В лат. традиции сборники, похожие на К., появляются в сер. VI в. под влиянием греч. традиции. Т. н. «Книга ответов» (Liber Responsorum) свт. Виктора, еп. Капуанского († 554), представляет собой собрание схолий различных писателей на Пятикнижие, к-рые принадлежат исключительно вост. отцам и учителям Церкви (PLS. 4. Col. 1191). Свт. Виктор цитирует сщмч. Поликарпа, еп. Смирнского, Оригена, свт. Василия Великого, Диодора, еп. Тарсийского, Севериана Габальского. Мн. цитаты из Поликарпа Смирнского, приводимые свт. Виктором, по др. источникам неизвестны. Свт. Виктору приписывается также составление сборника толкований (Collectaneum) на Послание к Римлянам, предположительно состоявшего из отрывков комментария Пелагия (CPPMA, N 2960a; CPL, N 956; изд.: Morin G. Jean Diacre et le Pseudo-Jérôme sur les Épîtres de S. Paul//RBen. 1910. Vol. 27. P. 113-117). Эти сочинения еп. Виктора полностью не сохранились. Неск. фрагментов из них вошли в «Толкование на Шестикнижие» Иоанна Диакона Римского (VI в.), Алкуина, Беды Достопочтенного ( Pitra. Spicilegium. T. 1. P. 287-289), а также в катену на Послание к Римлянам Элизахара ( Fransen. 1996). К VII в. относятся первые попытки систематизации толкований какого-либо одного лат. автора, в частности свт. Григория Великого. Хотя его «Expositio in librum Iob sive Moralia» (Толкование на Книгу Иова, или Нравственные толкования; в 35 кн.) посвящено изъяснению Книги Иова, свт. Григорий попутно истолковал в этом произведении мн. места др. книг Библии. Эти толкования вошли в Liber testimonialium (CPL, N 1718; PL. 79. Col. 683-916), компилятивный сборник извлечений из разных сочинений свт. Григория Великого, к-рые нотарием папы Патерием (VII в.) и более поздними редакторами распределены по отдельным книгам Свящ. Писания. Этот сборник затем использовал Рабан Мавр († 856) при составлении компилятивных комментариев почти на все книги Библии, а также Гильберт Порретанский († 1154) при составлении глосс на книги от Иисуса Навина до пророков ( Wasselynck. 1965).

http://pravenc.ru/text/1681377.html

Примазий под отступлением разумеет оставление истины, Рабан Мавр – оставление благочестия, Алулф – оскудение добродетелей, Николай Лирский – отпадение от католической веры, т. е., быть может, не от веры вообще, а от веры, исповедуемой Латинской церковью. Только Гуго-а-Сен-Виктор и Петр Ломбард, называя отступление отпадением от веры, по-видимому, разумеют безбожие, но и они не употребляют этого слова. Как в предпочтении, какое средневековые богословы оказывали мнениям об отпадении народов от Римской империи, или церквей от Римской церкви при объяснении слова отступление, так и в нерасположении их придавать этому слову значение богоотступления, безбожия, или полного неверия, сказалось влияние характера времени на мысль и букву их изъяснений учения апостола. Как известно, в средние века почти совсем не было безбожия, не было его и среди христиан первых веков. Таким образом, ни прошлое, ни современное средневековым богословам состояние христианских народов не давало повода понимать отступление как богоотступление, как безбожие. Им и в голову не приходила мысль о том, что времена могут измениться, и что не только пред пришествием антихриста, но и раньше будут эпохи, в которые безбожие будет сильно распространено у христианских народов. А между тем хотя и можно в слове отступление находить указания и на политическое разложение народов или на отпадение их от повиновения власти и законам, и на отпадение от Церкви, т. е., на умножение ересей и расколов, и на отпадение от добродетели или на нравственный упадок человеческого рода, на распространение нечестия, так как все это действительно будет пред пришествием антихриста; но главным образом слово отступление означает отпадение от веры в Бога или безбожие, которое из всех видов отступления есть самое опасное, страшное и губительное. 1 Раннейшие средневековые богословы Латинской церкви были православными богословами, и потому их толкования должно бы отнести к предыдущей главе, но мы поставляем эти толкования во главу толкований позднейших латинских богословов по тесной связи их между собой.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Вассе» найдены статьи: АГАПИЙ, ВАЛЕРИЙ, ПУБЛИЙ, ВАСС, ИУЛИАН, ФЕЛИКС, ПАВЕЛ, МАВР, ГЕРТУЛА, ВЕРЕКУНДА († ок. 304), и 42 др., мученики (пам. зап. 12 апр.) ВАСИЛИСА (ВАССА)-АНАСТАСИЯ св., кнг. нижегородская - см. Феодора, прп., кнг. нижегородская ВАСС († сер. III в.), сщмч. Никейский (пам. зап. 5 дек., пам. греч. 18 сент.) ВАССА Васса [Василисса] (Мария; † 1472 - нач. 1473), прп. (пам. 19 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в 4-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских и в Соборе святых земли Эстонской) ВАССА (нач. IV в.), мц. Алонская (пам. 21 авг.) ВАССА, ПАВЛА И АГАФОНИКА († нач. IV в.), мученицы (пам. зап. 10 авг.) ВАСС, ЕВСЕВИЙ, ЕВТИХИЙ И ВАСИЛИД († 303), мученики Никомидийские (пам. 20 янв.) ВИКТОР, ВИКТОРИН, КЛАВДИАН И ВАССА (IV в. ?), мученики Никомидийские (пам. зап. 6 марта) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Вассе.html

Любезный брат! Разве мы забыли все то, что претерпел ради нас Владыка всяческих? Его бранили, оскорбляли, говорили: «В Тебе бес», а Он не гневился. Его заушали, били по щекам, насмехались, пригвоздили к Кресту, дали отведать уксуса с желчью, копьем пронзили ребро… И все это Он претерпел ради нашего спасения, а мы ради Него не можем снести даже маленькой грубости? Что мы ответим Ему в день судный? Какое мы найдем себе оправдание, если Он ко всем прочим благодеяниям, что сделал для нас, присовокупил еще эти? А что Он требует взамен? Так оставим, брат, все это тщеславие, вернем мужество и твердость своему сердцу и скажем вслед за апостолом: мы готовы не только принять побои и раны за Христа, но и умереть за Него. Ибо если мы Ему состраждем, то с Ним и будем прославлены, и с Ним и унаследуем Царство. ГЛАВА 34. О том, что нужно повиноваться своему игумену даже до смерти, любить его и относиться с почтением 1. Из Григория Двоеслова Однажды, когда святой Бенедикт безмолвствовал в келии, его ученик Плакид пошел к озеру, которое местные называют Лакком, чтобы набрать воды. Он хотел зачерпнуть воды кувшином, но выронил его, и течение отнесло кувшин. Тогда брат попытался выхватить его из воды, но поскользнулся и упал в воду. А течение было таким сильным, что его отнесло от берега на расстояние полета стрелы. Человек Божий, как мы сказали, был в это время в своей келии. Он узнал о том, что случилось, позвал ученика Мавра и говорит ему: — Брат Мавр, беги скорее — там брат Плакид упал в Лакк, и течение уже далеко отнесло его. Мавр, лишь только услышал веление своего духовного отца, бросился бегом. Пришел он на место и видит, что Плакида действительно отнесло далеко от берега. Но Мавр, с твердой верой и уповая на отчие молитвы, ступил на воду, пошел по ней пешком, как по суше, и догнал Плакида, которого уносили волны. Затем он схватил его за волосы, вытащил из воды и тем же путем вернулся на сушу. Только тогда Мавр пришел в себя и понял, что шел по воде и что такое могло случиться только по чудотворным молитвам его духовного отца. Он поразился и пришел в ужас от того, что произошло, поэтому, вернувшись, он рассказал святому о Божием знамении, которое совершилось.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2416...

   Любезный брат! Разве мы забыли все то, что претерпел ради нас Владыка всяческих? Его бранили, оскорбляли, говорили: «В Тебе бес», а Он не гневился. Его заушали, били по щекам, насмехались, пригвоздили к Кресту, дали отведать уксуса с желчью, копьем пронзили ребро… И все это Он претерпел ради нашего спасения, а мы ради Него не можем снести даже маленькой грубости? Что мы ответим Ему в день судный? Какое мы найдем себе оправдание, если Он ко всем прочим благодеяниям, что сделал для нас, присовокупил еще эти? А что Он требует взамен?    Так оставим, брат, все это тщеславие, вернем мужество и твердость своему сердцу и скажем вслед за апостолом: мы готовы не только принять побои и раны за Христа, но и умереть за Него. Ибо если мы Ему состраждем, то с Ним и будем прославлены, и с Ним и унаследуем Царство. Глава 34. О том, что нужно повиноваться своему игумену даже до смерти, любить его и относиться с почтением    Однажды, когда святой Бенедикт безмолвствовал в келии, его ученик Плакид пошел к озеру, которое местные называют Лакком, чтобы набрать воды. Он хотел зачерпнуть воды кувшином, но выронил его, и течение отнесло кувшин. Тогда брат попытался выхватить его из воды, но поскользнулся и упал в воду. А течение было таким сильным, что его отнесло от берега на расстояние полета стрелы. Человек Божий, как мы сказали, был в это время в своей келии. Он узнал о том, что случилось, позвал ученика Мавра и говорит ему:    – Брат Мавр, беги скорее — там брат Плакид упал в Лакк, и течение уже далеко отнесло его.    Мавр, лишь только услышал веление своего духовного отца, бросился бегом. Пришел он на место и видит, что Плакида действительно отнесло далеко от берега. Но Мавр, с твердой верой и уповая на отчие молитвы, ступил на воду, пошел по ней пешком, как по суше, и догнал Плакида, которого уносили волны. Затем он схватил его за волосы, вытащил из воды и тем же путем вернулся на сушу. Только тогда Мавр пришел в себя и понял, что шел по воде и что такое могло случиться только по чудотворным молитвам его духовного отца. Он поразился и пришел в ужас от того, что произошло, поэтому, вернувшись, он рассказал святому о Божием знамении, которое совершилось.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3712...

О, конечно, бессознательно! Потому-то с этим так трудно бороться, что это пока еще слишком бессознательно. IV Доныне революционное освобождение человечества начиналось с утверждения человеческой личности. Но «мавр исполнил свой долг, мавр может удалиться». Социал-демократия как религия хочет начать освобождение с отрицания личности. Тут опасность предельного мистического рабства. Самодержавие «нового бога» — коллектива — злейшее из всех самодержавий. Обожествленный Коллектив становится некоторым Великим Существом, Grand Etre (по О. Конту), некоторой сверхчеловеческой личностью, а все отдельные человеческие «я» — безличными клеточками этого тела. Какое же это тело, какое лицо? Что, если не Божеское и не человеческое, а звериное? Что, если центральная монада этого нового тела — не кто иной, как древний Цезарь Божественный или новый великий Азеф, великий Хам? «Расхаживая по царским чертогам в Вавилоне, царь сказал: это ли не величественный Вавилон, который построил я в доме царства моего и в славу моего величия?..» «Еще речь сия была в устах царя, как был с неба голос: тебе говорят, царь Навуходоносор, — царство твое отошло от тебя. И отлучат тебя от людей, и будет обитание твое с полевыми зверями». «Сердце человеческое отнимется от него, и дастся ему сердце звериное». Это сказано о социализме — «богостроитель», строитель Вавилонской башни. Но о нем же сказано: «Царство твое останется при тебе, когда познаешь власть небесную». Не отнимется у социализма сердце человеческое и не дастся ему сердце звериное только в том случае, если познает он власть небесную, познает, что «Всевышний владычествует над царством человеческим». Истинное богостроительство есть богочеловечество. Камень, который отвергли строители, сделается главою угла. Этот камень — Богочеловек Христос. И строится на нем не Вавилонская башня, а вселенская Церковь — Царство Божие на земле, в котором исполнится и религиозная правда социализма. V Социал-демократия — железный молот; новое религиозное сознание — хрупкое стекло; стоило, казалось, молоту прикоснуться к стеклу, чтобы разбить его вдребезги.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=191...

Это и подмена понятий через провокационное использование названия «Исламское государство» для обозначения зон влияния тоталитарных сект исламистских радикалов - антиподов любых мировых религий. Что объективно ставит под удар все исламские государства. Это и очевидная всем невозможность на практике реально осуществить геноцид миллиардов инакомыслящих руками одноразовой «пехоты» Абу Бакр аль-Багдади. Очевидно, что провокации с демонстрацией практики геноцида «Исламским государством», призваны обрушить гнев и военную мощь всего мирового сообщества на исламские государства и на Ислам. Но это произойдет только после завершения силовой трансформации ресурсных стран. Как говорится, когда мавр сделал свое дело - мавр может уходить. Это и публичные признания лидеров Германии и Франции, сделанные в разгар кризиса 6 января 2009 года, что существующая социально-экономическая система аморальна по своей сути, поскольку провоцирует дальнейшее разделение как людей, так и стран на бедных и богатых, и посему подлежит уничтожению... Здесь мы впервые затронули духовно-нравственные и морально-этические аспекты проблемы экономики ссудного процента, необходимость поиска ее альтернативы. Так что же хотят, в конечном счете, достичь англосаксы? Уничтожить исламские государства? Явно нет - их можно только ослабить. Поставить вне закона принципы ислама? Ближе. Или уничтожить единственную альтернативу экономике ростовщичества и ссудного процента - так называемую исламскую экономику и ее банковскую систему? Скорее всего, причина именно в этом. Запрет использования ссудного процента отражен в основных мировых религиях. В Ветхом и Новом Завете, в Коране. Смертный грех лихоимства делает внутренне противоречивым словосочетание «православный банкир». Ветхий Завет: «Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдать в рост». (Втор. 23; 19). «В рост дает и берет лихву: то будет ли он жив?» (Иезек. 18; 13). Новый Завет: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют». (1 Коринф. 6; 9-10).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/d...

Евтихий вспомнил свой сон, взял кисть, обмакнул ее в алую черлень и написал на белом свитке Предтечи Крылатого: Вот Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет во храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете. Вот Он идет . Примечания Меч Господень на земле действует быстро и скоро! (лат .) 2 Возлюбим вино превыше всякого блага! (лат .) 3 Упиваясь вином (лат. ). 4 Тебя, Бога, хвалим! (лат. ) 5 Римлянин, помни, что ты управляешь народом (лат. ). 6 Дом (сокращ. от лат. dominus – господин) – обращение к членам некоторых монашеских орденов. 7 Беги, о, Сион, живущий у дщери Вавилонской! (лат. ) 8 Се Бог – се человек (лат. ). 9 Предчувствуют души грядущее; Расплавится медь; и голос будет: се Бог! (лат. ) 10 «Величит душа моя Господа 11 Мавр (итал. Moro) – прозвище герцога Лодовико Сфорца. 12 «Хвастливый воин» (лат. ). 13 «Каюсь» (лат. ). 14 «Ангел Божий возвестил Марии 15 Да святится имя твое во всем мире, и избавь нас от всякого зла (лат. ). 16 Верую в Бога – отца Люцифера, сотворившего небо и землю. И в сына его Вельзевула (лат. ). 17 Радуйся, владычица Кассандра! (лат. ) 18 Да будет беспощадно проклят Богом тот, Кто пожелает зла французскому королевству! (фр. ) 19 В великих битвах Карл завоюет всю Италию, Войдет в Иерусалим И поднимется на Масличную гору (фр .). 20 Радуйся, благодатная Мария! (ит. ) 21 Истина в вине... (лат. ) 22 «Богородица, Дево, радуйся» (лат. ). 23 Чрево рассечено, Ступня до руки достает — Жертву здесь принесли Искупления ради ( лат. ).  24 Иисус, Иисус, любовь! (ит. ) 25 Любовь не полюбить никому не позволит (ит .). 26 Всяк кричи, как я кричу, Вечно безумный, безумный, безумный! ( ит. )  27 Лодовико-Мария Сфорца, Англ, герцог Миланский (лат. ). 28 Я Беллинчони Берти увидел В кожаном поясе с костями ( ит. ).  29 Сущности от внешнего (лат. ). 30 Здесь: Так его! (фр. ) 31 Святой Денис, покровитель отечества! (фр. ) – старинный боевой клич французов. (Здесь и далее прим. ред. ) 32 Изумительнейший, превосходнейший, непобедимейший (ит. ).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=188...

Толкование на Евангелие от Mamфeя. XIV. 22 Обратившись к данному месту [текста], можно заключить, что, исследуя нечто в соответствии с законодательством апостола о церковных делах, мы теперь уже имеем возможность понять и ясно изложить то, что оказывается невразумительным и труднообъяснимым. Павел желает, чтобы никто из тех, кто получил от Церкви, как бы символически, некий властный статус по отношению к большинству, не пытался вступить во второй брак. Устанавливая правила о епископах в Первом послании к Тимофею, он говорит: «Если кто к епископству стремится, доброго дела желает. Ибо епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен [ 1Тим.3:1–3 ]» – и так далее. О диаконах же: «Диакон, – говорит, – должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим» [ 1Тим.3:12 ] и остальное. А о поставлении вдов говорит: «Вдова должна быть [избираема] не менее как шестидесятилетняя, бывшая женой одного мужа» [ 1Тим.5:9 ] – и после этого делает как бы некие дополнения, во-вторых и в-третьих 28 . А в послании к Титу: «Для того, – говорит, – я оставил тебя на Крите, чтобы ты исправил недостатки и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных» [ Тит.1:5–6 ], и далее так же. Однако я недоумеваю, наблюдая некоторых второбрачных, которые оказываются гораздо лучше однобрачных, почему Павел не позволяет двубрачным занимать церковные должности. Commentaria in Epistulam В. Pauli ad Romanos. X. 17, 20 Origen es. Opera omnia. P, 1857. T. 4(PG. XIV. 1278–1280). Текст Оригена – наиболее раннее толкование слов апостола Павла о Фиве как о служительнице, и, возможно, диакониссе, если так понимать слова «feminas ministras», хотя вопрос о существовании диаконисс во времена Оригена в Александрии открытый, поскольку никаких других упоминаний о женщинах-служителъницах ни в его, ни в сочинениях других авторов нет. Толкование на первый отрывок ( Рим.16. 1–2 ) воспроизводит Фульдский аббат и архиепископ Майнцский Рабан Мавр (780–856): Rabanus Maurus. Enarrationum in Epistulae Pauli. Lib. VIII: Expositio in Epistulam ad Romanos. 16. 1–2 (PL CXI. 1605). Этот и другие тексты Оригена ниже сохранились лишь в латинских версиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Что же мы обещаем здесь? Отпущение грехов и очищение " банею возрождения " (Тит.3:5). Но и крещение доставляет больше благ в будущем; и Павел говорит: " ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе " (Кол.3:3). Если же оно и здесь доставляет блага, как и действительно доставляет, то это особенно и чудно, что людей, совершивших бесчисленное множество грехов, каких никто другой не совершал, апостолы могли убедить, что все их нечистоты омоются, и они уже не будут давать никакого отчета в грехах своих. Подлинно, это особенно и удивительно, что люди грубые убедились принять такую веру, питать благие надежды в будущем, свергнуть прежнее бремя грехов с великим усердием и немедленно приступить к подвигам добродетели, не прилепляться ни к чему чувственному, сделаться выше всего плотского и принять дары духовные, – что перс и сармат, мавр и индиец познали чистоту души, силу и неизреченное человеколюбие Божие, любомудрие веры, наитие Святого Духа, учение о воскресении тел и жизни вечной. О всем этом и многом другом подобном рыбари научили любомудрствовать племена варварские, просветив их таинством крещения. Будем же тщательно сохранять все это и говорить им (язычиикам), а вместе доказывать им это и собственной жизнью, чтобы нам и самим спастись и их обратить к прославлению Бога, Которому слава во веки. Аминь. Эта фраза отмечена как цитата, но откуда она взята, – неясно – и.И. Гр. " προσεθηκεν "="" – и.И. В рус.пер. " проницает " – и.И. Гр . " εγω εδωκα αυτοις προσταγματα " . В синод.пер. " попустил им учреждения... " (т.е. ошибочно понимая под этим языческие обычаи) – и.И. 8. БЕСЕДА ВОСЬМАЯ   Может быть плотским и тот, кто совершает знамения. – Никогда не нужно отчаиваться в спасении.   " И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не [твердою] пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы еще плотские " (1Кор.3:1-3).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1097...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010