681 ...словнинъ. – В оригинале σκθης скиф. Древнерусский переводчик, несомненно, был знаком с византийской литературой, в которой «скифами» назывались самые разные северные по отношению к Византии народы, в частности болгары и русские. 683 ...козичиною своею. – Точное значение слова «козичина», так же как и его греч. соответствия αγιομλοις (от αξ ‘коза’ и μαλ ‘шерсть’), неизвестно; вероятнее всего, имеется в виду козья шкура или одеяло из козьей шерсти, а не род одежды, ибо, как было сказано выше, Андрей носил дорогое господское платье. 684 ...тоштетину ялъ... – Греч. τ σλη σθων (τ σλη – разновидность бобовых) является, очевидно, парафразом презрительного σελογος " бобоед». 685 ...на позорищи. – Позорище – театр (θατρον) – монументальное открытое сооружение, предназначавшееся для публичных зрелищ и народных собраний. 686 ...множьство ефиопъ много... – Ефиоп (αθοψ), мавр (муринъ, μαρος), черный – средневековые наименования черта. 687 ...блоризець... – В греч. λευσχμων (=λευχεμων) ‘одетый в белое’ – об ангелах; белые одежды символизировали чистоту и святость. 691 ...благоврный Левъ Мясникъ... – Лев I Великий или Макел (μακλλης ‘мясник’), византийский император (457–474). Называя этого императора Макелом, автор Жития очевидным образом противопоставляет его упомянутому выше Льву, названному им Великим, что является дополнительным аргументом в пользу идентификации последнего со Львом VI Мудрым (см. выше). 693 ...кидонатъ... – Кидонат – кидонийская айва (Кидония – древний город на северном побережье Крита, совр. г. Канея). 694 ...похабу Смеона... – Симеон Юродивый жил в г. Емесе в конце VI в. Из его Жития заимствованы автором Жития Андрея Юродивого некоторые сюжетные мотивы. 695 ...на прдняя спвати, а задняя забывати. – Ср.: «Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» ( Фил. 3, 13–14 ). 696 ...близъ блудныхъ храмъ... – Проституция была довольно широко распространена в Константинополе, где почти в каждом квартале имелись публичные дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

- Расплата бывает разная. Олигарха Березовского, хорошо поураганившего в лихие 90-е на просторах матушки-России, нашли в Англии повешенным на шарфе. Мавр сделал свое дело! Вот и задушили Бориса Абрамыча, выдав расправу за самоубийство... - Никаких границ в башке у глобального капитала нет. Пойдут на любые преступления - ничего личного, чистый бизнес. Двурушников и предателей используют и сольют. БОЛЬШОЙ РЫВОК СПАСЕТ РОССИЮ - Юрий Васильевич, судя по откликам, абсолютное большинство наших читателей только приветствуют грядущую конфискацию. Дескать, хотя бы так ответят за разграбление России. - Прекрасно понимаю злорадство т.н. " простых " наших людей по поводу того, как янки будут «стричь наших баранов», «раздевать» и пускать по миру постсоветских нуворишей, насосавшихся несметных богатств великой страны. Но у ответственных людей должны возникать совсем другие чувства и мысли: КАК обратить планируемую за океаном декапитализацию нашей так называемой «элиты» на пользу России? - И как же? - В ситуации, когда Запад перешёл к эшелонированному недружественному давлению на Россию, за которым, очевидно, совсем скоро последуют и уже открыто враждебные действия, нашему государству, наконец, необходимо заставить тех, кто хранит сбережения за рубежом, определиться. Либо у них в феврале следующего года активы и деньги начнут отбирать США, в рамках Закона от 2 августа «О противодействии противникам Америки посредством санкций», либо они начнут возвращать и вкладывать капиталы в страну.По разным оценкам, сегодня в заграничных фондах и офшорах «складировано» от 1 до 2 трлн долларов. Хорошо Матушка-Россия обогатила своих «сыновей». Пришла пора возвращать долги. И не менее половины положить в «закрома» Родины на Рывок. Им это зачтётся, как колхозникам, покупавшим на свои деньги танки и истребители во время Великой Отечественной войны. - Что за Рывок вы придумали в духе Сталина? - При чем здесь я? Еще 18 сентября 2014 г., спустя полгода после воссоединения Крыма, Президент России на заседании Государственного совета потребовал от присутствующих и всех элит: «За предстоящие 1,5-2 года необходимо совершить настоящий рывок в повышении конкурентоспособности российского реального сектора».

http://ruskline.ru/opp/2017/oktyabr/16/c...

И Гучков опровергнут и повергнут. И теперь русская революция зовёт не к единению молчания, не к единению закрывания глаз на действительность, нет, классовые интересы остаются классовыми интересами и классовая борьба остаётся классовой борьбой. Но единение в смысле подчинения классовых задач имущих – интересам революции. (Рукоплескания крайней левой.) Не штыки ставит революционная демократия у дверей Временного правительства, но организованную волю своих органов. (Гронский: „А Финляндский полк?”) Ну, это нам не возражение: Солдаты, как и все граждане, отныне пользуются полной свободой движения на улицах и выражения их политической воли. (Рукоплескания крайней левой.) Лишь только правительство не бесконечного затягивания войны может спасти Россию в вихре международных осложнений. И кисло: о том, что можно потерпеть и нынешнее, пока оно выполняет волю революционной демократии. И – кисло это всё слушать кой-кому из министров. А сегодня – мы пришли сюда для того, чтобы в последний раз встретиться на этой трибуне. (Гронский : „Это еще неизвестно.”) У нас теперь трибуна – Совет Рабочих и Солдатских Депутатов. (Рукоплескания крайней левой.) Государственная Дума выполнила своё дело, мавр сделал своё дело, и уходя отсюда мы можем сказать: Государственная Дума умерла, да здравствует Учредительное Собрание! (Рукоплескания крайней левой.) Для этих-то слов и вся речь построена? Так „поминальное” заседание и кончилось похоронами? Как будто – и сказано сегодня уже всё возможное? И стрелка – к восьми часам. Но нет! Припасён напоследок единственный тут член всех четырёх Дум, и любимец четырёх, и самый знаменитый их краснобай – Родичев . Под бурные рукоплескания депутатов он, на своём седьмом десятке, даже порывисто идёт на трибуну – вылощенный, высоковатый, все та же клиновидная малая бородка и чеховское пенсне. Начинает он, всё же, опять с воспоминаний о 1-й Думе и как её закрыли (хотя вот уже и последнюю закрывают). Но, великий импровизатор, никогда не готовивший речи, он весь – от настроения, от волнения в груди (и даже от прямой зарядки в буфете, но сейчас буфета нет). Ему если только зацепиться хоть за хвостик удачной фразы:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Он лишь корчится от побоев да раболепствует перед рукой, занесенной для удара (2:80–84). Бунт зимми Незадолго до прибытия британского посла (г-на Пэйна) в 1785 году марокканский мавр убил еврея-купца, разрезал тело на части и разбросал их в колодцы акведука в пригородной долине. Убийство было совершено с исключительной хитростью и жестокостью. И вот все еврейское население, стряхнув с себя безразличие и трусость, с неутомимым прилежанием взялось за поиски убийцы. Несмотря на все уловки и препоны, им удалось найти его, и он был брошен в тюрьму. Здесь предполагалось назначить ему некую казнь – не смертную, запрещенную упомянутым выше законом, но, возможно, бастинадо, 72 каковая казнь порой производится таким образом, что оказывает то же действие. Дело, однако, застопорилось, и евреи, в сильнейшем возмущении от нанесенных им обид, во множестве столпились вокруг дворца, громко требуя правосудия. Султан, первоначально склонный даровать им его, скоро утратил все чувства, кроме изумления перед этим непривычным и неожиданным шумом; затем, вознегодовав на этих неверных, осмелившихся возвысить голос вблизи монарха, он приказал своей страже прогнать их обратно в их квартал, что та и исполнила с готовностью и с превеликим удовольствием. А в предупреждение повторных подобного рода выходок на еврейский город наложена была обширная пеня, и пока она не была выплачена, ни одному еврею не позволено было выйти за ворота (2:84–85). Зимма и уплата джизьи в 1815 году В сущности, евреев терпят главным образом как безотказный источник денежных средств, когда бы они ни понадобились... Единственный их способ обеспечить себе защиту, заключается в том, чтобы втереться в милость к какому-нибудь вельможе; уступая ему часть своих доходов и угождая малейшим его прихотям, они предохраняют себя тем самым от преследований и даже добиваются некоторого подобия уважения; хозяйского еврея, как и хозяйского пса, нельзя пинать безнаказанно. Евреи облагаются ежегодной податью, назначаемой султаном и взимаемой порой авансом.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Расцветает садово-парковая усадебная культура. До нашего времени дошли от прежнего великолепия лишь жалчайшие крохи, но и их достаточно, чтобы имеющий живое воображение представил себе всю роскошь и идиллию навсегда ушедшего существования обитателей сельских шалашей. Эвдемонические стремления русского образованного общества достигают апогея именно в недрах усадебной культуры. А названия многих усадеб красноречивы весьма: Отрада, Рай, Раёк, Нерасстанное, Благодатное, Монрепо (Отдохновение), Нескучное... Счастье, идиллическое земное счастье влечёт воображение человека. И опять-таки Державин пишет величественную оду «На счастье» (1790), воспевая это новое божество, завладевшее душами окончательно:   Всегда прехвально, препочтенно, Во всей вселенной обоженно И вожделенное от всех, О ты, великомощно счастье! Источник наших бед, утех, Кому и в ведро и в ненастье Мавр, лопарь, пастыри, цари, Моляся в кущах и на троне, В воскликновениях и стоне, В сердцах их зиждут алтари!   В европейской литературе воспевающий счастье Державин не был одинок. Классицизм, разумеется, также часть эвдемонической культуры, но для него характерно всё же иное понимание счастья: к концу же XVIII столетия оно сопряжено со стремлением к сельской идиллии. Поэты забывают о вечной славе героев, лелеют в душе сердечную нежность и воспевают жизнь частную, уединённую, счастливую удалённостью от неволи государственной лямки. Они пишут друг другу послания (жанр весьма популярный тогда), изливая свою приверженность несуетливой и вольной идиллии в окружении вольной же натуры. Державин был вовсе не одинок, расписывая друзьям радости сельской жизни. На вершине нового направления — все заметнее сияют имена Н.М.Карамзина и И.И.Дмитриева. Замечательный русский литературовед С.М.Бонди предложил однажды назвать направление, сменившее классицизм, — партикуляризмом — из-за поэтической приверженности художников к частной жизни. Но давно установился иной термин - сентиментализм. Возник этот творческий метод в Англии, в середине XVIII

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

И прорек Иезекииль, как заповедал ему Господь и, вместе с его глаголом, был глас в землетрясение: совокуплялись кости, кость к кости, каждая к своему суставу; смотрел он и явились на них жилы, и плоть росла, и простиралась сверху кожа, но в них не было духа. Тогда к нему был голос: «прорцы о духе, прореки сын человеческий и скажи духу: так глаголет Адонай Господь: от четырех ветров прииди дух и дохни на мертвых сих, да оживут». И он прорек, как заповедал ему Господь, и взошел в них дух жизни, ожили все и стали на ногах своих, – собор многий, великий, ( Иез. 37 ). Так будет некогда и в сей юдоли плача! Алупка Если кто не видал в зеленой Гренаде той пресловутой Альгамбры, о которой так горько плакал последний ее властитель мавр Боабдиль, пусть плывет сюда, на южный берег Тавриды, полюбоваться Альгамброй русской, которая внезапно возникла как бы по волшебному манию на скалах Алупки. Тут найдет он все очарование мавританской: и прохладительный шум ее фонтанов, от знойной тяготы полудня, и негой дышащие розы, алой плетеницей обвившие порфировые ее террасы; тут те же страшные львы, свирепеющие из-под мрамора, и ряд стройных кипарисов, поставленных как бы на страже сего чудного создания Востока взамен той стройной дружины Абенсерагов, которая охраняла заветные палаты царей мавританских. Целая роща сих кипарисов манит вас укрыться от огненных лучей в глубокий мрак свой, проницаемый только просветами синего моря, которое виднеется сквозь темную их колоннаду. Нет этого великолепного моря в чуждой нам Альгамбре испанской, а здесь оно широко шумит у подножия русской и довершает ее очарование. Море у ног ее гложет седой пеной брошенные ему на жертву утесы, но оно не смеет коснуться выспренних террас; роскошный сад сбегает от них к пучине, весь в лаврах и миртах; древесные магнолии открывают белую душистую чашу тропических своих цветов, из-за розовой купы цветущих олеандров: все здесь дышит Востоком и дальняя Индия приносит сюда ароматные свои дары. Но вот и дикий Север пришел оградить мшистыми скалами верхние сады своенравной Алупки, в которой столько же игры искусства, сколько и природы.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

В 844 г. Л. принял участие в походе против Пипина II, кор. Аквитании; после неудачной для Карла Лысого битвы при Ангулеме он попал в плен, монахам Ферьера пришлось выплатить за него выкуп. Вскоре Л. вместе с королевским посланником (missus) Пруденцием Галиндом (епископ Труа в 843/6-861) инспектировал бургундские мон-ри, чтобы провести преобразования монашеской жизни, утвержденные на Соборе в Жерминьи (843). В дек. 844 г. он принял участие в синоде западнофранк. епископов в Вернёе, где выступил с резкой критикой светских сеньоров, к-рые, как он считал, посягали на имущество Церкви; Л. был среди составителей соборных постановлений. Впосл. он присутствовал на Соборах в Суасоне (853) и в Питре (862). С кон. 40-х гг. IX в. Л. участвовал в богословских спорах о предопределении на стороне Готшалька, выступая против Гинкмара , архиеп. Реймсского; в это время он составил небольшой полемический трактат, в котором обосновал свою позицию ссылками на блж. Августина. Б-ка Л., насчитывавшая ок. 94 кодексов, была одним из самых больших частных книжных собраний в империи Каролингов. Возглавив аббатство Ферьер, он активно разыскивал, копировал и исправлял сочинения классических авторов. Для этого Л. поддерживал контакты с насельниками крупнейших каролингских мон-рей (Прюм, Райхенау, Сен-Жермен в Осере, Сен-Мартен в Туре и Фульда), а также с клириками из Реймса и Санса. Л. вел обширную переписку с Римскими папами, франк. правителями и придворными, епископами, аббатами и аристократами; среди его адресатов были Альстиг Йоркский, Венилон Сансский, Гинкмар Реймсский, Марквард Прюмский, Рабан Мавр, Регинберт из Райхенау, Эйнхард. Сохранились 132 письма Л., вероятно собранных его учеником Хейриком Осерским. Они свидетельствуют о высокой образованности Л. в сфере классической филологии. Л. обсуждал с корреспондентами спорные места в лат. текстах, орфографию и просодию, обращался с просьбами прислать рукописи, организовал процесс копирования редких текстов, наладил книгообмен между важнейшими скрипториями и б-ками.

http://pravenc.ru/text/2110898.html

Когда мавр сделает свое дело, он должен удалиться; когда то, что нужно было жизни придет – тогда внутренне закончится революционный процесс, хотя, может быть, не сразу свалится тирания. Но не говоря о сегодняшнем дне, можно совершенно убежденно отстаивать то положение, что революция имела по существу две положительных задачи, которые должна была решить. Политическая ритмика в нашей революции определялась именно этим – Временное Правительство, было, конечно, плохим, а, может быть, и никаким Правительством, ибо не имело (да и хотело ли иметь? Сейчас, через 14 лет, кажется, что и господин Львов, и все его сотрудники были своеобразными толстовцами, гнушавшимися власти...) никакой власти. Но оно могло бы держаться, если бы все же при нем могли быть разрешены основные требования жизни. Большевики психически овладели народом потому, что они кончили войну, отдали крестьянам всю землю, – а национальностям предоставили действительно полную (по крайней мере, первое время) свободу «самоопределения». Большевики в значительной мере обманули тех, кто им поверил, но благодаря своему обману они овладели властью, – и раз ею овладев, сумели ее удержать. Временное Правительство не обладало властью, точнее – имело ее настолько, насколько не угасшая в населении инерция и действительная потребность в управлении считалась с Временным Правительством. Но всякий раз, как у него находилась достаточная сила своеволия или сопротивления – Временное Правительство шло на уступки. В украинском вопросе это сказалось с полной силой; положение здесь ухудшалось тем, что в Петрограде не имели определенного отношения не только к Украине, но и вообще к национальной проблеме в России. Не было во Временном Правительстве определенного отношения и к социальной проблеме. Это значит, говоря другими словами, что во Временном Правительстве была ясна и определенна лишь чисто политическая задача, задача «сведения концов с концами» в управлении огромным государством. Связь с иностранными державами, продолжение военных действий с Германией, наконец подготовка учредительного собрания, на которое возлагались все надежды, – все это как бы оправдывало Временное Правительство в том, что оно не хотело стать настоящей властью.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkov...

379 Предположение высказано Мабильоном, принимается Dummler’oм и Morin’oм (см. Morin, о. с., р. 9, n. 3). Это отношение Геригера к сочинению Ратрамна лишний довод против заключений Schnitzer’a и Naegle, что в эпоху первого и второго евхаристического спора книга Ратрамна могла быть рассматриваема только как православная (см. выше, в этой части нашего исследов.). 380 Даваемые им здесь указания, как замечено в нашем введении, считаются католическими учеными очень важными для истории первого евхаристического спора. Кроме приведенной цитаты из Naegle (ср. также S. 81, Апт., где говорится о hohe Wichtigkeit этого источника для ознакомления с евхаристическим движением), можно указать еще на заключение Schnitzer’a, который видит значение этого сочинения в том, что оно нас uber den stand der Abendmahlscontroverse informiert (o. c., S. 216). 381 Et his quidem, qui dixerunt, secessui obnoxium (quod nunquam est auditum), id est, Heribaldo Antisiodorensi episcopo, qui turpiter proposuit, et Rabano Moguntino, qui turpius assumpsit, turpissime,vero conclusit, suus ad respondendum locus servetur. 382 Попутно заметим, что позднее против Рабана за указанное им решение данного вопроса предостерегал своего друга Роберта Вильгельм Мальмесберийский (см. Schnitzer, о. с., S. 207, Anm. 4): Interea te admonitum volo, ut unum ex his, qui de talibus disputaverunt, fugiendum scias. Rabanum nomino qui... dicit, sacramenta altaris proficere ad saginam corporis ac per hoc corruptioni esse obnoxia. В этом отношении Рабан Мавр разделил судьбу Беренгария, который обвинялся в стеркоранизме. 383 Подобно другим писателям, касавшимся судьбы евхаристических видов, Геригер не проявляет в достаточной мере такта, соответствующего высоте предмета, и останавливается на деталях пищеварительного процесса, говорит о vomitum и проч. 384 Quapropter cuius potenti virtute panis iste communis quem quotidie sumimus, cum sit candidus, mutatur intra nos in colorem sanguineum vel alium humorem fluidum, ipsius potentia caro et sanguis eius sumpta non in noxios et superfluos humores, sed in carne vere resuscitanda debeat reservari conformata (c.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/evh...

составление и перевод А.А. Бурова Святой Мавр, епископ Вероли (I) По преданию, проповедь христианской веры в Вероли восходит к апостольским временам, когда Мария Саломея, мать апостолов Иакова и Иоанна, пришла туда на проповедь по благословению святого апостола Петра. Остановившись у крестьянина по имени Мавр, она обратила его ко христовой вере и поставила местным епископом. В то же время, документальные сведения по епархии Вероли имеются лишь с середины VIII века, первым епископом, о котором сохранилась документальная запись, был Мартин (Martino, около 743 года). Согласно одному из преданий, святая Саломея прибыла в Лацио вместе со святыми Димитрием, Власием и Петром. Они остановились у крестьянина-язычника по имени Мавр, который принял от св. Петра крещение и был поставлен во епископа Вероли. Через шесть месяцев, 3 июля, Саломея отошла ко Господу. Святой Мавр поместил её тело в каменную урну, на которой написал Hac sunt reliquiae B. Mariae Matris apostolorum Jacobi et Joannis. 99 Опасаясь быть схваченным, он поместил эту урну в усыпальницу Патерна, и через три дня скончался. Позже язычники раскопали урну, полагая найти в ней клад, и будучи разочарованы тем, что нашли только кости, бросили их на деревенской площади. Некто, прочитав надпись на урне, собрал ночью разбросанные по улице кости, завернул их в ткань и поместил в новую шкатулку. Этот добродетель умер прежде чем смог вернуться на родину, а мощи святой остались под обрывом, где были спрятаны. В 1209 году старец по имени Томассо нашел тело человека. Ночью ему приснились св. Пётр и св. Мария Саломея, которого открыли ему, где найти святые мощи. Обретение состоялось 25 мая, и это событие было отпразднован епископом Пенне (Penne), настоятелем из Касамари (Casamari) и настоятелем храма св. Анастасии в Риме. Как только прелаты показали мощи толпе, произошло чудо: живая кровь хлынула из бедра. Голова и руки были помещены в драгоценные реликварии и сохранились в соборе, а другие кости хранились внутри алтаря молельни, построенной на месте обретения. Вскоре маленькая молельня была заменена внушительной базиликой. Читать далее Источник: Избранные жития святых, в Европейских и иных землях просиявших : А-Э/Сост. и перевод А.А. Бурова. – Москва : 2005–2015. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010