Другие по-видимому более вслушались в новое учение и говорили: «кажется он проповедует о чужих божествах», и злобная нота зазвучала в этих словах. Как! Этот дерзки пришлец не думает-ли возмущать народной совести? Он не чтит Минервы, священной покровительницы города, не признает прославленных богов народных, храмы и статуи которых во множестве украшают ули­цы и площади! Он осмеливается подрывать народную веру! Он возмутитель против религии, государства и установившегося по­рядка, он развратитель народа и юношества... Таким злобно-коварным языком заговорили те из философов, для низкого честолюбия которых ничего не стоило прибегнуть к самому бесчестному средству, лишь бы только устранить ненавистного соперника. Один из самых великих и добродетельных философов древнего мира, Сократ, принужден был выпить чашу яда именно обвиненный как подрыватель народной веры и раз­вратитель юношества... Ослепленные злобой мудрецы готовы бы были тут же расправиться с неизвестным им проповедником, если бы не боялись народа, который лучше их понимал своим простым чувством истину проповедуемого ему и мог страшно отомстить оскорбителям любимого проповедника. В виду этого злобствующие ненавистники, прикрыв свою злобу невинным любопытством, пригласили апостола Павла в ареопаг, чтобы он там подробнее изложил пред руководителями на­рода свое новое учение. Не вспоминали ли они тайно при этом, что именно в этом верховном судилище изобличавший подобных им софистов мудрец некогда присужден был испить смер­тоносную чашу? На скалистом холме против Акрополя под открытым небом собрался верховный совет – ареопаг. На высеченных в скале скамьях восседали члены ареопага – именитые граждане города, государственные деятели, полководцы, философы, поэты. По склонам холма и в прилегающей долине толпился народ. По средине площадки, образуемой скамьями, возвышались один против другого два массивных камня: при формальных судебных заседаниях на одном из них становился обвиняемый, на другом обвинитель 2 . На один из них, как можно ду­мать, теперь поставлен был апостол Павел.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rukovo...

По истечении срока полномочий архонты входили в ареопаг, ранее состоявший из родовых старейшин, а потом из отслуживших свой срок высших магистратов – архонтов. Название «ареопаг » связано с тем, что он заседал на холме, посвященном богу войны Арею. Это был своего рода верховный совет, или сенат, который контролировал деятельность архонтов, надзирал над состоянием государственных дел, принимал решения по важнейшим вопросам государственной жизни, принимал апелляции на судебные постановления и выносил по ним окончательные решения. Самым представительным органом власти было народное собрание – экклисия, включавшая в свой состав всех взрослых граждан, но фактическими участниками собрания была всегда, разумеется, только часть их. Экклисия обсуждала лишь те вопросы, которые ставились архонтами или ареопагом. Кроме того, народное собрание избирало архонтов, но, вероятно, по представлению ареопага. После объединения Аттики вокруг Афин в ней сохранилось самоуправление на уровне фил и фратрий. Филы возглавлялись племенными царями – филовасилевсами. В филах и фратриях вершился суд по разным делам, включая преступления, связанные с пролитием крови. В случае, когда истец и ответчик принадлежали к разным филам, дело рассматривалось в межфильном суде, который по помещению, где он заседал, назывался Пританеем; председательствовал в этом суде архонт-василевс, а в судебную коллегию входили 4 филовасилевса. Для Афин жизненно важным делом было строительство и содержание военного флота. Для этого требовались значительные средства. В фискальных целях всю Аттику разделили на 48 территориальных округов – навкрарий, по 12 в каждой филе. На каждый навкрарий возлагалась обязанность содержать, а если нужно, построить один военный корабль с вооружением и экипажем. Дополнительно каждый навкрарий должен был также выставить двух всадников, снабдив их конями и доспехами. Навкрарии возглавлялись избираемыми старейшинами. Действуя заодно против общих врагов, а в VII веке до Р. Х. главным врагом были соседние Мегары, с которыми Афины соперничали из-за острова Саламина, афиняне часто враждовали между собой: пружинами противостояния были родовые счеты, а также социальная рознь – раздражение обедневших фетов против разбогатевших сограждан, противостояние эвпартидов и простолюдинов, авантюрные попытки демагогов – честолюбцев, опиравшихся на поддержку народных низов, – захватить власть и стать тиранами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Марк Варрон не хочет, однако, доверять баснословным измышлениям о богах, чтобы не подумать чего-нибудь, недостойного величия. Поэтому он не допускает, чтобы ареопаг, в котором рассуждал с афинянами апостол Павел ( Дeяh. XVII, 19 ) и от названия которого все афинские сенаторы прозывались ареопагитами, получил свое имя от того, что Марс, по-гречески ρης, когда на этом поле (pago) судили его двенадцать богов по обвинению в убийстве, был оправдан шестью голосами; ибо когда при произнесении приговора голоса разделялись поровну, оправдание обыкновенно предпочиталось обвинению. Вопреки этому наиболее распространенному мнению, он старается на основании не пользующихся известностью сочинений подыскать некоторое иное объяснение этому имени, чтобы не думали, будто афиняне ареопаг назвали именем Марса и поля, как бы Марсовым полем, т. е. в оскорбление божествам, которым, по его мнению, чужды ссоры и тяжбы. Варрон утверждает, что это сказание о Марсе настолько же ложно, насколько и сказание о трех богинях, Юноне, Минерве и Венере, которые якобы из-за золотого яблока спорили перед судьею Парисом о превосходстве своей красоты; хотя последнее служит предметом и повествования, и представления в пении и плясках, при громе театральных рукоплесканий во время игр, установленных для умилостивления богов, услаждающихся такими своими истинными или ложными преступлениями. Варрон этому не верит из опасения, как бы не помыслить чего-нибудь, не соответствующего природе и нравам богов. Однако, приводя не баснословное, а историческое объяснение названия Афин, он заносит в свое сочинение спор Нептуна и Минервы относительно того, чьим именем должен назваться город, – спор такого свойства, что, когда они обнаружили соперничество проявлением чудесных знамений, Аполлон, к которому обратились за советом, не решился разбирать их, но чтобы покончить распрю между богами, как Юпитер трех упомянутых богинь послал к Парису, так и он отослал их к людям, на суде которых Минерва победила большинством голосов и в то же время потерпела поражение в лице своих наказанных избирательниц, отвоевав у мужчин, оказавшихся ее противниками, Афины, но потеряв право считать дружественных ей женщин афинянками. В это же время, по свидетельству Варрона, при Афинском царе Кранае, преемнике Кекропса, а по свидетельству наших историков, Евсевия и Иеронима, еще при жизни самого Кекропса, был потоп, названный Девкалионовым потому, что Девкалион царствовал в тех странах, где этот потоп по преимуществу имел место. Но потоп этот отнюдь не простирался до Египта и сопредельных с ним стран. Глава XI. Когда Моисей извел народ из Египта, и при каких царях умер преемник Моисея Иисус Навин

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

А чем вредит благочестию правильность слов и составленной из них речи? Какой ущерб она наносит пользующимся ею? К какому толкает малому или большому заблуждению? Если же Творец природы есть и Создатель языков, то разве не более последовательно будет, чтобы ученики Слова пользовались надлежащим словом? Значит, Христос не брал в ученики невежд? Именно так, сказал бы я, и более безгласных, чем рыбы, которых они ловили. Но как невежд, так и мытарей и рыбаков — разве Он оставил их взимать пошлину и ловить рыбу? И где тут что-либо достойное удивления или Христовой силы? И кто сможет подтвердить это их делами? Посему Он, таким образом, не оставил невеждами тех, кого взял из такого состояния, но вместо рыболовов сделал их ловцами человеков ( Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков (Мф 4:19) ), а вместо мытарей — спасителями бедствующих душ, и вместо невежд — учителями вселенной, исполнив их и божественной и небесной премудрости, и в человеческой, там, где это нужно, показав ничуть не испытывающими недостатка. Потому что как они вступали бы в словесную схватку со стоиками, с эпикурейцами, со множеством других заблуждений, знаменитых словесным мастерством? И почему течение слова и плавность речи в сочетании с чудом заставили слушателей принять Павла за Гермеса, так что если бы он не успел разодрать на себе одежды, ему в качестве почести принесли бы всенародные жертвы, словно богам 40 (см. Деян 14:12–18) ? Я уже не говорю здесь о других примерах самопроизвольной словесной мощи, в церквах, в народных собраниях, в суде, в иудейских синагогах, на агоре — в учении, и обличении, в увещевании, в оправдании, в свидетельстве, — какова она была в обращении к каждому в отдельности, к толпе, к судьям, к клеветникам. Как он речами пленил царя Иудейского, и тот чуть было не перешел к христианам, но гордость власти и багряницы, которая часто и многим повредила в самом важном, помешала ему в исполнении проповеди (см. Деян 26:28) ; как красноречием расколол желавших убить его и жаждавших его крови убедил взять на себя заботу о его спасении (см. Деян 23:6–9) ; как взошел на Ареопаг, посреди людей, изощренных в речах, на тот самый Ареопаг, где, как любят рассказывать эллинские мифы, даже боги тягались в качестве истцов и ответчиков между собой и с людьми; как, оказавшись там, вел прения не с одним, но со всеми учеными людьми, раз афиняне тогда превосходили [в этом] всех людей, а ареопагиты — афинян, и речами своими настолько потряс и преобразил их души, что многие из них, увлеченные его языком и словами, отбросив все, всей жизнью перешли к благочестию и явились подражателями того, кто запечатлел во глубине их душ учение о добродетели и правом служении.

http://pravmir.ru/amfilohii/

Симеон (Виловски) находился в тюрьме в Греции около трёх месяцев; потребовали его выдать Сербии - а он обратился в Верховный суд Греции - Ареопаг, поскольку на то имел право. Ареопаг, рассмотрев петицию белградского правосудия вынес решение об освобождении сербского священника! Почему? Сербские власти и органы правосудия помимо требования об экстрадиции не могли представить никаких доказательств о существовании вины Виловского. Почему не представили? Просто потому, что у них не было никаких доказательств. Предраг Суботички, глава строительного предприятия «Раде неимар» , 10 месяцев сидит в тюрьме в Белграде. Следствие не подтвердило ни одного факта, но по необходимости продолжает, всё ещё, «оперировать» этой цифрой, суммой, которая будто бы выплачена за «фиктивные работы»! А эти «фиктивные работы» суть - возведённые святыни, монастыри, церковные объекты и монастырские корпуса, которые видел своими глазами, куда заходил, пил там кофе тот самый, кто подписал этот несчастный донос! И больше о нём не вспоминают! Всё это трагично для Сербской Церкви. Нужно было в определённый момент вызвать гнев нашего народа и посеять среди паствы сомнения во мне! И всё это, разумеется, некие средства массовой информации уже дальше «конструировали». - Ваши политико-национальные взгляды ничуть не отличаются от религиозных, в смысле принципиальности. Вы являетесь в Косове уже много лет не только опорой Православия, но и защитником именно национальных интересов сербов. И это слишком большая помеха, не так ли? - Вы правы, я открыто выступал против политики Белграда и властей, которые втихую, неофициально приняли план Ахтисаари, разрешили EULeks обосноваться в Косове и Метохии, чтобы осуществить, поддержать создание так называемого независимого государства Косово. Я же всегда резко возражал против любых компромиссов, идущих вразрез с интересами сербского народа. Я настаивал, чтобы наше государство требовало выполнения Резолюции 1244, прежде всего, права на возвращение сербов в Косово, о котором всё реже говорят в печати! Потому что ни один вопрос не может быть разрешён в отсутствие двух третей сербского населения в Косове! Это мешало многим, и, конечно, американцам, которые не могли так просто осуществить свою цель создать независимое Косово, ради собственных интересов опять-таки, а не ради албанцев, ради своей базы «Бондстил» и прочих амбиций и геостратегических претензий.

http://ruskline.ru/analitika/2010/12/18/...

Мы расставались совершенно друзьями. Хозяин сказал: «Не надо ничего платить». Мне в дорогу дали лаваш и мясо, чтобы у нас с собой что-то было поесть. Я увидел, что диалог возможен. Люди разных вер могут общаться, если они проявляют уважение друг к другу. Нашлись общие темы. Поднимал вопрос об исламских законах ведения войны. Говорил: эти законы есть у вас, очень важно, чтобы вы им следовали. Законы гуманные по-своему. Там, например, есть такие принципы: «Что ешь ты, то ест и твой пленный. Как одеваешься ты, так одевается твой пленный. Нельзя женщин убивать во время войны, нельзя убивать детей». – Эти принципы определялись Мухаммедом во время его военных кампаний? Любой миссионер, когда он окажется в другой религиозной среде, должен пережить свой ареопаг – По преданию исламской уммы, они восходят к Мухаммеду. И когда вот так говоришь с людьми, это для них понятно. Я все время чувствовал себя, как апостол Павел в языческом ареопаге. Помните, как он говорил: Афиняне! По всему вижу я, что вы как бы особенно набожны… (Деян. 17:22). Любой миссионер, когда он окажется в другой этнокультурной среде, в другой религиозной среде, должен пережить свой ареопаг . В противном случае лучше не заниматься миссионерством. Тогда чем-то другим пусть занимается. – Каким был настрой у ребят перед началом боевой операции? Они приходили к вам за разговором, за благословением? Какие слова вы выбирали для ребят перед боем? Ведь тогда каждый понимал: еще чуть-чуть – кто-то из них толкнется в смерть… – Линия фронта в Чечне отсутствовала. Это была партизанская война: люди просто шли на дежурство, участвовали в зачистке. Не так, что одна армия сходится с другой армией в поле. Сейчас так не воюют уже. Поэтому каждое дежурство, каждый выезд из воинской части – это ответственный момент. Там люди дорожили каждым мгновением, событие видели во всем: что живы остались, что в течение дня никого не обстреляли или обстреляли, но не попали. Во всем виделось событие. Адреналин повышался, поэтому все в такой легкой эйфории находились.

http://pravoslavie.ru/94687.html

Как! Этот дерзкий пришелец не думает ли возмущать народной совести? Он не чтит Минервы, священной покровительницы города, не признает прославленных богов народных, храмы и статуи которых во множестве украшают улицы и площади. Он осмеливается подрывать народную веру. Он возмутитель против религии, государства и установившегося порядка, он развратитель народа и юношества. Таким злобноковарным языком заговорили те из философов, для низкого честолюбия которых ничего не стоило прибегнуть к самому бесчестному средству, лишь бы только устранить ненавистного соперника. Один из самых великих и добродетельных философов древнего мира принужден был выпить чашу яду, обвиненный как подрыватель народной веры и развратитель юношества… Ослепленные злобой мудрецы готовы бы были тут же расправиться с неизвестным им проповедником, если бы не боялись народа, который лучше их понимал своим простым чувством истину проповеданного ему и мог страшно отомстить оскорбителям любимого проповедника. Ввиду этого злобствующие ненавистники, прикрыв свою злобу невинным любопытством, пригласили апостола Павла в ареопаг, чтобы он там подробнее изложил перед руководителями народа свое новое учение. Не вспоминали ли они тайно при этом, что именно в этом верховном судилище изобличавший подобных им софистов мудрец некогда испил смертоносную чашу? На скалистом холме против Акрополя, под открытым небом, собрался верховный совет — ареопаг. На высеченных в скале скамьях восседали члены ареопага — именитые граждане города, государственные деятели, полководцы, философы, поэты. По склонам холма и в прилежащей долине толпился народ. Посредине площадки, образуемой скамьями, возвышались друг против друга два массивных камня: при формальных судебных заседаниях на одном из них становился обвиняемый, на другом обвинитель. На один из них теперь поставлен был апостол Павел. Его взорам представилось блестящее собрание, никогда не виданное им дотоле. Взглянув на безоблачное небо, откуда он некогда услышал божественный голос, призывавший его к апостольскому служению, апостол почувствовал в своем сердце палящий огонь апостольской ревности.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

11 Бул жердиктер Тесалоникадагыларга караганда бир топ акыл-эстрк экен. Алар Кудайдын кабарын чын ыкласы менен кабыл алып, ырас эле ушундай бекен дешип, Ыйык Жазууларды кнд ынтызарлык менен карап, териштирип окушту. 12 Ошондуктан алардын кб ишенимге келишти. Арасында башка улуттагы аттуу-баштуу аял-эркектер да бир топ болчу.   13 Пабыл Береяда да Кудай сзн жарыялап жрт деп уккан Тесалоникадагы иудейлер ал жакка жетип келип, элди дрблг салышты. 14 Ошондо ишенгендер Пабылды болушунча деиз тарапка, алыс кетип калууга кндршт. Сила менен Тиметей болсо, ал жакта калды. 15 Пабылды коштогондор аны Афинге чейин узатып барышты. Пабылдан: «Сила менен Тиметей тезирээк мага келип калышсын!» деген тапшырманы алышкан со, кайра жолго чыгышты.   Пабыл философтордун арасында   16 Пабыл Афинде Сила менен Тиметейди ктп жрп, шаардын жасалма буркандарга толуп кеткенин крп, ичинен аябай ачууланып, капа болду. 17 Ошондуктан ал синагогада иудейлерге, Кудайга табынган башка улуттун адамдарына, ошондой эле борбордук аянтта аны уккусу келгендерге кн сайын Кудайдын кабарын айтып жрд. 18 Ошондо эпикурей жана стоик философиясын жактаган мугалимдер аны менен талаша кетишти. Айрымдары: «Мына бу " булбул " эмне деп сайрап жатат?» — дешсе, айрымдары: «Бул биз билбеген кудайга гттп жрт окшойт!» — дешти. Анткени Пабыл Ыйса жана Анын кайра тирилс тууралуу айтып жргн.   19 Анан Пабылды Ареопаг аянтына алып келишти да: — Бу сен таратып жргн жаы окуу жннд билсек болобу? 20 Мурда такыр кулагыбыз укпаган кызык кепти сенден угуп жатабыз го? Ошонун маанисин тшндрп берчи! — дешти.   21 Афиндиктер менен ошол шаарда жашаган чет элдиктер жаы ойлорду айткандан же уккандан башка эч нерсе кылышчу эмес.   22 Ошондо Пабыл Ареопаг аянтында кпчлктн алдына чыгып, мындай деп сз сйлд: — Кымбаттуу афиндик агайындар! Сиздердин абдан динчил экенииздерди байкадым. 23 Силер табынган жайларды аралап жрп, «Белгисиз Кудайга» деген жазуусу бар курмандык жайды крдм. Мына ошол зр билбей туруп, табынып жргн Кудайды мен азыр силерге айтып берейин.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

   Такова была первая встреча Евангелия с языческой философией. Уже при первой встрече с ним дотоле непреоборимая владычица умов смутилась и сразу почувствовала грозную для себя силу неведомого пришельца. Но, смутившись, она не захотела сразу преклонить перед ним свое знамя. Еще целых пять веков она усиливалась поддерживать свое знамя во имя язычества и мудрости его; но червь времени неустанно точил древко этого знамени, и оно, наконец, рухнуло, склонившись к подножию креста (Церков. Вестн. 1879 г., 26, 30 июня). Толкование на ст. 18—21     Блаж. Феофилакта     И нецыи глаголаху: что убо хощет суесловый сей глаголати? инии же: чуждих богов мнится проповедник быти: яко Иисуса и воскресение благовествоваше им (ст. 18). Поемше же его, ведоша на Ареопаг, глаголюще: можем ли разумети, что новое сие глаголемое тобою учение? (ст. 19). Странна бо некая влагаеши в ушеса наша: хощем убо разумети, что хотят сия быти (ст. 20).Афинеи же вси и приходящий страннии ни во что же ино и упражняхуся, разве глаголати что или слышати новое (ст. 21). И нецыи глаголаху: что убо хощет суесловый сей глаголати? Говорят, что название спермолог носила одна ничтожная птица, имевшая обыкновение собирать на перекрестках зерна. Высоко поднимавшие голову и гордившиеся своей широковещательностью философы уподобили Павла этой птице. Мудрых называют неразумными, говорится в Притчах. Итак, поелику спермолог была птица ничтожная, не пригодная ни для кушанья, ни для забавы: то пустых людей называли спермологами (суесловами). Инии же: чуждих богов мнится проповедник быти. Это потому, что думали, будто под воскресением он разумеет какую-либо богиню, так как и женщин некоторых почитали за богинь. Ведоша его на Ареопаг. Не с тем, чтобы научиться от него, но с тем, чтобы наказать его, вели его на то место, где производился суд над убийцами. Ареопагом, или Ареевым (Марсовым) холмом называлось это место потому, что здесь Арей, или Марс был наказан за прелюбодеяние. Пагом же называлось возвышенное место, так как судилище это находилось на холме. Следует заметить, что философы эти, хотя все время проводили в беседах и слушании других, считали, однако же, сообщаемое Павлом новостью, которой они еще не слыхали. Если бы он проповедовал, что распят человек, то слово его было бы не новостью; а так как он говорил, что был распят и восстал Бог, то говорил действительно новое.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

16. Во Афинех же ждущу их Павлу, раздражашеся дух его в нем зрящем идол полн сущ град. 17. Стязашеся же убо на сонмищи со иудеи и с честивыми, и на торжищи по вся дни с приключающимися. 18. Нецыи же от епикур и от стоик философ стязахуся с ним: и нецыи глаголаху: что убо хощет суесловивый сей глаголати? инии же: чуждих богов мнится проповедник быти: яко Иисуса и воскресение благовествоваше им. 19. Поемше же его, ведоша на Ареопаг, глаголюще: может ли разумети, что новое сие глаголемое тобою учение? 20. Странна бо некая влагаеши во ушеса наша: хощем убо разумети, что хотят сия быти. 21. Афинеи же вси и приходящии страннии ни во чтоже ино упражняхуся, разве глаголати что или слышати новое. 16. Во Афинех же ждущу их Павлу, раздражашеся дух его в нем зрящем идол полн сущ град. 17. Стязашеся же убо на сонмищи со иудеи и с честивыми, и на торжищи по вся дни с приключающимися. 18. Нецыи же от епикур и от стоик философ стязахуся с ним: и нецыи глаголаху: что убо хощет суесловивый сей глаголати? инии же: чуждих богов мнится проповедник быти: яко Иисуса и воскресение благовествоваше им. 19. Поемше же его, ведоша на Ареопаг, глаголюще: может ли разумети, что новое сие глаголемое тобою учение? 20. Странна бо некая влагаеши во ушеса наша: хощем убо разумети, что хотят сия быти. 21. Афинеи же вси и приходящии страннии ни во чтоже ино упражняхуся, разве глаголати что или слышати новое. Раздражашеся дух его. Под выражением раздражашеся разумеется здесь не гнев; потому что дар благодати далек от гнева и негодования. Итак что же значит раздражашеся? Был возбужден, не мог сносить, тревожился. Нецыи же от епикур и от стоик философ стязахуся с ним. Эпикурейцы говорили, что все существует без божественного промысла. Направляя свою речь преимущественно против них, Павел говорит далее: сам (т. е. Бог) дая всем живот и дыхание (ст. 25), уставив предъучиненая времена и пределы селения их (ст. 26), и доказывает таким образом промышление Божие. Философы не смеялись над ним, когда он говорил это; потому что они и не понимали ничего из того, что говорилось. Да и как могли понимать апостола люди, видевшие Бога в теле, а блаженство в плотских удовольствиях? И нецыи глаголаху: что убо хощет суесловивый сей глаголати? Говорят, что название спермолог  носила одна ничтожная птица, имевшая обыкновение собирать на перекрестках зерна. Высоко поднимавшие голову и гордившиеся своею широковещательностию философы уподобили Павла этой птице. Мудрых называют неразумными, говорится в Притчах. Итак поелику спермолог была птица ничтожная, непригодная ни на кушанья ни для забавы, то пустых людей называли спермологами (суесловами).

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010