Икона Божией Матери с Младенцем. XIII в. (ц. преподобных Варнавы и Илариона в Перистероне) Икона Божией Матери с Младенцем. XIII в. (ц. преподобных Варнавы и Илариона в Перистероне) Вероятно, на ранних стадиях почитания нек-рые детали в облике «Киккотиссы» могли меняться, а сами иконы укрупнились в размерах, по-видимому, в связи с предназначением для местного ряда иконостаса. На иконе из ц. Панагии Асину (Византийский музей в Никосии) (72,5×56 см), датируемой Папагеоргиу посл. четв. XIII в. ( Παπαγεωργου. 1991. Σ. 55, 57), Богородица поддерживает 2 руками Сына прямо перед Собой; одна ножка Младенца обнажена (положение ног плохо различимо из-за утрат), изгиб Его правой руки близок к изображенному на синайской иконе XII в., киноварный свиток в левой руке, др. концом лежит на ладони Матери. Взгляды обоих устремлены на молящегося. Плат поверх мафория отсутствует, на золотистом хитоне Младенца - красная перевязь и синий гиматий. Тем же веком датируются списки К. и., на к-рых композиция дается в зеркальном варианте, когда Младенец находится не на левой, а на правой руке Матери, как на местной иконе из собора мон-ря Пресв. Богородицы Саламиниотиссы близ Пафоса (96×64 см), к-рую после реставрации датировали XIII в. ( Χατζηχριστοδολου, Γερασμου. 2001. Σ. 55). Цветовое решение изменяется: помимо ярко-красного плата в темно-красный цвет окрашены хитоны Богоматери и Младенца и Ее мафорий. На этой иконе в отличие от синайских прототипов XII-XIII вв. Младенец смотрит в сторону, в то время как Богородица - на молящегося; фон золотой, нимбы и кайма плата с лепным рельефом (пастилья) и позолотой. Данный иконографический извод, как отмечает Вейл Карр, стал рано известен за пределами Кипра: напр., икона Божией Матери «Знаменская» или «Победная» (Мадонна del Vessillo) кон. XIII - нач. XIV в. из собора в Пьяцца-Армерине на Сицилии. По композиции она очень похожа на синайскую икону XII в.: наклон головы Богоматери, движения Младенца характерные для «Взыграния», Его красная длинная туника надета поверх полупрозрачной рубашки с крапчатым узором.

http://pravenc.ru/text/Киккская икона ...

Получил же Захария знамение, соответствующее событию, – молчание: предвестие, указывающее на предвестие живое и телесное, рождаемое от него. И, сомкнув уста, воспевал в беззвучных песнопениях Давшего рождение, «ибо, выйдя, – сказано, – не мог говорить, и поняли, что он видел видение в церкви, и он объяснялся знаками и пребывал нем» – с одной стороны, чтобы не быть спрошенным, ибо не должно было быть видению услышанным; с другой стороны, оттого, что притупились его чувства и он ушел в себя и, обессиленный видением, оглох для слов, сотрясающих воздух. Ничуть не странно, что отец пророка так отметил и дело пророчества, и это – умолкание ветхозаветной службы и провозглашение благодати благодаря Иоаннову рождению. Впрочем, оставим говорить об этом, поскольку ни к дню это не относится, ни самой силе нашей это не доступно. Перейдем к предшествующему. «И когда, – сказано, – услышала Елизавета приветствие Марии, взыграл радостью младенец во чреве ее». О Иоанн, блаженный младенец, взыграние до рождения: как, будучи во чреве, украсился? Не состоявшийся – как стал совершеннейшим? Шестимесячный – как стал многолетним? Неразумный – как стал разумнейшим? Бессловесный – как стал красноречивым? Не искушенный в писаниях – как стал премудрейшим? Скажи нам, скажи, в темной области материнской утробы заключенный, свойств зрения не испытавший, еще шума слухом не воспринявший, голосом речи не произнесший, ходить не начавший, со способностью смеяться еще не знакомый, – как видишь, как чувствуешь, как благословляешь, как взыграл ногами, как лепечешь? Отвечай, отвечай, о достойнейший! «Велико, – говорит он, – происходящее таинство, и чудо недоступно человеческому постижению. Попираю заслуженно естество из-за пожелавшего быть попранным в естестве. Взыгравший, я вижу, поскольку вижу воплощение «Солнца правды»; чувствую, поскольку предшествую, возглашая, как голос великого рождаемого Слова; один разумею, что единородный Сын Отца воплощается; ликую, ибо узнаю Творца всего, принимающего образ человека; радуюсь, поскольку чувствую, что Избавитель мира обретает тело. Я укажу вам, – сказал, – начало Божьего схождения в мир и телесного явления; предварю пришествие Христово и начну проповедь перед вами. «Возьмите псалом», говоря словами Давида, «и дайте тимпан пророческий, псалтирь прекрасную с гуслями», «воспойте ему и пойте ему; поведайте о всех чудесах его»«.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Итак, в сие время и сими словами Мария начала возвещать новое царство. После же трех месяцев возвратилась в дом свой (Лк.1:56) по той причине, дабы Господь не предстоял как слуга пред рабом своим. И пришла к мужу своему, дабы дело открылось так, как оно было; ибо если бы носила во чреве человеческий плод, то скорее убежала бы от мужа своего. Зачала Елисавета в месяце Сами, после того, как Захария исполнил дни своего служения и обязанности. Благовещение Марии произошло в десятый день месяца Арекк, как и возвещение Захарии было в десятый день месяца Гори. " Это - месяц шестой после того " . Закон повелел, чтобы в десятый день месяца Арекк (отделяли от стада и) заключали (в особое место) агнца (пасхального). В тот же день и истинный Агнец заключен был в утробу Девы, - именно в то время, когда свет (солнечный) утверждается в своей силе, (весеннее равноденствие), и чрез это научил, что Он пришел, дабы покрыть наготу Адама. Рожден же в шестой день месяца Халоц, по греческому счислению, с какового времени солнце начинает побеждать, показывая, что диавол побежден, и что человек победил в Том, Который побеждает все. Взыграл от радости Иоанн, назнаменуя возложенную на него обязанность вестника. Радуясь, взыграл младенец бесплодной пред младенцем Девы. Нуждался Иоанн в языке своей матери, дабы сказать пророчество о Господе. И для того, зачавши шестью месяцами ранее, Елисавета таилась от Марш, пока члены младенца не были совершенны, дабы младенец ликуя взыграл пред своим Господом и чрез это сделался свидетелем для Марии. Взыграние же младенца во утробе матери не самим младенцем было произведено, и не потому произошло, что он был пяти месяцев, но чтобы открылась благодать в неплодной утробе, зачавшей его, и утроба Девы познала великую благодать своей сродницы, и мир уверовал, что дети их зачаты по гласу благовещения Гавриилова, который для обеих их был как бы насадителем. Итак, поелику Иоанн, хотя и взыграл, (но) взывать и свидетельствовать о своем Господе не мог, матерь его начала говорить: " благословенна ты между женами и благословен плод чрева твоего (Лк.1:42) " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/885/...

В. Поста) или даже Арабской (приписываются древности, 322 г., 732 г. и пр.). Более определенное указание заключается в наименовании некоторых икон этого типа «Цареградскими» (одна по преданию от 1071 г.) и «Египетской» (1060 г.). Наиболее характерным представителем этого ряда является «Троеручица» Иоанна Дамаскина , с ясным указанием на сиро-египетское происхождение основного типа иконы. К тому же основному типу примыкает образ Киккской Божией Матери (=Кипрской), он же именуется образом «Милостивой» Богоматери («Елеусы», см. ниже). Оригинальный тип представлен «Корсунскою» Богоматерью (обнимающею голову Сына) и ее разнообразными вариантами. Многочисленные чтимые в России иконы, примыкающие к этому типу, начиная с Владимирской, представляют Младенца, в жарком умилении охватившего шею матери: Игоревская XII в., Костромская Феодоровская (яв. 1239 г.), Донская (1382 г.) 62 , Яхремская (1482 г.), Пахромская (1472 г.), Ярославская (1588 г.), Словенская (1635г.), Коневская (1393 г.), Елецкая (относимая к 1060 году), «Блаженное Чрево» (1392 г.) или Барловская (в Благовещенском соборе Москвы), «Взыграние» в Угрешском монастыре бл. Москвы (1795 г.) и др. тип господствовал в – XVI веках. Богоматерь с Младенцем, сидящим на правой руке Матери, но обернувшимся в сторону, является на иконе Молченской (яв. 1635 г.), Мателикийской (991 г.), Молдавской (в г. Николаеве), Долинской и др. Положение Младенца, стоящаго или рядом с Матерью сидящею, или у нее на коленах, или даже поддерживаемого в стоячем положении Матерью, может быть выделено в особый тип; тем более, что это положение мотивируется особыми причинами. Самое славное изображено в этом ряду, конечно, Казанская Божия Матерь и различные копии или подобия этой иконы, напр. Девпетерувская (1392 г.), Ржевская Оковицкая (1539 г. в Москве), Селигерская, Петровская и др. Затем следуют: Страстная Божия Матерь (рис. 56) (в Страстном м-ре в Москве, яв. 1641 г.)=Страшное видение (Ангела, несущего орудия Страстей Христовых), происходит, по-видимому, с Кипра, в XV в.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

В послеиконоборческий период распространяются образы Богородицы Елеусы (Милостивой), Гликофилусы (Сладкое лобзание; в рус. традиции Умиление ), известные также под именем Влахернитиссы (икона XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае), где Богородица и Младенец изображены во взаимном ласкании (фреска ц. Токалы-килисе, Каппадокия (X в.), Владимирская , Толгская , Донская иконы Божией Матери и др.). Этот тип изображений подчеркивает тему материнства и буд. страданий Богомладенца, наиболее ярко выраженную в Пелагонитиссе - чудотворном образе из Пелагонийской епархии в Македонии. В рус. традиции эта икона получила название «Взыграние» (фреска мон-ря ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318; икона из мон-ря Преображения в Зрзе (Македония), XIV в.), поскольку Младенец на ней изображен вырывающимся из рук Богородицы. Тема Христовых страданий выражена также в иконографии Богородицы Страстной , представленной обычно в типе Одигитрии (фреска ц. Панагии Аракос в Лагудере) или Умиления (рус. икона XIII в., ТГОМ; икона XV в. (Византийский музей)), с ангелами по сторонам, к-рые держат орудия страстей. Изображения Божией Матери в молении помимо фронтального положения могут представлять фигуру в повороте на 3/4. Такие образы известны с доиконоборческого времени. Руки Богородицы молитвенно протянуты ко Христу, напр., так в изображениях Божией Матери Агиосоритиссы (Халкопратийской) (мозаика в ц. вмч. Димитрия в Фессалонике, VI в. (не сохр.), миниатюра из Христианской топографии Космы Индикоплова (Vat. gr. 699. Fol. 76, IX в.); икона XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае); икона из Успенского собора Московского Кремля, XIV в.) и в композициях Деисуса , а также Божией Матери Параклисис (Заступницы), держащей в руках свиток с текстом молитвы, обращенной ко Христу (мозаика ц. вмч. Димитрия, VII в.; Боголюбская икона Божией Матери (Успенский собор Княгинина мон-ря во Владимире, сер. XII в.); икона из собора в Сполето (Италия); XII в., фреска собора Мирожского мон-ря во Пскове, XII в.; мозаика ц.

http://pravenc.ru/text/149527.html

Потом пришли на ум слова пастырей: прейдем до Вифлеема, и видим глагол сей бывший, егоже Господь сказа нам. И приидоша поспешшеся (ст. 15 и 16). При этом невольно вообразил ту дорогу, которая идет от вертепа пастырей к Вифлеему в стороне от деревни. И пришли поспешно пастыри, – и обретоша Мариам же и Иосифа, и младенец лежащ в яслях; идвивше же, сказаша о глоголе глоголанном им о отрочати сем (ст. 16 и 17). После сего мысль перенеслась к сказанному у евангелиста Матфея, как после убогих пастырей явились не убогие посетители, но со славою царскою и богатыми дарами. И воздал я славу Приемлющему с убогими и богатых, с нищетою и славу царскую. Далее взошли на ум слова Евангелия: Мариам же соблюдаше вся глаголы сия, слагающи в сердце своем. Какие глаголы Богородица слагала в сердце Своем? Благовестие ангела о бессеменном зачатии, самое то зачатие бессеменное, Елисаветино пророчество, Иоанново неестественное взыграние во чреве, уверение ангелом Иосифа, безболезненное рождество, благовествование ангела пастырем о отрочати сем, наставление волхвов звездою. Все это, слагаемое Ею, т.е. соединяемое воедино, показует Ей, яко рожденный от Нея плотоносец, аще и смиренно лежит во яслех, но есть Господь ангелов, которые служат рождеству Его и прославляют Его, ибо Он аще и пеленами повит, но Творец есть неба, которое по Его манию звездою призвало волхвов. И не только в слагании сих мыслей упражнялась Дева Богородица, но из глубины души, смиряясь, поминала и слова песни Своей: яко призри на смирение рабы Своея: сотвори мне величие Сильный. Потом перенесся ум мой на тот иный путь, коим волхвы возвратились во страну свою. Они шли обратно, по преданию, чрез то место, где была обитель преподобного Феодосия. И взошло на мысль, почему тогда Ирод за злобу свою, что вознамерился убить Богочеловека, не наказан смертию и злоба его не прекращена, а Сам Бого-младенец для сохранения жизни бежит в Египет. Так, думал, бывает и с Его церковию. Беды, на ию воздвизаемые, не возбраняются, но среди бед промыслом Божиим она цела сохраняется. Почему же бывает так? Потому, что чрез сие паче является сила Божия, могущая и среди опасных бед соблюсти Церковь непреклонну и недвижиму.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Екатерины на Синае), где Богородица и Младенец изображены во взаимном ласкании (фреска церкви Токалы-килисе, Каппадокия (X в.), Владимирская, Толгская, Донская иконы Божией Матери и др.). Этот тип изображений подчеркивает тему материнства и будущих страданий Богомладенца, наиболее ярко выраженную в Пелагонитиссе – чудотворном образе из Пелагонийской епархии в Македонии. В русской традиции эта икона получила название «Взыграние» (фреска монастыря церкви вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317–1318; икона из монастыря Преображения в Зрзе (Македония), XIV в.), поскольку Младенец на ней изображен вырывающимся из рук Богородицы. Тема Христовых страданий выражена также в иконографии Богородицы Страстной, представленной обычно в типе Одигитрии (фреска церкви Панагии Аракос в Лагудере) или Умиления (русская икона XIII в., ТГОМ; икона XV в. (Византийский музей)), с ангелами по сторонам, которые держат орудия страстей. Изображения Божией Матери в молении помимо фронтального положения могут представлять фигуру в 3/4 повороте. Такие образы известны с доиконоборческого времени. Руки Богородицы молитвенно протянуты ко Христу, напр., так в изображениях Божией Матери Агиосоритиссы (Халкопратийской) (мозаика в церкви вмч. Димитрия в Фессалонике, VI в. (не сохр.), миниатюра из Христианской топографии Космы Индикоплова (Vat. gr. 699. Fol. 76, IX в.); икона XII в. (монастырь вмц. Екатерины на Синае); икона из Успенского собора Московского Кремля, XIV в.) и в композициях Деисуса, а также Божией Матери Параклисис (Заступницы), держащей в руках свиток с текстом молитвы, обращенной ко Христу (мозаика церкви вмч. Димитрия, VII в.; Боголюбская икона Божией Матери (Успенский собор Княгинина монастыря во Владимире, сер. XII в.); икона из собора в Сполето (Италия); XII в., фреска собора Мирожского монастыря во Пскове, XII в.; мозаика церкви Мартораны в Палермо (Сицилия), XII в.). Нередко названия определенных иконографических типов отождествляются с эпитетами Богородицы или являются топонимами, указывающими на место, где находится почитаемый образ (в русской традиции они получили свое наименование, не всегда буквально передающее оригинал), и могут встречаться на иконах различных изводов.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonogra...

В греческом варианте этот тип икон назывался «Гликофилуса» (γλυκυφιλουσα) — «Сладкое лобзание». Это наиболее лиричный из всех типов иконографий, открывающий интимную сторону общения Матери Божьей со Своим Сыном. Иконографическая схема включает две фигуры — Богородицы и Младенца Христа, прильнувшие друг ко другу ликами. Голова Марии склонена к Сыну, а Он обнимает рукой Мать за шею. В этой трогательной композиции заключена глубокая богословская идея: здесь Богородица явлена нам не только как Мать, ласкающая Сына, но и как символ души, находящейся в близком общении с Богом. Взаимоотношение души с Богом — мистическая тема многих писаний св. отцов. Богоматерь Умиление — один из наиболее мистических типов богородичных икон. Этот тип также был широко распространен в России. К иконам типа «Умиление» относятся: «Владимирская», «Волоколамская», «Донская», «Федоровская», «Жировицкая», «Гребневская», «Ахренская», «Ярославская», «Взыскание погибших», «Почаевская» и т. д. Во всех этих иконах Богоматерь представлена в поясной композиции, в редких случаях встречается оплечная композиция, как, например, в иконе «Корсунская». Богоматерь Умиление. XII b   Разновидностью иконографического типа «Умиление» является тип «Взыграние». Иконы подобного рода были распространены в основном на Балканах, но и в русском искусстве изредка встречаются такие образы. Иконографическая схема здесь очень близка к «Умилению», с той только разницей, что Младенец представлен в позе более свободной, как бы разыгравшимся. Примером такого типа икон может служить «Яхромская». В этой композиции всегда присутствует характерный жест — Младенец Христос ручкой касается лика Богородицы. В этой маленькой детали скрыта бездна нежности и доверия, которые открываются внимательному созерцающему взгляду. Яхромская икона Божией Матери   Еще одна разновидность иконографии «Умиление» — «Млекопитательница». Из наименования ясно, что отличительной чертой этой иконографической схемы является изображение Божьей Матери, кормящей грудью Младенца Христа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Перед иконой молятся о благополучном родозразрешении. «Пресвятая Дево, Мати Господа нашего Иисуса Христа, яже веси рождение и естество матере и чада, помилуй рабу Твою (имя) и помози в час сей да разрешится бремене своего благополучно. О всемилостивая Владычице Богородице, яже не потребовала еси помощи в рождении Сына Божия, подаждь помощь сей рабе твоей помощи требующей, наипаче же от Тебе. Даруй ей благомощие в час сей, и младенца иже имать родитися и внити в свет мира сего сподоби в благопотребное время и умнаго света во святем крещении водою и духом. Тебе припадаем, Мати Бога вышняго, молящеся: Буди милостива мати сей, ейже прииде время быти мати, и умоли воплотившагося из Тебе, Христа Бога нашего, да укрепит ю силою своею свыше. Аминь». «О Преславная Матерь Божия, помилуй меня, рабу Твою, и прииди ко мне на помощь во время моих болезней и опасностей, с которыми рождают чад все бедные дочери Евы. Вспомни, о Благословенная в женах, с какою радостию и любовию Ты шла поспешно в горнюю страну посетить сродницу Твою Елисавету во время ее беременности и какое чудесное действие произвело благодатное посещение Твое и в матери, и в младенце. И по неисчерпаемому благосердию Твоему даруй и мне, униженнейшей рабе Твоей, разрешитися от бремени благополучно; даруй мне сию благодать, чтобы дитя, покоящееся теперь под моим сердцем, пришедши в чувство, с радостным взыгранием, подобно святому младенцу Иоанну, поклонялось Божественному Господу Спасителю, Который из любви к нам, грешным, не возгнушался и Сам стать Младенцем. Неизглаголанная радость, которою преисполнилось девственное Твое сердце при воззрении на новорожденного Твоего Сына и Господа, да усладит скорбь, предстоящую мне среди болезней рождения. Жизнь моя, мой Спаситель, рожденный Тобою, да спасет меня от смерти, пресекающей жизнь многих матерей в час разрешения, и да причтет плод чрева моего к числу избранных Божиих. Услышь, Пресвятая Царица Небесная, смиренную мольбу мою и призри на меня, бедную грешницу, оком Твоея благодати; не постыди моего упования на Твое великое милосердие и осени меня, Помощница христиан, Исцелительница болезней, да сподоблюсь и я испытать на себе, что Ты — Матерь милосердия, и да прославлю всегда Твою благодать, не отвергшую никогда молитвы бедных и избавляющую всех призывающих Тебя во время скорби и болезни. Аминь».

http://pravmir.ru/ikona-vzygranie-mladen...

Этот же тип Взыграния изображен в люнете над входной дверью храма в Гуморе в Буковине. Наконец, русская икона на эту тему «Образ Пресвятыя Богородицы Взыграния, что на Угреше, в монастыре свт. Николая» дает русский список обычной итало-критской иконы XVI в., скорее даже новгородского, чем московского письма (переписан). Подобна по композиции известная афонская чудотворная икона «Достойно есть», списки которой встречаются в России и на Балканском полуострове. Икона Русского музея запрестольная Взыграния Младенца с Николаем Чудотворцем на обороте исторически показательна для к. XV в. и списков с балканских переводов. Фон – светлая охра, нимб Божией Матери синий, мафорий темно-шоколадного тона, кайма его – яркий хром (желчь). Лик Божией Матери сербского типа. Характерная головка Младенца с густой шапкой волос над большим открытым лбом; одежда Его красной охры; первая прокладка или санкир – зеленоватого оттенка. Николай Чудотворец облачен в багор и темную празелень. Словом, и письмо удостоверяет в том, что темы, подобные Взыгранию, перенимались в Новгороде тотчас по их появлению в самой греческой иконописи. Интересна мистико-дидактическая икона – Явления Богоматери по Успении в третий день святым апостолам во Иерусалиме по преломлении хлеба в доме Иоанна Богослова (конец XVII в.). Тема явно апокрифическая, но допущенная в качестве благочестивого дополнения к каноническим текстам Нового Завета. Верх иконы занят изображением Отечества, в соединении с образом Софии Премудрости посреди Бога Отца с образом Эммануила на груди и Бога Слова с тем же образом, держащих в руке солнце и луну. Ниже самое явление Божией Матери в образе Оранты или Влахернской Божией Матери, внутри звезды и круга Херувимов с 4-мя лучами 4-х Евангелистов в эмблемах. Еще ниже, в доме, за престолом, Иоанн Богослов преломляет хлеб, и все Апостолы созерцают, глядя наверх, видение. Совершенно ясное указание, что подобные темы были восприняты позднегреческой, а затем через нее и русской иконописью с Запада, дается тем, что на известной иконе Дуччио начала XIV в. имеется уже «Посещение апостолом Иоанном Богоматери», явно, по Вознесении Господнем, как первый шаг к изображению новозаветных событий, хотя бы вне евангельского текста. Икона «Собор архангела Михаила и прочих бесплотных сил», быть может, древнего происхождения, как «Господские Праздники, так как ее композиция была установлена в связи с восстановлением Православия после иконоборства и осталась при этом смысле доныне, а потому здесь в отделе новых икон XV–XVI вв. она должна быть указываема только как образец для других «Соборов», как то «Собор архангела Гавриила», «Собор Всех святых» и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010