича по его просьбе и удержал в свою пользу 20 руб. из общей суммы уплаченного долга. Впрочем, в одном случае, вероятно, по сознанию безнадежности получить что-либо в свою пользу от ведения судебного процесса, совет братства отклонил просьбу вдовы священника Окулича о ходатайстве пред Виленским управлением Государственных Имуществ об уплате ей 360 руб. за все время пользования её мужа землею, в бытность его священником при Светлянской церкви, хотя эта вдова соглашалась уплатить в пользу братства 5% со взыскиваемой ею суммы. Кроме того, у братства в 1872 году возник, было, проект, впрочем, не приведенный в исполнение, об устройстве им рыбного рынка на берегу реки Вилейки. 688 После Виленского Св. Духовского братства, особого внимания заслуживают братства Ковенское – св. Николаевское и Софийское – Гродненское при соборных церквах сих городов, деятельность которых более или менее простирается на все приходы сих губерний. Ковенское братство открылось 6 декабря 1864 году, имея своею целью заботиться о благолепии храмов губернии и употреблении собираемых сумм, вообще, на дела христианской любви и благотворительности. Деятельность братства наиболее была развита в начале семидесятых годов, когда, кроме обычных членских взносов, оно стало получать с 1874–1875 годов пособие из хозяйственного управления при св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Было решено утвердить текст типового устава частного учреждения культуры «Церковный музей епархии Русской Православной Церкви», а Синодам самоуправляемых Церквей, Белорусского экзархата и митрополичьих округов, а также Преосвященному Виленскому и Литовскому при необходимости внести поправки в этот устав применительно к законодательству стран пребывания. 27 июля. ПРАВМИР. Вопрос об уставе церковного музея обсуждался на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви. Было решено утвердить текст типового устава частного учреждения культуры «Церковный музей епархии Русской Православной Церкви», а Синодам самоуправляемых Церквей, Белорусского экзархата и митрополичьих округов, а также Преосвященному Виленскому и Литовскому при необходимости внести поправки в этот устав применительно к законодательству стран пребывания. Справка: Церковные музеи создаются при церквях, монастырях, епархиях, религиозных объединениях, которые являются их собственниками и учредителями. В настоящее время прослеживается тенденция увеличения количества таких музеев. Первые церковные музеи появились в последней трети 19 в. при духовных академиях — Киевской (1872 г.), Петербургской (1879 г.), Московской (1880 г.) Самым крупным из них был музей Киевской духовной академии, состоявший из отдела рукописей, старопечатных книг и гравюр, архитектуры, иконописи, скульптуры, нумизматики, богослужебной утвари и включавший исторические реликвии. В конце XIX-haчaлe ХХ веков был создан ряд музеев по инициативе церковно-археологических обществ и комитетов. К 1912 году в России было около 50 церковных музеев. После Октябрьской революции церковные музеи были ликвидированы, а их собрания влились в коллекции исторических, художественных, краеведческих музеев или перепрофилированы в антирелигиозные. Первый музей вновь был открыт в 1944 г. как Церковно-археологический музей при Московской духовной академии. Церковные музеи открываются в настоящее время как в действующих монастырях, так и в приходских храмах по всей России

http://pravmir.ru/ustav-cerkovnyx-muzeev...

И таковыми были наделены в непродолжительном времени многие причты в Литовской епархии, особенно в Ковенской губернии, где, при множестве конфискованных имений у помещиков и католического духовенства за принятие участия в мятеже, и, при малочисленности приходских церквей, это было особенно легко сделать. Точно также были более или менее удовлетворительно разрешены и другие вопросы касательно обеспечения православного духовенства. Так, относительно отопления причтовых помещений Виленское губернское по улучшению быта православного духовенства присутствие в 1864 году вошло с ходатайством об отпуске нужного количества дров из казенных лесов для всех вообще причтов, без различия, находились ли они при церквах в казенных или частных имениях и, притом, с выдачею денег на отопление для причтов тех приходов, которые не могли быть почему-либо удовлетворены отпуском дров натурою. Вследствие сего ходатайства, было положено отпускать дрова по Виленской губернии, священнику 6 кубических саженей 275 в год, диакону – 4 а дьячку, пономарю и просфорне по 3 сажени. Тоже присутствие в общем заседании с губернским по крестьянским делам присутствием в 1863 году определило устройство и починку церковных домов со службами для каждого члена причта и удовлетворение священников обработочными деньгами, по назначению губернского комитета, если эта повинность не исполнялась натурою, возложить на волостные и сельские управления, наблюдение же за точным и успешным исполнением сей обязанности – на мировых посредников, при содействии земских исправников, а в смешанных приходах – требовать такового содействия от палаты государственных имуществ. В виду же того, что помещики, за освобождением крестьян, стали отказываться от отпуска причту из своих дач дров, это же присутствие положило, впредь, до получения разрешения о замене натуральной повинности денежною для причтов, просить уездных предводителей дворянства обязать помещиков продолжать отпуск дров для священно-церковно-служителей из своих дач. Но, так как трудно было ожидать, чтобы помещики добровольно согласились исполнять это определение комитета, то М. Н. Муравьев в 1864 году испросил разрешение Министерства Внутренних Дел, в случае уклонения помещиков от исполнения лежащих на них, на основании закона от 20 июля 1842 года повинностей в пользу православного духовенства, производить с них это взыскание в порядке, установленном для казенных взысканий. Правда, эти меры взыскании, за последовавшим, в непродолжительном времени, удалением Муравьева от должности генерал-губернатора, едва ли энергично приводились в исполнение, тем не менее, уже одно исходатайствование сей меры взыскания свидетельствует о том, что Муравьев, со своей стороны, сделал все, возможное к улучшению материального положения духовенства Литовской епархии, надеясь найти в нем надежного помощника в борьбе против врагов церкви и отчизны.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

К сожалению, большинство священников не позаботилось о ведении вне богослужебных собеседований с прихожанами, так что преосвященные Сергий и Авраамий, обозревавшие в 1883 году церкви Дисненского, Тройского и Белостокского уездов нашли, что духовенство вообще слишком мало обращало внимания на почти ежегодные предписания консистории относительно ведения собеседований с народом, так как, за исключением весьма немногих церквей осмотренных уездов, совсем не производило их, частью потому, что, по объяснению священников, в воскресные и праздничные дни они обременены требами, как-то крещениями, браками и т.п., частью – и потому-де, что народ после обедни расходится по деревням и собрать его, после того, невозможно, особенно, если близ самой церкви нет большего села. Не мало было священников, которые жаловались, в объяснение причин, по которым они не вели собеседований с прихожанами, на отвлечение последних базаром зимою, а летом – полевыми работами, а также на отдаленность деревень от местожительства причта. Насколько мало обращали внимания на вне богослужебные собеседования сами благочинные, можно судить, например, по тому одному, что пр. Алексий в своем отчете о состоянии епархии за 1889 году указал только на 4-х благочинных Виленской губернии и 3-х Гродненской, упомянувших в своих рапортах о заведении сих собеседований в своих благочиниях, тогда как остальные 36 благочинных вовсе не упомянули о том. В тесной связи с положением проповедничества в Литовской епархии находилось состояние церковных библиотек здесь, которое было вообще неудовлетворительное. Несмотря на то, что еще с начала 1840-х годов епархиальное начальство то рекомендовало духовенству выписку известных книг, то само непосредственно выписывало оные и рассылало по церквам, как, например, «Слово кафолического православия к римскому католичеству», за что было взято по 10 копеек с каждого священника, по официальным данным оказалось в 1867 году, что при многих церквах имелось лишь только некоторое число книг и журналов духовного содержания, составлявших церковную собственность, причем и эти собрания, по своей незначительности, не имели никакого права на название библиотек, тем более, что, кроме местного причта, они никому не были доступны.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Тогда, в 2000-м году, перспективы на скорое и успешное его возведение представлялись весьма радужными. Городские власти, спонсоры, общественность – все поддержали благое дело. На разных этапах ведения работ проводились акции по сбору средств на строительство Покрово-Никольского храма. Среди самых впечатляющих была Рождественская акция 2000 года, ее организаторами выступили Ассоциация русских школ Клайпеды и Общество христианского просвещения «Слово». По городу распространили подписные листы, священнослужители Клайпеды обратились к общественности с призывом поддержать благородное движение: «Было время, храмы разрушали... Мы сами разбрасывали камни... А теперь – время собирать камни!». С первого же дня прихожане открыли на месте строительства ярмарку, доходы от которой поступали в фонд стройки. Люди приносили носильные вещи, предметы домашнего обихода, жертвовали средства из личных сбережений. Воду возили из Всехсвятской церкви, пока водопровод сюда не был подведен. Добровольцы из верующих, чтобы как-то сэкономить средства на оплату стройбригаде, сами собирали строительные леса, участвовали в земляных работах. Церковное здание подвели под крышу на удивление быстро. В одном из двух храмовых приделов - Никольском оборудовали «Голгофу» и иконостас, выполненные вильнюсским иконописцем и резчиком по дереву Владимиром Подгорным, много икон написала местный художник- искусствовед Маргарита Артамонова. В день освящения Никольского престола к строящемуся храму несли Крестным ходом св.мощи из Всехсвятской церкви. Как часто бывает в приморском городе, погода стояла ветреная. Но только богомольцы выступили от Всехсвятского храма, буря вдруг прекратилась. Это был точно знак свыше. Очевидцы вспоминают и о других знамениях того дня. Когда торжественная процессия подошла к строящейся церкви, три радуги опоясали пространство над ней. И богомольцы расценили это природное явление как материальное свидетельство того, что они находятся под охраняющим Покровом Богоматери. ...Но не даром говорят: «Человек предполагает, а Бог располагает». Через какое-то время выяснилось, что гарантии по срокам и методам ведения работ на стройплощадке, которые давал священнослужитель, прежний глава Покрово-Никольской общины (сейчас он не служит в Виленской и Литовской православной епархии), оказались несостоятельными. Из-за организационных ошибок, недостатка материальных средств работы на стройке в начале 2001 года практически остановились и не велись почти в течение почти трех лет. Здание храма, не поставленное на консервацию, подвергалось воздействию атмосферных явлений, и постепенно разрушалось. Для того, чтобы возобновить работы на стройплощадке, потребовались серьезные организационные меры и материальные вложения со стороны Виленской и Литовской православной епархии.

http://sobory.ru/article/?object=22346

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010