Церкви сии есть: . по деканату Белостокскому 1) Тополянская, 2) Потоцкая, 3) Кнышинская, 4) Фастовская, 5) Хорощанская, 6) Топильская, 7) Суражская; по деканату Бельскому 1) Подбельская, 2) Дубицкая, 3) Орлянская, 4) ийитовская, 5) Наревская, 6) Гриневицкая, 7) Вольчанская; по деканату Дрогицкому 1) Клещелевская приписная, 2) Малешевская, 3) Бранская, 4) Косенская, о) Андрианская, 6) Журобичская, 7) Дрогицкая, 8) Наройская, 9) Чернянская и 10) Цехановецкая. Виленскому военному губернатору князю Долгорукову, от 14 ноября за 616, с поименованием и остальных церквей Виленской губернии, в которых необходимо будет устроить впоследствии иконостасы Распоряжениями моими, о коих имел я честь сообщить ныне же вашему сиятельству, за 614, назначены только одиннадцать важнейших приходских церквей по Виленской губернии для устройства в них иконостасов и престолов по обряду Греко-восточной Церкви в течении одного наступающего года, так как я не надеюсь, чтобы в одном году можно было сделать более. Уверенный, однако же в ревностном участии вашем в сём благом деле, а с другой стороны зная, что ваше сиятельство, по своему влиянию на помещиков и местные обстоятельства, можете сделать для Церкви в сём отношении гораздо более, нежели духовное начальство при ограниченных своих средствах, – я долгом поставляю поименовать и остальные Греко-униатские моего ведомства церкви по Виленской губернии, беднейшие по приписанному к ним фундушу, но в коих необходимо устроить впоследствии иконостасы. Церкви сии есть: по Трокскому уезду Мерецкая; по Брацлавскому уезду Весоловская; по Завилейскому уезду 1) Светлянская, 2) Доботовская и 3) Ганутская; по Ошмянскому уезду 1) Залеская, 2) Юрациская, 3) Трабская, 4) Лоская, б) Словенская, 6) Беницкая, 7) Городзиловская, 8) Полочанская, 9) Городзьковская, 10) Гольшанская, 11) Ижанская, 12) Михаловская, 13) Забржезская, 14) Довбенская и 15) Груздовская. Литовской Греко-униатской консистории, от 15 ноября за 621, об обязании духовенства, чтобы оно не отваживалось препятствовать вступлению в брак Униатов с Православными, как это сделал священник Томашевич

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Хотя по Ковенской губернии немного Православных церквей, опыт однако же, показал, что и сими церквами, по большому их расстоянию, весьма затруднительно управлять двум благочинным. Посему предлагаю консистории 1) в ведении Ковенского благочинного оставить церкви только Ковенского и Росгаевского уездов, как то: Ковенскую, Россиенскую, Юрбургскую и Кейданскую; 2) благочинному Вилкомирскому подчинить Церкви Вилкомирского, Поневежского, Шавельского и Тельшевского уездов, как то: Вилкомирскую, Поневежскую, Шавельскую, Тельшевскую и Подубискую; 3) из церквей Ново-Александровского уезда, как то: Ново-Александровской, Видзской, Антолептской, Брацлавской, Весоловской, Казачизнянской и Дегуцкой, составить особое Ново-Александровское благочиние; 4) исправляющим должность Ново-Александровского благочинного назначить священника Новоалександровской церкви Афанасия Ковалевского; 5) учреждение Ново-Александровского благочиния считать с начала наступающего 1851 года, так чтобы все дела за настоящий год кончены были прежними благочинными Ковенским и Вилкомирским. Святейшему Правительствующему Синоду, от 17 декабря за 3955, об осмотре и состоянии Литовской епархии В рапорте моём, от 31 декабря прошлого года, о произведённом осмотре церквей по Литовской епархии, доносил я Святейшему Синоду, что епархия сия, вообще мне совершенно известная, нуждается теперь в ближайшем подробном осмотре каждой церкви, каждого прихода, дабы частности, зависящие от местных обстоятельств, подвинуть, сколь возможно, в уровень с общим преобразовательным движением по воссоединённому ведомству, и что с сею целью назначаю я ежегодно некоторое число церквей для осмотра посредством доверенных духовных чинов. В нынешнем 1850 году, по моему поручению, осмотрено: преосвященным викарием Игнатием 48 церквей Гродненской губернии по уездам Сокольскому, Белостокскому и Бельскому; преосвященным викарием Евсевием 65 церквей, по губернии Ковенской и по уездам Свенцянскому и Дисненскому Виленской губернии; да кафедральным протоиереем Виктором Гомолицким 40 церквей Виленской губернии по уезду Вилейскому – всего же осмотрено в настоящем году 153 приходские церкви, то есть третью часть церквей Литовской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Дело в том, что иной пр. викарий, обозрев известную часть епархии, составив даже весьма обстоятельный отчет о своей ревизии и сдав его в консисторию, иногда не мог дождаться, что будет постановлено ею относительно устранении замеченных им недостатков в церковной жизни, потому что получал перевод на другое место. Между тем новый пр. викарий, не всегда справляясь с отчетами своего предшественника, при обзоре епархии находил уже другие недостатки в церковной жизни и по тому самому не настаивал над непременным устранением раньше замеченных. Этим, конечно, объясняется то обстоятельство, что в отчетах викариев очень часто указываются такие недостатки в церковной жизни, которые не должны были бы и существовать, принимая во внимание то, что прошло уже 50 лет со времени воссоединения, период времени достаточный для того, чтобы разные нелепые униатские обычаи были искоренены, если бы только епархиальное начальство настойчиво требовало того от духовенства. Что касается до круга дел, предоставленных пр. викариям епархиальными преосвященными, то он был не одинаков. Согласно общему порядку, все дела по Виленской и Ковенской губернии, требовавшие в консистории резолюции, кроме текущих дел, посылались на предварительное, после консисторского распоряжения, рассмотрение Ковенского викария, и Гродненской губернии – викария Брестского, после чего поступали уже на окончательное рассмотрение епархиального преосвященного. Иногда епархиальные преосвященные находили необходимым расширить круг дел, подлежавших рассмотрению пр. викария. Так митрополит Иосиф, отъезжая в 1841 в Санкт-Петербург для присутствия в Белорусско-Литовской духовной коллегии, поручил своему викарию, пр. Михаилу, кроме рукоположения ставленников и вообще совершения богослужения, утверждать все протоколы и журналы консисторские по делам, предоставленным его власти, тогда как до этого распоряжения пр. Иосифа в Литовской епархии еще не было установлено такого порядка, по которому бы все постановления консистории утверждались местным преосвященным.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Если поспешность в назначении митрополита для правительства вовсе равнодушна, то не равнодушно преднамеренное упразднение Могилёвской епархии. Поводы такового преднамерения слишком важны, чтобы оное оставить без исполнения – да исполнение сие принесёт ещё и ту выгоду, что вразумит папское министерство и заставит оное, в притязаниях своих к России, соблюдать более разборчивости. Распределение церквей Могилёвской епархии к епархиям Виленской, Минской, Луцкой и Каменецкой, сделано самым выгоднейшим образом – и остаётся только причислить оные к сим епархиям, посредством Высочайшего указа. Но чтобы распоряжение сие не было бесполезною полумерою, то, вместе с закрытием Могилёвской консистории и епархиального начальства, необходимо: 1. упразднить два капитула сей епархии: Могилёвский и Киевский, с причислением их прелатов и каноников к капитулам тех епархий, в которых они окажутся пребывающими, и воспрещением производить новых, пока они все не поступят в комплект сих капитулов по мере открывающихся ваканций; 2 закрыть также обе семинарии, в оной епархии числящиеся: Могилёвскую и Звинегородскую, с переведением незначащего количества их учеников и учителей в другие семинарии, и 3. все фундуши, служившие на содержание как епархиального управления, так помянутых капитулов и семинарий, распределить, соответственно нынешнему их назначению, четырём епархиям, к коим отходят церкви епархии Могилёвской. Против сего решительного поступка правительства единственное возражение, которое может представиться, есть: не затруднятся ля епископы принимать, без папской воли, в управление своё, отходящие к ним церкви Могилёвской епархии? Но ещё свежие есть примеры, что епископы: Липский, Клонгевич, Гедройц и самый Щит принимали в управление целые епархии, единственно по назначению правительства, не ожидая папского утверждения – следовательно, оно может, по всей справедливости, требовать от них того же и в настоящем случае, дозволив, впрочем, (если который захочет) просить впоследствии на сие папского согласия.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

2635 АСС., 1799 г., 124, лл. 47. 64. – АСС., 1803 г., 416, л. 62. – АСС., 1798 г., 802, л. 4. 2636 Поветы: Бобруйский 9 церквей, Борисовский 12, Вилейский 2, Игуменский 7, Минский 3, Мозырский 79, Пинский 45, Речицкий 47 и Слуцкий 47. – АСС., 1799 г., 124, лл. 11. 64. – АМДК., 1761, лл. 2327. 2644 Для всех вообще епархий окончательное распределение закончилось лишь в 1803 г., после высочайшей конфирмации 4 декабря доклада св. синода о распределении епархий по губерниям. – АСС., 1803 г., 416, лл 283287. 2645 Уезды: Минской губернии: Бобруйский, Борисовский, Вилейский, Дисненский, Игуменский, Минский, Мозырский, Пинский: Речицкий и Слуцкий; Литовско-Виленской губернии: Браславский, Виленский Вильномирский, Завилейский, Ковенский, Ошмянский, Россиенский, Тельшевский, Троцкий, Унитский и Шавельский, Литовско-Гродненской губернии: Брестский, Волковысский, Гродненский, Кобринский, Лидский, Новогрудский, Пружанский и Слонимский. – АСС., 1803 г., 416, лл. 62. 57. – Е. Зябловский. «Землеопис.» VI. 400401. 2646 АСС., 1803 г., 416, л. 62. По уездам: в Бобруйском 34, Борисовском 11, Вилейском 2, Игуменском 14, Минском 3, Мозырском 65,Пинском 44, Речицком 63 и Слуцком 31; кроме того, в Ковенском уезде Литовско-Виленской губернии – 1. – Ср. АМДК., 2320, л. 2, где число церквей, без Ковенской, показано за 1799 год почти тоже – 266, но распределение по уездам совсем иное. – Ср. АМДК., 1054, где, в рапорте св. синоду 23 ноября 1798 г., пресвященный Иов насчитывал в своей епархии, кроме Речицкого повета, 226 церквей. – Путаница происходила от неустаноленности границ уездов, о чём уже было замечено. 2647 АСС., 1810 г., 314, л. 71. – Следует признать ошибкой повторённую в нескольких бумагах св. синода – АСС., 1803 г., 416, лл. 62. 4647. – цифру церквей Минской епархии за 1802 год 343, хотя церкви и распределены по уездам. Непонятно, каким образом составился такой крупный приророст и куда он потом – по сравн. С АСС., 1810 г., 314, л. 71 – исчез. – Ср. также АМДК., 6177, лл. 261284, где за 1811 год показано в Минской епархии 272 приходских церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Предлагаю о сём к сведению консистории. Архимандриту Курской временной обители В. Ленартовичу, от 7 марта за 260, о перечислении Курской обители в ведение Курского преосвященного Вследствие представления моего о затруднениях в управлении учрежденною в г. Курске для некоторых духовных воссоединённого ведомства обителью, Святейший Правительствующий Синод благосоизволил перечислить обитель сию в ведение преосвященного Курского, с тем, чтобы он управлял ею на том самом основании, на каком состояла она в моём ведении, и чтобы суммы, назначенные на содержание той обители, отпускались из Белорусско-Литовской духовной коллегии в ведение его, преосвященного Курского, – и о том предписал мне указом, от 6 сего марта за 2116. Предписываю вам сим, о. архимандрит, о таковом перечислении в ведение преосвященного Курского управляемой вами обители объявить подчинённой вам братии, а за тем уже во всех касающихся той обители и братии делах обращаться к преосвященнейшему Курскому Илиодору, как своему архипастырю. Святейшему Правительствующему Синоду, от 10 марта за 279, с представлением о перечислении воссоединённых церквей Волынской губерний к местной Волынской епархии Паства вверенной управлению моему Литовской епархии состоит ныне в пяти губерниях и одной области. Таковое пространство епархии представляет весьма важные затруднения по управлению оной. Посему, я имел уже счастье просить Святейший Правительствующий Синод о перечислении подчинённого мне духовенства с паствами оного, в Подольской губернии состоящих, к епархии Подольской. Ныне по той же причине долгом поставляю просить покорнейше Святейший Правительствующий Синод, чтобы всё воссоединённое духовенство и паствы, по Волынской губернии состоящие, перечислены были от Литовской к Волынской епархии, так как подобное соединение воссоединённых паств с древлеправославными под одни и те же епархиальные начальства последовало уже по губерниям Витебской, Могилёвской, Минской, Виленской, Гродненской и Белостокской области. Г. обер-прокурору Святейшего Синода графу Протасову, от 1 апреля за 396, о получении золотого экземпляра медали, выбитой в память воссоединения в 1839 году Униатов с Православною Церковью

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Поэтому неудивительно, что в синоде по делу об учреждении полоцкой епархии назначено было даже экстренное заседание. 283 Заготовив, наконец, и поднеся 29-го апреля 1833 года доклад об открытии полоцкой епархии и о кандидатах на эту кафедру, синод, однако, в тоже время – что весьма замечательно – решился изложить мнение, не совсем согласное с мыслью Государя касательно пространства новооткрываемой епархии. «Высочайшее повеление, писал обер-прокурор Нечаев Государю, объявленное предшественнику моему, князю Мещерскому, статс-секретарем Танеевым, об учреждении новой в Полоцке епархии ограничивало пространство оной двумя только губерниями: Витебскою и Виленскою. Но как при ближайшем рассмотрении карты тех мест замечено, что обе вышеозначенные губернии не соприкасаются, а разделяются узкою полосою Курляндской губернии, прилегающею вдоль левого берега реки Двины, то св. синод, по предложению моему, и решился представить Вашему Императорскому Величеству, не соизволите ли признать более удобным и приличным, чтоб и Курляндская губерния принадлежала к новоучреждаемой полоцкой епархии; таким образом, она состоять будет из неразрывного состава трех губерний и пространство её заменит, некоторым образом, малочисленность находящихся в ней православных церквей». 284 Государь принял эту мысль синода и, с тем вместе, утвердил и прочие его предположения касательно полоцкой епархии, которые заключались в том, чтобы епархии сей быть в 3 классе и занимать степень после Владимирской, а епископу её присвоить название полоцкого и виленского. Но так как ко вновь открытой епископии отделены были от епархий псковской, могилевской и минской такие места, от которых архиереи этих епархий имели второе наименование, то псковскому епископу велено именоваться псковским и лифляндским, минскому – минским и гродненским, а могилевскому – могилевским и мстиславским. К последнему наименованию «служили побуждением древность и значительность города Мстиславля, ныне уездного в Могилевской губернии, но прежде составлявшего особое княжество, коим правили русские князья из отрасли князей смоленских, а еще и то соображение, что это название теперь будет кстати, так как доселе именовались мстиславскими униатские епископы, и последний из них, Иосиф Семашко , получил ныне другой титул – епископа литовского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из правила об уравнении в штатах Православного и Римского духовенства само собою следует, что не надлежит составлять штатов для всех нынешних мест и заведений Римского духовенства, как предположено, кажется, по бывшим до сего соображениям. Это было бы то же, что учреждать штат для тридцати земских судов в каких-нибудь десяти дрянных уездах. В таком случае, в видах государственных и административных, гораздо было бы полезнее, вместо составления для Римского духовенства штатов, взять немедленно имения сего духовенства в казну и за оные производить каждому месту и заведению доход, исчисленный по люстрации, не безвыгодной для казны. Если составлять штаты, то нужно оные соображать с настоящими потребностями Римского населения и духовенства в России, по сравнению с ведомством Православным в западных епархиях. Разумеется, едва и ныне возможно уменьшить число Римских епархий в империи, коих состоит шесть на 2.500,000 Римских Католиков, тогда как на семь западных Православных епархий придётся почти по миллиону жителей для каждой. Но почему не сделать уравнения в других отношениях? В Могилёвской Римской епархии есть каноники Киевские, Могилёвские, Инфлантские, да едва ли ещё и не Смоленские. В епархии Луцкой есть тоже каноники Луцкие и Житомирские. Это памятники бывших некогда на Руси Православной Римских епархий и капитулов. Зачем их поддерживать? В Могилёвской епархии есть семинарии: Звенигородская, Могилёвская и Бреславская; в епархии Луцкой, Луцкая и Олыкская. Они, по ничтожному числу воспитанников, не приносят пользы, а между тем занимают лишние пункты между Православным населением. Каждый Римский епископ имеет викарного епископа, а Виленский даже двух. Зачем эта роскошь в епархиях, состоящих иногда изо ста тысяч Римлян. Следовало бы для каждой епархии учредить по одному капитулу, соразмеряя число прелатов и каноников каждого с величиною епархии; а затем упразднить уже всех прелатов и каноников, получающих название от епархий, ныне несуществующих. Следовало бы для каждой епархии назначить по одной семинарии, совокупив ныне в разных местах находящиеся. Следовало бы и викарных епископов по штату назначить только для двух важнейших епархий, по одному для каждой. Следовало бы и штаты для консисторий назначить не для всех одинаковые, но смотря по величине епархий.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Назначен членом греко-униатской духовной коллегии 1832 Нояб. 1. Именным Высочайшим указом, данным правительствующему Сенату, Всемилостивейше повелено ему быть Литовским греко-униатским епархиальным епископом, с оставлением и в должности члена коллегии 1833 Авг. 2. Осматривал обе греко-униатские семинарии и все духовные училища Белорусской и Литовской епархии по Высочайшему повелению 1833 в Июне. «В ознаменование Монаршаго благоволения и в награду ревностных и полезных трудов по управлению вверенной ему епархии» Всемилостивейше сопричислен к ордену св. Анны первой степени 1833 г. Дек. 6. Обозревал обе греко-униатския семинарии и все духовные училища Белорусской и Литовской епархии, по Высочайшему повелению 1834      Мая 14. Объявлено особое Монаршее благоволение за замечание о состоянии и устройстве греко-униатских семинарий и за некоторые предположения по устройству оных       1834 г.      Авг. 7. Назначен присутствующим в комитете по униатским делам       1835 Мая 29. Назначен присутствующим в комитете духовных училищ 1835 Дек. 19. За «деятельное и полезное служение по управлению вверенной ему епархии и по должности члена коллегии греко-униатской» Всемилостивейше пожаловав алмазами украшенною панагией 1836 Янв. 1. Осматривал обе греко-униатские епархии и их духовно-учебные заведения, по Высочайшему повелению 1837 Апр. 30. Назначен председателем греко-униатской духовной коллегии 1838 Мар. 2 . В каковой должности состоял по 1843 Авг. 14. Всемилостивейше сопричислен к ордену св. Владимира второй степени большого креста, «за отлично ревностные труды по коллегии и епархии, при успешной деятельности в восстановлении древних, свойственных греко-униатской церкви обрядов»       1838 Апр. 1. Всемилостивейше разрешено ему представляться Государю Императору вместе с членами святейшего Синода 1838 г. Апр. 12. «В ознаменование Высочайшего благоволения к отличным трудам его» Всемилостивейше пожалована ему пенсия по 600 р. ассигн. в год 1839 Март 17. По Высочайше утвержденному положению св. Синода, возведен в сан архиепископа, с оставлением в должности председателя духовной коллегии, бывшей греко-униатской, переименованной Белорусско-Литовскую 1839 Мар 25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Притом всему белому духовенству стало известно, что все его высшие и самые образованные представители, занимавшие должности в Жировицкой консистории и семинарии, были на стороне православия. Большинство белого необразованного униатского духовенства прежде бессознательно веровало в превосходство католицизма. Между тем новые образованные иерархи, вышедшие из среды белого духовенства, не только освободили его от бывших налогов, но заводили еще для него училища и семинарии и ревностно, на счет казны, воспитывали в них его детей, доселе бесприютных и бесправных, заботились о восстановлении родной церковной старины и ознакомлении с родным славянским и русским языком. Вот ближайшие причины полного и теплого доверия низшего духовенства к преосвященному Иосифу и его сподвижникам. При дальнейшем обозрении церквей Иосиф убедился, что далеко не так успешно шли дела в Белорусской епархии. Преждевременное присоединение к православию униатов, соседних с великорусскими губерниями, или принадлежавших к имениям русских помещиков, или казны, и наиболее близких к православию, отняло точку опоры для преобразовательных действий униатского духовенства, на долю которого осталось, под влиянием польских помещиков и ксендзов, 620000 униатов. Притом в Белорусской епархии не было того постоянного, твердого направления всех действий к одной общей цели, какое неизменно было, в течение нескольких лет, в епархии Литовской; а потому не было и тех хороших плодов, какие давно сказались в Литовской епархии. В Литовской епархии Иосиф как бы влагал всю свою душу в делаемые им распоряжения, самолично следил за их исполнением, указывал средства, строго требовал во всем отчета. Напротив, главный начальник Белорусской епархии, митрополит Булгак, известен был всем как ревностный католик, благодаря которому только и держится уния. Латинствующие униаты не теряли надежды на покровительство своего архипастыря, а лишившиеся приходов, после присоединения их к православию, униатские священники продолжали распространять недовольство среди народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010