Пальм (от 1783 г.; угасли в 1847 г.), Вид (Wied, от 1784 г.). Крыжалкович (от 1784 г.; угасли в 1841 г.). Бреценгейм (от 1790 г.). Розенберг (от 1790 г.). Сальм-Райц (от 1790 г.). Шёнбург (от 1790 г.). Вид-Рункель (от 1791 г.; угасли в 1824 г.). Сольмс-Лих (от 1792 г.). Сайн-Витгенштейн-Берлебург (от 1792 г.). Зубов (от 1796 г.; умер в 1823 г.). Сайн-Витгенштейн-Гогенштейн (от 1801 г.). Лооз-Корсварем (в Бельгии, от 1803 г.). Вальдбург-Вольфегг (от 1803 г.). Вальдбург-Цейль (от 1803 г.). Вальдбург-Вурцах (от 1803 г.). Меттерних (от 1803 г.). Фуггер (от 1803 г.). Занцендорф (от 1803 г.; ум. в 1822 г.). Сальм-Рейфершейд (от 1804 года). Виндишгрец (от 1804 г.). Траутманчсдорф (от 1805 г.). Рейс (от 1806 г.; младшая линия). «Российская родословная книга», составл. князем Петром Долгоруковым, ч. 3, СПб. 1856 г., стр. 43–44. (Курсивом напечатаны имена тех фамилий, в коих княжеское достоинство принадлежит одному – старшему в роде, а не сообщается прочим членам фамилии. Годы означают время получения княжеского достоинства). 405 Польский Сенат до 1795 года состоял из 2 римско-католических архиепископов; 15 римско-католических епископов; 16 коронных сановников koronna); кастелянов Круковского и Виленского; 35 воевод (woyewoda, sénateur palatin); 33 кастелянов (kasztelan) старших и 54 кастелянов младших – всего 157 сенаторов. Архиепископы: Гнезненский и Львовский; Епископы: Краковский, Куявский, Познанский, Виленский, Плоцкий, Вармирский, Луцкий (он же и Брестский), Перемышльский, Самогитский, Кульмский, Хельмский, Киевский, Каменец-Подольский, Лифаляндский и Смоленский. Воеводы: Краковский, Познанский, Сендомирский, Виленский, Калишский, Троцкий, Серадский, Ленчицкий, Самогитский, Брест-Куявский, Киевский, Иноврацлавский, Чермнорусский, Волынский, Подольский, Смоленский, Люблинский, Полоцкий, Бельзский, Новогрудский, Илоцкий, Витебский, Мазовецкий, Подлясский, Равский, Брест-Литовский, Кульмский, Мстиславский, Мариенбургский, Брацлавский, Поморский, Минский, Литовский, Черниговский и Гнезненский.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Прибыв в Виленскую епархию, он принял активное участие в организации разрушенной приходской жизни в крае как на территории Польши, так и в Литовской Республике. Итогом его пастырской деятельности стало создание в католическом крае, в поместье дворян Корецких, православной общины монашеского типа, в которой, подобно апостольским общинам Древней Церкви, хозяева наравне с бывшими слугами разделили труды по общему хозяйству, давая приют бедным, соблюдая строгий устав согласно Преданию Православной Церкви, под духовным окормлением отца Понтия, ставшего в то время известным своим служением далеко за пределами епархии. Сама община после смерти отца Понтия, пережив войну, а затем и гонения советского атеистического периода, сохранилась по сей день 17 . Она явилась подлинным очагом духовного возрождения, оказавшим большое влияние на многих верующих не только в Литве, но и в России, Белоруссии и других странах, а для значительного числа клириков Виленской епархии она стала духовной школой и начальной ступенью к пастырскому служению. В процессе работы над статьей были использованы материалы из архивов Литвы, России и Белоруссии. Гимназический и студенческий период жизни протоиерея Понтия Рупышева частично отображен в фонде Центрального государственного архива города Москвы Центре хранения данных до 1917 года (ЦГАГМ ЦХД до 1917 года. Ф. 418) и Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга (ЦГИАСПб. Ф. 14). Фонд Национального исторического архива Беларуси (НИАБ. Ф. 475, 476) содержит дела, касающиеся раннего периода служения: в Бобруйской тюрьме, преподавания Закона Божия в светских учебных заведениях Минской и Могилевской губерний. Дополнительные сведения по этому периоду были найдены в фондах Виленского учебного округа в Литовском государственном историческом архиве (ЛГИА. Ф. 567). В этом же архиве находятся личное дело протоиерея Понтия Рупышева (Ф. 605), которое помогло реконструировать историю служения в Виленской епархии в период эмиграции. Дополнительные материалы, раскрывающие обстоятельства служения и исторический фон эпохи, были найдены в фондах Литовской духовной консистории (Ф.

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

Еще менее основательны были другие возражения м. Иосифа против открытия сего училища и состоявшие в том, что, по его мнению, самое училище в Глубоком было бы, с одной стороны, излишним для родителей состоятельных, имевших (якобы) возможность дать первоначальное обучение своим дочерям в приходских и народных училищах, а с другой стороны, не безвредно для сиротствующих, имевших нужду не только в обучении, но и в призрении, и которые, после трехлетнего обучения, должны были оставить училище в самом опасном их возрасте. Но, прежде всего должно сказать, что приходских и народных школ было очень немного в епархии, а при той горделивости, какая существовала вообще в духовенстве Литовской епархии, положительно трудно допустить мысль о том, чтобы дочери священнические посылались для обучения в школы, где сидели бы с детьми крестьян. Следовательно, они должны были оставаться или без образования, или же получать оное, как и раньше, в светских пансионах, так как число воспитанниц Виленского женского духовного училища было очень ограничено. О дочерях причетников м. Иосиф даже и не упомянул, как бы считая совершенно ненужным для них образование. Что же касается до опасности для девиц остаться без призрения, после получения воспитания в училище, на каковую, между прочим, указывал м. Иосиф, как на предлог против открытия училища в Глубоком, то едва ли ее можно считать основательною, так как большинство девиц, за окончанием курса, могли найти призрение или у своих родителей, или же у родственников, не говоря уже о том, что они представляли бы из себя для кандидатов на священно-церковно-служительские места самых подходящих невест но своему воспитанию. Точно также едва ли можно признать сильным то возражение пр. Иосифа против училища в Глубоком, что было бы весьма затруднительно подобрать состав лиц управления оного, а также учебного, воспитательного и хозяйственного, таким образом, чтобы они представляли среду чисто русскую, православную. Из того множества русских людей, которые при Муравьеве прибыли в северо-западный край для служения в нем на разных поприщах, всегда можно было подобрать небольшой состав лиц для Глубокского училища.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Когда же в 1884–1885 вышло положение о церковно-приходских школах, совет братства принял на себя обязанности епархиального училищного совета, отпустив в то же время на содержание их из своих средств в 1885–1887 около 4 тысяч рублей. Впрочем, с 1888 года деятельность братства по заведыванию церковно-приходскими школами епархии значительно сократилась, за отходом школ Гродненской губернии в ведение самостоятельного Гродненского отделения училищного совета, под председательством пр. епископа Брестского, а в 1892 году от совета братства и совсем был отделен Виленский епархиальный училищный советь, в виду неудобств, происходивших от совместного их действия. Что касается до основного капитала братства, то он в 1872–1873 годах равнялся только 12591 рублей 50 коп., а с присоединением к нему общества ревнителей – достиг 22741 рублей в 1883 году. В последнее время, денежные суммы братства настолько возросли, что в 1889–1890 годах капитал оного равнялся 33891 рублей 47 коп. Вместе с увеличением материальных средств, стала оживленнее и деятельность сего братства, устав которого в 1894–1895 годах был исправлен и дополнен, и самое братство удостоилось принятия под Высочайшее покровительство Государя Императора. Из своих средств братство дало в 1889 году 800 рублей на постройку храма в Лазарцах, среди присоединившегося бывшего раскольничьего населения, а в 1892–1893 годах – на постройку церкви-школы на предместье города Вильны, Снипишках, в 1896 году – церкви-школы на другом предместье г. Вильны, Новом Свете и, наконец, в 1897 – 1500 рублей на содержание новооткрытой, школы учительской для приготовления искусных в пении псаломщиков. Не менее благотворною следует считать деятельность Св. Духовского братства, направленную к содействию духовно-нравственному просвещению народа, через приобретение и продажу для распространения в народе пригодных и полезных для него книг и брошюр, а также священных изображений на бумаге и других предметов религиозного чествования. В первые 10 лет существования братства, на это было израсходовано 1057 рублей, в следующие 20 лет – более 6 тысяч рублей, не считая пожертвованных частными лицами для раздачи народу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

в пользу попечительства о бедных духовного звания. Дело Лит. д. коп. 1870 676. 108 Таковы, например, вопросы об обращении внимания на евреев, заставлявших православную прислугу работать в праздники, о наблюдении за присоединившимися к православию, о соблюдении ими постов православной церкви, в виду осуждения их раскольниками (это на Шавельском съезде), об установлении говенья прихожан не менее двух дней, о выписке разных печатных пособий для проповеди, о вознаграждении благочинных, об увеличении сборов в пользу бедных духовного звания, об устройстве общих трапез для учеников народных училищ и об открытии частных отделений в оных, как могущих, по заявлению Щучинского благочиннического съезда, успешнее содействовать делу народного образования, и прочее. 111 Мих. О. Коялович, говоря об отношениях духовенства к училищам, заметил, что многие священники нерадиво и даже своекорыстно относились к училищам, между тем как иные прекрасные священники, без всякого повода устранялись от училищ. Церковный Вестник. 1882 44. 112 Духовенство, однако, почему-то умолчало, что, за последнее время, благодаря Муравьеву и Кауфману, оно не только стало получать больше жалования, но и, в значительной степени, было наделено арендными статьями и прочим. 113 Насколько односторонне было это объяснение духовенства, будет сказано, впоследствии, в отделе – о ведении церковного хозяйства в Литовской епархии. 114 В истории окружных училищных съездов не безынтересен был один эпизод, относящийся ко времени полного преобладания среди съездов по епархии излюбленного выборного начала и свидетельствующий о том, как, при существовании сего либерального начала, могли устраиваться неприятные сюрпризы тем лицам, которые не правились заправителем съездов. Случай этот имел место с Виленским кафедральным протоиереем Гомолицким, лицом столь известным и потому исключительному положению, которое он занимал при митрополите Иосифе, и по тому высокому посту, который ему принадлежал и ври архиепископе Макарии, по званию его – как настоятеля кафедрального собора и первенствующего члена консистории, и которого на окружном училищном съезде Виленского училища в 1873, помимо его ведома и согласия, избрали в члены такой неважной комиссии, как строительный комитет по ремонту зданий Виленского духовного училища.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Игнатия католическому епископу, в которой он просил сделать внушение сему ксендзу никогда не употреблять в проповедях выражений, оскорбительных для православного исповедания и произносить свои проповеди не иначе, как после предварительного рассмотрения и одобрения своего начальства, католический епископ сделал строгий выговор, как местному декану, так и самому ксендзу, первому за то, что дозволил, без своего рассмотрения, говорить проповедь , а последнему – за укорительные выражения, и внушил ему, чтобы на будущее время строго соблюдал сделанное им по сему предмету распоряжение, под опасением немедленного удаления от должности, и признания впредь неспособным, и о таковом распоряжении вновь подтвердил всему духовенству Виленской епархии, дабы оно не смело выходить из круга чисто христианского нравоучения, а тем более рассуждать о предметах, касающихся других исповеданий, под опасением взыскания. Несколько раньше сего случая, сам пр. Иосиф, вследствие жалобы Пружанского благочинного на Шерешевского ксендза Л. за то, что он не только при частных встречах с прихожанами, но и во время проповеди отзывается враждебно о православии и, притом, не слушается своего декана, не позволяющего говорить ему проповеди, без его одобрения и, кроме того, поселяет явное несогласие и со всею неуместною ревностью заставляет простолюдинов из православных отчаиваться в вечном спасении, обратил внимание на сего ксендза епископа Цивинского 417 и последний, еще до получении от него официального уведомления о сем, по одним только частным сведениям о неуместном поведении Л., перевел его к другому приходу, поручив декану иметь за ним строгое наблюдение. К другим противозаконным действиям ксендзов по отношению к православию следует отнести, как проживание их, без надлежащего разрешения, при домашних костелах у помещиков, причем, через посредство последних, они оказывали вредное влияние на народ, 418 так и особенно то, что они ставили разного рода препятствия католикам, желавшим вступать в брак с православными. Так, в 1856 году возникло дело по поводу того, что Кобринское римско-католические духовенство препятствовало лицам католического исповедания вступать в брак с православными, не выдавая им предбрачных свидетельств, по запрещению будто бы самого епископа Жилинского, вследствие чего православное духовенство повенчало несколько лиц без надлежащих документов. Дело окончилось тем, что Жилинский, отказавшись от обвинения, возведенного на него ксендзами, предложил своей консистории сделать строжайший выговор декану и викарному ксендзу Кобринского костела со внушением, что, впредь, за подобного рода неуместные толкования, они не только будут устранены от занимаемых ими должностей, но и преданы суду, причем Жилинским было также вменено в обязанность ксендзам, при выдаче предбрачных свидетельств, с большею вежливостью излагать в оных обстоятельства, препятствующие заключению брака, и вообще стараться жить с православным духовенством миролюбиво, не наводи на себя никаких подозрений.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

За всем тем, вследствие настоящего отношения вашего высокопревосходительства, предложил я вновь Литовской консистории: 1) подтвердить ещё раз всему духовенству, чтобы оно всеми возможными мерами старалось о приличном поддержании состоящих в ведении оного церквей; 2) предписать благочинным, чтобы они строго исполняли обязанность, на них лежащую, о надзоре в сём отношении за подчинёнными им священниками, и чтобы доносили о тех из них, которые окажутся небрежными в личном ли старании, или в недостаточном вразумлении к тому своих прихожан; 3) сообщить о том преосвященным викариям и кафедральному протоиерею, осматривающим ежегодно приходские церкви, для подобного с их стороны надзора и доношения; 4) подвергать строгой ответственности тех священников, которые окажутся действительно нерадивыми в поддержании своих церквей при возможности изыскать для сего нужные средства; 5) обратить также внимание на два указанные вами примера запущения церквей и если это случилось по Литовской епархии, то подвергнуть священников ответственности по мере их вины; 6) собрать сведение, по десятилетней сложности, о годовом доходе каждой из приходских церквей Литовской епархии, и по количеству сего дохода, по величине церквей, по многолюдству и зажиточности прихожан, равно по уважению других обстоятельств, сообразиться о тех церквах, которые окажутся нуждающимися в сторонних средствах для их поддержания; и 7) войти затем от моего имени к начальству с ходатайством о средствах для поддержания сих последних церквей. Уведомляя ваше высокопревосходительство о сём моём мнении и распоряжении, имею честь быть с особенным почтением и уважением. 1859 Г. министру государственных имуществ Муравьеву (формою письма, только на конверте), от 11 января за 109, об устранении затруднений в наделе Виленского архиерейского дома следующими угодьями Вот уже 15 лет, как учреждена в Вильно архиерейская Православная кафедра. Ещё более, как поступили в казну бывшие в пользовании архиерея недвижимые имения с полутора тысячью душ крестьяне. Между тем, Виленский архиерейский дом до сих пор не наделён следующими оному по закону угодьями. И смешно и стыдно было бы объяснять, какими способами и здесь, и там, успели отклонять и замедлять столь долгое время это дело справедливости и закона. Наконец ныне, по неоднократным сверху подтверждениям, поступило к вашему высокопревосходительству представление о сём от Виленского губернатора. Я согласился даже, чтобы отводимые архиерейскому дому угодья оставались до истечения арендного срока в пользовании настоящих арендаторов, и чтобы только дому уплачивали они до того срока деньги, вносимые теперь в казну. У меня было побуждение, чтобы, наконец, покончить с этим делом, чтобы обеспечить на будущее время Виленский архиерейский дом, требующий более других поддержания, и чтобы не подвергнуть себя пререканию пред моими преемниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Утвердить типовое положения о коллегии синодального учреждения.   ЖУРНАЛ 76 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного епископа Зарайского Меркурия, председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации, об утверждении «Стандарта православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования». ПОСТАНОВИЛИ: 1. Утвердить «Стандарт православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации». 2. Рекомендовать Синодам самоуправляемых Церквей, Белорусского экзархата и митрополичьих округов, а также Преосвященному Виленскому и Литовскому разработать аналогичные документы для учебных заведений стран пребывания, придерживаясь основных направлений данного стандарта с учетом местного законодательства.   ЖУРНАЛ 77 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ об утверждении единых правил владения, пользования и распоряжения недвижимым и особо ценным движимым имуществом религиозных организаций Русской Православной Церкви. ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить Положение «О едином порядке владения, пользования и распоряжения недвижимым и особо ценным движимым имуществом религиозных организаций Русской Православной Церкви».   ЖУРНАЛ 78 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ об утверждении типового устава церковного музея. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Утвердить текст типового устава частного учреждения культуры «Церковный музей ____________ епархии Русской Православной Церкви». 2. Синодам самоуправляемых Церквей, Белорусского экзархата и митрополичьих округов, а также Преосвященному Виленскому и Литовскому при необходимости внести поправки в этот устав применительно к законодательству стран пребывания.   ЖУРНАЛ 79 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о направлении паломнической группы Русской Православной Церкви на Святую гору Афон к празднику святого великомученика и целителя Пантелеимона 27 июля (9 августа) сего года. ПОСТАНОВИЛИ: Направить на Святую гору Афон к празднику святого великомученика и целителя Пантелеимона в 2011 году паломническую группу Русской Православной Церкви в следующем составе:

http://patriarchia.ru/db/text/1586149.ht...

Но число прихожан мужеска пола в Полоцкой епархии не 124000, как показано в записке, а 220648, как значится по последнему печатному отчёту синодального обер-прокурора. Следовательно, применяясь к предположениям записки, число приходов в Полоцкой епархии было бы не 206, а 367; и сумма на уплату жалованья причтам по 650 руб. выйдет уже 228,550, а не 133,900 рублей. С другой стороны, уволока (почти 20 десятин) пахотной земли в западных губерниях, без усадьбы, нанимается, смотря по местности и доброте, по 10, 15, 20, 25 и 30 рублей, как показали члены комитета из тех губерний; следовательно, за десятину выйдет от 50 копеек до полутора рубля. Откуда же возьмётся чистый доход за церковные земли Полоцкой епархии по 6 руб. 20 коп. за десятину? Очевидно, что исчисленный в записке доход от сих земель в 58,986 рублей необходимо понизить до третьей доли. Не лишними также будет заметить, что указанная в записке цена за обработку десятины земли, в 4 руб. 30 коп., тоже самопроизвольна – губернские комитеты десятидесятинный участок оценили от 60 до 100 руб., следовательно, средняя цена за обработку одной десятины выйдет по 8 рублей. Таким образом, сочинитель записки действительные потребности Полоцкой епархии уменьшил почти на половину, а доход от земли, предлагаемый на покрытие оных, показал самопроизвольно втрое более. Если, по предположению записки, для приходов Полоцкой епархии положить по 600 душ, если для них назначить только по одному священнику и дьячку, и если для содержания их обратить единственно средства, в записке указанные: то священники сии и дьячки едва ли могут получать и половину сулимого им запиской жалованья в 650 рублей, и будут иметь содержание скуднее обеспеченного нынешними постановлениями. Стоило же из-за этого уничтожать целое церковнослужительское сословие, лишать насущного хлеба всех диаконов, пономарей и просвирен! Разумеется, из предположений записки такой же почти выйдет результат и для прочих западных епархий, каков показан выше для Полоцкой. Не осуждая сочинителя записки в недобросовестности, нельзя не обвинить его по крайней мере в неосмотрительности, непростительной по столь важному делу, а особенно в записке Государю Императору. Но если в записке толь необдуманно изложены факты, основанные на ясных арифметических вычислениях, то нельзя, кажется, быть довольно осторожным по другим мнениям и предположениям оной, не подлежащим столь точной поверке. Итак:

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Впрочем, до последнего времени, это распространение и раздача книг для чтения не были правильно организованы. Только с 1894 году братство стало рассылать по церковно-приходским школам составленные по известному плану библиотеки, стоимостью каждая в 50 рублей. 679 Сверх того, братство в последнее время приобретало и старопечатные книги для противо-раскольнических библиотек. С открытием своей типографии в 1895 году, братство получило возможность составлять и рассылать пригодные для народа книги по более дешевой цене и с большим приспособлением к потребностям и понятиям народа. 680 В этом случае, братство пошло на встречу осуществлению сделанного пр. Сергием в 1883 году, по поводу ревизии церквей некоторых уездов, замечанию, что следовало бы скорее решить дело о распространении по церквам продажи дешевых брошюр религиозного содержания, особенно анти-католического, и в начале, для развития в народе любви к чтению, даром распространять эти брошюры, через что, по мнению архипастыря, достигалась бы двойная цель – утверждение веры и русской народности. Особого внимания заслуживает также деятельность братства в отношении продажи свечей, масла и вина для богослужения, которая послужила не малым рычагом, побудившими духовенство епархии позаботиться об учреждении по разным местам церковных складов для продажи религиозно-нравственного содержания книг и брошюр, а также необходимых предметов для богослужения. Дело началось с того, что Виленское Св. Духовское братство, открыв в своей лавочке, в Вильне, торговлю восковыми свечами и деревянным маслом, в 1877 году через консисторию обратилось с приглашением ко всем причтам Литовской епархии брать свечи из его склада, 681 в виду их доброкачественности в сравнении с теми, какие дотоле приобретались духовенством из разных лавок, и, большею частью, еврейских. 682 Но, несмотря на это приглашение, духовенство пока продолжало, по прежнему, игнорировать братскую лавочку в Вильне и без участия относиться к самому братству. Это засвидетельствовала сама Литовская духовная консистория, по поводу представления в нее священником Флором Сосновским, 683 в видах увеличения средств на содержание церковно-приходских школ, проекта об устройстве свечного завода, с продажею других церковных предметов, в Вильне, с отделениями по уездным городам, на 2750 пудов ежегодно свечей, которая констатировала тот факт, что из всего духовенства Литовской епархии братчиками Виленского Святодуховского братства из иногороднего и сельского духовенства состояло только 2–3 лица, причем даже и те священники, которые ежегодно приезжали в Вильну на съезды и по другим разным обстоятельствам, лишь весьма редко, да и то не все, заглядывали в братскую лавочку, открытую с благотворительною целью, а забирали все предметы необходимости для их церквей и всегда предпочитали ей лавки, по преимуществу, еврейские, в ближайших к приходу местностях или городе, где для них был открыт кредит на все предметы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010