Именно комментарии Максима Исповедника (ум. в 662 г.) преодолели в свое время сомнения скептиков и позволили ареопагитским сочинениям стать важной составной частью европейской средневековой культуры – как византийско-славянской, так и западноевропейской, а затем и культуры Возрождения. И эта картина – представление о том, как возник корпус сочинений Дионисия Ареопагита , – тоже неотъемлемая часть всей средневековой культуры, в том числе и русской, и имеет для историков культуры самостоятельную ценность. Что же она собой представляет? 11 .  Как мы знаем из Деяний апостолов (XVII, 13–33), Павел во время своего второго миссионерского путешествия, около 50 г., спасаясь от разгневанных иудеев, покинув своих спутников Силу и Тимофея, ушел из Верии в Афины. Там он решил их дождаться, чтобы вместе с ними следовать в Коринф, административный центр римской провинции Ахайя. Увидав в Афинах множество алтарей и статуй, Павел «возмутился духом» и начал проповедовать в тамошней синагоге и на площади. «Некоторые из эпикурейских и стоических философов стали спорить с ним» (XVII, 18). Заинтересовавшись его учением, они пригласили Павла в ареопаг и попросили высказаться подробней, ибо «афиняне же все и живущие у них иностранцы ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое» (XVII, 21). Но Павел постарался связать тему своей речи с известными им учениями: «Афиняне! . . .проходя и осматривая ваши святыни, я нашел жертвенник, на котором написано: „Неведомому Богу» ( τω γνστω θεω). Сего-то, которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам» (XVII, 22–23). Павел говорил далее об акте творения, о том, что все живет и существует постольку, поскольку «участвует» в Боге («Им мы живем, и движемся, и существуем», – XVII, 28), о необходимости богопознания и покаяния, о воскресении мертвых и праведном суде. «Услышав о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время» (XVII, 32). Некоторые все же уверовали в его слова и продолжили с ним встречи – «между ними был Дионисий Ареопагит » (XVII, 34). Таковы касающиеся Дионисия Ареопагита сведения из Деяний апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areop...

«Инкультурация» означает «вхождение в культуру», то есть когда «слово Божие» сеется в культурную почву человеческого духовного наследия, дабы произвести тот благодатный плод, на который способны людские души в силу их духовно-нравственного состояния: «Вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный» ( Лк. 8.5–8 ). Собственно, «инкультурация» есть способ «внешнего» воздействия проповеди христианства на культурную традицию народа, когда «истина» Христова благовестия раскрывается как данность уже известного Божественного Откровения, в котором должна утверждаться и к которому должна стремиться культурная составляющая народного сознания. Таково положительное значение данного термина, но в миссиологической литературе существует и негативное понимание «инкультурации», как религиозной замены одной культуры на другую посредством навязывания или агрессивного насаждения, либо синкретического переосмысления Евангелия в «духе» нехристианской культуры и подстраивание под ее систему ценностей. Что же касается «рецепции культуры» (лат. reception – «принятие, взятие»), то она требует от христианского миссионера хороших знаний в области религии, философии и искусства того общества, в котором он вынужден проповедовать. Знание этих особенностей будет содействовать успеху миссии лишь в том случае, если христианин сможет увидеть в культурном наследии нехристианского народа образы мысли и формы деятельности, согласные и близкие с евангельским вероучением. Именно так поступил апостол Павел, будучи в Афинах, где возмущенная множеством городских идолов его душа все же нашла положительный момент в греческой культуре, который он и высказал, когда его привели в ареопаг: «Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам» ( Деян. 17.22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

Как только апостол Павел пришел в Европу, в Филиппах ко Христу обратилась богатая женщина по имени Лидия. Она стала первой европейской христианкой. В этом городе за апостолом и его спутниками ходила бесноватая служанка-прорицательница, которая кричала: «Это рабы Бога Высочайшего, которые возвещают вам путь спасения». Но Павел изгнал демона, который прорицал в женщине, не желая пользоваться свидетельством врага. Хозяева, разъяренные тем, что из-за исцеления служанки у них пропал источник дохода, оклеветали Павла и его сотрудника Силу. Их избили и бросили в тюрьму, забив ноги в колодки. В полночь апостолы молились Богу, и произошло землетрясение, так что двери тюрьмы отворились. Тюремщик хотел покончить с собой, думая, что заключенные сбежали, но, узнав о том, что все на месте, обратился ко Христу вместе со своим семейством. Городское начальство желало тайно выпустить апостолов, но по их требованию принесло им публичные извинения. Затем апостол Павел проповедовал в Фессалониках и в Верии, где ему противодействовали иудеи, так что даже некоторые новообращенные были брошены в тюрьму. Но христиане выкупили их. А святой Павел прибыл в Афины, где был поражен страшным идолопоклонством этого города. Он проповедовал на базаре, а затем его привели в верховный суд ареопаг. – Афиняне, – так говорил апостол, – обходя ваши почитаемые места, я увидел, что вы особенно страшитесь демонов. Среди ваших жертвенников я нашел алтарь, посвященный неведомому Богу. Его-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам. Он Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все. От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас. И ваши поэты говорят, что Им мы живем, движемся и существуем. Поэтому мы, как род Бога, не должны думать, что Божество подобно золоту или делу рук людей. Теперь кончились времена невежества, и Бог повелевает всем людям повсюду каяться. Он назначил день Суда, дав всем свидетельство через Мужа, Которого Он воскресил из мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Максим Грек держал в руках, скорее всего, какую-либо служебную минею XV в. и старше. Примечательно, что отмеченная им ошибка содержится и в древнейшем гимнографическом сборнике (уже упомянутом выше), а именно в Ил. В ней в начале 2-го тропаря VIII песни Рождественского канона 767 читается: [%Органы псни оуклони не бо видша въ тждихъ дти сион.%] Такая же самая неисправная версия представлена и в остальных древних (XII в.) служебных минеях (они приведены в разночтениях в кн.: Древнейший сборник 2006: песнопение ДХХУ–18). В современной обиходной служебной минее – текст, конечно, исправный: «Органы уклониша плачевныя песни, не пояху бо в земли чуждей отроцы Сионовы». Рассмотрим, наконец, еще один анализ преп. Максима, посвященный неисправностям в славянских переводах. Случай энантиосемантичной лексемы: [%художнейшие%] versus [%бесобознейшие%] Максим исследовал две лексемы из знаменитой речи-проповеди первоверховного апостола Павла, сказанной в Афинах ( Деян.17:22–31 ). Ситуация в Деяниях апостолов изложена следующим образом: «И, взяв его (Павла), привели в ареопаг (π τν ρειον πγον γαγον) и говорили: можем ли мы знать, что это за новое учение, проповедуемое тобою? Ибо что-то странное ты влагаешь в уши наши. Посему хотим знать, что это такое? Афиняне же все и живущие у них иностранцы ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое. И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны( κατ πντα ς δεισιδαιμονεστρους μς θεωρ) 768 . Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам» ( Деян.17:19–23 ). Лексемы, обсуждаемые Максимом, выделены шрифтом. [%»Тако же погршиша преводници и в томъ еже есть писано в стымъ ап(с)тломъ лукою, в нихъже явлетъ стго павла ап(с)тла стоща на паг, а не на лед, и глаголюща « по премногу вижю вас художнейишхъ» и прочая, аще oyбw преводникъ по существоу вдалъ бы книжное еллинское якоже и стыи ап(с)лъ лука вдалъ, превелъ бы не такъ, но бсобознйшихъ, якоже и лука предалъ есть стй цркви. онъ бо дисидмонестерус писалъ есть, еже есть бсобоязнйшии(х), дисись бо бознъ, а дмони бси толкуютс. а не писалъ епистимонас еже есть худоги(х), ни техникус еже есть хитры(х), ни софус еже есть премоудры(х), ни гностикус еже есть разумны(х)».%]

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Неправда! Еще первая из священных книг, книга Бытия, возвестила нам, что весь род человеческий произошел от одной только первозданной четы, созданной Богом по образу Божию и по подобию, и что поэтому все люди имеют одинаковое богоподобное естество по своей душе, а по телу тленные. Стало быть, та истина, что все люди суть люди, была известна еще ветхозаветному человечеству. Христианство же не только не затмило этой истины, но, напротив, вполне развило ее до совершенства. Самим же Спасителем нашим было возвещено, что все люди не только одинаковые с нами существа, но и суть ближние наши, и что со всеми мы должны обходиться так же кротко, справедливо и милостиво, как бы мы хотели, чтобы и все другие с нами поступали; мало того, Он даже заповедал нам любить самих врагов наших, а рабы еще не враги владельцев, и следовательно по Его учению должны были считаться такими же ближними, как и свободные люди. Затем апостол Павел, будучи приведен в афинский ареопаг, говорил там членам ареопага: «Бог, сотворивший мир, от одной крови произвел весь род человеческий, для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитания». Стало быть, он весьма ясно здесь высказал учение о единстве человеческого рода. В посланиях же своих к Римлянам и Галатам он писал: «Нет лицеприятия у Бога. Все, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже иудея, ни язычника, нет раба, ни свободного: ибо все одно во Христе Иисусе». Стало быть, он здесь ясно возвещал, что пред лицом Правосудного Бога и пред лицом общей нашей Матери – Церкви Христовой – все люди равны, если они веруют во Христа. А так как весь закон основывается на заповедях о любви к Богу и ближнему, и ближнего мы должны любить, как самих себя, и так как, с другой стороны, мы должны быть ко всем без различия милосердны так же, как и Отец наш Небесный милосерд к нам, – то не вытекает ли отсюда то, что христианство освятило не рабство, а свободу во всяком звании и состоянии, в каком бы кто ни был, что оно первое возвестило миру ту истину, что и раб и невольник, будучи таким же нашим ближним, как и свободный гражданин и господин, суть такие же наследники вечного Царствия, как и все, и что поэтому с ними все должны обращаться с такою же кротостью и любовью и с таким же уважением к их личности, с какими мы относимся к людям свободным и господам?

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

Но и ты, кто следуешь за Христом и подражаешь ему, если пребываешь в слове Божьем, если «о законе Его» размышляешь ты «день и ночь» (ср. Пс.1:2 ), если исполняешь Его повеления, всегда остаешься в святилище и никогда не выходишь из него. Ибо не в святом месте должно искать нам убежища, но в делах, в жизни и в нравах. И если они соотносятся с Богом, с Его повелениями, то даже если находишься ты дома, даже если на торжище – да что я говорю, на торжище – даже если сидишь в театре и усердно служишь слову Божьему, не сомневайся, что ты – в святилище. Или ты не веришь, что Павел, когда входил в театр или «в ареопаг» (ср. Деян.17:19 ) и во всеуслышание проповедовал афинянам Христа, был в святилище? И когда он проходил мимо капищ и идолов афинских, где нашел надпись «неведомому Богу», с которой он начал свою проповедь о Христе, «проходя и осматривая святыни» язычников (ср. Деян.17:23 ), был он в святилище, ибо имел священные помыслы. Так и всякий, кто после того, как обрел благодать Божию, наблюдает за собой, чтобы не совершать ему «убийства, прелюбодеяния, кражи, лжесвидетельства» (ср. Мф.15:19 ) и прочего подобного этому, но оставаться чистым от всякой заразы греха, не выходит из святилища и не «бесчестит святилище Бога своего», ибо на нем священный «елей помазания» Бога его (ср. Исх.29:7 и далее). Как может «елей», о котором написано в книге Исход, согласно буквальному пониманию, быть назван елеем Бога, если его изготовил аптекарь? Если же хочешь увидеть елей Бога, послушай, кто, по словам пророка, помазан елеем Бога; без сомнения, тот, о ком он говорит: «Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» ( Пс.44:8 ). Поэтому только «великий Священник» может быть помазан елеем Бога, и на Нем всегда будет священный «елей» Божьего «помазания». 5 . Но что прибавлено дальше? «В жену пусть берет девицу из рода своего; вдову, или отверженную, или опороченную, или блудницу, пусть не берет, но берет в жену девицу из рода своего; да не порочит он семени своего в народе своем, ибо Я Господь, освящающий его» ( Лев.21:13–15 ). И так как порядок всего изложения мы применили ко Христу, истинному «великому Священнику», посмотрим теперь, как следует понимать Его брак.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

но, не найдя самих Апостолов, повели Иасона и некоторых из братий к городским властям, крича во всеуслышание, что пришли и сюда эти всесветные возмутители, и принял их Иасон, а все они восстают на повеления кесаревы, провозглашают другого Царя, Иисуса. Слыша такие речи, встревожился народ, и начальники встревожились, но, взяв ручательство от Иасона и от прочих, отпустили их. Павел в Верии Тогда же, ночью, братия отправили Павла и Силу в Верию. Прибыв туда, пошли они в синагогу Иудейскую. Но здешние были благосклоннее Солунских: приняли слово со всею охотой, и каждый день разбирали Писания, дознаваясь, так ли все писано. Многие из них уверовали, и из Еллинских почетных жен и мужей не мало. Но, когда Солунские Иудеи узнали, что и в Верии проповедано Павлом слово Божие, пришли и туда и стали возбуждать и возмущать народ. Тогда братия поспешили отпустить Павла по пути к морскому берегу, а Сила и Тимофей там остались. Те, что пошли с Павлом, проводили его до Афин и ушли обратно, с приказом от Павла Силе и Тимофею, чтобы скорее шли к нему. Павел в Афинах В ожидании их в Афинах, Павел возмущался духом при виде города, наполненного идолами. Итак, беседовал только в синагоге с Иудеями и с богочестивыми людьми, а на площади ежедневно со встречными. Между прочим, стали спорить с ним и некоторые из философов Епикурейцев и Стоиков. Одни говорили: о чем это толкует этот болтун? А другие: кажется, каких-то чуждых богов проповедует, – а он благовествовал им Иисуса и воскресение. Взяли его и привели в ареопаг. Стали спрашивать: скажи нам, что за новое учение, которое ты проповедуешь? Что-то странное ты влагаешь в уши наши, хотим знать, что это такое. Афиняне же все и живущие у них пришлые иностранцы всего охотнее проводили время в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое. Тогда, став Павел среди ареопага, сказал: люди Афинские! по всему вижу я, что вы особенно склонны к божественному. Проходя и осматривая святыни ваши, нашел я и жертвенник с такою надписью: неведомому Богу. Сего-то, Кого вы, не ведая, чтите, Сего я проповедую вам.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Обратимся, например, к эпизоду из книги Деяний апостольских. Когда апостол Павел проповедовал в Афинах, его привели в ареопаг, собрание старейшин, и велели ему говорить, потому что им было интересно, что он проповедует. Сначала к нему отнеслись сравнительно доброжелательно, некоторое время его слушали. Когда же апостол Павел заговорил о воскресении мертвых, то старейшины стали смеяться и говорить: «Ну, об этом мы послушаем тебя в другой раз» (см. Деян.17:32 ). И только немногие люди, среди которых был Дионисий Ареопагит , впоследствии знаменитый богослов и один из первых епископов города Афин, последовали за ним, когда его отпустили. Значит, апостол Павел подвергся осмеянию перед виднейшими людьми города в самом благоприятном для него случае. Мы же хотим, чтобы нам досталась слава святых, а их позору, унижению, скорбям подвергаться не хотим. «Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии» (ст. 10), — продолжает апостол Павел, иронизируя над коринфянами. В Священном Писании иногда употребляется ирония, ради того чтобы показать абсурдность мнений и чувств, которым мы порой предаемся. Апостол Павел говорит, что «мы [апостолы] безумны ради Христа». Он не обращает внимания на мирскую мудрость, человеческие знания, на то, что считается великим, утонченным, философски обоснованным или с практической точки зрения здравым. Святые апостолы всем этим пренебрегают и выглядят в глазах целого мира безумцами, безрассудными, даже глупцами. Мы же с вами все хотим быть умными: самый глупый человек старается как-то показать, что у него есть ум, и не желает признать своей глупости. Апостол Павел говорит: «Мы безумны». Но не потому, что они на самом деле безумны, но потому, что ради Христа готовы выглядеть и так. Мы же считаем себя благоразумными во Христе. Хотим жить в покое, благополучии, совершенно бесскорбно, в свое удовольствие — и при этом спасаться. «Мы немощны», то есть совершенно беззащитны, никак не можем постоять за себя, — так апостол Павел говорит про всех апостолов. «А вы крепки». Нам представляется, что мы имеем какое-то прочное положение, или мы желаем его занять, иметь какое-то преимущество перед другими даже в монастыре, отрекшись от мира. Мы хотим представлять собой нечто особенное, настаиваем на том, чтобы исполнить свое желание, навязываем свое мнение другим, даже священноначалию.

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

Объяснения православного: 10) Из этих мест Писания совсем не видно, чтобы ап. Павел чтил субботу, а видно только, что он по субботам проповедовал, как и Христос, а почему именно по субботам проповедовал, объяснено выше: потому, – что тогда евреи были в сборе, были готовые слушатели, (см. п. 5-й). Сектант: 11) Ап. Павел в воскресный день работал, а в субботу праздновал: ходил в синагогу молиться и проповедовать. Поселившись в доме Акилы и Прискиллы, он, «по одинаковости ремесла, остался у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток. Во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов» ( Деян. 18:1–4 ). Объяснения православного: 11) Прежде всего нужно заметить, что из этого места Писания вовсе не видно, чтобы ап. Павел работал в воскресные дни; это выдумка сектантов. Сказано только: «работал», а сколько дней в неделе работал и в какие дни, – не указано. Затем нужно помнить, что он проповедовал не только в субботу и в синагогах, но и «ежедневно», «на площади» ( Деян. 17:17–20 ), «всенародно и по домам», а Ефессян «учил три года день и ночь непрестанно». ( Деян. 20:20, 31 ). Если сектанты чтут субботу потому, что ап. Павел по субботам проповедовал, то пусть чтут каждый день, пусть чтут языческий ареопаг, еврейские синагоги и проч. Молиться же в коринфской синагоге с евреями апостол не мог ( 2Кор. 6:15 ), ибо тамошние евреи не только не верили, «что Иисус есть Христос», но «противились» проповеди апостола и «злословили» его, так что он, «отрясши одежды свои, сказал к ним: кровь ваша на главах ваших; я чист; отныне иду к язычникам» ( Деян. 18:5–7 ). Сектант: 12) Суббота должна оставаться и для христиан: «для народа Божия остается еще субботство» ( Евр. 4:9 ). Объяснения православного: 12) «Народ Божий» это – евреи, а «субботство» это – получаемое чрез веру во Христа царство небесное. В этой главе послания к Евреям говорится о трех «покоях»: первый покой это – покой Божий, о котором сказано: «и почил Бог в день седьмый от всех дел Своих» (ст. 4); второй покой это – обещанная евреям «земля обетованная», куда за ропот в пустыне и непокорность не все они вошли (ст. 5–6), почему Давид предсказывает евреям о третьем покое: «ныне, когда услышите глас Его (то есть Христа), не ожесточите сердец ваших. Ибо если бы Иисус (Навин) доставил им (евреям в земле обетованной) покой, то не было бы сказано после того о другом дне. Посему, говорит апостол, для народа Божия (то есть для евреев) еще остается субботство» (ст. 9), остается чрез веру в пришедшего Мессию-Христа войти в вечный покой, или в Царство небесное. «Ибо кто вошел в покой Его (то есть в царство небесное), тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих. Итак, учит евреев св. Апостол, постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру (как евреи в пустыне) не впал в непокорность» (ст. 10–11).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Опасаясь холодности иудеев к проповеди о Христе, апостол заканчивает свою речь пророческим предостережением, обращенным к их отцам. Предостережение это он выражает не своими словами, но словами пророка для того, чтобы устранить от себя его жестокость и чтобы придать ему больше силы и авторитета в глазах иудеев. Опасение апостола сбылось. Впечатление от его речи было очень сильное: многие после этой речи просили Павла и Варнаву прийти в синагогу в другую субботу и продолжить проповедь; в течение недели многие иудеи и прозелиты приходили к Павлу и Варнаве, и они их учили и обращали к вере. Но когда в другую субботу почти весь город сошелся в синагогу слушать Павла, иудеи по зависти воспротивились проповеди апостола и не позволили ему говорить. Тогда Павел и Варнава, обратившись к ним, сказали: «Вам первым надлежало быть проповедану слову Божию; но как вы отвергаете его, и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот мы обращаемся к язычникам» ( Деян.13:46 ). Речь апостола Павла, сказанная в Афинах, отличается не только от речи его, сказанной в Антиохии Писидийской, но и от речей всех других апостолов. В ней мы можем видеть образец того, как апостол, умевший быть всем вся, беседовал с образованными язычниками. Особенный характер афинской речи зависит от особенности тамошних слушателей апостола. Этими слушателями были здесь образованные и любознательные греки, между которыми немало было философов стоического и эпикурейского направления. Повод к речи дали апостолу сами афиняне. Апостол Павел, проповедуя Христа, являлся в собрания и синагоги и здесь рассуждал и вступал в спор с иудеями и прозелитами, являлся и на городской площади, на которой постоянно сновал народ, беседовал о новостях и рассуждал о разных предметах и подле которой было сборное место философов, и не упускал случая сообщить свое новое учение о спасении, принимая участие в беседах, спорах и рассуждениях. Новая проповедь Павла заинтересовала любопытных афинян, и они привели его в ареопаг афинский, чтобы здесь в присутствии многих он подробнее изложил свое учение, показавшееся им новым и интересным.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Vadkov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010