Так, не исключена вероятность и того, что на нем все же могли быть какие-либо украшения, хотя эта вероятность и не очень велика. Также, возможно, произошла замена пластины с надписями о мощах. Следы вторжения в памятник на кресте заметны: пайки и доделки оловом. Все же это произведение в целом со всеми изменениями вполне можно отнести ко второй половине XVII века, учитывая, что его внешний облик (форма, иконографическая схема, характер исполнения изображений) не противоречат даже времени его упоминания в Повести, а именно – 1657–1658 годам, тогда как оборотная сторона может быть датирована последним годом XVIIcmoлemuя, чему вполне соответствует специфика резных надписей о мощах. Однако, опираясь лишь на визуальное обследование данного памятника, можно сделать лишь предварительное заключение, а другие методы его исследования могут внести коррективы и уточнения, и, возможно, значительные. Обратившись к вопросу о месте создания Виленского креста, следует заметить, что его специфическая форма отлична от таких же крестов-мощевиков центра и севера России, что, возможно, косвенно подтверждает его «чужеземное» происхождение и позволяет считать, что он действительно был принесен с запада России. Дополнение же его реликвиями, вероятно, могло происходить в Муроме, что подтверждается тем, что «персть» Евфросинии Суздальской, местной святой, чьи мощи были обретены в соседнем Суздале, вероятнее всего была помещена в него во время ее прославления в 1699 году 476 . 20 апреля 1999 года Виленский крест вместе со складнем был дерзко похищен днем из Троицкого собора монастыря. Со слов игуменьи Муромского Свято-Троицкого женского монастыря, крест был похищен на Радуницу, а найден на 40-й день. После кражи в монастыре был объявлен пост, не взирая на то, что шла Пятидесятница. Читались ежедневно сугубое монашеское правило и акафисты всем святым по очереди, чьи частицы мощей и другие реликвии заключены в кресте. По данным Уголовного розыска УВД г. Мурома, крест был похищен 20 апреля 1999 года, а найден в Нижнем Новгороде у преступника.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Затем Софроний положил на стол пред бурмистрами и райцами церковные и монастырские ключи и молвил: «От вашей милости я имел эти ключи и опять отдаю их вам». Когда его спросили, зачем он так поступил, и не подговорил ли кто его, и не нашел ли он себе где другого места, он отвечал: «Я хочу лучше жить где-либо под покровительством какого-нибудь пана, который будет защищать меня от митрополита, нежели оставаться здесь, в Вильне, и быть ему послушным; добровольно принял я от вас Троицкий монастырь, добровольно и отдаю его в ваши руки». Получив известие об этом от бурмистров, митрополичий наместник Парфенович пригласил Софрония к себе, и Софроний сознался пред ним, что хотя отказался от настоятельства добровольно, но по наущению некоторых соборных священников, и выразил сожаление, что поступил необдуманно, почему и просил Парфеновича походатайствовать пред бурмистрами о возвращении ему, Софронию, Троицкого монастыря. Такое-то колебание приходилось испытывать тогда виленскому православному духовенству! Одно Свято-Троицкое братство в Вильне смело сопротивлялось митрополиту и унии, но за то много и терпело. Еще в августе 1596 г. король приказал сановникам виленского магистрата, чтобы они возбранили братству строить свою церковь во имя Святого Духа, так как она назначалась будто бы не столько для хвалы Божией, сколько для большего распространения ереси, т. е. православия, хотя сам же дал в 1592 г. разрешение на эту постройку. Но члены братства не послушались и начали строить свою церковь неподалеку от Троицкого монастыря, на противоположной стороне улицы. В следующем году, вероятно, король подтвердил свой приказ виленскому магистрату, потому что в марте (17) магистрат послал возного Петра Юрьевича Новоша на место, где строилась братская церковь, чтобы остановить постройку. Но возному объявили, что церковь строится на плаце панов Воловичев двумя знатными православными паньями: женою воеводы брестского Зеновича, урожденною Волович, и женою воеводы смоленского Абрамовича, также урожденною Волович (вероятно, сестрами).

http://sedmitza.ru/lib/text/436113/

По благословению Епископа Евлогия и архимандрита Псково-Печерского монастыря о. Зинона муромские художники-иконописцы И.В. Сухов и о. Николай (Абрамов) пишут иконы для монастырских храмов. Уже создана часть иконостаса для надвратной Казанской церкви, образ Муромской Божией Матери, праздничные иконы. В Свято-Троицком монастыре введен общежительный Устав. День начинается в 3 ч. 45 мин. В 4 часа утра совершаются утренние молитвы и Полунощница. По благословению Епископа Евлогия в монастыре читается Неусыпаемая Псалтирь: сестры возносят Господу непрестанные молитвы о мире. В воскресение, среду и пятницу вечерами читаются Акафисты Иисусу Сладчайшему, Св. Николаю Чудотворцу и Божией Матери. Службы в монастыре проводятся в двух храмах - Троицком и Казанском. Особо чтимые праздники в обители: День Св. Троицы, Казанской иконы Божией Матери и Преподобного Сергия Радонежского. При незримой помощи Преподобного Сергия, Св. Бориса и Глеба и Св. Василия Рязанского сестры возрождают в монастырских стенах дух православного монастыря, призванного являть миру идеал христианской жизни. ПОВЕСТЬ О ВИЛЕНСКОМ КРЕСТЕ. В лето от сотворения мира 7166, а от Рождества Христова в 1658 году, в июле месяце, в субботний день, в Муроме гостиной сотни торговому человеку Богдану, Борисову сыну, Цветнову прилучилось идти от церкви Божией, от вечернего пения ко двору своему, и когда уже был он, Богдан, против улицы своей, по обычаю обратился к соборной церкви помолиться, и тогда против улицы его Богдана, сидел человек, который, увидя идущего Богдана, пошел за ним в улицу и, настигши его, остановил и вынул из шапки облаченный в бумагу крест поклонный скован из серебра, позолочен, камением и жемчугом украшен 1), который отдал Богдану говоря: прими сей животворящий крест, ибо некогда изволил он у тебя быть. Но Богдан тут пока не принял креста, а вопросил сего человека, коего града ты и коего чину и как зовут по имени? И тот человек ему Богдану, сказал про себя: я есть житель града Арзамаса, сын боярский, зовут Василием Сергеевым, сын Микулин.

http://sobory.ru/article/?object=00630

В 1582 году был игуменом Крестовоздвиженского монастыря Василий, упоминаемый и в 1598 и 1602 годах, но в последних двух случаях рядом с ним упоминаются другие игумены сего монастыря, именно – в 1598 году Глеб и в 1602 году Александр Путятицкий, служебники князя Острожского, заведывавшие делами монастыря вместо престарелого Василия. В 1604 году игуменом Дубенского Крестовоздвиженского монастыря является Виталий, из иеродиаконов Виленского Свято-Троицкого монастыря 92 . Таким образом, для игуменства преп. Иова в Дубенском Крестовоздвиженском монастыре остаются два периода времени: первый между 1571–1582 и второй между 1582–1598 годами. Вероятно, преп. Иов прибыл в этот монастырь около 1577 года, приблизительно 26 лет возраста, был игуменом во второй период времени, совместно с Василием, и оставил игуменство и самый монастырь Крестовоздвиженский около 1598 года, прожив здесь, в качестве простого иеромонаха и игумена, более 20 лет. Мы не имеем также точных сведений о внутреннем устройстве и порядках Дубенского Крестовоздвиженского монастыря во время пребывания здесь преп. Иова и его управления этим монастырем; но с большей или меньшей достоверностью можем гадать об этом на основании сторонних соображений и рукописи преп. Иова. Известно, что в древней православной Церкви выработались два главные типа иноческой жизни – пустынножительство или скитское житие и общежитие. Представителями первого типа были Антоний Великий , Макарий Великий, Савва Освященный и впоследствии афонские скиты; представителями второго типа – Пахомий Великий , Василий Великий , Феодосий, Феодор Студит и др. В последствии времени на Афоне выработался еще смешанный тип иноческой жизни, в основе которого лежало общежитие по студийскому уставу, но с дозвонием более усовершившимся (усовершенствовавшимся) в добродетели вести отшельническую безмолвную жизнь. В афонском монашеском уставе 971 года, составленном студийским игуменом Евфимием, в §10 говорится следующее:      «Тем послушникам, которые посредством упражнения в добродетелях успели сделаться духовными и подвижниками, и которые от игуменов их признаны способными вступить на поприще безмолвия, таковым и мы соизволяем и соблаговоляем жить наедине и подвизаться по изволению и присуждению их игуменов» 93 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

Так по крайней мере рассказывал сам Рутский в своем донесении митрополиту Потею от 4 (14) декабря, присовокупляя, что план этот не удался, потому что он, Рутский, узнал о нем за два дня до воскресенья и известил и виленского воеводу, и бискупа-суфрагана, и магистрат, по распоряжению которых всю ночь под воскресенье ходила по улицам Вильны, особенно вокруг Троицкого и Свято-Духовского монастырей, вооруженная стража и не дала православным исполнить их намерение, хотя само православное братство Святого Духа чрез своих старост протестовало (9 декабря) против Рутского и говорило, что все это его собственная выдумка и клевета на братство и что он напрасно поднимал такую тревогу . Как бы то ни было, только в Вильне происходило тогда большое волнение. Рутский вновь извещал от 13 (23) декабря бурмистров и радцев, что мещане, вписавшиеся в Свято-Духовское братство, сговорившись с отступниками от унии — Сенчилою, Жашковским и виленскими попами, хотят насильственно овладеть Троицким монастырем и выгнать оттуда его, Рутского, и всех его сторонников. Бурмистры писали к Потею, чтобы он успокоил волнение, произведенное в Вильне столкновением Сенчилы с Рутским. Потей отвечал бурмистрам 14 (24) декабря жалобами и упреками, что его, невинного, так обидели пред глазами бурмистров виленские архимандрит, протопоп и священники, взбунтовавшись против него и отнявши у него все виленские церкви, и просил настоятельно, чтобы бурмистры сжалились над ним в виду такой сделанной ему неправды и не позволяли отпавшим в схизму попам служить в виленских церквах, как находящихся в их подаванье; наконец, извещал, что настоятелем Троицкого монастыря отселе назначает отца Рутского. Секретарь Потея, в «филозофии и в богословии искусный», Гелиаш (Илия) Мороховский, находившийся тогда в Вильне, протестовал 16 (26) декабря в виленском городском суде от имени самого Потея против Сенчилы и Жашковского, священника перенесенского, бывшего протопопа, что они несправедливо обвиняют Потея, будто он вводит какие-то новины, противные вере святой Восточной Церкви, и насильно заставляет принимать унию, несправедливо выкинули его имя из поминаний на святой литургии, несправедливо называют отца Рутского ксендзом римским.

http://sedmitza.ru/lib/text/436116/

10. протоиерей Георгий Соколов, доцент Минской духовной академии; 11. иерей Михаил Желтов, заведующий кафедрой церковно-практических наук Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, доцент Московской духовной академии и Сретенской духовной семинарии; 12. иерей Константин Павлюченко, преподаватель Екатеринбургской духовной семинарии; 13. диакон Владимир Василик, доцент Санкт-Петербургского государственного университета и Сретенской духовной семинарии; 14. Пентковский Алексей Мстиславович, профессор Московской духовной академии.   ЖУРНАЛ 138 СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного епископа Североморского и Умбского Митрофана о переименовании Трифонова Печенгского мужского монастыря поселка Печенги и об утверждении его в должности священноархимандрита этой обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Переименовать Трифонов Печенгский мужской монастырь поселка Печенги в Свято-Троицкий Трифонов Печенгский мужской монастырь поселка Луостари Печенгского района Мурманской области. 2. Утвердить Преосвященного епископа Североморского и Умбского Митрофана в должности священноархимандрита Свято-Троицкого Трифонова Печенгского мужского монастыря поселка Луостари Печенгского района Мурманской области.   ЖУРНАЛ 139 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста, председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, относительно поступивших прошений епархиальных Преосвященных об открытии монастыря, о назначении на должность и освобождении от должности игуменов, наместников и игумений монастырей. ПОСТАНОВИЛИ: 1. В связи с прошением Преосвященного митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия назначить иеромонаха Марка (Виленского) на должность наместника Казанского Богородицкого мужского монастыря города Казани. 2. В связи с прошением Преосвященного митрополита Пензенского и Нижнеломовского Серафима освободить Преосвященного епископа Кузнецкого и Никольского Нестора от должности наместника Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3891450...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви 10 марта скончался один из старейших клириков нашей епархии - архимандрит Кирилл (Начис). Архимандрит Кирилл (в миру Леонид Владимирович Начис) родился 9 января 1920 года в городе Двинске (ныне Даугавпилс). После гимназии учился на Богословском факультете Латвийского университета. С января 1942 года служил псаломщиком в Псковской миссии, а с марта 1944 года, после эвакуации в Латвию, - псаломщиком Свято-Троицкого собора в Лиепае (тогда Либаве). В декабре немцами был отправлен в лагерь в Кенигсберг. Псковская миссия была примечательным явлением в истории Церкви. Экзарх Прибалтики митрополит Сергий (Воскресенский) добился от оккупационного командования разрешения на открытие православных храмов. В результате на территории Ленинградской, Новгородской и Псковской областей было открыто более 300 церквей. После прихода Красной армии часть храмов оставались действующими, но многие труженики Миссии были осуждены НКВД. Не избежал этой участи и отец Кирилл. После войны он был направлен в фильтрационный лагерь Пехлец под Москвой, где его осудили на 10 лет, но в 1957 году был реабилитирован. В 1963 году по окончании Ленинградской Духовной академии был оставлен профессорским стипендиатом и преподавал общецерковную историю в семинарии. 14 декабря 1958 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры был рукоположен во диакона, а 25 января 1959 года в храме Смоленской иконы Божией Материм - во священника. 20 июля 1960 года в храме Виленского Свято-Духовского монастыря священник Леонид Начис был пострижен в рясофор с оставлением ему прежнего имени, а 6 января 1965 года был пострижен в мантию с наречением в честь святителя Кирилла Александрийского. В 1965 году отец Кирилл был возведен в сан игумена и в том же году назначен настоятелем Воскресенской церкви села Петрова Горка Лужского района Ленинградской области. Затем ему довелось служить в храмах Петровой Горки (Голубково), Иова Многострадального на Волковом кладбище, в Сусанино, в Гатчинском храме Петра и Павла, в Преображенском храме Выборга, в храме Покрова Пресвятой Богородицы Мариенбурга.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/5/48...

2. Место наречения и хиротонии иеромонаха Иосифа (Королева) во епископа, по возведении его в сан архимандрита, оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — О чем и послать соответствующий указ.   ЖУРНАЛ 9 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Виленского и Литовского Иннокентия о необходимости иметь викарного архиерея. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Викарием Виленской епархии с титулом «Тракайский» избрать игумена Амвросия (Федуковича), насельника Свято-Духова мужского монастыря г. Вильнюса. 2. Место наречения и хиротонии игумена Амвросия (Федуковича) во епископа, по возведении его в сан архимандрита, оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — О чем и послать соответствующий указ.   ЖУРНАЛ 10 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия о необходимости иметь викарного архиерея. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Викарием Ростовской епархии с титулом «Таганрогский» избрать иеромонаха Артемия (Кузьмина), клирика Ростовской епархии. 2. Место наречения и хиротонии иеромонаха Артемия (Кузьмина) во епископа, по возведении его в сан архимандрита, оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — О чем и послать соответствующий указ.   ЖУРНАЛ 11 СЛУШАЛИ: Прошение митрополита Корсунского и Западноевропейского Антония, Патриаршего экзарха Западной Европы, о назначении викарного епископа в Корсунскую епархию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Преосвященным Кафским, викарием Корсунской епархии, быть епископу Великоустюжскому и Тотемскому Алексию, с освобождением его от управления Великоустюжской епархией. 2. Временное управление Великоустюжской епархией поручить Преосвященному митрополиту Вологодскому и Кирилловскому Игнатию. — О чем и послать соответствующие указы.   ЖУРНАЛ 12 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ об утверждении избранных в Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции кандидатов в викарные архиереи Архиепископии. Справка: Епархиальный архиерей Архиепископии митрополит Дубнинский Иоанн направил Предстоятелю Русской Православной Церкви письмо, в котором просит Священный Синод утвердить избрание Очередным общим собранием Архиепископии, состоявшимся 24 января 2020 года, в викарные архиереи Архиепископии двух кандидатов, ранее одобренных Предстоятелем Русской Православной Церкви: настоятеля монастыря святого Силуана архимандрита Симеона (Коссека) и настоятеля Свято-Троицкого прихода в Париже игумена Елисея (Жермена).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5605042...

2. Место наречения и хиротонии иеромонаха Иосифа (Королева) во епископа, по возведении его в сан архимандрита, оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — О чем и послать соответствующий указ.   ЖУРНАЛ 9 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Виленского и Литовского Иннокентия о необходимости иметь викарного архиерея. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Викарием Виленской епархии с титулом «Тракайский» избрать игумена Амвросия (Федуковича), насельника Свято-Духова мужского монастыря г. Вильнюса. 2. Место наречения и хиротонии игумена Амвросия (Федуковича) во епископа, по возведении его в сан архимандрита, оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — О чем и послать соответствующий указ.   ЖУРНАЛ 10 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия о необходимости иметь викарного архиерея. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Викарием Ростовской епархии с титулом «Таганрогский» избрать иеромонаха Артемия (Кузьмина), клирика Ростовской епархии. 2. Место наречения и хиротонии иеромонаха Артемия (Кузьмина) во епископа, по возведении его в сан архимандрита, оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — О чем и послать соответствующий указ.   ЖУРНАЛ 11 СЛУШАЛИ: Прошение митрополита Корсунского и Западноевропейского Антония, Патриаршего экзарха Западной Европы, о назначении викарного епископа в Корсунскую епархию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Преосвященным Кафским, викарием Корсунской епархии, быть епископу Великоустюжскому и Тотемскому Алексию, с освобождением его от управления Великоустюжской епархией. 2. Временное управление Великоустюжской епархией поручить Преосвященному митрополиту Вологодскому и Кирилловскому Игнатию. — О чем и послать соответствующие указы.   ЖУРНАЛ 12 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ об утверждении избранных в Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции кандидатов в викарные архиереи Архиепископии. Справка: Епархиальный архиерей Архиепископии митрополит Дубнинский Иоанн направил Предстоятелю Русской Православной Церкви письмо, в котором просит Священный Синод утвердить избрание Очередным общим собранием Архиепископии, состоявшимся 24 января 2020 года, в викарные архиереи Архиепископии двух кандидатов, ранее одобренных Предстоятелем Русской Православной Церкви: настоятеля монастыря святого Силуана архимандрита Симеона (Коссека) и настоятеля Свято-Троицкого прихода в Париже игумена Елисея (Жермена).

http://patriarchia.ru/md/db/text/5605044...

26 декабря митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл совершил Божественную литургию в соборе, где совершалось молитвенное поклонение православного Смоленского Смоленска мощам новомучениц. Возможность приложиться к святыне также получили православные жители стран Балтии. 28 декабря ковчег с честными останками преподобномучениц Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары был привезен в столицу Латвии. На железнодорожном вокзале Риги вагон-храм с мощами встречали священнослужители в праздничном облачении, сестры Троицкого Рижского монастыря и жители города во главе с митрополитом Рижским и всея Латвии Александром. Святыню перенесли в кафедральный Рождественский собор, в котором к тому времени собралось более 5 тысяч верующих. " Великая княгиня прибыла в Ригу во второй раз, впервые она побывала здесь в 1910 году. Уже тогда жители Риги называли ее земным ангелом за великое милосердие и подлинное следование вере Христовой " , - сказал митрополит Александр в архипастырском слове по окончании молебна, совершенного перед святыми мощами. В течение трех дней и двух ночей в Рождественском кафедральном соборе Риги открыт круглосуточный доступ к останкам алапаевских мучениц. Следующей остановкой станет Вильнюс, куда храм-вагон прибудет в последние дни уходящего года. Святыня будет открыта для поклонения в соборе Виленского Свято-Духова монастыря до 3 января 2005 года. В канун Нового года состоится всенощное бдение, а утром 1 января - литургия в Свято-Духовом соборе, которую возглавит митрополит Виленский и Литовский Хризостом. Святыня посетит также Клайпеду и Каунас. Затем крестный ход продолжит свой путь дальше на запад - в Калининград. В ходе завершающего этапа великого Крестного хода с мощами святых преподобномучениц перед честными останками Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары смогут помолиться жители стран Средней Азии. Фоторепортаж: (щелкните мышью для увеличения) Фото: Православие.Ru 30 декабря 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

http://pravoslavie.ru/12304.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010