Мы поймем важность этой грамоты, если вспомним, что доселе, с первых лет унии, польское правительство не признавало законным самого существования в Вильне православного Свято-Духовского братства; верило по внушению от униатов, что обе грамоты короля Сигизмунда, данные виленскому Свято-Троицкому братству, должны принадлежать униатскому Троицкому братству, а не православному, что тому же униатскому братству должны принадлежать и домы и все прочие имения, которыми будто бы незаконно владело православное, и что последнее будто бы самовольно, без разрешения от короля построило себе церковь во имя Святого Духа. Вследствие этого Свято-Духовское братство принуждено было в течение целых десятков лет выдерживать непрерывную тяжбу и всякого рода притеснения от униатского Троицкого братства, отстаивая свои привилегии, свои владения, самое свое существование, и не находило никакой защиты в правительстве. И вот теперь только в первый раз от начала унии новый король признал и утвердил православное Свято-Духовское братство во всех его правах, с его монастырями и прочими учреждениями и, следовательно, принял под покровительство законов . В тот же самый день (18 марта) Владислав пожаловал свою грамоту и минскому Петропавловскому братству. Здесь он прежде всего утвердил братство и его монастырь, с училищем, типографиею и богадельнею,— так как они были основаны уже во дни унии и доселе не были признаваемы правительством — утвердил потом за братством церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Минске, находившуюся в его ведении; женский монастырь, существовавший по соседству с мужеским Петропавловским; фольварк Переспу и другие владения обоих монастырей и дозволил братству построить новую церковь во имя Преображения Господня на пляцу, недавно пожертвованном Еввою Корсаковною, княгинею Соломорецкою . Львовское Успенское ставропигиальное братство также получило 5 марта грамоту от короля Владислава, которою он подтвердил все права и привилегии и самого братства, и братского Онуфриевского монастыря, пожалованные им прежними королями и патриархом Иеремиею.

http://sedmitza.ru/lib/text/436146/

В 1323 г. при литовском князе Гедимине впервые назван столицей Великого княжества Литовского. В период пребывания там Димитрия Ростовского город входил в состав государства Речи Посполитой. 502 ...в монастыре Сошествия Святаго Духа... – Основание Свято-Духова монастыря относится к рубежу XVI–XVII вв. После заключения Брестской Унии братия Виленского Свято-Троицкого монастыря переходит и постепенно обосновывается в новом монастыре при Свято-Духовом храме, построенном в 1597 г. Первым настоятелем монастыря был Леонтий Карпович (1580–1620) Во время пребывания в монастыре Димитрия Ростовского он подчинялся Константинопольскому патриарху, под юрисдикцию Московского патриархата монастырь перешел в 1686 г. 503 ...сказывал два поучительныя слова. – Димитрий Ростовский приехал в Вильно по приглашению настоятеля Свято-Духова монастыря Климента Тризны (?–1685). Проповеди, произнесенные святителем в монастыре, не сохранились. 504 Таже, егда по прошению духовенства братства Слуцкаго из Вильни преселися в Слуцк... – Святитель Димитрий приехал в Слуцк по приглашению Феодосия Василевича (Баевского). православного епископа Слуцкого (?–11.03.1678). и братии Слуцкого Преображенского монастыря. Слуцк – город в Белоруссии, в 105 км к югу от Минска. Первые упоминания относятся к нач. XI в. Город входил в состав Великого княжества Литовского. 505 ..Братском Преображенском монастыре... – Имеется в виду Слуцкий православный Преображенский монастырь, основанный в 1611 г православным братством при Спасской церкви на берегу реки Случи. Возможно, заказчиком и автором проекта монастыря был Богуслав Радзивилл (03.05.1620–31.12.1669). Монастырь сгорел в конце XVIII в. 506 …благочестиваго гражданина Иоанна, по именованию Скочкевича... – Об Иоанне Скочкевиче известно только из «Диариуша» Димитрия Ростовского , он также был ктитором Слуцкого Преображенского монастыря, дата смерти Иоанна Скочкевича отмечена в «Диариуше». – 29 ноября 1678 г. 507 Батурин – город, расположенный на левом берегу реки Сейм, основан в 1575 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мне неизвестно состояние безместного священника Афанасия Новохацкого, а потому я не могу заключать, следует ли ему оказать испрашиваемое им пособие, сверх получаемого уже им пенсиона. С другой стороны, я опасаюсь, чтобы удовлетворение просьбы Новохацкого, обнаруживающего себя приверженным к Римской Церкви, не отклонило небольшого числа ещё сомнительной благонадёжности безместных священников войти окончательно в недра Православной Церкви. Во всяком случае, я полагаю, что справедливость и самое приличие требует, прежде удовлетворения просьбы Новохацкого, озаботиться о благосостоянии тех безместных священников, кои изъявили уже согласие на присоединение к Православной Церкви и, отделившись тем самым от Римлян, находятся в самом стеснённом положении. О каковом моём мнении уведомляя ваше сиятельство, с возвращением просьбы Новохацкого, препровождённой ко мне, от 18 сего апреля за 2112, имею честь быть. Литовско-Виленской консистории, от 26 апреля за 443, о перечислении церквей Полоцкой епархии, состоящих в Виленской губернии, к епархии Литовской, а также об именовании преосвященного Литовского архиепископом Литовским и Виленским Согласно предположению Святейшего Правительствующего Синода, Государь Император в 6 день сего апреля Высочайше повелеть соизволил: 1) церкви Белорусской епархии, состоящие в Минской губернии, перечислить в Минскую епархию, а Церкви Полоцкой епархии, состоящие в Виленской губернии, перечислить к епархии Литовской; 2) мне (и будущим по мне) иметь кафедру в Вильно и именоваться впредь архиепископом Литовским и Виленским и священно-архимандритом Виленского Свято-троицкого монастыря; 3) епархии Литовской состоять во 2 классе и в порядке епархий следовать за Херсонскою; 4) епископу Полоцкому именоваться впредь Полоцким и Витебским. За сим Святейший Правительствующий Синод, указом, от 17 сего апреля за 4153, предписал мне и преосвященным епископам Минскому Антонию и Оршанскому Василию, коему поручено управление Полоцкою епархией, сделать записания распоряжения о перечислении в ведомство Минской епархии церквей Белорусской епархии, состоящих в Минской губерний, а церквей Полоцкой епархии, состоящих в Виленской губернии, в ведомство епархии Литовской, с передачею из Белорусской консистории в Минскую, а из Полоцкой в Литовскую всех касающихся тех церквей и их духовенства дел и документов, и затем донести в своё время Святейшему Синоду о последствиях таковых распоряжений. Причём вменено мне в обязанность: озаботиться всем тем, что будет касаться до дальнейшего учреждения преобразованной моей епархии, и принять с сего времени Высочайше указанное именование архиепископом Литовским и Виленским и священно-архимандритом Святотроицкого Виленского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Указом, от 31 мая прошлого 1844 года за 5547, Святейший Синод предоставил мне заняться избранием в состав штата Виленского кафедрального собора лиц из способнейших и достойнейших членов прежних штатов Литовского кафедрального собора и Виленской Николаевской соборной церкви, и распределением прочих священно церковнослужителей, которые от тех штатов могут затем остаться излишними, на другие свойственные их степеням, способностям и достоинствам места, а с окончанием всего того донести о своих распоряжениях Святейшему Синоду. Вследствие сего, как донесено уже мною Святейшему Синоду, замещены уже по кафедральному собору места: протоиерея, ключаря, двух священников, протодиаконское и одно диаконское. На места сии поступили из прежних штатных священнослужителей Николаевской соборной церкви: протоиерей Василий Попов, священник Василий Матусевич и диакон Дмитрий Смородский. Последний из священнослужителей, к сему штату принадлежавшей, то есть священник Михаил Корсакевич, определён мною ныне, соответственно собственному его желанию, на священническое место при новооткрытой в Вильно приходской Николаевской церкви. Затем, на вакансию третьего священника при Виленском кафедральном соборе рукоположил я кончившего в прошлом году курс наук в Московской духовной академии Антония Пщолку и определил его ныне же на сие место. О чём долгом поставляю донести Святейшему Синоду. Литовской консистории, от 6 апреля за 929, о помещении консистории временно в Виленском архиерейском доме При предстоящем переведении в Вильно епархиального управления, ещё не имеется в виду постоянного помещения под присутствие консистории с её канцелярией и архивом. Посему, впредь до дальнейшего усмотрения, назначаю я под таковое помещение нижний этаж Виленского архиерейского дома, со стороны площади, представляющий более удобства и простора против того помещения, которое занимала консистория в Жировицах. Предлагаю о сём консистории для исполнения и нужных распоряжении. Литовской консистории, от 7 апреля за 935, о передаче Виленскому кафедральному собору трёх домов, перечисленных к нему от Свято-Троицкого монастыря

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

6–9 октября 1596 года вместе с Кириллом (Терлецким) возглавлял деятельность сторонников унии на Брестском Соборе, где митрополитом Михаилом (Рогозой) и пятью епископами был подписан акт соединения и провозглашен переход Киевской митрополии под власть Римского престола. В октябре 1596 года постановлением православных епископов вместе со своими сообщниками был объявлен лишенным епископской власти. 26 сентября 1599 года королем Сигизмундом III назначен митрополитом Киевским с сохранением Владимиро-Волынской епархии. С этого времени начал энергичную деятельность против Православия, особенно в Вильне, не гнушаясь никакими средствами. В 1601 году вытеснил из Виленского монастыря Свято-Троицкое братство. В 1605 году отнял у Виленского магистрата Троицкий монастырь. В 1609 году захватил Киевский Софийский собор. Судебный процесс митрополита Ипатия (Потея) с православными виленцами окончился полной его победой. Ему были переданы все виленские церкви (кроме Духовской). В том же году (1609) было совершено покушение на его жизнь. Странная судьба постигла предателей Православия. Архимандрит Киево-Печерской лавры Захария (Копыстенский) в «Палинодии» писал, что Ипатий Поцей был в ужасе при смерти, кричал, метался от отчаяния так, что заставил разбежаться бывших при нем. Скончался он 8 июля 1613 года во Владимире-Волынском. Погребен в кафедральном соборе. Литература: Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886. – Т. 10. – С. 303–347, 365, 372, 378 и др. Захарченко М. М. Киев теперь и прежде – Киев, 1888. – С. 138, 224. Батюшков П. Н. Памятники русской старины в западных губерниях: в 8 вып. – 1865–1886, вып. 8. Трипольский Н. Н. Униатский митрополит Поцей//Труды Киевской духовной академии. – 1877. Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. – М., 1873. – С. 413–416. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1397. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 4, 1039.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Начало Виленских православных братств относится еще к XV и следующим столетиям. Целью этих братств, как и других, существовавших по разным городам великого княжества Литовского и другим областям западного края, было, главным образом, скрепление союза православных, в виду опасности, угрожавшей православию со стороны латинства, а также, поддержание церквей и дела благотворения. Братства эти были учреждены в Вильне при Виленском св. Троицком монастыре в числе 8, по количеству различных профессий в городе, а именно: 1) дворянское; 2) Виленской городской думы; 3) купеческое; 4) шляпников; 5) сапожников; 6) портных; 7) скорняков и 8) Росское (получившее свое название от церкви и госпиталя в предместье города – Россы). Особенною известностью между ними пользовалось купеческое, имевшее свое училище и типографию. Когда сделалось известным, что в Вильне будет введена уния и что Троицкий монастырь будет отдан униатам, то те из Виленского православного духовенства и братчиков, которые не хотели соглашаться ни на какие сделки с поляками и папами, около 1590 года приобрели участок земли против Троицкого монастыря, через улицу, на котором построили церковь и монастырь, сперва деревянные, а потом – каменные во имя св. Духа, и образовали при них в 1609 году одно Свято-Духовское братство, 676 которое и действовало до своего закрытия в 1797 году. Это братство имело весьма большое значение не только для северо-западного края, по и для всей западнорусской церкви. При посредстве 10 обителей, подчиненных Виленскому Святодуховскому монастырю, братство это оказывало влияние на Литву и Белоруссию. Существовавшая при братстве типография издала целый ряд книг в защиту православия и обличение унии. Восстановление Виленского Святодуховского 677 братства, послужившего прототипом всех существующих в России православных братств, последовало в 1865 году. Самая мысль об устройстве братства, по возможности, на тех началах, на которых оно существовало во время унии, явилась еще в 1863 году, но, в то время, как возбуждено было ходатайство об утверждении устава братства, последовало Высочайшее повеление о порядке учреждения братств, вообще, в Империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Алексии (Опоцкий Алексей Алексеевич), архп. Тверской и Кашинский Родился в 1837 году. Сын протоиерея Псковской епархии, гор.Опочки. В 1863 году окончил С.-Петербургскую Духовную Академию. 14.V.1864 назначен инспектором и учителем Виленского Духовного училища. 2.XI.1865 – законоучитель Виленской женской гимназии. 2.II.1866 рукоположен во иерея к Пятницкой церкви в г.Вильно. 1871 переведен в Гродно настоятелем Гродненского Софийского собора с назначением законоучителем Гродненской гимназии. 10.X. в этом же году возведен в сан протоиерея. 1872 – удостоен ученой степени кандидата богословия за сочинение: «Откровенное учение о Промысле сравнительно с новейшими теориями о мирохранении и мироправлении». 22.ΧII.1891 – ректор Литовской Духовной семинарии. 25.I.1892 пострижен в монашество, как овдовевший в сане протоиерея и назначен настоятелем Виленского Свято-Троицкого монастыря с возведением в сан архимандрита. В ноябре 1893 г. состоялось наречение во епископа, а 10.IV.1894 хиротонисан во епископа Балахнинского, вик.Нижегородской епархии. 10.VIII.1896 – епископ Вятский и Слободский. С 10.XI.1901 – Экзарх Грузии архиепископ Карталинский и Кахетинский со званием члена Св.Синода. 6.V.1902 награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке.· В том же году избран Советом Казанской Духовной Академии почетным ее членом. С I.VII.1905 года – архиепископ Тверской и Кашинский. По его инициативе собирались подписи для ходатайства об открытии мощей Анны Кашинской. По сообщению Самарских Епархиальных Ведомостей епископ Алексий прислал в дар епископу Симеону Самарскому частицу нетленных мощей св.Анны Кашинской. 29.I.1910 года уволен на покой, согласно прошению, по болезни, но с оставлением его в звании члена Св.Синода, с возложением на него обязанностей члена Московской Синодальной Конторы сверх штата. Высказывался за желательность созыва Поместного собора. Проживал в Донском монастыре в Москве, где и умер и погребен. Скончался 21 декабря 1914 года. Труды: «Откровенное учение о промысле сравнительно с новейшими теориями о мирохранении и мироправлении». (См.Родосский А., стр.8–9). Кандидатская диссертация.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Анастасий (Опоцкий Василий Александрович), еп.Олонецкий и Петрозаводский Родился I12 марта 1830 года в семье протоиерея Псковской епархии. С 1845 по 1851 год учился в Псковской семинарии. В 1852 году по распоряжению семинарского начальства был послан для изучения сельского хозяйства в СПБ земледельческое училище, где пробыл до 1855 года. В этом же году 23 окт. был рукоположен во священника села Сторожки Новоторжского уезда Псковской губернии. В 1857 о.Василий овдовел и поступил в СПБ Духовную Академию, которую окончил в 1861 году со степенью кандидата богословия, а затем удостоен звания магистра богословия. В этом же году 14 сент. пострижен в монашество. 7 мая 1862 г. был назначен инспектором Виленского Духовного училища. 9 окт.1865 г. был переведен на должность инспектора и учителя Минской духовной семинарии. 21 апр.1869 г. возведен в сан архимандрита. В 1878 г. вызван в С.-Петербург на чреду богослужения. С 20 июля 1881 г. исправлял должность ректора Литовской семинарии и настоятеля Виленского Свято-Троицкого монастыря. 15 мая 1885 г. хиротонисан во епископа Брестского, 2-го вик.Литовской епархии. 17 ноября 1891 г. назначен епископом Сарапульским, первым викарием Вятской епархии. 15 мая 1893 г. переведен на кафедру епископа Чебоксарского, вик.Казанской епархии. Будучи епископом Чебоксарским, в 1896 г. определением Святейшего Синода утвержден в должности председателя Казанского Епархиального Училищного Совета. С 27 июня 1897 года – епископ Туркестанский и Ташкентский. В этом же году «во внимание к его проповедническим трудам и просвещенному содействию богословской науке» был избран почетным членом Казанской Духовной Академии. Будучи недолго епископом Туркестанским п Ташкентским, был участником 3-го Всероссийского миссионерского съезда в Казани. 9 ноября 1897 г. епископ Анастасий в виду крайне расстроенного здоровья был уволен от управления епархией на покой, но II июля 1898 г. был снова призван на служение и назначен епископом Балахнинским, вик.Нижегородской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В ходе восстания 1830—1831 гг. после закрытия Университета здание церкви передано городской управе. В этот период здание заброшенно, в нем ютится беднота, в алтарной части размещается кузница… В 1864 г. по инициативе митрополита Виленского и Литовского Иосифа (Семашко) начались восстановительные работы под руководством архитекторов — академиков А. Резанова и Н. Чагина, которые, бережно сохраняя древние фрагменты строения, придали фасаду формы, похожие на средневековую грузинскую архитектуру. Богатый пятиярусный иконостас написан старостой собора академиком И.П. Трутневым. В 1867 году собор посетил император Александр II и выделил на его ремонт из государственной казны 57 тысяч рублей. Работы закончились в октябре 1868 г., и храм был заново освящен архиепископом Антонием (Зубко), с тех пор богослужения в храме не прерываются по сей день. В этом же году освящается отдельный придел во им. свт. Алексия, митрополита Московского чудотворца, именно Алексий освящал в 1348 г. эту церковь. В 1871 году в Пречистенском храме был освящен второй придел во имя священномученика Макария, митрополита Киевского. Ведь, еще будучи наместником митрополита, архимандритом Виленского Свято-Троицкого монастыря, о. Макарий совершил благодарственный молебен по случаю венчания княжны Елены, дочери Великого князя Московского Иоанна, и Великого князя Литовского Александра. Примечательно и то, что в 1495 г., в Пречистенском Соборе св. Макарий был возведен в сан Митрополита Киевского. На стенах Пречистенского Собора размещены четыре мраморных мемориальных доски, на которых начертаны имена лиц, погибших во время Польского восстания 1863—1864 гг., без различия их национальностей и вероисповедания. Войдя в храм, можно увидеть на правой и левой сторонах монументальные иконы святых равноапостальных князя Владимира, княгини Ольги, Константина, Елены и др., привезенных из Исаакиевского Собора Санкт-Петербурга. У левой колонны храма сооружен киот в память св. прав. Иоанна Кронштадского. Надпись на киоте гласит, что св. Иоанн Кронштадский являлся почетным членом Пречистенской общины. Известно, что в октябре 1893 г., при посещении Вильны, св. Иоанн молился в Пречистенском храме, а в 1907 г. он благословил церковную общину иконою свт. Николая Чудотворца.

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_кафе...

Направил Поцей острие своего всесокрушающего меча и на братства, в особенности на Виленское, как на самое могущественное и упорно противящееся унии. Виленское Свято-Троицкое братство, имевшее своих членов во всех концах Литвы и между всеми сословиями, страдало одним недостатком. Братство это составилось из различных цехов, т.е. готовых уже корпораций, посему в него влилось много членов, вступивших не столько по добровольному и разумному сознанию высоких обязанностей братства, сколько по желанию большинства членов этих корпораций. Это привело к печальному последствию, ибо некоторые члены этих корпораций, не твердые в православии, с началом унии отпали от него, приняли унию и готовы были составить свое братство— униатское. Этим воспользовался Поцей. Он объединил всех перебежчиков в братскую корпорацию при Свято-Троицком монастыре, при котором находилось православное братство, чтобы таким образом разбить силы православного братства и перенести все права его и имущество на новое униатское братство. Организатором этого братства Поцей избрал в 1606 г. Иосифа Вельямина Рутского, который выстроил здесь дом и завел училище. Униаты после этого прочно укрепились в Троицком монастыре, и православное братство, после окончательного перехода в 1609 г. монастыря в руки Поцея, было изгнано из него. Однако этой мерой Поцею не удалось окончательно парализовать деятельность Виленского православного братства. Оно обосновалось при оставленной православным церкви Св. Духа, куда и перенесло свои благотворительные и прочие учреждения. Впоследствии братство это, в отличие от Троицкого униатского, стало именоваться Свято-Духовским. Насильственные действия при отнятии в Вильне православных церквей вызывали сильное раздражение среди православных против Поцея и, как последствие этого, вызвали насилие и над ним. Когда Поцей, по совершении 29 июня 1609 г. торжественного молебствия в Пречистенском соборе по случаю соединения с Римом, возвращался из собора домой, народ провожал его бранью и даже камнями до самых ворот Троицкого монастыря, где он проживал.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=728...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010