Филипп Иванович Лимонт, не поддававшийся ни Михаилу Рагозе, ни Потею, несмотря на все их усилия. В 1611 г., 17 сентября когда священник этот служил вечерню в своей церкви, в нее внезапно вторглись с шумом два чернеца виленского Троицкого монастыря, присланные наместником митрополита Рутским, и начали поносить священника. Когда он удалился в алтарь, они вломились и туда, дергали священника за одежду, разорвали на нем рясу, прервали службу и хотели отнять церковную казну. Люди, находившиеся в церкви, побежали было вон, и только земянин Иван Бака едва успел унять дерзких чернецов. Но, выходя из храма, они грозили священнику рано или поздно схватить его и заключить в темницу. Священник и земянин Бака чрез два дня принесли на это жалобу в трокский гродский суд. Еще полнее проявилась приверженность православных к своей вере и противление унии в Минске и в Минском воеводстве. В 1609 г. князь Адам Корибутович Вишневецкий и жена его Александра, урожденная Ходкевич, основали в имении своем Брагине сельце (ныне Речинского уезда) разом два монастыря: мужской общежительный Спасский и женский Благовещенский — исключительно для монахов и монахинь старожитной греческой веры; отдали оба монастыря своим тестаментом под власть и оборону Константинопольского патриарха и наделили их владениями, с тем чтобы две трети доходов шли на мужской монастырь, а одна — на женский. В 1611 г., 23 ноября жена маршалка Богдана Стецкевича Евдокия Григорьевна, рожденная княжна Друцкая-Горская, подарила в самом Минске три лежавшие вместе на Юрьевской улице плаца со всеми постройками и огородами на них какому-то игумену Павлу Домживу и его инокам, с тем а) чтобы на тех плацах устроен был монастырь общежительный по уставу святого Василия Великого во имя святых апостолов Петра и Павла и состоял вечно и неотступно под благословением Цареградского патриарха; б) чтобы этот монастырь был соединен с виленским братским Свято-Духовским монастырем, имел с ним одинаковое внутреннее устройство и находился всегда в полном подчинении настоятелю виленского братского монастыря и в) чтобы на первых порах новый монастырь отдан был в управление игумену Павлу Домживу, который бы ввел в нем общежительный порядок.

http://sedmitza.ru/lib/text/436116/

Свято-Духовский мужской монастырь (Вильнюс) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Духовский мужской монастырь (Вильнюс) Свято-Духовский монастырь — православный мужской монастырь, расположен в Старом городе Вильнюса. Монастырские стены вплотную примыкают к римо-католическому костелу святой Терезы. Содержание История [ править править код ] Храм на месте казни Виленских мучеников [ править править код ] После казни в 1347 году мучеников Антония, Иоанна и Евстафия в дубовой роще на окраине Вильны (ныне Вильнюс), где казнили преступников, эта земля стала чтиться православными. Через два года, христиане, пользуясь покровительством второй жены великого князя Литовского Ольгерда, Иулиании, выпросили себе для молитвы горку - место казни святых. Здесь была построена деревянная церковь во имя Пресвятой Троицы. Ее престол, по преданию, расположился на месте дуба, на котором пострадали за исповедание Пресвятой Троицы Виленские мученики. В эту церковь перенесли и их обнаруженные нетленными чудотворные мощи. Троицкий монастырь и православное братство в борьбе с унией [ править править код ] На 1585 год эта церковь являлась храмом православного Троицкого монастыря, при котором в то время возникло, а к 1588 году окончательно оформилось братство Живоначальной Троицы для сохранения Православия. Знаменательным событием в жизни братства явился приезд в Вильну в июле 1588 года патриарха Константинопольского Иеремии, который утвердил " сие угодное Богу Братство " и выдал ему грамоту, в которой предписывал иметь в братском доме школу для преподавания греческого, латинского и русского языков, а также типографию для печатания книг Священного Писания. Многие состоятельные члены Братства дарили ему дома и угодья, что давало возможность приглашать в школу лучших в Западном крае учителей и построить собственный храм. К концу 1594 года стали появляться тревожные слухи о подготовке унии с римо-католицизмом и вести об измене Православию некоторых иерархов. Когда слухи подтвердились, именно члены Троицкого Братства, особенно ревностный школьный проповедник Стефан Зизаний который раскрывал тайные замыслы инициаторов унии, забили тревогу. В 1596 году Зизаний был " отлучен от Церкви " епископами вставшими на путь унии. На Брестском Соборе того года все восемь представителей от Виленского православного Братства высказались против унии.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Духовски...

Сумма сия была ограниченна, но восполнилась средствами монастыря и кафедрального собора. 5) Испрошено возвышение штата Виленского кафедрального собора. Прилож. под отношение к графу Протасову от 7 марта за 6) Улучшены штаты семинарии и пяти духовных училищ. Прилож. под отношение к графу Протасову от 30 ноября за 7) Назначено время для переселения в Вильно на апрель и май 1845 года и причины сего. Приложение под отношение к графу Протасову от 1 декабря за 8) Устроена временная церковь в Виленском архиерейском доме. В марте и апреле месяцах 1845 года распоряжения к переселению в Вильно ещё более усилились. Итак: 9) Приказано отправить в Вильно кафедральную ризницу и консисторские дела. 10) Огромная библиотека Виленского Свято-Троицкого монастыря отдана в собственность семинарии. Приложение под отношение к графу Протасову от 10 марта. 11) Замещены окончательно священнослужительские должности по кафедральному Виленскому собору и Виленской Николаевской церкви, а также по консистории. 12) Назначено временное помещение для консистории в архиерейском доме. 13) Принадлежавшие Троицкому монастырю три дома приписаны к кафедральному собору на помещение его и консисторского штатов, очищены заблаговременно от бывших в них по найму жильцов, и квартиры распределены в них по моему усмотрению духовенству и чиновникам консистории и кафедрального собора. Прилож. под предложение консистории от 7 апреля за 14) Виленский Троицкий монастырь перечислен в 3-й класс, с обращением зданий оного на помещение семинарии, и остающаяся от прежнего штата оного сумма 1645 руб. сереб. обращена на усиление штата Свято-Духова монастыря, которого назначен я священно-архимандритом. 15) Назначены новые штаты для Литовской семинарии и пяти подчиненных ей духовных уездных училищ. 16) Приготовлено помещение для семинарии в Троицком монастыре, а для Виленских училищ в бывшем кармелитанском монастыре. Прилож. под к епископу Платону от 18 апреля за 17) Сделано исключительное на этот раз распоряжение о семинаристах, так что все они приняты в Вильно на казённое содержание, полное или половинное.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Учреждение в 1581 г. в г. Вильне религиозно-просветительного Св. Троицкого церковного братства. В 1584 году Стефан Баторий пожаловать грамоту Виленским бургомистрам, радцам и лавникам православной веры о предоставлении в их ведение и управление древнего Троицкого монастыря со всеми принадлежавшими к нему имениями, угодьями и доходами, причём доходы эти предназначались на нужды монастыря, а также на построение школ и на содержание учителей и учеников. Монастырь этот в то время находился в заведовании и управлении митрополита Онисифора и потому король дозволял виленским мещанам воспользоваться его грамотой лишь кончине митрополита, который, как известно, лишён был в 1588 году патриархом Иеремией своего сана. Уступка Троицкого монастыря виленцам и обязательства, принятые ими по этому случаю на себя, является весьма важным актом для наших северо-западных церковных братств; вышеприведённая грамота указывает, как зарождалось в то время в Вильне новое братство, которое сплотило воедино силы более стойких в вере православных граждан, задавшихся широкими просветительными целями, которых прежние братства не вводили в такой степени в круг принятых на себя обязанно- —58— стей. Так возникло в 1584 году религиозно-просветительное церковное братство сначала при Свято-Троицком монастыре, а затем, по отнятии его униатами, при Свято-Духовском монастыре, построенном в конце XVI века этим братством. Это братство, как известно, пользовалось в XVII веке громадным влиянием в делах западно-русской церкви на Литве и прославилось на вечные времена своей защитой православия и русской народности от страшных гонений католиков и униатов, а также религиозно-просветительной деятельностью на пользу православной церкви. Кроме находившихся в городе Вильне церковных братств документы сообщают о таких же учреждениях и в других городах и местечках Литвы, обнаруживших своё существование в царствование Стефана Батория. Церковные братства в других местах Литвы. Из наказной королевской грамоты Мстиславским старостам от 20 января 1579 года видно, что ей дозволялось тамошнему мещанскому братству, по старинному обычаю („з давних часов“) производить свободно на св. Троицу и в дни Миколины „медовые склады“, с обращением дохода с них в пользу церкви 927 . Сохранились сведения, что в древне-русском местечке Куренец (Виленской губернии, Вилейского уезда), где уже в 1355 году была православная церковь Рождества Пресвятой Богородицы, в 1576 году существовало при этой древней церкви церковное братство „св. Пречистое Куренецкое“, земельное имущество которого писарь великого княжества Литовского Гавриил Война записью 1576 года старался оградить от всякой кривды не только со стороны арендаторов, но и со стороны своих наследников. При церкви Спасской в том же местечке Куренец жил в указанное время бакалавр (боколяр) и следовательно

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

76 Старейший член некогда самого влиятельного Брестского капитула, Тупальский, как человек весьма умный, хлебосольный, общительный, успел объединить всех Жировицких белоруссов, малороссов и великороссов. Он выдал четырех своих дочерей за учителей Жировицкой семинарии, в том числе одну за Прокопия Доброхотова (ныне епископ Олонецкий), а также одну свою родственницу за учителя Александра Кандидова. 77 «Вестник Европы», 1872 г. июнь, стр. 637. «Вестник Западной России», 1869 г. кн. II, т. I, стр. 169–170. Некролог митрополита Иосифа, М. Кояловича. Жарский полагал подчинить базилианский орден покровительству Святейшего Синода, с тем, чтобы не изменялись ни в чем уния с Римом, равно и устав ордена, и, чтобы утверждены были за базилианами оставшиеся у них фундуши. 78 Всех базилианских монастырей было в это время 81 из них 72 мужских и 9 женских, граф Толстой «Иосиф митрополит Литовский», 43 стр. Сравн. «Вестник Европы», 1872 год, июль, 89 стр.; октябрь, 21 стр. 79 Яворовский скончался на 71 году жизни в Супрасле. Местное предание говорит, что Иосиф, будучи в Супрасле, в сентябре того же года, склонял Яворовского искать воссоединения с греко-российскою церковью, на что Яворовский отвечал: «дайте мне спокойно умереть, а после моей смерти делайте, что хотите». Архимандрит Николай, «Супрасльский Благовещенский монастырь», стр. 391. 80 В Полоцк был назначен управлявший Брестской епархией, престарелый митрополит Булгак, сохранив за собою и бывшую Луцкую епархию. Брестская же епархия была присоединена к Литовской, вверенной епископу Иосифу. Вместе с этим исполнилась и еще часть предположений Иосифа и коллегии: вместо четырех прежних епархий остались только две. 81 Нужно заметить, что из 800 церквей Литовской греко-униатской епархии в 80-ти, т.е. В десятой части всех церквей, уцелели еще старинные иконостасы, как бы для напоминания всем о бывшем некогда в стране православии. 82 Протоиерей Плакид Янковский. «На рубеже», в «Литовских епархиальных ведомостях», 1867 год, 1. 84 Бывший профессор в Главной семинарии всех главных деятелей воссоединения, протоиерей М. Бобровский так писал в 1835 году к настоятелю Виленского Свято-Троицкого монастыря Босяцкому: «если справедливо, что наши епископы, не исключая Жарского, дали подписки на присоединение к православию, то уже настал конец унии в Литве», «Русская старина», 1889 год, май, стр. 350.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

14) Преемник его, львовский епископ Лев Шептицкий , управлял митрополией всего один год и скончался 24 мая 1779 года. Полоцкая епархия Полоцкая епархия, начинаясь от границ Курляндии и Ливонии, обнимала воеводства Полоцкое, Витебское (с поветами витебским и оршанским) и Мстиславское. В 1664 году она имела до 1,000 церквей. 1138 Полоцкие епископы именовались: архиепископами полоцкими, епископами витебскими, мстиславскими, оршанскими, могилевскими и всей Белоруссии. 1) Григорий Загоровский , протопотарий митрополии киевской, принявший при посвящении имя Германа , с 1595 г. 1139 2) Гедеон Брольницкий , из настоятелей лавришевских, получил епископию в 1601 г. при содействии чиновников королевской канцелярии. 1140 Гедеон хотя и принял унию, но не был особенно ревностным ее распространителем вследствие чего ему назначен был коадъютор. 3) Иосафат Кунцевич. Посвященный в Вильне 12 ноября 1617 г. Иосафат прибыл в Полоцк 9 января 1618 года и принялся горячо за дело унии. По смерти Брольницкого (в конце 1618 г.), Иосафат немедленно получил утвердительную грамоту на полоцкую архиепископию и затем выпросил привиллегии на подчинение себе всех православных церквей епархии. Судьба Кунцевича известна. Он был убит 2 ноября 1623 года. 4) Антоний Селлява , из настоятелей виленского Свято-троицкого монастыря с 1624 г.; с 1640 г. администратор митрополии; с 1645 г. митрополит. Коадъютором его, по управлению полоцкой архиепископией, был жидичинский архимандрит Никифор Лозовский, а после смерти Лозовского Гавриил Коленда. 5) Гавриил Коленда , сын виленского писаря Яна Коленды, с 1656 г. полоцкий архиепископ; в одно время со вступлением в управление епархией, занял и управление (администрацию) митрополии; с 1665 г. митрополит. Но так как Полоцк находился под властью русских, то Коленда долгое время имел пребывание в Супрасльском монастыре, по званию архимандрита оного. Монастырю эта честь стоила очень дорого, так как во все время жизни его в Супрасле совершались беспрестанные угощения, с трубами и криками, при постоянных съездах, что приносило монастырю нищету и тесноту; а наибольшее мучение монастырь имел от того, что он всегда пребывал в нем со всем своим двором, очень редко выезжая из него. Коленда умер в Полоцке 18 февр. 1674 г. 1141

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

После наречения архимандрита Бытенского монастыря Михаила в сан Пинского епископа в кафедральном Жировицком соборе, о чём имел я счастье донести Святейшему Правительствующему Синоду, от 28 истекшего августа, избрал я, вместе с преосвященными Исидором Полоцким и Виленским и Антонием Брестским епископами, праздник Рождества Пресвятые Богородицы, то есть, 8 день сего сентября, для самого посвящения в епископы помянутого архимандрита Михаила в городе Вильно, где во время могущества Литовского государства долгое время пребывали Киевские митрополиты и где двести лет только тому назад находилось ещё 36 русских Православных церквей. Засим, прибыв в город Вильно, совершил я ко славе Всевышнего вместе с преосвященными Исидором и Антонием хиротонии архимандрита Михаила в сан епископа, в назначенный вчерашний день 8 сентября, в соборной Церкви Виленского древлеправославного монастыря Святого Духа, вполне сообразно указу из Святейшего Правительствующего Синода, от 2 истекшего августа за 10818. Один экземпляр присяги за подписями хиротонисавших вручён хиротонисанному, а другой, принятый от него, за его, моим и прочих преосвященных подписанием, представляется при сем Святейшему Синоду. К сему долгом считаю присовокупить, что в воскресенье 3 сего сентября служил я соборно с преосвященными Исидором и Антонием в Церкви Виленского Свято-Троицкого воссоединённого монастыря, а в 7 день преосвященный Антоний служил всенощную в той же соборной древлеправославной Церкви, в коей на другой день совершилось посвящение епископа. Все сии служения совершились с подобающим приличием и торжественностью, возбудившими участие и благоговение в самих многочисленных соприсутствовавших здесь лицах Римско-католического исповедания. В служениях участвовало весьма значительное число высшего духовенства, древлеправославного и воссоединённого без различия, а также два хора певчих – Полоцкий и Жировицкий. По-видимому, Всевышний благословляет и утверждает благое дело воссоединёния Грекоуниатов к Православной Церкви. Кроме совокупных служений древлеправославного и воссоединённого духовенства, бывших в Вильно, таковые же служения совершены мною нынешним летом: в Полоцке с преосвященными Исидором и Василием, в Минске с преосвященным Никанором, в Жировицах с преосвященными Исидором и Антонием. При необыкновенном стечении народа, во всех сих случаях не оказалось ни малейшего беспорядка, но, напротив, благоговение и душевное участие написано было на лицах не только древлеправославного и воссоединённого, но даже и самого Римского исповедания. Правлению Литовской семинарии, от 18 сентября за 1021, о переименовании ректора семинарии протоиерея Фердинанда Гомолицкого именем Ипполита

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Скоро, по возвращении в Петербург, Иосиф получил донесение игумена Виленского Троицкого монастыря Арсения Хрулькевича о том, что генерал-губернатор, несмотря на возражения его, игумена, и архимандрита Платона, приказал снова очистить два верхних этажа в Троицком монастыре, для помещения там политических преступников. Последние размещены были уже на втором и на третьем этаже, хотя, по ходатайству Иосифа, состоялось Высочайшее повеление от 30 октября 1840 года, чтобы Свято-Троицкий монастырь, как православная обитель и как архиерейский дом, не был назначаем к помещению в нем арестантов, и чтобы их оттуда вывели, если они там помещены. Тем не менее генерал-губернатор Миркович, ссылаясь на то, что уже несколько главных латинских монастырей заняты политическими преступниками, а остальные неудобны для этой цели, настойчиво просил согласия Иосифа на помещение арестантов в Троицком монастыре, Иосиф уступил (1841 года, февраля 3 дня) смежные помещения православного женского монастыря и при этом поставил на вид, что из трех домов других иноверных епископов ни один не обращен к подобному назначению. 181 Обращение православного монастыря в политическую тюрьму тем более было странно, что в городе, кроме двух православных монастырей, было более 20-ти католических монастырей, и гражданское начальство могло выбрать любой из них. В это время, даже в высших правительственных сферах, не установился еще твердый взгляд на воссоединенных, которых как бы не решались признать настоящими православными. Высокопреосвященный Иосиф в письме к обер-прокурору, говоря о мерах к более успешному возвращению в православие совращенных в латинство униатов, с грустью замечает, что сам министр внутренних дел называл в официальной бумаге воссоединенных ново-православием, считая их как бы новою сектою. Иосиф ходатайствовал, чтобы правительство впредь не делало различия между воссоединенными и древле-православными. 182 Важнейшие распоряжения Иосифа по епархии были следующие. Приказано было духовенству говорить в церкви проповеди и вести катехизические беседы непременно на местном русском языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Потому собравшиеся на Собор решили, что так как они съехались к урочному дню на Собор в надежде возвращения в этому времени короля, а король доселе не возвратился, да и не все епископы приехали, то Собор, имея в виду означенную конституцию, не будет заниматься никакими делами, кроме дел судных, которых конституция та не запретила (разумелся суд над епископом Гедеоном). Снисходя, однако ж, на просьбы послов виленского Свято-Троицкого братства, прибывших с инструкциею, подписанною панами сенаторами и другими знатными членами братства, и желая облегчить работу будущего Собора, настоящий Собор решился рассмотреть эти просьбы и сделать по ним свое постановление в виде проекта, который имел быть утвержден на Соборе последующего года. В проекте было определено: 1 . оставляем в силе лишь те церковные братства, которые имеют благословение от святейших патриархов и одобрены митрополитом и всеми епископами, и желаем не только не препятствовать, но и всячески содействовать их процветанию, а все иные церковные братства, противные этим, хотя бы получили начало от какого-либо епископа, знать не хочем и возбраняем; 2 . священники братских церквей должны во всех епархиях находиться под властию местных архиереев, кроме братской Успенской церкви в Львове и львовского Онуфриевского монастыря, состоящих под благословением митрополита; 3 . так как священники Троицкого братства в Вильне терпят препятствия в отправлении церковных служб от священников бурмистровских, то благословляем братству построить свою церковь на братской земле, по данной ему королем грамоте, а пока церковь построится, священники братские пусть служат в Троицком монастыре, впрочем, и после построения церкви Сретенский придел в Троицком монастыре по благословению патриарха и грамоте короля должен навсегда оставаться за братством для отправления церковных служб; Из этой же соборной грамоты узнаем, что число церковных братств тогда очень увеличилось. На Соборе, по свидетельству ее, вместе с духовенством присутствовали послы от братств не только нам уже известных, виленского, львовского, брестского, но и бывших доселе неизвестными: красноставского, гольшанского, Городецкого, галицкого, бельского и «многих» других.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

По сим причинам, Виленский архиерейский и кафедральный Православные штаты следовало бы составить совершенно в особом виде, по примеру Варшавского, не вводя оного в сравнение с другими западными епархиями Но если этого нельзя сделать ныне, дабы не произвести излишних толков при учреждении штатов прочим Православным и Римским епархиям, то необходимо обеспечить ныне средства для улучшения того штата впоследствии. Это можно сделать следующим образом. В Вильне только ещё назначено быть Православной Литовской кафедре, но по-настоящему кафедральный собор есть по прежнему в Жировицах, где помещается и семинария, и консистория. По недостатку помещения в Вильне, архиерей со штатом, консисторией и семинарией не может быть ныне туда перемещён. Этим обстоятельством следовало бы воспользоваться и отложить означенное перемещение ещё на несколько лет. Между тем, ныне за Виленским Николаевским собором оставить прежний оного штат, Виленскому ж Троицкому монастырю присвоить штат первоклассного. Кроме того, следовало бы оставить за Виленским собором доход с имения Давкшишек, бывшего Виленского девичьего монастыря, приносящий ныне дохода посредством аренды 2,000 руб. серебром и предназначенный Высочайше в настоящем году на сверхштатные расходы по оному собору. Когда наступит время перенесения в Вильно окончательно архиерея Литовского с епархиальным управлением и семинарией, тогда Виленский Свято-Троицкий монастырь можно будет обратить для архиерейского дома или семинарии, а средствами сего монастыря, равно упомянутыми средствами Виленского Николаевского собора, можно будет восполнить ныне составляемый второклассный штат для Литовской епархии. Если тогда средства сии окажутся в излишестве, то их можно будет обратить на составление штата при Жировицком соборе, и даже на семинарию, которой содержание в Вильне будет гораздо дороже нынешнего. До того времени на счёт ныне составляемого второклассного штата для Литовской епархии можно будет содержать, с разрешения Св. Синода, по обстоятельствам, некоторую только часть архиерейского и кафедрального духовенства в Вильне, в Жировицах и при Литовском архиепископе в С.-Петербурге; прочие ж оклады оставлять в экономии.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010