Особенно сильны были в борьбе за православие братства: в Галиции — Львовское, в Литве — Виленское Свято-Троицкое, в Белоруссии — Могилевское, на Волыни — Луцкое, в Киеве — Софийское. Не щадя средств, братства основывали новые монастыри, как бы взамен отнятых у них униатами. Так, в первое время существования унии у православных при помощи братств и православных благотворителей появилось около десяти новых монастырей: например, на Волыни— Почаевский (1597), в Вильне— Братский Свято-Духов (1605), в Киеве— Братский Богоявленский и др. Братства открывали школы, учреждали типографии, издавали сочинения, в которых доказывали истину православия, ложь унии и указывали на предстоящие православным опасности и на средства спасения от них. Особенную ревность в этом деле проявило Виленское братство. Его стараниями в братской типографии в 1596 г. были изданы первая в России славянская азбука и «Грамматика словенска», составленная Лаврентием Зизанием (Тускановским). В типографии Виленского братства напечатан был в 1597 г. и знаменитый «Апокрисис, альбо отповедь на книжку о Соборе Берестейском» — книга, блистательно раскрывавшая и доказывающая неправды Брестского Собора, провозгласившего унию. Из этой же типографии вышел в 1608 г. «Антиграф», предавший разбору и посрамлению хитросплетения деятелей унии Поцея и Скарги. А в 1610 г. Виленское братство выпустило из своей типографии весьма полезную и нужную для борьбы с унией апологию православия, составленную иеромонахом Свято-Духовского монастыря Мелетием Смотрицким, под названием «Фринос», т.е. плач Восточной Церкви на отступление некоторых сынов ее от греческого исповедания и от повиновения Константинопольскому Патриарху. В ней, по отзыву известного униата Холмского епископа Иакова Суши, «что ни слово — жестокая рана, что ни мысль — смертельный яд» (для унии и папства). Сочинение это, по свидетельству самих униатов, пользовалось бесконечным уважением не только у православных, но и у протестантов; его передавали, как сокровище, из рода в род, по завещанию, а некоторые завещали даже класть его с собой в гроб, после своей смерти.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=728...

Высокопреосвященный Иосиф совершило, весною настоящего года несколько богослужений. В неделю Православия (21 февраля) митрополит выходил на молебен в большом храме Свято-Троицкого монастыря, вместе с преосвященным Александром, совершавшим литургию. 4 апреля, по случаю праздника Светлого Христова Воскресения, митрополит, в сослужении с преосвященным Александром, с собором духовенства, совершил в 12 часов ночи, в большом храме Свято-Духова монастыря, всенощное бдение и потом Божественную литургию, в присутствии всех генералов, военных и гражданских, чинов и при многочисленном стечении народа. Всерадостнейшее воскресение Господне возвещено было пушечною пальбой с крепости. После богослужения городское духовенство принесло, по обычаю, поздравление митрополиту, и было приглашено им в большую столовую на обычный завтрак. В числе поздравлявших были также, по заведенному издавна обычаю, шесть лучших учеников Литовской духовной семинарии (по 2 из каждого отделения). Каждый из них должен был заблаговременно написать, на одном из древних или новых языков, и представить на рассмотрение ректора семинарии приветствие своему владыке. В последние годы владыка не выслушивал этих приветствий. Тем не менее семинаристы-депутаты приглашались к столу владыки и, кроме того, каждый раз получали от него в дар 10 рублей. Утром явились с поздравлением к митрополиту Иосифу высшие военные и гражданские чины. В том же большом храме Свято-Духова монастыря митрополит совершал молебен, с участием, служившего перед тем литургию, епископа Александра: 14 апреля, в день Виленских мучеников, и 17 апреля, в день рождения Государя Императора. Того же 17 апреля, М. Н. Муравьев, в бытность в Петербурге, был уволен Государем Императором от управления Северо-Западным краем и за умиротворение и устройство края возведен в графское достоинство. Значение совершенного Иосифом воссоединения униатов было вполне оценено лишь после минувшего мятежа, когда правительство могло опереться на двухмиллионную массу православного сельского населения, бывшего за тридцать лет до того более близким к католицизму и Польше.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

На другой день, 9 мая, были совершены в том же соборе, с полным благолепием и порядком, литургия и молебен при пении отличного архиерейского хора, 208 и при многочисленном стечении народа. 209 После богослужения в соборе, переименованном ныне из городского в кафедральный, Иосиф отправился со сланою освящать помещение, временно назначенное для консистории, в первом этаже архиерейского дома, со стороны Соборной площади, а также – архиерейские покои. Затем в архиерейских комнатах был дан завтрак, к которому Иосиф пригласил почетнейших Виленских обывателей и старших чиновников. Не забыты были и беднейшие жители города Вильны, без различия вероисповедания. В пользу их Иосиф в этот день препроводил через губернатора триста рублей. Так совершилось перенесение архиерейской кафедры и открытие епархиального управления в Вильне. Как епархия, так и консистория, и семинария должны были, по ходатайству Иосифа, удержать свое прежнее наименование «Литовских», без перемены на «Виленских» в виду того практического неудобства, что в Вильне уже существовали, под названием Виленских, католические – семинария, консистория и епархия, а также потому, что это старое название напоминало, как о старых, весьма светлых страницах православия в Литовской стране, так о недавнем перерождении униатов Литовской епархии в православных. Открыв затем временную домовую церковь в большой столовой архиерейского дома (ныне приемный зал) и совершив торжественные богослужения в соборе в день Вознесения и в церкви Троицкого монастыря в Троицын день, Иосиф торжественно освятил (4 июня 1845 года), в день Сошествия Святаго Духа, обновленный главный престол Свято-Духова монастыря и самый монастырь, поступивший в его ведение взамен Троицкого монастыря. Платон, епископ Ковенский, обновивший иконостас этого храма на собранные им пожертвования (когда он был архимандритом этого монастыря), сказал слово при настоящем освящении. Оно произвело хорошее действие, несмотря на то, что девизом тогдашней администрации края было молчать и сидеть смирно, сложа руки, чтоб не раздражить врагов. В день этого торжества новый священно-архимандрит первоклассного Свято-Духова монастыря, архиепископ Иосиф, препроводил губернатору триста рублей для раздачи бедным жителям города Вильны, без различия вероисповедания.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Никон , бывший архим. Московского Донского монастыря, определён 21 нояб. 1700; в исх. 1702 перев. в Новгород-Северский мнтрь. Исаакий Васенькевич в 1704 перев. из Виленского Свято-Духова монастыря; † 30 нояб. 1714. Евстратий Самборович упом. в 1719–1722; † в 1724, на покое. Нил Березовский в 1722 перев. из Макошинского, а в 1727 – в Новгород-Северский мнтрь. Тимофей Максимович произведён 20 июня 1727; † 1749 ... Димитрий Белинский в 1750 перев. из Макошинского монастыря; † 18 нояб. 1753. (В 1754–56 вакансия). Гервасий Линцевский , Пекинский миссионер, определён 27 февр. 1757; 27 июля того же года хирот. в викария Киевской епархии. Сильвестр Новопольский 28 апр. 1757 перев. из Черниговского Троицкого Илиинского; † 23 февр. 1761. Гедеон Сломинский 9 авг. 1761 перев. из Московского Заиконоспасского монастыря, а 4 сент. – в Бизюков. Панкратий Чарныйский 4 сент. 1761 перев. из Бизюкова монастыря, а 10 окт. – в Черниговский Троицкий Илиинский. Иов Малеевский 10 окт. 1761 перев. из Троицкого Илиинского; 2 февр. 1763 в Бизюков. Панкратий (паки) в 1763 перев. из Троицкого Илиинского; † 1773 ... Иерофей Малицкий 2 апр. 1774 перев. из Домницкого монастыря; 6 дек. 1788 хирот. в епископа Черниговского. Игнатий Максимович 15 янв. 1789 перев. из Колязина монастыря; † 30 нояб. 1793. Христофор Сулима 1 мая 1794 перев. из Гамалеевского монастыря; 18 апр. 1798 хирот. в еписк. Феодосийского (викария Екатеринославской епархии). Феофан Шиянов-Чернявский 13 мая 1798 перев. из Нежинского Назарета, в начале 1799 – в Новгород-Северский Спасский мнтрь. Афанасий Корчанов 21 мар. 1799 перев. из Киево-Выдубицкого монастыря; 5 сент. 1811 хирот. в епископа Пензенского. Феофан Романовский 22 февр. 1812 перев. из Острожского Спасского монастыря; † 1 янв. 1813. Феофил Татарский 3 июля 1813 перев. из Новгородского Вяжицкого монастыря, а 28 авг. 1818 – в Московский Донской. Мелетий Носков в 1818 перев. из Домницкого монастыря; 5 февр. 1823 – в Острожский Спасский (?) (рект. Волынской семинарии). Иероним Визерский в 1823 перев. из Острожского Спасского монастыря; в 1830 – в Свияжский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На богослужении в храме Христа Спасителя. Фото Патриархия.ru. Игумения Георгия (Щукина), настоятельница Горненского монастыря в Эйн-Кареме (близ Иерусалима). Пользуется большим духовным авторитетом, уже более 20 лет управляет Горненской обителью. Родилась 14 ноября 1931 г. в Ленинграде. В Великую Отечественную войну пережила блокаду, потерю родителей. В 1949 г. поступила в Свято-Успенский Пюхтицкий монастырь, где исполняла послушания казначея, регента хора. В 1955-1968 гг. – насельница Виленского монастыря в Литве. Монашеский постриг приняла 7 апреля 1968 г. в Пюхтицах, где подвизалась до 1989 г. В 1989 г. получила назначение на восстановление монастыря святого праведного Иоанна Кронштадтского на Карповке в Санкт-Петербурге. 24 марта 1991 г. возведена в сан игумении. В 1992 г. направлена на игуменское послушание в Иерусалимский Горненский монастырь. Игумения Рафаила (Хильчук), настоятельница Свято-Троицкого Корецкого монастыря (Ровенская епархия УПЦ) – член Коллегии при Синодальном отделе по монастырям и монашеству. Это вторая представительница Украинской Православной Церкви в нашем списке. Корецкий монастырь ведет свою историю с XVI века. Статус ставропигиального монастырь получил в 1984 году, еще во времена государственного атеизма. В миру – Хильчук Любовь Ивановна. Родилась в мае 1953 г. в с. Когильно Владимир-Волынского района Волынской области. В возрасте 22 лет в 1975 г. поступила в Корецкий монастырь послушницей. В 1978 г. пострижена в рясофор, в 1983 г. окончила регентское отделение при Ленинградской духовной семинарии. В 1991 г. пострижена в мантию. Возведена в сан игумении 26 июля 2006 г. Игумения Филарета (Калачева), настоятельница ставропигиального Свято-Успенского Пюхтицкого монастыря (Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата). Она входит в состав Коллегии при Синодальном отделе по монастырям и монашеству. Пюхтицы были на особом счету у покойного Патриарха Алексия II – с обителью Патриарха связывали воспоминания молодости. В советское время Пюхтицы – один из немногих не закрывавшихся женских монастырей – поставляли настоятельниц для женских обителей для всей РПЦ.

http://religare.ru/2_100120.html

Феодосий, архиепископ Санкт-Петербургский и Шлиссельбургский (Янковский) Родился в 1696 году в городе Вильно. В 1718 году принял монашество в Виленском Свято-Духовском монастыре и тогда же рукоположен во иеродиакона. В 1720 году из монастыря отправлен в Киев учиться. Два года жил в Киево-Печерском монастыре и обучался в Киевской духовной академии. В 1722 году в сане диакона переведён в приписной к Киево-Печерскому монастырю Змиевский Николаевский монастырь Белгородской епархии. В 1726 году вызван епископом Белгородским Епифанием (Тихорским; 1731) и оставлен при нём архидиаконом. Перед смертью преосвященный Епифаний представлял Феодосия в качестве кандидата на своё место, но Феодосия не назначили на Белгородскую кафедру и лишили звания архидиакона как не полагающегося на Белгородской епархии. С 1737 года – игумен Ахтырского Свято-Троицкого монастыря Белгородской епархии. В 1742 году переведён наместником в Троице-Сергиев монастырь. 10 марта 1745 года хиротонисан во епископа Санкт-Петербургского и Шлиссельбургского с возведением в сан архиепископа. Скончался 22 апреля 1750 года. Погребён в Александро-Невском монастыре в Благовещенской церкви у правого клироса. Основное внимание преосвященный Феодосий в епархии уделял строительству и благоукрашению храмов и монастырей. При нём, по указу императрицы Елизаветы, начата постройка Смольного девичьего монастыря в Санкт-Петербурге. Императрица Елизавета милостиво относилась к преосвященному и часто преподносила ему подарки. Так, преосвященный Феодосий получил от неё наперсный крест с вензелем, усыпанный драгоценными камнями. Литература: Архангельский М. Преосвященный Феодосий, первый архиепископ Санкт-Петербургский//Странник. СПб., 1869, т. 1. Рункевич С.Г. Александро-Невская лавра 1713–1913: Историческое исследование доктора церковной истории С.Г. Рункевича . СПб., 1913, стр. 592–594, Булгаков С. В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. – Киев. 1913, стр. 1411. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871). М. 1872, 72. Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877. –С. 265. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895). СПб., 1896, 72. Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии: в 10 т. СПб., 1869–1885, т. 5. Труды Киевской духовной академии. – Киев. 1860–1917; 1878, май, стр. 299. Русская старина. СПб., 1870, т. 1, стр. 412. Русская старина. СПб., 1877, т. 18, январь, стр. 76–77. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П.П. Сойкина. СПб., б.г., 1.2, стр. 2108. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. М. 1888. –С. 21. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Несмотря на удручавшую митрополита Иосифа болезнь, он совершал нередко священнослужения в разных храмах. 7 марта он служил в крестовой церкви, 15 – в пещерной церкви Виленских мучеников, 25 марта – в Троицком монастыре, 14 апреля – в пещерной церкви, 19 апреля, в первый день Святой Пасхи, – в большой церкви Свято-Духова монастыря, 20 апреля совершал молебен в Троицком монастыре, 8 и 28 мая – литургию в пещерной церкви. И в настоящем году, так же, как в предыдущем, по случаю смутных обстоятельств в крае, высокопреосвященный Иосиф не выезжал из города в свое летнее помещение – Тринополь. За неимением сада при архиерейском доме в Вильне, владыка ежедневно, в 6–30 часов утра, приезжал подышать свежим воздухом и сделать моцион в семинарский сад. В то время Вильна все ёще оставалась на военном положении. По городу часто двигались длинными колоннами гвардейские войска. Днем и ночью ходили конные и пешие патрули. После 9-ти часов вечера никто не имел права выходить на улицу без зажженного фонаря в руках. 8 июля, вечером, прибыл в Вильну Государь Император. 9 июля, в 8 часов утра, Его Величество отправился в Свято-Духов монастырь. На церковной паперти он был встречен митрополитом, приветствовавшим Государя речью. В этой речи архипастырь благодарил Монарха за то, что Он не смешивает сонмища злоумышленников с преданным ему народом, который он избавил недавно от уз рабства и от горсти пришельцев, терзавшей народ несколько веков и старавшейся лишить его прежнего русского слова и веры православной, а также благодарил Монарха за улучшение быта православного западнорусского духовенства. В пещерной церкви Государь приложился к мощам Виленских мучеников и удостоил принять из рук митрополита Иосифа икону Спасителя. Немедленно по усмирении мятежа М. Н. Муравьев представил (14 мая) Государю записку, в которой с полною откровенностью высказал необходимость изменить, со стороны правительства, систему уступчивости по отношению к полякам в Западном крае, благодаря которой здесь утвердился польский элемент и все приготовилось к мятежу. Государь утвердил мнения М. Н. Муравьева относительно возвышения православного западнорусского духовенства и увеличения окладов его содержания, а также относительно необходимости: а) упразднить римско-католические монастыри, замешанные в мятеже; б) ограничить права римско-католического духовенства на постройку костелов и на назначение латинских ксендзов к должностям без разрешения местного начальства; в) уничтожить польский язык во всех учебных заведениях; г) повсеместно завести русские школы; д) по возможности ограничить назначение лишь польского происхождения на должности в Западном крае; и е) увеличить содержание русским чиновникам, проживающим в этом крае. В продолжение 1864 года М. Н. Муравьев упразднил более 30 католических монастырей и закрыл много, устроенных произвольно, филиальных костелов и ненужных приходов, устраиваемых, обыкновенно, среди православного населения с целью обращения его в католичество. 312

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Когда Онисифор оставил митрополию, король Сигизмунд III приказал было (6 августа 1589 г.) немедленно передать монастырь виленским бурмистрам, радцам и лавникам, но приказ не был исполнен, вероятно, потому, что Онисифор заявил о своем праве владеть монастырем до своего живота. В следующем году, однако ж, Онисифор сам добровольно уступил монастырь названным городским властям и выдал им на то свой лист, который тогда же и вписан был в гродские книги. А в 1592 г. лист этот был представлен королю, который по просьбе виленских бурмистров и радцев и утвердил за ними навсегда Троицкий монастырь, чтобы они имели его, как и прочие виленские церкви, в своем «дозоре и подаванье» и употребляли монастырские доходы точно так, как указано было еще в грамоте короля Стефана Батория, данной им на Троицкий монастырь. Вследствие этого церковный причт Свято-Троицкого братства не иначе мог отправлять службы в церкви Троицкого монастыря, как с дозволения бурмистров, радцев и лавников, и хотя они по ходатайству братства дали это позволение, но всегда с неудовольствием смотрели на то, что братское духовенство не признавало над собою их власти, а действовало по распоряжениям своего братства. И вот в октябре 1592 г. бурмистры, радцы и лавники донесли виленскому наместнику митрополита протопопу Ивану Парфеновичу, что вызванные откуда-то Троицким братством священники Симеон и Феодосий с диаконом Герасимом вводят новые церемонии при совершении крещения и венчания. Наместник потребовал у священников отчета; они не захотели ему отвечать, а сказали только: «Мы священники братские и тебе не подчинены, но имеем своих старших — панов братчиков и их одних обязаны слушать, на это у братства есть лист, данный самим митрополитом». Тогда бурмистры решили отложить дело до приезда митрополита в Вильну и просили только отца протопопа записать о том в его урядовые книги. Ввиду таких неудобств и притеснений со стороны бурмистров Свято-Троицкое братство еще в начале октября 1592 г. испросило себе у короля новую грамоту, которою он, подтверждая все прежние права, пожалованные им братству (21 июля 1589 г.) , утвердил за ним и оба новые дома и грунты, им приобретенные, и дозволил братчикам «церковь набоженства своего на тых помененных грунтах домов их братских, яковую мети похочут, муром и деревом збудовати и всяких обиходов набоженства их, водлуг звычая христианскаго, свободне и добровольне уживати» .

http://sedmitza.ru/lib/text/436065/

Затем предлагаю консистории: во-первых, предписать кафедральному собору о точном исполнении на будущее время означенных выше правил; во-вторых, определить по тому собору с 1 сего мая Степана Пигулевского и Севастиана Луковича на вакансии причётников с жалованьем по 120 руб., Николая же Соколова и Платона Шаворовского с жалованьем по 100 руб. серебром; в-третьих, из уважения, что причётники сии получали доныне жалованья по 150 руб. серебром, вменить в обязанность кафедральному протоиерею, чтобы он до определения сих причётников к другим местам представлял мне ежетретно о тех из них, которые отличатся хорошим поведением и рачительностью по службе, для восполнения им жалованья до 150 руб. из источника, указанного в 4-м пункте выше прописанных правил. Наместнику Виленского Духова монастыря иеромонаху Никодиму, от 22 мая за 1282, о перемещении из Троицкого в Духов монастырь бывшего ректора Орловской семинарии архимандрита Платона Фивейского По указу Святейшего Синода, от 5 мая прошлого 1844 года за 4519, ректор Орловской семинарии архимандрит Платон Фивейский , по расстроенному здоровью, от занимаемой им должности ректора и профессора богословских наук уволен и, впредь до назначения в управление ему монастыря, помещён на жительство в Виленский первоклассный Святодухов монастырь, с производством ему классного оклада и с предписанием состоять ему в моём распоряжении. По поводу перестройки Святодухова монастыря, отведено было архимандриту Платону помещение в Свято-Троицком монастыре, и с тем вместе, из уважения к его положению, разрешил я наместника того монастыря игумена Арсения продовольствовать его столом от того же монастыря. Как монастырь Свято-Троицкий не состоит уже в непосредственном моём распоряжении, да притом ныне перестраивается, и экономические его средства скуднее против прежнего: то поставляю вам в обязанность, отец наместник, архимандрита Платона Фивейского перевести в Святодухов монастырь, отведя ему здесь помещение с предварительного моего разрешения; на стол же ему производить с настоящего дня, впредь до дальнейшего моего усмотрения, из 100 руб. серебром в год. Хотя столовые сии деньги почти втрое более против прочей братии, но они назначаются мною из уважения к расстроенному здоровью архимандрита Платона.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

10. протоиерей Георгий Соколов, доцент Минской духовной академии; 11. иерей Михаил Желтов, заведующий кафедрой церковно-практических наук Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, доцент Московской духовной академии и Сретенской духовной семинарии; 12. иерей Константин Павлюченко, преподаватель Екатеринбургской духовной семинарии; 13. диакон Владимир Василик, доцент Санкт-Петербургского государственного университета и Сретенской духовной семинарии; 14. Пентковский Алексей Мстиславович, профессор Московской духовной академии. Журнал 138 Слушали: Прошение Преосвященного епископа Североморского и Умбского Митрофана о переименовании Трифонова Печенгского мужского монастыря поселка Печенги и об утверждении его в должности священноархимандрита этой обители. Постановили: 1. Переименовать Трифонов Печенгский мужской монастырь поселка Печенги в Свято-Троицкий Трифонов Печенгский мужской монастырь поселка Луотсари Печенгского района Мурманской области. 2. Утвердить Преосвященного епископа Североморского и Умбского Митрофана в должности священноархимандрита Свято-Троицкого Трифонова Печенгского мужского монастыря поселка Луотсари Печенгского района Мурманской области. Журнал 139 Слушали: Рапорт Преосвященного архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста, председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, относительно поступивших прошений епархиальных Преосвященных об открытии монастыря, о назначении на должность и освобождении от должности игуменов, наместников и игумений монастырей. Постановили: 1. В связи с прошением Преосвященного митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия назначить иеромонаха Марка (Виленского) на должность наместника Казанского Богородицкого мужского монастыря города Казани. 2. В связи с прошением Преосвященного митрополита Пензенского и Нижнеломовского Серафима освободить Преосвященного епископа Кузнецкого и Никольского Нестора от должности наместника Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы.

http://pravmir.ru/zhurnalyi-zasedaniya-s...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010