10. протоиерей Георгий Соколов, доцент Минской духовной академии; 11. иерей Михаил Желтов, заведующий кафедрой церковно-практических наук Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, доцент Московской духовной академии и Сретенской духовной семинарии; 12. иерей Константин Павлюченко, преподаватель Екатеринбургской духовной семинарии; 13. диакон Владимир Василик, доцент Санкт-Петербургского государственного университета и Сретенской духовной семинарии; 14. Пентковский Алексей Мстиславович, профессор Московской духовной академии.   ЖУРНАЛ 138 СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного епископа Североморского и Умбского Митрофана о переименовании Трифонова Печенгского мужского монастыря поселка Печенги и об утверждении его в должности священноархимандрита этой обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Переименовать Трифонов Печенгский мужской монастырь поселка Печенги в Свято-Троицкий Трифонов Печенгский мужской монастырь поселка Луостари Печенгского района Мурманской области. 2. Утвердить Преосвященного епископа Североморского и Умбского Митрофана в должности священноархимандрита Свято-Троицкого Трифонова Печенгского мужского монастыря поселка Луостари Печенгского района Мурманской области.   ЖУРНАЛ 139 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста, председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, относительно поступивших прошений епархиальных Преосвященных об открытии монастыря, о назначении на должность и освобождении от должности игуменов, наместников и игумений монастырей. ПОСТАНОВИЛИ: 1. В связи с прошением Преосвященного митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия назначить иеромонаха Марка (Виленского) на должность наместника Казанского Богородицкого мужского монастыря города Казани. 2. В связи с прошением Преосвященного митрополита Пензенского и Нижнеломовского Серафима освободить Преосвященного епископа Кузнецкого и Никольского Нестора от должности наместника Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы.

http://patriarchia.ru/db/text/3891448.ht...

Патриарх Иеремия посетил западнорусскую Церковь в 1588 г. по пути в Москву. В то время он пробыл здесь недолго, но на обратном пути из Москвы остался на более продолжительное время. Король Сигизмунд Ваза разрешил Патриарху при проезде через литовско-русские земли осуществлять канонические действия в отношении местного православного духовенства. Патриарх Иеремия пробыл в Киевской митрополии до середины ноября 1589 г., а затем отбыл в Константинополь . Благосклонное отношение короля Сигизмунда Вазы (1587—1632) к Патриарху Иеремии было использовано православными для укрепления своих позиций. В 1589 г. Виленское братство добилось получения королевской грамоты, утверждавшей с братством право управления через избираемых старшин, а также право содержать больницы, духовные училища и типографии. Виленское братство вступило в общение со Львовским, обменивалось с ним своими печатными изданиями и получало от него наставников и учителей. Королевская грамота, утверждавшая статус Виленского братства, вскоре дала братству возможность энергично противостоять унии. В те годы Виленское братство находилось при Свято-Троицком монастыре, но в 1609 г. униатский митрополит Ипатий (Поцей) отобрал у православных Троицкий монастырь и передал его униатам, назначив на место низложенного архимандрита Самуила (Сенчилы) униата Вельямина Рутского. Теснимое униатами православное братство ушло из Троицкого монастыря на противоположную сторону улицы, к недавно построенной там же Свято-Духовской церкви. Вскоре при Свято-Духовом монастыре братство устроило типографию. Судьба этого монастыря была тесно связана с судьбой православного братства в Вильно. С 1610 г. Виленское братство имело защиту в лице князя Христофора Радзивилла (реформата по вероисповеданию) и в течение десяти лет обращалось к нему за помощью во всех своих нуждах. Первым настоятелем монастыря, ректором основанной при нем школы был архимандрит Леонтий (Карпович), из образованных иноков Киево-Печерского монастыря. Известна его ревность о распространении просвещения в Вильне и вообще в западнорусской Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/436372/

Архив Пн Скончалась настоятельница Пюхтицкого монастыря схиигумения Варвара (Трофимова) 8 февраля 2011 г. 11:17 Утром 8 февраля 2011 года скончалась настоятельница Пюхтицкого Успенского ставропигиального женского монастыря схиигумения Варвара (Трофимова). Схиигумения Варвара (в миру Валентина Алексеевна Трофимова) родилась 17 августа 1930 года в городе Чудово Новгородской области, в благочестивой семье. С началом войны семья эвакуировалась в Лугу Ленинградской области. Там Валентина получила среднее образование, а также пела и читала в Казанской церкви. Закончив после школы бухгалтерские курсы, работала по специальности. В 1952 году стала послушницей в Пюхтицком Успенском женском монастыре. С 1955 года Валентина Трофимова проходила послушание в виленском женском монастыре во имя равноапостольной Марии Магдалины под руководством опытной старицы-игумении Нины (Баташевой) (впоследствии схиигумении Варвары), семь воспитанниц которой, включая и Валентину, стали игумениями. 5 марта 1958 года в Вильнюсе инокиня Валентина Трофимова приняла постриг в мантию с именем Варвара. Монахиня Варвара несла канцелярское послушание письмоводителя, помощницы казначеи, принимала участие в ремонтно-строительных работах по восстановлению виленского Мариинского монастыря. 3 января 1968 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I монахиня Варвара (Трофимова) была назначена настоятельницей Пюхтицкой обители. 18 января 1968, в канун праздника Богоявления, архиепископ Таллинский и Эстонский Алексий (Ридигер; впоследствии Патриарх Московский и всея Руси) в Александро-Невском соборе г. Таллина возвел монахиню Варвару в сан игумении, а на следующий день, 19 января, в Пюхтицах вручил ей игуменский жезл. В Свято-Троицкой Сергиевой лавре Святейший Патриарх Алексий I возложил не нее наперсный крест. Новая игумения стала третьей устроительницей обители. За 42 года ее настоятельства монастырь преобразился до неузнаваемости. С приходом в обитель матушки Варвары развернулось комплексное строительство: была устроена своя электромельница, возведены новые келейные здания, каменные хозяйственные постройки, отремонтированы и отреставрированы все храмы, позолочены купола и кресты церквей, заново расписан Успенский собор. На территории монастыря была оборудована гостиница для паломников, возле святого источника выстроена купальня, а на хозяйственной ферме освящена часовня во имя святого Георгия Победоносца.

http://patriarchia.ru/db/text/1405009.ht...

Антоний (в миру Алексей Георгиевич Граббе), архимандрит. Сын епископа Григория (Граббе), см. Родился в 1926 г. в Сербии. Переехал в США. В 1948 г. принял монашество и был рукоположен в священный сан. В 1949–1954 гг. учился в Свято-Троицкой Духовной Семинарии в Джорданвиле (США). Архимандрит (1962). С 1968 г. начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме. Президент Православного Палестинского Общества и настоятель русского храма у Судных врат в Иерусалиме. Рукоположен во «епископа» (1996) в т.наз. «истинно-православной церкви Греции» («хризостомовский» Синод). Через некоторое время ушел за штат и пребывал на покое. В 2001 г. перешел в суздальский раскол (т.наз. «РПАЦ»). Скончался 12 сентября 2005 г. Антоний (в миру Александр Францевич Марценко; 1887–1952), Архиепископ. Родился 12 марта в Одессе. Окончил Петроградскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия (1914). Принял монашество в Калуге (1912). Иеродиакон (1912). Иеромонах (1913). С 1914 г. служил в Урмийской миссии. Архимандрит (1919). Настоятель Пинского Братского Богоявленского монастыря (1919). В 1919 г. был назначен полковым священником и благочинным кавалерийского корпуса в Белой армии. В 1920 г. эмигрировал в Сербию, затем в 1922 г. переехал в Польшу; назначен настоятелем Александро-Невского кафедрального собора в Варшаве и председателем Варшавской духовной консистории. Настоятель Виленского Свято-Духова монастыря и председатель Виленской духовной консистории (1922). Епископ Люблинский, викарий Варшавско-Холмской епархии (1923; по другим сведениям, в 1925 г. хиротонисан во епископа Камень-Каширского). В 1924 г. назначен Ректором Виленской Духовной Семинарии, а в 1926 г. – Волынской Духовной Семинарии. С 1928 г. на покое, проживал в Мелецком монастыре Варшавско-Холмской епархии. Епископ Камень-Каширский, викарий Пинско-Полесской епархии (1930). Епископ Гродненский (1934; по другим данным, 1935), затем снова Камень-Каширский (1937; по другим сведениям, с 1937 г. пребывал на покое). Перешел в Московский Патриархат (1940). Викарий Волынской епархии с прежним титулом (1940). Архиепископ в юрисдикции Польской Православной Церкви (1941). Член Св. Синода Польской Православной Церкви. Архиепископ Херсонский и Одесский (1941–1944). Затем переехал в Чехословакию и был назначен настоятелем русской церкви во имя Петра и Павла в г. Карловы-Вары. В 1946 г. снова перешел под омофор Московского Патриархата. Архиепископ Орловский и Брянский (1946), Тульский и Белевский (1946). В 1951 г. был арестован и через год скончался в заключении.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Первым игуменом в этом монастыре был отец Иосиф Грукович, который и введен был (26 января 1636 г.) во владение сельцом, подаренным монастырю его основательницею . В Слуцке православные находились, как и прежде, под покровительством местных владельцев, князей Радзивиллов. В 1641 г. князь Богуслав Радзивилл дал приказ, чтобы из слуцкого ежегодно отпускаемо было слуцкому Свято-Троицкому монастырю по сорока коп грошей или по сту золотых польских, а на все православные церкви в Слуцке — по шестнадцати камней воску. Митрополит Петр Могила заботился о слуцком Троицком монастыре и иногда перемещал туда иноков из своей Печерской лавры, «абы ся на том месцу хвала Божия ширила и множила», а к концу 1637 г. переместил из виленского Свято-Духовского монастыря и своего наместника по митрополии в великом княжестве Литовском Самуила Шитика-Залесского, возведши его в сан слуцкого архимандрита . Из других монастырей митрополичьей епархии, находившихся собственно в Литве, имеем возможность упомянуть еще о монастыре Кронском, который по воле основателя Богдана Огинского состоял во власти и в подаванье непосредственно самого митрополита. В 1637 г. наместник митрополита в Литве Самуил Шитик-Залесский преследовал судом игумена этого монастыря Митрофана Зеневича за то, что он самовольно продал монастырское имение Стравеники. В 1639 г. виленский купец Павел Коссобуцкий завещал на этот монастырь двести злотых, да на госпиталь его двадцать злотых, а в 1646 г., января 8-го, пожертвовал на этот монастырь полторы тысячи злотых и разные угодья сын основателя монастыря Самуил Огинский, тиун троцкий . Если бы оставалась в силе та грамота, какую пожаловал король Владислав 14 марта 1633 г., Иосифу Бобриковичу, избранному и утвержденному на епископию Могилевскую, Мстиславскую и Оршанскую, в таком случае православие скоро восторжествовало бы в Белорусском крае и подавило бы унию. Этою грамотою Иосифу подчинялись все православные, жившие в пределах обширной Полоцкой епархии, и ему предоставлялось свободно посещать в ней все города и местечки, в том числе Полоцк и Витебск, для обозрения православных церквей и монастырей, а всем желающим разрешалось беспрепятственно переходить из православия в унию и из унии в православие.

http://sedmitza.ru/lib/text/436146/

Будучи вынужденным изъяснить все прописанные обстоятельства, покорнейше прошу распоряжения вашего высокопревосходительства о немедленном устранении сказанных препятствий к помещению и открытию в Вильно духовных Православных училищ. С сим вместе долгом поставляю просить покорнейше распоряжения вашего высокопревосходительства о сломе небольшого пространства от улицы каменной стены, составляющей небольшой дворик, общий для Виленских духовных училищ и для бывшей кармелитской Римско-католической церкви. Сим открылась бы небольшая площадка, а вместе с тем свободный ход как в церковь , так и в училища – иначе, при нынешнем ходе для обоих заведений в одни и те же ворота, должны по необходимости возникнуть затруднения, как насчёт принадлежности сих ворот от улицы тому или другому заведении, так и по самому сообщению через сии ворота. Правлению Литовской семинарии, от 4 сентября за 2309, о сделанном Виленским военным губернатором распоряжении к переводу Латинских ксёндзов из по-кармелитского в Вильно монастыря в другое помещение На отношении Виленского военного губернатора, от 4 сентября за 8056, о сделанном им распоряжении к переводу из по-кармелитского монастыря в Вильно Римско-католического духовенства в другое помещение и о сломе небольшой каменной перед монастырём от улицы ограды, – собственною его высокопреосвященства рукою записано: Имеет правление семинарии сделать соответственное сему распоряжение и донести мне, когда очищены будут совершенно от стороннего ведомства здания упразднённого по-кармелитского монастыря. Издержки на сломку упоминаемой здесь стены заимствовать из суммы назначенной на устройство училищ. Г. обер-прокурору Святейшего Синода графу Протасову, от 8 сентября за 2355, об исходатайствовании награды для членов комитета занимавшихся устройством помещения для семинарии и училищ Литовская семинария и Виленские духовные училища уездное и приходское, наконец, Богу споспешествующу, открыты в Вильно в нынешней 8 день сентября. Помещение для семинарии в Свято-Троицком монастыре совершенно окончено; а для училищ в зданиях упразднённого кармелитского монастыря оканчивается, и через неделю, надеюсь, будет во всех частях готово. Как то так и другое помещение, в особенности же семинарское, удобны; и как на устройство зданий, так и обзаведение мебелью и посудою, строительный комитет ограничился суммами по 4.000 рублей серебром, отпущенными на каждое заведение, со значительными далее сбережением по зданию училищному. В суммах этих будет вскоре представлен надлежащий отчёт.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Я Минском совершенно доволен, разумеется, судя по здешним обстоятельствам – и я прошу Ваше Сиятельство быть совершенно покойным в отношении дел Минской епархии. Кажется, все важнейшие дела, остановившиеся по случаю продолжительного недуга преосвященного Антония, я исполнил или по крайней мере двинул вперёд. Послезавтра отправляюсь в Жировицы; но дела важнейшие будут ко мне туда отправлять из Минска. Если преосвященный Антоний наберёт сил, то я с ним буду в Минске только проездом в конце августа или начале сентября; если ж до того времени не выздоровеет, то приеду в Минск заблаговременнее, дабы заняться здесь делами ещё несколько недель. Графу Протасову, 8 тля 1841 г. 998 (секретно). Секретным отношением, от 18 апреля сего года за 4100, полученным мною только ныне, Ваше Сиятельство требуете уведомления: какие из упомянутых в том отношении 18 имений могут быть ныне же переданы в казённое ведомство, и не имеются ли в виду какие-либо другие имения для подобной передачи из числа находящихся в арендном содержании. Вследствие сего долгом поставляю уведомить, что из упоминаемых в отношении Вашего Сиятельства имений могут быть отданы ныне же в казённое ведомство следующие, в аренде уже состоящие: а) Литовской семинарии: Вакка, Митрополия, Боцкевичи, Рута, Быкевичи и Новый-Двор; б) Бытенского монастыря: Овсемиров, Лещ и Сухое; в) Виленского и Свято-Троицкого монастыря: Свираны, Девали, Лайбишки и Андрелишки; и г) Виленской упразднённой женской обители Давкшишки. Имения – Бытенского монастыря Гощев и семинарские: Лавришев, Шешольки и Брацлав, ещё не отданы в аренду, однакож последние два, то есть Шешольки и Брацлав, можно ныне же отдать в казённое ведомство, так как по отдалённости оных правление семинарии не имело до сих пор средств отдать их выгодно в арендное содержание, а потому, вероятно, и доход из сих небольших имений, исчисленный посредством будущей люстрации, не может принести важного убытка семинарии. Кроме всех означенных имений, могут ещё поступить ныне в казённое ведомство в арендном содержании находящиеся: а) столовые мои имения, Тришин в Брестском, а Тышкевичи, Варатыцк и Белинок, в Кобринском уезде состоящие, и б) имения упразднённого Гелиановского монастыря, приписанные к Борунскому училищному монастырю, Ажаны, в Новоалександровском, и Лабунцы, в Завилейском уездах состоящие.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

был уже несомненно общежительным . Этой церкви Святого Духа не могли отнять у православных униаты или как-либо ее закрыть и уничтожить, потому что она сооружена была на памяти всех людьми несомненно православными, отказавшимися принять унию, и сооружена на земле частного владельца, а на своей земле по законам страны каждый владелец мог строить всякие здания, какие хотел. Но Потей не думал оставить православных виленцев в покое и при их последней, единственной церкви. В Вильне продолжали еще существовать медовые братства: панское, или радецкое, купецкое, кушнерское и роское, которые часть своих доходов употребляли на свои богадельни при церквах, а часть отсылали по-прежнему православному Троицкому братству, даже после того как оно принуждено было переместиться от Троицкого монастыря к Свято-Духовской церкви. Потей донес об этом королю, а король дал приказ (17 августа 1609 г.) виленским бурмистрам, чтобы впредь медовые братства отнюдь не вносили своих доходов на новую Свято-Духовскую церковь и ее братство, а делали свои взносы в Троицкий монастырь Троицкому униатскому братству. Главным вождем в последней борьбе виленского духовенства и вообще православных против унии был архимандрит Сенчило. Его-то и решились униаты переманить на свою сторону, чтобы более посрамить своих противников. Сам Рутский просил Потея простить Сенчилу и примириться с ним. Потей хотя получал о нем неблагоприятные сведения, как о человеке неискреннем и нераскаянном, но выразил (17 июля 1611 г.) желание «принять его под свою милость, особенно ради врагов; пусть бы они,— писал Потей Рутскому,— устыдились своей клеветы и воочию увидели, что те же люди, которые были защитниками беспокойств, как моих личных, так и всей Церкви Божией, обращаются ко мне, сознавая свои неправды». И вскоре Рутский уже определил Сенчилу наместником Супрасльского, тогда униатского, монастыря с согласия местного архимандрита. Была еще Свято-Духовскому братству скорбь и от виленской ратуши, которая вновь покушалась отнять у него братские домы .

http://sedmitza.ru/lib/text/436116/

Вольно. Церковь Троицы Живоначальной. Церковь Троицкая Карта и ближайшие объекты Вольно славится своим уникальным храмом, Свято-Троицкой церковью (раньше – униатской, сейчас – православной). По приказу Михаила Домысловского старый деревянный униатский монастырь снесли, а на его месте в 1768 году построили новую церковь, которая была освящена в честь Святой Троицы. При базилианском монастыре существовала школа, в которой учился искусствовед, архитектор и скульптор Рафал Слизень. Троицкая церковь (1768г.) – памятник архитектуры ”виленского борокко”. Это один из немногочисленных сохраненных памятников архитектуры ”виленского барокко”. С 1895 года переосвещена в православную церковь, здесь находится икона 18 века ”Святой Николай”. Изначально был мужским базилианским монастырем, затем, с начала XIX века в нем разместился женский православный монастырь третьего класса, просуществовавший до 1873 года (хотя есть источники утверждающие, что хоть официально монастырь и прекратил существование, но еще долгое время в нем жили послушницы). На сегодняшний день здание монастыря сохранилось, можно лишь найти остатки фундамента. Источник:  Барановичи — История в фотографиях Село Вольно впервые упоминается в документах середины XVI столетия как село Вольное. В 1750-х годах деревня уже принадлежала Каминским, и в их имении был основан монастырь греко-униатов, где, помимо основных предметов, обучали детей философии. Деревянные строения монастыря снесены новыми хозяевами имения Домысловскими, вместо него в 1768 году возведена Свято-Троицкакя церковь униатов. Белоснежное культовое архитектурное сооружение в стиле «виленского барокко» состоит из трехнефной двухбашенной базилики, фасады которой отмечены рельефным налепным панно в стиле рококо, подчеркивающим великолепие и монументальность всей конструкции. В 1895 году храм переосвящен православными, и до наших дней в нем хранится намоленная многими поколениями икона Святого Николая, датированная XVIII столетием. Свято-Троицкая церковь является памятником архитектуры. http://www.guidebook.by/architecture/ Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=13694

Иннокентий (Беляев) Иннокентий ( Беляев Иван Васильевич), архп. Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии. Родился 23 сент. 1862 года в семье священника Владимирской епархии. Первоначальное образование получил в местном духовном училище, а затем во Владимирской духовной семинарии. В 1885 г. окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия и 16 авг. 1885 г. назначен преподавателем русской словесности и литературы в женском епархиальном училище в г. Тобольске, а затем преподавателем в Тобольской женской Мариинской гимназии. В 1887 году назначен инспектором классов той же гимназии. Он не имел в виду предаваться монашеским подвигам, а тем более мечтать о высоком служении Церкви Божией в сане епископа. Он думал дни своей жизни окончить в тихой семейной жизни, но Господь судил иначе. Он указал ему иной путь служения. В расцвете своей педагогической деятельности и мирной семейной жизни он лишается своей супруги и детей и остаётся совершенно одиноким. В марте 1895 года принимает монашество с именем Иннокентия, а 26 марта рукополагается в иеромонаха, возводится в сан архимандрита и назначается ректором Литовской духовной семинарии и настоятелем Виленского Свято-Троицкого монастыря. Здесь он, кроме ректорства, назначается председателем епархиального училищного совета, председателем комитета Свято-Духовского братства по изданию народных книг и брошюр, председателем комиссии по устройству народных чтений и т. п. Все эти учреждения, под его председательством широко развивали свою деятельность. Трудясь на общественной деятельности, он, однако, не оставлял научных занятий. В 1898 году он выпустил капитальный учёный труд, посвящённый вопросу «О пострижении в монашество», за который Совет Казанской духовной академии в 1899 году присудил ему учёную степень магистра богословия. 1 августа 1899 года хиротонисан во епископа Сумского, вик. Харьковской епархии. Хиротония состоялась в СПб., в Исаакиевском кафедральном соборе. 10 дек. 1901 года назначен епископом Нарвским, вик. СПб. епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010