В Афинах Павел возмутился духом при виде идолов, наполнявших сей город, и скорбел о погибели стольких душ. Он стал толковать в синагогах с иудеями и ежедневно на площадях с греками и философами их. Слушатели привели его в Ареопаг (так называлось место, где при идольском храме производился общественный суд). Привели же его туда отчасти для того, чтобы выслушать от него в бывшем собрании что-то новое, а отчасти и для того (как думает Златоуст святой), чтобы предать его суду, мукам и смерти, если услышат от него что-нибудь достойное казни. Павел же святой, еще прежде увидев в городе какой-то жертвенник, на котором было написано: «неведомому богу», начал свою речь по этому поводу и стал проповедовать им Истинного Бога, доселе неведомого им, говоря: «Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам» (Деян.17:23). И начал сказывать им о Боге — Создателе всего мира, и о покаянии, и о суде, и о воскресении мертвых. Услышав о воскресении мертвых, одни из слушателей насмехались, а другие еще более о сем хотели услышать. И вышел Павел из собрания их не осужденный, как невиновный ни в чем: а Слово Божие, проповеданное им, было не без пользы для приобретения душ: ибо некоторые мужи, пристав к нему, уверовали во Христа; между ними был Дионисий Ареопагит и некая знатная женщина, по имени Дамарь, и другие многие, крестились. Оставив Афины, Павел пришел в Коринф и жил там у некоего иудеянина, по имени Акилы; сюда пришли к нему и Сила с Тимофеем из Македонии и вместе проповедовали о Христе. Был же Акила с своею женою Прискиллою ремеслом шатерник; Павлу было знакомо это ремесло, и он работал вместе с ними, и трудом своим приобретал пищу себе и спутникам, как сам от этом говорит в послании к Солунянам: «Ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас» (2 Фес.3:8). И опять: «Нуждам моим и [нуждам] бывших при мне послужили руки мои сии» (Деян.20:34). А во всякую субботу убеждал в синагогах иудеев, доказывая, что Иисус есть Христос. Но так как они упорно противились и злословили, то он, отрясши одежды свои, сказал им: «Кровь ваша на главах ваших; я чист; отныне иду к язычникам» (Деян.18:6).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

В те дни, пока Павел ожидал в Афинах Силу и Тимофея, дух его в нем возмущался, видя, что город полон идолов. Итак, он рассуждал в синагоге с Иудеями и чтущими Бога, и на площади каждый день со случайными встречными. А кое-кто и из эпикурейских и стоических философов встречался с ним, и некоторые говорили: “Что хочет сказать этот пустослов?”. А другие: “Кажется, это проповедник чужих богов, (потому что он благовествовал Иисуса и Воскресение). И взяв его, привели в Ареопаг и говорили: “Можем ли мы узнать, что это за новое учение, проповедуемое тобой? Ибо странное что-то вкладываешь ты в наши уши. Вот мы и хотим узнать, что это может быть?” Афиняне же все и живущие у них чужестранцы ничем другим не заполняли свои досуги, как тем, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое. И Павел, став посредине Ареопага, сказал: “Мужи Афиняне, по всему вижу, что вы особенно богобоязненны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором было написано: “неведомому богу”. Итак, что вы, не зная, чтите, я возвещаю это вам. Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, Господь неба и земли, не в рукотворённых храмах обитает, и не руками человеческими воздаётся Ему служение, как имеющему в чем-либо нужду: Он Сам дарует всем жизнь и дыхание и все. И произвел Он от одного весь род человеческий: обитать по всему лицу земли, предуставив сроки и пределы их обитанию; искать Бога, не коснутся ли они Его и не найдут ли, хотя и не далеко Он от каждого из нас. Ибо в Нем мы живем и движемся, и существуем, как и некоторые из ваших поэтов сказали: “Ведь мы Его и род”. Итак, будучи родом Божиим, мы не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, носящим печать искусства и мысли человеческой. Поэтому, оставив без внимания времена неведения, Бог теперь возвещает людям, всем и всюду, чтобы они каялись, ибо Он определил день, когда будет судить вселенную по праведности, чрез Мужа, Которого Он поставил, дав удостоверение всем, воскресив Его из мёртвых”. Услышав же о воскресении мёртвых, одни насмехались, другие сказали: “Мы послушаем тебя об этом еще раз”. Так Павел вышел из среды их. Но некоторые люди, примкнув к нему, уверовали: между ними и Дионисий Ареопагит и женщина, по имени Дамарь, и другие с ними.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/apostol-v...

Вернемся к слову «экклесия» – «собрание тех, кого созвали» – так называли в Греции собрание всех свободных граждан, например граждан Афин, которые имели право принимать законы. Вроде референдума. Как провозглашался этот «референдум»? Ареопаг, то есть верховные правители Афин, издавали закон и посылали «герольдов» – специальных вестников, которые собирали народ, оповещали о том, что в определенный момент нужно собраться в определенное место. Те, кто не являлись, платили большой штраф. И вот точно так же и Церковь создана Христом через своих посланников («посланник» по-гречески – «апостол»). Апостолы возвещают всем людям о том, что наступило время спасения. Человек, который не захотел принять спасение, тоже будет платить «штраф». Будет брошен в вечный огонь, потому что он отказался от спасения, которое дает Бог. Вот в этом его главный грех. Естественно, если Бог предлагает путь спасения, а человек от него отказывается, то кто виноват, что этот человек погиб? Разумеется, здесь огромная ответственность самого человека, который услышал Откровение, Благовестие и не послушался. Как говорит Священное Писание, кто знал волю Отца и поступил вопреки ей, будет бит много. Кто не знал, но сделал достойное наказания – бит будет меньше. « Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут » ( Лк.12:47-48 ). Поэтому человек, который знал Откровение Божие и не послушался слов вестников Божиих, будет наказан. Мы знаем из Слова Божия, что без Христа никто не может прийти к Богу Отцу. Господь сказал: «… никто не приходит к Отцу, как только через Меня » ( Ин.14:6 ). Он – единственный Посредник между Богом и людьми, Он – Бог и Человек одновременно. И только через Него можно прийти к Отцу. Иначе к Нему не прорваться. Ведь мы знаем, что Бог один; сколько, значит, к Нему путей? – Один.

http://azbyka.ru/katehizacija/pyat-oglas...

Воззрения этих людей были совершенно противоположны христианскому учению, которое проповедовал апостол. Эпикурейцы были материалисты, полагавшие высшее счастие человека в беззаботном наслаждении земными благами. Стоики держались противоположного эпикурейцам воззрения на жизнь, высшее достоинство полагая в нравственном самообладании; но им недоставало нравственного самопознания – понимания нравственной немощи человеческой природы, что так необходимо для понимания христианского вероучения. Эпикурейцы и стоики вступали в беседы с апостолом Павлом, а часто и в споры, но ни те, ни другие не приняли проповедуемого им учения. Одни из них, отказываясь даже понять апостола, с гордым презрением спрашивали: что хочет сказать этот суеслов? В других же проповедь апостола возбудила лишь любопытство своею новостию: кажется, он проповедует о чужих божествах, – говорили они (потому что, – замечает дееписатель, – он благовествовал им Иисуса и воскресение) 35 . Движимые любопытством (ст. 21), они привели апостола в ареопаг, место собрания верховного совета греческой республики, и попросили его пред собранием образованнейших людей своей страны раскрыть более подробно новое учение, им проповедуемое. Приглашение апостолу говорить высказано тоном столько же вежливым, сколько и тонко ироническим: можем ли мы знать, что это за новое учение, проповедуемое тобою? Ибо что- то странное ты влагаешь в уши наши. 22 И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. 23 Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам. 22–23. В ответ на это приглашение апостол предлагает слушателям евангельскую проповедь. Он начинает свою речь похвалою набожности афинян, о чем, говорит он, заключаю я из того, что у вас между другими находится и жертвенник с надписью: «неведомому Богу». Такое начало, конечно, должно было расположить в его пользу слушателей. Однако же для обозначения этого похвального свойства в афинянах он избирает такое слово, которое значит, собственно, суеверие, суеверный страх пред почитаемыми богами ( δεισιδαιμονεστρους), и уже тем самым делает тонкое указание, что набожность их не имеет должного освещения истиною и должного удовлетворения.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

Возьмем дни пророка Иеремии. На его долю выпало, наверное, самое тяжкое из всех пророчествований – возвестить о неминуемой гибели Иерусалима, града Божия, который Иеремия любил больше, чем все его противники вместе взятые. Его обвинили в политическом предательстве и ненависти к народу Божию. Его держали в яме, а потом, уже оплакавшего гибель города, убили. Во дни пророка Даниила отроки Анания, Азария и Мисаил, когда все народы простерлись в прахе, поклоняясь истукану, противостали воле большинства, и этим поступком угодили Богу больше, чем любыми жертвами и всесожжениями. Если бы в наши дни жил праведный Ной, его ославили ли бы сумасшедшим. Если бы в наши дни жил Илия и предал казни 850 лжесвященников и лжепророков, ему дали бы 850 пожизненных заключений за нарушение принципа толерантности, экстремизм и смертоубийство. Если бы в наши дни жил Иеремия, его просто расстреляли бы на шумных стогнах прямо среди бела дня. А Даниила, Ананию, Азарию и Масаила растерзала бы в клочья нынешняя ультратолерантная толпа, исповедающая религию общечеловеческих ценностей. II Сократа осудил на казнь Ареопаг большинством голосов. Но подлинным торжеством народовластия явилась казнь вочеловечившегося Бога. После Тайной Вечери Господь и апостолы «... воспев, пошли на гору Елеонскую» (Мф. 26, 30) . Перед расставанием Спаситель дал ученикам наставление, которое можно назвать отвержением идеалов народовластия и утверждением боговластия: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал. Сие заповедаю вам, да любите друг друга. Если мip вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мipa, то мip любил бы свое; а как вы не от мipa, но Я избрал вас от мipa, потому ненавидит вас мip» (Ин. 15, 16-19) . Из последних слов можно выделить три условия, необходимые для осуществления принципа боговластия: 1) послушание Божиим заповедям, 2) взаимная любовь в Боге, 3) неизбежность преследований со стороны безбожного мipa. (Ср.: «Все благочестно жити хотящии гонимы будут»; «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо, ибо так поступали с лжепророками отцы их»). Боговластие есть единение в Святом Духе, почему Спаситель дальше и сказал: «когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне, а также и вы будете, потому что вы от начала со Мною» (Ин. 15, 26-27) .

http://ruskline.ru/news_rl/2012/01/16/ka...

Город Афины был центром языческого просвещения – наук, искусств и идолов, которых было множество по всему городу. И здесь были евреи, имевшие свою синагогу. Прежде всего, святой Павел посетил эту синагогу в день субботний и беседовал с ними. Но, вероятно, этих бесед было не много. Мы не находим в Дееписании ни следов проповеди, с которою он обращался к ним, ни известия о том, как иудеи относились к ней. Главную свою деятельность святой Павел развернул на рыночной площади Афин и тем способом, к которому он, по-видимому, ранее не прибегал нигде – беседуя ежедневно и публично со (всеми) встречающимися ( Деян. 17:17 ). Его личность и учение скоро обратили на себя общее внимание. Афины во все времена были городом празднолюбцев, вследствие того праздного любопытства и неизлечимой болтовни, которые были выдающимися их особенностями. В пестрой толпе случайной аудитории Апостола на рыночной площади были и, так называемые, философы, но философия их была не лучше простой игры громкими фразами, скучным повторением избитых терминов, бессмысленным отзвуком пустых формул, каким-то хаосом, в котором все было перевернуто вверх дном (Ф. В. Фаррар. Указ. соч. Кн. VIII. Гл. XXVII). Святой Лука упоминает, что некоторые из эпикурейских и стоических философов стали спорить со святым Павлом ( Деян. 17:18 ). Первые были защитниками чувственных удовольствий, вторые, гордости, самонадеянности. Когда святой Павел пытался навести их мысль на высшие предметы религии, говорил им об Иисусе и о воскресении, то они, с видимым пренебрежением, отнеслись к его учению. Одни называли его суесловом, болтушкой, а другие заключили, что он проповедует о чужих божествах. Некоторыми же из слушателей святого Павла овладело любопытство, вместе с желанием развлечься чем-нибудь новеньким. Насколько они понимали его, им казалось, что он провозглашает новую религию. А так как на рыночной площади нельзя было всем его слушать, то повели его в Ареопаг, здание, приспособленное и для судебного разбирательства, и для публичных речей, и здесь сказали ему: «Можем ли мы знать, что это за новое учение, проповедуемое тобою? Ибо что-то странное ты влагаешь в уши наши.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

Действительно, на Вселенских Соборах у каждого епископа был свой голос, и решения принимались голосованием, но на этих Соборах никто и не ограничивал количество участников. Приезжали все, кто хотел, кто мог. И бывали случаи, когда кто-то не успевал приехать и потом оспаривал соборные решения. Мы с самого начала предлагали: давайте соберем Собор всех епископов. Тогда принимаемые голосованием решения выражали бы, по крайней мере, мнение большинства. Но нам было сказано, что собрать такое большое количество епископов невозможно, и что пусть от каждой Церкви будет фиксированное число архиереев. Сначала предлагалось двенадцать, потом решили, что пусть их будет двадцать, и, в конце концов, согласились на том, что их будет двадцать четыре. Это значит, что от каких-то Поместных Церквей поедут все архиереи, а от каких-то Церквей, где, как у нас, около 350 архиереев, поедет незначительная часть. В этих условиях единственным приемлемым для нас решением, на котором мы настаивали, являлось решение о том, что голосом будет обладать не каждый член делегации, а Поместная Церковь. Иначе сложилось бы совершенно неправильное впечатление об общеправославном консенсусе. Мы не можем ехать на Собор, где существует угроза принятия какого-то решения, которое потом не устроит нашу Церковь. Было также сказано о том, что инославные должны быть не наблюдателями, а ответчиками. Но в наших сегодняшних взаимоотношениях с инославными христианами мы не можем ссылаться на прецеденты эпохи Вселенских Соборов, потому что тогда православная догматика была в стадии терминологического уяснения: по тем или иным вопросам не было какого-то общепринятого решения, с которым готовы были бы сразу согласиться все. Вот почему эти Соборы созывались, вот почему на них спорили, и вот почему в результате потом отпадали от Церкви какие-то группы людей. Но сейчас такой ситуации нет, догматическое учение Православной Церкви сформировано. Мы прекрасно знаем, где Православие, а где — ересь. Другое дело, надо ли нам при каждом удобном случае напоминать носителям ошибочных или еретических мнений о том, что они таковыми являются? Ведь если мы говорим о диалоге, то диалог все-таки предполагает определенный кодекс вежливости. Даже апостол Павел, когда пришел в афинский ареопаг, не стал говорить: " Вы язычники, безбожники, вы поклоняетесь идолам " . Он сказал афинянам: " По всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам " (Деян. 17:22-23). Это миссионерский подход, с которым можно ожидать некоторого успеха. И то, заметим себе, апостол Павел не достиг успеха в афинском ареопаге, но достиг его спустя некоторое время. Этот миссионерский посыл и требует от нас того, чтобы мы вступали в диалог, при этом, конечно, никоим образом не поступаясь собственными позициями.

http://patriarchia.ru/db/text/4437259.ht...

За это ее господа, потерявшие через то свой доход, восстали на Павла и, схватив его, представили на судилище с доносом, что эти иудеи возмущают народ и вводят новое богослужение, которого римлянам принимать не следует. Судьи велели за это бить апостолов палками и, дав им много ударов, ввергли их в темницу. Но около полуночи, когда Павел и Сила молились и воспевали хвалу Богу, вдруг сделалось великое землетрясение, так что основание темницы поколебалось, отворились все двери и упали оковы со всех узников. Темничный страж, пробудившись и видя, что двери темницы отворены, вынул меч и хотел умертвить себя, ибо думал, что узники разбежались. Но Павел, закричав громко, сказал: «Не делай себе никакого зла, мы здесь все!» Тогда страж потребовал огня, вбежал в темницу и в трепете пал к ногам апостолов. Потом, выведши их вон, сказал: «Государи мои! Что мне делать, дабы спастись?» На это они отвечали: «Веруй в Господа Иисуса Христа, тогда спасешься ты и домашние твои!» Тотчас же он взял их к себе в дом, омыл раны их и немедленно крестился сам и все домашние его; затем приготовили стол, и он со всем домом своим возрадовался, что уверовал в Бога. Апостолы же на другое утро были торжественно освобождены и объявлены невинными. 47. Апостол Павел в Афинах Находясь в Афинах, Павел сильно скорбел духом, смотря на сей город, исполненный идолопоклонства, а потому начал здесь проповедовать Евангелие и в синагогах иудейских, и на площадях всем встречавшимся. Тогда некоторые из тамошних философов завели с ним спор и, взяв его, повели в Ареопаг, где стали спрашивать его об учении его. Павел же, став посреди Ареопага, начал так: «Афиняне! По всему вижу, что вы очень набожны, ибо, обходя и обозревая ваши храмы, я нашел такой жертвенник, на котором было написано: неизвестному Богу. Сего-то, которого вы, не знав, почитаете, я проповедую вам. Бог, сотворивший мир и все, что в нем, будучи Господом неба и земли, не живет в созданных руками храмах и не требует служения рук человеческих по какой-либо нужде, но Сам дает всякому жизнь, и дыхание, и все.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Закрыть Откуда есть, пошла Европа Часть 2 28.04.2024 1 Время на чтение 62 минут Часть 1 «И пришел опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку. И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его. Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину. А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали. И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая. Фарисеи, выйдя, немедленно составили с иродианами совещание против Него, как бы погубить Его» (Мк. 3: 1-6). Господь, неся физическое исцеление, более предлагал духовное. Но отчего же вместо радости встречает озлобление и непонимание? Неужели дело только в соблюдении четвертой заповеди? Вряд ли. Видимо, проявление Божественной и чудесной сущности невольно приводит ограниченного человека в недоумение, после которого возможно отторжение от Истины и отчуждение, сопровождаемое злобной ненавистью и неспособностью к слушанию. В этом плане эллины были предпочтительнее иудеев. Эллинам не откажешь в способности слушать, о чем и апостол писал, посетив афинский ареопаг. Философствование, в данном случае, сыграло положительную роль. Только выслушав, можно было составить определенное мнение. Независимо от оценки оно все-таки запечатлевалось в сознании. И возможно ростки нового отношения к Учению Христову зарождались таким странным образом. Но необъяснимое и чудесное, как и в иудее, в эллине вызывало недоумение и сомнение, и даже в качестве реакции - скептицизм. Но ищущее сознание, пройдя перевалы скептицизма, убеждается в его тупиковости. Пытаясь придти к бесстрастию, останавливались в недоумении, ибо внутреннее состояние души не имело сердечной любви и правильного суждения об Истине. «Тот, кто сомневается, благо или зло та или иная вещь, тот ничего не преследует с жаром и нетерпением, потому он бесстрастен» (Секст Эмпирик). Но на память приходит эпизод, произошедший с художником Апеллесом. Рисуя коня, он решил писать его взмыленным. Но, не справившись, в отчаянии швырнул в картину, окрашенную в разные цвета губку, которая оставила за собой след, похожий на пену. «Также и скептики, преследуя бесстрастность и невозмутимость, игнорируя разницу между данными чувств и данными разума, не умея остановить рациональный дискурс в его движении потерпели неудачу, и эта неудача потянула за хвост бесстрастие, как тень их преследовала раздраженность» (Дж. Реале, Д. Антисери).

http://ruskline.ru/analitika/2024/04/28/...

Затем было составлено соответствующее послание, с которым в Антиохию вместе с Павлом и Варнавой отправились двое членов церкви в Иерусалиме – Иуда , называемый Варсавой, и Сила . Имея от Бога дар пророчества, они наставили антиохийских христиан в открытой им Богом истине относительно приходящих в Церковь язычников. ( Деян.15:1–35 .) Второе миссионерское путешествие Апостола Павла длилось три года, с 49 по 51. На этот раз он прошел сухопутным путем в Македонию и Ахаию, т.е. Северную и Южную Грецию. В Афинах ему пришлось столкнуться с учеными философами. Традиция философских споров была так сильна в Афинах, что группы людей собирались на городских площадях и на перекрестках улиц, чтобы послушать и поспорить о каком-нибудь новом философском учении. Павел начал свою проповедь, как обычно, в синагоге. Но слух о нем быстро распространился, так что к нему собралась толпа. Пришли поспорить и греческие философы. А затем Павла привели в Ареопаг – так называется холм в центре Афин, где заседал верховный суд. – Что это за новое учение, которое ты проповедуешь? – спрашивали его там афинские философы. – Ты говоришь что-то странное, и мы хотим знать, что это за учение. – Афиняне, – ответил Павел, – проходя и осматривая ваши святыни, я нашел жертвенник, на котором написано: «Неведомому Богу». Этого Бога, которого вы не знаете, но почитаете, я и проповедую вам. И Павел начал говорить о Боге, сотворившем небо и землю, дающем жизнь и дыхание всему, о том, что Он не есть божество, сделанное из золота или серебра, или камня. Говоря это, Павел намекал на господствующее среди язычников идолопоклонство. Далее Павел сказал им о том, что Бог велит всем людям покаяться, потому что наступит день суда, когда придет Христос, Которого Бог воскресил из мертвых, и Он будет судить всех людей. Услышав о воскресении мертвых, афиняне стали насмехаться над Павлом и говорить: – Об этом послушаем тебя в другой раз. Павел ушел из города, но некоторые афиняне, выслушав его, уверовали в Господа Иисуса Христа и присоединились к нему. Среди обратившихся в веру были член Ареопага (верховного суда в Афинах) Дионисий , женщина Дамарь и несколько других.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010