К вечеру того же дня Иосиф должен был отправиться, по Высочайшему повелению, для обозрения воссоединенных епархий Могилевской, Минской и Полоцкой. Кроме этого неожиданного и трудного поручения, исполненного в течение одного месяца, Иосиф тогда же обозревал, недавно-перечисленные к Литовской епархии из Минской и Полоцкой епархий, Вилейский и Дисненский уезды. В представленном в Святейшей Синод отчете об этой ревизии высокопреосвященный писал, между прочим, что прежняя привычка воссоединенного народа обращаться иногда к ближайшим латинским церквам и посещать латинские торжественные празднества не ослабляет усердия воссоединенных к собственной православной церкви, которая приобретает не малое число новых членов. Более двух с половиною тысяч католиков присоединились к православной церкви в четырех епархиях, и в течение пяти лет совершено около трех с половиною тысяч смешанных браков. Материальное обеспечение духовенства заставляет желать многого. Церковные дома не строятся, прихожане уклоняются от установленной законом обработки церковных земель. Земли эти еще не отведены духовенству в законном размере. В епархиях, управляемых воссоединенными архиереями, духовенство быстро идет к единообразию с древле-православным духовенством, охотно отказываясь от прежнего латинского одеяния и отращивая бороду и волосы. Отрастивших бороду и принявших рясу было: в Могилевской епархии – 7, в Полоцкой до 50, в Минской более 60, в Литовской – 301, т.е. более половины всех священников. После осмотра епархий Иосиф прибыл в Жировицы (3 июля). Присутствуя на переводных испытаниях в семинарии, он в первый раз сам назначил письменные экзаменские задачи для семинаристов, писанные под его личным наблюдением. После экзаменов Иосиф занялся распоряжениями о переводе к осени из Жировиц в Вильну семинарии и училищ. На исходатайствованные им 150 казенных вакансий в семинарии и 200 в духовных училищах он лично назначил до 100 семинаристов на полное и до 90 на половинное казенное содержание, так что все семинаристы, с переселением в Вильну, должны были жить в семинарском общежитии, а не на вольных квартирах в городе. Назначено особое помещение для переведенного из Бытеня в Жировицы монастыря и для второго духовного училища там же, в Жироницах. Смотрителем Жировицкого училища назначен игумен Фавст Михневич, а смотрителем Виленского училища – архимандрит Михаил Шелепин, доктор богословия. В распоряжение семинарии была передана обширнейшая библиотека Свято-Троицкого монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Профессор (1919). Жена Б. А. Тураева . После его смерти постриглась в монахини, но жила в миру, имея большой авторитет в кругах церковной интеллигенции. См.: Чуков Н., прот. Один год моей жизни. Страницы из дневника. Публ. В. Антонова.//Минувшее. Вып. 15. М.-СПб. 1994. С. 543, 560; Рыхляков В. Н. Петербуржцы – авторы работ по генеалогии и истории семей. Биобиблиографический справочник. Изд. 2. СПб. 2005. С. 279–280. 197, 202, 216, 222 Тургенев Иван Сергеевич; (28 октября 1818 – 22 августа (3 сентября?) 1883) – русский писатель. 44 Тучемский Николай Михайлович; (1893 – 13 января 1963). Окончил Волынскую ДС (1914) и Петроградскую ДА (1918), к. б. С 1918 – помощник инспектора Екатеринославской ДС, затем три года был преподавателем Острожской мужской гимназии, потом преподавателем Волынской ДС в Кременце. С января 1925 – священник, инспектор Виленской ДС, затем ректор той же семинарии. Одновременно состоял членом Виленской духовной консистории и настоятелем церкви Свято-Духовского монастыря в Вильно. 1946–1959 – ректор Луцкой ДС, был настоятелем Свято-Троицкого кафедрального собора. См.: Влодек И., прот. Протоиерей Н. М. Тучемский. (Некролог.)//ЖМП. 1963. 4. С. 26–28. 191 Тычинин Павел Смарагдович. Окончил Самарскую Духовную семинарию и Санкт-Петербургскую Духовную академию (1901), кандидат богословия. С 6 декабря 1901 – помощник инспектора Тульской Духовной семинарии, с 13 ноября 1903 – помощник инспектора, с 12 мая 1905 – преподаватель Священного Писания Санкт-Петербургской Духовной семинарии. Успенский Николай Дмитриевич ; (3 января 1900 – 23 июля 1987). После окончания 4 класса Новгородской ДС 20 декабря 1918 временно допущен к и. о. псаломщика церкви дер. Окуловка Крестецкого у. Новгородской губ., одновременно в 1918–1919 работал паровозным кочегаром в Окуловке. В 1920–1922 служил в Красной Армии. Учился в Петроградском Богословском институте. Одновременно с обучением в институте работал надзирателем в Петроградском центральном распределителе дефективных несовершеннолетних детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

П. 1849 г. Июнь. стр. 142); а в 1634 году пожертвованы были мощи св. Меркурия членом Братства – Брацлавским и Нижинским старостою Павлом Тетерею Моршковским (там же, стр. 150). 486 Ж. М. Н. П. 1849 г. Май. стр. 89; Июнь. стр. 161 – 162; 1850 г. Май. стр. 72; в 1674 году Иван Васильевич записал на церковь 1000 злотых (стр. 84); в 1707 г. находился в Жолкве император Петр Великий. Братство обратилось к нему с просьбою о пособии. Великодушный монарх щедро одарил Братскую церковь ; кроме Царя, пожертвовали на церковь князь Меньшиков 300, Головкин 100 и Игнатович 100 злотых (1850 г. Июнь. Стр 126, 137). 489 Там же. 1849 г. Июнь, стр. 149 – 150: с этой поры (с 1634 г.) до 1759 года к церкви Братской были избираемы монахи, которые жили вместе , под начальством одного из них, называвшегося старшим Духовным. 494 Там же. Май. стр. 71. Скит находился в Галиции, в горах, близ д. Манзовы. Монастырь этот зависел от монастыря Киево-Печерского, и братия его осталась верною православию даже до императора Иосифа; при нем монахи, доведенные до крайности, оставили свою обитель и пешком ушли в Киев. Кроме того, Братство помогало также и церкви св. Николая в предместии Львова (стр. 94). 497 Виленский Троицкий монастырь в Вильне основан около 1400 года (см. собр. грам. Вильны, в прилож.) и с данного времени находился в поданьи (jus patronatus) королевском (Акт. Зап. Рос. Т. III 144. В 1510 году король Польский дал жалованную грамоту Польской королеве Елене Иоанновне (дочери Uoahha III ) на право подаванья Виленского Троицкого монастыря (Акт. Зап. Рос. Т. II. 58. стр. 71); потом монастырь этот был отдан в распоряжение митр. Онисифора (Т. III. 503 См. Ж. М. Внутр. Дел. 1847 г. Ч. XVIL стр. 26; первым архимандритом Братского монастыря был известный Леонтий Карпович (Собр. Вилен. грам. Ч. II. 42. стр. 124). 506 Ж. М. В. Д. 1847 г. Ч. XVII стр. 26. Известно, что издания Виленского Свято-Духовского монастыря и церкви существуют и теперь. 507 См. Собр. Вил. грам. Ч. II. 4; певчие состояли из учеников Братской школы, также из духовных и светских людей, служащих при школе: также и людей, говорится в означенной грамоте, вписме учоных, особ духовных и светских для науки школное и доспеванья в справе своей ховати мают (см.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/o-pravos...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИННОКЕНТИЙ (БЕЛЯЕВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Иннокентий (Беляев), архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии Иннокентий (Беляев) ( 1862 - 1913 ), архиепископ Карталинский и Кахетинский , экзарх Грузии В миру Беляев Иван Васильевич, родился 23 сентября 1862 года во Владимирской губ., в семье священника. Окончил духовное училище, Владимирскую духовную семинарию , в 1885 году - Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия . Некоторое время был домашним учителем детей в семье будущего митр. Санкт-Петербургского Антония (Вадковского) . 16 августа 1885 года назначен преподавателем русской словесности и литературы в женское епархиальное училище г. Тобольска , затем - преподавателем в тобольскую Мариинскую женскую гимназию, в 1887 году - инспектором классов. После кончины супруги и детей в марте 1895 года был пострижен в монашество с именем в честь прп. Иннокентия Комельского , 26 марта рукоположен во иерея , вскоре возведен в сан архимандрита и назначен ректором Литовской духовной семинарии и настоятелем виленского Троицкого монастыря . Одновременно был председателем епархиального училищного совета, председателем комитета виленского Свято-Духовского братства по изданию народных книг и брошюр, председателем комиссии по устройству нравственно-религиозных народных чтений. В 1898 году выпустил капитальный труд " О пострижении в монашество " , за который Совет Казанской духовной академии в 1899 году присудил ему ученую степень магистра богословия . Сумский викарий Харьковской епархии 1 августа 1899 года был хиротонисан во епископа Сумского , викария Харьковской епархии . Хиротония состоялась в Исаакиевском соборе С.-Петербурга. 27 августа 1900 года освятил двухэтажное здание харьковского училища для глухонемых, произнес " теплое, задушевное слово, вызвавшее слезы у присутствующих " , благословил учредителя училища свящ. Василия Ветухова иконой Спасителя. Возглавил Харьковское отделение попечительства о глухонемых (учреждено имп. Марией Феодоровной), открыл ремесленную школу в с. Кочеток и хутор-школу в слободе Клугиновка.

http://drevo-info.ru/articles/13679532.h...

Высокая оценка исторической роли братств, данная митр. Макарием, совпадает с высказываниями многих православных авторов кон. XVI — нач. XVII в., но уже в то время существовали и другие мнения, например Сучавского митрополита Братства та ix роль. С. 77, 79). Представители униатской Церкви, начиная с участника событий кон. XVI в. Ипатия Потея, видели в действиях братчиков результат идейного влияния протестантов на православное мещанство. В XIX в. эта точка зрения была поддержана некоторыми светскими авторами, не связанными с униатской Церковью. Так, П. А. Кулиш писал о «немецком протестантском образе мыслей», проникшем в братства, под влиянием которого «мещане перестали видеть в своем духовенстве руководителей в разумении Священного Писания, перестали веровать в благодать рукоположения» (Кулиш П. А. Отпадение Малороссии от Польши//Чтения в ОИДР. 1888. Кн. 2. С. 26, 27). В ХХ в. отрицательные оценки исторической роли братств можно встретить и у православных авторов, например в работе В. Заикина (Участие светского элемента в церковном управлении, выборное начало и «соборность» в Киевской митрополии в XVI и XVII вв. Варшава, 1930. С. 49 и сл.). Я. Д. Исаевич не видит серьезного влияния на братства религиозной доктрины протестантов, хотя и отмечает ряд сходных моментов в общественной деятельности: созыв собраний мирян для обсуждения церковных дел и выбор священников, критическое отношение к поступкам своих епископов, стремление мирян самостоятельно изучать Священное Писание Братства та ix роль. С. 85–87). О братствах, существовавших в XVI в. на территории Белоруссии, см.: Папков А. С. Братства: Очерк истории западнорусских православных братств. Свято-Троице Сергиева лавра. 1900. С. LVIII–LXI. Создание виленского братства было связано с передачей Троицкого монастыря в мае 1584 г. под опеку православных членов виленской городской рады (Папков. Братства. С. 18). В 1587 г. митр. Онисифор дал благословение «братство церковное имети» при церкви Святой Троицы, разрешил напечатать устав братства, как он записан в книге, скрепленной митрополичьей печатью, и учредить при братстве школу (Описание документов архива Западнорусских униатских митрополитов. Т. 1. 111). Устав виленского братства издан: Голубев. Киевский митрополит Петр Могила. Т. 1. Прил. С. 235–256.

http://sedmitza.ru/lib/text/436080/

В 1845 году по назначению Святейшего Синода производил ревизию Смоленской духовной семинарии, за что в 1846 году объявлено ему благословение Святейшего Синода. В 1847 году награждён орденом святого Владимира III степени. С 15 апреля 1849 года ректор Литовской семинарии и настоятель Виленского Свято-Троицкого монастыря, член Литовской духовной консистории, благочинный монастырей Виленской и Ковенской губерний, попечитель Литовского епархиального попечительства и цензор Виленского комитета гражданской цензуры. 30 апреля 1851 года именным Высочайшим указом архимандрит Филарет назначен епископом Ковенским, викарием Литовской епархии. 28 мая 1851 года хиротонисан во епископа в Виленском кафедральном соборе. В 1854 году награждён орденом святой Анны I степени. В 1857 году получил бронзовый крест и медаль в память Крымской войны 1853–1856 годов. 13 сентября 1860 года назначен епископом Уфимским и Мензелинским. В 1864 и 1865 годах был вызван в Святейший Синод для присутствия. 28 февраля 1869 года переведён епископом Нижегородским и Арзамасским. 12 апреля 1870 года награждён орденом святого благоверного князя Александра Невского. В Высочайшем рескрипте, данном на его имя, говорилось: «...начавшееся под мудрым руководством приснопамятного митрополита Литовского Иосифа (Семашко) пастырское поприще Ваше постоянно ознаменовывалось особым усердием, кротким и благоразумным управлением, неутомимого деятельностью на пользу Богом данной вам паствы и ревностною попечительностью о просвещении заблудших чад Церкви Православной...» Скончался 7 февраля 1873 года. 11 февраля 1873 года при огромном стечении богомольцев были совершены заупокойная литургия и отпевание владыки Филарета преосвященным Поликарпом (Гонорским; † 1891) в сослужении протоиереев, священников и диаконов Нижнего Новгорода. Погребён преосвященный Филарет был в усыпальнице Спасо-Преображенского кафедрального собора рядом с гробницей епископа Нижегородского и Арзамасской Моисея (Близнецова-Платонова; † 1825). Гробницы нижегородских святителей сохранялись в нижнем храме Спасо-Преображенского кафедрального собора до его разрушения в 1929 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Антоний, митрополит (Черемисов Иван Иванович) Дата рождения: 6 ноября 1939 г. Дата хиротонии: 22 апреля 1989 г. Дата пострига: 7 апреля 1971 г. День ангела: 27 апреля Страна: Россия Биография: Родился 6 ноября 1939 г. в ст. Терновке Воронежской обл. в семье рабочего. В 1957 г. поступил в Минскую духовную семинарию. В 1965-1968 гг. учился в Московской духовной семинарии, затем — в Московской духовной академии , которую окончил в 1972 г. со степенью кандидата богословия. В 1972 г. поступил в аспирантуру при МДА, работал в ОВЦС , в 1972-1975 гг. стажировался в Экуменическом институте Боссе (Швейцария), который окончил со степенью бакалавра. В годы учебы нес послушание личного секретаря митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова) . 7 апреля 1971 г. в Покровском храме МДА пострижен в монашество. 14 апреля 1971 г. рукоположен во иеродиакона, а 4 ноября 1972 г. — во иеромонаха. С 1975 г. — благочинный Виленского Свято-Духова монастыря, с 1979 г. — настоятель Каунасского Благовещенского собора и благочинный храмов Каунасского округа. 8 апреля 1979 г. возведен в сан игумена. В 1982-1985 гг. — заместитель настоятеля Патриаршего подворья в Токио. С ноября 1986 г. по апрель 1989 г. — благочинный московского Данилова монастыря . 24 марта 1987 г. возведен в сан архимандрита. 22 апреля 1989 г. в Троицком соборе Данилова монастыря хиротонисан во епископа Виленского и Литовского. 25 января 1990 г. переведен на Тобольскую кафедру , 20 июля — на Красноярскую и Енисейскую. 19 февраля 1999 г. возведен в сан архиепископа. С 17 июля по 29 декабря 1999 г. временно управлял Абаканской и Кызылской епархией . Решением Священного Синода от 30 мая 2011 г. ( журнал 44 ) в связи с образованием Енисейской епархии присвоен титул «Красноярский и Ачинский». Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. ( журнал 109 ) назначен на Орловскую кафедру . Решением Священного Синода от 25 июля 2014 г. (журнал 67) назначен главой новообразованной Орловской митрополии с титулом «Орловский и Болховский».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244886...

Запад и Юго-Запад Виленская губерния Обителей мужских 3, женских 2. Мужские обители Борунский монастырь в Ошмянском уезде. Борунский монастырь, находящийся в местечке Борунах, возник в 1692 г. при построенном тогда местными помещиком Николаем Песляком деревянном храме по случаю прославления местночтимой Борунской иконы Богоматери. Прежде он был униатским, а в 1883 г. обращен в православный. С 1835 по 1845 г. в нем помещалось Борунское духовное училище, бывшее униатское. В 1874 г. монастырь прекратил свое самостоятельно существование и приписан к Виленскому Свято-Духову монастырю, а с 1880 г. в нем открыто отделение того же Свято-Духова монастыря. В обители ныне одна каменная Покровская церковь , построенная в 1700 г., с усыпальницей под полом и склепами, и с алтарем, обращенным к северо-востоку. Придел его, в виде особой пристройки с восточной стороны, освящен во имя прп. Онуфрия Великого. Внутри храма в его сводах имеются голосники. Над горним местом, на своде в круглоовальном окне, изображена Св. Троица в гипсовых фигурах, а на карнизе 4 гипсовых архангела с позолоченными крыльями. Главная святыня его – Борунская икона Богоматери византийского письма, при которой имеется свыше 200 медных и серебряных привесок разного рода. При монастыре ныне имеется школа грамоты. Виленский Свято-Духов монастырь . Эта необщежительная обитель находится в южной части города Вильны, на Островоротной улице. Она учреждена была при Свято-Духовской церкви, построенной Волынским Троицким братством в 1597 году. Основателями монастыря были иноки православного Троицкого монастыря. Но уже в 1609 г. они лишились своей обители, насильственно переданной базилианам, при чем и братство их было переименовано в Свято-Духовское и перенесло в монастырь свою типографию, училище и богадельню. В первое время своего существования монастырь был подчинен Константинопольскому патриарху, а с 1686 г. был ставропигиальным Московского патриарха. В 1797 г. 19 мая по Высочайшему указу, данному Св. Синоду, обитель была возведена на степень второклассного монастыря. Но вскоре же после этого замечается упадок обители, и с 1804 до 1821 г. в ной даже все требы совершаются белым духовенством. В это же время (1812 г.) она подверглась ограблению со стороны вторгшихся в пределы России французских войск. На степень первоклассного монастыря она возведена была в 1833 году и в 1837 г. возобновлена. Управляет ей Литовский и Виленский архиепископ.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

отправился к Киев, а оттуда на Восток . В Полоцк прислан был на архиепископство новый ретивый униат из виленского Свято-Троицкого монастыря Антоний Селява . В Вильне, несмотря на решение последнего сейма, прекратившего все взаимные тяжбы униатов и православных, митрополит Рутский от лица всего свято-троицкого духовенства и братства и всех виленских униатов возобновил тяжбу против членов Свято-Духовского братства и в своей жалобе не только повторял все прежние обвинения против них, но обвинял их и в новых преступлениях. И именно обвинял в том, что они рассылали послания Смотрицкого по епархии Полоцкой и тем довели народ до решимости умертвить Кунцевича; издавали в защиту себя дерзкие сочинения, отвергавшие право патронатства в Церкви, принадлежащее королю; чествовали изображение Феофана, которого король объявил турецким шпионом; самовольно отпустили недавно без воли и ведома короля Мелетия Смотрицкого в царство Турецкое и всенародно поминают Смотрицкого, как и лжемитрополита Борецкого, в церковных молитвах; наконец, задумали построить себе без дозволения короля каменную церковь и уже навозили для того много кирпича . Польское правительство помышляло даже о совершенном уничтожении православия в Литве и Польше. Об этом можно заключать из письма митрополита Иова Борецкого к одному из главных советников короля, литовскому гетману князю Христофору Радзивиллу (от 24 августа) . «Мы узнали,— писал митрополит,— о достойном вечной памяти благодеянии, какое оказали ясновельможность ваша Церкви православных, угнетенных сынов нашего бедного русского народа,— оказали смело и решительно в тот тяжелый для нас час, когда все уже вместе согласились было истребить род православных». Не находя слов выразить князю свою благодарность и кланяясь ему до земли, Иов просил его не оставлять и впредь православных без своего могущественного покровительства и говорил: «Мы стеснены со всех сторон; на нас смотрят хуже, чем на изменников и изобличенных злодеев; хуже, чем на врагов Креста Христова; хуже, чем на язычников.

http://sedmitza.ru/lib/text/436140/

Виленский Троицкий монастырь стал прибежищем гонимого Стефана Зизания, который произнёс здесь смелую проповедь против унии, после чего униатский митрополит Ипатий Поцей распорядился опечатать храм и " вразумить " православных. Впоследствии братство при монастыре продолжало защиту Православия, развив широкую издательскую деятельность. Примечательно сочинение " Антиграфы " составленное знаменитым членом братства Мелетием (Смотрицким) в ответ на клеветническую книгу Поцея " Гармония " . В это время один из православных пытался совершить покушение на жизнь митрополита Ипатия Поцея, но тот остался невредим. Покушение осложнило положение, и в 1609 году Троицкий монастырь и церкви в Вильне были отняты у православных. Виленское братство лишилось многих своих членов, которые перешли в унию. Братство вынуждено было перебраться к церкви Святого Духа, построенной близ Троицкого монастыря в 1597 году. Сюда же были перенесены остатки браского имущества и типография, которая продолжала работать на поприще просвещения. Выход из печати очередной полемической книги Мелетия (Смотрицкого) " Фринос " послужил поводом для закрытия типографии, а ее работники были заточены в тюрьму. Среди них был и корректор Лонгин (в монашестве Леонтий) Карпович, ставший впоследствии первым настоятелем Свято-Духова монастыря. Свято-Духов монастырь в Речи Посполитой [ править править код ] Православный монастырь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов, видимо, возник сразу после этих печальных событий - около 1609 года. Братство при монастыре также стало называться Свято-Духовым. Архимандрит Леонтий (Карпович) ввел в обители общежительный устав и урегулировал жизнь братии. В первой половине XVII века монастырю и братству помогали его постоянные покровители Лаврентий Древинский, князь Богдан Огинский, мещанин Семен Азарич и многие другие. Когда положение Православной Церкви в Речи Посполитой улучшилось при митрополите Петре (Могиле), к середине XVII века в подчинении Свято-Духова монастыря оказалось 17 мужских и 2 женских (Виленский и Минский) монастыря. Иноки-святодуховцы часто избирались настоятелями других монастырей. Таким образом, значение обители в Литовской части Киевской митрополии существенно возрасло.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Духовски...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010