Одновременно изменялся и политический строй: на смену царской власти пришло сначала аристократическое правление, затем, после реформ Солона (594/93), основным органом гос. управления стало народное собрание, ок. 560 г. до Р. Х. была установлена тирания Писистрата, проводившего реформы в интересах торгово-ремесленных слоев демоса и крестьянства. В А. велось большое общественное строительство (в т. ч. храмов, рынка, водопровода и др.). На протяжении VI-V вв. был проведен ряд демократических реформ. Свергнув в 510 г. до Р. Х. тиранию Писистратидов, Клисфен создал территориальные филы вместо родовых, ввел закон об остракизме для предотвращения тирании. В 462 г. реформой Эфиальта ареопаг был лишен политической власти, за ним сохранялись судебные функции по нек-рым уголовным и религ. делам; верховная власть перешла к народному собранию; право занятия высших гос. должностей (кроме стратегов и казначеев) было предоставлено всем гражданам, выборы стали производиться по жребию, была введена плата за исполнение обязанностей в суде присяжных (гелиэе) и за участие в заседаниях народного собрания. Пропилеи. 437–431 гг. до Р. Х. Пропилеи. 437–431 гг. до Р. Х. В нач. V в. до Р. Х. А. возглавили сопротивление греч. полисов персам (греко-персид. войны 500-449 гг. до Р. Х.). В 480 г. город был разграблен войском персид. царя Ксеркса I, но в том же году греч. флот по инициативе афинян во главе с Фемистоклом разбил персид. флот при о-ве Саламин, а в 479 г. сухопутное войско персов было разгромлено при Платеях. Фемистокл был инициатором создания Делосского союза (или 1-го Афинского морского союза, или Афинской Архэ) греч. гос-в против Персии в V в. до Р. Х. Это было время наивысшего культурного расцвета А. (получившее название «золотой век Перикла»). После окончания греко-персид. войн в городе велось интенсивное строительство. Был создан новый ансамбль Акрополя под рук. архит. и скульптора Фидия. В 447-438 гг. зодчими Иктином и Калликратом возводится Парфенон - храм в честь богини Афины. По системе Гипподама после 446 г.

http://pravenc.ru/text/77100.html

И умел не только досказывать, но и подсказывать. В «Регламенте» многое подсказано Феофаном. Но не всегда сразу сообразишь, где здесь подсказ, и где чтение в мыслях... По форме и по изложению «Регламент» всего менее регламент. Это «рассуждение», а не уложение. И в этом именно его исторический смысл и сила. Это скорее объяснительная записка к закону, нежели сам закон. Но для Петровской эпохи вообще характерно, что под образом законов публиковались идеологические программы. «Регламент» есть в сущности политический памфлет. В нем обличений и критики больше, чем прямых и положительных постановлений. Это больше, чем закон. Это манифест и декларация новой жизни. И с намерением под таким памфлетом и почти сатирой отбирались и требовались подписи у духовных властей и чинов, – и при том в порядке служебной покорности и политической благонадежности. Это было требование признать и принять новую программу жизни, – признать новый порядок вещей и принять новое мировоззрение. Это было требование внутреннего перелома и приспособления... Феофан составил «регламент» именно для такой «коллегии» или «консистории», какие для духовных дел учреждались и открывались в реформированных княжествах и землях. Это должно было быть государственное, не церковное учреждение, – орган власти и управления Государева в церковных делах. В самом «Регламенте», в объяснение того, «что есть Духовное Коллегиум», Феофан ссылается не на церковные примеры и не на каноны. Он называет Синедрион, Ареопаг, разный иные «дикастерии», в частности «коллегии», учрежденные Петром. Феофан обычно аргументирует от соображений государственной пользы. И необходимость введения коллегиального начала в церковное управление Феофан доказывает в «Регламенте» именно доводами от государственной безопасности. «Велико и се: что от соборного правления не опасатися отечеству мятежей и смущения, яковые происходят от единого собственного правителя духовного. Ибо простой народ не ведает, како разнствует власть духовная от самодержавной, но великою высочайшего пастыря честию и славою удивляемый, помышляет, что таковый правитель есть то вторый Государь, самодержцу равносилный или и болший его, и что духовный чин есть другое и лучшее государство».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Бог у А.- некий центр, Солнце Мира. Автор мыслит Бога в центре единой вселенной именно Творцом ее. Но, признавая перевоплощения , по сути отменяющие личность, А. тем самым отказывает в личности и Богу. Творец-Вседержитель не может не быть личностью, ибо творящая воля и промыслительная забота о тварном мире не могут пребывать нигде, кроме как в личности. В Православии человек также несет в себе личностное начало, ибо он есть образ и подобие Божие. Там же, где допустимо растворение личности в потоке перевоплощений, не может быть и совершенного сознавания личностного Божественного начала, там нет необходимости в личности человека. Помимо «центрального» Бога, все остальное множество богов у А. составляет своеобразный языческий ареопаг, усложненно-структурированный иерархией светлых и темных начал. Христос не является Спасителем. Смерть Христа, с т. зр. А., не была добровольно жертвенной, но стала вынужденным выражением временной победы планетарного демона. По А., Христос не должен был умирать, но претерпеть «трансформу» и перейти в общую для всего человечества страну усопших. Его пребывание в нашем мире, считает А., было прервано действием демонических сил потому, что Христос якобы не обладал полнотой Божественного могущества, к-рого Он достигнет лишь в будущем, в т. н. Втором эоне, в периоде тысячелетнего царства (Т. 2. С. 587), к-рое придет на смену должной увянуть Розе Мира. У А. своя Троица: Бог Отец, вселенский Логос-Сын и Вечная Женственность. А. утверждает полное совпадение Отца и Духа. Оставшееся свободным место он отдает Приснодеве (Т. 1. С. 236). Истоки идеи А. обозначены им вполне определенно: «Известно, что от гностиков до христианских мыслителей начала XX века в христианстве жило смутное, но горячее, настойчивое чувство Мирового Женственного Начала (ср. у В. С. Соловьёва , Д. С. Мережковского , А. Блока .- М. Д.) - чувство, что Начало это есть не иллюзия, не перенесение человеческих категорий на план космический, но высшая духовная реальность» (Т. 2. С. 255).

http://pravenc.ru/text/115166.html

Потрясающая параллель со структурой, в частности, современных воинских подразделений: полк, батальон, рота, взвод, отделение! А какие же качества требовались тогда от человека власти, и какой «механизм отбора» предлагался Моисею? « Ты же усмотри из всего народа людей способных…». Обратим внимание, что, поставив на первое место такое качество как способности, древний священник советует искать их «из всего народа» – не из приближённых, не из родни, не из богатых. Из всего народа – значит: испытай всех, ищи повсюду. Вот насколько важно подобрать людей достойных. Неслучайно и личное обращение: « Ты же усмотри». В иные времена для решения важных проблем можно было услышать совсем другие слова: «соберите ареопаг», или «созовите вече», или даже «проведите собрание». Нет, в важном деле необходима ответственность личная, а не обезличенно-коллегиальная. Какие ещё качества, кроме способностей, упомянуты, которые должны быть присущи людям власти? «Усмотри людей … боящихся Бога, людей правдивых, ненавидящих корысть». Боящиеся Бога – это те, кто имеет в душе страх Божий, а с ним связаны такие важные проявления духовности как жажда богообщения и совесть. Правдивые же служат истине, любят истину, поступают по истине. Эти свойства дополняются ещё одним требованием: «ненавидящие корысть». Священник Иофор хорошо знает о великом искушении властью, о соблазнах «использования служебного положения», поэтому говорит не просто о бескорыстии, а о довольно редком качестве – ненависти к корысти. Просто бескорыстный может равнодушно соседствовать с корыстолюбивым, а от правителя требуется большее. Завершающие слова поучения знаменательны: « и они понесут с тобою бремя». Таково было представление древних о власти – это бремя, большой и ответственный труд, часто подвижнический и жертвенный. Это не просто роскошные дворцы, золото и прислуга, но прежде всего огромная ответственность жить не для себя, а ради блага народа, исполняя Богом установленные законы. Однажды на работе по какому-то вопросу зашёл я к начальнику училища. В ходе разговора контр-адмирал посетовал, что не все младшие начальники правильно понимают распределение обязанностей и свою ответственность. А я в ответ посоветовал дать им прочитать именно 18-ю главу книги Исход. Начальник заинтересовался, тут же подошёл к книжному шкафу и достал… Библию! Я даже втайне порадовался: у начальника в кабинете Библия имеется! Когда я ему вслух прочитал этот отрывок – он был в восторге, сделал закладку в книге, положил её на свой стол и сказал, что всем будет это рекомендовать.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/16/za...

Григорий Назианзин и в «Ареопагитиките». В Стария Завет терминът, който съответства на апофатичната идея, е кодеш (святост). Божията святост е не просто нравствена категория, а абсолютна несъизмеримост на Твореца с хората. Коренът на думата кодеш е в глагола «отделям». Природата на Божеството е извън пределите на света, а който види неговата теофания (явяване), не може да остане жив (ср. Ис 6:1 и сл.). Човекът постига Божите пътища дотолкова, доколкото му бъдат открити. Човешките мисли са далече от Божите мисли, колкото небето от земята ( Ис 55:9 ). С това учение е свързана забраната да се правят изображения на Божеството. В Новия Завет също се изповядва непостижимостта на Бога, но се възвестява, че Бог , когото никой не е виждал, се е разкрил за хората чрез еднородния си син ( Ин 1:18 ). За разлика от апофатическото (отрицателното) богословие, съществува и положително (катафатическо) богословие. Апсида (абсида) – от гр. hapsis, род. падеж hapsidos – свод, дъга, полукръг, лат. absis) – в архитектурата изпъкналост на здание с полукръгла, овална или правоъгълна форма, с прикрит от конха полукупол или смъкнат полусвод. , както и аналогичната част от вътрешното пространство на зданието. С абсиди за пръви път били строени древноримските базилики, терми и храмове. Православният храм има обикновено нечетен брой абсиди. Олтарната абсида е разположена в източната част на храма (на противоположната част на главния вход на храма) и в нея се помещава Светият престол. Арабия – римска провинция в Мала Азия. Св. Дионисий Ареопагит – светител, един от най-близките сподвижници на ап. Павел, обърнат в християнството след проповедта на ап. Павел в атинския ареопаг ( Деян. 17:34 ). Според преданието, св. Дионисий бил първият епископ на Атина. По-късно бил изпратен от св. папа Климент да оглавява мисията в Галия, където и загинал от гоненията на император Дометиан около 96 година. Чествува се на 3 (16) октомври. Под същия псевдоним писал през VI век друг християнски мислител, наричан днес Псевдо- Дионисий Ареопагит .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Обнадеженный союзничеством с Римом, Ахейский союз в 148 г. начал войну со Спартой, которая к тому времени вышла из его состава. Но на этот раз Рим встал на сторону Спарты и потребовал от Ахейского союза признать ее независимость, а также позволить выйти из союза и другим полисам, которые были включены в него после второй Македонской войны – Аргосу, Гераклее, Орхомену. Ахейцы не смирились с диктатом Рима и, приведя к власти в союзе самых радикальных противников Рима, объявили ему войну. Ахейцы призвали к борьбе за независимость всех эллинских патриотов, и провели ряд крайних мер, направленных на укрепление военной мощи союза: на состоятельных граждан был наложен чрезвычайный налог, вооружили всех, кто владел оружием, – для этого было даже освобождено 12 тысяч рабов. Но все эти меры оказались тшетными, силы были неравными, и в сражении на Истме в 146 г. до Р. Х. римские легионы разбили противника. Крупнейший город союза Коринф был захвачен и разрушен, а его жители проданы в рабство. После этого Рим распустил Ахейский союз, такая же участь постигла и другие мелкие союзы эллинских полисов; все они были подчинены наместникам Македонской провинции. Во всех полисах вводилось однообразное олигархическое правление. Такое же правление введено было и в Афинах, где главным учреждением стал, как и в архаическую эпоху, ареопаг, и в Спарте с ее герусией. Формально эти два полиса сохраняли независимость, но по сути дела это было только самоуправление под римским протекторатом. 7. Сиракузы В эллинистическую эпоху крупнейшим государством Великой Греции оставались Сиракузы, в которых после отставки и смерти Тимолента правил олигархический совет 600, но в 316 г. до Р. Х. власть в этом полисе захватил тиран Агафокл. Он был родом из сицилийского города Терм, и самого скромного происхождения, горшечник по своему ремеслу, название которого стало его прозвищем. Переселившись в Сиракузы, Агафокл сблизился с богатым аристократом Дамасом. Во время войны Сиракуз с другим сицилийским полисом Акрагантом Дамас был поставлен командовать наемниками, а своим помощником он назначил Агафокла, который выдвинулся на войне как талантливый военачальник, мужественный, изобретательный, с большой силой воли, умевший снискать популярность среди подчиненных. После смерти своего покровителя он женился на его вдове. Этот брак принес ему большое достояние, и он потратил его на сколачивание отряда наемников. В народном собрании Агафокл агитировал за снижение налогов, вызывая растущую поддержку бедноты. Аристократическая партия во главе с Сосистратом обвинила его в стремлении к тирании, и Агафокл Горшечник ушел в изгнание вместе с наемниками. На чужбине он нанял еще более многочисленный корпус наемников: кроме греков, это были также самниты, этруски, лигуры и кельты.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Сегодня практически все европейские Православные Церкви имеют свои представительства при Евросоюзе. В Брюсселе постоянно работают своего рода посольства Константинопольского Патриархата, Русской, Румынской, Кипрской и Греческой церквей. Мы не только информируем свои Синоды о том, что происходит в европейских организациях. В соответствии с Лиссабонским договором, мы имеем право выражать свою позицию, и мы пользуемся этой возможностью, пытаемся высказывать собственное мнение по различным вопросам. Важную роль в этом деле должен сыграть и созданный недавно по инициативе Русской Православной Церкви и Константинопольского Патриархата Комитет представителей Православных Церквей при Европейском союзе, который призван сделать присутствие вселенского православия видимым для политических элит и всего европейского сообщества. В экуменическом институте Всемироного Совета Церквей (ВСЦ) в Боссе, в Женеве, с почившим архиепископом Афинским и всея Эллады Христодулом. Нам бывает достаточно трудно давать рекомендации Евросоюзу по вопросам торговли, образования, здоровья и других социальных аспектов, однако мы стараемся научить чиновников ЕС думать по-христиански. Я не боюсь работать с чиновниками. Конечно, не все они готовы внимательно прислушаться к голосу Церкви. Однако я испытываю огромное удовлетворение, когда получаю возможность высказать точку зрения Церкви по той или иной проблеме во время дискуссий и заседаний в Европейском парламенте. Мне не важно, уважают меня или нет. Я также не знаю, повлияют ли мои слова на членов Парламента, но все же я высказываюсь, я обязан это делать как христианин и как европеец. Наверное, так же выступал апостол Павел в языческом Ареопаге. Без страха, с верой в правду Божью. Фото из архива автора Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь

http://foma.ru/arximandrit-ignatij-sotir...

По обычаю, он начал свою проповедь в синагоге, а кроме того ежедневно вступал в разговоры и споры с людьми, которых встречал стоящими на площади или прогуливающихся под ближайшими крытыми галереями. Среди этих личностей находились также философы - люди, привыкшие к обсуждению умозрительных предметов и любившие вести споры. Дееписатель указывает преимущественно на эпикурейцев и стоиков потому, что эти две философские школы имели наибольшее число последователей, так как доктрины их были более понятны и доступны широким массам, чем доктрины других философских школ. Кроме того, именно эпикурейцы и стоики вступили в спор с Павлом, надо полагать, потому, что эти философские системы были особенно резко противоположны христианству: основным началом эпикурейства был грубый материализм и нигилизм, в основе же стоицизма лежала самозамкнутая гордость. Суждение, какое вынесли они от бесед с Павлом, было двоякое: одни, вероятно, эпикурейцы, считали истины, проповедуемые Павлом, пустословием, а другие, по-видимому, стоики, заинтересовывались тем, что этот иностранец проповедует о чужих, незнакомых им божествах, так как Павел проповедовал об Иисусе Христе и о воскресении (по-греч. Анастасии), которое они, по мнению св. Златоуста, понимали, как особое божество. Эти, по крайней мере, не отворачились от проповедника с пренебрежением и желали его слушать, хотя и находили его речи странными. Они привели его, не насильственно, а в смысле " пригласили, " в Ареопаг - место, близ Акрополя, где происходили заседания Верховного Совета греческой республики для обсуждения дел государственных, общественных и судебных. Совет этот, состоявший из лучших и образованнейших людей, сохранил отчасти свое значение и при подчинении Греции Риму. Место это находилось на Марсовом холме, примыкавшем к большой площади, к северу от западной оконечности Акрополя. Павла привели сюда не для того, чтобы судить, а для того, чтобы он перед лицом знаменитейших представителей греческой науки и образованности, в присутствии многого народа, могущего слушать его с площади, изложил свое новое учение.

http://sedmitza.ru/lib/text/430556/

6) При освобождении из темницы в Филиппах, апостол Павел и Сила заявляют, что они римские граждане. Какая цель этого заявления? Очевидно, та, чтобы опровергнуть то ложное мнение, которое хотели доказать господа исцелённой служанки, что Павел и Сила проповедуют неприличное римлянам. Теперь, узнав, что эти проповедники настоящие римляне или римские граждане, они должны были переменить своё о них мнение и вместе с боязнию и уважением к римскому имени соединить невольное уважение и к их проповеди. Вот почему и апостолы требуют себе публичного почёта от тех властей, которые ввергли их в темницу. Не честолюбие и не другой какой-нибудь рассчёт побуждал их к тому – потому что тогда апостолы, вероятно, потребовали бы или суда над виновниками причинённого им бесчестия и заключения их в темницу, или денежного штрафа. Но апостолы удовлетворяются лишь извинением властей перед ними и изведением из темницы теми же властями, которые заключили их. Эта предосторожность со стороны апостолов имела, по Златоустому, ещё и то значение, что избавляла их от подозрения в бегстве, в освобождении посредством подкупа, по просьбе и прочее. Вместе с тем предосторожность эта могла внушить народу и ту мысль, что заключили их в темницу совершенно даром, что таким образом люди они не опасные и проповедь их нисколько не противоречит Закону, как могло казаться сначала, когда апостолов заключили. Но когда и где Павел и Сила получили римское гражданство? Об этом различно толкуют. Более вероятно то мнение, что это право было даровано Императорами городу Тарсу, в котором родился Савл. О Силе ничего неизвестно, но и он также мог получить это право или путём рождения или покупкой (Сравните: Деян.22:28 ). 7) Речь апостола Павла в афинском Ареопаге, перед высшим и самым образованным классом людей, представляет собой прекрасное произведение ораторского искусства, плод апостольской ревности. По замечанию дееписателя, Павел не раз уже вел свои беседы со стоическими и эпикурейскими философами на площади и возбуждал удивление в одних и предубеждение в других. Теперь приглашают его в Ареопаг, высшее судилище, чтобы послушать, что нового скажет он, ибо, по замечанию Луки, афиняне же и все живущие у них иностранцы ничего так не любили, как слушать и рассказывать новости. Этим и воспользовался Павел для своей проповеди. Речь его развивает мысли о едином Боге Творце и Промыслителе рода человеческого и об Искупителе и Судии людей Иисусе Христе, и касается нелепости идолопоклонства и необходимости для всех покаяния. Особенности этой речи те, что Павел для обращения язычников пользуется сначала тем, что известно, понятно и дорого язычникам, и от сего обращает речь к неизвестному для них, неудобопонятному и до сих пор презренному. От надписи на жертвеннике, посвящённом неведомому Богу ( γνστφ θε), проповедует им Бога близкого ко всем, свидетельствующего о Себе и естественными действиями и чудесами творения и Промышления.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Ареопаг, Ареопагит Ареопаг, Ареопагит ( Дeяh. XVII, 19–34 ) – второе слово есть название судей верховного судилища в Афинах. Название это происходит от слова ареопаг (холм Марса), что означает или самое судилище, или место, на котором происходили заседания оного, всегда под открытым небом. Это было скалистое возвышение, или утес, Ареоса, почти в самой середине города. Суд, собиравшийся здесь, имел главным делом дознания и судопроизводство о богохульствах против языческих богов; потому-то св. ап. Павел, так резко обличавший идолопоклонство афинян и убеждавший их искать и служить Господу, как единому живому и истинному Богу, был приведен в ареопаг за проповедь о чужих божествах ( Дeяh. XVII, 18 ). Здесь-то, в виду множества храмов и алтарей, среди которых находился даже жертвенник неведомому Богу, в виду алтарей разнообразных языческих богов, апостол произнес свою высокую и глубоко замечательную проповедь к афинянам ( Дeяh. XVII, 22–34 ). В силу этой увлекательной проповеди некоторые уверовали в Господа Иисуса Христа, как, напр., один из членов ареопага – Дионисий, женщина Дамарь и другие с ними. Место, на котором, как полагают, находился холм Арея, покрыто в настоящее время развалинами больших зданий: это, как думают, остатки домов Дионисия и Дамари, построенных, без сомнения, незадолго до введения христианства в Афинах. Говорят, что заседания ареопага собирались только по ночам с той целью, чтобы умы судей ареопагитов не развлекались ничем посторонним. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010