А чем вредит благочестию правильность слов и состав­ленной из них речи? Какой ущерб она наносит пользующимся ею? К какому толкает малому или большому заблуждению? Если же Творец природы есть и Создатель языков, то разве не более последовательно будет, чтобы ученики Слова пользовались надлежащим словом? Значит, Христос не брал в ученики невежд? Именно так, сказал бы я, и более безгласных, чем рыбы, которых они ловили. Но как невежд, так и мытарей и рыбаков – разве Он оставил их взимать пошлину и ловить рыбу? И где тут что-либо достойное удивления или Христовой силы? И кто сможет подтвердить это их делами? Посему Он таким же образом не оставил невеждами тех, кого взял из такого состояния, но вместо рыболовов сделал их ловцами человеков («Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» ( Мф. 4:19 )), а вместо мытарей – спасителями бедствующих душ, и вместо невежд – учителями вселенной, исполнив их и божественной и небесной премудрости, и в человеческой, там, где это нужно, показав ничуть не испытывающими недостатка. Потому что как они вступали бы в словесную схватку со стоиками, с эпикурейцами, со множеством других заблуждений, знаменитых словесным мастерством? И почему течение слова и плавность речи в сочетании с чудом заставили слушателей принять Павла за Гермеса, так что если бы он не успел разодрать на себе одежды, ему в качестве почести принесли бы всенародные жертвы, словно богам (см. Деян. 14:12–18 )? Я уже не говорю здесь о других примерах самопроизвольной словесной мощи, в церквах, в народных собраниях, в суде, в иудейских синагогах, на агоре – в учении, и обличении, в увещевании, в оправдании, в свидетельстве, какова она была в обращении к каждому в отдельности, к толпе, к судьям, к клеветникам. Как он речами пленил царя Иудейского, и тот едва ли не перешел бы к христианам, если бы гордость власти и багряницы, которая часто и многим повредила в самом важном, не помешала ему в исполнении проповеди (см. Деян. 26: 28 ); как красноречием расколол желавших убить его и жаждавших его крови убедил взять на себя заботу о его спасении (см. Деян. 23:6–9 ); как взошел на Ареопаг, посреди людей, изощренных в речах, на тот самый Ареопаг, где, как любят рассказывать эллинские мифы, даже боги тягались в качестве истцов и ответчиков между собой и с людьми; как, оказавшись там, вел прения не с одним, но со всеми учеными людьми, раз афиняне тогда превосходили [в этом] всех людей, а ареопагиты – афинян, и речами своими настолько потряс и преобразил их души, что многие из них, увлеченные его языком и словами, отбросив все, всей жизнью перешли к благочестию и явились подражателями того, кто запечатлел во глубине их душ учение о добродетели и правом служении.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

– В Ареопаг: так называлось место собрания и заседания дел государственных, общественных и судебных, сохранившего свое значение, хотя и не во всем, и при подчинении Греции Риму; совет этот состоял из лучших и знаменитейших людей; место собрания было – Марсов холм, примыкавший к большой площади (ст. 17), к северу от западной оконечности Акрополиса. Сюда привели Павла не для того, чтобы судить его, но чтобы он перед лицом знаменитейших представителей греческой науки и образованности, в присутствии могущего слушать его с площади народа, изложил свое новое учение. – И говорили, можем ли мы и пр.: вежливое по-афински, но вместе тонко ироническое приглашение изложить новое учение поподробнее, ибо в общих чертах своих оно представляется им известным (из беседы Павла на площади, ст. 17) и признано ими новым и странным. Выражение – что-то странное влагаешь – опять отзывается тонкой иронией и вместе с тем гордым снисхождением мнимо образованнейших афинян к мнимому невежеству варваров, каковыми они считали всех не-греков, кроме разве римлян. Мы-де все знаем, но хотим послушать, что такое ты проповедуешь, тем более, что ты что-то странное влагаешь (при разговорах на площади, ст. 17, и при спорах с эпикурейскими и стоическими философами, ст. 18) в уши наши. – Афиняне же все и пр.: замечание дееписателя, имеющее целью пояснить приглашение Павла в Ареопаг и указать те интересы, которыми руководствовались при сем если не все, то, по крайней мере, большинство; пристрастие к новостям – вот руководящий интерес, а не глубокая и серьезная потребность узнать истину. – Что-нибудь новое: точнее – что-нибудь более новое или новейшее; выражение указывает на стремление все к новому и новому, новейшему, на погоню за новостями постоянную, на жажду нового ненасытную; охотнее всего отдавалось время новостям – признак пустоты внутренней жизни, не знающей как убить время. «Город их был город пустословов» (Злат.). 22. И став Павел среди Ареопага, сказал: Афиняне! по всему вижу, что вы как бы особенно набожны.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Действительно, как указывает Энгельс, «весь предмет спора сжато формулируется в прениях, лроисходящих между Орестом и Эриниями. Орест ссылается на то, что Клитеместра совершила двойное злодеяние, убив своего супруга и вместе с тем его отца. Почему же Эринии преследуют его, а не ее, гораздо более виновную? Ответ поразителен: «с мужем, ею убитым, она в кровном родстве не была». Убийство человека, не состоящего в кровном родстве, даже когда он – муж убившей его женщины, может быть искуплено, оно Эриний нисколько не касается; их дело – преследовать убийства лишь среди родственников по крови, и тут, по материнскому праву, тягчайшим и ничем не искупимым является убийство матери». Аполлон, возражая Эриниям, подчеркивает значение родства по отцовской линии и святость брачных уз. Голоса судей разделились поровну, причем Афина подала свой голос за оправдание Ореста. Орест, таким образом, оправдан; Афина превращает установленную ею судебную коллегию («ареопаг») в постоянное судилище по делам о пролитой крови, а в честь Эриний учреждается в Афинах культ, и древние богини материнского права будут отныне почитаться под именем, «Эвменид», «благосклонных богинь», подательниц плодородия. «Отцовское право одержало победу над материнским, «боги младшего поколения», как называют их сами Эринии, побеждают Эриний, и в конце концов последние тоже соглашаются занять новый пост на службе новому порядку вещей». Кроме того, с учреждением ареопага отменяется кровная месть, и конец ей кладет не религиозное очищение, которого требовала дельфийская религия, а организация суда. Как и в других произведениях Эсхила, исторически прогрессивные начала торжествуют, и трагедия, а с ней и вся трилогия, заканчивается прославлением Афин и возгласами ликования. Драма сатиров «Протей» – на тему о приключениях Менелая в его странствиях – не сохранилась. Насыщенная драматическим движением и яркими образами, «Орестея» чрезвычайно богата также и идейным содержанием. Трилогия эта чрезвычайно важна для уяснения мировоззрения Эсхила.

http://azbyka.ru/otechnik/6/istorija-ant...

—406— зумительно перед мятущимся народом, защищаясь перед гневными судьями; евреев приводя к по­знанию Христа при помощи чтимых у них Писаний, эллинов склоняя внешними доводами и непи­санными законами природы, христиан укрепляя, прозелитов назидая и питая приличными наставле­ниями, как садовники (питают) отсадки растений – соответственным и умеренным поливанием воды. А что особенно обнаруживает его силу в речах, мы (сейчас) узнаем. Афины – передний город Ахаии, очаг наук, как прежде называли его люди знаменитые, место заня­тий мужей мудрых и преданных науке. Итак, Павел, прошедши весь Иллирик и всюду рассеи­вая искры веры, которые Дух Св. приняв вос­пламенял и сохранял неугасимыми 1484 , пришел по нужде путешествия 1485 и к мудрым Афинянам. Многотрудным было делом, чтобы скинотворец публично проповедовал учение о Боге тем, кото­рые имели притязание быть владыками всех людей по образованности. Но возвышаемый величием природы и богатством дарования свыше, он избрал не один из крытых домов 1486 и не в какой-либо мастерской присевши (как обыкновенно вели рассуждения с своими учениками даже первые из их философов), повел он свою беседу; но вошедши в Ареопаг (где был совет жестокий и страшный, произносивший уголовные решения), и нашедши тут великое множество собравшихся, встав начал проповедовать по примеру привыч­ных ораторов, ежедневно состязавшихся у них. —407— Взяв за начало надпись, начертанную на одном жертвеннике, и отсюда удачно возвестив им не­ведомого Бога, и закончив всю речь, он, хотя и чуждый внешней мудрости, настолько мало погре­шил в чем-нибудь относительно доводов, что самого главу членов Ареопага, Дионисия, а вместе и жену его, убедив, обратил и сделал рабом Христа, на основании одного жертвенника и крат­кой надписи отклонивши от многих жертвенни­ков. Отошедши победителем оттуда, где враждебный демон Эллинов особенно был силен, и пере- шедши отсюда в соседний город Коринф, бывший столицею Ахаии, и возвестив в синагогах спа­сительное учение, он ушел, привлекши прозе­лита – не одного из толпы и из заурядных (лю­дей), но самого начальника синагоги со всем много­численным домом 1487 . Победив закон (начиная) с главы и возвеличив крест, как высокий тро­фей, он оставил таким образом и этот город, подчинив его Христу. С течением же времени и с распространением слова благочестия, он стал как бы каким полководцем, – приобретая Царю ежедневно города, села, деревни и пресекая силу прежде владычествовавшего тирана.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Эти дебаты на площади больше затемнили, чем просветили умы афинян. В лучшем случае, Павла посчитали за суеслова, т. е. за «того, кто подбирает объедки», поскольку услышали в его верованиях отголоски отрывочных сведений из своих философских систем. В худшем случае, его обвинили в серьезном преступлении: в том, что он проповедует о чужих божествах (однако см.: коммент. к ст. 21). Именно в таком преступлении был обвинен великий философ Сократ (и также в Афинах) около 450 лет тому назад, причем это обвинение привело к его смерти. Афиняне на площади неверно поняли самое главное в речи Павла: они решили, что «Иисус» и «воскресение» – это имена двух разных богов, истолковывая их, по всей видимости, как «исцеление» и «возрождение». 19,20 Слова взявши его хорошо передают смысл подлинника, где присутствует намек на применение силы. Вежливая форма вопроса, который следует далее, создает неверное представление о том, как Павел оказался в ареопаге; по сути дела, его не пригласили, а приказали доставить. Ареопаг – это греческое название «Марсова (Аресова) холма». В первую очередь, это название – географическое, но его также использовали для обозначения Совета ареопага, собиравшегося там. Так, например, мы говорим о реакции «Вашингтона» на некий кризис, прибегая к географическому названию для обозначения правовых и политических институтов, расположенных в нем. Павел, вероятно, предстал не перед судом, исполнявшим надлежаще оформленные и официальные обязанности, поскольку на собрании присутствовала публика, в том числе и женщины (33,34). 21 Несмотря на серьезность обвинения в «проповедовании о чужих божествах» (18), афиняне были больше заинтересованы в том, чтобы развлечься через это экзотическое учение, чем в предотвращении его распространения. Они–то и были теми, кто «подбирает объедки» (ср.: ст. 18). 22,23 Речь Павла следует рассматривать как ответ на обвинение в «проповедовании о чужих божествах» (18), а не первое представление Благой вести (кстати говоря, уже состоявшееся; ст. 17,18). Такая защита обычно начиналась с позитивного заявления, с тем чтобы дружески настроить слушателей (см., напр., вступительную речь профессионального оратора Тертулла, 24:2–4), но Павел употребляет весьма осмотрительные и загадочные фразы, которые при внимательном рассмотрении предстают скрытым обвинением. Замечание вы как–бы особенно набожны само по себе было нейтральным и могло быть понято как в позитивном смысле – «религиозны», так и в негативном – «суеверны».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Спешите воспользоваться выпавшими минутами уединения для неразвлеченного пребывания с Господом и сладостной беседы с Ним. Уединение в этом духе сладостно. Желаю вам вкусить когда-нибудь сей сладости, чтобы желать его как рая на земле (9, с. 230). 20. Как пользоваться минутами уединения Вот и одни, а скучаете! То скучаете, что много разволоки, а когда остались одни, не знаете, как время наполнить. Минутами уединения надо пользоваться, обращая их исключительно на дело Божие – молитву и богомыслие. Эти же занятия, коль скоро хоть немного исправно идут, не дадут скучать. Ибо от них источается духовное утешение, которого не может дать ничто на земле. Я разумею то, когда при чтении, например, Евангелия, рождаются вопросы и когда по должном углублении душа найдет им удовлетворительное решение. В этом много утешения духовного. И тем это приятнее, что один успех раздражает на большее, а там приходит и навык к таким занятиям. Душа тогда широка станет, быстролетна и многомысленна (8, с. 6–7). Словарь малопонятных слов и выражений А Авва – отец (обращение к Богу Отцу; настоятелю монастыря или монаху-старцу). Алчба – чувство голода. Ареопаг – афинское верховное судилище. Артос – квасной хлеб, освящаемый в первый день Пасхи. Аще – если; если бы; когда. Б Башибузук – разбойник, головорез. Бе – (он, -а, -о) был, -а, -о; бех – (я) был. Беличка – мирянка. Блажить, блажничать, поблажать, разблажать – вести себя своенравно, потакать себе, дурить. Бо – ведь, же; так как; потому что. Боже, в помощь мою вонми ( Пс. 69, 2 ) – Боже, поспеши на помощь мне. Болий – больший. Борзясь – спеша, торопясь. Брашно – пища, еда. Буди – будь, да будет! Будылка – ствол крупного травянистого растения; срезанный, скошенный стебель. Бысте – (вы) были; бысть – (он, -а, -о) был, -а, -о; бысте были – вы были бы; быша – (они) были. В Вверзите – ввергните, с силой бросьте, закиньте. Вводяй (от вводити) – вводящий. Велиар – дьявол. Велия – большая. Веруяй – верующий. Весть (от ведати) – знает; весте – знаете; веси – знаешь.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Но это в высшей степени возмущало всё нравственное существо величайшего апостола, который видел в этом омрачение и развращение человеческой природы. По обычаю, он начал свою проповедь в синагоге, а кроме того, ежедневно вступал в разговоры и споры с личностями, которых он встречал стоящими на площади или прогуливающимися под ближайшими крытыми галереями. Среди этих личностей находились также философы – люди, привыкшие к отвлечённым вопросам и любившие вести споры. Дееписатель указывает преимущественно на эпикурейцев и стоиков потому, что эти две философские школы имели наибольшее число последователей, так как доктрины их были более понятны и доступны широким массам, чем доктрины других философских школ. Кроме того, именно эпикурейцы и стоики вступили в спор с Павлом, надо полагать потому, что эти философские системы были особенно резко противоположны христианству: основным началом эпикурейства был грубый материализм и нигилизм, в основе же стоицизма лежала самозамкнутая гордость. Суждение, какое вынесли они от бесед с Павлом, было двоякое: одни, вероятно эпикурейцы, считали истины, проповедуемые Павлом, пустословием, а другие, по-видимому, стоики, заинтересовывались тем, что этот иностранец проповедует о чужих, не знакомых им божествах, так как Павел проповедовал об Иисусе Христе и о Воскресении (по-гречески Анастасии), которое они, по мнению св. Златоуста, понимали как особое божество. Эти по крайней мере не отворачивались от проповедника с пренебрежением и желали его слушать, хотя и находили его речи странными. Они привели его, не насильственно, а в смысле «пригласили», в Ареопаг – место близ Акрополя, где происходили заседания Верховного Совета греческой республики для обсуждения дел государственных, общественных и судебных. Совет этот, состоявший из лучших и образованнейших людей, сохранил отчасти своё значение и при подчинении Греции Риму. Место это находилось на Марсовом холме, примыкавшем к большой площади, к северу от западной оконечности Акрополя. Павла привели сюда не для того, чтобы судить, а для того, чтобы он перед лицом знаменитейших представителей греческой науки и образованности, в присутствии многого народа, желающего слушать его с площади, изложил своё новое учение.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

В заключение своей речи об обращении ннневитян мы должны всё-таки сказать, что собственные верования ниневитян и те или иные разъяснения пр.Ионы могли быть лишь толчком в принятию ими проповеди пророка, внешним вспомогательным средством к уяснению ими себе этой проповеди, а не самой сущностью этого обращения. Анализируя с положительной стороны самый факт этого обращения, то душевное настроение, которое возбуждалось не в сознании только и представлении ниневитян, а в самом сердце их – как средоточии душевной жизни, вследствие проповеди Ионы, мы утверждаем, что, в сущности, это обращение их было особое и имело не теоретическое, а нравственно-практическое значение. Греки имели целый Олимп богов, но в минуты благодатного проблеска их религиозного чувства прибегали не к Зевсу и Эрмию, а к Богу, неведомому для них, по их собственному сознанию; и ап. Павел, приглашённый в афинский ареопаг, назвал афинян набожными не за их олимпийских богов, а за то, что между множеством алтарей нашёл у них жертвенник, на котором написано было: неведомому Богу ( Дан.17:23 ). По этим данным не безосновательно кажется предполагать, что в глазах язычников боги (а в том числе и еврейский Иегова), а не Бог, играли роль не больше, как исполнителей велений верховного рока, царившего над ними, посредников между этим роком и людьми, и не были богами в собственном смысле слова. Такого Бога язычники не знали, Кто Он и каков, но лишь глухо, смутно в нечисто предчувствовали, что Он есть и ищущим Его мздовоздаятель бывает ( Деян.7:26, 27 ; Евр.11:6 и др.). К этому-то неведомому ниневитянам Богу (’лorijм), а не к Иегове, Которого они по проповеди пророка могли считать не больше, как сильным исполнителем воли верховного Бога, и не к своим национальным богам и обратились они душой своей и сердцем своим после проповеди Иониной. Это обращение их было обращением к Богу, чувствуемому ими в сердце своём; это было просветление той врождённой идеи Бога, которая в них затемнена была, но не уничтожена их языческими верованиями и которая после обличительной проповеди Ионы, открывшей быть может самые сокровенные и в то же время самые постыдные движения их сердца, проснулась преимущественно, конечно, со своей нравственной стороны, и разбудила их совесть.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

К сожалению, к этому славному юбилею великого мастера и воспитателя великих кино-и театральных советских и российских актеров и режиссеров, в СМИ и инет- ресурсах, не было заметно ни одной памятной статьи, не снято ни одного документального фильма. Только в 2016 году, к 80-летнему юбилею одного из великих учеников великого мастера народного артиста Леонида Куравлева, «РНЛ» вскольз упомянула великую значимость этого удивительного педагога-мастера, создавшего вместе с своей женой-педагогом Ольгой Ивановной Пыжовой, целый ареопаг потрясающих неповторимых абсолютно эксклюзивных советско-российских актеров, являющимися навсегда национальной гордостью отечественного советско-российского мирового кинематографа. Прямыми учениками Б.В. Бибикова и О.И. Пыжовой на его курсе во ВГИКе являются великие : Вячеслав Тихонов, Нонна Мордюкова, Майя Булгакова, Любовь Соколова, Леонид Куравлев, Екатерина Савинова, Светлана Дружинина, Надежда Румянцева, Тамара Носова, Юрий Белов, Софико Чиаурели, Андрей Ветроградов, Татьяна Конюхова, Римма Маркова, Валентина Владимирова, и многие другие славные замечательные мэтры советского кино и театра, создавшие неповторимые образы в величайших шедеврах советского кинематографа. Курс Бибикова-Пыжовой во ВГИКе шел параллельно с другим великим курсом, которые возглавляли также великие Сергей Герасимов и его жена Тамара Макарова. Этим двум супружеским творческим парам—Бибиков--Пыжова и Герасимов--Макарова –отечественный кинематограф очень во многом обязан тем, что он входит в 5-пятерку самых великих кинематографов мира -– французского, итальянского, американского, советско-российского и индийского. Как правило, в советском кинематографе всегда на первое место возносили педагогическую пару Герасимов--Макарова. Оба – народные артисты СССР, Герои Соц. Труда, лауреаты Ленинской и Государственных премий СССР и РСФСР, несметное количество орденов, медалей и наград. Элитнейшая громадная квартира в сталинской высотке –Гостинице «Украина» на цековско-правительственном проспекте в Москве.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/o...

Нетрудно предвидеть взгляд Тертуллиана на эти выкупы и протекции. Если нельзя ни в каком случае избегать гонений, то нельзя освобождаться от них и путем коммерческих сделок с гонителями. Выкуп денежный – то же бегство; разница лишь в том, что бегство – даровой выкуп, выкуп – оплаченное деньгами бегство 1488 . Человек выкупает деньгами человека; возможно ли выкупить деньгами того, кого Сам Господь искупил своею кровью? Возможно ли в искупленном человеке искупать Христа? Этот выкуп – симония, грех, равный греху Симона – волхва. Выкуп, как и бегство, является результатом нежелания или боязни исповедать Христа – с одной стороны, с другой – стремлением к наживе (со стороны язычников, имеющих возможность приводить христиан пред ареопаг мучителей), является нарушением главной идеи, лежащей в основе всех гонений. Выкуп равняется признанию христианина себя христианином пред одним и отречению от Христа пред многими. Выкуп – отречение от мученичества, отречение от Христа – возможен, пока у христианина есть деньги; а когда денег не будет? Христианин, выкупающий себя от мучений, есть раб, служащий Боту и богатству (а служить одновременно Богу и богатству, по слову Спасителя, невозможно); мало того, такой христианин своим выкупом показывает, что он служит более богатству, чрез него надеется получить и получает свободу от мучений... Чем выкупающий себя христианин может оправдать себя? Примером Апостолов? но они никогда не прибегали к выкупу, хотя в деньгах у них не могло быть недостатка, – они не позволяли выкупа ни себе, ни своим ученикам, которые бы желали освободить их от уз: да будет воля Божия ( Деян. 21:14 ), воля Божия – терпеть за Христа, как и Он претерпел за нас, терпеть и за ближних ради Него, – вот как относились они к гонениям! Тем, что своим выкупом они приносят пользу и исполняют заповедь – воздавать должное? Но кому приносят пользу выкупные деньги? Казне? – она и без того богата, выкупных денег никогда не имеет в своем бюджете. Частным лицам? – из-за этого не стоит тратиться… Сколько бы ни приводили оснований и евангельских мест в подтверждение необходимости отдавать то, чего требуют, – все они не подтверждают этой необходимости: отдавать можно и должно, но только как милостыню и должное, а не вынужденное угрозами или вымученное, и притом отдавать в том размере, в каком можно, а не в том, в каком требуют.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010