И многие, слыша такое слово, умилялись сердцем и любезно принимали апостольское слово. Или припомните речь апостола Павла в афинском Ареопаге. В Афинах дух его раздражался при виде множества идолов. Но приведенный в Ареопаг, он в речи своей сдерживает свое негодование, вызванное в нем видом множества идолов, и прежде всего выставляет на вид их набожность и благочестие, но только это благочестие, по словам апостола, не туда направлено, куда бы следовало, так как они не знают истинного Бога, что засвидетельствовано и надписью на их храме. Этого истинного Бога, которого, не зная, чтили афиняне, апостол и стал им проповедовать, и в своих разъяснениях приводил даже изречения из греческих стихотворцев. Апостол говорил так, имея в виду ту почву, на которую он призван был обстоятельствами сеять семя слова Божия, и хотя большинство не приняло святого семени, предложенного апостолом, но мудрое слово все-таки не осталось бесплодным. По сказанию книги Деяний апостольских, некоторые, по выслушании речи апостола, пристав к нему, уверовали; между ними был известный в истории христианской письменности Дионисий ареопагит ( Деян.17:22–34 ). Но тот же Павел в речи, скзанной в синагоге антиохийской, другое направление дает проповедуемому им слову спасения, сообразуясь с настроением своих слушателей. Он припоминает им историю богоизбранного народа, ознаменованную чудесами особенного промышления о нем, и перешедши к слову о Христе, воскресшем из мертвых, указывает в Нем исполнение обетования, данного отцам их ( Деян.13:16–41 ). А в речи к пресвитерам ефесским мы читаем такое трогательное задушевное слово, вызванное обстоятельствами и расположениями людей, призванных им. Почвой, на которую он сеял здесь слово Божие, были сердца людей, к нему расположенных и с особенным старанием наученных им вере, которым он поручил охранение церкви Божией, – и вот перед ними его душа изливается в таких словах, от которых не могли не умилиться размягченные сердца. Он припоминает им свои заботы и труды, для них подъятые, указывает на свои скорби и выражает свое предчувствие, которое говорит ему, что скоро придется ему скончать свое течение и принятое от Господа служение проповедования Евангелия благодати Божией, и потом просит их внимать себе и всему стаду, вверенному их охранению, предвидя и со скорбью указывая на то, что, по отшествии его, явятся лютые волки, не щадящие стада, и в заключение всего предает их Богу и слову благодати Его, могущему назидать их и дать им наследие со всеми освященными ( Деян.20:18–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

   Феофил. ad Autol. 1, 13; Тертул. de resurr. carnis c. 12; Минуц. Фел. ad Octav. c. 31; Кирилл. иерус. огл. поуч. IV, n. 30, стр. 78; Амврос. de resurr. lib. II, n. 61.    Феофил. ad Autol. 1, 13; Епифан. Ancorat. n. 84; Зенон. верон. de resurr. n, 8.    Тертулл. de anim. c. 43; Епифан. haer. LXIV, n. 37.    Ирин. adv. haer. III, 17, n. 2; Исид. пелус. Epist. lib. 1, epist. CCXXÏ βαπτιζμεθα ουν υπ.ρ των νεκρν τη φσει σιοματιεν, ε αφθαρσαν αυτα μετασχευασθηναι πιστευοντες.    Дионис. ареопаг. о церк. иерарх. гл. VII, n. III, § 9.    Игнат. Богонос. Epist. ad Ephes. n. XX (φαρμακον αθανασας αντδικον του μ αποθανεσθαι); Ирин. adv. haer. IV, 18, n. 5; Григ. нисск. orat, catech. c. 38; Илар. de Trinit. VIIU, 16.    Иустин. аполог. 1, n. 19; Тациан. contra Graec. c. 6; Кирилл. иерус. огл. поуч. IV, n. 30, стр. 78; XVIII, n. 9: «за сто, или и за двести лет где были мы все, которые теперь говорим и слушаем? Не знаем ли мы первоначального состава наших тел? Не знаешь ли ты, что рождаемся мы из слабых безобразных и одновидных веществ? И из сего одновидного и слабого вещества образуется живой человек; из сего слабого, когда оно примет плоть, образуются крепке нервы и ясные глаза, и ноздри для обоняния, уши для слышания, язык для слова, сердце биющееся, образуются руки для работы, и ноги для бегания и все прочие члены. И слабое сие делается строителем кораблей и домов, и зодчим и художником во всяком искусстве, и воином и законодателем и царем. Бог, который из веществ необразованных сотворил нас, ужели не возможет воскресить умерших? Тот, который из слабейшего вещества образует тело, ужели не возможет умершее тело воскресить? Тот, который сотворил несуществовавшее прежде, ужели не воскресит существовавшего уже и умершего» (- стр. 412—413)?    Нил. Epist. lib. 1, epist. ad Aphlhon. Samarit. CIX. CXI.    Ирин. adv. haer. V, 3, n. 2; Тертулл. Apolog. c. 48; Епифан. haer. LXIV, n. 66. 72; Кирилл. иерус. XVIII, n. 6: «если сравнить трудность вещи: то что тяжелее, сначала ли изваять статую, или упавшую привесть в прежний вид? Бог, который сотворил нас из ничего, ужели не возможет воскресить существующих, когда умрем?» (- стр. 409); Иаков. низиб. слов. о воскрес. мертвых: «если Бог сотворил Адама из ничего: то гораздо удобнее Он может воскресить его в таком виде, в каком он был уже, потому что семя уже было брошено в землю… Если земля произвела то, чего не имела она в себе семени; и если, не быв осемененною, родила она в своей девственности: то что за несбыточное дело произрастить ей то, чего имеет она в себе семена, и родить, будучи осемененною?» (Хр. Чт. 1837, II, 32. 33).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

σφς , ος бедро ταν ταν =τε ν всякий раз когда τνης τνης , ου Отан, персидское имя τε τε когда τι τι что, так как, потому что τι τι возможно (при превосх. ст.) του (=οτινος) του (=οτινος) см. στις ο (οκ, οχ) ο (οκ, οχ) не ο ο где ο ο личное местоимение 3-го лица в gen. sing. (§ 84) οδαμ οδαμ =οδαμ οδαμ οδαμ нигде, никак, никогда οδαμθεν οδαμθεν ниоткуда οδαμο οδαμο никуда οδαμο οδαμο нигде οδαμς οδαμς никак, никоим образом οδ οδ и не, а не, но не οδες, οδεμα, οδν οδες, οδεμα, οδν ни один, никто, ничто, никакой (§ 76) οδποτε οδποτε никогда οκ (=οχ) οκ (=οχ) не οκτι οκτι уже не, более не οκουν οκουν итак не, конечно не οκον οκον разве не, не ли, ведь не ολμενος ολμενος 3 гибельный ον ον итак, следовательно, в самом деле οπω οπω еще не ορ ορ хвост, арьергард ορνιος ορνιος 3 небесный ορανς ορανς небо; Ορανς Уран, греческое божество ορος ορος =ρος ορος ορος =ρος ος , τς τ ухо (§ 40) οσα οσα бытие, сущность, имущество οτε οτε и не; οτε – οτε ни – ни οτος οτος , ατη τοτο этот (§ 91) οτω(ς) οτω(ς) так, таким образом οχ (=οκ) οχ (=οκ) не φελημα φελημα , τος τ обязанность, долг φελω φελω быть должным (T.VII) φλλω φλλω =φελω φθαλμς φθαλμς глаз φις φις , εως змея, змей φλισκνω φλισκνω заслуживать наказание, быть осужденным (T.V,3) φρα φρα пока χημα χημα , τος τ корабль χθη χθη берег χυρς χυρς 3 крепкий, укрепленный ψ ψ , πς голос, звук, речь ψ ψ поздно ψις ψις , εως зрение, вид, внешность – Π – π′ π′ восемьдесят π π восемьдесят тысяч πγος πγος лед, холод, холм, утес ρειος πγος ареопаг πθημα πθημα , τος τ чувство, аффект, страдание πθος πθος , εος τ страдание, горе, несчастье, испытывание παιν παιν , νος пеан, гимн в честь Аполлона παιδεα παιδεα воспитание, учение, образование παδευμα παδευμα , τος τ наука, воспитание παδευσις παδευσις , εως, воспитание, место воспитания, школа παιδεω

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

Разделы портала «Азбука веры» священника Константина Пархоменко Ареопаг С этой горы открывается прекрасный вид на Афины. Когда мы поднялись туда, сгустились тучи, начал накрапывать дождь. Все фотографии галереи Самое популярное Сейчас в разделе 6  чел. Всего просмотров 2.7 млн. Всего записей 151 ©2024 Фоторассказы священника Константина Пархоменко к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/palomn...

Дабы «сбить со следа» апостола Павла препятствовавших проповеди фессалоникийских иудеев, было решено, что спутники его пока останутся в Верии, а сам он, сделав вид, что направляется к морю, пойдет в Афины. Новообращенные жители, верийцы, проводили его до Афин, где он должен был дожидаться своих спутников. Оказавшись в Афинах, сын фарисеев не мог не возмутиться при виде многочисленных статуй языческих богов. Тем не менее, он не только беседовал с иудеями и прозелитами, проповедуя им Христа, но и ежедневно выходил на площадь для собеседования с языческими философами – эпикурейцами и стоиками. Афинские философы были изумлены проповедью апостола Павла – они не могли понять, о чем он толкует. Одни посчитали апостола пустым болтуном, другие же решили, что он проповедует чужеземных богов, когда он говорил им о Воскресении Христовом. В конце концов, они решили пригласить апостола Павла в ареопаг. Ко времени апостольской проповеди судилище на холме Ареса занималось лишь религиозными вопросами. И, кроме того, ареопаг посещали почтенные мужи и жены, дабы послушать какие-либо новости. Став посреди ареопага, апостол обратился к присутствующим со следующей речью: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам. Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все. От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род». Итак мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого. Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых (Деян. 17, 22–31).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

«В ожидании их возмутился духом» святой апостол при виде этой знаменитой столицы, полной идолов. Проникнутый состраданием к заблуждающимся, он вступил в рассуждения «в синагоге с Иудеями и с чтущими Бога, и ежедневно на площади со встречающимися». И, увлекаемые любопытством послушать странные речи какого-то хилого, невидного собой еврея, проповедующего о распятом на кресте Назорее, Которого он величает единым истинным Богом, афиняне «привели его в ареопаг» и стали расспрашивать о новом учении. Став на почетном возвышении, с которого открывался вид на весь древний город, Павел произнес свою вдохновенную речь. «Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано: неведомому Богу. Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам. Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и всё. От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: “мы Его род”. Итак, мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого. Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых». (Деян. 17, 16–17, 19, 22–31) Соблазнительной показалась проповедь о воскресении мертвых естественному разуму греческих мудрецов. Одни прямо насмехались над ней, другие говорили (может быть, с целью вежливого уклонения от предмета, не подлежащего обсуждению просвещенных людей): «Об этом послушаем тебя в другое время».

http://pravoslavie.ru/3210.html

Лука, – ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое». (17:21). Но любовь «слушать что-нибудь новое» еще не свидетельствует об искании истины. Старый греческий мир, с его настоящей мудростью, уже умирал, а новый, в лице тех немногих греков, которые приходили в Иерусалим «видеть Иисуса», едва зарождался к жизни во Христе. Бродя по улицам города и видя бездушие язычества, Павел «возмутился духом» и начал открыто осуждать идолопоклонство. Тогда некоторые из эпикурейских и стоических философов стали спорить с ним. И одни говорили: «Что хочет сказать этот суеслов?». А другие: «Кажется, он проповедует о чужих божествах» (17:18). Философам хотелось бы порассудить с Павлом о «высочайшем благе», об «удовольствиях и добродетелях» и прочих высоких отвлеченных предметах, а Павел проповедовал им о Иисусе, распятом и о воскресении мертвых. Апостол Павел, знакомый с философскими системами и их терминологией, проповедовал премудрость Божию не путем логических аристотелевских рассуждений, что было не в обычае у афинских философов. Однако, многими слушателями овладело любопытство и желание развлечься чем-нибудь новым и необыкновенным. Они пригласили Павла в Ареопаг, верховное судилище, где когда-то в древности допрашивали и осудили на смерть Сократа. Но теперь Ареопаг не имел такого грозного значения, и допрос Павла не был официальным. Афиняне только спросили его: «Можем ли мы знать, что это за новое учение, проповедуемое тобою.... Ибо что-то странное влагаешь ты в уши наши. Посему хотим знать, что это такое?» (17:19–20). Среди любопытствующей толпы, наполнившей Ареопаг, присутствовали философы, представители различных учений. Так, здесь были эпикурейцы, которые учили, что высшее благо есть удовольствие, стоики, державшиеся учения Зенона, что высшее благо есть добродетель, академики, бывшие последователи Платона и др. Тогда Павел обратился к Ареопагу со следующей речью: «Афиняне – сказал он, – по всему вижу, что вы как бы особенно набожны, ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано: «неведомому Богу».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

( Деян.17:28 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе! В сегодняшнем Апостольском чтении (см.: Деян.17:19-28 ) мы находим много поучительного, слушая беседу апостола Павла с жителями города Афин. Афиняне, как свидетельствует история, отличались особой склонностью к философским изысканиям и спорам. Им особенно нравилось размышлять о предметах отвлеченных, разбирать новые учения и течения. Поэтому, когда в Афинах появился апостол Павел и начал проповедовать, его слова вызвали у некоторых философов большой интерес. И, взяв его, привели в ареопаг и говорили: можем ли мы знать, что это за новое учение, проповедуемое тобою? Ареопагом называлось место собрания и заседания верховного правления греческой демократии для обсуждения дел государственных, общественных и судебных. Ареопаг имел для греков особенно важное значение. Сюда собирались самые уважаемые и знатные граждане. Местом заседания был холм Ареса, примыкающий к большой площади. Таким образом, выступавшего в ареопаге оратора могло слышать одновременно множество людей. Жители Афин без враждебности восприняли благовестие апостола, но с явно выраженным недоумением: Ибо что-то странное ты влагаешь в уши наши. Посему хотим знать, что это такое? В словах жителей Афин чувствуется не только желание пофилософствовать, но и легкое пренебрежение, вызванное мнимым превосходством. Они считают себя настолько умудренными, а эллинскую культуру столь высокой, что всякое новое вероисповедание кажется им не столько неправильным, сколько недостойным их внимания. Тем не менее, склонность к разглагольствованиям в этих людях все-таки преобладает. По словам святителя Иоанна Златоуста, «город их был город пустословов». Речь апостола Павла представляет собой образец красноречия и действительной мудрости. Верный ученик Христов хорошо знает психологию этих кичливых людей. Язычники очень любили, чтобы их хвалили. Поэтому и Павел начал с похвалы: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам. Особая набожность афинян проявлялась в том, что они боялись демонов и обожествляли создания — и деревья, и камни, и проявления природной стихии. В словах апостола Павла звучит не столько похвала, сколько тонкая ирония и даже обличение. Однако он воздает грекам должное за честность. Ведь почитая неведомого Бога, афиняне не отрицали самой возможности Его существования. И это уже был первый шаг к истинной вере. Блаженный Феофилакт пишет, что столь загадочной надписью на жертвеннике они хотели сказать: «Быть может, есть и еще какой-либо бог, которого мы не знаем, и так как мы не знаем его, хотя он и бог, то делаем ошибку, пренебрегая им и не почитая его». Поэтому-то, по обыкновению, было сооружено капище и сделана соответствующая надпись.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

«Некоторые из эпикурейских и стоических философов...», пользовавшихся тогда наибольшею популярностью и наиболее резко противополагавшихся христианству. В основе первой системы – эпикурейцев – лежал, как известно, самый грубый материализм и нигилизм; в основе второй – самозамкнутая гордость и самообольщение. Деян.17:19 .  И, взяв его, при­вели в ареопаг и говорили: можем ли мы знать, что это за новое уче­ние, про­поведуемое тобою? «Взяв его, привели» – не насильственно, а очевидно, с согласия Павла, принявшего их приглашение. «Ареопаг» – место собрания и заседания Верховного Совета греческой демократии для обсуждения дел государственных, общественных и судебных. Это учреждение сохранило свое значение, хотя и не во всем, и после подчинения Греции Риму. Верховный Совет этот состоял из лучших и знаменитейших граждан. Место собрания – Марсов холм, примыкавший к большой площади ( Деян.17:17 ), было удобно тем, что Павла могло слышать все множество народа с прилегающей площади. Сюда и привели его – не для суда над ним, а из желания выслушать подробнее сущность его учения, ввиду его новизны, до которой афиняне были вообще очень большие охотники ( Деян.17:21 ). «И говорили, можем ли мы знать?». Тонкая ирония, сдобренная афинскою вежливостью, предполагающая ничтожество нового учения пред афинскою мудростью. Эта же ирония звучит и в дальнейшем выражении: «что-то странное ты влагаешь в уши наши». Деян.17:21 .  Афиняне же все и живущие у них иностранцы ни в чем охотнее не про­водили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое. Пристрастие к новостям у афинян показывало их неустойчивость и отсутствие глубокой и серьезной потребности узнать истину. «Город их был город пустословов» (Златоуст). Деян.17:22 .  И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особен­но набожны. Речь Павла в Ареопаге к афинянам представляет высокий образец апостольской мудрости и красноречия и применения им всегдашнего своего правила – быть для язычников, как бы язычником, чтобы и язычников приобрести для Евангелия ( 1Кор.9:19–22 ). Осторожными, в высшей степени тонкими и сдержанными выражениями обходит он все, что могло раздражать языческую гордость этих представителей мировой мудрости, с замечательною находчивостью отыскав точку соприкосновения своего учения с этою мудростью в жертвеннике «неведомому Богу», давшую ему столь блестящее начало для блестящей речи, сила духа которой нашла достойнейшее и внешнее выражение, удовлетворявшее всем требованиям стройности светского слова. Постепенно, от более простого к более сложному, с неопровержимою последовательностью раскрывает он систему христианского учения, проповедуя: 1) о Боге едином, Творце мира и человечества ( Деян.17:22–26 ), 2) о цели и законах жизни людей ( Деян.17:27–29 ), делающих столь естественным и учение об искуплении и будущем суде ( Деян.17:30–31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

10) Ап. Павел чтил субботу: «Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из писаний» ( Деян. 17:2  и 16:13). 10) Из этих мест Писания совсем не видно, чтобы ап. Павел чтил субботу, а видно только, что он по субботам проповедовал, как и Христос, а почему именно по субботам проповедовал, объяснено выше: потому, – что тогда Евреи были в сборе, были готовые слушатели. (см. п. 5–й). 11) Ап. Павел в воскресный день работал, а в субботу праздновал:            ходил в синагогу молиться и проповедовать. Поселившись в доме Акилы и Прискиллы, он, «по одинаковости ремесла, остался у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток. Во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал иудеев и Еллинов» ( Деян. 18:1–4 ). 11) Прежде всего нужно заметить, что из этого места Писания вовсе не видно, чтобы ап. Павел работал в воскресные дни; это выдумка сектантов. Сказано только: «работал», а сколько дней в неделе работал и в какие дни, – не указано. Затем нужно помнить, что он проповедовал не только в субботу и в синагогах, но и «ежедневно», «на площади» ( Деян. 17:17–20 ), «всенародно и по домам», а Ефесян «учил три года день и ночь непрестанно». ( Деян. 20:20,31 ). Если сектанты чтут субботу потому, что ап. Павел по субботам проповедовал, то пусть чтут каждый день, пусть чтут языческий ареопаг, еврейские синагоги и проч. Молиться же в коринфской синагоге с евреями апостол не мог ( 2Кор. 6:15 ), ибо тамошние Евреи не только не верили, «что Иисус есть Христос», но «противились» проповеди Апостола и «злословили» его, так что он, «отрясши одежды свои, сказал к ним: кровь ваша на глазах ваших; я чист; отныне иду к язычникам» ( Деян. 18:5–7 ). 12) Суббота должна оставаться и для христиан: «для народа Божия остается еще субботство» ( Евр. 4:9 ). 12) «Народ Божий» это – Евреи, а «субботство» это – получаемое через веру во Христа Царство небесное. В этой главе послания к Евреям говорится о трех «покоях»: первый покой это – покой            Божий, о котором сказано: «и почил Бог в день седьмой от всех дел Своих» (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010