18. Некоторые из епикурейских и стоических философов стали спорить с ним, и одни говорили: что хочет сказать этот суеслов? А другие: кажется, он проповедует о чужих божествах; потому что он благовествовал им Иисуса и воскресение. 19.И, взяв его, привели в Ареопаг, и говорили: можем ли мы знать, что это за новое учение, проповедуемое тобою? 20. Ибо что-то странное ты влагаешь в уши наши. Посему хотим знать, что это такое? 21. Афиняне же все и живущие у них иностранцы ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое. Епикурейских и стоических философов: причина, почему именно последователи этих двух философских систем, а не другие, не академики, например, и не перипатетики, стали спорить с Павлом, заключались отчасти в том, что эти именно системы пользовались в то время большой популярностью и имели много последователей, с которыми потому и Павлу приходилось чаще встречаться на площади, частью – в том, что эти философские системы были более резко противоположны христианству, так как основным началом первой из них был грубый материализм и нигилизм, второй – самозамкнутая гордость естественными и, следовательно, мнимыми добродетелями поврежденной и, следовательно, греховной человеческой природы. Суждение, какое вынесли эти философы из беседы и споров с Павлом, было двоякое: одни (вероятно, эпикурейцы) считали истины, проповедуемые Павлом и совершенно противоположные их мнимой мудрости, пустословием или безумием ( 1Кор.1:23 ) и не хотели более иметь с ним дела, не понимая его и отвергая проповедуемые им истины. Другие (вероятно, из стоиков) заинтересовывались тем, что этот иностранец проповедовал о чужих, иностранных (не-греческих) божествах, так как Павел проповедовал об Иисусе Христе, как Боге, и о воскресении (Анастасии), которое они, кажется, понимали также как особое божество (Злат.). Эти, по крайней мере, не отвертывались от проповедника с пренебрежением и желали его слушать, хотя считали речи его странными (ст. 20). – Взяв его, привели: не насильственно, а в смысле – пригласили, так как ни из чего не видно, чтобы против воли Павла они взяли его и заставили говорить.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

21:23). «Чтобы возвещать голосом хвалы и поведать все чудеса Твои» (Пс. 25:7). «Господи, возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей» (Пс. 25:8). «Возненавидел я сборище злонамеренных и с нечестивыми не сяду» (Пс. 25:5). «Ибо я хранил пути Господни и не был нечестивым пред Богом моим» (Пс. 17:22). «Уста праведника изрекают премудрость и язык его произносит правду» (Пс. 36:30). «Правда Его пребывает вовек» (Пс. 110:3). «Священники Твои облекутся правдою и святые Твои возрадуются» (Пс. 131:9). «Блаженны живущие в доме Твоем, они непрестанно будут восхвалять Тебя» (Пс.83:5).     Тропарь священномученику, гл. 4: «Соучастник образа жизни Апостолов и преемник их служения, ты достиг дара восхождения на высоту богопознания; поэтому изъясняя слово истины, ты ради веры пострадал до смерти, священномученик (имя), моли Христа Бога о спасении наших душ.     Прокимен, гл. 4: «Да торжествуют святые во славе, да радуются на ложах своих».     Стих: «Пойте Господу песнь новую; хвала Ему в собрании святых» (Пс. 149:1, 5).     Тропарь священномученикам, гл. 4 (3 и 4 Октября Дионисия, Ареопаг, и Иерсфея-еп. Афинск): «Научившись в совершенстве добродетели, умеренный во всем, облекшийся благопристойно доброю совестью, ты почерпнул таинственное от избранного сосуда — Апостола Павла, и, сохранив веру, совершил течение, священномученик (имя), моли Христа Бога о спасении наших душ».     Тропарь преподобномученику, гл. 4 Андрею Критскому (15 Октября) и Стефану Новому (28 Ноября): «Укрепленный подвигами благочестия на горе, ты оружием креста уничтожил полчище невидимых врагов, после этого и к страданиям мученическим мужественно приготовился, поразив Копронима мечем веры, и за подвиги украсился венцом от Бога, преподобномученик (имя) всегда памятный».     Тропарь мученице, гл. 4: «Агница Твоя Иисусе (имя) громко взывает: люблю Тебя, Жених мой, и, ища Тебя, страдаю, распинаюсь и погребаюсь с Тобою в Твоем крещении и переношу мучения за Тебя, чтобы царствовать с Тобою, и умираю за Тебя, чтобы жить в Тебе; но, как жертву непорочную, приими меня, с любовию приносящуюся Тебе.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

4) И некоторые из них уверовали и присоединились к Павлу и Силе, и из чтущих [Бога] и из язычников великое множество, и [из] знатных женщин немало. 5) Возревновавшие же иудеи, взяв из черни некоторых негодных мужей и собрав толпу, возмущали город; и, приступив к дому Иасона, домогались вывести их к народу. 6) И как не нашли их, повлекли Иасона и некоторых братьев к городским начальникам, крича: «Ибо возмутившие город пришли и сюда, 7) коих Иасон принял, и все они поступают против повелений кесаря, говоря, что царь – другой, Иисус». 8) Встревожили же народ и городских начальников, слушавших это. 9) А получив удовлетворение от Иасона и от прочих, отпустили их. 10) Братия же немедленно ночью отправили Павла и Силу в Верию. Они же, когда прибыли, вошли в синагогу иудейскую. 11) Сии же были благороднее, чем те, в Фессалониках: они приняли слово со всем усердием, ежедневно испытуя Писания, точно ли это так. 12) И при том многие из них уверовали, и из языческих почтенных женщин, и из мужчин немало. 13) Когда же иудеи в Фессалониках узнали, что и в Верии проповедано Павлом слово Божие, пришли и туда, возбуждая и возмущая множество [людей]. 14) И тогда братия тотчас отпустили Павла, чтобы шел даже к морю; Сила же и Тимофей остались там. 15) Кто же сопровождал Павла, проводили его вплоть до Афин; и, получив от него приказание к Силе и Тимофею, чтобы как можно скорее пришли к нему, отправились. 16) Павел же, когда ждал их в Афинах, возмутился в себе духом своим, видя преданный идолопоклонству город. 17) Итак, он диспутировал в синагоге с иудеями и с чтущими [Бога], и ежедневно на торжище с приходившими. 18) Некоторые же из эпикурейских и стоических философов говорили с ним; и одни говорили: «Что хочет сказать этот сеятель слов [на ветер]?» – другие же: «Кажется, он – провозвестник новых божков [daemoniorum]», – ибо он Иисуса и воскресение благовествовал им. 19) И, взяв его, привели в Ареопаг, говоря: «Можем ли мы знать, что это за новое учение, возвещаемое тобою? 20) Ибо что-то новенькое ты влагаешь в уши наши.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

8 .3. Второе путешествие апостола Павла (52–54 гг.) ( Деян. 15, 39–18, 22 ) Прожив некоторое время в Антиохии и утвердив там Церковь , апостолы Павел и Варнава вместе со спутниками Силою и Иоанном-Марком, разделившись на две группы, предприняли новое путешествие. Варнава с Марком отплыли на о. Кипр, а Павел с Силою отправились пешком вдоль берега Средиземного моря на север в город Тарс. Святой апостол Павел посетил во втором путешествии следующие места: в Малой Азии – Сирию, Киликию (Тарс), Ликаонию (Дервия, Листра, Икония), Антиохию Гисинийскую, Галатию и Фригию, Троаду (древняя Троя); в Греции – Неаполь; во Фракии – Филиппы, Амфиполь, Фессалоникли (Салоники), Верию, Афины. Город Афины представлял особенно удобное место для евангельской проповеди. Афиняне отличались философским образованием: на улицах и площадях города постоянно велись споры о разных вопросах, так что, кроме синагоги, апостол мог находить слушателей для своей проповеди и под открытым небом. Но гордые своим философским образованием, представители школ стоиков и эпикурейцев высокомерно и поверхностно отнеслись к апостольской проповеди. Они даже не поняли самого главного в ней. Слыша в проповеди апостола имя Иисуса и слово «воскресение», они думали, что он проповедует каких-то новых богов. Жаждующие услышать разъяснений от апостола Павла, греки схватили его и привели на высшее афинское судилище – ареопаг. Здесь апостол произнес блестящую речь, которая может назваться образцом ораторского искусства и христианской проповеди ( Деян. 17, 22–31 ). «Афиняне, – начал свою проповедь апостол Павел, – по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано: «Неведомому Богу». Сего то, которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам» ( Деян. 17, 22–23 ). Закончил свою проповедь апостол благовестием о Христе, воскресшем из мертвых. Не веровавшие в воскресение мертвых философы  эпикурейской школы стали смеяться над проповедником и говорили: «Об этом мы послушаем тебя в другое время» ( Деян. 27, 32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Оставив город Филиппы, Апостол Павел пошел с Евангельской проповедью по Греции; основал Церкви в Фессалониках, или Солуни, Верии и, наконец, прибыл в Афины. При виде сего города, полного идолов, Апостол Павел скорбел духом и всякий день беседовал о Боге со встречавшимися ему на площади. Некоторые из философов, услышав от него новое для них учение, представили его в Ареопаг. Здесь, на вопрос о проповедуемом учении, Апостол возвестил им неведомого Бога.    «Афиняне! — так говорил Апостол Павел в Ареопаге. — По всему вижу, что вы очень набожны. Обходя и обозревая ваш город, я нашел жертвенник, на котором написано: неведомому Богу. Сего-то Бога, Которого вы, не зная, почитаете, я и проповедую вам. Бог, сотворивший мир и все, что в нем, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий какую-либо нужду, Сам давая всему жизнь, и дыхание, и все. От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив их обитанию предопределенные времена и пределы, дабы они искали Бога, не постигнут ли и не найдут ли Его, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем, и движемся, и существуем... Попустив быть временам неведения, Бог ныне повелевает человекам всем повсюду покаяться. Ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых».    Афиняне, услышав от Апостола о воскресении Иисуса Христа, одни стали смеяться и перестали его слушать, а другие подробно исследовали его учение и уверовали. В числе уверовавших был знаменитый член Ареопага — Дионисий. Из Афин Апостол Павел пошел в Коринф и, прожив в нем 1,5 года, отплыл в Сирию.    Около 54-го года Апостол Павел с Лукой, Титом и Тимофеем предпринял третье Апостольское путешествие. Главным поприщем его деятельности был в это время Ефес; в нем он провел три года. Здесь своими знамениями и чудесами он привлек весьма много к вере Христовой и нанес сильный удар язычеству во всей Асии. Поставив епископом Ефесской Церкви сотрудника своего Тимофея, Апостол Павел прошел по Македонии и Греции и отсюда отправился на праздник Пятидесятницы в Иерусалим. На пути к Иерусалиму он остановился в Милете, призвал к себе пастырей Ефесской Церкви и трогательно простился с ними.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3447...

  65.382 2. Воскресение Христа и современное Булгаков: Два Града, 269   II. ВОСКРЕСЕНИЕХРИСТА И СОВРЕМЕННОЕ СОЗНАНИЕ В книге " Деяний Апостольских " , в которой рассказывается, как апостолы проповедовали открывшуюся им веру во Христа, Своей смертью и воскресением совершившего дело человеческого спасения, особенно близок и понятен современности эпизод проповеди ап. Павла в Афинах, столицы культуры того времени, центре философии, искусства, литературы (Деян. Ап., гл. 17). Кто и в наше время, приняв в сердце истину Евангелия, захотел бы громко заговорить об этой вере, тот чувствует себя пришедшим с дикой и странной для современных ушей " ненаучной " и ненужной проповедью, представляющей " безумие для эллинов " , как бы в Афины, " этот город, полный идолов " , вступая в который, " возмутился духом " даже великий апостол. По части изобретения идолов современность оказалась даже острее, изобретательнее, тоньше, нежели греческие Афины, ибо создала еще абстрактных идейных идолов в виде всевозможных " научных " и ненаучных теорий, в которых запуталась беспомощно современная душа: в   пантеоне   65.383 2. Воскресение Христа и современное Булгаков: Два Града, 269   современных афинян имеются идолы политические, социалистические, эстетические, научные. И это уже не то наивное, простодушное идолопоклонство, которое было свойственно дохристианскому миру, здесь чувствуется более редкий, сознательный и упорный дух противления и идолопоклонства, вооружившийся силой знания, отвлеченной мысли, тонких чувствований. Поздний предрассветный час кладет более резкие и густые тени, нежели час ранний, сумеречный. " Афиняне же все и живущие у них иностранцы ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое " , – черта, целиком сохранившаяся и у теперешних афинян, столь падких до всяких как эстетических, так и умственных развлечений. Поэтому афиняне привели ап. Павла в ареопаг и говорили ему: " Можем ли мы знать, что это за новое учение, проповедуемое тобой, ибо что-то страшное ты влагаешь в уши наши. Посему хотим знать, что это такое? " Однако, когда ап. Павел изложил пред ними учение о Боге и о Христе, в достаточной степени удовлетворившие свое любопытство афиняне, услышавши о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: " Об этом послушаем тебя в другое время " , так что ап. Павел " вышел из среды их " , и только  некоторые,

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=976...

А святые Апостолы, успев скрыться от сих враждебных людей, ночью вышли из Солуни и пришли в Берию 4288 ; но и там злобная зависть иудейская не дала покоя святому Павлу; когда солунские иудеи узнали, что и в Берии проповедано Павлом Слово Божие, то пришли и туда, возбуждая и возмущая народ и подстрекая его против Павла. Вынужден был Апостол святой и оттуда уйти, не из личной боязни смерти, но по настоянию братии, да сохранит жизнь свою, ради спасения многих, и братия отпустили его к морю. Спутников же своих Силу и Тимофея – Апостол оставил в Берии, чтобы утвердили в вере новообращенных, так как он знал, что иудеи только его одного головы ищут. Сам же он сел в корабль и отплыл в Афины 4289 . В Афинах Павел возмутился духом при виде идолов, наполнявших сей город, и скорбел о погибели стольких душ. Он стал толковать в синагогах с иудеями и ежедневно на площадях с греками и философами их. Слушатели привели его в Ареопаг (так называлось место, где при идольском храме производился общественный суд). Привели же его туда отчасти для того, чтобы выслушать от него в бывшем собрании что-то новое, а отчасти и для того (как думает Златоуст святой), чтобы предать его суду, мукам и смерти, если услышать от него что-нибудь достойное казни. Павел же святой, еще прежде увидев в городе какой-то жертвенник, на котором было написано: «неведомому богу», начал свою речь по этому поводу и стал проповедовать им Истинного Бога, доселе неведомого им, говоря: «Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам» ( Деян.17:23 ). И начал сказывать им о Боге – Создателе всего мира, и о покаянии, и о суде, и о воскресении мертвых. Услышав о воскресении мертвых, одни из слушателей насмехались, а другие еще более о сем хотели услышать. И вышел Павел из собрания их не осужденный, как невиновный ни в чем: а Слово Божие, проповеданное им, было не без пользы для приобретения душ: ибо некоторые мужи, пристав к нему, уверовали во Христа; между ними был Дионисий Ареопагит и некая знатная женщина, по имени Дамарь, и другие многие, крестились.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Ап. Павел, когда был в Афинах и осматривал наполненный идолами ареопаг, не закатил там, так сказать, «благочестивой» истерики (столь свойственной современным сторонникам «черного пиара» в области религиоведения), а подумал о душах несчастных язычников. Сказано: «И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! По всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел жертвенник, на котором написано: «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам» (Деян. 17, 22-23) . Трудно представить, какой бы шум подняли современные «православные» религиоведы, скажи нечто подобное православный миссионер, например, в кришнаитском ашраме. Но нужно внимательнее отнестись к словам Апостола в ареопаге. Прежде всего, он говорит очень осторожно, опасаясь, как бы ему самому не согрешить. Он не говорит: «вы… особенно набожны», а присовокупляет слова «как бы». И этим самым, расположив язычников к себе, в то же время не согрешает и против собственной своей веры. Далее, когда он говорит: «осматривая ваши святыни», он делает акцент именно на словах «ваши святыни», имея в виду, что для него самого все эти «святыни» — языческая мерзость. Блаженный Феофилакт поясняет: «Нашел в городе не книгу Божественную, а стоявшее капище и, воспользовавшись надписью на капище, разрушил самое капище. Да что же и оставалось ему делать? Еллины все были неверующими. Если бы он стал беседовать с ними на основании евангельского учения, они стали бы смеяться над ним; если бы на основании пророков — не имели бы доверия к нему. Он неприятеля покорил его же оружием. Вот это-то и есть то, о чем он говорит: «был… для чуждых закона — как чуждый закона» (1 Кор. 9, 21) . Иоанн Златоуст, подчеркивает общность природы всего человечества, то есть-то, что поможет нам избежать брезгливого отношения и к самим язычникам и неоязычникам. Он учил: «И не говори мне таких бессердечных слов: “Что мне заботиться? У меня нет с ним ничего общего”. У нас нет ничего общего только с диаволом, со всеми же людьми мы имеем очень много общего. Они имеют одну и ту же с нами природу, населяют одну и ту же землю, питаются одной и той же пищей, имеют Одного и Того же Владыку, получили одни и те же законы, призываются к тому же самому добру, как и мы. Не будем поэтому говорить, что у нас нет с ними ничего общего, потому что это голос сатанинский, диавольское бесчеловечие» .

http://pravoslavie.ru/93066.html

Были же в Афинах люди, которые рассуждать и толковать любили об всем новом; они, взяв Павла, привели в ареопаг, судилище афинское, чтобы узнать от него, что это за новое учение, которое ои проповедает. Павел, став посреди ареопага, сказал: «Афиняне! по множеству жертвенников у вас, я вижу, что вы набожны. Обходя и осматривая ваши святыни, я нашел один жертвенник, на котором написано: неизвестному Богу; этого-то Бога, которого вы не зная почитаете, я проповедаю вам. Бог сотворивший мир и все, что в нем, будучи Господом неба и земли, не живет в храмах, созданных руками, и не требует служения рук человеческих, потому что ни в чем не нуждается, но сам дает всему жизнь, дыхание и все. И так мы не должны думать, что Бог подобен золоту, или серебру, или камню, обделанному вымыслом человеческим». Многое говорил Павел; но когда он наконец стал говорить об Иисусе Христе и что Бог воскресил Его из мертвых, то одни стали смеяться, а другие сказали: «об этом послушаем тебя в другое время». Некоторые же уверовали; между ними был Дионисий, член ареопага. Из Афин Павел отправился в Коринф и, пробыв там полтора года, возвратился в Антиохию. Третье путешествие апостола Павла В третий раз отправился Павел путешествовать с своею апостольскою проповедью и прибыл в город Ефес Здесь он два года проповедывал о Господе Иисусе Христе, так что многие уверовали, Потом он пошел дальше, в другие города, проповедал везде слово Божие и посещая прежде устроенные церкви. На возвратном пути он плыл на корабле не далеко от Ефеса, но не зашел туда, потому что спешил в Иерусалим. Он призвал к себе пресвитеров ефесской церкви и, прощаясь с ними, сказал: «вот иду я в Иерусалим, и не знаю, что там со мною будет, только Дух Святый говорит мне, что ожидают меня бедствия. Я знаю, что все вы уже не увидите более лица моего. Берегите же себя и все стадо, в котором Дух Святый поставил вас, чтобы пасти церковь Господа Бога, которую Он приобрел Себе кровию Своею. Потому что после меня приидут в вам люди, которые, как лютые волки, нападут на стадо, будут проповедывать ложное учение, чтобы увлечь учеников за собою».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

(Было напечатано в пасхальных номерах киевской газеты «Народ» (1905) и петербургского еженедельника «Век» (1907) В книге «Деяний Апостольских», в которой рассказывается, как апостолы проповедовали открывшуюся им веру во Христа, как Спасителя мира, Своей смертью и воскресением совершившего дело спасения, особенно близок и понятен современному человеку эпизод проповеди ап. Павла в Афинах, столице культуры того времени, центре философии, искусства, литературы ( Деян. 17 ). Кто и в наше время, приняв в сердце истину Евангелия, захотел бы громко заговорить об этой вере, тот чувствует себя пришедшим с дикой и странной для современных ушей, «ненаучной» и ненужной проповедью, представляющей «безумие для эллинов», как бы в Афины, «этот город полный идолов», вступая в который «возмутился духом» даже великий апостол. По части изобретения идолов современность оказалась острее, изобретательнее, тоньше, нежели греческие Афины, ибо создала еще абстрактных, идейных идолов, в виде всевозможных «научных» и ненаучных теорий, в которых запуталась беспомощно современная душа: в пантеоне современных Афин имеются идолы политические, социалистические, эстетические, научные. И это уже не то наивное, простодушное идолопоклонство, которое было свойственно дохристианскому миру, здесь чувствуется более резкий, сознательный и упорный дух противления и идолопоклонства, вооружившийся силою знаний, отвлеченной мысли, тонких чувствований. Поздний, предрассветный час кладет более резкие и густые тени, нежели час ранний, сумеречный. «Афиняне же все и живущие у них иностранцы ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое», – черта, целиком сохранившаяся и у теперешних афинян, столь падких до всяких как эстетических, так и умственных развлечений. Поэтому афиняне привели ап. Павла в ареопаг и говорили ему: «можем ли мы знать, что это за новое учение, проповедуемое тобой, ибо что-то странное ты влагаешь в уши наши. Посему хотим знать, что это такое?» Однако когда ап. Павел изложил пред ними учение о Боге и о Христе, в достаточной степени удовлетворившие свое любопытство афиняне, услышавши о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: «об этом послушаем тебя в другое время», так что ап. Павел «вышел из среды их», и только некоторые, «приставши к нему, уверовали».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010