Проект штата Виленской Святодуховой Лавры. Число лиц. Содержание в год. Одному. Рубли серебром. Священно-архимандриту жалованья…… Наместнику……………………………… Казначею ………………………………… Ризничему……………………………… Эконому………………………………… Иеромонахам…………………………… Иеродиаконам…………………………  Монахам………………………………… Послушникам…………………………… Прибавочных трём иеромонахам, исправляющим по лавре старшие должности, по 30 р.,  всем……………….. На содержание братии пищею………… На церковный потребности и ремонта лавры……………………………………… На отопление, освещение, прислугу, экипаж и рабочих………………………… На письмоводство и прочие надобности Эта сумма ровно покрывается прежнею штатною суммою Виленского Святодухова монастыря 3,185 р., и суммою 1,645 руб. сер., остающеюся от штатной суммы Виленского Святотроицкого монастыря, за перечислением оного из первого в третий класс. 2. Список с отношения к обер-прокурору Святейшего Синода, от 7 марта 1844 года за 444, касательно наделения угодьями Виленского архиерейского дома и Свято-Духова монастыря Отношениями, от 1 июня 1841 и 28 июля 1842 годов, за 751 и 934, просил я между прочим посредства Вашего Сиятельства, чтобы находящийся в трёх вёрстах от Вильна, упразднённый уже давно Римско-католический Тринопольский монастырь отдан был на загородный архиерейский дом, а принадлежащая к нему земля пахотная, под лесом и кустарниками, отведена была в число угодий архиерейского дома. Эта моя просьба не удовлетворена до сих пор, за происходящею перепиской о строениях того монастыря, назначенных в ведомство военного министерства, и об отпуске суммы для открытия фронта Виленского Николаевского собора, взамен уступаемых гражданскому ведомству зданий бывшего в Вильне анатомического театра: так что для Виленского архиерейского дома не отведено доныне никаких угодий, ни назначено штатных служителей. Не пользуясь сими выгодами по архиерейскому дому, я не имею штатных служителей и по состоящему в моём ведении Виленскому Свято-Троицкому монастырю; да и земли тридцать десятин отведено сему монастырю в прошлом году только в виде временной меры.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Виленский Троицкий монастырь стал прибежищем гонимого Стефана Зизания, который произнёс здесь смелую проповедь против унии, после чего униатский митрополит Ипатий Поцей распорядился опечатать храм и " вразумить " православных. Впоследствии братство при монастыре продолжало защиту Православия, развив широкую издательскую деятельность. Примечательно сочинение " Антиграфы " составленное знаменитым членом братства Мелетием (Смотрицким) в ответ на клеветническую книгу Поцея " Гармония " . В это время один из православных пытался совершить покушение на жизнь митрополита Ипатия Поцея, но тот остался невредим. Покушение осложнило положение, и в 1609 году Троицкий монастырь и церкви в Вильне были отняты у православных. Виленское братство лишилось многих своих членов, которые перешли в унию. Братство вынуждено было перебраться к церкви Святого Духа, построенной близ Троицкого монастыря в 1597 году. Сюда же были перенесены остатки браского имущества и типография, которая продолжала работать на поприще просвещения. Выход из печати очередной полемической книги Мелетия (Смотрицкого) " Фринос " послужил поводом для закрытия типографии, а ее работники были заточены в тюрьму. Среди них был и корректор Лонгин (в монашестве Леонтий) Карпович, ставший впоследствии первым настоятелем Свято-Духова монастыря. Свято-Духов монастырь в Речи Посполитой [ править править код ] Православный монастырь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов, видимо, возник сразу после этих печальных событий - около 1609 года. Братство при монастыре также стало называться Свято-Духовым. Архимандрит Леонтий (Карпович) ввел в обители общежительный устав и урегулировал жизнь братии. В первой половине XVII века монастырю и братству помогали его постоянные покровители Лаврентий Древинский, князь Богдан Огинский, мещанин Семен Азарич и многие другие. Когда положение Православной Церкви в Речи Посполитой улучшилось при митрополите Петре (Могиле), к середине XVII века в подчинении Свято-Духова монастыря оказалось 17 мужских и 2 женских (Виленский и Минский) монастыря. Иноки-святодуховцы часто избирались настоятелями других монастырей. Таким образом, значение обители в Литовской части Киевской митрополии существенно возрасло.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Духовски...

В 1845 году по назначению Святейшего Синода производил ревизию Смоленской духовной семинарии, за что в 1846 году объявлено ему благословение Святейшего Синода. В 1847 году награждён орденом святого Владимира III степени. С 15 апреля 1849 года ректор Литовской семинарии и настоятель Виленского Свято-Троицкого монастыря, член Литовской духовной консистории, благочинный монастырей Виленской и Ковенской губерний, попечитель Литовского епархиального попечительства и цензор Виленского комитета гражданской цензуры. 30 апреля 1851 года именным Высочайшим указом архимандрит Филарет назначен епископом Ковенским, викарием Литовской епархии. 28 мая 1851 года хиротонисан во епископа в Виленском кафедральном соборе. В 1854 году награждён орденом святой Анны I степени. В 1857 году получил бронзовый крест и медаль в память Крымской войны 1853–1856 годов. 13 сентября 1860 года назначен епископом Уфимским и Мензелинским. В 1864 и 1865 годах был вызван в Святейший Синод для присутствия. 28 февраля 1869 года переведён епископом Нижегородским и Арзамасским. 12 апреля 1870 года награждён орденом святого благоверного князя Александра Невского. В Высочайшем рескрипте, данном на его имя, говорилось: «...начавшееся под мудрым руководством приснопамятного митрополита Литовского Иосифа (Семашко) пастырское поприще Ваше постоянно ознаменовывалось особым усердием, кротким и благоразумным управлением, неутомимого деятельностью на пользу Богом данной вам паствы и ревностною попечительностью о просвещении заблудших чад Церкви Православной...» Скончался 7 февраля 1873 года. 11 февраля 1873 года при огромном стечении богомольцев были совершены заупокойная литургия и отпевание владыки Филарета преосвященным Поликарпом (Гонорским; † 1891) в сослужении протоиереев, священников и диаконов Нижнего Новгорода. Погребён преосвященный Филарет был в усыпальнице Спасо-Преображенского кафедрального собора рядом с гробницей епископа Нижегородского и Арзамасской Моисея (Близнецова-Платонова; † 1825). Гробницы нижегородских святителей сохранялись в нижнем храме Спасо-Преображенского кафедрального собора до его разрушения в 1929 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Патриарх Иеремия посетил западнорусскую Церковь в 1588 г. по пути в Москву. В то время он пробыл здесь недолго, но на обратном пути из Москвы остался на более продолжительное время. Король Сигизмунд Ваза разрешил Патриарху при проезде через литовско-русские земли осуществлять канонические действия в отношении местного православного духовенства. Патриарх Иеремия пробыл в Киевской митрополии до середины ноября 1589 г., а затем отбыл в Константинополь . Благосклонное отношение короля Сигизмунда Вазы (1587—1632) к Патриарху Иеремии было использовано православными для укрепления своих позиций. В 1589 г. Виленское братство добилось получения королевской грамоты, утверждавшей с братством право управления через избираемых старшин, а также право содержать больницы, духовные училища и типографии. Виленское братство вступило в общение со Львовским, обменивалось с ним своими печатными изданиями и получало от него наставников и учителей. Королевская грамота, утверждавшая статус Виленского братства, вскоре дала братству возможность энергично противостоять унии. В те годы Виленское братство находилось при Свято-Троицком монастыре, но в 1609 г. униатский митрополит Ипатий (Поцей) отобрал у православных Троицкий монастырь и передал его униатам, назначив на место низложенного архимандрита Самуила (Сенчилы) униата Вельямина Рутского. Теснимое униатами православное братство ушло из Троицкого монастыря на противоположную сторону улицы, к недавно построенной там же Свято-Духовской церкви. Вскоре при Свято-Духовом монастыре братство устроило типографию. Судьба этого монастыря была тесно связана с судьбой православного братства в Вильно. С 1610 г. Виленское братство имело защиту в лице князя Христофора Радзивилла (реформата по вероисповеданию) и в течение десяти лет обращалось к нему за помощью во всех своих нуждах. Первым настоятелем монастыря, ректором основанной при нем школы был архимандрит Леонтий (Карпович), из образованных иноков Киево-Печерского монастыря. Известна его ревность о распространении просвещения в Вильне и вообще в западнорусской Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/436372/

Виленский Свято-Троицкий монастырь. Свято-Троицкая третьеклассная (с 1845 г.) необщежительная обитель находится в самом городе Вильне, близ Острых ворот, на довольно возвышенной плоскости, которая в монастырской хронике известна под именем Троицкой горы, Во времена язычества в Литве здесь стоял дуб, на котором вешали осужденных преступников, но потом это место (в 1347 г.) было освящено мученической кровью виленских Свв. Антония, Иоанна и Евстафия. Спустя два года после их мученической кончины за веру Христову, великий князь литовский Ольгерд женился на дочери тверского князя Александра Михайловича Ульяне. Двор великой княгини сделался вновь средоточием и опорой православия. Пользуясь покровительством новой великой княгини, православные христиане, которых в это время в Вильне было довольно значительное число, выпросили у Ольгерда взгорье, на котором пострадали Иоанн, Антоний и Евстафий. Ольгерд охотно исполнил просьбу христиан, так как язычники, считая эту местность оскверненной христианской кровью, не хотели здесь селиться. С этого времени христиане стали собираться на эту гору для молитв. При содействии великой княгини здесь была построена деревянная церковь во имя Св. Троицы, престол которой, по приданию был устроен там, где стоял дуб, на котором пострадали великие мученики. Когда и кем основан при этой церкви монастырь, нет положительных известий. Но в XV в. несомненно он уже существовал, и из него вышли многие замечательные пастыри церкви, как, например, киевский митрополит Макарий I (сконч. 1497 г.), возведенный в этот сан из архимандритов Виленского Свято-Троицкого монастыря, Uoha II и др. К концу XV в. деревянная церковь пришла в ветхость, разрушилась и в силу указа преемника Ягеллы Казимира (1440–1492 г.), воспрещавшего православным строить новые и возобновлять старые церкви, без особого на то королевского разрешения, стояла в развалинах до времен Сигизмунда I. Во время войны этого короля с московским князем Василием Иоанновичем князь Константин Острожский; отправляясь в поход против неприятеля, дал обет построить в Вильне две каменные церкви, если ему удастся одолеть неприятельские войска.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

В феврале 1917 года архимандрит Лаврентий, бывший на тот момент настоятелем Виленского Свято-Троицкого монастыря, был возведен в сан епископа и назначен на Балахнинскую кафедру, получив также должность настоятеля Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря. Архимандрит Лаврентий стал последним епископом, хиротонисанным еще в старой монархической России. Возглавить Балахнинскую кафедру ему выпало на сложное и смутное время: государственный переворот, отречение от престола российского государя, удаление от власти архиепископа Нижегородского и Арзамасского Иоакима. В связи с последним событием владыке Лаврентию пришлось взять на себя временное управление всей Нижегородской епархией. После захвата власти в Нижегородской губернии большевиками летом 1918 года в отношении Церкви и верующих начались беззаконные действия. В ответ на декрет об отделении Церкви от государства съезд духовенства Нижегородской епархии 7 июня 1918 года решил протестовать против национализации храмов, монастырей и церковного имущества. Епископ Лаврентий как председатель съезда, протоиерей Алексий Порфирьев как секретарь собрания и Алексей Нейдгардт подписали воззвание к пастве, в котором приводились слова апостола Павла: «облецитеся во вся оружия Божия» (Еф 6:11). Власти истолковали их как призыв к вооруженному восстанию. Все подписавшие документ были арестованы: 3 сентября — владыка Лаврентий, 22 сентября — Алексей Нейдгардт и его сын Борис, 16 октября — протоиерей Алексий Порфирьев. До казни епископа Лаврентия содержали в нижегородском остроге. Он отказался занять отдельную камеру и остался в общей, ночуя на голом полу. Вместе со всеми выполнял принудительные общественные работы — чистил тюремный двор, метал сено, ездил с бочками за водой. В свободное время, находясь в камере, он непрестанно молился, не обращая внимания на сыпавшиеся в первое время замечания и насмешки сокамерников, молился с таким усердием, что насмешки скоро прекратились, а насмешники невольно сами стали подражать его примеру.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

король присоединил к виленскому Троицкому монастырю монастырь минский Вознесенский, с тем чтобы последний получал себе настоятелей от первого, оба монастыря составляли как бы один монастырь под высшею властию троицкого архимандрита и братия того и другого монастыря считались за одно братство и общество . Но Рутский этим не удовольствовался: ему хотелось большего. Все русские общежительные монастыри в литовско-польских владениях еще до унии устроялись по одному главному уставу — по уставу святого Василия Великого, но они имели также и свои частные уставы и еще более разделялись тем, что, находясь в разных епархиях, подчинялись каждый только своему настоятелю и своему епархиальному владыке. В таком виде русские православные монастыри перешли мало-помалу и в руки униатов. Рутский задумал все эти униатские монастыри соединить как бы в один общий монастырь вместе с виленским Свято-Троицким и из всех униатских иноков образовать одно общество, или братство, по образцу братства иезуитского. С этою целию он в 1617 г. созвал в имение свое Новогродовичи (Минской губернии) на съезд, или конгрегацию, всех настоятелей и других представителей униатских монастырей и пригласил по сношению с иезуитским провинциалом двух ученых иезуитов в качестве советников и руководителей. Конгрегация имела десять заседаний и постановила: все униатское монашество в Литве освобождается из-под власти епархиальных архиереев и составляет одно самостоятельное общество под именем ордена базилианского, т. е. святого Василия Великого, почему сам митрополит Рутский, председательствовавший на съезде, должен был присягнуть, что он не будет нарушать права нового ордена. Генералом, или начальником, ордена состоит протоархимандрит с четырьмя при нем советниками. Все они, как протоархимандрит, так и советники, избираются из среды самого ордена на общем съезде митрополитом, монастырскими настоятелями и послами от монастырей, причем митрополит имеет два голоса. Протоархимандрит с своими советниками управляет орденом, определяет монастырских настоятелей и отставляет их, объезжает все монастыри ордена для непосредственного наблюдения за их устройством и поведением иноков, созывает базилиан на съезды и пр.

http://sedmitza.ru/lib/text/436119/

По окончании Духовной академии (получив диплом с отличием и степень кандидата богословия) он направляется в Черниговскую духовную семинарию, где преподает Священное Писание . Начальство высоко оценило труды иеромонаха Иоанна. В 1906 году его назначают инспектором Вологодской духовной семинарии. В 1907 году архиепископом Вологодским иеромонах Иоанн возводится в сан архимандрита, а уже в следующем году назначается ректором Литовской духовной семинарии и настоятелем Виленского Свято-Троицкого монастыря. Архимандрит Иоанн прилагает немало усилий, чтобы поднять искусство проповеди на самый высокий уровень. Он лично прослушивает проповеди своих воспитанников. Большое внимание уделяется им благолепию храма и монастыря. Архимандрит совершает также крестные ходы в сельские приходы с чудотворной иконой Божией Матери, в которых участвуют огромное количество молящихся. Истовые богослужения и проповеди глубоко проникают в души прихожан, в общении с которыми владыка удивительно прост. 11 марта 1912 года в Александро-Невской Лавре Собором епископов во главе с митрополитом Московским Владимиром и митрополитом Киевским Флавианом архимандрит Иоанн был хиротонисан в епископа и назначен епископом Слуцким, викарием архиепископа Минского Михаила. Однако вскоре Иоанну Поммеру пришлось расстаться с Минском. Он совершает епископское служение в Одессе, а после кончины архиепископа Херсонского Димитрия в 1913 году назначается в Таганрог на вновь открытую Приазовскую кафедру (1913–1917). Затем он был епископом (позднее – архиепископом) ряда районов России, включая Саранск, Екатеринослав, Пензу, другие районы и города. Наступало время трагических потрясений Первой мировой войны и 1917 года. Беды и трудности того времени были только предвестниками тяжелых испытаний, обрушившихся на Православную Церковь . Пропаганда безбожия, потоки клеветы, прямые преследования священнослужителей использовались новой властью. С целью внести раскол внутри Православной Церкви архиепископом Владимиром (Путятой), лишенным сана за неподобающие деяния, в Пензе была организована «народная церковь », которая поддерживала революционные события в стране.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/h...

Алексий (в миру Александр Николаевич Чернай; 1899–1985), архимандрит. По окончании Виленской Духовной Семинарии рукоположен в священный сан (1925), служил на приходах в Литве. Пережил советскую и немецкую оккупации. Протоиерей (1943). С 1944 г. в эмиграции в Германии (Эрфурт в Тюрингии, Наугейм, Ганау, Арользен, Гутенберг). Основал православную миссию в Наугейме в 1946 г. и ряд храмов в лагерях Ди-Пи. С 1948 г. проживал в г. Цинциннати (США), где организовал православную миссию, помогал русским в переезде из европейских беженских лагерей в Америку. С 1950 г. миссионер в штате Техас. В 1957 г. принял монашество. В конце октября 1958 г. получил назначение на должность Администратора русских православных общин РПЦЗ в Южной Африке. В 1960–70-е гг. служил на приходах в южной Калифорнии, США. Алексинский , Иван Павлович (1871–1945). Выдающийся хирург, педагог, доктор медицины, депутат I Государственной Думы. В 1920 г. эвакуировался из Крыма. С 1921 г. был членом Президиума Русского парламентского комитета, также трудился в Главном управлении Российского Красного Креста. Возглавлял Общество русских врачей им. Мечникова во Франции. После 1928 г. переехал в Касабланку (Марокко). В 1935 г. избран председателем церковной общины при церкви Успения Божией Матери в Касабланке. Принимал активное участие в организации приходской жизни, устройстве храма, член приходского благотворительного комитета. Скончался 26 августа в Касабланке, где и погребен на европейском кладбище. Анастасий (в миру Александр Александрович Грибановский; 1873–1965), Митрополит. Родился 6 августа в Тамбовской губернии в семье священника. Окончил Московскую Духовную Академию (1897). Кандидат богословия. Постригся в монахи в Тамбове (1898). Архимандрит и ректор Московской Духовной Семинарии (1901). Епископ Серпуховский, викарий Московской епархии (1906), Холмский и Люблинский (1914), Кишиневский (1915). Архиепископ Кишиневский и Хотинский (1916). Член Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917–18 гг. Был избран членом Св. Синода и Высшего Церковного Совета (декабрь 1917). Покинул Россию в 1919 г. Управлял русскими православными общинами Константинопольского округа. С 1924 по 1934 г. возглавлял Русскую миссию в Палестине. Митрополит (1935). С 1936 по 1964 г. стоял во главе Русской Зарубежной Церкви (РПЦЗ). Осенью 1944 г. эвакуировался вместе с Архиерейским Синодом и канцелярией в Вену, в 1945 г. – в Мюнхен, а с 1950 г. – в США. С 1964 г. на покое. Скончался 22 мая в Нью-Йорке. Похоронен под алтарем соборного храма Свято-Троицкого мужского монастыря в Джорданвиле (США).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Именно в эти годы у юноши созрело желание иноческих подвигов. Все свое свободное время Иоанн проводил в библиотеке. Товарищи уважали его за блестящие способности, за постоянную готовность помочь, за его богатырскую силу. Когда приходила очередь Иоанна читать за богослужением, он делал это проникновенно и молитвенно. В июне 1897 года Иоанн Поммер окончил полный курс Рижской Духовной семинарии с дипломом первой степени и в том же году был назначен народным учителем в Ляудонскую приходскую школу, а в 1900 году поступил в Киевскую Духовную академию. Уже в юные годы Иоанн отличался твердостью в вере. В годы обучения в академии в нем окрепла решимость всю свою жизнь посвятить служению Церкви Христовой. На стезю иноческой жизни будущего подвижника благословил святой праведный Иоанн Кронштадтский . В 1903 году, в двадцать семь лет, Иоанн Поммер принял монашеский постриг. 23 сентября того же года он был рукоположен во иеродиакона, а 13 июля 1904 года – во иеромонаха. В 1904 году иеромонах Иоанн окончил Киевскую Духовную академию с отличием и степенью кандидата богословия. Затем он был направлен в Черниговскую Духовную семинарию преподавателем Священного Писания . Начальство дало высокую оценку его трудам, и уже в 1906 году иеромонах Иоанн был назначен инспектором Вологодской Духовной семинарии. Помимо преподавательской работы иеромонах Иоанн выполнял самые разнообразные послушания. 26 сентября 1907 года отец Иоанн был возведен в сан архимандрита, а в следующем году назначен ректором Литовской Духовной семинарии и настоятелем Виленского Свято-Троицкого монастыря. Благодаря неустанным заботам и самоотверженному труду архимандрита Иоанна Виленская Духовная семинария неузнаваемо изменилась. Пение семинарского хора достигло очень высокого уровня. Большое внимание ректор уделял чтению во время богослужения, приучая воспитанников совершать его благоговейно, с сознанием большой ответственности. Будучи прекрасным проповедником, архимандрит Иоанн прилагал много сил, чтобы поставить искусство проповеди на самый высокий уровень, лично прослушивал проповеди воспитанников, давал указания и пояснения. Большое внимание он уделял благолепию храмов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/d...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010