Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛИТОВСКАЯ И КОВЕНСКАЯ МИТРОПОЛИЯ РПЦ, епархия для православных приходов Литовской Республики и Виленского воеводства Польши, существовала в 1928-1941 гг. (в 1928-1939 Литовская, Виленская и Ковенская митрополия с центром в Каунасе (Литва), с 21 окт. 1939 по 24 марта 1941 Л. и К. м., с 24 марта 1941 Виленская и Литовская епархия в составе Прибалтийского Экзархата (см. Экзархат Латвии и Эстонии )). 1917-1923 гг. Разделение дореволюционной Виленской и Литовской епархии было обусловлено военными событиями 1918-1920 гг., когда независимой Литве угрожали войска Германии, Советской России, затем Польши. В янв. 1917 г. Синод принял решение об отпуске сумм на обустройство временного помещения для Литовской консистории, эвакуированной в г. Дисна Виленской губ. (ныне Витебская обл. Белоруссии). В связи с избранием архиеп. Литовского и Виленского свт. Тихона (Белавина) митрополитом Московским и Коломенским Елевферий (Богоявленский) , еп. Ковенский, вик. Литовской епархии, указом Синода от 28 июня 1917 г. был назначен управляющим Литовской епархией. Еп. Елевферий участвовал в Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. , в кон. 1918 г. приехал в Вильну. После подписания 3 марта 1918 г. Брестского мирного договора в Вильну начали возвращаться учреждения Литовской епархии, ранее эвакуированные в Дисну, Москву и С.-Петербург. Однако далеко не все хотели ехать в пострадавший от войны город. Часть служащих Литовской консистории, находившейся в эвакуации в Москве, создали «епархиальный исполком», к-рый принял ряд постановлений. 21 июня 1918 г. последовало решение Синода о возвращении консистории в пределы Литовской епархии. Решением Синода от 22 нояб. Литовская консистория была ликвидирована, поскольку одновременно с консисторией существовал Литовский епархиальный совет, состав к-рого был утвержден 4 окт. 1918 г. 13 июня 1918 г. Синод принял решение о возвращении Виленского жен. ДУ из Владимира в Вильну. Возникла проблема с реэвакуацией Литовской ДС: власти Вильны отказались вернуть семинарии здания, возвращение семинарии стало возможным в 1919 г. В нояб. 1918 г. Литовское епархиальное управление переехало из Дисны в Вильну. 1 янв. 1919 г. был утвержден состав выборного Литовского епархиального совета во главе с правящим архиереем.

http://pravenc.ru/text/2110577.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛИТОВСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ , офиц. издание Литовской епархии, выходило с 15 янв. 1863 г. в Вильне по инициативе Литовского и Виленского митр. Иосифа (Семашко) . «Будучи органом начальственных распоряжений», «Л. е. в.», по мнению редакции, «другими своими статьями» должны были «воскрешать в памяти родное минувшее, делать общеизвестным древнее уцелевшее… служить по возможности полнозвучным отголоском пастырских надежд, радости, скорби о затруднениях, неудачах - общественным полем для обмена мыслей духовенства о долге своего звания» (От редакции//Литовские ЕВ. 1863. 1. С. 1-5). Журнал выходил в 1863-1872 и 1906-1915 гг. 2 раза в месяц, в 1873 г.- 4 раза в месяц 1-48), в 1874-1905 гг.- еженедельно по воскресным дням (по 52-53 номера в год). В 1906-1914 гг. выходило по 24 номера в год. В июле 1915 г. из-за эвакуации издание прервалось на 13/14 и возобновилось 10 апр. 1916 г. в Москве (редакция располагалась в Данилове во имя прп. Даниила Столпника московском монастыре ), последний, 16/17 вышел 31 дек. 1916 г. В каждом номере за 1863-1905 гг. печатались офиц. и неофиц. материалы, но в отличие от большинства епархиальных изданий «Л. е. в.» имели общую годовую пагинацию, без к.-л. маркировки офиц. части, лишь с 1871 (1870?) г. появилась разделительная рубрика «Неофициальный отдел». В 1906 г. выходила только офиц. часть, в 1907-1916 гг. вместо неофиц. части издавался «Вестник Виленского православного Свято-Духовского братства», причем не он именовался прибавлением к «Л. е. в.», а они с подзаголовком «Официальная часть» выходили как приложение к «Вестнику» (в 1907-1908 этот журнал должны были выписывать также клирики Гродненской епархии вместо не выходившей в эти годы неофиц. части «Гродненских ЕВ»). Редакторы в номерах за 1863-1868 гг. не указывались, но из «Адрес-календаря должностных лиц Литовской епархии на 1863 г.» (Литовские ЕВ. 1863. 3. С. 77-82; 4. С. 104-112) видно, что 1-м редактором был назначен архим. Иосиф (Дроздов), после него журнал редактировал архим. Модест (Стрельбицкий) при участии прот. Виктора Гомолицкого и свящ. Антония Пщолко; в 1869 г. редактором был ректор семинарии архим. Евгений (Шерешилов) , в 1870-1902 гг. свящ. И. А. Котович (назначен 20 дек. 1869 по представлению архиеп. Макария (Булгакова) , в 1873-1902 его имя указывалось на обложке), в 1903 г. ректор семинарии архим. Леонид (Скобеев) (его помощниками и заместителями указывались иером. Евсевий (Гроздов) , инспектор семинарии иером. Антоний (Егоров) и надзиратель И. А. Нещеретов), в 1904 г. ректор архим. Алексий (Дородницын) , в 1905 г. ставший ректором архим. Антоний (Егоров) при помощнике А. И. Шестове.

http://pravenc.ru/text/2110581.html

Александр, архиепископ Литовский и Виленский (Добрынин Андрей Васильевич) Родился 1 августа 1820 года, а по другим источникам – около 1819 года (по РБС, т. 1. – С. 136), в селе Веретее Мологского уезда Ярославской губернии в семье священника. Окончил Ярославскую духовную семинарию, затем в 1843 году – Санкт-Петербургскую духовную академию. 29 сентября 1845 года удостоен степени магистра и назначен преподавателем математики в Новгородскую духовную семинарию. 17 ноября 1846 года был пострижен в монашество, а 21 ноября рукоположен во иеромонаха. С 31 октября 1847 года – инспектор Пермской духовной семинарии и преподаватель истории. С 30 марта 1849 года – инспектор Новгородской духовной семинарии и преподаватель философии. 3 июня 1851 года возведен в сан архимандрита. С 31 августа 1851 года – ректор Литовской духовной семинарии, профессор богословия и настоятель Свято-Духова монастыря. В этот же период исполнял обязанности цензора проповедей, произносимых в православных церквах г. Вильны, и вообще духовных сочинений; был членом попечительства о бедных духовного звания, директором Виленского губернского комитета, общества попечения о тюрьмах, благочинным монастырей Гродненской губернии, действительным членом Виленского V музея и археологического общества. 21 ноября 1860 года хиротонисан во епископа Ковенского, викария Литовской епархии. Хиротония совершалась в Виленском Свято-Троицком монастыре. С 14 августа 1868 года – епископ Минский и Бобруйский. Был избран почетным членом Киевской духовной академии. 27 марта 1877 года возведен в сан архиепископа. С 25 апреля 1877 года – архиепископ Донской и Новочеркасский. С 1879 года – архиепископ Литовский и Виленский. Скончался 28 апреля 1885 года в Вильне. Погребен в пещерном храме Свято-Духова монастыря. Это был всесторонне образованный человек своего времени, отличавшийся замечательными личными качествами: кротостью, сердечностью, простотой и приветливостью в обращении, доступностью для всех и религиозностью, желанием всем помочь.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Закрыть itemscope itemtype="" > Легитимизация церковного раскола Митрополит Виленский и Литовский Иннокентий о беззаконных действиях Фанара в Литве 10:01 09.02.2024 308 Время на чтение 6 минут Фото: orthodoxy.lt Как сообщалось , Минюст Литвы утвердил создание группой священников, отколовшихся от православной Виленско-Литовской епархии Московского Патриархата, экзархата Константинопольской патриархии. В свете последних событий митрополит Виленский и Литовский Иннокентий в интервью «Православной Литве» выразил своё отношение к созданию в Литве экзархата Фанара. «Что бы ни происходило в обществе, в отдельной стране, в мире, на всё нужно стремиться смотреть духовным зрением, опираясь на Священное Писание, учение Церкви и святых отцов, - призвал владыка. - Человеческому уму невозможно проникнуть в тайны удивительного, премудрого Промысла Божия обо всей нашей человеческой цивилизации, которая имеет свое начало и свой конец, после чего совершится Страшный Суд Господень. Богу известно не только о судьбе отдельного человека, но и отдельной страны и целых исторических цивилизациях. Литва не исключение. Будем воспринимать происходящие события как дела Божии, касающиеся каждого из нас, так и всей страны в целом. Будем стоять строго на церковных позициях, храня мир в сердце, со страхом Божиим говоря о делах человеческих». «Да, в Литве складывается новая картина религиозной жизни, - отметил иерарх. - Этот процесс нужно принимать как реальность наших дней. Все мы получили от Бога дар свободы действий, а вот как мы пользуемся этим, зависит от каждого из нас, от нашего духовно-нравственного состояния. Это касается всех людей, как церковных, так и светских, зависит от их убеждений, мыслей, за которыми следуют конкретные дела». «Понятно, - продолжил он, - что и в Литве среди людей в общественно-политических кругах существует своё видение религиозного развития страны, свои планы на этот счёт, которые начали активно реализовываться после начала в 2022 году войны на Украине. Все это мы хорошо видим сегодня, независимо от того, нравится нам это или нет».

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/09/le...

«Если говорить о работе Управления, то, как часто бывает, главная сложность — в подборе кадров. Структура новая, требовалось не только найти новых людей, но и подготовить их для этой работы. Должен сказать, что нам есть ещё над чем работать и чему учиться», - продолжил архипастырь. «Несмотря на то, что у меня имеется определенный опыт служения в ближнем зарубежье, а именно в Беларуси, сегодня мои основные труды связаны с делами Московской митрополии и Коломенской епархии, а это занимает достаточно много времени, поэтому полного вовлечения в дела Управления остается не так много. Но, с Божией помощью и усердием наших сотрудников, мы вырабатываем пути решения всех вопросов и проблем для того, чтобы исполнить возложенное на нас послушание», - сказал он. «Если же говорить о ситуации в ближнем зарубежье, то каждый вполне может себе представить, насколько она разнородна, учитывая существенные различия между странами, не говоря об Украине, с архиереями которой какие-либо активные контакты сейчас практически невозможны», - продолжил владыка Павел. Он отметил, что, помимо критической ситуации на Украине, ситуация «в каждой Балтийской стране имеет сегодня свою особенность и свои трудности». «Совсем недавно в Литве Константинопольский Патриарх учредил свою антиканоническую юрисдикцию, приняв в нее лишенных сана клириков Виленско-Литовской епархии, а также некоторых клириков из Беларуси, не имеющих отпускной грамоты от своих архиереев. Это в буквальном, терминологическом смысле очередной раскол, поскольку таким образом раскалывается единая до сего времени епархия», - добавил митрополит. «Что касается самой Виленско-Литовской епархии, то совершенно очевидно, что на её правящего архиерея митрополита Виленского и Литовского Иннокентия оказывается большое давление с разных сторон. Некоторое время тому назад он обратился к Святейшему Патриарху и Священному Синоду с просьбой о придании Виленско-Литовской епархии статуса самоуправляемой Церкви. Поскольку такие решения по Уставу могут приниматься только Поместным Собором, повестка дня которого формируется Архиерейским Собором, Священный Синод принял решение о передаче этого прошения на рассмотрение предстоящего Архиерейского Собора», - подчеркнул он.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/04/27/na...

Алфавитный указатель личных имен, упоминаемых в книге Абрамович Иоанн – протоиерей, благочинный Владимирский. Абрамович – бывший католический ксендз. Авраамий (Летницкий) – епископ Брестский после епископ Тобольский, Саратовский. Акиндинов – раскольнический наставник. Александр II – Император Всероссийский. Александр III – Император Всероссийский. Александр (Добрынин) – епископ Ковенский, Минский, архиепископ Донский, Литовский. Алексий (Лавров-Платонов) – архиепископ Литовский. Альбединский Петр Павлович генерал-адъютант, генерал-лейтенант, Виленский генерал-губернатор. Анастасий (Опоцкий) – епископ Брестский, Сарапульский, Чебоксарский, Туркестантский, ныне – Балахненский. Андрей (Савич) – настоятель Борунского монастыря. Антонин (Державин) – епископ Ковенский, Полоцкий, ныне – Псковский. Антоний (Амфитеатров) – архимандрит, после архиепископ Казанский, автор книги «Догматическое богословие». Антоний (Зубко) – епископ Брестский архиепископ Минский. Антоний – архимандрит благочинный монастырей. Антония-казначея ныне – игуменья Виленского Мариинского монастыря. Ахматов Алексей Петрович – обер-прокурор св. Синода. Бантыш-Каменский – автор книги «История об унии». Баранов Эдуард Трофимович – генерал-адъютант, генерал-лейтенант, граф, Виленский генерал-губернатор. Барановский Иоанн – священник, благочинный Свенцянский. Барановский Петр – священник, благочинный Дрогичинский. Бергман – составитель русских прописей. Бедрицкий Стефан – священник Княгининской церкви. Бернацкий – римско-католический ксендз, после становой пристав. Бибиков Дмитрий Гаврилович – Киевский военный губернатор, Подольский и Волынский генерал-губернатор. Бибиков Илья Гаврилович – Виленский военный губернатор управляющий и гражданской частью, Гродненский, Минский в Ковенский генерал-губернатор. Бирюкович – священник, благочинный Друйский. Бобровский Михаил – протоиерей, благочинный Пружанский. Босяцкий Виктор – настоятель Виленского Троицкого монастыря. Бояржинский – римско-католический ксендз. Брен Самсон – протоиерей, благочинный Лидский.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Глава I. Епархиальное Управление Пределы Литовской епархии. Епархиальные архиереи. Преосвященные викарии. Духовная консистория. Благочинные. Съезды благочиннические, училищные и епархиальные. Литовские епархиальные ведомости, как официальный орган епархии. В год воссоединения униатов, т.е. в 1839 году, в состав Литовской епархии входили, кроме тех частей, которые находятся в оном в настоящее время, еще части нынешних епархий – Минской, Волынской, Киевской и Каменец-Подольской, которые были приписаны от униатской Белорусской епархии к униатской же Литовской епархии, по представлению обер-прокурора Св. Синода, Протасова, в видах подготовки их, под руководством пр. Иосифа Семашки, к воссоединению с православною церковью. Впрочем, уже в следующем году, после воссоединения униатов, т.е. в 1840 году, произошла перемена в составе Литовской епархии, вызванная местными удобствами, а именно: воссоединенные церкви Минской губернии, принадлежавшие прежде к униатской Литовской епархии, перешли к Минской, а древле-православные церкви последней, расположенные по Гродненской губернии и Белостокской области, были причислены к Литовской епархии. Древле-православные церкви, состоявшие в Виленской губернии, были перечислены от Полоцкой к Литовской епархии, и последняя была поставлена во второй класс, после Херсонской, и пр. архиепископу Иосифу, получившему сей титул в день официального утверждения Императором Николаем Павловичем акта о воссоединении униатов, т.е. 25 марта 1839 года, было назначено 6 апреля 1840 года именоваться Литовским и Виленским и священно архимандритом Троицкого Виленского монастыря, а с 14 марта 1845 год – Св. Духовского, викарию же его, «Брестским», вместо «Пинского». Между тем в 1842 году произошли новые перемены в составе Литовской епархии. 18 декабря сего года, по Высочайшему повелению, в видах уравнения северо-западных губерний в пространстве и населении, была составлена из северных уездов нынешней Виленской губернии – Тельшевского, Шавельского, Россиенского, Ново-Александровского, Вилкомирского и части Ковенского, новая губерния, под названием Ковенской, с назначением г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Закрыть itemscope itemtype="" > Тоталитаризм и русофобия – нормы церковной политики в Литве Митрополит Виленский Иннокентий обвинил власти во вмешательстве во внутренние дела православной общины страны 23.09.2022 1135 Время на чтение 3 минуты Фото: Saint-Petersburg Theological Academy Глава Виленско-Литовской епархии Русской православной церкви (РПЦ) митрополит Иннокентий считает действия светских властей республики, вмешивающиеся в дела веры и осуществляемые за спиной епархии, тревожными для верующих, сообщает литовский портал Sputnik со ссылкой на епархиальный сайт . Поводом для столь резкой реакции главы православной общины Литвы стала встреча делегации во главе с заместителем министра иностранных дел Литвы Мантасом Адоменасом с патриархом Константинопольским Варфоломеем. Как писала «Русская народная линия» эта встреча состоялась 19 сентября с.г. МИД Литвы проинформировал, что в ходе встречи стороны «обсудили служение Матери-Церкви», ситуацию в Православной церкви в Литве, а также другие вопросы, представляющие взаимный интерес. Митрополит Иннокентий заявил, что действия властей вызывают крайнее сожаление и внушают тревогу, поскольку вновь вопросы, касающиеся православной общины страны, решаются за ее спиной и без ее участия. «При этом общественность не информируется о предпринимаемых властями шагах и их целях», — отметил он. «Мы считаем, что обеспечение церковного мира в стране – это наше общее дело, и здесь священноначалие Виленско-Литовской епархии полностью открыто к диалогу. В то же время мы не можем согласиться с вмешательством государственных властей во внутренние дела Церкви», — подчеркнул митрополит Иннокентий.  По его словам, защищая интересы маленькой группы верующих, конфликтующих с законной православной иерархией, власти не должны пренебрегать интересами абсолютного большинства православных, которые и не помышляют о смене церковной юрисдикции, говорится на сайте Виленско-Литовской епархии. Также глава епархии заявил, что не получил ответа на свое отправленное в мае личное письмо к премьер-министру с предложением о встрече, и отметил, что именно открытый диалог между государством и канонически законной православной иерархией помог бы снять растущую напряженность.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/09/23/to...

Закрыть Состоялось очередное заседание Священного Синода Назначен новый управляющий Бишкекской епархией, назначены архиереи на вакантные кафедры Белорусского экзархата, учреждена комиссия для рассмотрения вопроса об изменении статуса Виленско-Литовской епархии 27.05.2022 947 Время на чтение 12 минут Фото: Patriarchia.ru 27 мая 2022 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, сообщает Патриархия.ru. Открывая заседание, Святейший Патриарх Кирилл обратился к членам Синода со вступительным словом, в котором представил повестку дня. Для участия в летней сессии Синода (март-август) приглашены: митрополит Виленский и Литовский Иннокентий; митрополит Бориспольский и Броварской Антоний; митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл; митрополит Хабаровский и Приамурский Артемий; епископ Каменский и Камышловский Мефодий. В связи с международной обстановкой на заседание не прибыли Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий, митрополит Виленский и Литовский Иннокентий и митрополит Бориспольский и Броварской Антоний. Челны Синода выслушали сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о ситуации на Украине и о помощи беженцам и пострадавшим мирным людям на Украине и Донбассе. C февраля 2022 года Церковь организует помощь беженцам с Украины и Донбасса, а также пострадавшим мирным жителям, оставшимся в зоне конфликта. При Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению (СОЦБСС) создан общецерковный штаб помощи. Были разработаны и направлены в епархии рекомендации по организации помощи беженцам. В российских регионах, куда прибыли беженцы, организованы епархиальные штабы помощи, священники и волонтеры посещают пункты временного размещения, оказывают духовную помощь, передают питание, одежду, средства гигиены и другие вещи первой необходимости. Всего в России Русская Православная Церковь помогает более 33 000 беженцев, которые проживают в пунктах временного размещения на территории 65 епархий.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/05/27/so...

По Высочайшему указу 22-го апреля 1828 года, которым, вместо прежних четырех униатских епархий, учреждалось две – Литовская и Белорусская, к Белорусской епархии, кроме церквей Витебской и Могилевской губерний, составлявших до этого времени Полоцкую униатскую епархию, были отнесены церкви в уездах: Минской губернии: Дисненском, Борисовском, Игуменском, Бобруйском, Речицком и Мозырском; Волынской губернии: Житомирском и Овручском; Киевской – Радомысльском, Сквирском и Махновском: Курляндской – в Зельбургском 18 . К ней же причислены были четыре прихода Херсонской губернии. Центром епархиальной жизни был оставлен кафедральный Полоцкой епархии город Полоцк, а архипастырем – Полоцкий униатский епископ Иаков Окелло-Мартусевич. Таким образом, новая Белорусская епархия представляла прежнюю Полоцкую епархию, расширенную частями прочих трех, существовавших до 1828 года, униатских епархий: Литовской, Луцкой и Брестской 19 . Размер новой епархии был совсем необычный: при сравнительно незначительной ширине, она тянулась в длину от граничащих с Псковской и Смоленской губерниями северных уездов Витебской губернии почти до самого Черного моря. Такое разграничение епархии могло бы показаться весьма странным, если бы оно не было намеренным. Сокращая число епархий, правительство имело в виду задуманное им дело воссоединения униатов, в частности же преследовало две цели: 1) оградить униатскую иерархию и вообще духовенство от католического влияния и 2) поставить униатов в более выгодные условия для сближения их с православием . Так объясняли дело еп.Семашко в своей записке от 25-го апреля 1834 года 20 и министр Блудов 21 в своей «записке для предварительного прочтения членам Секретного Комитета». «Прежде имелось четыре униатских епархии; две из них Виленская и Луцкая, по местопребыванию епархиального начальства, слишком подвержены были влиянию римлян, да кроме сего, последняя состояла только из 120 тысяч униатов в трех губерниях, между православными разбросанных, и большую часть своего духовенства отдавала в распоряжение римлян для их костелов; ныне обе сии епархии упразднены, чем не только униаты в половину ослаблены, но и доставлена удобность заместить благонадежными людьми важнейшие должности. По управлению остальными двумя епархиям», – писал И.Семашко в 1834 году. А Блудов в 1835 г. добавлял: «Униаты, составляющие 2 нынешние епархии, рассеяны по 10 губерниям, из коих в семи имеются епархии греко-российские. Можно будет еще и при существовании Греко-униатской коллегии подчинить постепенно греко-униатские церкви сим семи епархиям, оставив только сначала на волю духовенства относиться к униатским архиереям в нуждах совершенно духовных, именно: за великим миром и посвящением в духовный сан. Отдаленность, ласковое обхождение православных духовных начальств и другие, с сими совокупно действующие, преобразовательные меры заставят униатских священников вскоре отказаться от этого права. Таким образом, отойдут в ведение греко-российских архиереев».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010