В начале 1840 года произведено было, по представлению высокопреосвященного Иосифа, окончательное устройство воссоединенных епархий в иерархическом отношении. При разграничении пределов воссоединенных епархий, воссоединенные приходы и церкви Минской губернии, состоявшие в ведении Литовской епархии, перечислены к Минской епархии, а принадлежавшие к Минской епархии древле-православные церкви в Гродненской губернии и Белостокской области перечислены к Литовской епархии. 173 Преосвященному архиепископу Литовскому Иосифу и его преемникам повелено иметь кафедру в Вильне и впредь именоваться Литовскими и Виленскими и священно-архимандритами Виленского Свято-Троицкого монастыря, а викарию Литовской епархии, епископу Пинскому, – именоваться епископом Брестским. Литовская епархия поставлена в то же время во 2-м классе и в порядке епархий должна была занимать место прямо после Херсонской. При этом разграничении епархиальные текущие и архивные дела переданы из одних в другие подлежащие епархии. Тогда же (в январе) ближайший сотрудник высокопреосвященного Иосифа, воссоединенный епископ Антоний Зубко был назначен Минским епархиальным православным архиереем, так как Минская епархия имела более двух третей воссоединенных. В месяце мае высокопреосвященный Иосиф отправился из Санкт-Петербурга для обозрения и устройства дел в своей Литовской епархии и пробыл здесь более четырех месяцев. Перед выездом из Петербурга Иосиф писал настоятелю Свято-Духова монастыря, архимандриту Платону, прося его донести, есть ли возможность совершить архиерейское служение в Вильне в сослужении некоторых, никогда не участвовавших в нем, воссоединенных иереев, а также – есть ли в Свято-Духовом монастырь кафедра, орлецы, рипиды, трикирии и прочее. Кроме того, высокопреосвященный письменно просил Виленского генерал-губернатора Мирковича очистить от арестантов Троицкий монастырь, ссылаясь на то, что еще в прошлом году предшественник Мирковича, князь Долгоруков, лично обещал Иосифу очистить означенный монастырь и впредь не занимать его.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Решившись как можно скорее перенести епархиальное управление в Вильну, высокопреосвященный Иосиф стал настойчиво и неотступно требовать от правительства увеличения средств, без чего немыслимо было переселение служащих в семинарии и консистории лиц из скромного местечка в большой, никогда не отличавшийся дешевизной жизни, город Вильну. Между прочим Иосиф ходатайствовал о новых штатах для Литовской семинарии и для духовного училища, по случаю перенесения их в Вильну, об определении штатных причтов к древней Виленской Свято-Николаевской церкви и приписной к ней, еще более древней, Пятницкой церкви (бывшей в развалинах); о возвышении штатов Виленского кафедрального собора и о передаче этому же собору ризницы, принадлежавшей прежде униатским митрополитам и сохранившей некоторые древности из времен доуниатских; о приписке домов Цырковского, Кондратовиневского и Прокшинского от Троицкого монастыря к Виленскому кафедральному собору, для помещения в этих домах соборного духовенства и консисторских чиновников; о наделении угодьями Виленского архиерейского дома и первоклассного Свято-Духова монастыря. Тогда же был куплен, при посредстве преосвященного Платона (Городецкого) , у графа Мостовского за 22 тысячи рублей дом, для помещения православного архиерея, расположенный на лучшей площади в городе Вильне, подле кафедрального собора, а также – учреждено, по примеру других православных епархий, попечительство о бедных духовного звания, в пользу которого сам архиепископ Иосиф внес капитал 1.500 рублей. Многие из духовенства мало заботились об образовании своих детей. Иосиф вынужден был обязать подпиской духовенство в том, что оно будет посылать своих детей в духовные училища. Для того, чтобы заместить 240 дьяческих штатных вакансий, Иосиф сделал распоряжение об отдаче вовсе не учившихся или не доучившихся священнических сыновей в приходские училища для обучения их там чтению и пению, чтобы впоследствии определять на должности дьячков или пономарей. Этим распоряжением высокопреосвященного с одной стороны достигалось отчасти замещение столь значительного числа дьяческих вакансий в Литовской епархии, а с другой – не учившиеся доселе нигде дети священно- и церковнослужителей избавлялись от угрожавшего им по закону обращения в податные сословия. Нерасположение духовенства к помещению детей в духовные училища происходило, кроме бедности духовенства и отдаленности духовно-учебных заведений, отчасти от фанатизма и невежества жен православных священно- и церковнослужителей, державшихся католического вероисповедания или только приверженных к католицизму. Как вовсе незнакомые с русскою грамотою и даже с славянскими молитвами, подобные матери не могли подготовить своих сыновей к поступлению в училище. По распоряжению Иосифа, ему была представлена ведомость, с обозначением, которые из подобных жен или их дочерей рождены в католичестве и которые совращены в католичество из унии, а также – кто из десятилетних священнических сыновей еще не отдан в училище.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

По окончании курса в местной семинарии в 1851 году, 8 ноября 1852 поступил в С. Петербургское земледельческое училище, где и окончил курс в 1855 году. 29 октября сего года рукоположен во священника. Овдовев, в 1857 поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, где и окончил курс в 1861 со степенью кандидата. 14 ноября сего года пострижен в монашество и назначен учителем Виленского духовного училища. 1862–65 состоял преподавателем Литовской духовной семинарии и вместе с тем помощником инспектора. Затем 9 октября 1865г. назначен инспектором Минской духовной семинарии и 20 июля 1881 – ректором Литовской духовной семинарии и настоятелем Виленского Св.-Троицкого монастыря. 15 мая 1885 хиротонисан во епископа Брестского. 17 ноября 1891 назначен епископом Сарапульским, а 15 мая 1893 г, – Чебоксарским, викарием Казанской кафедры; в мае 1897 – епископом Туркестанским, но, через месяц, уволен был по болезни на покой. 23 Ныне состоит епископом Балахненским, викарием в Нижнем Новгороде. Ковенское викариатство со времени учреждения его 19 июня 1843 года по 1890 занимали следующие лица: 1) Платон Городецкий , в мире Николай Иванович , сын священника Тверской губернии. По окончании курса в Санкт-Петербургской духовной академии в 1827 со степенью магистра, с 25 сентября 1829 состоял бакалавром академии. 17 мая 1830 пострижен в монашество. 5 октября 1831 назначен инспектором той же академии; 20 декабря 1837 – ректором Костромской духовной семинарии и настоятелем Костромского Богоявленского монастыря; 28 апреля 1839 – настоятелем Виленского Свято-Духовского монастыря. 8 сентября 1843 хиротонисан в Виленском кафедральном соборе во епископа Ковенского. 6 ноября 1848 назначен епископом Рижским; 27 июня 1849 – управляющим Псковской епархией; 11 марта 1850 – епископом вновь учрежденной самостоятельной Рижской епархии, с возведением 21 апреля того же года в сан архиепископа. 1867 марта 9 назначен архиепископом Донским; 1877 апреля 25 – Херсонским; 4 февраля 1882 – митрополитом Киевским.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

209 Москов. главн. арх. Министр. иностр. дел. Дела греч. Год 7130. 1 Муравьев. Сношен. России с Восток. 2. С. 2 210 Verific. niewinn. Л. 3–4 211 Вилен. археогр. сборн. 2. 29 212 Sowita wina. S. 62–63 А Смотрицкий впоследствии удостоверял, что он вовсе не ставил попов для Полоцкой епархии и митрополита, а поставил только попов для своего братского Свято-Духовского монастыря из своих монахов и для тех православных, которые жили на грунтах братских; никаких универсалов не рассылал, а только послал ответный лист, «ресалютовал», полочанам на их приветствие; лист этот был показан полоцкому воеводе и заключал в себе одни пастырские наставления; такие же листы послал к шляхте и мещанам по своей епархии для наставления православных, а отнюдь не для возмущения; монахов никаких также не рассылал и пр. (Obrona verificaciey. S. 116–117 213 Виленск. археогр. сборн. 6. 144. С. 357 214 Подлинник универсала хранится в Архиве униатск. митроп. при Св. Синоде за 53 а в русском переводе напечатан в Вестнике Западн. России. Год 3. Декабрь. Отд. 1. 5 Впрочем, в Полоцк отправлен был этот универсал несколько в другом виде, и, вероятно, в том самом, в каком изложен был первоначально, потому что помечен еще 1-м числом февраля, а не 22-м марта (Вилен. археогр. сборн. 1. 138. С. 355–356 215 Verific. niewinn. Л. 3. 45–46 Не довольствуясь таким притеснением православных в Вильне, некоторые ярые униаты — Левон Мамонич, Петр Коптевич и другие от имени всего виленского униатского Свято-Троицкого братства возобновили тогда свою жалобу на членов православного Свято-Духовского братства, будто они незаконно присвоили себе королевские грамоты и привилегии, данные собственно Свято-Троицкому братству, незаконно владеют принадлежащими последнему домами и грунтами, незаконно имеют школу и типографию, пользуются доходами с имений Свято-Троицкого братства, и просили короля отнять все это у Свято-Духовского монастыря и братства и взыскать с них пятьдесят тысяч коп литовских, и король грамотою от 10 июля 1621 г. потребовал главных свято-духовских братчиков на свой задворный суд. Замечательно начало этой грамоты после королевского титула: «Подданным нашим Василю Игнатовичу, Максиму Герасимовичу, Григорию Дудце, попом церкви новое и старшим братства тое ж церкви, яко вы ее называете, Святого Духа, в месте виленском будущое (Максимом Герасимовичем попом назван здесь Мелетий Смотрицкий, бывший уже архиепископом Полоцким), так теж мещаном нашим виленским Якиму Сысоевичу, Ильи Тупечину, Олхиму Кравцу, Исаку Волковичу, Филипу Сенчиловичу, Семену Красовскому, Ивану Шитику, Левонови Ковалю, Яну Котовичу, Стефанови Шевцу, Петрови Мельнику, Богданови Симоновичу, Адаму Хмельнику, Богдану Борысовичу, Юрью Хоцеевичу, Василю Закревскому, Василю Барановичу, Василю Друговине, Василю Кулаковскому, Крыштофу Василевичу и всем вам, которые се взываете братею братства Святаго Духа

http://sedmitza.ru/lib/text/436155/

Заботы преосвященного Иосифа об успехах и поведении учеников Виленского и Жировицкого духовных училищ. Иосиф передает большую часть своей библиотеки в распоряжение Литовской семинарии. Распоряжения Иосифа о произнесении в церквах катехизических поучений и о допущении светских лиц к преподаванию закона Божия. Донесение Святейшему Синоду о неудовлетворительности материального состояния церквей и обеспечения духовенства. Ненормальные отношения к Иосифу нового генерал-губернатора И. Г. Бибикова: резкие его отзывы о личности Иосифа; назначение второго благочинного Виленских церквей военного ведомства, без предварительного сношения с Иосифом; противопоставление древлеправославных духовных –воссоединенным. Латинский костел и польское начальство в русском воспитательном доме Иисус Младенец. Жалоба Иосифа обер-прокурору на потворство И. Г. Бибикова шляхетско-латинской партии и просьба об увольнении его на покой. Освящение обновленной Свято-Троицкой церкви. Разговор Иосифа с супругой генерал-губернатора. Бибиков уклоняется от присутствия на всех торжественных архиерейских богослужениях. Запрос Иосифу со стороны графа Протасова о причинах его просьбы на покой. Заботясь о преуспеянии духовно-учебных заведений своей епархии, архиепископ Иосиф, после произведенных им лично испытаний в Жировицком духовном училище в январе 1851 года, поспешил принять меры к устранению замеченной им малоуспешности среди учеников Жировицкого и Виленского училищ, а также к более бдительному надзору за поведением учеников, живших на квартирах в Жировицах. В то же время, архиепископ обязал училищное начальство приготовлять к должности приходских дьячков тех причетников, которые причислялись с этою целью епархиальным начальством к Жировицкому монастырю и до последнего распоряжения Иосифа состояли под руководством одного иеромонаха того же монастыря. Завещав всю свою библиотеку в пользу Литовской духовной семинарии еще в 1847 году, Иосиф большую часть этой библиотеки передал в этом году в распоряжение семинарии. Всего передано 319 сочинений в 1130 томах и в переплетах, ценою свыше полторы тысячи рублей. За пожертвование этих весьма полезных книг Иосиф получил благодарность от Святейшего Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Ревнуя о поддержании своей веры, православные дворяне основывали монастыри и в других местах и так же подчиняли виленскому Свято-Духову монастырю, как Петропавловский минский. Королевский дворянин Новогрудского воеводства Константин Богданович Долмат с женою своею Анною из рода Юрковских основал в 1618 г. мужской общежительный монастырь при Крестовоздвиженской церкви в селе своем Цепре (ныне в Слуцком уезде) и подарил на этот монастырь все село Цепр с землями и крестьянами и половину другого своего имения — «новый двор» с землями и крестьянами, с тем чтобы Цеперский монастырь оставался навсегда в послушании Цареградскому патриарху, был подчинен виленскому Свято-Духовскому монастырю и содержал при себе школу и госпиталь. Подобным образом подкоморий троцкий князь Богдан Матвеевич Огинский с женою своею Анною (Раиною) из рода Воловичей основал мужской монастырь в местечке своем Евье, или Вивье, при церквах Вознесения Господня и Успения Богородицы, и в 1619 г. подарил на содержание этого монастыря, в котором находилась и известная типография, свой двор вивьевский в Троицком повете со всеми постройками, садами, огородами, пашнями и сеножатями, еще два села Олесники с землями и крестьянами и шесть озер. Отдавая свой новооснованный монастырь в подчинение виленскому Свято-Духовскому, князь заключил с иноками последнего и со всем Свято-Духовским братством условие, чтобы они присылали в Вивьевский монастырь иноков годных и способных и содержали при нем школу . Нельзя при этом не заметить, что князь Богдан Матвеевич Огинский после незабвенного К. К. Острожского едва ли не более всех русских дворян в Литве потрудился для православия. Кроме того что он был членом Свято-Духовского виленского братства и принимал самое близкое участие в борьбе его с Потеем, будучи на то время братским старостою, он же находился, как мы видели, и во главе дворян, основавших в Минске церковное братство и Петропавловскую обитель; он приютил в имении своем Евье братскую Виленскую типографию, когда она подверглась преследованию, и давал свято-духовским инокам материальные средства на издание в ней полезных книг; он нарочно купил в Вильне и подарил Свято-Духовскому монастырю два соседние с ним дома и вот теперь основал еще в Вивье и наделил угодьями новый монастырь, который подчинил тому же Свято-Духовскому. Наравне с новыми православными монастырями присоединялись к виленскому Свято-Духовскому и подчинялись ему и некоторые из прежних, например брагино-селецкий Преображенский, основанный в 1609 г. князем Адамом Корибутовичем Вишневецким, и слуцкий Троицкий, в котором погребена в 1617 г. последняя отрасль князей Олельковичей-Слуцких, благоверная княжна София Юрьевна . Таким образом виленский Свято-Духов монастырь, объединяя под своею духовною властию несколько православных монастырей, мог распространять чрез них свое благотворное влияние на весь край.

http://sedmitza.ru/lib/text/436119/

В 1918 г., 27 сентября по распоряжению Жилищного отдела г. Мурома три каменных корпуса заселены рабочими. Монастырь закрыли в 1921 году. В 1928 году Пантелеймоновский придел занят под архив. В 1930-1940 годах контроль за состоянием монастыря возлагался на музей. С 1933 г. монастырь находился в пользовании военного ведомства. Собор, надвратная церковь и колокольня были приспособлены под склады. По решению горсовета 1936 г. придел Трех Святителей и Св. Пантелеимона были разрушены. Кирпич использован для строительства школы 16. В 1941 году здание Троицкого собора передано артели им. Крупской под сапожную мастерсткую на условиях ремонта. Ни в 1940-е, ни в 1950-е гг. ремонт на территории монастыря не производился. В послевоенные годы келейные корпуса превращены в коммунальные квартиры. В 1961 - 1962 годах в монастыре произведена косметическая реставрация. В 1970-х годах ансамбль Троицкого монастыря поставлен на государственную охрану как памятник республиканского значения. 15 мая 1991 года ансамбль Муромского женского Троицкого монастыря по просьбе Владимиро-Суздальской епархии передан Русской Православной церкви. Это первый женский монастырь, открытый во Владимирской епархии. В 2002 году в монастыре был открыт пансионат для несовершеннолетних детей «Надежда», где девочки получают среднее образование. Данные весны 2006 года: в муромской обители живут 70 сестер. С 2001 года с благословения владыки Евлогия в Свято-Троицком монастыре был открыт пансионат «Надежда» для девочек из неблагополучных семей. В настоящее время монастырский пансионат стал домом для двадцати воспитанниц в возрасте от четырех до шестнадцати лет. Святыни Главной святыней Троицкого монастыря является Виленский Крест . Ему посвящено известное произведение древнерусской литературы " Повесть о Виленском Кресте " . Обретение святыни так же связано с именем Богдана Цветнова. В монастыре упокоиваются мощи святых Петра и Февронии , покровителей любви и брака. Богослужение Богослужения в Свято-Троицком монастыре совершаются ежедневно. Божественная Литургия начинается в 6.30, вечерняя служба – 16.00. После Литургии совершаются молебны и панихиды по усопшим. В воскресные дни Божественная Литургия начинается в 7.00, после которой перед гробницей с мощами святых благоверных князя Петра и княгини Февронии совершается водосвятный молебен с акафистом.

http://drevo-info.ru/articles/5849.html

Такое же сопротивление оказали униаты в Гродне, Слониме, Новогрудке, Клещелях и других местах . Были, однако ж, города, в которых униаты не могли воспрепятствовать исполнению королевской воли: например, в Могилеве все церкви по грамоте Владислава от 2 июня были распечатаны и отданы православным . Вообще униаты, несмотря на то что новый король во время своей коронации роздал множество грамот и их духовным — митрополиту, епископам, монастырям, мужским и женским, были очень недовольны его благосклонностию к православным; думали, что распоряжения его о передаче им некоторых церквей незаконны, по крайней мере преждевременны, и надеялись, что следующий сейм, может быть, еще не утвердит «Статей» примирения, данных Владиславом при его избрании, или изменит их, в чем отчасти, как увидим, и не ошиблись . Из православных братств весьма милостивую грамоту пожаловал король (18 марта) виленскому Свято-Духовскому братству, которое — надобно отдать ему честь — более всех и потрудилось для православной Церкви на конвокационном и избирательном сеймах своими благовременными изданиями о правах ее в Литве и Польше. В этой грамоте Владислав не только подтвердил обе грамоты своего отца, данные братству,— грамоту от 21 июля 1589 г., которою утверждалось основание братства при виленском Свято-Троицком монастыре по благословению патриарха Иеремии и предоставлялись братству с его училищем, типографиею и госпиталем разные права и преимущества, и грамоту от 5 июля 1593 г., которою утверждались за братством его домы, грунты и прочие владения и дозволялось ему построить на своих грунтах церковь отдельную от Свято-Троицкого монастыря, но еще прибавил к этим грамотам «пояснения». И а) определил, чтобы братство, хотя оно уже не состоит при Троицком монастыре, а построило себе по прежней королевской грамоте особую деревянную церковь во имя Сошествия Святого Духа и имеет право соорудить новую, каменную, продолжало и впредь навсегда называться Свято-Троицким, как было изначала, и употреблять печать с изображением Святой Троицы; б) утвердил при церкви Святого Духа монастырь общежительный по чину святого Василия Великого, заложенный первым архимандритом монастыря Леонтием Карповичем, и притом не один, а оба монастыря, существовавшие уже при этой церкви, мужеской и женский; в) утвердил за Свято-Духовским монастырем все другие монастыри, находившиеся под его властию: Петропавловский в Минске, Евейский в воеводстве Троцком, Цеперский и Сновский в воеводстве Новогрудском, Новодворский и Купятицкий в повете Пинском, Селецкий в воеводстве Минском, равно как и те монастыри, которые впредь будут основаны и по воле основателей будут отданы под власть виленского Свято-Духовского; г) утвердил, наконец, чтобы этот монастырь и братство при нем имели право впредь навсегда принимать всякие пожертвования и беспрепятственно владеть пожертвованным имуществом, движимым и недвижимым, а по делам судебным подлежали только главному трибунальному суду.

http://sedmitza.ru/lib/text/436146/

Александр, архиепископ Литовский и Виленский (Добрынин Андрей Васильевич) Родился 1 августа 1820 года, а по другим источникам – около 1819 года (по РБС, т. 1. – С. 136), в селе Веретее Мологского уезда Ярославской губернии в семье священника. Окончил Ярославскую духовную семинарию, затем в 1843 году – Санкт-Петербургскую духовную академию. 29 сентября 1845 года удостоен степени магистра и назначен преподавателем математики в Новгородскую духовную семинарию. 17 ноября 1846 года был пострижен в монашество, а 21 ноября рукоположен во иеромонаха. С 31 октября 1847 года – инспектор Пермской духовной семинарии и преподаватель истории. С 30 марта 1849 года – инспектор Новгородской духовной семинарии и преподаватель философии. 3 июня 1851 года возведен в сан архимандрита. С 31 августа 1851 года – ректор Литовской духовной семинарии, профессор богословия и настоятель Свято-Духова монастыря. В этот же период исполнял обязанности цензора проповедей, произносимых в православных церквах г. Вильны, и вообще духовных сочинений; был членом попечительства о бедных духовного звания, директором Виленского губернского комитета, общества попечения о тюрьмах, благочинным монастырей Гродненской губернии, действительным членом Виленского V музея и археологического общества. 21 ноября 1860 года хиротонисан во епископа Ковенского, викария Литовской епархии. Хиротония совершалась в Виленском Свято-Троицком монастыре. С 14 августа 1868 года – епископ Минский и Бобруйский. Был избран почетным членом Киевской духовной академии. 27 марта 1877 года возведен в сан архиепископа. С 25 апреля 1877 года – архиепископ Донской и Новочеркасский. С 1879 года – архиепископ Литовский и Виленский. Скончался 28 апреля 1885 года в Вильне. Погребен в пещерном храме Свято-Духова монастыря. Это был всесторонне образованный человек своего времени, отличавшийся замечательными личными качествами: кротостью, сердечностью, простотой и приветливостью в обращении, доступностью для всех и религиозностью, желанием всем помочь.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Но этот сейм, верно, не сделал ничего для Свято-Духовского братства, потому что спустя два года члены братства вновь послали такую же свою просьбу на генеральный сейм и вновь умоляли князя Радзивилла заступиться за них на сейме, причем уведомляли князя, что монахи Рутского не только хотят отнять у православного братства грунты, церковь, школу и монастырь, но усиливаются еще взыскать сто тысяч злотых с тех членов братства, которые поименованы в мандате короля, как штраф за их неявку на задворный суд и уже наложили запрещение на имения их, а с виленским городским судом заключили сделку, по которой суд не принимает от православных ни заявлений, ни протестов на притеснение от униатов. Сейм 1618 г., хотя также не рассмотрел дела по жалобам православных и решение его отложил до следующего сейма, по крайней мере постановил, чтобы до того времени православное духовенство и миряне были оставлены в покое, свободно пользовались своим богослужением и чтобы их не принуждали к унии и не волочили приказными позвами . Вражда Троицкого монастыря и униатов в Вильне к Свято-Духовскому монастырю и православным выражалась и другими способами. Церковь Святого Духа униаты обыкновенно называли наливайковскою по имени отличавшегося крайнею неприязнию к унии и униатам казацкого гетмана Наливайки, который в 1597 г. претерпел мучительную казнь в Варшаве как бунтовщик, и для выражения того, якобы и все посещающие эту церковь суть такие же бунтовщики-наливайки. Почти не проходило дня и ночи, когда бы из Троицкого монастыря не бросали камней, не пускали даже стрел в Свято-Духовский и в тех, которые ходили туда для богомолья. Однажды поранили таким образом и зашибли более двадцати шляхетных детей, обучавшихся в свято-духовской школе; в другой раз пробили голову самому настоятелю Свято-Духова монастыря; в третий бросали камнями в двух знатных госпож, ехавших в церковь Святого Духа на богослужение: жену подкомория троцкого (князя Огинского) и жену подкомория виленского. На все такие обиды тогда же заносились протесты и жалобы в трибунальские, земские и городские книги.

http://sedmitza.ru/lib/text/436119/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010