736 После Самуила Шитика настоятелем монастыря был Иосиф Тризна, из учителей киевских школ. В 1647 г., 19-го марта, по смерти м. Петра Могилы , бывшего вместе и архимандритом печерским, Тризна избран был в архимандриты Киевопечерского монастыря († 1656 г.). С 1654 г. старшим виленского монастыря был Иосиф Нелюбович Тукальский. При нем в 1655 г. Вильна, после продолжительной осады, взята была русскими войсками. Чудотворная икона Божией Матери, получившая впоследствии название Остробрамской, была заблаговременно вывезена в Кролевец (Кенигсберг). Почивавшие в троицком монастыре мощи св. мучеников виленских зарыты были в монастырском саду, но после найдены православными и перенесены в Святодуховский монастырь. Вильна находилась под русским владычеством до 1661 года. Тукальский, державшийся Польши, 737 в 1658 г. перешел в Лещинский монастырь и был в нем последним православным архимандритом. В 1661 г. м. Дионисий Балабан посвятил его в епископа белорусского. После него монастырем управлял наместник, игумен евейского монастыря, Пахомий Савич, ревностный охранитель православия. Известен протест его против требования, чтобы православные отрекались от своей веры при избрании в городские должности. Преемником его был в 1661–1670 гг. Даниил Дорофеевич. В 1666 г., по поводу избрания Шитика и Прокопия Дорофеевича в бургомистры г. Вильны, он также защищал права православных на избрание в городские должности; 738 но базилианский архимандрит Мартиан Белозор и митрополит Гавриил Коленда добились того, что православных вытеснили из виленской ратуши. 739 Школа виленская, хотя и скромно, продолжала свою полезную деятельность, пользуясь пособиями благотворителей. В 1668 г. Регина Буховецкая, по мужу Швейковская, записала на братство свято-духовское 1.500 злотых и из них 500 назначила на студентскую конгрегацию святых Константина и Елены при церкви свято-духовской. 740 В 1677 – 1684 гг. во главе Виленского монастыря стоял Климент (на Ольдове и Лебеде) Тризна, нареченный епископ на белорусскую епархию; 741 наместником был Иона Дубинский, братским проповедником Иларий Гославский.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Об этом не раз просило братство короля, на это согласились было и уполномоченные виленского городского управления во время сейма 1600 г. и дали даже письменное обязательство, что они перенесут свой спор с братством из задворного королевского суда на решение следующего генерального сейма. Но когда король прибыл в Вильну, бурмистры и радцы вопреки данному обязательству упросили короля порешить их спор с братством задворным королевским судом, воспользовавшись отсутствием из Вильны знатнейших членов братства, и успели получить королевский декрет, которым уничтожались привилегии братства. Не довольствуясь этим, бурмистры начали домогаться, чтобы отнять у братства и самые домы, где помещались братское училище и братская богадельня. Когда открылся сейм 1603 г., братство выслало туда своего уполномоченного, горько жаловалось на притеснения и обиды со стороны Потея и бурмистров и умоляло членов сейма походатайствовать пред королем, чтобы претензии виленских бурмистров против братства были рассмотрены на сейме, чтобы отменен был декрет королевского суда, уничтожавший привилегии братства, и чтобы снята была баниция с двух братских священников, несправедливо осужденных Потеем. Жалобы братства приняты были многими на сейме с большим сочувствием , но сейм этот разошелся преждевременно и в пользу братства не успел ничего сделать . Впрочем, братство старалось вознаградить свои потери и в 1605 г. имело уже при Свято-Духовской церкви свой братский православный монастырь, мужской, с особым отделением для женского, как было и при Троицком монастыре: с этого года и можно считать существование виленского Свято-Духова монастыря . Имело также у себя и двух новых священников, Иосифа Яцковича и Ивана Семеновича, и пригласило к себе из Дерманского монастыря ученого иеродиакона Антония Грековича, которому кроме иеродиаконской должности в своем монастыре поручило как бакалавру в заведование и свою братскую школу. К сожалению, этот самый иеродиакон скоро подал повод к новому и весьма сильному столкновению братства с митрополитом Потеем.

http://sedmitza.ru/lib/text/436116/

В конце 1918 года оставшиеся сестры числом до 20-ти вернулись в Вильно, в свой бывший монастырь, где и прожили в трудах по восстановлению и благоустройству его до осени 1919 года. В 1919 году по распоряжению польских властей храм и здания Мариинской обители отошли в пользование поляков, а сестрам была предоставлена епархиальным начальством незначительная часть помещений бывшего мужского монастыря при Свято-Троицкой церкви в больничном корпусе Виленской духовной семинарии. Виленский женский Марие-Магдалинский монастырь стал принадлежать юрисдикции Польской автокефальной церкви. В 1939 году по ходатайству игуменьи Нины перед митрополитом Варшавским Дионисием в пополнение в монастырь были приобретены святыни из Почаевской Лавры: копия Почаевской иконы Божьей Матери, ковчег с иконой святой Марии Магдалины и с частицей святых ее мощей, которые получены из скита Святого Духа Почаевской лавры, и икона преподобного Иова Почаевского с частицей святых его мощей. В 1944 году от военных действий Марие-Магдалинский монастырь сильно пострадал. Церковь с колокольней представляли руины. Сгорели жилые дома и все хозяйственные постройки. Уцелел лишь у ворот домик-сторожка и погреб в земле, где долгое время приходилось ютиться монахиням. После войны все пришлось восстанавливать. Мариинский женский монастырь в 1960 году был переселен в Свято-Духов мужской монастырь. Все церковное и монастырское имущество было аккуратно перевезено. Часть его (святые иконы и иконостасы в разобранном виде) переданы на хранение в Виленский кафедральный Пречистенский собор, частью в Свято-Духов монастырь, а остальные оставлены при обители. Только в начале 1990-х годов монастырь снова получил отдельные помещения и сейчас является единственным женским монастырем Виленской епархии. Рекомендуем Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей Популярное: Сейчас в разделе 1896  чел. Всего просмотров 69 млн. Всего записей 2586 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Художественная литература к содержанию

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Главным поприщем борьбы между униатами и православными и во дни митрополита Рутского был город Вильна. Здесь преимущественно действовали друг против друга два монастыря: Свято-Троицкий униатский с своим братством и Свято-Духовский православный с своим братством. Архимандритом Троицкого монастыря оставался сам Рутский, хотя находились в монастыре и другие архимандриты, вероятно, в качестве наместников митрополита: с 1614 г. Иоасаф Кунцевич, настоятельствовавший пред тем понемногу в монастырях Бытенском и потом в Жировицком, а с 1617 г. Лев Кревза . Средства Троицкого монастыря постоянно увеличивались. Кроме прежних имений, которые он приобрел еще до унии, кроме недавно переданных ему плаца и домов Пятницкой церкви в Вильне он владел уже имениями пяти других монастырей, к нему присоединенных: Брацлавского, минского Вознесенского и трех овручских. Теперь Рутский подарил Троицкому монастырю (1613) еще свое отцовское имение Руту, находившееся неподалеку от Новогрудка; король вновь приказал (6 августа 1614 г.) виленским медовым братствам отдавать на Троицкий монастырь половину их доходов, которые все назначил было три года тому назад на возобновление погоревших в Вильне русских церквей, а какой-то земский виленский писарь Ян Коленда подарил тому же монастырю (20 июня 1619 г.) свой дом, который с дозволения Рутского построил на плацу бывшей русской церкви Козмы и Дамиана . Казалось, довольно имел Свято-Троицкий монастырь, но ему хотелось иметь и то, что принадлежало его соседу, хотелось отнять у Свято-Духовского монастыря все, чем он владел, даже самое право на существование. Начать это дело Рутский предоставил Свято-Троицкому братству. В 1614 г. русские радцы виленского магистрата Леон Мамонич (содержатель известной типографии) и Петр Коптевич и виленский мещанин Игнатий Дубович, бывшие некогда православными, пожаловались королю от имени всего униатского Троицкого братства, будто бы называющие себя церковным братством при новой церкви Святого Духа в Вильне незаконно присвоили себе королевские грамоты, пожалованные именно Троицкому братству: грамоту 1589 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/436119/

В 1639 г. помещик Новогрудского воеводства Григорий Мартинович Володкович, построив в имении своем, местечке Грозове, где существовала уже каменная церковь Иоанна Богослова, и другую церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, основал при них небольшой мужеский монастырь, подарил ему слободку Терпиловку с крестьянами, фольварк Каскоровщизну с полями, лесами, ставом, мельницею и разные другие угодья и отдал этот Грозовский монастырь в вечное держанье виленскому Свято-Духову монастырю и братству . Впрочем, хотя и лучше жилось теперь православным в Вильне и враги не теснили их по-прежнему, но без столкновений не обходилось. В 1637 г., 8 марта, вечером, какой-то Стефан Томашевский с толпою товарищей и слуг, подъехавши по Большой улице на санях к Свято-Духову монастырю, вторгнулся на монастырское кладбище и начал стрелять в Свято-Духовскую церковь. И когда на шум и звон у монастырской калитки вышло несколько монахов, стал поносить их и хотел застрелить одного из них, но не успел только вследствие осечки ружья. Затем с криком: «Шпага моя будет купаться в вашей крови» — удалился. На другой день, когда монахи принесли жалобу, приходил в монастырь возный для освидетельствования и действительно нашел следы ружейных выстрелов на дверях церкви. Другой случай был важнее. В том же году, 5 апреля, в день воскресный, православные совершали погребальную процессию по Большой улице на Свято-Духовское кладбище. Когда процессия двигалась мимо Троицкого униатского монастыря, вдруг из ворот его выскочили несколько монахов и других лиц, схватили одного из участвовавших в процессии, скорняка Павла Семеновича, поволокли его в свой монастырь, били и заковали в кандалы у колокольни. Тотчас по требованию свято-духовского настоятеля митрополичьего наместника Самуила Шитика-Залесского явился в Троицкий монастырь возный, нашел там скорняка закованным в кандалы у колокольни и слышал от него, что его схватили во время погребального шествия и били, не знает за что, и еще угрожают бить постромками, запрещая ему ходить в Свято-Духовскую церковь и требуя, чтобы он признал себя виновным в происшедшем смятении.

http://sedmitza.ru/lib/text/436146/

В 2011 г. окончил богословский факультет Московской духовной академии. С 2012 г. исполнял общие монастырские послушания (исповедь, молебны, седмичное служение, краткосрочные и долгосрочные командировки). В 2013 г. трудился в Паломническом центре лавры. С августа 2013 г. нес послушание в контрольно-ревизионной службе лавры. С октября 2014 г. по август 2015 г. — заведующий керамической мастерской лавры. 29 августа 2015 г. по благословению Святейшего Патриарха Кирилла направлен на послушание настоятеля новообразованного Владимирского мужского монастыря на истоке Днепра ( Вяземская епархия ). 25 апреля 2016 г. на основании решения Священного Синода от 16 апреля 2016 г.  ( журнал 31 ) утвержден в должности игумена указанной обители, в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Вязьмы  епископом Вяземским и Гагаринским Сергием  возведен в сан игумена. 2 декабря 2016 г. по благословению епископа Вяземского Сергия назначен настоятелем прихода храма Вознесения Господня г. Гагарина с сохранением ранее возложенных послушаний. В тот же день указом епископа Сергия приход был переименован в подворье Владимирского монастыря. С июня 2016 г. — настоятель Тихвинского подворья Владимирского монастыря в г. Смоленске. Решением Священного Синода от 11 марта 2020 г. ( журнал 9 )  избран  епископом Тракайским, викарием Виленской епархии. 15 марта 2020 г. в Свято-Духовом монастыре г. Вильнюса  митрополитом Виленским и Литовским Иннокентием   возведен в сан архимандрита. Наречен  во епископа 18 августа 2020 г. в Тронном зале Патриарших покоев  Храма Христа Спасителя  в Москве. Хиротонисан 23 августа за Литургией в Саввино-Сторожевском ставропигиальном монастыре . Богослужения возглавил Святейший Патриарх Кирилл. Владеет литовским и английским языками. Образование: 2001 г. — Вильнюсский университет. 2006 г. — Московская духовная семинария. 2011 г. — Московская духовная академия. Епархия: Виленская епархия (Викарный архиерей)   Научные труды, публикации: Слово архимандрита Амвросия (Федуковича) при наречении во епископа Тракайского. E-mail: kanceliarija@orthodoxy.lt Web-caйm: www.orthodoxy.lt

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5609355...

Иоанн (Лавриненко) Иоанн (Лавриненко), архп. б. Костромской и Галицкий. Родился 12 марта 1899 года в г. Краснодаре (Екатеринодаре). Окончил Екатеринодарское духовное училище и Ставропольскую семинарию по первому разряду. Пострижен в монашество Преосвященным епископом Севастопольским Вениамином в Андреевском Афонском подворье г. Константинополя, им же рукоположен в иеродиакона 26 июня 1921 года и 31 июня того же года – в иеромонаха. В 1922 году прибыл в Польшу и назначен в число братии Виленского Свято-Духова монастыря и столоначальником Виленской Духовной Консистории. В 1923 году назначен членом Волынской Духовной Консистории в гор. Кременце. В 1924 году назначен законоучителем Дерманских духовных школ на Волыни и вр. исполн. обязанности инспектора классов Дерманского Епархиального женского училища. В 1925 году переведён преподавателем Виленской духовной семинарии (низших классов) и наместником Виленского Свято-Троицкого монастыря. В этом же году возведён в сан игумена. В 1927 году поступил на Богословское отделение Варшавского университета, которое и окончил в 1931 году со степенью магистра богословия. В 1932 году возведён в сан архимандрита. С 1931 года состоял снова членом Волынской Духовной Консистории и наместником Кременецкого Богоявленского монастыря. В 1935 году перемещён на должность члена Гродненской Духовной Консистории. В этом же году принят в юрисдикцию Московской Патриархии и Блаженнейшим Митрополитом Сергием предназначен к хиротонии во епископа Аляскинского, вик. Североамериканской епархии. По болезни не выехал в Америку, но и, пребывая в Польше, оставался в юрисдикции Московской Патриархии. В 1941 году митрополитом Волынским и Луцким Николаем, Экзархом Московской Патриархии, назначен настоятелем Ковельского собора. В этом же году Блаженнейшим Митрополитом Сергием удостоен права ношения панагии при богослужении. 9 дек. 1941 года в Почаево-Успенской Лавре митрополитом Волынским и Житомирским, Экзархом Украины Алексием хиротонисан во епископа Ковельского, вик. Волынской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Амфилохий, лондонский иеромонах — 218, 225, 227 Амфилохий, отец — Амфилохий (Сергиевский, по другим данным: Казанский, Павел Иванович) (1818–1893) — выпускник Московской Духовной академии (1844); смотритель ряда духовных училищ (с 1844 г.); архимандрит (с 1852 г.), настоятель ростовского Борисоглебского (с 1852 г.) и воскресенского Новоиерусалимского (с 1856 г.) монастырей; в 1860–е гг. состоял в числе братии московского Покровского миссионерского монастыря; член–корреспондент Академии наук (с 1868 г.), член Православного миссионерского общества (с 1870 г.) и почти всех исторических и археологических обществ; член Московской Духовной консистории (с 1882 г.); настоятель московского Данилова монастыря (1870–1888); епископ Угличский (с 1888 г.); археограф, исследователь и собиратель памятников древнерусской литературы — 235, 237, 288 Анастасий, архимандрит (о. Василий Опоцкий) — Анастасий (Опоцкий Василий Алексеевич) (1831–1905) — выпускник Санкт–Петербургской Духовной академии (1861); инспектор Виленского (1862–1865) и Минского (1865–1869) Духовных училищ; архимандрит (с 1869 г.); ректор Виленской Духовной семинарии и настоятель Виленского Свято–Троицкого монастыря (с 1881 г.); епископ Брестский (с 1885 г.), Сарапульский (с 1891 г.), Чебоксарский (с 1893 г.), позже — епископ Казанский, Туркестанский и Олонецкий — 85, 140, 150, 151 Анастасия, сестра Ивановского монастыря в Москве — 290 Анатолий, отец — Анатолий (Тихай Александр Дмитриевич) (1838–1893) — выпускник Киевской Духовной академии, иеромонах; начальник общины в Хакодате (с 1872 г.), позже возглавил приход в Осака (с 1878 г.), в миссии находился до 1890 г.; автор брошюр: Обитатели Японии. СПб., 1882; Синтоитский обряд погребения у японцев. СПб., 1882 (см.: Дневник русского православного миссионера в Японии отца иеромонаха Анатолия//Миссионер. 1878. 28–32; 1879. см. о нем: Странник. 1896. 3. С. 436) — 75, 80, 86, 109–111, 115, 141, 151, 157, 164, 171, 173, 175, 192, 195, 216, 217, 221, 231, 250, 257, 267, 273, 312, 325–327

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2435...

1.2 Псалтирь с восследованием (Острог, 1598) Практически синхронно с книгоизданием Свято-Духова братства в Вильне активизируется деятельность типографии князя Константина Острожского в его имении . Оба книжных центра внесли определяющий вклад в развитие и распространение собраний молитв келейного правила. Однако на материале их книгопечатного наследия можно заметить существенное различие редакторского подхода этих двух издательств в указанном вопросе: а) состав сборника «Молитвы повседневные» отразил собой устав Виленского Свято-Духова братства (а впоследствии и одноименного монастыря) относительно келейного правила, тогда как Острожская типография не выпустила подобного сборника (т. е. по типу Молебника), поскольку организована была при академии, где вряд ли предполагался общий устав келейных молитв. б) состав сборника частной молитвы, выпущенного в Остроге, отражает устоявшуюся к концу XVI beka восточнославянскую традицию Псалтири с восследованием: это заметно как по названию книги, так и по характеру состава, который вполне соответствует универсальному набору глав Псалтири с восследованием, как это отражено в рукописях этого типа XV-XVI bb. из фундаментального собрания Свято-Троицкой Сергиевой лавры ( СТСЛ) , а также в первой печатной Псалтири с восследованием, вышедшей в 1625 году в Москве. Редактором-составителем Псалтири с восследованием (Острог, 1598) был руководитель Острожской типографии Василий Суражский. Наиболее самобытной частью названного сборника оказывается Молебник , в начале которого помещены  собрания молитв «на нощь» и «от сна вставши». Сопоставление состава рассматриваемых последований острожской книги с виленским сборником показывает, что Василий Суражский взял за основу три группы молитв виленской традиции (полунощные, утренние и «на сон грядуще»), преобразовав их в два последования, в каждом из которых поместил по тринадцать молитв: 1) последование молитв «от сна вставши» — это объединение полунощных и утренних молитв виленского сборника, из которого исключены две молитвы , а добавлены несколько молитв, традиционных для московских рукописей, где они сопровождают наиболее употребимые каноны ;

http://bogoslov.ru/article/5233602

Мелетий Смотрицкий, сын православных родителей из западно-русского дворянства, получил образование в Виленской иезуитской академии; 516 но потом, находясь заграницей, слушал лекции в протестантских университетах, которые дали новое направление его понятиям относительно римско-католической церкви. Возвратившись в Западную Россию и увидев горестное положение дел в православной церкви, он выступил ревностным защитником православия против латинства и унии. В 1610 году он издал под именем Феофила Ортолога «Плач вселенской апостольской церкви» с изложением догматов веры. Описывая бедственное состояние западно-русской церкви, он обвинял в оном отступивших от православия униатских епископов и увещевал их возвратиться в лоно православной церкви. Сочинение написано чрезвычайно живо и увлекательно. Православные приняли его с восторгом. Но паписты вооружились против него всеми тонкостями диалектики, укоряя его в лютеранстве и кальвинстве. Скарга издал против него «Перестрогу», 1610 года, a униатчкий ученый Илья Мороховский – «Паригорию» или утоление ламенту церкви восточной, 1612 года. Не надеясь на силу ученой полемики, униаты заподозрили Смотрицкого в государственной измене, вследствие чего король приказал сделать обыск в виленской свято-духовской типографии, подозрительные книги сжечь, а типографщиков посадить в тюрьму. Покупка и продажа «Плача» (Ламепта) воспрещена под угрозой страшной денежной пени. Во время этой полемики изменилось положение лиц высшей униатской иерархии. В июне 1612 года митрополит Поцей, чувствуя ослабление сил, назначил Рутского своим коадъютором, с званием епископа галицкого, 517 а в следующем году скончался. Рутский занял высокий пост в униатской иерархии – получил сан митрополита, а Кунцевич посвящен в архимандрита и назначен троицким настоятелем. Суровый аскет и подвижник, он сильно действовал на умы. Он обратил в унию большую часть Вильны. Увлеченный энергией врага, вызывавшего на бой, Смотрицкий в 1617 году вступил в свято-духовский монастырь. Теперь два противника стали один против другого лицом к лицу. Монастыри их были крепостями, из которых они действовали друг против друга. Смотрицкий не переставал громить врагов. Но в сердце его уже происходила перемена. Он стал тайно посещать троицких базилиан и своим диалектическим умом старался примирить разности в учении восточной и западной церкви. Братство заметило эти колебания. Откровенная укоризна сдержала и выпрямила его, так что после смерти Карповича (1620 года) он избран был в настоятели монастыря. Противника его Кунцевича в это время уже не было в монастыре. В 1618 году он посвящен был в полоцкие епископы. Место его в Троицком монастыре занял Лев Кревза, также принимавший участие в ученой полемике с православными, впоследствии архиепископ Смоленский. 518 Казаки

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010